Белокаменные памятники Владимира и Суздаля
В период с XII по XIII века в России произошло становление особой архитектурной школы. На северо-востоке Европейской части России стали сооружаться красивые здания, преимущественно церкви и монастыри, из белого известняка. Именно поэтому их называют белокаменными памятниками.
В рамки знаменитого туристического маршрута страны – Золотое кольцо России – включены два уникальных города – Владимир и Суздаль. Именно здесь родился особый архитектурный стиль, для которого характерны парящая легкость гармонично вписанных в окружающий ландшафт зданий и искусная резьба по камню. Белокаменные постройки Владимира и Суздаля являются шедеврами русского зодчества и находятся под присмотром ЮНЕСКО.
Суздаль – город, который сохранил не только архитектуру, но и дух Древней Руси. Здесь иногда кажется, что находишься в прошлом, в том далеком времени белокаменных палат и церквей. Особенно сильно это чувство в Городе мастеров, где до сих пор, как в старину, работают кузницы, а гончары лепят горшки и игрушки, приглашая на мастер-класс. Прямо на улице можно напиться кваса или купить медовухи, а возле торговых рядов взять извозчика. Город помнит всю русскую историю, здесь сохранилось более 200 архитектурных памятников.
Не меньше памятников сохранилось и во Владимире. Этот город называют воротами Золотого Кольца. Здесь творили свои белокаменные шедевры древнерусские резчики, писал иконы Андрей Рублев. Храмы, словно шкатулки покрыты необычной резьбой, которая зародилась на владимиро-суздальской земле. Она характерна как раз для периода древнерусского зодчества, и по ней часто определяют время строения. Подобная техника и белокаменное строительство распространено во многих городах Золотого Кольца. Этот популярный туристический маршрут помогает вдохнуть настоящего русского воздуха, прикоснуться к истории России, ее вере, ее бессмертному народу.
По не вполне понятным причинам Российской Федерацией не были представлены к включению в список Всемирного наследия другие памятники того же круга — Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-56), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-е, XV век), Покровский монастырь в Суздале и Княгинин монастырь во Владимире (оба — начало XVI века).
Церковь Бориса и Глеба, Кидекша
Всего в 4 км от Суздаля, в Кидекше, сохранился старейший памятник белокаменного зодчества древней Руси. Он находится под охраной ЮНЕСКО и действует как музей. Борисоглебская церковь, которую построил князь Ю. Долгорукий, датируется 12 веком. По легенде именно в этом месте от руки брата Святополка погибли Борис и Глеб. Церковь почитает их как первых русских мучеников. Здание не отличается пышной красотой, и как настоящий русский богатырь стойко переносит тяготы жизни. Здесь сохранились старинный фрески, похоронен сын Юрия Долгорукого с женой и дочерью.
Отели на Ostrovok.ru
Успенский собор, Владимир
Уникальное строение 12 века является жемчужиной русской архитектуры, истории, искусства. В этом храме венчались на царство и покоятся с миром Московские и Владимирские князья, сохранились работы Андрея Рублева. Белокаменный храм построил сын Юрия Долгорукого – Андрей. Он выделил на строительство десятую часть своего имения, желая построить храм не хуже Киевской Софии.
Отели на Ostrovok.ru
Золотые ворота, Владимир
На одном из белокаменных блоков Золотых ворот есть печать князя Андрея Боголюбского, говорящая о том, что ворота построены в период его княжения. Первоначальный облик строения представить трудно, так как ворота много раз перестраивали после войн и пожаров. По историческим данным подобных въездов в город было семь, но сохранились только одни ворота – Золотые. Хан Батый, осаждая город, так и не смог пройти через них в город, а дубовые ворота, которые потом сняли с петель и везли в Орду, затонули в реке Клязьме.
Маленькая надвратная церквушка Ризоположения ныне действующий музей, в котором экспонируется выставка оружия и воинских доспехов.Отели на Ostrovok.ru
Димитриевский собор, Владимир
В летописях особо подчеркивается факт, что работы в Дмитриевском соборе выполнены именно русскими мастерами. Они достигли особого искусства, создавая каменные росписи и барельефы на стенах собора. Этот шедевр часто называют драгоценным ларцом. На фасадах храма 566 резных картин. Верхняя часть почти сплошь покрыта резьбой. Под окнами выложен колонный пояс. Внутреннюю отделку выполняли греческие мастера, но от старинных фресок сохранились только фрагменты. После татарской навалы собор был разграблен и реставрировали его только во время правления Николая.
Отели на Ostrovok.ru
Дворец Андрея Боголюбского, Боголюбово
Боголюбский княжеский дворец летописцы сравнивали с дворцом царя Соломона. Белокаменное строение отличалось необыкновенной пышностью богатством. До наших дней оно не дошло в первозданном виде, но сохранились палаты князя Андрея в составе церкви Рождества Богородицы. А в 1954г. исследователь Н.Воронин обнаружил лестничную башню. Колокольня, которая над ней надстроена более позднего периода. Перед дворцом сохранилась площадь, выложенная белым камнем, продуманы даже желоба для стока воды. Князь Андрей прожил здесь 17 лет и был убит в лестничной башне.
Отели на Ostrovok.ru
Храм Покрова на Нерли, Боголюбово
Маленькая белая церковь отражается в воде реки Нерль, и словно плывет. Окрестности храма – это заливные луга, которые являются природоохранной зоной, но никогда еще церковь не затопляло в периоды разлива. Она построена князем Андреем в честь сына Изяслава в начале 12 века. Это самый совершенный белокаменный храм древнерусского зодчества. В нем идеально подогнаны камни, стройные высокие стены. Внутренние росписи не сохранились, но внешне церковь украшена белокаменной резьбой и барельефами. До наших дней она сохранилась в несколько измененном виде, некоторые части строения были разобраны.
Отели на Ostrovok.ru
Суздальский кремль с Рождественским собором, Суздаль
Кремль стал началом города Суздаль и самым древним его строением. Строительство проходило во время правления Владимира Мономаха. На территории кремля жил сам князь и его дружина. До наших дней сохранились земляные глиняные валы. Позже были устроены деревянные стены для защиты от врага и простояли до 1719г. О Суздальском кремле есть много упоминаний в древнерусских летописях. На его территории находится также церковь, которую заложил Владимир Мономах. Чуть позже на ее месте воздвигли белокаменный собор, который тоже дошел до наших дней в измененном виде. Верхняя часть собора выложена кирпичом. Во внешнем убранстве главными являются резные орнаменты древнерусских мастеров. Внутри сохранились фрески 13, 15 веков. Здесь же похоронены сыновья Юрия Долгорукого и другие князья.
Отели на Ostrovok.ru
Спасо-Евфимиев монастырь, Суздаль
Монастырь-крепость изначально был построен в очень хорошем стратегическом месте. Конечно, деревянные первые строения не сохранились, каменные стены и башни с бойницами, амбразурами были построены в 16в. Стены монастыря помнят и татарские набеги, и посещения царственных особ и неугодных властям раскольников и бунтарей. Последних содержали в подвалах монастырского тюремного комплекса, который использовали даже чекисты для выявления предателей. На территории монастыря есть памятник героям литовско-польской войны, установлен крест похороненному здесь князю Минину-Пожарскому.
Отели на Ostrovok.ru
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля
(№ 633 Критерии: I, II, IV 8 компонентов)
Год включения в Список Всемирного наследия: 1992
Одни из наиболее известных исторических городов России – областной центр Владимир и районный центр Владимирской области – Суздаль, располагаются в центре Европейской части России, примерно в 200 км к востоку от Москвы, и на расстоянии 30 км друг от друга. В XII-XIII вв. они последовательно – сначала Суздаль, а затем Владимир, – становились столицами могучего древнерусского Владимиро-Суздальского княжества. Именно тогда здесь, в Северо-Восточной Руси, сложился новый центр власти, дублирующий, а затем и во многом подменивший собой слабеющий Киев.
Владимир-на-Клязьме, как его называли в старину для отличия от других «Владимиров» Древней Руси, как будто бы имеет точную дату основания князем Владимиром Мономахом – 1108 г., хотя недавно энтузиасты поисков более древних корней города стали обращаться к времени его деда – Владимира Святославича, то есть к началу ХI века. Так или иначе, но в 1157 г. во Владимир была перенесена из Суздаля столица Северо-Восточной Руси.
Временем возникновения Суздаля, по первому упоминанию в летописи, считается 1024 г. Будучи вторым после Ростова Великого центром Ростово-Суздальской земли, Суздаль очень ненадолго, в начале ХII в., обрёл в ней первенство (при князе Юрии Долгоруком), чтобы уже в середине этого века с неохотой уступить его новой столице – Владимиру.
В период существования Владимиро-Суздальского княжества в нем сложилась своя своеобразная архитектурно-художественная школа, для которой были характерны: кладка из плит белого известняка (отсюда и название – «белокаменные» памятники), изысканность пропорций, тонкая резьба по камню на разные природные сюжеты (звери, растения), аркатурные пояса, а также внешняя легкость облика зданий и умение вписывать их в окружающий природный ландшафт.
Подлинными шедеврами этой школы как раз и являются те памятники (точнее – восемь отдельных памятников и ансамблей), которые составляют данную номинацию. Некоторые из них находятся в центре города Владимира (Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота), другие – в Суздале (Христо-Рождественский собор в ансамбле кремля и ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря). Это также памятники, располагающиеся в пригородах: Владимира – храм Покрова на Нерли (при ее впадении в Клязьму) и сохранившиеся фрагменты резиденции Андрея Боголюбского в селе Боголюбово; и Суздаля – церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша, на реке Нерль (В некоторых источниках упоминается и ряд других памятников Суздаля, претендующих, или претендовавших, быть частью объекта Всемирного наследия, хотя они и не являются белокаменными – Архиерейские палаты кремля, Покровский монастырь, некоторые приходские церкви).
Успенский собор Владимира, заложенный на вершине холма и построенный всего за три года (1158–1160), сразу стал главной архитектурной доминантой города. Высокий белокаменный пятиглавый собор, поражавший своей гармонией, обилием украшений из золота, стал и главным храмом всего княжества. В нем были возведены на великое княжение Владимирское Александр Невский, Дмитрий Донской, другие владимирские, тверские, московские и иные князья, некоторые из которых (Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо и др.) и погребены здесь. В нем же помещалась святыня Владимира – икона Богоматери, привезенная на Русь из Константинополя и прозванная Владимирской (ныне она находится в Третьяковской галерее в Москве). В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным (сохранились фрагменты этих фресок). В XV-XVI вв. Успенский собор во Владимире послужил образцом для строителей одноименного собора в Московском Кремле (главного собора в государстве), а затем и целой череды главных кафедральных и монастырских соборов по всей России, олицетворявших собой формирование единого централизованного Московского царства.
Дмитриевский собор (1194–1197 гг. ), находящийся несколько восточнее Успенского – это четырехстолпный одноглавый храм, относительно небольших размеров, архитектура которого очень характерна для Владимиро-Суздальской Руси XII в. Гармоничность его пропорций сочетается с совершенной техникой белокаменной кладки. Его кружевная каменная резьба, расположенная «строчным узором» на фасадах, насчитывает примерно 1500 рельефных изображений. Собор несколько раз горел, а во время татаро-монгольского нашествия был полностью разграблен, в последующем он неоднократно подвергался реставрации. В самом конце XII в. собор был расписан византийским и русским художниками, но эти фрески дошли до наших дней лишь фрагментами.
Владимирские Золотые ворота (строительство закончено в 1164 г.) служили не только крепостным сооружением, но и триумфальной парадной аркой при въезде с запада следуя из Киева, Новгорода, позже – и из Москвы. Их соорудили одновременно с земляным валом, образовавшим защитное кольцо вокруг города. Золотые ворота были сложены из белого камня, их массивные дубовые двери были обшиты золочеными медными досками, за что их и прозвали Золотыми. Нижняя часть ворот уцелела до наших дней с XII в., а надвратную церковь впоследствии обновляли в XV, XVII и XVIII вв. Сейчас в Золотых воротах создана Военно-историческая экспозиция с диорамой Владимира во время осады войском хана Батыя в 1238 году.
Христо-Рождественский собор в Суздале построили в 1222–1225 гг. Он является доминантой ансамбля Суздальского кремля, с трех сторон окруженного рекой Каменкой, и его массивные, синие, «усыпанные» звездами купола во многом определяют облик всего кремлевского комплекса. В XV в. Рождественский собор обрушился, после чего (в XVI в.) его верх построили из кирпича и завершили пятиглавием. Реконструкцию собора проводили и в более позднее время, а его фрески относятся к XIII, XV и XVII вв.
На северной окраине Суздаля расположен уникальный архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря, основные каменные постройки которого относятся к XVI в. Будучи опоясан высокими каменными стенами с 12 башнями, этот монастырь внешне весьма напоминает крепость. Внутри стен – Преображенский собор (1564 г. с фресками XVII в.), шатровая Успенская церковь-трапезная (1525 г.), звонница (XVI-XVII вв.), монашеские кельи и разного рода монастырские службы.
Остатки резиденции князя Андрея Боголюбского можно ныне увидеть в селе Боголюбово, что в 10 км к востоку от Владимира. Укрепленный замок был выстроен здесь в середине XII в., однако до наших дней от него дошло лишь немногое. На основаниях главного Богородице-Рождественского собора уже в ХVIII в. была воздвигнута существующая ныне церковь в стиле барокко. А от дворца осталась только часть лестничной башни, которая связывала его с собором таким образом, что члены княжеской семьи могли прямо из своих покоев пройти на его хоры. Еще различимы и следы былых земляных валов. Все современное окружение в кольце стен – это комплекс Свято-Боголюбского, ныне вновь действующего, монастыря с церковными и иными зданиями ХVIII-ХIХ вв.
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) находится недалеко от Боголюбова, она стоит уединенно посреди пойменных лугов на берегу небольшой реки Нерль при ее впадении в Клязьму, и поражает своей утонченностью и стройностью. Она представляет собой невысокий одноглавый четырехстолпный храм, который украшен резьбой XII в. Это, безусловно, один из признанных шедевров мировой архитектуры.
В селе Кидекша, расположенном недалеко от Суздаля, у места впадения реки Каменки в Нерль, находилась загородная резиденция Юрия Долгорукого. В ее состав входила церковь Бориса и Глеба, выстроенная в середине XII в. (1152 г.) из белого известняка, которая хорошо сохранилась до наших дней. Эта церковь – одноглавая, с похожими на бойницы узкими окнами и небольшим аркатурным поясом на фасаде. В XVIII в. церковь перестраивали, однако сохранившиеся в ней фрагменты фресковой живописи относятся еще ко времени ее сооружения.
Ныне все указанные памятники (а также ряд прочих достопримечательностей Владимиро-Суздальской земли) входят в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (учрежден в 1958 г.). Это обеспечивает возможность интерпретации их культурного и художественного значения для самых разных категорий посетителей – взрослых и подростков, соотечественников и иностранцев, профессионалов и любителей. Много внимания уделяется научной реставрации этих уникальных сооружений. В каждом из этих памятников созданы музейные экспозиции, наилучшим образом раскрывающие их достоинства и особенности.
Доп.: в 2017 г. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО на своей 41-ой сессии утвердил разработанное российскими специалистами и согласованное экспертами ИКОМОС ретроспективное заключение о «выдающейся универсальной ценности» данного Владимиро-Суздальского объекта ВН.
Белые памятники Владимира и Суздаля
Выдающаяся общечеловеческая ценность
Краткое обобщение
Древние города Владимир и Суздаль, главные города древнерусского княжества в XII-XIII вв., расположены в центре Европейская часть России, около 200 км восточнее Москвы, 30 км друг от друга. В это время в городах сложилась своя индивидуальная архитектурно-художественная школа. Эти белокаменные памятники являются уникальными архитектурными творениями и частью сокровищницы русской культуры.
Объект всемирного наследия «Белые памятники Владимира и Суздаля» представляет собой серийный объект, состоящий из памятников во Владимире, Суздале и Кидекше, в 5 км к востоку от Суздаля. Во Владимире находятся Успенский собор, Золотые ворота, собор Рождества Богородицы и Лестничная башня дворца Андрея Богулюбского в Княжеском замке в Богулюбово, церковь Покрова на реке Нерли; Кремль и Рождественский собор и Спасо-Евфимиев монастырь находятся в Суздале; а церковь Бориса и Глеба стоит в Кидекше.
Во Владимире Успенский собор (1158 г.) должен был стать религиозным центром всей Руси. Он был построен в городском Кремле с тремя нефами, увенчанными изящным барабаном и шлемовидным куполом. Фасад, разделенный на пять секций встроенными колоннами, отличается резными рельефами. Большая часть фресок XII века была уничтожена монголами в 1238 году, но новые фрески были добавлены в 1408 году мастерами-живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, в частности знаменитый «Страшный суд». Иконостас — прекрасный образец барокко 1774 года.
Золотые ворота (1164) являются частью оборонительных сооружений 12-го века, ныне снесенных. Это кубическая башня с церковью Ризположения на вершине. Княжеский замок в Боголюбово (1165 г.) содержит остатки Королевского дворца XII века в виде собора Рождества Богородицы и Лестничной башни Андрея Боголюбского. Собор представляет собой здание 17 века на месте первоначальной постройки. Покровская церковь (1165 г.) на Нерли расположена напротив первоначальных речных ворот Владимира. Он имеет один купол на пересечении и рельефы в верхней части наружных стен.
Дмитриевский собор (1194-97 гг.) – царский храм кубической формы с тремя внутренними нефами и шлемовидным куполом. Внешний вид имеет более тысячи каменных резных фигур на общую тему царя Давида. В западной части интерьера сохранились фрески XII века.
В Суздале Кремль (крепость) окружен земляным валом. Внутри, возвышаясь над городом, возвышается собор Рождества Христова, построенный в 13 веке и реконструированный в 16 веке, с пятиглавой крышей и золотыми вратами 13 века. Важные памятники 9 в.0019 посад (гражданское поселение) включает в себя несколько кубических церквей XVI и XVII веков, таких как Ризоположенский монастырь и Успенская трапезная церковь, а также несколько монастырей. Самым важным из последних является Спасо-Евфимиев монастырь, основанный в 1352 году, с его Спасо-Преображенским собором 16 века, построенным в традициях Владимира 12 века.
На правом берегу Нерли, в Кидекше, находится церковь Бориса и Глеба. Он имеет большое архитектурное значение, так как это была первая церковь в России, построенная из белого известняка, стиль, который стал характеризовать прежде всего архитектуру Владимира XII века. Он небольшой (15,5 м х 15,5 м) с тремя апсидами на восточной стороне. Он простой, с небольшим декором, хотя остатки средневековых фресок были обнаружены в 1947.
Архитектура Владимиро-Суздаля характеризуется каменной кладкой, облицованной правильными блоками белого известняка, изысканными пропорциями, тонкой резьбой по камню, кажущейся легкостью построек, умением древних церковных зодчих гармонировать свои постройки с окружающей природной средой. пейзаж. Памятники уникальны своим возрастом, аутентичностью архитектурной формы и исторической связью с основоположниками российской государственности, такими как Юрий Долгорукий (Юрий Длиннорукий), Андрей Боголюбский (Андрей Боголюбовский), Всеволод Большое Гнездо (Всеволод Великий). Большое гнездо) и Георгий Всеволодович.
Критерий (i) : Белые памятники Владимира и Суздаля являются выдающимися образцами древнерусского зодчества. Эти белокаменные сооружения представляют собой уникальное явление, вобравшее в себя лучшие работы творческих мастеров и представляющее собой удивительный синтез архитектуры и монументального искусства.
Критерий (ii) : Белокаменное зодчество Владимира и Суздаля является выдающимся образцом развития и совершенствования архитектурных форм и приемов белокаменного строительства, сформировавших уникальную школу зодчества. Этот влиятельный стиль зародился и достиг здесь своего наибольшего выражения и иллюстрирует важнейший этап человеческой истории и культуры Северо-Восточной Руси. Широко использовавшиеся в качестве образца для последующего строительства на протяжении всей русской истории, они стали эталоном архитектурной красоты и выразительности русского церковного зодчества.
Критерий (iv) :Белокаменные памятники и ансамбли владимиро-суздальской школы зодчества являются выдающимися образцами архитектурного искусства и совершенными образцами технического и строительного мастерства, полностью гармонирующими с окружающим ландшафтом. Они олицетворяют зарождение и расцвет белокаменного зодчества XII-XIII вв., отличаются выдающейся гармонией и совершенством архитектурных форм.
Целостность
Белые памятники Владимира и Суздаля включают в себя все необходимые атрибуты, отражающие его выдающуюся универсальную ценность. С учетом рассредоточенности памятников по территории Владимирской области целостность каждого отдельного компонента объекта Всемирного наследия обеспечивается установленными границами и охранными зонами. Статус объекта культурного наследия народов Российской Федерации, представляющего особый интерес, гарантирует высочайший уровень государственной охраны объектов и обеспечивает их постоянную сохранность и охрану. Памятники находятся под угрозой из-за атмосферного загрязнения и загрязнения транспортными средствами, которые могут повлиять на их белокаменные фасады, а также из-за высотной застройки в непосредственной близости от них, которая может нарушить исторический городской пейзаж.
Подлинность
В течение нескольких десятилетий здания Владимира и Суздаля были объектом значительных усилий по развитию культурного туризма, с последующими реставрационными работами в них, выполненными с должным уважением к традиционным технологиям и материалам. Монастырские памятники сохраняют древнерусские традиции и аутентичные приемы архитектурного декора. Все реставрационные работы, проводившиеся на памятниках в разные периоды, были направлены на сохранение аутентичных построек за счет использования старых строительных методов, технологий и строительных материалов, таких как белый камень, белая известь, крупногабаритный кирпич, дерево и металл. Монастыри сохранили свои исторические планы и обеспечили замену традиционных насаждений.
Требования к охране и управлению
Белые памятники Владимира и Суздаля с 1958 года входят в состав Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. В 1960 году по решению Совета Министров РСФСР памятники были взяты под охрану. С 1995 года памятники отнесены к объектам культурного наследия на федеральном уровне, а в 1998 году Указом Президента Российской Федерации включены в Государственный список объектов культурного наследия народов Российской Федерации, представляющих особую ценность. Музей-заповедник совместно с органами государственной охраны осуществляет эффективную охрану объектов с использованием правовых, финансовых и организационных механизмов на основании Федеральных законов от 25.06.2002 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации , Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (введено в действие Постановлением Правительства Российской Федерации 2008 г. ) и Закон «О передаче религиозным организациям имущества, имеющего религиозное целевое назначение и представляющего государственную или муниципальную собственность» (2010).
На сегодняшний день памятники в хорошем состоянии. Музей управляет объектами для обеспечения их сохранности, следит за состоянием памятников и территорий, регулирует туристические услуги. Успенский собор находится в ведении музея совместно с Русской Православной Церковью, а храм Покрова на Нерли во Владимире находится в ведении Русской Православной Церкви. Использование памятников в качестве музейных экспонатов для обеспечения их доступности в сочетании с их использованием церковью усиливает аутентичность и исторический характер зданий. В результате недавних реставрационных работ белокаменные стены и белокаменная резьба соборов защищены от атмосферных воздействий. Для сохранения настенных росписей внутри собора установлены системы климат-контроля. Все работы по памятникам для консервации и защиты белокаменных сооружений, белокаменной резьбы на фасадных стенах и монументальной росписи в интерьере собора выполняются в порядке, утвержденном Министерством культуры Российской Федерации.
План управления разрабатывается. Необходимо создать буферные зоны для всех компонентов объекта.
Белые памятники Владимира и Суздаля
Древние города Владимир (основан в 1108 г.) и Суздаль (известен с 1024 г.), стоявшие в XII-XIII вв. во главе могущественного древнерусского Владимиро-Суздальского княжества, расположенного в центре европейской части России, примерно в 200 км к востоку от Москвы и на расстоянии 30 км друг от друга. В период существования Владимиро-Суздальского княжества здесь сложилась своя архитектурно-художественная школа, для которой были характерны: кладка из белокаменных плит (отсюда и название – «белокаменные» памятники), изысканность пропорций, тонкая резьба по камню на различных природные сюжеты (животные, растения), аркатурные пояса, внешняя легкость зданий и возможность вписать их в окружающий природный ландшафт.
Настоящими шедеврами этой школы являются именно те памятники (точнее, восемь отдельных памятников плюс два ансамбля), которые составляют эту номинацию. Одни из них расположены в центре Владимира (Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота), другие в Суздале (Рождественский собор и Архиерейские палаты Суздальского кремля, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри). Это и памятники, расположенные в Подмосковье: церковь Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, а также церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша. Ныне все эти памятники (как и ряд других достопримечательностей Владимиро-Суздальской земли) входят в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (создан в 1958). Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри).
- Белые памятники Владимира и Суздаля
Это также памятники, находящиеся в пригородах: церковь Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, а также церковь Бориса и Глеба в селе из Кидекши. Ныне все эти памятники (как и ряд других достопримечательностей Владимиро-Суздальской земли) входят в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (создан в 1958). Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри). Это и памятники, расположенные в Подмосковье: церковь Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, а также церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша. Ныне все эти памятники (а также ряд других достопримечательностей Владимиро-Суздальской земли) входят в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (создан в 1958 г.).
- Белые памятники Владимира и Суздаля
Владимир – город истории и культуры, расположенный на левом берегу Клязьмы. В прошлом это была древняя столица Ростово-Суздальского княжества, административный центр наместничества, затем губернии. С конца 19 века в городе начали действовать телеграф и водопровод, а позже была введена в строй первая электростанция. Здесь множество церквей, монастырей и памятников, рассказывающих о жизни и развитии Владимира на протяжении всего периода его существования.
Поездка в Суздаль – это настоящее путешествие в прошлое. Земляные валы несут на себе отпечаток Средневековья и напоминают о появлении первых поселений на территории Суздаля. В городе царит мирная тишина, которую лишь изредка нарушает звон колоколен многочисленных церквей и монастырей и куранты суздальского кремля.
Суздаль называют жемчужиной Золотого кольца России. Это один из древнейших русских городов – первые упоминания о нем в летописях относятся к 1024 году, более чем за сто лет до основания Москвы. Спустя пятьсот лет Суздаль стал религиозным центром России — в то время в городе было более десяти монастырей. Но затем экономика города пришла в упадок, и к началу 20 века Суздаль уже считался отдаленной губернией.
Сейчас Суздаль – крупный туристический центр, любимый как россиянами, так и иностранцами.