Рустам Рахматуллин (энциклопедия «Петровские памятники России. Москва»): «Культура — это распознавание»
Интервью
- автор Филиппова Татьяна
К 350-летию Петра Великого вышла из печати историко-культурная энциклопедия «Петровские памятники России. Москва». «Культура» поговорила об этом труде с одним из его авторов, известным москвоведом и градозащитником, координатором движения «Архнадзор» Рустамом Рахматуллиным.
— Кому принадлежит идея собрать в одной книге московские памятники, связанные с Петром и его соратниками?— Идея всего «Свода петровских памятников России» принадлежит Александру Валерьевичу Кобаку, известнейшему краеведу, директору петербургского Фонда имени Лихачева. Альбом «Петровские памятники России. Москва» задумывался как первый том «Свода». Первые тексты и общий план книги существовали уже двенадцать лет назад, когда и я согласился стать ее соавтором и соредактором.
— С чего вы начали работу?
— Для начала нам надо было расширить словник: он рос все эти годы, по мере архивных и натурных открытий в городе, и достиг почти ста пятидесяти адресов. Неоценимый вклад в наполнение книги внесла Наталия Леонидовна Корсакова, мой петербургский соавтор. Естественным образом оказалось, что Москва среди всех русских городов лидирует по числу сохранившихся церквей, монастырей и гражданских зданий, связанных с Петром.
— Какая структура у книги?
— Разделы по видам объектов. Соборы, дворцы, монастыри, городские храмы, парки, общественные здания, жилые здания, усадьбы, вошедшие в черту Москвы (представленные в основном храмами), и монументы, включая некрополь. Так что охвачены все возможные виды объектов наследия, кроме нематериальных, например топонимических.
Но это не архитектурный путеводитель по всем памятникам, хронологически относящимся к петровскому времени. Мы искали личную, биографическую связь с Петром, его сподвижниками, сродниками, врагами и жертвами.
— Можно ли в сегодняшней Москве увидеть очертания города петровского времени, я имею в виду не границы, а ощущения, можно ли пройти городом Петра и увидеть те здания, которые видел он?
— Если вы имеете в виду плотность памятников, то это районы от Волхонки до Воздвиженки и от Мясницкой до Солянки. Районы, где возможны многочасовые прогулки только по петровским памятникам. Другое дело, что на прогулке не всегда имеет смысл отделять петровское от остального.
— Мне кажется, надо очень постараться, чтобы на Маросейке увидеть петровскую Москву. Все здания с позднейшими надстройками, перестройками.
— «Культура — это распознавание». Есть яркие реставрации, когда первоначальная архитектура экспонирована навстречу нашему вниманию. Есть объекты, которые ожидают реставрации, совершенно не раскрыты. Есть палаты XVII века, а есть дома с палатами, то есть здания, в которых древняя сводчатая часть меньше остальной: это либо только служебный этаж, либо служебный и господский без жилого.
— К 350-летию со дня рождения Петра, которое отмечается так масштабно, московские здания, связанные с его именем, привели в порядок?
— Такой тенденции не было. Но к юбилеям трудно создавать подобные программы, поскольку реставрация возложена законом на владельцев и пользователей зданий. Каждое здание живет в своем ритме, и предписаниями эти ритмы невозможно синхронизировать.
Конечно, можно и нужно дотировать некоторые реставрационные работы. Есть физически пустующие здания, например, Московский печатный двор на Никольской улице, 15. Это памятник XVI-XVIII веков, мемориал Ивана Федорова — и мемориал Петра, поскольку здесь печаталась первая русская газета «Ведомости», редактором которой был он сам. РГГУ, которому принадлежат палаты Печатного двора, затягивает с началом реставрации, и Москва могла бы взять ее на буксир.
Есть примеры затянувшихся работ на Волхонке, в так называемом «музейном городке» ГМИИ. Там почти прекратились экскурсии, потому что большая часть усадеб, окружающих Пушкинский музей, поставлена на реставрацию, превратившуюся в реконструкцию — с подземными этажами и повторно возводящимися надстройками. Среди этих усадебных домов три петровских адреса, вошедших в наш Свод: палаты Полтевых, Толочановых и Лопухиных. И нигде не поспели к юбилею.
— Что сейчас происходит с «домом Анны Монс», возлюбленной Петра I?
— Это все-таки легендарный адрес Анны, но легендарные тоже включены в Свод, их своеобразная «петровскость» несомненна. Вместе с тем, это достоверно петровский памятник — палаты царского медика ван дер Гульста. Там не одна, а две проблемы. Первая — вывести дом из многолетнего запустения через реставрационные работы. У здания уже несколько лет есть частный собственник. Вторая проблема — возвращение палат в городское пространство после сноса бывшего заводского корпуса, стоявшего перед ним. Снос произведен ради строительства нового корпуса МГТУ имени Баумана. Это два разных вопроса, и они решаются по отдельности. После выступления координатора Архнадзора Константина Михайлова на Президентском совете удалось добиться того, что памятник будет виден из города, а может быть, и доступен для близкого осмотра.
— В ходе работы над книгой были сделаны какие-то открытия?
— Конечно. Еще в начале работы один из авторов Свода Дмитрий Гузевич удаленно, а Александр Кобак на месте нашли мемориальную доску XVII века в церкви евангельских христиан-баптистов в Трехсвятительском переулке. То есть в самой церкви знали о существовании доски, но не афишировали ее существование. Доска посвящена Николаасу Витсену, голландскому путешественнику и дипломату, покровителю московской голландской общины, и перекочевала из упраздненной церкви Немецкой слободы в церковь-преемницу. Вскоре после визита Кобака современный приход евангельских христиан-баптистов отреставрировал доску и поместил ее на видном месте.
Или, например, уже упоминавшиеся палаты Толочанова в Малом Знаменском переулке, 5. Они получили точную датировку, которая, надо сказать, лежала на видном месте. Сама принадлежность палат окольничему
— Есть ли в петровской Москве место, которое вам, как москвоведу, особенно дорого?
— Вообще-то я не выделяю петровскую эпоху из истории Москвы. Но самым петровским местом назвал бы Высоко-Петровский монастырь. Это и архитектурный манифест царствования, и фамильный монастырь Нарышкиных — семьи царя по матери, и каждое его здание имеет особую мемориальную программу.
К слову, я надеялся, что реставрация Боголюбской церкви, усыпальницы Нарышкиных, поспеет к июню, и монастырь станет центром юбилейных торжеств в Москве. Увы, саркофаги и надгробия по-прежнему стоят во дворе, на временных местах в галерее трапезной церкви, а окончание работ, по моим сведениям, перенесено на ноябрь.
— Поскольку бумажная книга явно станет библиографической редкостью, было очень гуманно со стороны издателей сделать электронную версию, которая выложена на сайте «Свод петровских памятников России и Европы» https://petersmonuments.ru/. Архнадзор опубликовал еще и карту Москвы с навигацией по электронной версии. Карта просто подталкивает отправиться в самостоятельную экскурсию по отмеченным на ней точкам. Вы учитывали такую возможность, когда ее создавали?
— Конечно. Архнадзор сделал эту карту с любезного согласия издателей — Фонда имени Лихачева и Института Петра Великого. Карта имеет и некоторую самостоятельную ценность: расположение кликабельных геометок позволяет судить о географии петровской Москвы.
- Издания
- Персоны
Основные издания новости
- Петровские памятники России: историко-культурная энциклопедия. Том 1. Москва
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Витсен Николаас
- Гузевич Дмитрий Юрьевич
- Гульст Захарий ван дер
- Забелин Иван Егорович
- Кобак Александр Валерьевич
- Корсакова Наталия Леонидовна
- Михайлов Константин Петрович
- Монс Анна Ивановна
- Пётр Первый Великий
- Рахматуллин Рустам Эврикович
- Романова Софья Алексеевна
- Толочанов Семён Фёдорович
- Фёдоров Иван
- Теги
- Институт Петра Великого
- Москва
- Россия С. Лихачева”>Фонд имени Д. С. Лихачева
- историко-культурная энциклопедия
- исторические памятники
- петровская эпоха
- том 1
- Ссылка на источник в интернете https://portal-kultura.ru/articles/history/342449-na-ma…
Домик Петра I (С-Петербург)
Местоположение: Санкт-Петербург, Петровская наб., 6
Тип памятника: Памятник гражданской архитектуры
Домик Петра I («Первоначальный дворец») – единственная постройка, сохранившаяся с первых дней Санкт-Петербурга. Он находится неподалеку от Петропавловской крепости у берега Невы. Существует несколько версий происхождения домика. Согласно традиционной точке зрения, домик был срублен из тёсаных сосновых брёвен за три дня 24–26 мая 1703 года. По другой версии это мог быть один из сохранившихся домов шведского города Ниена, перевезенный сюда по Неве в первые дни строительства Санкт-Петербурга. Согласно третьей версии домик мог принадлежать шведскому крестьянину (или рыбаку), жившему в этой части Березового (Городового) острова. Возможно, его дом стоял именно на этом месте, и был использован Петром для своей первой резиденции. В пользу шведского происхождения домика говорят способ рубки и планировка, типичные для скандинавской деревянной архитектуры, цветочные росписи в интерьере, близкие шведской народной декоративной живописи. Поэтому скорее всего, домик Петра I старше Петербурга. А версия про три майских дня 1703 года – не более чем легенда.
Раскраска деревянных стен красной краской под кирпичную кладку дала ему название «Красные хоромцы» (или «Первоначальный дворец»). Это самая маленькая из всех царских резиденций: длина здания 12 м, ширина 5,5 м, высота до конька крыши 5,72 м, высота от пола до потолка 2,5 метра. Внутреннее пространство Домика имеет площадь в 60 м2 и состоит из двух светлиц – столовой и кабинета, разделённых сенями и спальней. Комнаты обиты холстом «на голландский манер». В интерьере сохранилась голландская печь, облицованная расписными изразцами. Все окна в Домике разной величины, три обращены к Неве, одно – к Петропавловской крепости.
Домик покрыт гонтом – сосновыми дощечками клинообразного сечения, имитирующими черепицу. Над кровлей установили мортиру, а на углах две бомбы с пламенем, что соответствовало званию Петра как капитана бомбардиров. Очевидно, деревянные украшения выполнили мастера Нестор Васильев и Иван Филиппов, которые в мае 1704 года были командированы в Шлиссельбург за липовым и сосновым деревом «к иконостасному делу».
В 1703–1704 годах рядом был построен двухэтажный дом А. Д. Меншикова, использовавшийся как «Посольский дом» (разобран после 1710 года). Вблизи начали строиться сподвижники царя. В петровскую эпоху Троицкая площадь была значительно больше, чем сейчас. Эта оживленная площадь стала сердцем рождающегося города, сосредоточием государственной и общественной жизни Петербурга. На площади стоял Троицкий собор, Гостиный двор, ближе к крепости находились аустерия и здание первой петербургской типографии. Троицкая пристань стала первым торговым портом города. К ней в 1703 году пришвартовалось первое иностранное купеческое судно.
Домик является первой петербургской резиденцией Петра I, служившей ему пять лет. На крыше нет трубы: строение не отапливалось. Царь останавливался в этой резиденции лишь в теплое время года.
По указу Петра в 1723 году, к 20-летию Петербурга, Домик был отремонтирован и защищён открытой каменной галереей по проекту архитектора Д. Трезини. Сооружение имело вид открытой аркады с пилястрами и высокой четырехскатной крышей. После катастрофического наводнения 1777 года было решено выстроить новую защитную галерею, что было осуществлено только летом 1784 года. В 1795 году прилегающую к Домику территорию расчистили и обнесли оградой.
По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году в столовой Домика была устроена часовня, приписанная к соседнему Троицкому собору. Главной её святыней была икона Спаса Нерукотворного Образа, написанная, по преданию, для царя Алексея Михайловича Симоном Ушаковым. Этот образ принадлежал к числу наиболее почитаемых в Петербурге и принимал участие в праздничных молебнах, связанных с юбилеями города. В 1929 году часовня была закрыта; образ ныне находится в Спасо-Преображенском соборе.
Существующий кирпичный павильон над Домиком сооружён в 1844 году по проекту архитектора Р. И. Кузьмина. В начале 1840-х вокруг Домика архитектором К. И. Реймерсом и садовым мастером Кузнецовым разбит сад; некоторые деревья в нём посажены членами царской фамилии. В 1875 году сад обнесён оградой, украшенной вензелями Петра I на звеньях и двуглавыми орлами на угловых столбиках. Перед Домиком установлен бронзовый бюст Петра I.
В начале XX века расширили и выпрямили набережную Невы, которая в 1903 году получила название Набережной Императора Петра Великого, а с 1930-х годов зовётся Петровской набережной. Береговая линия значительно выдвинулась в Неву, а Домик, некогда стоявший у самой воды, «отодвинулся».
Музей в Домике открылся в 1930 году. В экспозиции представлены подлинные личные вещи Петра I: мундирное платье красного сукна, курительная трубка из самшита – подарок А. Д. Меншикова, трость, обтянутая кожей. Среди экспонатов – лодка-верейка, построенная, по преданию, самим Петром I, и отливка руки Петра с оттиска, сделанного в 1707 году на Липском (Липецком) железоделательных заводе.
Научная реставрация, в результате которой восстановлены раскраска стен, «лунное» стекло окон, росписи на дверях и наличниках окон, проведена в 1971–1975 годах под руководством архитектора А. Э. Гессена. Следующая реставрация состоялась в 1999 году.
С 2004 года Домик Петра I является филиалом Государственного Русского музея и имеет статус памятника федерального значения. В 2007 и 2013 годах проведены археологические исследования в рамках подготовки проекта новой реставрации. В связи с подготовкой к празднованию 350-летия Петра Великого в 2020 году Домик закрыли на реставрацию.
Литература
Зязева Л. К. Домик Петра I: Путеводитель по музею. Л., 1983.
Четверикова Н. В. Домик Петра I в Петербурге // Памятники культуры. Новые открытия. 1995. М.. 1996. С. 454–461.
Горбатенко С. Б. Шведский домик Петра I // Приневье до Петербурга: Сборник научных статей. СПб., 2006. С. 99–106.
Александрова Н. А. Домик Петра // Дома и домики Петра I / Сост. и гл. ред. В. В. Яковлев. СПб., 2015. С. 421–434.
Сорокин П. Е., Матвеев В. Н. Археологическое изучение домика Петра I в Санкт-Петербурге // Петровские памятники России и Европы. Изучение, сохранение, культурный туризм. Материалы VII Международного петровского конгресса. Санкт-Петербург. 5-7 июня 2015 года. СПб., 2016. С. 58–72.
Дача Сиверса-Потемкина – первая психиатрическая больница в России: Известные строения
Современный центр культуры и досуга «Кировец» расположен в старинном дворце, памятнике архитектуры XVIII века, история которого восходит к Петровской эпоха.
По указу Петра I земельные участки по Петергофской дороге были розданы приближенным к дачам. В середине 18 века имение на 7-й версте принадлежало Карлу Ефимовичу Сиверсу, предводителю двора Екатерины Петровны. Он заказал проект каменного загородного дворца архитектору Ф.-Б. Растрелли, а в 1761 году здесь появилось изящное здание в стиле барокко. Ансамбль включал в себя дворец с двумя флигелями и южнее от него регулярный сад, посреди которого был вырыт круглый пруд, сохранившийся до наших дней. Коттедж Сиверса был одним из лучших образцов архитектуры и садово-паркового искусства середины 18 века.
В 1779 году дочь Сиверса Елизавета Карловна продает имение, и владельцем его дачи становится князь Г.А.Потемкин . При Потемкине английский садовник В. Гулд разбил напротив дворца, ближе к заливу, небольшой пейзажный парк.
Усадьба несколько раз переходила из рук в руки, пока в 1828 году не была куплена в казну для строительства в ней лечебницы для душевнобольных – первой в России государственной психиатрической лечебницы. Инициатором создания такой больницы была вдовствующая императрица Мария Федоровна. Ее сын, император Николай I, взял госпиталь под свое покровительство и назвал его «Госпиталем всех скорбящих».
Перестройку дворца под госпиталь осуществили архитекторы Д.И. Квадри и П.С. Плавов. В 1832 году больница была открыта. В том же году был освящен больничный храм во имя иконы «Всех Скорбящих Радость».
После 1917 года больница сохранила свой профиль, но сменила название. По предложению А.В. Луначарского он получил имя швейцарского психиатра, невропатолога и общественного деятеля Анри Огюста Фореля.
В годы войны возле госпиталя проходила линия фронта обороны, и старинный дворец сильно пострадал. После войны восстановлен силами Кировского завода, но в упрощенном виде. Так на Петергофской дороге появилось трехэтажное здание с двумя башнями, своим видом отдаленно напоминающее старинный дворец.
Реставрация усадьбы проведена по проекту, разработанному 8-й мастерской института «Ленпроект» под руководством архитектора Л.Л. Шретера. А в 1965 году в бывшем дворцовом здании был открыт Дом культуры, ныне Кировецкий культурно-досуговый центр, современное многофункциональное культурное пространство с концертным залом.
Все здания, прилегающие к КДЦ “Кировец”, выполнены в традициях классической архитектуры и составляют целостный ансамбль – так называемый “Кировский городок”. Архитекторы и строители бережно сохранили старинный пруд и вековые деревья.