Самые известные памятники Петру I в Санкт-Петербурге
Фото Rina Niksky, pexels.com
В Северной столице, городе, который основал Петр I, существует множество памятников, изображающих российского императора. Самый известный из них, Медный всадник, уже давно стал одним из главных символов города. В статье мы рассказываем о самых важных и интересных памятниках Петру I, с которыми стоит ознакомиться туристам, приезжающим в город на Неве.
Медный всадник
Наверняка у многих из нас Медный всадник – это именно та ассоциация, которая приходит в голову при упоминании Санкт-Петербурга. Гордо восседающий на великолепном скакуне Петр I указывает рукой вперед, словно возвещая о том, что именно здесь будет заложен великий город.
Воздвигнут он был 7 августа 1782 года. Его автором был французский скульптор Этьен Фальконе. А инициатором установки монумента выступила императрица Екатерина II. И на каменной глыбе, являющейся пьедесталом для монумента, высечена на латинском и русском языках надпись: «Петру I Екатерина II лета 1782». Екатерина хотела, чтобы Петра I изобразили в образе римского императора с жезлом и скипетром в руках, но у Фальконе было свое видение памятника, и он испугался возразить императрице. В итоге сегодня мы с вами видим именно такого Петра, каким представлял его себе скульптор.
Интересно, что над изготовлением трудился целый коллектив авторов. Конную статую изготовил сам Фальконе. Голову императора – ученица скульптора Мари-Анно Колло, а змею, которую топчет конь императора, сделал скульптор Федор Гордеев.
Адрес: ст.м. Адмиралтейская, Сенатская площадь.
Памятник Петру I работы Михаила Шемякина
Этот памятник расположен на территории Петропавловской крепости. Перед нами предстает Петр I таким, каким увидел его петербургский художник Михаил Шемякин. Интересно, что лицо скульптуры выполнено Шемякиным с посмертной восковой маски императора, изготовленной в свое время самим Растрелли. Главной особенностью этого памятника, до сих пор вызывающей споры среди ценителей искусства, являются искаженные пропорции скульптуры. Художник увеличил пропорции тела в 1,5 раза – из-за этого голова кажется чересчур маленькой, а руки слишком длинными, что придает памятнику гротескный вид. И тем не менее, среди туристов он пользуется большой популярностью, о чем свидетельствуют натертые до блеска колени императора, посидеть на которых стремятся очень многие.
Адрес: ст.м. Горьковская, Петропавловская крепость.
Памятник «Царь-плотник»
Интересный памятник императору расположен на Адмиралтейской набережной. Он изображает Петра I за работой – царь строит новый корабль. У памятника очень интересная история. Его установили в далеком 1910 г. на Адмиралтейской набережной. Памятник изготовил известный скульптор того времени – Леопольд Бернштам. Копия памятника была отправлена в Голландию и установлена в городе Заандам. Это связано с тем, что в Голландии Петр Великий учился кораблестроению. Но в нашей стране «Царь-плотник» простоял совсем немного. В 1919 году он был демонтирован по решению Советской власти за «антихудожественность». Попросту говоря, его признали «уродливым». Однако в Заандаме «Петр-плотник» благополучно сохранился. И вот в начале 90-х годов прошлого столетия с голландской копии была снята еще одна и возвращена на родину. Произошло это в год 300-летия российского флота – 7 сентября 1996 года.
И сегодня любой желающий может полюбоваться на скульптуру Петра I, занятого важным делом. Говорят, что здесь можно загадывать желания, связанные с профессиональным и карьерным ростом, а также просить Петра помочь с поиском работы.
Адрес: ст.м. Адмиралтейская, Адмиралтейская наб., напротив д. 6.
Бюст Петра I на Московском вокзале
Каждый, кто приезжает на Московский вокзал Санкт-Петербурга, не может пройти мимо этого небольшого памятника основателю города – Петру I. Раньше на его месте стоял бюст В.И. Ленина, но когда городу вернули историческое название, то было принято решение установить здесь памятник основателю Петербурга. Он представляет собой увеличенную и немного доработанную скульптором А. С. Чаркиным копию бюста Растрелли.
Петр Великий возвышается над пространством вокзала и словно приветствует всех прибывающих в город на Неве. Взгляд его, конечно, суров, но что поделаешь – все-таки император, положение обязывает.
Адрес: ст. м. Площадь Восстания, Невский пр., д.85, здание Московского вокзала.
Петр I у Инженерного замка
Растрелли начал создавать этот памятник, когда Петр I еще был жив, но завершил его создание только в 1747 году. Изначально проект памятника, который был одобрен самим императором, содержал много деталей, характерных для стиля барокко. У ног коня лежала змея, олицетворяющая «зависть», а также в композицию включены фигуры шести добродетелей, купидоны, статуя Невы. Когда Бартоломео Растрелли вернулся к работе над монументом, мода на барокко уже прошла, поэтому ему пришлось переделывать проект. В итоге остался только император, восседающий на коне.
Решение о том, что памятник все-таки должен быть установлен, принял Павел I. Он повелел выбить на нем надпись: «Правнук – прадеду», которая словно отсылает нас к надписи на знаменитом Медном всаднике – «Петру I – Екатерина II».
Во время Великой Отечественной войны жители сняли статую с пьедестала и закопали ее прямо на площади для сохранения памятника от бомбежек. Петр Великий вернулся на свое место в 1945 году.
Адрес: ст.м. Невский проспект, ул. Кленовая д. 2.
Бюст Петра I в Ботаническом саду
Этот бюст интересен, в первую очередь, своим постаментом, который выполнен в виде растущего из земли дерева. Открытие памятника было приурочено к 300-летию Ботанического сада и состоялось в 2014 году. Скульптором выступил Олег Сатин, а проект постамента выполнила архитектор Александра Бочарова. Бюст установили здесь неслучайно – именно император Петр Великий был основателем Ботанического сада, и учреждение носит имя своего создателя.
Осмотр памятника можно совместить с приятными прогулками по оранжереям сада. В какое бы время года вы ни приехали, здесь всегда царит тепло и цветут удивительные цветы.
Адрес: ст.м. Петроградская, ул. Профессора Попова, д. 2.
Мы рассказали о самых значимых памятниках Петру I в Санкт-Петербурге. Предлагаем вам самостоятельно полюбоваться ими во время путешествия в Северную столицу и решить для себя, кому же из скульпторов лучше всех удалось передать характер и душу великого российского императора.
История – Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен в 1711–1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. К оформлению фасадов и интерьеров Летнего дворца были привлечены архитекторы и скульпторы из Западной Европы: Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Жан-Батист-Александр Леблон.
Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу: после кончины Петра дворец никогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров. До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик здания, живописные плафоны аллегорического содержания, сосновые шкафы для одежды, изразцовые печи и отделка стен расписными голландскими плитками, отделка деревянными панелями помещений первого этажа, внутренняя отделка Нижней и Верхней Поварен и Зеленого кабинета. Уникальный ветровой прибор в Кабинете Петра I по-прежнему показывает направление и силу ветра, а также время. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты.
Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры памятника.
Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) — небольшой домик с хозяйственным двором и садом. Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построил собственный дом. Иван Матвеев (Угрюмов), который с 1705 по 1707 г. руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе. Именно эту постройку видел в 1710–1711 гг. автор «Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота»: «Вплоть у речки, — пишет он, — царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами».
По указанию Петра на месте его прежнего дома построили каменное здание по проекту архитектора Д. Трезини. 17 апреля 1712 г. Петр уже переехал жить в Летний дворец, а уже через год царскую резиденцию посетили «заморские» гости: «Третьего дня [июля] пришли сюда 6 кораблей торговых Голландских и Английских, из которых галиот да гукар (типы голландских судов XVIII в.) ко мне причалили, то есть к самым моим палатам….»
После смерти Петра I Летний дворец теряет значение царского жилища. Некоторое время здесь жили придворные служители. В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра, чтившей память об отце, «ветхости» чинят, и бывшую царскую резиденцию в перовой половине XIX века начинают употреблять как место для летнего проживания видных сановников того времени.
К 200-летию Санкт-Петербурга в Летнем дворце состоялась выставка памятников петровской эпохи. Из императорских дворцов, Эрмитажа, Государственного архива были доставлены портреты и гравюры, знамена, военные орудия, предметы мебели и прикладного искусства, книги, чертежи. Кровать Петра I из Александро-Невской лавры, представленная на выставке, и сейчас находится на экспозиции дворца.
После 1917 г. дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник, но еще не имел статуса музея. В 1925 г. дворец был передан в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, в нем устраивались выставки, не связанные с историческим прошлым дворца.
С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. На экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.
В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец — музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А. Э. Гессена.
С 2004 г. Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея. В 2015–2017 гг. во дворце осуществлена комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе реставрации во дворце восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.
Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в семи помещениях Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.
В Зеленом кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившим начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведены очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII в. Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX в. были заменены.
Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце. Прибор объединяет три циферблата: один из них — часовой, другие два — указатели направления и скорости ветра. Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящимся на крыше, посредством шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом. Ветровой прибор имеет резное обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы — рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров — носов кораблей.
Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. В Нижней Поварне представлена раковина из черного мрамора, которая является частью системы водоснабжения петровского времени. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации — первой в Санкт-Петербурге.
На крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер.
Исторический центр Санкт-Петербурга и родственные ему группы памятников
Выдающаяся универсальная ценность
Краткое обобщение
Уникальный урбанистический ландшафт порта и столицы Санкт-Петербурга, возвышающийся над устьем Невы в месте ее впадения в залив Финляндия была величайшим городским творением 18 века.
Санкт-Петербург был построен в начале XVIII века в поразительно короткий срок по четкому плану, основанному на многих собственных идеях Петра Великого. Город строился в тяжелых условиях на незащищенной от паводков низменности, в условиях острой нехватки материалов и рабочих.
За первые десятилетия своей истории Санкт-Петербург превратился в грандиозную агломерацию, состоящую из исторического ядра города, окруженного парадными загородными резиденциями, развитой системой укреплений, усадеб и дач, поселков и городков, связанных радиальными путями. Он занимал берег по обеим сторонам Финского залива, а также город-крепость Кронштадт на острове Котлин, двигаясь вверх по Неве к ее истоку в Шлиссельбурге. Этот русско-европейский город, окруженный пригородными ансамблями, стал социокультурным феноменом с бесподобным историческим городским ландшафтом, отличающимся абсолютной иерархичностью структур.
Сеть каналов, улиц и набережных строилась постепенно, начиная с царствования Петра I (1682-1725). Невская перспектива не становилась главной осью города с востока на запад до 1738 года. Точно так же при императрицах Анне Иоанновне (1730-1740), Елизавете Петровне (1741-1762) и Екатерине II Великой (1762-1796) городской пейзаж Санкт-Петербург приобрел монументальное великолепие, которое обеспечило всемирно известную «Северную Венецию». Множество иностранных зодчих (Растрелли, Ринальди, Кваренги, Камерон и Валлен де ла Мот) соперничали друг с другом дерзостью и великолепием в громадных столичных дворцах и монастырях, в императорских и княжеских загородных резиденциях, среди которых Петергоф (Петродворец), Ломоносов, Царское Село (Пушкин), Павловск и Гатчина.
Величие северной столицы России с ее горизонтальным силуэтом в сочетании с вертикальными ориентирами и ансамблями набережных и площадей лежит в основе «имперского» духа города, его гениев места. Главной особенностью и достопримечательностью исторического центра Санкт-Петербурга является идеальное сочетание архитектуры и водных пейзажей.
Полноводная Нева завещала городу исключительный пространственный масштаб и зрелищность. Она стала его главной площадью и главной магистралью.
Водные просторы Невы были естественным продолжением системы городских площадей. Равномерная сеть улиц, наложенная на этот природный фон, придавала городу художественную контрастность и богатство восприятия. Санкт-Петербург с его «видом суровости и грации» требовал единой конструкции как ансамбля с тевтонским единством, качества, которые возникли одновременно с его рождением.
Ткань города богато переплетена ансамблями. Эти ансамбли, связываясь друг с другом, создают сложную многослойную систему, в которой ни один элемент не существует сам по себе или изолирован от своего окружения. Всеобъемлющая ценность всех компонентов этой системы проистекает из их объединения в гармоничное целое.
Именно поэтому Санкт-Петербург, несомненно, остается единственным грандиозным проектом в истории градостроительства, сохранившим свою логическую целостность, несмотря на быструю смену архитектурных стилей.
В новейшее время город был свидетелем и участником величественных и трагических событий Февральской и Октябрьской революций 1917 г. и героической блокады 1941-1944 гг., унесших несколько миллионов человеческих жизней. Пережив беспрецедентные испытания ХХ века, город продолжает оставаться символом и опорой русской культуры нового времени, одним из ее центров науки, культуры и образования, навеки связанными с личностями и творчеством выдающихся мировых ценностей.
Критерий (i) : В области городского дизайна Санкт-Петербург представляет собой уникальное художественное достижение по амбициозности программы, связности плана и скорости исполнения. С 1703 по 1725 год Петр Великий поднял из ландшафта болот, торфяников и скал архитектурные стили из камня и мрамора для столицы Санкт-Петербурга, который он хотел сделать самым красивым городом во всей Европе.
Критерий (ii) : Ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге и окрестностях Растрелли, Валленом де ла Мотом, Камероном, Ринальди, Захаровым, Воронихиным, Росси, Монферраном и другими, оказали большое влияние на развитие архитектуры и монументального искусства в России. и Финляндия в 18-19 веках. Нормативное значение капитала было увеличено с самого начала созданием Академии наук, а затем Академии изящных искусств. Городской макет Санкт-Петербурга, созданный при Екатерине II, Александре I и Николае I, использовался при реконструкции Москвы после пожара 1812 г., а также для новых городов, таких как Одесса или Севастополь, в южной части России. Империя.
Критерий (iv) : Номинированная культурная ценность связывает выдающиеся образцы императорских резиденций в стиле барокко с архитектурным ансамблем Санкт-Петербурга, который является столицей барокко и неоклассицизма по преимуществу. Дворцы Петергоф (Петродворец) и Царскосель (Пушкин), которые были восстановлены после разрушений во время Второй мировой войны, являются одними из самых значительных сооружений.
Критерий (vi) : Санкт-Петербург дважды был непосредственно и осязаемо связан с событиями вселенского значения. С 1703 по 1725 год строительство Санкт-Петербурга (напоминает конная статуя Петра Великого работы Фальконе, расположенная на Сенатской площади) символизирует открытие России западному миру и выход царской империи на международную арену. . В 1917 г. в Петрограде победила большевистская революция (в 1914 г. город был переименован). Крейсер «Аврора» и таунхаус Матильды Кчесинской, впоследствии музей Великой Октябрьской социалистической революции, в самом сердце Ленинграда являются символами становления СССР
Целостность
Санкт-Петербургская агломерация в целом и ее исторический центр в частности сохранили свою целостность. Это связано с тем, что застройка исторического центра практически прекратилась в 1913 г., а в 1918 г. столица была перенесена в Москву. В результате новое строительство и рост промышленных зон происходили за пределами исторического центра.
Его целостность обеспечивается за счет сохранения запланированной планировки, силуэта и возможностей для беспрепятственного обзора, но высокие здания и несоответствующая застройка вокруг собственности были проблемой. Имущество также страдает от воздействия дорожного движения, загрязнения воздуха и относительной влажности.
Подлинность
Сайт сохранил подлинность своих основных компонентов. Первоначальная планировка города и большая часть оригинальной застройки в историческом центре Санкт-Петербурга свидетельствуют о его выдающейся универсальной ценности.
Высокое качество реставрационных и реконструкционных работ, выполненных на основе исторических документов с использованием аутентичных технологий и материалов, а также работа по восстановлению памятников и дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга и его окрестностей являются частью стратегия сохранения целостности культурного ландшафта всей агломерации.
Требования к охране и управлению
С момента включения в Список всемирного наследия объект охраняется в соответствии с законодательством СССР и РСФСР: 19 октября 1976 г. № 4962-IX « Об охране и использовании объектов памятников истории и культуры » (СССР), и от 15 декабря 1978 г. « Об охране и использовании памятников истории и культуры » (РСФСР). Охранные зоны и их режимы утверждены решением исполкома Ленинградского горсовета от 30 декабря 19 г. № 1045.№ 88, « Об утверждении границ, объединяющих памятники истории и культуры особо охраняемой природной зоны в Центральном районе Ленинграда ». В 1987 году главным архитектурно-планировочным управлением Ленсовета был разработан и утвержден руководством СССР генеральный план развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года.
В последние годы расширено законодательство в сфере охраны культурного наследия и градостроительства. В период с 2002 по 2014 год были приняты и изменены следующие законы: « О культурном наследии (историко-культурном) Российской Федерации » (2002, 2014), Градостроительный кодекс Российской Федерации (2004, 2014), « О Генеральном плане Санкт-Петербурга » (2005, 2013), Законы Ленинградской области и Санкт-Петербурга об охране культурного наследия (2006, 2012; 2007, 2014), принятый городом Санкт-Петербургом Закон № «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга». и режимов землепользования в границах таких зон и о внесении изменений в закон Санкт-Петербурга», и « О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия в пределах территории Санкт-Петербурга » (2008, 2014), закон « О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга » (2009, 2010). Все вышеперечисленные документы регулируют градостроительную деятельность и землепользование в границах объекта всемирного наследия. В целях обеспечения надлежащей охраны как имущественных компонентов, так и их целостного значения как Исторического городского ландшафта совершенствуется статус правовой охраны, система охранных зон и режимов землепользования. Буферная зона защитит низкую линию горизонта и обеспечит неприкосновенность панорам и композиционно законченных видов в историческом центре с учетом чувствительности этой зоны к наложению высотной застройки.
Ежегодно выделяются средства на капитальный ремонт и реставрацию памятников истории и культуры.
Управление и контроль за состоянием памятников культурного наследия в историческом центре Санкт-Петербурга и расположенных в административных границах Ленинградской области осуществляется совместно федеральными и региональными органами власти. Принимаются меры по улучшению координации между ними.
Ведется подготовка и разработка плана управления участком и создание единой системы управления участком. В октябре 2014 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры, Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Ленинградской области. Был создан Координационный совет по сохранению, управлению и продвижению объекта всемирного наследия, одной из задач которого является содействие разработке и реализации плана управления.
Вот украинские культурные объекты, поврежденные в результате российского вторжения
Topline
Как минимум 71 культурный объект в Украине был поврежден с начала российского вторжения в феврале, по данным ЮНЕСКО, агентства ООН по культуре и наследию.
Священник небольшой церкви в селе Ясногородка к западу от Киева осматривает обстрел … [+] повреждения.
NurPhoto через Getty ImagesОсновные факты
В понедельник (самая последняя дата, по которой имеются данные) ЮНЕСКО подтвердила ущерб 31 религиозному объекту, 26 историческим зданиям, 6 музеям, библиотеке и нескольким другим культурным объектам. , сообщило агентство Форбс .
В Харьковской области, которая сильно пострадала от российских войск, находится 22 поврежденных культурных объекта, больше, чем в любой другой области Украины, по данным ЮНЕСКО, в том числе большая менора в Мемориале Холокоста Дробицкий Яр, которая отмечает, где, по оценкам, 16 000 евреев были убиты немецкими солдатами во время Второй мировой войны.
Еще 18 поврежденных объектов находятся в Донецкой области, в том числе в Мариуполе, городе на Черном море, который уже месяц находится в российской осаде.
Недалеко от Киева российские войска, как сообщается, разрушили Иванковский историко-краеведческий музей, здание, в котором когда-то жила украинская народная художница Мария Примаченко — 25 ее картин были потеряны.
Церковь Святого Архангела Михаила в Мариуполе пострадала в результате обстрела.
Anadolu Agency via Getty ImagesВид на разрушенный театральный зал в Мариуполе, где, по сообщениям, 300 человек были убиты, пытаясь найти убежище от бомбардировок в прошлом месяце.
Anadolu Agency via Getty ImagesВид на монумент Менора у входа в Мемориальный комплекс Холокоста Дробицкий Яр на … [+] окраине Харькова.
AFP via Getty ImagesTangent
ЮНЕСКО отметила, что ни один из семи объектов всемирного культурного наследия Украины, которые организация присвоила объектам с «выдающейся универсальной ценностью», похоже, не был поврежден. К ним относятся Софийский собор и Киево-Печерская лавра в Киеве, исторический Старый город во Львове и памятник, отмечающий точку геодезической дуги Струве, которая помогла определить точные размеры и форму Земли.
Ключевой фон
Люди по всей Украине работают над сохранением культурного наследия страны. Памятники и статуи под открытым небом по всей стране, а также интерьеры исторических церквей были укреплены мешками с песком, чтобы предотвратить повреждения от нападений, а сотрудники музеев хранили произведения искусства под землей или перемещали их на хранение. «В Москве есть эгоист, которому плевать на убийство детей, не говоря уже об уничтожении искусства», — сказал директор львовской галереи Игорь Кожан.0017 Washington Post со ссылкой на президента России Владимира Путина. «Если мы хотим, чтобы наша история и наследие сохранились, все искусство должно уйти в подполье». Россия и Украина подписали Гаагскую конвенцию 1954 года, акт, направленный на защиту культурного наследия как в мирное, так и в военное время. Согласно декларации ЮНЕСКО, опубликованной в прошлом месяце, в которой выражается озабоченность по поводу российского вторжения в Украину, «незаконные нападения» на культурные объекты могут представлять собой военное преступление по международному праву.
Рабочие переносят Благовещение Пресвятой Богородицы из Богородчанского иконостаса в Андреевский . .. [+] Национальный музей Шептицкого во Львове.
ASSOCIATED PRESSПамятник французскому дворянину герцогу Ришелье в Одессе засыпали мешками с песком, чтобы защитить его от … [+] возможных ударов.
Future Publishing via Getty ImagesОбертывание статуй в Гарнизонной церкви Святых Петра и Павла во Львове, Украина.
Getty ImagesБольшое число
600 000 долларов. Столько принесла государственная продажа невзаимозаменяемых токенов в первый день, рассказали в Минцифры Forbes на прошлой неделе. По данным министерства, 1282 цифровых предмета коллекционирования были приобретены в эфире, а вырученные средства будут использованы для восстановления музеев, театров и других культурных учреждений, разрушенных во время вторжения. Продажа будет продолжаться на протяжении всего конфликта.
Полный список
Черниговская область
Черниговский областной центр молодежи
Церковь Св. Феодосия
Военно-исторический музей, филиал Черниговского исторического музея
Областная детская библиотека, бывший Музей украинских древностей имени Василия Тарновского
Черниговская церковь Святой Екатерины
Бывшее здание окружного суда в Чернигове (построено в 1904 г.)
Черниговская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Короленко» (построен в 1910-13 гг.)
Казанская церковь в Чернигове
Киевская область
Иванковский музей
Вознесенская церковь, Вознесенская церковь
Георгиевская церковь, 9,0007
Петро-Павловская церковь
Ирпенская библейская семинария
Мемориальный памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне
Дом культуры (построен в 1952-54 гг.)
Харьковская область
7 9005 Харьковская обл. Изюма
Успенский собор-Успенский собор
Здание Харьковского апелляционного суда
Историческое здание «Слово»
Харьковский художественный музей
Церковь Святой царицы Тамары
Харьковский национальный академический театр оперы и балета
Исторический жилой дом в Харькове
Государственная научная библиотека имени Короленко
Харьковский национальный университет, здание экономического факультета
Бывшее здание Дворца труда в Харькове
Церковь Святых жен-мироносиц
Бывший центральный лекционный зал на площади Конституции
Исторический жилой дом 19 века
Мемориальный комплекс Славы в г. Харькове
Памятник архитектуры здания XIX в.
Мемориальный комплекс памяти жертв Холокоста «Дробицкий Яр»
Историческое здание пожарной части 1886 г.
Бывшая женская гимназия 1870-х гг.
Труд и социальная защита населения Изюмского горсовета здание
НИИ венерологии здание
Запорожская область
Церковь Святителя Тихона Задонского
Житомирская область
Храм Пресвятой Богородицы Овручской епархии Украинской Православной Церкви
Церковь Святителя Николая (Храм Покрова лишившегося сана архимандрита Агафангелоса)
Свято-Сриповская76 000005 Донецкая область
6 000005 Свято-Святославская обл. Лаврский монастырь
Церковь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца
Часовня Святой мученицы Татианы
Церковь Христа Спасителя
Донецкий областной драматический театр в Мариуполе
Православный собор Казанской иконы Божией Матери в Марьинке
Памятник митрополиту Мариупольскому Игнатию в Мариуполе
Церковь Св. Архангела Михаила в Мариуполе
Храм иконы Божией Матери «Радость Всех Скорбящих»
Спасо-Преображенская церковь
Святителя Николая Чудотворца
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Мариуполе
Свято-Дмитривская церковь
Мариупольский краеведческий музей
Жилой дом 19 века в Мариуполе
Мемориальный памятник воинам-афганцам
Жилые дома в Мариуполе 1930 года постройки
Памятник В.Г. Короленко в Мариуполе
Луганская область
Церковь Святой Екатерины (Екатерининская церковь)
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в г. Сверодонце
Исламский культурный центр «Бисмиллях» в г. Сверодонецк
Собор Рождества Христова (Храм Рождества Христова) в г. Сверодонецке
Свято-Тиквинская церковь
Свято-Николаевская церковь
Сумская область
Ахтырский городской краеведческий музей бывш. Дом
Исторический памятник архитектуры за бывшим домом предпринимателя Л.