- Успенский собор в Москве, Россия
- 12 уникальных деревянных храмов • Arzamas
- 1. Колокольня в Цивозере
- 2. Церковь Василия Блаженного в Чухчерьме
- 3. Храм в Ракулах
- 4. Рождественская церковь под Каргополем
- 5. Ильинская церковь в Задней Дуброве
- 6. Тройник в Ратонаволоке
- 7. Шатры на крещатых бочках в Едоме
- 8. Бывший монастырь в Соезерской Пустыни
- 9. Преображенская церковь и колокольня в Нименьге
- 10. Никольская церковь в Унежме
- 11. Ильинская церковь в Белозерске
- 12. Деревянные храмы в Астраханской и Нижегородской областях
- Скрэббл, медведи и ослик-дергунчик: угадайте, чья игрушка
- Храм Та Пром
- Достопримечательности и экскурсии в Ростове Великом
- Ростовский Кремль, XVII – XVIII вв.
- Успенский собор, начало XVI века.
- Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, XVIII – XIX вв.
- Авраамовский монастырь, конец XVI – XVII вв.
- Троице-Сергиев Варницкий монастырь, XVII-Xixвв.
- Рождественский монастырь, XIV век.
- Церковь Иоанна Богослова на Ишне, 1687-1689
- Церковь Николая Поляна, 1813 год.
- Вознесенская церковь, 1566 г.
- Церковь иконы Божией Матери Толгской, 1761
- Церковь Космы и Дамиана, 1175
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1795 год
- Церковь Николая на Подозрении, 1745 – 1751
- Церковь Спаса на Песках, XVII век.
- Петровский монастырь, XVII-XIX вв.
- Церковь Спаса на Торге, 1685 – 1690 гг.
- Мытный двор, 1830 год.
- Гостиный двор, 1840 – 1841 гг.
- Город-сад, середина XIX века.
- Кекинская гимназия, 1908 – 1910
- Конюшенный двор, XVII век.
- Государственный музей «Ростовский кремль»
- Музей ростовского купечества
- Музей завода «Ростов финифть»
- Ростов Дом ремесел
Успенский собор в Москве, Россия
Чем крупнее или значительнее древнее сооружение, тем сложнее и подчас длительнее идет процесс рождения музея. Один из таких музеев — Успенский собор Московского Кремля. Его своеобразные архитектурные качества, его полутысячелетняя история, его огромные художественные богатства давно привлекали внимание учёных. В последнюю четверть века здесь проводились наиболее интенсивные изыскания. Они продолжаются и сегодня, здесь постоянно ведутся реставрационно-исследовательские работы.Строительство Успенского собора относится к XV веку, но среди сохранившихся архитектурных сооружений Кремля он, пожалуй, больше других связан с самой ранней историей Москвы. Дошедшее до нас здание собора — пятое по счету с тех пор, как на этом месте была построена деревянная церковь в деревянном городе XII века, расположившемся на высоком берегу реки Москвы при впадении в нее Неглинной. Последние исследования древней топографии Кремля показывают, что храм поставили на вершине прибрежного холма: видимо, он был главным московским храмом.
Открытия ученых все больше убеждают в том, что этому зданию древней Москвы отводилось большое место в официальной жизни города. Он, видимо, был патрональным храмом Москвы, а затем и Московского княжества, его символом. Именно с перестройки, возобновления этого памятника обычно приступали к очередному большому строительству. Так было на протяжении двух столетий, когда Москва постепенно возвышалась над другими русскими городами и превращалась в центр единения национальных сил.
В конце XIII века в связи с созданием Московского княжества в составе Северо-Восточной Руси на месте древней деревянной церкви был построен первый в Москве белокаменный храм. В XIV столетии, когда московские князья получили титул великих князей Владимирских, в Кремле развернулось большое каменное строительство, а началось оно с сооружения, вместо прежней, которая была разобрана, новой белокаменной Успенской церкви.
Наконец, во второй половине следующего, XV века, Иван III, создатель Русского централизованного государства, приступая к грандиозной реконструкции своей столицы, приказал разобрать церковь и возвести новый Успенский собор.Созданию Успенского собора в XV веке придавали особое значение. Об этом подробно рассказывают летописи. Своими размерами он должен был превзойти Успенский собор города Владимира, который был взят за образец при строительстве московского храма XV века. Первая попытка московских строителей оказалась неудачной: почти законченный грандиозный собор неожиданно рухнул. Для достижении намеченной цели Иван III обратился к зодчим Италии, тогда самым опытным архитекторам Европы.
Прибыв в Москву в 1475 году, болонский мастер Аристотель Фиораванти возвел на месте рухнувшего собора дошедшее до нас уникальное здание, сыгравшее исключительную роль в дальнейшем развитии русской архитектуры.
Все произведения искусства, которые находятся в Успенском соборе донесли до наших дней все богатство мышления художников того времени.
12 уникальных деревянных храмов • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Александр Можаев рассказывает о деревянных храмах, которые еще можно застать в живых. Другие выпуски цикла об исчезающем архитектурном наследии читайте здесь
Деревянные храмы Русского Севера — явление совершенно самобытное, уникальное в масштабе мировой архитектуры. Огромные бревенчатые башни в сопровождении небольших, камерных церквей и колоколенок разбросаны по Архангельской, Вологодской, Карельской и Мурманской землям. Пожар в Кондопоге напомнил, что, встречаясь с этими удивительными памятниками, мы никогда не можем быть уверены, что увидим их еще раз. Огромное количество деревянных храмов утрачено в ХХ веке, десятки из числа сохранившихся пребывают в аварийном состоянии. Государство не слишком заинтересовано в решении проблемы, но в последние годы огромные усилия к спасению памятников прилагают волонтеры общественных организаций.
1. Колокольня в Цивозере
1 / 4
Иван Билибин. Открытка «Цивозеро. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд». 1904 годАукционный дом «Антиквариум»
2 / 4
Колокольня церкви Флора и Лавра. Цивозеро, 1942 год© Соборы.Ру
3 / 4
Юрий Ушаков. Северная Двина. Село Цивозеро. 1961 год© Юрий Ушаков / Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»
4 / 4
Колокольня церкви Флора и Лавра. Цивозеро, 2013 годWikimedia Commons
Деревянная колокольня в северодвинском селе Цивозеро — один из признанных символов Русского Севера. Эту традиционную постройку не назовешь шедевром (это не Кижи), зато она достаточно ранняя (1658), самобытная и гармоничная. Ее отличительная особенность — вызывающая нерегулярность: неровность углов, пляшущие выпуски хвостов бревен. Яркость этого образа усилило время: колокольня издавна имеет заметный наклон. Это значит, что десятилетиями дождь лил на внешнюю сторону косого сруба, поэтому половина подлинного материала насквозь трухлява и колокольня держится чудом.
При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что с реставрацией торопиться не стоит: обычные работы по замене ветхого материала приведут к утрате образа памятника и его знаменитой фактуры. Единственный вариант, который позволил бы сохранить подлинный материал: не дожидаясь обрушения, разобрать подлинник, сделать по его образцу точную копию для установки на прежнем месте, а для оригинала придумать вариант экспонирования в каком-нибудь специальном павильоне Например, в 2018 году в Ловозерских тундрах Мурманской области реализован экспериментальный проект по консервации памятника на его исконном месте: в прозрачную поликарбонатную сферу заключена крохотная часовня XVII века..
2. Церковь Василия Блаженного в Чухчерьме
1 / 7
Церковь Василия Блаженного. Чухчерьма, 1910–1915 годыСоборы.Ру
2 / 7
Церковь Василия Блаженного. Чухчерьма, 1942 годСоборы.Ру
3 / 7
Церковь Илии Пророка. Чухчерьма, 1910 годСоборы. Ру
4 / 7
Церковь Василия Блаженного. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons
5 / 7
Вид с юго-восточной стороны на церковь и Северную Двину. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons
6 / 7
Колокольня церкви Василия Блаженного. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons
7 / 7
Интерьер трапезной церкви Василия Блаженного. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons
До 1930-х годов церковь Василия Блаженного в Чухчерьме Холмогорского района Архангельской области была частью тройника — комплекса из двух церквей (большой летней и меньшей зимней, имевшей печь) и отдельно стоящей колокольни. В больших северных приходах, объединявших по несколько деревень, существовали десятки подобных ансамблей. На сегодняшний день их уцелело пять, считая знаменитые Кижи. Главным украшением Чухчерьмы являлся девятиглавый Ильинский храм. Сегодня сохранились только шатровая колокольня 1783 года и церковь Василия Блаженного, построенная в 1824 году, но выглядящая очень архаично, — может быть, это реплика прежней церкви, стоявшей здесь с XVII века.
Церковь утратила граненую кровлю над алтарем и давно пребывает в тяжелом техническом состоянии. Но в последнее время основной угрозой стала Северная Двина, подмывающая берег. Исчезло обращенное к реке крыльцо, и теперь к обрыву сползает западный притвор. Необходима реставрация с переносом храма дальше от берега. Странно, что столь небольшой и важный федеральный памятник никак не может ее дождаться.
Пять историй с видео и музыкой о пяти уникальных, но забытых храмах
Музыка в затерянных храмах: путешествие Arzamas в Тверскую область
3. Храм в Ракулах
1 / 4
Общий вид Ракульского погоста. Церковь Воскресения Христова (слева) и колокольня. Начало XX векаСоборы.Ру
2 / 4
Игорь Грабарь. «По Северной Двине. Церкви села Ракулы в XVIII веке». 1905–1922 годыАукционный дом «Литфонд»
3 / 4
Колокольня на Ракульском погосте. Иллюстрация из журнала «Нива». 1884 годСоборы.Ру
4 / 4
Церковь Воскресения Христова в Ракулах. 2007 год© Иван Вдовин / Diomedia
Среди особо ценных памятников, годами пребывающих в стабильно тяжелом состоянии, — церковь в Ракулах Холмогорского района Архангельской области. Это древнее селение было основано новгородцами чуть ли не в XII веке, а церковь стоит на берегу Северной Двины с 1766 года. Уникальная постройка с пятью чуть изогнутыми шатровыми верхами на мощном кубическом основании — остаток еще одного тройника. Стоявшая рядом с храмом колокольня XVII века вошла в учебники архитектуры: ее рисовал реставратор Игорь Грабарь и обмерял архитектор Петр Барановский. Колокольня также венчалась пятью шатрами, но представляла собой не обычный сруб, а архаическую конструкцию на каркасе из вертикальных столбов. Колокольня и зимняя церковь утрачены в ХХ веке, Воскресенская церковь реставрировалась в 1970-е, но теперь стоит под худой кровлей и с перекошенными стенами.
На противоположном берегу Двины, тоже в Ракуле, есть еще один забытый государством деревянный памятник — Никольская часовня 1728 года. В 2016-м местные жители проявили инициативу и обшили ее недопустимым в реставрации виниловым сайдингом, скандал чуть было не дошел до суда. Остается надеяться, что Воскресенский храм дождется профессиональных реставраторов прежде любой иной напасти.
4. Рождественская церковь под Каргополем
1 / 4
Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Фотография Ивана Билибина. 1900-е годыСоборы.Ру
2 / 4
Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Фотография из паспорта объекта культурного наследия. 1970–80-е годы© Русские церкви
3 / 4
Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Фотография из паспорта объекта культурного наследия. 1970–80-е годы© Соборы.Ру
4 / 4
Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. 2008 год© Дмитрий Вадатурский / CC BY-SA 3.0
Рождественская церковь в Большой Шалге под Каргополем Архангельской области построена не позже 1745 года. Восьмигранная башня в основании шатра, или восьмерик, имеет легкое расширение кверху. Шатер изящно изогнут (примерно это древние греки называли мудрым словом «энтазис»). Церковь расположена всего в 10 километрах от города и в 15 метрах от ухоженной действующей кирпичной церкви. Рядом не так давно построена прекрасная деревянная усадьба священника с приходской школой. Но шатровый храм стоит без дверей и окон, замшелый и аварийный. В 1990-е начали реставрацию, но успели лишь разобрать большую трапезную с крыльцом и приделом. Его главка стоит на земле возле церкви, прочий материал успел потеряться, а храм по-прежнему окружен ветхими строительными лесами. Тем временем в расположенной неподалеку, но среди совершенно чистого поля Красной Ляге волонтеры привели в относительный порядок огромную церковь 1655 года, еще недавно казавшуюся столь же безнадежной.
5. Ильинская церковь в Задней Дуброве
1 / 4
Церкви Заднедубровского погоста: шатровая Ильинская и клинчатая Успенская. До 1917 годаКаргопольский музей / onegaonline.ru
2 / 4
Общий вид Ильинской церкви с юго-востока. Задняя Дуброва. 1970-е годы© Архангельский краеведческий музей
3 / 4
Ильинская церковь. Задняя Дуброва. 2015 год© Сообщество «Задняя Дуброва» в социальной сети «Вконтакте» / Fair use
4 / 4
Консервация разрушающегося сруба Ильинской церкви в деревне Задняя Дуброва. 2017 год© Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»
Старейший на Онеге храм в Плесецком районе Архангельской области построен в 1622 году и принадлежит к наиболее архаичному типу деревянных шатровых храмов. Основанием шатра здесь является монолитная восьмигранная башня, восьмерик, тогда как более поздние шатровые церкви, как правило, стоят на четырехугольных основаниях. В Архангельской области существовали две такие церкви, датируемые 1600 годом, но в 1940-е Паниловская сгорела, а Выйскую опрокинули сознательные трактористы.
На дореволюционных фотографиях Дубровы мы видим тройник — комплекс из Ильинской церкви, более скромной Успенской и колокольни. Сейчас существует только руина главного храма, утратившего шатер и вообще рассыпающегося на глазах: восьмерик просел, и из конструкции выбило несколько рядов бревен в нижней части сруба. В 2015 году группа энтузиастов выставила подпорки и соорудила временную кровлю. То же самое происходило с Никольским храмом 1670 года в селе Волосово под Каргополем: шатер давно рухнул, и церковь казалась обреченной, пока в 2017 году ей не занялись волонтеры фонда «Вереница».
6. Тройник в Ратонаволоке
1 / 5
Церковь Петра и Павла. Ратонаволок. 1942 год© Соборы.Ру
2 / 5
Церковь Николая Чудотворца. Ратонаволок. До 1970 года© Соборы.Ру
3 / 5
Церковь Николая Чудотворца. Ратонаволок. 1975 год© Соборы.Ру
4 / 5
Храмовый комплекс. Ратонаволок. 2017 годWikimedia Commons
5 / 5
Церковь Петра и Павла. Ратонаволок. 2017 годWikimedia Commons
В Емецком районе Архангельской области существует не вполне традиционный тройник, в котором отдельная колокольня была заменена на каменный храм с колокольней. Таким образом, над речкой Ваймугой выстроились две деревянные церкви 1720-х годов — Петропавловская и Никольская — и еще одна Никольская, кирпичная, 1870-х.
В ХХ веке каменная церковь лишилась колокольни и пятиглавия. Петропавловская, увенчанная необычной ярусной башней под шатром, более-менее уверенно стоит до сих пор, хотя и не действует. А вторая Никольская, ранее также бывшая шатровой, лежит в руинах. Верх ее обвалился давно, того гляди рухнет оставшаяся часть из восьмерика на четырехгранном основании. Может показаться, что здесь уже совсем ничего не поделать, однако опыт ряда реставраций, в частности церкви Цыпинского погоста с провалившимся верхом, показывает, что безнадежных памятников не бывает.
7. Шатры на крещатых бочках в Едоме
1 / 5
Церковь Николая Чудотворца. Едома, середина XX векаАрхангельский краеведческий музей
2 / 5
Церковь Николая Чудотворца. Едома, 1986 год© Александр Фурсов / Соборы.Ру
3 / 5
Колокольня церкви Николая Чудотворца. Едома, 1986 год© Александр Фурсов / Соборы.Ру
4 / 5
Церковь Николая Чудотворца. Едома, 2013 год© Соборы.Ру / Евгений Шелковников
5 / 5
Колокольня церкви Николая Чудотворца. Едома, 2010-е годы© Виртуальный музей новомучеников и исповедников земли Архангельской
Некоторые северные регионы имели свои собственные архитектурные привычки и свои типы храмов. В окрестностях рек Пинеги и Мезени были распространены так называемые шатры на крещатых бочках — бочкой называют кровлю сложной формы, напоминающую перевернутый корпус корабля либо луковичную главу в разрезе. А «крещатая» означает крестообразное сочетание бочек. Если в центре креста поставить шатер, а четыре главы поменьше расставить по его сторонам, получится типичный мезенский компромисс между привычным северным шатровым храмом и более каноничным пятиглавием. Из многих храмов этого типа целиком сохранилась лишь одна, недавно реставрированная церковь в селе Кимже.
Никольская церковь в Едоме Пинежского района Архангельской области утратила самую яркую часть — те самые пять верхов на четырех бочках. В 1980-е годы ее сняли, чтобы перевезти памятник в заповедник «Малые Корелы» под Архангельском, однако на том дело и кончилось (как говорят местные, «Господь не дал свезти нашу церковь»). Это можно исправить, пока целы храм 1698 года постройки и сильно покосившаяся колокольня, выстроенная спустя ровно сто лет. В прошлом году активисты движения «Общее дело» установили на церкви временную кровлю.
8. Бывший монастырь в Соезерской Пустыни
1 / 4
Церковь Святой Троицы с колокольней. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф
2 / 4
Вид на Троицкую церковь от дороги. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф
3 / 4
Церковь Святой Троицы. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф
4 / 4
Колокольня церкви Святой Троицы. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф
Название деревни Соезерская Пустынь (Верхнетоемский район Архангельской области) напоминает о монастыре, существовавшем на берегу лесного озера с XVII века до 1930-х годов. Когда-то сохранившаяся Троицкая церковь 1748 года постройки была монастырским храмом c трапезной. Рядом стоит шатровая колокольня XVIII века.
Основной объем здания довольно прост, но редок для Севера: это два яруса восьмериков на четырехгранном основании. Яркой чертой своеобразия являются изящные, почти крохотные бочковые завершения скатных кровель крыльца и апсиды (в деревянных храмах ее называют алтарным прирубом). Церковь пустует, утрачена глава, стены перекошены и грозят обрушением. В 2010 году сообщалось о том, что жители Соезерья начали сбор средств на реставрацию федерального памятника, но постоянное население деревни составляет всего 12 человек.
9. Преображенская церковь и колокольня в Нименьге
1 / 4
Церковь Спаса Преображения. Нименьга, 1985 год© Онежский историко-мемориальный музей
2 / 4
Церковь Спаса Преображения. Нименьга, 1992 год© Информационно-справочная система «Архитектура Российского Севера»
3 / 4
Церковь Спаса Преображения и колокольня. Нименьга, 2013 годWikimedia Commons
4 / 4
Колокольня церкви Спаса Преображения. Нименьга, 2013 годWikimedia Commons
В Нименьгу Онежского района Архангельской области можно доехать поездом, но гораздо интереснее плыть катером из города Онеги: сначала Белым морем, а потом извилистой речкой, всего около 50 км. В одной из излучин реки расположена живописная пара из Преображенской церкви 1878 года и более старой колокольни. В 2000-е годы под северной стеной колокольни сильно просел фундамент. Памятник диковинно изогнулся и мог рухнуть от порыва ветра.
В 2017 году в Нименьгу прибыли энтузиасты проекта «Общее дело». Бригада из двух москвичей и трех местных жителей отчасти «разогнула» колокольню за счет выемки трех бревен на южной стороне сруба. Работы проводились вручную, без техники и домкратов. Одновременно залатали дыры на кровле храма. В этом сезоне работы будут продолжены, но это лишь начало большого и сложного процесса.
10. Никольская церковь в Унежме
1 / 3
Церковь Николая Чудотворца. Вид с востока. Унежма, 1907 годСоборы.Ру
2 / 3
Церковь Николая Чудотворца. Вид на юго-восточный фасад. Унежма, 1970-е годы© Соборы.Ру
3 / 3
Церковь Николая Чудотворца. Унежма, 2009 год© Flickr / napugal / CC BY-NC-ND 2.0
Храм стоит на гранитных холмах, с трех сторон омываемых Белым морем. Так выглядит мыс Бранница, который находится в 60 км от Онеги. Церковь, увенчанная одной главой на кубоватой (то есть напоминающей граненую луковицу) кровле, была выстроена к 1824 году на месте более древней. Рядом стояла стройная шатровая колокольня XVIII века. Вокруг — поморское село на сотню дворов, со школой и почтовой станцией. В 1930-е село стало колхозом «Великое дело», церковь — клубом, колокольню уничтожили. Позже в церкви сделали коровник, а место полностью обезлюдело. Сейчас храм с провалившимися кровлями стоит в окружении нескольких пустых изб заброшенной и весьма труднодоступной и безлюдной деревни.
11. Ильинская церковь в Белозерске
1 / 5
Церковь Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годLibrary of Congress
2 / 5
Две иконы в церкви Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годLibrary of Congress
3 / 5
Икона в церкви Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годПроект «Наследие Прокудина-Горского»
4 / 5
Церковь Ильи Пророка. Белозерск, 1978 год© Витольд Муратов
5 / 5
Церковь Ильи Пророка. Белозерск, 2008 годWikimedia Commons
Не сельский, а городской ярусный храм, 1690 года, с выразительным большеголовым силуэтом. Особую ценность представляет уникальная настенная роспись петровского времени. Сцена Распятия с предстоящими, пейзажем и домиками, написана на криво отесанных бревнах сруба. Сейчас эти бревна сложены на полу Спасо-Преображенского собора, стоящего в кольце валов бывшей Белозерской крепости. В далеком 2009 году Ильинскую церковь разобрали, чтобы реставрировать, через год начали собирать, используя для замены нижних венцов не подобающую сосну, а ель — менее качественную и более тонкую. Поднялся скандал, и рабочий процесс окончательно остановился. С 2012 года периодически приходят новости о том, что чиновники продолжают работать над корректировкой проектно-сметной документации.
Эксперты винят во всем систему ежегодных тендеров, проводимых Минкультом. Подрядчик выбирается не на весь проект, а лишь на год, по итогам которого проходят новые конкурсы, акцентированные на рациональные сроки и стоимость работы, а не на ее добросовестность. Одной из жертв этой системы стала Варваринская церковь 1650-х годов из карельского Яндомозера, которую в 2016-м разобрали для перевозки в соседнее село по зимнику, но, не поспев к весне, бросили лежать вдоль дороги В 2018 году оставшиеся бревна наконец прибыли в пункт назначения, начата сборка нижних венцов. По оптимистичным прогнозам, реставрация окончится в 2021 году при сохранности не более 40 % подлинного материала..
12. Деревянные храмы в Астраханской и Нижегородской областях
1 / 4
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 1985 год© Храмы Ахтубинской епархии
2 / 4
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2012 год© Wikimapia
3 / 4
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2012 год
© Wikimapia4 / 4
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2018 год© Ахтубинская епархия
Наибольшее число русских деревянных храмов сохраняется на просторах Севера. Тем более, казалось бы, должны дорожить своими немногочисленными памятниками прочие регионы. Одна из старейших деревянных построек в Астраханской области расположена в Ивановке Енотаевского района. Ее датируют 1781–1786 годами, хотя в саму Ивановку она попала не так давно: в 1885 году была куплена у соседней станицы Сероглазки, в которую также попала из вторых рук. Церковь выстроена по подобию каменных восьмериковых ярусных храмов, широко распространенных в XVIII веке, и имеет образ простой, но стройный и выразительный. С 1930-х годов использовалась под склад, после долго стояла заброшенной. В 2018 году обрушилось завершение храма, сохранявшее остатки росписи свода. Практически одновременно обрушилась и Никольская церковь в селе Богомолово Городецкого района Нижегородской области, выстроенная в стиле деревянного классицизма, с трогательными расписными ромашками на своде. О консервации оставшихся частей памятников речи пока не идет.
другие редкие архитектурные памятники, которые вот-вот могут исчезнуть
8 исторических городов, исчезающих у нас на глазах
Почему нужно срочно спасать Вышний Волочек, Кимры, Вологду и другие городские поселения
7 древних палат
Старинные каменные дома Москвы, Новгорода и других городов
7 старинных мостов
Древние плотины в Царицыно, валунная дамба на Соловках и мост, под которым Лермонтов пугал прохожих
10 дореволюционных имений и дач
Где увидеть останки эклектики и модерна конца XIX — начала XX века
12 старинных усадеб, погибающих в российской провинции
Елизаветинский дворец под Дмитровом, роспись Брюллова в Ступино и Кваренги под Воронежем
8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть
Итальянский Ренессанс в Тверской области, калининградская готика и рококо под Липецком
Путеводитель по промышленной архитектуре
Куда ехать смотреть прекрасные, но ветхие заводы
Изображения: Церковь Спаса Преображения и колокольня. Нименьга, 2013 год
Wikimedia Commons
Источники
- Бодэ А. Б. Поэзия Русского Севера.
М., 2002.
- Бодэ А. Б. Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции.
М., 2012.
- Забелло С. Я., Иванов В. Н., Максимов П. Н. Русское деревянное зодчество.
М., 1942.
- Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура Русского Севера.
М., 1981.
Ополовников А. В. Сокровища Русского Севера.М., 1989.
- Орфинский В. П., Гришина И. Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера.
Петрозаводск, 2005.
- Деревянное зодчество. Новые исследования и открытия. Выпуски 1–6.
М., 2010–2018.
Теги
Архитектура
Руины
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Символ дня
Полумесяц
Колода дня
Музыкальные карты
Пропаганда дня
Немцы — англичанам
АрхивИстория
Скрэббл, медведи и ослик-дергунчик: угадайте, чья игрушка
Тест на знание любимых игрушек писателей, режиссеров и ученых
О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры ArzamasОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Храм Та Пром
Что такое храм ? Храм или святыня – это место, где люди молятся, совершают поклонение и практикуют религиозные ритуалы. В основном существует два типа храма:
1. Построенный людьми или переделанный в храм святилище;
2. Природные рельефы (например, высеченные в скалах или естественные пещеры и т.д.)
Храмы всегда были уникальными среди существовавших и нынешних построек по всему миру, так как являются не просто произведением искусства, а историческим сооружением , но также представляет собой божественная культура .
Строительство храмов также отличается от других памятников архитектуры. Итак, вибрации, которые люди оставили во время богослужений в храмах, должны совпадать с космическими биовибрациями. Высокие потолки храмов и купола служат «вибрационной акустике ». В результате вибрация храма во время богослужения сочетается с волной снаружи, описываемой как связь с божественным. Цари и правители построили большую часть храмов на земле.
Типы храмов:1. Templum – Храмы, построенные в Древнем Риме для поклонения местным богам;
2. Фанум – храмы, построенные в Древнем Риме для поклонения некоренным богам;
3. Церковь – центр культа христианства;
4. Часовня, Собор, Базилика – Частные с точки зрения религиозных церемоний церкви в Западной Индии называются часовнями, в то время как другие обычные церкви называются Соборами и базиликами;
5. Православные – Церкви с крестами, напоминающими греческий крест на куполе, являются православными церквями;
6. Протестантская – Церкви, построенные во Франции во время Реформации, назывались протестантскими церквями;
7. Мормон – Церковь мормонов, распространившаяся по всему Нью-Йорку в девятнадцатом веке, а затем и в других городах Штатов, стремится продвигать более частные и своеобразные ритуалы;
8. Дерасар – Джайнизм, утверждающий, что все живые существа равны, распространен на небольшой территории мира, а религиозные церемонии проводятся в храмах, называемых «дерасар»;
9. Мандир – индуистский храм и имеет другие названия: ковил, гуди, девалаям, ковела и др.;
10. Мечеть – святое место ислама, жилище Бога;
11. Гурдвара – храм для проведения религиозных обрядов и учений сикхизма, монотеистической религии;
12. Храм огня – храм зороастрийского культа;
13. Wat – индуистские и буддийские храмы в Камбодже и Таиланде;
14. Машрикул-Азкар – храм бахаи, независимая монотеистическая религия, подчеркивающая принцип единства всего человечества;
15. Jinja – Синтоизм, одна из древнейших религий мира, была национальной и бывшей официальной религией Японии. Синтоисты молятся в Джиндже;
16. Менда – храм поклонения под названием мандеизм или саби;
17. Пагода — буддийский храм и т. д.
Знаменитые храмы мира:
Карнак (Большой Гипостильный зал)
Карнакский храм – крупнейший древний храмовый комплекс, построенный египетскими строителями. Он состоит из 134 столбцов и 16 строк. Высота храма 24 метра, а общая площадь 5000 м². Второе место по посещаемости в Египте раскрывает богатство загадочной египетской истории своим великолепным и величественным видом. Карнакский храм считается крупнейшим музеем под открытым небом в мире. Он богат впечатляющими статуями, сфинксами, храмами, обелисками и впечатляющими иероглифами, украшающими стены. Большой гипостильный зал в Храме был самым огромным, величественным и красивым залом своего времени. Строительство Большого Гипостильного зала началось в 9 в.0003 Эпоха Аменхотепа III . Строительство большого колонного зала было продолжено Сети I и завершено его сыном Рамсесом II.
Люди кажутся карликами в этих 16 рядах по 600 квадратных метров со столбцами по 13 квадратных метров. Глядя из этого гипостильного зала , длина которого составляет 21 метр и 21 метр, вы можете увидеть деревья, опирающиеся друг на друга по оси восток-запад и пытающиеся достичь неба. Если два человека разведут руки в стороны и обвьются вокруг колонн, чтобы дотянуться друг до друга, они все равно пропадут среди колонн, так как они слишком велики. Карнак — один из самых больших храма в мире.
Боробудур
Храм Боробудур, построенный в девятом веке во времена династии Саилендра , отражающий индонезийские местные традиции поклонения, является святыней и буддийским храмом посвящен Будде. Паломничество начинается с подвала храма и следует трехуровневой буддийской идеологии, обходя памятник: Мир снов, Реальный мир, Несуществующий мир. В Боробудур есть буддийские рельефы, самый большой и полный ансамбль в мире. Доказательства показывают, что Боробудур был построен в 9 в.века, но позже был оставлен народом Явы, поскольку они были обращены в ислам. Стэмфорд Раффлз впервые зафиксировал всемирное существование храма Боробудур. После этого периода в храме было проведено несколько реставрационных работ. Крупнейший реставрационный проект был осуществлен в период с 1975 по 1982 год правительством Индонезии и ЮНЕСКО, в результате чего храм был включен во Всемирный культурный список ЮНЕСКО . Боробудур считается крупнейшим буддийским храмом в мире и является одним из самых масштабных исторических памятников в Юго-Восточной Азии, включая Баган (Мьянма) и Ангкор-Ват (Камбоджа). Храм Боробудур – известная святыня буддийских паломников, и индонезийские буддисты отмечают здесь 90 003 года Весак 90 004 года. Примерно в 40 км к северо-западу от Джокьякарты и в 86 км к западу от Суракарты Боробудур расположен на возвышенности между двумя вулканами-близнецами, Сундоро-Сумбинг и Мербабу-Мерапи, и двумя реками, Прого и Эло. Согласно местному мифу, область, известная как равнина Кеду, является «священным» местом для яванцев из-за сельскохозяйственного плодородия и получила название «9».0003 сад Явы ». Во время реставрации в начале 20 века было обнаружено, что три буддийских храма в этом регионе, Боробудур, Павон и Мендут, расположены вдоль прямой линии. Ритуальные отношения между тремя храмами должны были существовать, хотя точный ритуальный процесс неизвестен. Предположение о существовании окружающего озера было предметом интенсивных дискуссий среди археологов в 20 веке. Утверждается, что Боробудур был построен на скалистом холме, на высоте 265 м над уровнем моря и 15 м над дном высохшего палеоозера.
Акшардхам
Храм построен в 2005 году религиозной организацией БАПС. Стоимость реставрации храма была велика. Храм построен из розового песчаника и итальянского каррарского мрамора. Акшардхам — один из знаменитых храмов Индии .
Шри Ранганатхасвами
Храм построен в честь Господа Ранганатхи. История Первое здание храма площадью 631 000 квадратных метров — древнее. Раджагопурам, самое большое из зданий, имеет 21 башенный шлюз . Реставрация 73-метрового храма была завершена в 1987 году. в мире. Царь Махасена построил храм, и на его завершение ушло около 15 лет. На строительство храма ушло 93,3 миллиона обожженных кирпичей. Купол храма 95 метров в диаметре и 122 метра в высоту.
Тикаль
Крупнейший храмовый комплекс Тикаль, расположенный на 6-ступенчатой пирамиде в центре, называется «Храм IV ». Высота этого храма составляет 72 метра.
Святой Савва
Храм Святого Саввы в Белграде, Сербия – крупнейшая православная церковь в мире. Строительство храма началось в 1985 году, а благоустройство большей его части было завершено к 2004 году. Этот храм по-сербски называется “храм” . Храм имеет длину 91 метр и ширину 81 метр . Первый этаж храма занимает площадь 3500 м². Храм Святого Саввы входит в число самых красивых храмов в мире.
Храм Иисуса
Храм Иисуса, самый большой храм в Москве , имеет короткую, но противоречивую историю. Его строительство началось после поражения Наполеона, но так и осталось незавершенным. В 1990 году Русская православная церковь получила разрешение на восстановление собора. Храм построен в 2000 году из новых материалов. 105-метровый храм считается одним из самых длинных в мире.
Баальбек
Это самый великолепный храм на северо-западе Ливана. За 200 лет до н. э. римляне построили здесь три храма: Юпитера, Вакха и Венеры. Самый большой храм Римской империи Юпитера был построен на 54 гранитных колоннах. Сейчас таких столбцов осталось всего 6. Одним из храмов, сохранившихся в этом районе, является храм Бахуса . Храм имеет ширину 69 метров, длину 36 метров, а его колонны – 19 метров.метров.
Артемиды
Храм Артемиды Эфесской, построенный по проекту архитектора Херсифрона в греческом городе Эфес, Анатолия, в V в. до н.э., был одним из «семи чудес» в мира» в древности. Филон Византийский писал: « Я видел Висячие сады Вавилона, статую Зевса на Олимпийских играх, Великана Родосского, мощь высоких египетских пирамид и Мавзолей. Однако, когда я увидел храм в Эфесе, достигающий небес, я понял, что все остальные остались в тени ». Первая гробница богини Артемиды была построена на болоте у озера в Эфесе в 800 г. до н. э. Артемида Эфесская, также известная как Диана, не то же самое, что греческая Артемида. Греческая Артемида была богом охоты. Артемида Эфесская была Богом благословения и верности от талии до плеч. В этом древнем храме был священный камень, метеорит, который, как предполагалось, упал с Юпитера. В последующие столетия храм несколько раз сносили и перестраивали. Эфес стал крупным торговым портом в 600 г. до н.э., и архитектор по имени Херсифрон построил новый большой храм с высокими каменными колоннами. Царь Крез из Лидии завоевал Эфес и другие греческие города в Анатолии в 550 г. до н.э. Во время этой битвы храм был разрушен. Крез приказал архитектору Феодору возвести новый храм, оставивший в тени предыдущие храмы. Первоначальный храм был более величественным, чем прежде: 4 этажа, 90 м в высоту и 45 м в ширину . Более сотни каменных колонн поддерживали крышу храма. Он рухнул в результате пожара, устроенного Геростратом в 356 г. до н. э. Вскоре после этого Скопас из Пароса , самый известный скульптор того времени, построил новый храм. Согласно римскому историку Плинию, новый храм был 130 метров в длину и 68 метров в ширину. Потолок поддерживали 127 колонн высотой 18 метров. Строительство длилось 120 лет. Храм все еще строился во время визита Александра Македонского из Македонии в Эфес в 333 г. до н. э. Новый храм был самым большим зданием, когда-либо построенным в Греческие храмы . Еще одной особенностью храма было то, что он был построен из мрамора. В 57 году нашей эры апостол Павел прибыл в Эфес, чтобы распространять христианство. Он был настолько успешным, что Деметрий, в то время городской кузнец и один из владельцев храмовых скульптур, пришел в ужас. Деметрий был владельцем нескольких статуй в храме и имел хороший доход от тех, кто посещал храм каждый год. Таким образом, обращение людей в другую религию лишило его источника дохода. Согласно легенде, Деметрий с волнением собрал вокруг себя других людей и сказал: « Долгих лет жизни Артемиде Ефесской », и сохранил двух помощников апостола Павла. За ним последовало восстание. В результате апостол Павел и его помощники возвращаются в Македонию. В 262 году великий храм Артемиды был сожжен и разрушен во время нападения готов. Спустя сто лет римский император Константин года перестроил город. Однако он не реконструировал храм, так как был христианином. Несмотря на усилия Константина, Эфес не мог вернуться к своим прежним временам, так как порт, в котором стояли на якоре корабли, исчез. Через некоторое время жители стали покидать город. Остатки храма использовались при строительстве других зданий и статуй. Джон Тертл Вуд начал исследовать храм в 1863 году. В 1869 году, столпы храма он нашел в иле на глубине 6 метров. Он увез некоторые скульптуры и останки в Британский музей. В 1904 году группа под руководством Д. Г. Хограта продолжила раскопки в том же музее, и они обнаружили в этом районе пять окаменелостей, построенных друг над другом. Столб был зарыт в болотистой местности, чтобы сегодня показать туристам место храма. До наших дней сохранились остатки знаменитой статуи Артемиды, построенной в стиле, не похожем на стоящего и широко раскинувшего руки греческого бога. Этот храм определенно является одним из самых известных и крупнейших храма в мире .
Храм Азергушнасп
Исторический памятник, расположенный в г. Вторжение византийского императора Ираклия в Азербайджан (623-624). Во время археологических раскопок в городе Газака были обнаружены руины храма.
Храм Варазгун
Это древний албанский храм , расположенный в Лачинском районе Азербайджана. Здание – храм Варазгун, упоминаемый в труде Моисея Каланкатского, албанского историка кавказско-албанского происхождения, автора труда « История албанской страны ». Памятник, имеющий необычное архитектурное сооружение, утратил многие черты и сохранил значительную часть до наших дней. Здание расположено на территории села Бозлу (Лачинский район), в местности под названием Варазгун, в 2 км от левого берега реки Агоглан, которая является правым притоком реки Хакари в районе поселок Кущу , авиа. Храм в полуразрушенном состоянии, относящийся ко второму и пятому векам, отличался своим куполом и двумя апсидами (полуарочной формы в основном на церковных стенах). Он был построен очень хорошо в соответствии с тем периодом. Храм Варазгун, сохранивший характерные черты албанской архитектуры , был построен из тесаных местных камней, а также из обычных речных камней и известняка. Стены храма были оштукатурены. Купол и южная стена храма были полностью разрушены. Также были разрушены фасадные камни в нижней части восточной стороны храма. Храм гармонирует с другими близлежащими постройками благодаря своей культуре строительства и конструктивным особенностям. Такие композиции, в свою очередь, отличаются друг от друга по некоторым параметрам, в основном по количеству апсид. Храм купольной композиции отличается от других храмов двумя апсидами (на восточной и северной сторонах храма). Хотя храмы с одной, тремя, четырьмя и более апсидами с древних времен строились на больших территориях, храмы с двумя апсидами регистрировались редко. Квадратная башня на храме, построенная как купольный храм площадью более 100 квадратных метров, круглая и цилиндрическая внутри и снаружи. Высота существующих остатков храма около 9,60 метров . Толщина стен 95 см. Следует отметить, что потолок купола полностью разрушен. Боковые стороны дверей и окон храма выложены кладочными камнями.
Чога Занбил
Расположен в 45 км к югу от города Шуш, провинция Хузестан, Иран, недалеко от дороги Шуш-Язд, недалеко от исторического « Семь холмов ». Это историческое место, в основном относящееся к среднему эламскому периоду (1500-1000 гг. до н.э.). Храм Чога Занбил является одним из остатков города Дур Унташ. Храм был построен эламским царем Унташем Галом (1250 г. до н.э.), главным образом в честь великого бога Иншушинака. Ранее высота храма составляла 52 метра. До наших дней дошли только два этажа 5-этажного храма, и сейчас его высота составляет 25 метров. Чога Занбиль образован из сочетания слов « Чога » (холм на языке лор) и Занбил (корзина). Гора, на которой построен храм, напоминает перевернутую корзину. Место называется Дур-Унташ и означает Деж-Унташ (Крепость Унташ). Унташ Гал был эламским царем, и он приказал построить храм. Он расположен в центре и самой высокой точке города Дур-Унташ. Этот исторический памятник был разрушен в 640 году ассирийским царем Ашшурбанипалом. Храм был обнаружен делегацией во главе с Романом Гиршманом во время раскопок за шесть сезонов между 1951 и 1961 г. При раскопках обнаружена крупная печать и различные мелкие предметы. В 1979 году он был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО .
Зачем ехать в Камбоджу?
Камбоджа, расположенная в южной части полуострова Индокитай в Юго-Восточной Азии, граничит с Таиландом на северо-западе, Лаосом на северо-востоке, Вьетнамом на востоке и Сиамским заливом на юго-западе. туристически развитая страна, богатая историческими памятниками, загадочные храмы . Камбоджа имеет площадь 181035 квадратных километров и полностью расположена в тропиках. Ландшафт Камбоджи характеризуется низменной центральной равниной, окруженной возвышенностями и невысокими горами, и включает Тонлесап (Великое озеро) и верховья дельты реки Меконг. В стране насчитывается 180 видов деревьев, 212 видов млекопитающих, 536 видов птиц, 240 видов рептилий и 1285 видов рыб. Заповедник Тонлесап, охватывающий девять провинций, был выбран в 1997 биосферного заповедника ЮНЕСКО. Национальный парк Боко, национальный парк Ботум-Сакор, заповедник дикой природы Пном Аурал и заповедник дикой природы Пном Самкос являются одними из самых красивых мест в Камбодже . Заболоченные леса «Кардамон», «Центральный Индокитай», «Юго-Восточный Индокитай», «Южный Аннамит», «Тонлесап» и «Тонлесап — Меконг» включены во Всемирный фонд природы.
Индустрия туризма является вторым по величине источником валюты в стране после текстильной промышленности. Пхомпень, Сиануквиль на юго-западе, несколько известных пляжей на северо-западе, Баттамбанг, 9Станция 0003 Bokor Hill — одни из самых известных туристических достопримечательностей Камбоджи.
Рис является важной культурой в Камбодже, как и в других странах Юго-Восточной Азии. Рыба из рек Меконг и Тонлесап также является неотъемлемой частью кухни. Камбоджийская кухня в основном подается с тропическими фруктами, супами и лапшой. Есть также варианты камбоджийской еды на главных улицах страны. Среди них внимание туристов привлекают жареные пауки.
Камбоджийские храмы
Джаварярман II начал первое значительное строительство в Камбодже в девятом веке, а позже его продолжили его преемники.
Ангкор-Ват
Ангкор-Ват, расположенный в нескольких километрах от Сиемреапа, является крупнейшим храмом в мире. По подсчетам ученых, на строительство монумента в первой половине XI века ушло 5 миллионов тонн камня. Комплекс окружен склоном высотой 190 метров, который всегда заполнен водой из-за обильных осадков .
Байон
Храм Байон, построенный в 12 веке королем Джаварьярманом II недалеко от Ангкор-Вата, состоит из 54 башен. Раньше центральная башня храма была сделана из золота. Однако он был разрушен Сиамом, захватившим город. Стены храма покрыты красивыми сценами из камбоджийской жизни – военные походы, кровопролитные сражения, поклонение богам, цирковые представления, праздники и многое другое.
Бафуон
Храм Бафуона , который поражает своей архитектурой, представляет собой пятиступенчатую пирамиду с тремя ступенями. В настоящее время храм потерял свое величие из-за разрушения. В Камбодже несколько сотен культовых сооружений, завораживающих своей красотой и оригинальной архитектурой. Интересен храмовый комплекс Кох Кер, расположенный в 90 км от Ангкора. Туристы редко посещают это место из-за расположения. Наибольшее внимание привлекает 32-метровый Прасат Пранг.
Пирамида СмертиПричина, по которой храм так назван, очевидна. Согласно легенде, после принесения жертв демонам в этот колодец бросали мертвые тела жертв.
Преа Вихеар
Преа Вихеар, или « Храм в Раю », был построен на горе на высоте 600 метров над уровнем моря.
Та Пром
Храм Та Пром был построен в конце 12 – начале 13 века в Ангкоре, Камбоджа. Ранее он был известен как Раджавихара, что означает « Королевский монастырь . Храм в стиле «Байон» был построен королем Кхмерской империи Джаварярманом VII. Храм в джунглях, в руинах, в окружении гигантских деревьев. Та Пром, который начал набирать популярность благодаря фильму «Расхитительница гробниц», ранее был забыт, а после съемок начал привлекать внимание многих туристов. В 1992 году ЮНЕСКО внесло Та Пром в Список всемирного наследия , и он стал одним из самых посещаемых комплексов в Камбодже. В настоящее время Та Пром охраняется и восстанавливается Археологической службой Индии и Управлением по охране и управлению Ангкором и регионом Сиемреап.
Основание и история
Джаварярман VII, король Кхмерской империи , приступил к масштабной программе строительных работ. Одним из первых храмов, построенных в результате этой реформы, является Та Пром. В храме проживало более 12500 человек. Всего храм посетило около 80 000 человек.
Заброшенность и восстановление
После падения 9-го0003 Кхмерская империя В 15 веке храм Та Пром был заброшен и столетиями находился в запустении. Храм был заново открыт в начале 21 века. Несмотря на то, что здание не пострадало от обломков, люди могли посетить его в процессе восстановления. По состоянию на 2013 год Археологическая служба Индии восстановила большую часть храмового комплекса. Вокруг памятника были установлены деревянные дорожки, платформы и веревочные перила, чтобы защитить памятник от дальнейших повреждений из-за массового притока туристов.
Как и большинство кхмерских храмов, Та Пром ориентирован на восток. Внешняя стена размером 1000 на 650 метров окружает территорию площадью 650 000 квадратных метров, которая когда-то была местом крупного города, но сейчас в основном покрыта лесами. Входы есть на каждой из сторон света, хотя доступ сегодня возможен с востока и запада. Храм имеет три внутренних ограждения, первое из которых образует центральную часть храма. В первом и третьем корпусах есть библиотеки. Есть Зал танцоров во втором корпусе и Дом для гостей в третьем корпусе .
Деревья делают храм еще более привлекательным. Деревья, вросшие корнями вокруг храма, между его оградами и даже внутри, гармонируют с его стенами. Кинематографисты не обошли стороной эту функцию, и она использовалась в качестве съемочной площадки в «: Расхитительница гробниц, ». В настоящее время Та Пром является всемирно известным туристическим направлением.
На стене храма Та Пром есть резьба, которая дарит бессонные ночи ученым всего мира. Есть резное изображение стегозавра, жившего на планете 150 миллионов лет назад . Ученые пока не нашли ответа на вопрос, откуда кхмерское сообщество знает об этом животном. Если вы путешествуете в Камбоджу однажды, не возвращайтесь, не посетив храм Та Пром!
Общая характеристика храмов Камбоджи
1. Святыни Камбоджи не предназначались для посещения верующими. Эти религиозные сооружения считались жилищами богов, и доступ к ним имели только жрецы и монахи. В храмах были воздвигнуты гробницы для некоторых земных правителей, раскаявшихся перед Богом.
2. Каждый кхмерский король должен был следовать традиции – после престола они должны были начать строить два храма для себя и своих отцов. Если бы их отцы умерли до завершения проекта, это здание осталось бы незавершенным, и нужно было бы начать строительство нового храма.
3. В Камбодже есть несколько храмов-пирамид . Как известно, такие величественные сооружения есть только в Перу, Египте и Камбодже. Древняя легенда объясняет этот факт так: все они были построены некими людьми, путешествующими по этим странам.
4. Большинство камбоджийских храмов включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Достопримечательности и экскурсии в Ростове Великом
Система онлайн-бронирования
Визовая поддержка
Ростов Великий – один из древнейших городов России. Этот скромный по количеству жителей русский город по праву гордо именует себя Ростовом Великим. Сохранившиеся до наших дней великолепные памятники архитектуры и монументальной живописи, знаменитые ростовские колокола составляют славу и гордость всего русского искусства.
У человека, впервые посетившего Ростов Великий, остаются глубокие и неожиданные впечатления. По мере приближения к древнему городу все ярче вспыхивают на солнце позолоченные маковки церквей и белые крепостные стены Великого Ростовского Кремля. В каждое сооружение Ростовского Кремля – будь то величественные крепостные стены с одиннадцатью башнями, просторные белокаменные палаты или старинные храмы, расписанные чудесными фресками, русские мастера вложили неиссякаемую фантазию и мастерство. С момента постройки Ростовский кремль сразу стал одной из главных достопримечательностей России. Он и сейчас восхищает своей неповторимой красотой, богатством архитектурных форм, замысловатым разнообразием золоченых куполов. Это одно из самых популярных мест для съемок художественных и документальных фильмов («Иван Васильевич меняет профессию», «Тридцать три», «Трактир на Пятницкой» и др.).
Величественное пятиглавое здание Успенского собора возвышается на старейшей Соборной площади города. Он был построен в начале 16 века на месте бывшего деревянного соборного храма 10 века и белокаменных храмов.
В конце XVII века по повелению митрополита Ионы Сысоевича была построена звонница, на колоколах которой исполняются известные во всем мире ростовские звоны. Всего на звоннице пятнадцать колоколов, уникальный сохранившийся до наших дней набор, колокола которого в безветренную погоду слышны в радиусе двадцати километров вокруг Кремля.
Но Кремль, Успенский собор и колокольня – это еще не все, что можно увидеть в Ростове. Монастырские ансамбли Ростова Великого восхищают и завораживают. На берегу озера Неро вы увидите ансамбль Свято-Богоявленского Авраамиева женского монастыря. Это один из старейших сохранившихся монастырей России. Он был основан где-то на рубеже 11 и 12 веков.
Великолепный ансамбль Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря поражает своим изяществом и необыкновенной гармонией. Находясь под стенами монастыря, видишь мощь, основательность, фундаментальность его построек. Если вы подниметесь на высокую монастырскую стену, перед вами откроется замечательная панорама – повсюду бескрайний простор русской земли. На территории монастыря есть святой источник, где можно утолить жажду.
Еще одной ростовской святыней является Троице-Сергиев Варницкий монастырь , основанный в 1427 году на месте рождения преподобного Сергия Радонежского. Монастырь находится на окраине Ростова Великого, в 6 километрах от центра города. На месте, где находится монастырь, находилась усадьба родителей преподобного Сергия, святых Кирилла и Марии, здесь прошло его детство. Архитектурный ансамбль монастыря является достойным памятником на родине преподобного Сергия.
Всего в нескольких верстах от монастыря, немного в стороне от Московской дороги, среди трав, на берегу речки Ишни стоит деревянная церковь Иоанна Богослова . Словно корабль, он растет на живописном берегу некогда полноводной реки. Это один из немногих в центральной части России и единственный хорошо сохранившийся памятник русского деревянного зодчества XVII века в Ярославле.
Помимо величественного Кремля, монастырских ансамблей и храмов в Ростове много интересных памятников культового и гражданского зодчества. Архитектурные памятники Ростова Великого продолжают свою жизнь в современном городе, наполненном новой жизнью, незримо связанной с сегодняшним днем. Они безмолвные свидетели прошлого и настоящего, и ростовчане бережно и трепетно заботятся об их сохранении.
Сегодня Ростов – развивающийся туристический центр. Строятся новые отели, постоянно развивается сеть ресторанов и кафе, повышается уровень обслуживания. Туристы, посещающие Ростов, могут не только насладиться его красотами, но и хорошо отдохнуть и хорошо провести время. Ежегодно в городе проводятся традиционные туристические праздники: Зимний туристический фестиваль «Широкая масленица по щуке» (февраль-март), музыкальный фестиваль «Живая старина» (первые выходные июня), фольклорный фестиваль «Сарафанные пляски». (середина июня), фестиваль воздухоплавателей на тепловых аэростатах «Золотое кольцо России» (середина июля), ярмарка «Ростовский сувенир» (последние выходные августа).
Ростов славится своим художественным мастерством. Ростовская эмаль – уникальный народный промысел, традиционно существующий только в Ростове – ценится и известен не только в нашей стране, но и за рубежом. В Ростове можно посетить единственный в России музей, где посетители могут ознакомиться со всей историей развития эмали в работах лучших мастеров, восстановлен интерьер первой мастерской эмалевой избы. Немалый интерес вызовет у вас и посещение дома творчества «Конь». Есть домашний музей русского быта, выставка современного искусства, постоянная экспозиция художественной эмали.
В историческом центре Ростова Великого, на берегу озера Неро, расположен Дом ремесел. Вашему взору постоянно предлагается удивительная экспозиция черноглазурной керамики, изделий из бересты, деревянной скульптуры, резьбы по дереву и много-многого другого. Здесь вы сможете не только насладиться красотой изделий и приобрести понравившийся экспонат, но и принять участие в изготовлении изделий. Рядом с территорией Богородице-Рождественского женского монастыря находится Творческая мастерская члена Союза художников России Енина Олега Ивановича. В мастерской художника проходят тематические выставки, мастер-классы, встречи и вечера.
Добро пожаловать в Ростов Великий!
Достопримечательности
Музеи
Ростовский Кремль, XVII – XVIII вв.
Ростовский Кремль изначально был резиденцией архиереев Ростово-Ярославской епархии. В настоящее время Ростовский кремль разделен на три самостоятельные зоны: собственно Архиерейский двор, примыкающую к нему с севера Соборную площадь и с юга Митрополичий сад.
Время работы: 10:00-17:00 без выходных.
Телефон +7 (48536) 6-17-17
Сайт: www.rostmuseum.ru
Успенский собор, начало XVI века.
Бывший кафедральный собор Ростовско-Ярославской епархии. Находится в Ростовском Кремле. Имеет собственную отдельно стоящую колокольню. Вместе с Кремлем образуют единый центральный архитектурный ансамбль города, вид на который особенно замечателен с озера Неро.
Время постройки первой деревянной церкви на этом месте неизвестно. Однако в 1160 году он был уничтожен пожаром. В следующем, 1161 году, по повелению великого князя владимирского Андрея Боголюбского было начато строительство белокаменного здания, которое сгорело в 1204 году. На новое строительство ушло 17 лет. Еще один сильный пожар произошел в 1408 году, обрушились своды и глава собора. После этого его снова восстановили из белого камня. Современная кирпичная церковь построена в 1508-1512 гг.
Колокольня. В 1682-1687 годах при митрополите Ионе к юго-востоку от Успенского собора была построена звонница, увенчанная четырьмя главами и имеющая 15 колоколов, самый большой из которых, Сысой, имеет массу около 2000 пудов. Набор колоколов сохранился до настоящего времени. Сысойский колокол был отлит мастером Флором Терентьевым в 1688 году. Второй вес колокола «Полляны» весит 1000 пудов, третий, «Лебедь» — 500 пудов. На этих звонах была записана в 1974 году пластинка «Ростовские колокола», явившаяся заметным явлением в культурной жизни страны.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, XVIII – XIX вв.
Православный монастырь. Расположен на берегу озера Неро в юго-западной части Ростова. Основанный в 1389 году ростовским епископом св. Иаковом, изгнанным из города своей паствой за помилование ожидавшего казни преступника, Иаков своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Вскоре возле храма образовалась небольшая община единомышленников ссыльного епископа; таким образом был основан новый монастырь.
Тел. +7 (48536) 7-43-69
Сайт: www.rostov-monastir.ru
Авраамовский монастырь, конец XVI – XVII вв.
В восточной части города сохранилась часть построек одного из древнейших монастырей Северо-Восточной Руси — Авраамова, основанного более восьми веков назад. По преданию, он был построен на месте храма идола Велеса. Монастырь сначала строился для борьбы с идолопоклонством и строился для защиты города, затем стал центром распространения христианства и оплотом монашеского уклада жизни.
Испокон веков в монастыре хранился жезл, подаренный, по преданию, ученику Христа Иоанну Аврааму, сокрушившему жезл идола Велеса. Иван Грозный, отправляясь в очередной поход на Казанское ханство, остановился в Ростове и взял с собой жезл из Авраамиевского монастыря, рассчитывая на его чудодейственную силу. Осенью 1552 г. он осадил столицу ханства Казань. После длительной осады и тяжелых боев Казань пала. В те времена церкви строились в честь важнейших событий политической жизни государства. Известно, что таким памятником в Москве, построенным по велению Ивана IV после взятия Казани, была церковь Василия Блаженного на Красной площади. Но мало кто знает, что в Ростове в это же время находился его «младший брат» — Богоявленский собор, также построенный по велению Грозного в 1553-1554 годах на средства государевой казны в Авраамовском монастыре. Это была Царская благодарность монастыря за его «Чудесный» жезл, способствовавший покорению «неверных».ww.rostov-monastir.ru
Троице-Сергиев Варницкий монастырь, XVII-Xixвв.
Монастырь Русской Православной Церкви, расположенный под Ростовом Великим. Как составная часть Свято-Троицкой Сергиевой лавры находится в непосредственном ведении Патриарха Московского и всея Руси. Троице-Сергиев Варницкий монастырь был основан архиепископом Ростовским Ефремом в 1427 году в Варницкой слободе на окраине города Ростова на месте рождения Святой Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского, через пять лет после обретения мощей Святой Сергий.
Тел. +7 (48536) 9-21-95
Сайт: www.varnitsky-monastir.ru
Рождественский монастырь, XIV век.
Основан в XIV веке святым архиепископом Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского. До XVII века все постройки монастыря были деревянными. Начало каменного строительства относится к концу XVII века, когда митрополитом был Иона Сысоевич. Первая каменная церковь была построена во имя Рождества Богородицы, это обширное двухэтажное здание помимо молельных мест имеет просторную трапезную.
Многочисленные переделки и утраты (снесена, разрушена пятиглавая надвратная церковь Тихвинской Божией Матери — середина XIX века, сохранение башен и частичных стен) исказили памятник. Но и в дошедших до нас общих архитектурных формах это дает понятие художественного вкуса эпохи и существования в Ростове талантливых зодчих. Есть предположение, что церкви Рождества и Спаса на Торге строили те же мастера, что и кремлевские храмы.
Церковь Иоанна Богослова на Ишне, 1687-1689
Вход в храм оформлен в виде портала с килевидной аркой. Здесь веет старина, далекое прошлое. Из четырехъярусного иконостаса смотрят потемневшие лики святых. Только специально выглядящие как плотно прилегающие пазы, сплошные полы, набранные «елочкой» из маленьких пластинок к потолку. А вот оригинальное убранство храма — резные золоченые Царские врата — плод труда невесомого монаха Исайи.
Одна из самых известных и важных в истории Ростова легенд связана со строительством храма на ишне. Оно известно нам из жития преподобного Авраама Ростовского, основателя Богоявленского Авраамова монастыря. Это было в те времена, когда в этих местах было очень сильно язычество, и многие люди поклонялись каменному идолу бога Велеса. Святой не мог даже приблизиться к идолу, одержимый дьявольскими наваждениями. Наконец, по его молитве, ему явился старец, который посоветовал Аврааму отправиться в Царьград и помолиться там в церкви Иоанна Богослова. Святитель очень огорчился, потому что путь был долгим, и он не скоро сможет победить идолопоклонников в Ростове. Но тем не менее он встал и пошел. Не успел он переплыть реку Ишну, как встретил другого старца, который расспросил его о его намерениях и вручил ему свой посох со словами: «Возьми мой посох и приди к идолу Велеса, низвергни его этим посохом во имя Иоанна богослов, и он, проклятый, рассыплется в прах». Тогда Авраам понял, что перед ним сам Иоанн Богослов. Он сделал все, как сказал ему святитель, а затем, на том месте, где встретил его, устроил церковь во имя Иоанна Богослова.
Церковь Николая Поляна, 1813 год.
Приходская церковь, построенная в 1813 году. В XVII веке на этом месте стояла деревянная шатровая церковь, а еще раньше здесь был монастырь. В его архитектуре заметны черты классицизма: фасады украшены портиками по четыре колонны, с фронтонами. С запада к церкви примыкает двухъярусная колокольня. В храме находятся старинные иконы XV и XVI веков.
Вознесенская церковь, 1566 г.
Церковь Вознесения, иначе Исидора Блаженного – один из старейших каменных храмов Ростова. Ранее в церкви находилась каменная плита с храмовой надписью, гласившей, что церковь построена в 1566 году по приказу царя Иоанна Грозного при архиепископе Ростовском Никандре. В надписи упоминалось имя архитектора – Андрей Малый. Церковь построена на месте погребения блаженного Исидора, в ней покоятся его святые мощи. По своей архитектуре церковь имеет много общего с московскими посадскими храмами того времени.
Сайт: www.isidor.pro
Церковь иконы Божией Матери Толгской, 1761
Церковь во имя Иоанна Милостивого первоначально называлась храмом толгской иконы Божией Матери и была построена в 1761 году. Храм небольшой и был приходским. Его венчание было совершено с помощью одного купола, и была «скромная» двухъярусная колокольня, которая была построена на средства жителей прихода с Ивановской улицы, ныне именуемой улицей Декабристов. Второе название храма произошло от блаженного святого Иоанна Власатого или Иоанна Милостивого, мощи которого бережно хранятся в храме.
Церковь Космы и Дамиана, 1175
Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Более известен в городе под названием «космы и дамианы». Построен в 1775г. на месте древнего монастыря Космы и Дамиана. Построен в 1777 году, закрыт одним из первых в 1926 году. В начале 2004 года по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, приход храма святых Космы и Дамиана Ярославской епархии Российской была создана православная церковь. Храм приспособлен для богослужений теплой трапезной храма и, хотя в храме нет особых примечательных святынь, он стал «домом» для окружающего его жилого района.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1795 год
Церковь построена в 1808 году. Храм тогда был в деревянном варианте. После страшного пожара набожные ростовские купцы решили восстановить храм. Строительство новой каменной церкви началось в 1795 г. и закончилось в 1803 г. В безбожные 20-е годы XX века храм был разграблен, в зо-х годах храм был превращен в общественную столовую, сняты все купола и кресты. С 2004 года проводится его реставрация.
Церковь Николая на Подозрении, 1745 – 1751
Каменная двухпрестольная церковь, построенная в 1745 г. на средства прихожан взамен старой деревянной. Основной объем храма представляет собой двухсветный одноглавый четырехугольник с трапезной и ярусной колокольней. Предел печали. В 1930-х закрыли, сломали и достроили колокольню. С 1998 года началось его восстановление, и в настоящее время он восстановлен в прежних формах.
Церковь Спаса на Песках, XVII век.
Спасопесковская церковь построена как кафедральный собор женской Спасо-Песоцкой княгини монастыря. Монастырь был основан княгиней Марией, женой ростовского князя Васильки, в XIII веке. Княжна Марья была похоронена в 1271 году под деревянной Спасской церковью, которая, возможно, стояла на том же месте, где сейчас стоит каменный собор. Он был построен, судя по надписи, в 1603 году. В середине XVII века здание было перестроено, но насколько — исследователям так и не удалось выяснить.
Петровский монастырь, XVII-XIX вв.
Ростовский Петровский монастырь – один из древнейших монастырей России. Он расположен в версте от Ростова Ярославской губернии, почти на берегу озера Неро. Территория вокруг монастыря представляет собой низменную равнину, окаймленную с правой стороны озером, а с левой — с лесом. Весной эта низменность возле монастыря затапливается разливом озера и вытекающей из него реки Векса, что придает окрестностям монастыря довольно живописный вид. Недалеко от монастыря приютилась небольшая слобода под названием Петровская.
В настоящее время Петровский монастырь как архитектурный ансамбль наполовину разрушен. От построек сохранились четыре угловые башни, игуменский корпус и церковь Похвалы Божией Матери (XVII в.). В последнее в советское время здесь размещался пивоваренный завод, а позже контора и цеха предприятия «Ростовагропромстрой» довели храм до плачевного состояния. Стены монастыря и Петропавловского собора разобраны на кирпич.
Тел. +7 (48536) 6-42-53
Сайт: www.petrov-mon.ru
Церковь Спаса на Торге, 1685 – 1690 гг.
Народное название Спаса Руины. Он «вписан» в план Гостиного двора и называется так потому, что находился среди торговых рядов, много лет не имел прихожан, а источником его существования была «Руга» — специальный сбор, пожертвования. Впервые он был построен из дерева в 1206 году. Во время польско-литовского нашествия он был разграблен и сожжен дотла. Около 40 лет это место пустовало. В 1654 году, в июле, в Ростове началась «моровая язва», настолько сильная, что умирало много людей, а живых не хватало, чтобы хоронить умерших. Не зная, как бороться с эпидемией, ростовчане на денежные сборы построили на этом месте деревянную церковь, в сильном пожаре 1671 года вновь сгоревшую дотла. Сохранившаяся церковь Спаса на Торге построена на этом же месте на средства горожан в 1685-169 гг.0, когда митрополитом был Иона Сысоевич.
Мытный двор, 1830 год.
Комплекс Мытный двор построен в 1832 году. Название двора произошло от слова «мыто» – плата за перевозку товаров на торги. Это длинное здание в классическом стиле, обрамленное с северной и южной сторон галереями с аркадами, отделенное в центре проходными воротами с большими фронтонами. Весной, в дни знаменитой Ростовской ярмарки – третьей по величине в России – здесь, как и в Торговых рядах, шла бурная торговля. Теперь по субботам территорию Мытного Двора занимает городской рынок, так что его назначение фактически за почти два века не изменилось.
Гостиный двор, 1840 – 1841 гг.
Построен на месте старинной торговой площади. Торговля с 1839 года ведется уже в новом каменном Гостином дворе, занимающем периметр всего квартала. Внешний вид комплекса не изменился с XIX века, сейчас он используется по прямому назначению.
Город-сад, середина XIX века.
Городской парк был заложен 31 июля 1830 года. В то время в России благоустройству городов уделялось пристальное внимание. Губернская управа выделила купцу Хлебникову 500 рублей на строительство сада. Купец Хлебников не только денег не украл, но и вложил из своего кармана 363 рубля 26 копеек. В прошлом году парк значительно преобразился. Построено несколько замечательных детских площадок. Каждая детская площадка для детей определенного возраста, начиная с Годовиков. Для России — это пока редкость. Набережная озера Неро полностью отремонтирована.
Кекинская гимназия, 1908 – 1910
Муниципальное общеобразовательное учреждение. Основана в 1910 году. В 1992 году школе возвращен статус гимназии и присвоено имя ростовского купца-мецената Алексея Леонтьевича Кекина.
Тел. +7 (48536) 6-05-45
Сайт: www.gim-kekina.edu.yar.ru
Конюшенный двор, XVII век.
Расположенный у стен Ростовского Кремля – уникальное сооружение, единственный сохранившийся конюшенный двор в России XVII века. Он был построен в 1680-169 гг.0 лет митрополиту Иоасафу, преемнику Ионы Сысоевича. До недавнего времени это были сломанные стены и завалы из кирпича, но в 2013 году началась реконструкция конюшенного двора.
Государственный музей «Ростовский кремль»
152151, Яр. обл., г. Ростов
Тел.+7 (48536) 6-15-02, 6-17-17, 6-32-94
Режим работы: с 10:00 до 17:00 Без выходных.
Сайт: www.rostmuseum.ru
Музей ростовского купечества
152155, Яр. область, г. Ростов, ул. Ленинская, д. 32, стр.
Тел. +7 (48536) 6-40-99
Время работы: с 10:00 до 17:00, пн. и вт. – выход.
Музей завода «Ростов финифть»
152155, г. Яр. обл., г. Ростов, Борисоглебское шоссе, д. 3.
Тел. +7 (48536) 7-49-21, 7-52-29
Режим работы: ежедневно с 9:00 до 16:00, сб., вс. – по предварительной записи.
Сайт: www.finift-nhp.ru
Ростов Дом ремесел
152151, г. Яр. область, г. Ростов, 2-я Толстовская набережная, д.