План романского храма: Романские церкви | Архитектура и Проектирование

Содержание

Романские церкви | Архитектура и Проектирование

РОМАНСКИЕ ЦЕРКВИ. ПЛАН

Во время нашествий, положивших конец Римской империи, монастыри оставались единственными убежищами цивилизации, и поэтому большие романские церкви были воздвигнуты под покровом и для нужд монастырей. Они строились во время войн, хроника которых пестрит упоминания­ми о пожарах старых базилик; реконструируя их, стремились оградить их от этого рода бедствий и в то же время приспособить к потребностям монастыря. Отсюда черты, которые отличают их от первых базилик: с конструктивной стороны — это здания, поскольку возможно огнестойкие, по плану — это здания, приспособленные для монастырской жизни.

На рис. 127 мы объединили три плана, заимствованные из эпохи наивысшего расцвета романского искусства: С — церковь в Клюни,  самое великолепное из романских сооружений; В — Сен-Бенуа на Луаре, Р — Пара ле Мониаль.

Примечание: Церковь аббатства Клюни была начата в 1089 г.

, хоровая часть была закончена в 1095 г., вся же постройка в целом была завершена лет через 30 после закладки. Но в 1125 г. рухнул неф; к 1130 г. все было восстановлено, и 22 октября церковь была освящена папой Иннокентием II.

Постройка принадлежит к бургундской архитектурной школе. Аббатство находится в департаменте Соны и Луары, в районе г. Лиона, было   I основано в 910 г. герцогом Аквитанским Вильгельмом I и являлось центром монашеского ордена бенедиктинцев.

Церковь Сен-Бенуа на Луаре находится в бывших владениях французского короля (департамент Луары) и была выстроена по приказанию короля Роберта II архитектором Умбертусом; в 1026 г. церковь сгорела и была возобновлена.

Церковь Парэ ле Мониаль (департамент Соны и Луары) — первой половины XII в., по-видимому — второй четверти. Принадлежит к бургундской архитектурной школе.

Рис. 127 
Рис. 128

Эти различные планы воспроизводят в основном форму латинской базилики. Их отличительные черты сводятся к следующему:

Увеличение хора. — Хор, т. е. пространство, предназначенное для клира, занимал в епископской церкви очень ограниченное пространство; в монастырской церкви он принимает необычные до тех пор размеры.

Обычно (Р) довольствуются удлинением поперечных нефов; в очень больших аббатствах (В и С) делают два таких нефа, и это расположение, очевидно, соответствует идее иерархического разделения между различными категориями монахов, составляющих население монастыря.

Появление обхода алтаря. — В базиликах ранней эпохи боковые нефы никогда не продолжаются вокруг алтаря: латинский и византийский планы не имеют обхода. План без обхода утвердился в Италии, где господствовали латинские традиции, на Рейне, где царило византийское влияние, и в Нормандии, архитектура которой родственна рейнской и итальянской.

В Бургундии же и на юге Франции план осложняется круговой галереей, опоясывающей алтарь. Это новшество вводится, так сказать, само по себе.

В первых церквах имелся престол над криптой, содержавшей останки какого-нибудь святого. В романскую эпоху культ святых разрастается, и, независимо от главного алтаря, воздвигаемого на крипте, в церкви появляется серия второстепенных капелл, к которым надо открыть доступ. Эти капеллы, естественно, располагаются вокруг святилища, а обход представляет собою не что иное, как проход, ведущий в капеллы и служащий местом для процессий паломников. Один из боковых нефов предназначается для движения процессии к святилищу, второй — для обратного движения; обход связывает оба эти потока. Для полного разделения обоих людских потоков каждый боковой неф имеет свою дверь; в тех же случаях, когда в церкви только одна дверь, она разделяется на два рядом расположенных проема — вход и выход.

В крипте наблюдается то же расположение, мотивированное тем же стремлением к порядку. Обход необходим для таких святилищ, куда стекаются многочисленные процессии пилигримов. Церковь Сен-Мартэн в Туре, одно из самых прославленных мест паломничества, была первой постройкой с обходом алтаря.

Варианты плана. — Этот общий для разных архитектурных школ план имеет различные варианты. Так, мы уже говорили, что в архитектурных школах Италии и Нормандии нефы просто заканчиваются абсидами. Рейнская школа допускает по абсиде на каждом конце только центрального нефа (Майнц, Вормс, Бамберг), а в церкви св. Марии на Капитолии в Кёльне не только центральный неф, но и пересекающий его имеют с двух концов завершение в виде абсиды.

Затем идут планы, отходящие от формы базилики и приближающиеся к типу церквей с центральным святилищем; древняя церковь Сен-Бенинь в Дижоне, церковь в Нёви построены по круглому плану и являются, по-видимому, подражанием ротонде храма св. Гроба.

План Сен-Галленского монастыря. — Для уточнения приведенного обзора воспользуемся планом IX в. , взятым из архивов Сен-Галленского аббатства. На рис. 128 мы воспроизводим основные указания рукописи, дополняя их чертежом разреза, который, по-видимому, определяется планом. Церковь, в соответствии с рейнским типом, ограничивается на каждом конце большой абсидой с хором; центрам обеих абсид соответствуют алтари, посвященные Петру и Павлу.

Примечание: Сен-Галленский монастырь (L’abbaye de St. Gall) основан около 700 г. В X в. около монастыря вырос город, жители которого вступили с монастырем в борьбу за свою независимость, приобретенную ими полностью лишь в XVII в. Теперь город находится в пределах Швейцарии.

Первоначальный проект Сен-Галленского аббатства не был осуществлен; этот проект приписывается Эрингарду, известному автору хроник и строителю времен Карла Великого; под его руководством была выстроена Аахенская колонна, он же около 820 г., возможно, исполнил план-проект указанного аббатства. Сам Эрингард был настоятелем аббатства Фонтенелль. Полностью план воспроизведен у Lasteyrie, упом. соч., стр. 141, и еще лучше у Otte, упом. соч., стр. 92.

Над криптой, в которой покоятся останки патрона монастыря, возвышается главный престол во имя этого патрона и Мадонны. Два других престола, находящиеся на ступенях, ведущих к святилищу, посвящены основателям монашеских орденов. Наконец, остальные престолы расположены вдоль боковых нефов.

В центральном хоре амвон, или трибуна, А служит местом для проповедей; по сторонам его — две кафедры Е для чтения посланий и евангелия. Купель F, прежде помещавшаяся в отдельном баптистерии, теперь расположена при входе в неф. Два зала В и V примыкают к святилищу и, по древнему обычаю, служат для хранения в них священных книг и сосудов.

Весь трансепт и значительная часть центрального нефа отведены для монахов, и невольно вызывает удивление, какое ограниченное пространство оставлено для массы верующих. Кажется, что для них церковь была лишь целью паломничества и что они только проходили через нее. Двор в форме подковы (Н), обнесенный портиками, служил им местом ожидания; процессия проникала через один из боковых входов, следовала по узкому проходу вдоль капелл в боковом нефе, спускалась вниз, обходила крипту и выходила через второй боковой неф.

Перед церковью находились две сторожевые башни Т; на вершине их находились престолы, посвященные архангелам. Отметим отсутствие обхода; он становится обязательным только к XI в. и позволяет поместить вокруг престола капеллы, которыми в церкви Сен-Галленского аббатства еще загромождаются нефы. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Внешний вид романских церквей | Архитектура и Проектирование

Внешнее расположение и форма масс самым четким образом обнаруживают конструкцию и план романских церквей. Извне можно предугадать все: пересечение двух главных нефов, деление боковых нефов на этажи, расположение капелл.

На рис. 157 показано расположение масс церкви клюнийской школы, на рис.

158 — овернской. Рассмотрим главные элементы этого внешнего вида, а также пристройки, составляющие окружение церкви.

Рис. 157 Рис. 158

Колокольня. — Бросающимся в глаза элементом внешней композиции является колокольня, силуэт которой уже издали оповещает о здании. На основании немногих сохранившихся сведений о базиликах меровингов в Туре и Нарбонне мы можем допустить, что в церквах Галлии, начиная с V в., центральная секция была увенчана квадратной башней, покрытой деревянной крышей в виде щипца; только в VIII в. эта квадратная башня превращается в клетку для колоколов.

К IX в., в частности в провинциях, которым угрожали нор­манны, колокольня исполняет роль оборонительной башни, а начиная с XI в. она приобретает характер феодального сим­вола: это сторожевая башня церкви или монастыря.

Нередко, в особенности в Италии, колокольня отделена от  остального  здания.    Нормандская  школа  допускает,  независимо от центральной башни, еще башни в обоих углах главного фасада и над первыми секциями святилища (Сент-Этьен в Кане). Так размещенные, колокольни играют роль опоры для сводов боковых нефов.

Колокола, по-видимому, были небольших размеров; в сводах не заметно никаких отверстий для подъема их, и очевидно, они были настолько легки, что впоследствии их можно было поднимать наверх через проемы башни. Размещались они в простых нишах или же подвешивались на консолях, вделанных в каменную кладку (рис. 159, В).

Рис. 159

В построении секции церкви доминирующее значение имеют требования устойчивости; в расположении колокольни, наоборот, главную роль играет декоративная сторона. Поэтому колокольни имеют весьма разнообразный вид.

До IX в. колокольни имели, по-видимому, вид круглых башен, как, например, колокольня церкви св. Аполлинария в Равенне, или колокольни, указанные в плане Сен-Галленского аббатства. В романскую эпоху колокольня уже четырехугольная; типы ее перекрытия показаны на рис. 159.

Только архитектурные школы Перигора, Сентонжа и Оверни завершают колокольни каменной главой, имевшей вид купола с весьма повышенным стрельчатым очертанием (рис. 159, G). Тулузская школа охотно заменяет башню простой звонницей с проемами, где и помещаются колокола (рис. 159, G).

Повсюду в других местах колокольня покрыта деревянной крышей, и формы этой крыши в разных провинциях имеют следующие особенности:

Прованс, Италия и Испания довольствуются шатровой крышей (А), установленной на столбиках, причем интервалы между ними служат в то же время слуховыми проемами, через которые передается звон. В Шампани эта шатровая крыша заменяется двускатной кровлей (В), в Нормандии — квадратной пирамидальной (D).

Рейнские школы проявляют особую склонность к комбинации, изображенной на чертеже Е; это четырехгранная пирамида, сопряженная под углом 45° с квадратной башней. Форма щипцов определяется пересечением сторон пирамиды и башни.

Наконец, мы уже указывали на общий вид колоколен, которые в школах Оверни и Клюни возвышаются над пересечением нефов; на рис. 160, С и F показана их композиция.

Рис. 160

Нартекс. — Подобно латинским и византийским церквам, почти все аббатства романского стиля имеют перед входом вестибюль, или нартекс. Первоначально нартекс предназначался для кающихся или новообращенных; в романских же церквах нартекс, по-видимому, скорее служил залом ожидания, где пилигримы ждали своей очереди для входа в цер­ковь, а быть может, и судебным залом, где аббаты отправляли правосудие.

Нартекс в Клюни являлся сам по себе большой церковью; нартекс в Везлэ, переделанный к концу XII в., почти не сохранил следов своего первоначального устройства. В Турню и в Парэ ле Мониаль нартекс был двухэтажным. В Сен-Бенуа на Луаре верхний этаж представлял собой покрытую террасу, открывающуюся наружу во все стороны; быть может, там происходили какие-нибудь церемонии, подробности которых нам неизвестны, вроде, например, папского благословения из ложи собора св. Петра.

В эпоху готики нартекс останется лишь как воспоминание о прежнем типе постройки или в качестве исключительного случая. В некоторых романских церквах нартекс представляет собою только открытый портик, как, например, в соборе в Пюи. К зданию, расположенному на крутой возвышенности, ведет просторная лестница, перекрытая широким сводом, который образует над лестницей портик и в то же время служит опорой для первых секций нефа.

Этот прекрасный прием был вынужденным, он не входил в первоначальный проект здания: вначале церковь доходила лишь до спуска холма, позднее возникло желание продолжить неф над этим спуском, ввиду чего лестница была покрыта сводом. Так образовался этот портик — самый оригинальный и импозантный из созданных романским искусством.

Баптистерий. — Баптистерий, который в латинской и византийской архитектуре всегда был отделен от церкви, сохранил свою обособленность в одной только Италии. В Пуатье сохранился баптистерий, являющийся одним из самых ранних зданий христианской архитектуры в Галлии. План Сен-Галленского аббатства показывает, что, начиная с IX в., баптистерий был перенесен в самую церковь.

Отсутствие ризниц. — Мы не знаем ни одной романской церкви, которая имела бы «сакристию». По всей видимости, романская эпоха сохраняла традицию, которая упрочилась в греческом ритуале: использовать для приготовления к обряду две маленькие абсиды, расположенные направо и налево от главной.

Крытая галерея (клуатр). — Клуатр романских церквей напоминает передний двор древних базилик, но здесь он предназначается для лиц духовного звания, и рядом с ним находится монументальный зал для заседаний духовного капитула. Ввиду этого клуатр располагался на одной из боковых сторон здания, вдали от потока светских посетителей (Пюи и др. ).

До XII в. клуатр почти всегда покрывался простой деревянной кровлей (например в Муассаке). В качестве наиболее ранних клуатров со сводами можно указать клуатры в Пюи и в Турню, детали которых показаны на рис. 132. Тот и другой перекрыты крестовыми сводами. Клуатры же в Провансе по большей части перекрыты ползучими сводами, на которые уложена черепица (Сен-Трофим, Монмажур). Клуатры считались столь же неприкосновенными, как и самые церкви, и поэтому служили убежищем.

Гробницы. — В романскую эпоху встречается мало случаев погребения в самой церкви; помимо кладбищ, обычными местами для погребения были нартекс и клуатры; по форме своей гробница была саркофагом, иногда на колонках, или же простой плитой. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Романская архитектура: Характеристики | StudySmarter

Фантастические крылатые звери смотрят вниз с разноцветных колонн, обрамляющих полукруглый фасад. Восемь императоров и королей навеки покоятся в прохладном темном склепе внизу. Это Императорский собор Успения и Святого Стефана, широко известный как Шпейерский собор , одно из самых известных романских зданий в Германии и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Шпейерский собор, Немецкая энциклопедия , 1891 г., Йозеф Кюршнер (редактор). Источник: Wikipedia Commons (общественное достояние).

Романская архитектура: определение

Романская архитектура — это период средневекового европейского искусства и архитектуры, расцвет которого пришелся примерно между 1000 и 1150 годами. Термин «романский» относится к его римскому вдохновению. Однако этот стиль также опирался на другие традиции, включая каролингскую, оттонскую , а также византийскую . В некоторых местах, таких как Сицилия, романский стиль даже включал в себя арабскую эстетику.

Романская архитектура, особенно соборы, обычно отличалась округлыми арками, колоннами, декоративными аркадами, скульптурами и другими видами орнамента. Несмотря на общие эстетические темы, романский стиль варьировался от страны к стране, причем наиболее известные примеры находились в Италии, где он возник, во Франции, Германии и Англии. Его распространение по Западной Европе сделало романский стиль поистине интернациональным.

Романская архитектура: предыстория

В период своего расцвета искусство и скульптура в Римской империи были реалистичными и натуралистичными. После того, как Римская империя пришла в упадок в 5 веке, искусство изменилось, и реализм на время ушел. Первоначально этот период называли 9-м.0003 «Темные века» в Европе 18 века. В то время европейцы в целом воспринимали весь тысячелетний период Средневековья как время упадка интеллектуальной строгости и качества искусства. К началу 20 века историки использовали термин «Темные века» для обозначения более короткого периода 5-10 веков. Сегодня этот термин больше не используется по многим причинам. Например, некоторые историки подчеркивают отсутствие интереса к реалистическому изображению в новом христианском контексте в отличие от языческого Рима, а не считают это потерей технических навыков.

Династия Меровингов

После распада Римской империи династия Меровингов (5-8 век) привнесла свои собственные германские влияния и смешала их с римскими источниками. Это германское племя предпочитало свои собственные традиционные узоры и геометрические узоры, а не реалистичные изображения людей римлян. Художники-меровинги также занимались мелкими изделиями из металла.

Южная сторона Ахенского собора, фото ок. 1900, репродукция Photoglob AG. Источник: Wikipedia Commons (общественное достояние). Собор включает в себя Палатинскую капеллу Карла Великого и представляет собой сплав стилей.

Каролингский ренессанс

Следующей крупной эстетикой, появившейся в Европе, был каролингский стиль. Этот стиль использовался при жизни императора Карла Великого (768-814) до конца IX века. Этот период стал известен как Каролингское Возрождение , потому что он возродил классическую римскую эстетику, смешанную с раннехристианским искусством, а также византийскими влияниями восточного христианства. Аахенский собор в Германии, где похоронен Карл Великий, начинался как каролингское сооружение, а затем был изменен, чтобы включить другие архитектурные стили.

Здесь термин «византийский» относится к искусству и культуре Византии со столицей Константинополем (современный Стамбул, Турция). В то время как Латинская церковь Рима и восточная церковь Константинополя формально не отделялись до 1054 года, они развивались отдельно.

Оттоновский ренессанс

Христос на троне с четырьмя евангелистами , Османский период, Трир, конец 10 века, слоновая кость. Источник: Музей Боде в Берлине, Wikipedia Commons (общественное достояние).

Следующий период (950–1050 гг.) назван в честь трех германских императоров по имени Оттон I-III. Оттонский период годов в средневековом европейском искусстве и архитектуре основан на каролингской традиции с дополнительным акцентом на возрождение раннехристианского искусства. Оттонские мастера специализировались на скульптуре, резьбе по слоновой кости и иллюминировании рукописей. Рукописи проявляли больший интерес к смелым цветам и выражениям, чем к натуралистическому изображению.

История романской архитектуры

Романская архитектура возникла после оттоновского периода в средневековом искусстве и архитектуре и стала популярной во всей Западной Европе. Первоначальное стилистическое вдохновение для романского стиля пришло из Ломбардия , Италия. Однако Италия отличалась от других романских вариантов по ряду причин. Как правило, романские постройки были каменными. Однако в Италии в это время также было в изобилии мрамора , который использовался для облицовки зданий. Другими словами, в Италии сохранилась непрерывная традиция каменной кладки, восходящая к римскому периоду. В этой части Европы также наблюдался экономический рост, в результате которого было построено много новых зданий.

Романская архитектура: стили

В Англии романский стиль был известен как норманнский стиль . Другие варианты романского стиля включали бургундских и цистерцианских стилей Франции. Сицилия продемонстрировала, пожалуй, самую уникальную смесь романского стиля, сочетающую нормандский вариант с византийскими и арабскими влияниями.

Монашеские ордена

Ключевой причиной общей популярности романской архитектуры стал рост монашеских орденов , включая картезианцев, клюнийцев, и цистерцианцев . Пришлось возводить более крупные церковные комплексы для размещения всех новых членов духовенства, монахов и мирян.

Романская архитектура: типы зданий

В то время религия доминировала во всех сферах жизни. Однако церкви были не единственным типом романских построек. Замки, частные дома и светские здания по всей Европе также имели романские элементы.

Скульптура и орнамент базилики Святого Серватия, Маастрихт, Нидерланды (11–12 века), Филипп ван Гульпен, 1844 г. Источник: Wikipedia Commons (общественное достояние).

Характеристики романской архитектуры

Романские соборы обычно имели план этажей, основанный на римской базилике . Алтарь церкви , расположенный в районе апсиды , обычно был обращен на восток в сторону Иерусалима, что символизировало источник христианства. 9Неф 0003 был длинным и сводчатым. Его пересекал под углом 90 градусов трансепт обычно возле алтаря. Более крупные постройки имели меньшие проходы по бокам нефа. Некоторые церкви включали излучающих часовни вокруг амбулаторных . В романских церквях также было много полукруглых элементов, таких как аркады, окна, двери , фасады , а также скульптура и орнамент. В некоторых соборах хранились святые мощи (части тела) и служил местом захоронения королей и императоров.

План собора Святого Остина, Кентербери, Кент, Англия, 1929 г. На плане показаны основные части средневековой церкви (неф, проходы, апсида, трансепт). Источник: Чарльз Коттон Саксонский собор в Кентербери и саксонские святые, похороненные в нем , Wikipedia Commons (общественное достояние).

Факты о романской архитектуре

Термин Определение
Амбулатория

Амбулатория церкви – это полукруглый проход вокруг апсиды.

Апсида

Апсида – полукруглая часть храма в алтарной части, обращенная на восток. Снаружи церковь обычно покрыта куполом.

Аркада

В церкви аркада представляет собой ряд арок, каждая из которых находится на вершине колонны.

Базилика

Базилика — это строительный стиль, возникший в Древнем Риме, с длинным центральным проходом (нефом). В Риме базилики обычно выполняли светскую функцию. Западные средневековые церкви обычно проектировались как базилики.

Купол

Купол – это крыша церкви в районе апсиды в форме полусферы.

Фасад

Фасад — фасад здания с дверным проемом. Фасад собора обычно имеет множество стилистических элементов.

Неф

Неф является самым большим центральным нефом церкви в западно-восточном направлении.

Радиальные часовни

Лучевые часовни окружают амбулаторию в апсиде церкви.

Трансепт

Трансепт представляет собой поперечную часть церкви, которая пересекает неф, обычно вплотную к алтарю. Трансепт придает церкви крестообразную форму.

Барабанная полость Барабанная полость представляет собой треугольную или полукруглую поверхность над входом, окном или дверью. Часто украшают барабанную перепонку.
Хранилище

А хранилище является частью крыши церкви, состоящей из арок (ребер). Своды различаются по сложности.

Отенский собор с частью свода, колоннами и полукруглыми арками, Отен, Франция (1120-1146 гг.), 1913 г. Источник: Wikipedia Commons (нет известных ограничений авторского права).

Романская архитектура: примеры

Важно отметить, что многие романские постройки включали более ранние стилистические элементы, такие как 9 век Палатинская часовня в Аахене, Германия, и ее каролингский и оттоновский аспекты. В качестве альтернативы многие структуры были изменены, чтобы включить более поздние стилистические особенности. Например, собор Монреале на Сицилии представляет собой смесь нормандского романского, византийского и арабского стилей из его первоначальной постройки в 12-13 веках. Этот собор был изменен в 16 веке и в результате также имеет элементы эпохи Возрождения и барокко.

Известные романские здания

  • Санта-Мария-ин-Космедин , Рим, Италия (8 – начало 12 века)

  • Палатинская капелла Карла Великого, Аахен, Германия (9 век)

  • Сент-Майклс, Хильдесхайм, Германия (1001–1031)

  • Императорский собор Базилика Успения и Святого Стефана (Шпейерский собор), Шпейер, Германия (1030-1103)

  • Замок Конисбро, 900 04 Южный Йоркшир, Англия (11 век )

  • Базилика св. Серватия, Маастрихт, Нидерланды (11-12 вв.)

  • Отенский собор, Отен, Франция (1120-1146)

  • Собор Сантьяго-де-Компостела, Галисия , Испания (1075-1211)

  • Собор Саутуэлл, Англия (1120)

  • Церковь аббатства Сенанк и окружающие монастырские постройки, Горд, Прованс, Франция (1 148)

  • Крак-де-Шевалье, a Замок крестоносцев, Сирия (1140-1170)

  • Собор Монреале, Сицилия, Италия (1172-1267) 900 05

  • Civic Hall, Масса Мариттима, Италия (1200)

Сантьяго-де-Компостела, фрагмент, фотография сделана в 1892 году. Источник: Константин Уде, Бауденкмелер в Испании и Португалии, Wikipedia Commons (общественное достояние).

Романская архитектура: историография

Искусствоведы начали изучать романскую архитектуру в 17 веке. Однако подлинная оценка этого периода возникла только в 19-20 веках.

Первые исследования были посвящены тому, как строились романские здания, их формальным характеристикам и основным различиям между романским и готическим стилями. Историки искусства также изучали иконографию — значение и интерпретацию визуальных образов в системе — скульптуры и искусства этого периода.

Со временем историки искусства начали классифицировать романскую архитектуру по стилям, хронологическим периодам и влияниям. Они разработали методологию — систему методов — для изучения средневековой архитектуры.

Последствия

Готика Стиль постепенно вытеснял романский стиль, начиная с середины 12 века до 15-16 веков. Готика создавала более богато украшенные, более высокие соборы, которые казались невесомыми благодаря большим витражи . Готика достигла этого невесомого вида, перенеся вес конструкции снаружи здания на контрфорсы — каменные опоры, отдельные от основного здания, в которых использовались арки. Готические здания отличались более сложными ребристыми сводами , состоящими из пересекающихся элементов , стрельчатых арок, и внешних элементов, таких как шпилей и башен. Как и романские, готические соборы содержали множество статуй и отображали региональные варианты.

Здания в романском стиле – основные сведения

  • Романский стиль в искусстве и архитектуре доминировал в Западной Европе примерно между 1000-1150 годами.
  • Романский стиль возник в Ломбардии и распространился в другие части Италии, Германии, Франции, Англии и других стран. У него были региональные варианты, такие как нормандский стиль в Англии.
  • Романские постройки были соборными комплексами, а также другими типами, такими как замки и частные дома.
  • Романские постройки обычно имели форму удлиненных римских базилик и отличались полукруглыми арками, скульптурой, колоннами и сводами различной сложности.
  • Романский стиль сменился готическим в 12-13 вв.

Романская архитектура — краткий справочник · пространство арки

Романская архитектура, архитектурный стиль средневековой Европы, стал доминирующим архитектурным стилем в период с 6 по 11 века. Дизайн и стиль в основном были заимствованы из римского искусства и архитектуры. Римская архитектура процветала между падением Римской империи (5 век) и началом готической эпохи (13 век).

В средние века существовало большое количество монахов и монастырей, что придавало большое значение монашеству. Многие из романских церквей раньше были монастырскими церквями, окруженными красивой сельской местностью. Монастыри посвятили себя сельской местности. Церкви строились не только для проведения служб; они ушли далеко за пределы цели, их было —

  • Архитектурное воплощение имперской власти.
  • Архитектурное воплощение идеи Римской империи.
  • Важно на политическом уровне, так как они продемонстрировали ранг своих строителей.
  • Великолепные строения как демонстрация могущества императора.
  • Представление символических и социологических аспектов.

Содержание

Основные архитектурные особенности романской архитектуры

Романские соборы и базилики представляли собой массивные строительные конструкции с большими башнями, меньшими окнами, прочными колоннами, сводами, круглыми арками и декоративными аркадами. Четкие формы и симметричные планы с простым внешним видом определяют этот стиль, сочетающий в себе римский и византийский стили строительства.

  • Гармоничные пропорции
  • Круглые арки, поддерживающие крышу.
  • Декоративные арки для фасада
  • Каменные своды — цилиндрические, паховые и ребристые своды
  • Толстые и тяжелые стены
  • Маленькие окна
  • Рельефная скульптура

Строительные работы

Здания романской архитектуры были построены из камня и имели деревянные крыши.

Фундаменты – В более ранних конструкциях фундаменты закладывались на влажном или неустойчивом грунте. Позже были обсуждены и максимально решены проблемы, связанные с бедными грунтами основания.

Стройматериалы – Привозили из разных частей города. В качестве примера; мрамор и известняк для строительства Лионского собора везли с Форума Траяна. Классические здания в целом были популярными источниками камней.

Человеческая сила – Каменщики, каменщики, скульпторы, мешалки, штукатуры, побелщики, плотники, разнорабочие и разнорабочие.

Строительные работы – В начале ХХ века использовались деревянные леса.

До этого использовались консольные леса. На каждом этапе работ создавалась ровная рабочая зона у обшивки стены. Леса были сняты и прикреплены к стене выше, как только стена была построена. Материалы поднимались с помощью пандусов и транспортировались с помощью корзин, носилок и полос.

Романская архитектура

Существовало три основных типа архитектурных типологий – церкви, монастыри и замки.

  • Церкви
    • Важные типы зданий
    • Символизирует Царство Бога
    • Большинство из них в поперечном плане.
  • Монастыри
    • Создан как город Бога.
    • Имел несколько зависимостей — церковь, монастырь, комната капитула, комната монахов, больница
  • Замки
    • Использовались для оборонительных сооружений.
    • Укреплен стенами для укрытия.
    • Замки построены на ступенчатых участках.

Строительные компоненты церквей

Источник изображения – slidetodoc.com

Архитектура и внутренние помещения

А. Центральный неф

Стены Нефа в основном построены многоэтажной системой. Один или два уровня уровней Трифориума и фонарь были построены над Аркадами. Каждый отсек Аркады состоит из одной или двух арок. Каждая бухта имеет свой свод, а тяга осуществляется колоннами. Они тоже были разных типов —

  • Одноярусная конструкция
    • Стены Нефа были простыми, с аркадами и колоннами, без фонарей и трифорий.
  • Двухъярусная конструкция
    • Строительство стен в два этапа – Аркады и Фонари
    • Колонны объединяют пространство зала.
  • Трехъярусная конструкция
    • Этот тип конструкции был замечен в больших соборах. Аркады, Трифориумы и Фонари украшают стены Нефа.
  • Четырехъярусная конструкция
    • Располагается снизу вверх следующим образом – аркады, галереи, глухой трифорий, фонарь.
Источник изображения – slideplayer.com

B. Хор и склеп

Первоначально в церквях хор был простым и считался местом пения состоявшимся. Позже его расширили алтарной площадью и апсидой. В тринадцатом веке был добавлен экран для хора, который служил границей между монахами и мирской церковью. Он также служит платформой для певцов. Размер хора диктовался шириной и высотой нефа.

Хор; Источник изображения — site.pitt.edu

Склеп изначально был местом, где был похоронен мученик. Позже склеп служил последним пристанищем для высокопоставленных лиц. Доступ к нему осуществлялся через туннельный склеп с отдельными камерами. Над склепом был построен восточный хор, а позже и церковь.

C. Стены

Стены представляли собой массивные толстые стены с небольшим количеством отверстий. Наружные стены двойной оболочки были засыпаны щебнем. В качестве строительных материалов использовались местный камень, кирпич, известняк и гранит в зависимости от наличия и строительных традиций.

Типичная английская романская бухта (из собора Питерборо). (слева) Внешний вид. (в центре) Внутренний фасад. (справа) Разрез через отсек Источник изображения – europeanarchitecture.tumblr.com

Д. Пирс и Кэпиталз

В романской архитектуре опоры использовались для поддержки арок. Они были квадратными или прямоугольными в сечении и строились из каменной кладки. Причалы имеют вертикальный вал с основанием внизу и капителью, антаблемент наверху вертикального вала. Опоры также имели весьма сложную форму – крестообразные столбы, сгруппированные группы более мелких валов.

Столбцы

Колонны использовались как конструктивно, так и как часть фасада или внутренней отделки. Капители были похожи на римские – коринфские и составные. Мрамор широко использовался в романских колоннах.

  • Спасенные колонны
    • Римские колонны были спасены и позже использовались в интерьерах церквей.
  • Колонны барабанные
    • Колонны были построены массивно, чтобы поддерживать толстые стены и своды. Они были построены из каменных цилиндров, называемых барабанами.
  • Полые колонны
    • Они были построены из тесаной кладки, а пустотелая часть заполнена щебнем.

E. Двери и окна

Двери

Романские культовые сооружения имеют три типа входов.

  • Простой вход с круглой аркой
  • Обеспечение утопленного или ступенчатого входа
    • Ступенчатые к центральной оси сегменты арки образуют форму воронки.
  • Встраиваемый портал с колоннами
Встраиваемый или ступенчатый входВстраиваемый портал с колоннамиВстраиваемый портал с колоннами

Западный портал Сен-Трофима в Арле — один из самых богато украшенных фигуративной скульптурой. Центральной темой является ожидание спасения, связанное со Страшным судом.

Источник изображения – общее. Викимедиа

Окна

Было четыре разных типа окон

  • Простое полукруглое окно
  • Сдвоенные полукруглые прожектора с центральной колоннадой
  • Ступенчатые полукруглые фонари с разделительными колоннадами
  • Треугольное окно.

Ф. Аркады

Аркада представляет собой ряд арок, поддерживаемых колоннами. Аркады появляются в разных местах, таких как

.
  • Атриумные помещения
  • Интерьер церквей, разделяющий неф и проходы
  • Большой зал замков
  • Фасады
  • Истории

Аркада также рассматривается как элемент декора.

Аркада; Источник изображения — Викисклад

G. Своды и купола

Строительство сводов заменило плоские крыши раннехристианских базилик. Развитие в этот период проявляется в различных формах сводов – бочкообразный свод, паховый свод, ребристый свод и, кроме того, развитый с остроконечным ребристым сводом, который является основной характеристикой готического стиля.

Хранилище бочек

Бочкообразный свод — это простой тип сводчатой ​​крыши, требующий поддержки сплошными стенами. Пилястры, прикрепленные к передней части колонн прохода, продолжаются в своде поперечными арками. В основном используется для покрытия центрального нефа.

Паховый свод

Пахи возникают в результате пересечения трансепта и нефа. Также пересечение двух бочкообразных сводов под прямым углом над квадратом приводит к образованию арочных диагоналей или пахов. Свод сам по себе является структурным элементом. Это обычное явление в проходах и амбулаториях.

Бочкообразный свод и паховый свод; Источник изображения — guerrerohistory.wordpress.com
Ребристый свод

Ребра (маленькие арочные рамы) охватывают область свода в поперечном направлении, и каждый сводчатый пролёт имеет диагональные ребра, подобные паховому своду. Здесь ребра являются конструктивными элементами, в отличие от свода, который является конструктивным элементом пахового свода.

Бочкообразный свод; Неф Лиссабонского собора; Источник изображения — WikipediaGroin Vault; Проход церкви аббатства; Источник изображения — WikipediaRibbed Vault; Сент-Этьен; Источник изображения — Википедия

Купола

В романской архитектуре купола присутствуют на пересечении нефа и трансепта. Восьмиугольные в плане купола, опирающиеся на косы и паруса, являются одной из особенностей романской архитектуры.

Фасады романской архитектуры

Фасады романских церквей обращены в основном на запад и симметричны. Они имеют значительный центральный портал, украшенный скульптурной лепниной, или крыльцо и арочные окна над ним. Романские церкви отличаются главным образом укрепленным видом массивных сооружений с круглыми арками, массивными портиками с башнями и меньшими оконными проемами. Укрепленные крыльца предназначались для защиты церкви от злых сил.

Западный фасад без вышек

Меньшие церкви обычно не имеют башен или имеют одну маленькую башню, расположенную в центре. Его расчленяют конструктивные элементы – пилястры, лесенки, колонны, орнаментальные скульптуры.

Страна: Франция Местонахождение: Монастырь Св. Трофима Подпись: Портал и фасад после консервации Дата изображения: 1995 г. Фотограф: WMF Происхождение: посещение места Оригинал: из коллекции слайдов. Пизанский собор; Источник изображения – gpsmycitySan Zeno, Верона; Источник изображения — Википедия

Западный фасад с двумя фланговыми башнями

Западный фасад/фасады с двумя фланговыми башнями наиболее распространены в романской архитектуре. Обычно встречается в северной и западной Европе. Считается символическим указанием на врата небесного Иерусалима.

Церковь Сент-Этьен :

Фасад, окруженный двумя высокими башнями с контрфорсами и тремя порталами, является архитектурным образцом для фасадов более поздних лет.

Кафедральный собор Саутуэлл и Лимбургский собор являются прекрасными примерами.

церковь Сент-Этьен; Источник изображения – Источник изображения – artsy.netSouthwell собор; Источник изображения – buttress.net Лимбургский собор; Источник изображения — Wikipedia.com

Западный фасад с тремя башнями

Фасад состоит из центральной части с атриумом и многоэтажной верхней церковью и соединен боковыми флигелями, галереями и фланговыми башнями.

Аббатская церковь Марии Лаах; Источник изображения — vialucispress.wordpress.com

J. Интерьеры романской архитектуры

Стены оштукатурены и окрашены, часто облицованы мрамором. Были украшены деревянные потолки. Камень был материалом, обычно используемым для строительства зданий и украшений с декоративными капителями и лепниной. Мозаики, росписи и резные фигуры были элементами внутреннего убранства.

Аркады были наиболее распространены во внутренних церквях. В Италии мраморные колонны с Капителью, Базой и Абаком были широко распространены по всей стране.

Внутренние крыши были разных типов и материалов. Деревянные крыши и деревянные потолки были наиболее распространены в небольших церквях, тогда как в более крупных церквях были крыши от простых цилиндрических и паховых сводов до ребристых сводов. Серия куполов также была интересной особенностью крыш романской архитектуры.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Опубликовано thearchspace

Просмотреть все сообщения от thearchspace

Архитектурные курсы

Категории

Последние сообщения

Подписаться на блог по электронной почте

Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *