Особенности речевого развития детей 5-6 лет: этапы и нормы

Каковы основные особенности речи детей 5-6 лет. Какие звуки должен правильно произносить ребенок в этом возрасте. Как развивается словарный запас и грамматический строй речи дошкольников. На что обратить внимание родителям при оценке речевого развития.

Звуковая сторона речи детей 5-6 лет

К 5-6 годам у большинства детей завершается формирование правильного звукопроизношения. Рассмотрим основные особенности звуковой стороны речи в этом возрасте:

  • Ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.
  • Допускаются небольшие неточности в произношении трудных звуков (р, л, ш, щ).
  • Дети способны различать все звуки родной речи, выделять их в словах.
  • Формируется звуковой анализ – умение определять количество и последовательность звуков в слове.
  • Развивается интонационная выразительность речи.

Если у ребенка 5-6 лет сохраняются серьезные нарушения звукопроизношения, родителям следует обратиться за консультацией к логопеду. Своевременная коррекция поможет избежать проблем с чтением и письмом в школе.


Развитие словарного запаса дошкольников 5-6 лет

Словарный запас детей старшего дошкольного возраста активно пополняется новыми словами. Основные особенности лексического развития в этот период:

  • Активный словарь достигает 3000-3500 слов.
  • Ребенок использует все части речи, активно занимается словотворчеством.
  • Совершенствуется употребление обобщающих понятий (овощи, фрукты, одежда и др.).
  • Расширяется запас синонимов и антонимов.
  • Дети начинают использовать отвлеченные существительные (красота, доброта).
  • Осваиваются родовидовые отношения (ель – дерево, ромашка – цветок).

Родителям важно способствовать обогащению словаря ребенка новыми словами, объяснять их значение, учить правильно употреблять в речи.

Грамматический строй речи в 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте происходит активное усвоение морфологической системы языка. Основные особенности грамматического развития:

  • Дети правильно изменяют по падежам, числам и родам имена существительные.
  • Согласовывают прилагательные и числительные с существительными.
  • Правильно употребляют предлоги, союзы, частицы.
  • Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова.
  • Осваивают способы словообразования.

При этом в речи детей 5-6 лет еще могут встречаться грамматические ошибки. Родителям следует тактично исправлять их, предлагая правильный образец.


Связная речь дошкольников 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте активно развивается связная монологическая речь. Основные достижения в этой области:

  • Дети могут пересказывать литературные произведения.
  • Составляют рассказы по картине, серии сюжетных картинок.
  • Способны придумать рассказ на заданную тему.
  • Осваивают разные типы текста – описание, повествование, рассуждение.
  • Улучшается структура и связность детских рассказов.
  • Совершенствуются умения вести диалог.

Родителям важно поощрять речевую активность ребенка, больше общаться, обсуждать прочитанные книги, увиденные фильмы, интересные события.

Фонематический слух и восприятие в 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие фонематических процессов. Ребенок 5-6 лет способен:

  • Различать все звуки родного языка.
  • Определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  • Выполнять звуковой анализ слов из 3-5 звуков.
  • Подбирать слова на заданный звук.
  • Различать слова, отличающиеся одним звуком (мишка-миска).
  • Определять количество слогов в слове.

Хорошо развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного обучения чтению и письму. Родителям стоит играть с детьми в речевые игры на развитие звукового анализа.


Развитие коммуникативных навыков в 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте речь становится основным средством общения и познания. Дети 5-6 лет:

  • Активно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.
  • Могут поддержать и вести диалог на интересующую их тему.
  • Задают вопросы и выслушивают ответы.
  • Учатся договариваться, используя речевые формулы.
  • Регулируют свое поведение с помощью речи.
  • Выражают словами свои чувства и эмоции.

Важно создавать ситуации для речевого общения ребенка, учить его культуре диалога, вежливому обращению к собеседнику.

На что обратить внимание при оценке речи ребенка 5-6 лет

Родителям следует насторожиться, если у ребенка 5-6 лет наблюдаются следующие особенности речевого развития:

  • Нарушено произношение многих звуков.
  • Бедный словарный запас, трудности в подборе нужных слов.
  • Неправильное употребление грамматических форм.
  • Трудности в построении развернутого высказывания.
  • Нарушение слоговой структуры сложных слов.
  • Плохое понимание обращенной речи.
  • Отсутствие интереса к речевому общению.

При наличии нескольких из перечисленных признаков желательно проконсультироваться с логопедом для своевременного выявления и коррекции речевых нарушений.


Игры и упражнения для развития речи детей 5-6 лет

Чтобы способствовать речевому развитию ребенка 5-6 лет, родители могут использовать следующие игры и упражнения:

  • Словесные игры на расширение словаря (“Скажи наоборот”, “Подбери признак”).
  • Речевые игры на развитие грамматического строя (“Один – много”, “Назови ласково”).
  • Игры на развитие фонематического слуха (“Поймай звук”, “Придумай слово на букву…”).
  • Упражнения на развитие связной речи (составление рассказов по картинкам, пересказ).
  • Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц речевого аппарата.

Важно, чтобы игры проходили в увлекательной форме и вызывали у ребенка положительные эмоции. Регулярные занятия помогут подготовить дошкольника к обучению в школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *