Особенности готической скульптуры и рельефа
Готический стиль – художественное направление в искусстве, характеризующееся легкостью, остроконечностью, возвышенностью архитектурных и декоративных элементов. Начало развития готического направления приходиться на период расцвета средневекового искусства. Готика как субкультура зародилась в ХII веке во Франции, где и были созданы величайшие шедевры этого направления.
В западной Европе и других странах готическое искусство господствовало до конца ХVI века, а некоторые соборы и храмы того периода сохранились до наших дней. Сегодня стиль «готика» — это тончайшее, загадочное направление в искусстве, которое впечатляет изящностью линий, разнообразностью декоративных элементов и вместе с тем сдержанностью архитектурного ансамбля.
Современные архитекторы, скульпторы, дизайнеры применяют готические элементы не только для украшения фасада помещений, но и для разнообразия убранства интерьера.
Особенности скульптуры и рельефа в стиле «Готика»
Декоративная специфика готического стиля в основном относится к скульптуре и архитектурному рельефу. В других культурных направлениях этот стиль практически не получил развития. Гротескные статуэтки, скульптуры, монументы, рельефы использовались для украшения церквей, соборов, храмов, культурных и административных учреждений. Готическое направление пришло на смену романскому стилю в искусстве. В романский период сооружения возводились массивными, устрашающими, монументальными, поскольку нередко служили защитой от нападений врагов и завоевателей.
Готические здания, напротив, возводились легкими, изящными с массой остроконечных башен и элегантным декором в виде скульптурных композиций, барельефов, лепнины, витражей. Статуи и рельефы, украшенные затейливой резьбой, ребристой текстурой и оригинальными узорами, в основном использовались для украшения возводящихся зданий. Их размещали в галереях, оконных проемах, на остроконечных арках, фасадах, контрфорсах. Элементы в стиле готика помогали сформировать общую декоративную композицию сооружения, придать четкость архитектурным очертаниям.
Распространение готического стиля стало настоящим прорывом в сторону индивидуальности и выразительности скульптурных композиций. Согласно готическим канонам рельефы становились более выпуклыми, объёмными, а фигуры, монументы, скульптуры – округлыми. Скульптурные фигуры изображались достаточно высокими, худыми, пластичными с плавно изогнутыми линиями и контурами. Убранство монументов характеризуется длинными одеждами с аккуратно уложенными складками и плавными контурами. Практически всегда элементы убранства наделяли остроконечной формой – обувь с острым носком, шапки, верхняя одежда и т.д. Фигуры изображались в естественных позах, с одухотворенными лицами. Облик статуи всегда имел индивидуальные черты и эмоциональный окрас.
Рельеф во времена господства готики стал самодостаточным направлением в искусстве. Рельефный декор теперь не ограничивается растительными мотивами, а включает разнообразные геометрические орнаменты и узоры. Переломным каноном в готическом рельефе стало изображение не излюбленных плющей, винограда, а местной флоры (дуб, клен, ясень). Орнаментальные узоры изображают практически на всех колоннах и капителях, нередко специфические узоры можно увидеть в качестве декора дверных, оконных проемов, потолка. Готические узоры практически лишены внутренней связи с общей архитектурной композицией, однако поражают красотой, разнообразием и оригинальностью даже в качестве просто декоративного элемента.
Фото: источник
Мотивы готической скульптуры
Возвышенные готические образы практически всегда имели библейские и мифологические мотивы. Это связано с тем, что готические скульптуры использовались в основном для украшения соборов, часовен, церквей. Авторы изображают религиозных персонажей, мифических героев и чудовищ. Так, в гротескный период произошло переосмысление образа Бога – он приобретает более реальные черты и утрачивает свою сверх одухотворенность. Статуи Христа приобретают земные черты, нравственный облик, твердый, мужественный характер и добрую натуру.
Все чаще скульпторы изображают сцены из «людской» жизни Сына Божьего, в которых прослеживается его близость к человеку. Ключевым религиозным персонажем этого периода также становится Мадонна. В статуях готики – это высокая, стройная женщина с аккуратными линиями лица. Часто Мадонна изображается с малышом на руках, ее нежный взор всегда устремлен на ребенка, а руки нежно прижимают его к груди. Готическая Мадонна наполнена женским очарованием и душевной мягкостью, изящностью изгибов тела и красотой одежд.
Также в готической скульптуре можно встретить образы, имеющие бытовой характер. Нередко фасадное и интерьерное убранство дополнялось готическими фигурами священнослужителей, ремесленников, сборщиков фруктов, мясников, торговцев, рыцарей. Так, новые нотки приобретает картина «страшного суда», где среди грешных теперь можно увидеть монахов, рыцарей, феодалов, богачей.
Скульптурная группа «Каменный календарь» рассказывает о крестьянах, укладе их жизни, специфике работ в определенное время года. Рельеф готики наполнен символическими узорами и аллегориями, изображающими особенности труда, свободных наук (арифметика, астрономия, грамматика), ремесла. Готическое направление стало своеобразным переходом от возвышения священников, царей, судей, богачей к реалистическому изображению иерархии в обществе.
Фото: источник
Готические шедевры
В готический период в искусстве выдающиеся архитекторы, скульпторы оставили в наследство современникам шедевральные произведения. Наиболее известными памятниками культуры, которые выполнены по канонам готического направления, считаются:
- Собор Парижской Богоматери – его возведение было начато в период романской архитектурной техники, однако с популяризацией готики строительная композиция дополнилась специфическими элементами. Сегодня визитной карточкой готического собора являются десятки остроконечных шпилей, которые завершают высотный архитектурный ансамбль здания. Каждая стена украшена массивными витражами со специфическим окрасом. Именно сочетание гротескных цветов делает проникающий дневной свет таинственным, а интерьер загадочным, неземным. Остроконечные формы наблюдаются и в других архитектурных элементах – окна, арки, дверные проемы, монументальный декор. Фасад сооружения украшен десятками скульптур библейских персонажей и мифических чудовищ. Так, над главной аркой расположен скульптурный комплекс «Галерея царей», выполненный в стиле ранней готики. Скульптуры характеризуются ребристой текстурой, легкостью линий, разнообразием рельефного декора. Венцы здания украшают горгульи, другие мифические персонажи. Интерьер собора декорирован множеством мелких статуэток, фигур, которые располагаются даже в самых тайных уголках здания. Более крупные скульптурные элементы по готическим канонам расположены в районе арок, окон, капителей, башенок, других ключевых интерьерных элементов. Стены и потолки сооружения декорированы гротескным замысловатым рельефов с затейливой текстурой и оригинальным окрасом. Весь скульптурный декор готического собора характеризуется пластичностью, индивидуальностью изображаемого образа, мягкостью линий;
- Шартрский собор, Франция – с момента возведения внешний облик строения практически не изменился. Это уникальный пример особенностей средневековой готики. Фасад культурного памятника украшен десятками башен остроконечной формы, хотя основание архитектурных элементов еще выполнено в массивном романском стиле. Стены, арки, порталы, двор церкви украшают скульптурные композиции, оригинальные рельефы. Скульптур, как и принято в гротескном декоре, наделены оригинальными чертами, от них веет характером и индивидуальностью. Своды, колонны, арки имеют стрельчатую форму, которая характерна для готической архитектуры и украшены объемными горельефами;
- Кафедральный собор Кельна, Германия – поражает размерами готических башен, которые будто бы касаются облаков. Это грандиозное сооружение – самый яркий пример готической специфики в скульптуре и архитектуре. Интерьерная и фасадная отделка подчинена единому замыслу – все статуи, фигуры, горельефы, другие декоративные элементы устремлены вверх, как молитва к Богу. Ажурные горельефы, разноцветные витражи, резные лавки, объемные монументы создают ошеломляющее впечатление от изысканности и, одновременно, скромности готического стиля. Грандиозность гротескного убранства одухотворяет внутреннее пространство собора, дает человеку ощущение возвышенности;
- Сент-Шапель, Париж – небольшая часовня, впечатляющая скульптурным убранством в готическом стиле. Фасад и интерьер религиозного сооружения украшают сотни мелких фигур, статуй, десятки монументальных композиций. Каждая скульптура характеризуется изяществом, элегантностью, самодостаточностью. Большинство произведений готики в этом храме безымянны, однако это не мешает скульптурам и рельефам восхищать аккуратностью линий, богатством текстуры, оригинальностью узорных элементов.
Готика подарила мировой архитектуре сотни великолепных памятников, которые до сих пор радуют ценителей искусства по всему миру.
источник обложки
суть готики, история, развитие и особенности готического стиля в живописи. Яркие представители эпохи готики Джотто, Гадди, Кампен, Ван Эйк, Пизанелло
110685- Зарождение готики
- Развитие готики в изобразительном искусстве
- Особенности готического стиля живописи
Updated:
Готика (gotico) в живописи пришла на смену романскому стилю. Термин «готика» ввел в употребление итальянский художник и искусствовед Джорджо Вазари при определении периода между Средневековьем и эпохой Возрождения. Движущей силой творчества архитекторов и живописцев периода готики выступало христианское мировоззрение, пронизывающее все сферы жизни людей той эпохи. Готический стиль развивался во всех видах искусства под сильным влиянием церкви.
Готика в живописи. Братья Лимбург. «Роскошный часослов», ок. 1415
Готика появилась во Франции, а датой рождения готического стиля принято считать 14 июля 1140 года. Именно тогда началось обновление церкви в бенедиктинском аббатстве Сен-Дени, служившем усыпальницей королей в эпоху Меровингов. В ходе реконструкции монастыря впервые были реализованы характерные элементы готической архитектуры — нервюрные своды, которые затем стали отличительной чертой всех зданий, построенных в этом стиле.
Готика. Аббатство Сен-Дени
Готика в живописи появилась на несколько десятилетий позднее, чем в архитектуре. Направление развивалось на фоне политической нестабильности, которая была характерна для Европы периода раннего Средневековья. Изменения происходили и в католической церкви — большая часть еретических сект была уничтожена, одновременно возросло влияние нищенствующих монашеских орденов, призывающих прихожан к братской любви и аскетизму.
Готика в живописи. «Колесо десяти возрастов человека», миниатюра из «Псалтыри Робера де Лилля», до 1339 г.Под влиянием исторических перемен трансформировались представления о живописи, появились новые приемы и сюжеты. Ранний готический период ознаменовался зарождением принципиально иного подхода к изображению казни Христа. Картины передавали боль Спасителя, скорбь Богоматери, отношение к происходящему свидетелей распятия. Живописные сцены отличал натурализм, который ранее был нехарактерен для творчества художников.
Готика в живописи. Джотто. «Святой Франциск за беседой с распятием», ок. 1295 г., фреска в церкви Сан-Франческо
Зарождение готики
Одним из ярких образцов ранней готики стали часословы. Страницы молитвенников украшали изысканными миниатюрами, которые можно рассматривать часами. К концу XIII века искусство декорирования богослужебных книг достигло своего апогея — издания были настолько богато украшены, что превратились в предметы роскоши. Торговля часословами процветала при дворе Людовика IX, а в Париже появилось множество мастерских, где изготавливали иллюстрированные молитвенники.
Готика в живописи. Мастер Оноре. «Помазание Давида» и «Давид и Голиаф» из «Бревиария Филиппа Красивого», ок. 1290 г.
Распространение готического архитектурного стиля с его ажурными орнаментами и большими окнами повлекло изменения в отделке церквей. Характерные для романики фрески стали вытесняться витражами и мозаикой, а живопись в храме — играть подчиненную роль. Новые требования к росписи стен привели к тому, что художники заимствовали мотивы из архитектурных элементов и дополняли картины орнаментами, которые служили продолжением нервюрных сводов.
Готика в живописи. Джотто. «Натюрморт», фреска в капелле Скровиньи, 1305 г.
В сюжетах готики господствовала религиозная тематика, но напряженность в отношениях церкви и общества привела к тому, что в живопись начинают проникать новые мотивы. Художники все больше уделяют внимание элементам, которые ранее изображались лишь символически. В сценках появляются детальные изображения цветов и предметов культа. Джотто (Giotto) украсил нишу церкви в Падуе детально прорисованными подсвечниками, а его ученик Таддео Гадди (Taddeo Gaddi) сделал центром композиции набор для богослужения из чаши для святых даров и бутылок. Фрески итальянских мастеров можно считать первыми натюрмортами в европейском искусстве.
Готика в живописи. Таддео Гадди. «Ниша с дарохранительницей, дискосом и бутылками», 1337-1338 гг.
Развитие готики в изобразительном искусстве
На развитие средневековой живописи в немалой степени повлияли философские взгляды Фомы Аквинского. В своих трактатах теолог призывал творцов отойти от символизма и высказал мысль о том, что произведение искусства должно отображать материальный мир.
Призыв к реалистичности нашел отражение в церковной живописи — композиция не изменилась, но персонажи на картинах приобрели индивидуальность. Лица стали узнаваемыми, жесты естественными, а пейзажи из фона постепенно превратились в эстетический объект, затрагивающий чувства зрителя. В замкнутых помещениях, где разворачивается действие, появились окна, в которых просматриваются детально прописанные виды окрестностей.
Готика в живописи. Роберт Кампен. «Мадонна с младенцем перед каминным щитком», ок. 1425 г.
Эмоциональную окраску приобрели герои христианских сюжетов. Богоматерь с младенцем стали изображать в центре обыденной сцены в окружении предметов быта, животных и растений, что давало зрителю возможность установить личный контакт с картиной.
Внешность Мадонны также претерпела изменения — в ней угадываются черты реальных женщин, живших в ту эпоху.Возросла роль архитектуры — здания и интерьеры выступают полноправными участниками действия. Изменения восприятия мира художниками нашли отражение в работах фламандского мастера Яна ван Эйка (Jan van Eyck). В сцене «Благовещения» на одной из створок Гентского алтаря ангел и Дева Мария изображены в комнате, где детали интерьера прописаны настолько подробно и объемно, что кажутся настоящими.
Готика в живописи. Ян ван Эйк. «Благовещение», ок. 1435 г., холст, масло
Особенности готического стиля живописи
Среди характерных черт готической живописи выделяются:
- глубокая религиозность сюжетов;
- передача реального мира через метафоры;
- линейное построение композиции;
- яркие и сочные цвета;
- обилие действий на одном полотне.
В период зарождения стиля в творениях живописцев не было единства сюжета — персонажи взаимодействуют между собой скорее декоративно, чем естественно. Орнамент лишь подчеркивал разделение композиции на отдельные сюжеты, что делало картины схожими с повествованием — художник побуждал зрителя рассматривать элементы последовательно, один за другим.
Фламандские мастера достигли невероятных высот в создании масштабных картин, объединяющих разрозненные сценки. Художники разворачивали действие на фоне замка, двора или природы, разделяя сюжеты элементами пейзажа или архитектуры. Благодаря этому картина воспринимается как единое целое. Такая форма получила название «непрерывное повествование». Один из самых известных примеров — произведение Ханса Мёмлинга (Hans Memling) «Семь радостей Богоматери», написанное в 1480 году для собора в Брюгге.
Готика в живописи. Ханс Мёмлинг «Семь радостей Богоматери», 1480 г, дерево, масло
На завершающем этапе развития стиля появилась так называемая интернациональная готика. Направление было характерно для придворной живописи первой половиной XV века, где главенствуют светские мотивы с высокой детализацией убранства и одежды. Появляются первые портреты, наделенные индивидуальностью, которая затем нашла яркое отражение в творчестве мастеров эпохи Ренессанса.
Готика в живописи. Пизанелло. «Портрет Джиневры д’Эсте», 1435-1440 гг.
На аукционе Very Important Lot на продажу выставлены антикварные произведения, копии картин признанных мастеров и творчество художников современности.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Сами с усами: самые знаменитые усачи Картина «За грибами» Ивана Шишкина — гармония русской природы и простых радостей деревенской жизни Орден Отечественной войны — самая массовая награда военного времени Выставка драгоценностей Bulgari в Московском Кремле Родственники и друзья не опознали голос Фриды Кало «Немецкое кукольное Рождество» в Одессе: выставка раритетных кукол и авторские мастер-классы Красота женского тела в искусстве — воспетый в веках идеальный художественный образ Константин Алексеевич Коровин — лучший из русских художников-импрессионистов Георг Гросс — оригинальный немецкий художник ХХ столетия, который люто ненавидел войну и циничное лицемерие западного общества Роберт Беван — мастер ярких красок и тёплых сельских пейзажей10 ключевых элементов готической литературы – блог Бриджмена
Готовы ли вы к ночи страха? Приближается Хэллоуин, а вместе с ним и свежая порция фильмов ужасов, в том числе новая адаптация «Гензеля и Гретель», новые образы «Проклятия» и «Хэллоуин» — доказывающие, что аппетит к мрачному, который у нас, кажется, не исчезает! Удивительно, но многие элементы в фильмах ужасов имеют те же стилистические приемы, что и в готической литературе, хотя к ним можно подходить совершенно по-разному.
Готические элементы включают следующее:
Замок Корвин, Хунедоара, Трансильвания, Румыния Саймон Марсден, The Marsden Archive / Bridgeman Images
1. Действие происходит в замке или доме с привидениями 9000 3
Основная локация , обычно старый замок, пораженный родовым проклятием, является жизненно важным элементом готической фантастики, обеспечивая темный и угрожающий фон.
Гораций Уолпол страстно интересовался средневековой архитектурой, превратив свою виллу в замок с башенками и башнями. Это ранний пример архитектуры готического возрождения.
Размещение истории в властном готическом здании вызывало чувство благоговения и изоляции. Замок Корвин, несомненно, самый жуткий из всех готических замков, расположенных в Трансильвании. Влад Цепеш III (более известный как Дракула) предположительно содержался здесь в плену. Смотрите больше жутких зданий.
Носферату вампира Ф. В. Мурнау с Максом Шреком 1922 d’apres le roman Брэма Стокера/ Бриджмена Изображений
Страшный образ изолированного замка прекрасно перенесен в кино. В частности, ранний пример готического замка в фильме можно увидеть в Носферату, где живет титулованный вампир. Архитектура используется на протяжении всего фильма в дополнение к поразительным визуальным подсказкам, таким как драматическое освещение, которым больше всего известен немецкий экспрессионистский кинематограф, чтобы заставить Орлока казаться пугающим как вблизи, так и издалека.
Актриса Кэтлин Хьюз (ч/б фото) / Underwood Archives/UIG / Bridgeman Images
2. Девица в беде
Главные героини часто сталкиваются с событиями, которые приводят их в ужас, кричат и теряют сознание. Возвращаясь к своей средневековой роли девушки, попавшей в беду, добродетельная героиня обычно заключена в тюрьму в замке и преследуется аристократом-садистом. Ранние примеры в этом жанре включают Матильду в «Замке Отранто» Горация Уолпола и Эмили в «Тайнах Удольфо» Энн Рэдклифф.0003
Сцены из немого фильма ужасов немецкого экспрессиониста «Кабинет доктора Калигари», 1920/ Bridgeman Images представлена в широком спектре средств массовой информации. Ранним примером в кино является персонаж Лил Даговер в «Кабинете доктора Калигари» Ф. В. Мурнау, чьи мелодраматические движения олицетворяют то, что сегодня рассматривается как несколько устаревший образ персонажа, но не без явного отображения визуального страха.
Слева: Постер к сценической версии «Женщины в белом» Уилки Коллинза
Справа: Окно, Замок Франкенштейна (ч/б фото) Simon Marsden/ Bridgeman Images
3. Атмосфера тайны и ожидания
Произведение пронизано чувством угрозы, страхом, усиленным неизвестностью. При первой публикации роман Уилки Коллина «Женщина в белом» был назван «сенсационным романом». История включает в себя семейные секреты, поддельные личности и ложное заключение.
Предметы или атрибуты, которые помогают создать готическую атмосферу, это усыпальницы, доспехи, мерцающие свечи, треснутые зеркала, портреты и злые зелья.
Режиссер Фриц Ланг и Бриджит Хелм (в костюме) на съемках фильма «МЕТРОПОЛИС», 1927 год. Обратите внимание на перевернутую пентаграмму на заднем плане/ Bridgeman Images идея художественной литературы, но она зародилась как элемент готики, видимый в стихах и викторианских текстах, от Эдгара Аллана По до 19 лет Фрица Ланга.27 фильм «Метрополис», где бурлящая лаборатория мошенника-ученого Ротванга украшена перевернутой пентаграммой — символом оккультизма.
Постер фильма «ФРАНКЕНСТИЕН» с Борисом Карлоффом в главной роли, 1931/ Bridgeman Images
4. Призрак или монстр
создать идеального человека. Среди других главных героев были сверхъестественные или гротескные существа, от вампиров, дьяволов, призраков, монстров, демонов, зомби до злых духов, «одержимых» и оборотней.
Оборотни, Ангус МакБридж /Частная коллекция / © Look and Learn / Bridgeman Images
Иногда злодей — это нечто большее, чем просто монстр из кошмаров. Иногда, и, возможно, в последнее время это стало более распространенным благодаря достижениям в области биологии и технологий, главный злодей сам будет частью одного существа и частью другого — например, киборгом или мутантом. Сегодня боди-хоррор является одним из распространенных элементов фильмов и программ ужасов.
Хитклиф и Кэти, из романа «Грозовой перевал», Роберт Брук / Частная коллекция / © Look and Learn / Bridgeman Images
5. Погода всегда ужасная
Вспышки молнии сопровождают откровение, а гром и ливень обычно предвещают появление персонажа или начало знаменательного события. Бури и ветер, проносящиеся по «Грозовому перевалу», показывают, что персонажи находятся во власти сил, которые они не могут контролировать. В «Ребекке» погода отражает настроение персонажей; туман спускается, когда рассказчик, вторая миссис де Винтер, сбита с толку и подавлена.
Кошмар, 1781, Генри Фюзели / Детройтский институт искусств, США / © Детройтский институт искусств / Общество основателей Приобретено на средства мистера и миссис Берт Л. Смоклер и мистера и миссис Лоуренс А. Флейшманф / Бриджман Образы
6. Сны/кошмары
Фузели, типичный художник-романтик, часто цитируют высказывание: «Сны — одна из самых неисследованных областей искусства». яркие и тревожные кошмары.
Вымышленные персонажи этих писателей также часто видят тревожные или пророческие сны, которые используются в качестве сюжетного приема, чтобы подчеркнуть их неуверенность и страхи.
Рочестер, иллюстрация из «Characters of Romance», впервые опубликованная в 1900 году (цветная литография), William Nicholson / Private Collection / © Desmond Banks / Bridgeman Images
капризный, одинокий , циничный и хранящий тайну вины, этот мрачно-привлекательный и противоречивый мужской персонаж появляется повсюду в готической литературе. И Максим в «Ребекке», и мистер Рочестер в «Джейн Эйр» мучаются своим прошлым, и оба дома их предков сгорают в огне.
Иллюстрация из «Франкенштейна» Мэри Шелли (гравюра) Теодор М. фон Хольст / Частная коллекция / Bridgeman Images
Это проклятие или проклятие является «похмельем» традиционной религиозной идеологии, чтобы наказать персонажа за какое-то нарушение морального порядка. . Призрачные или преследуемые фигуры также включают Франкенштейна Мэри Шелли, которого преследует и преследует его монстр, и, в свою очередь, современные фигуры, такие как Эдвард Руки-ножницы из одноименного фильма 1990 года, представляют собой современную интерпретацию этого архетипа. Они не совершили никакого преступления, но одного их существования достаточно.
Иллюстрация из журнала «Le Theatre», 1900-е годы, Французская школа / Частная коллекция / © The Advertising Archives / Bridgeman Images
8. Мелодрама
В готической литературе бурлят эмоции, отражающие обостренное чувство драмы. Женщины склонны падать в обморок, а мужчины гневаться при отражении невидимых внутренних мук. Есть также убийства, похищения людей и люди, сходящие с ума. Злодей обычно является центральным персонажем, но в конце вмешивается судьба, чтобы гарантировать победу добра над злом.
Как упоминалось выше, мелодрама является ключевым элементом немого кино, которое очень хорошо подходит для готических историй и историй на тему ужасов. Чрезвычайно стилизованный, жестовый характер исполнения сразу же сделал очевидными эмоции и личности.
Кабинет доктора Калигари ‘1919, немецкий немой фильм, Роберт Вине. Чезаре (Конрад Вейдт) убегает с Джейн (Лил Даговер) / Архив универсальной истории / UIG / Bridgeman Images
9. Смерть
Готический роман захвачен смертью и сверхъестественным, создавая атмосферу ужаса. Если готическая литература отражает желание преодолеть свою смертность, то есть и страх перед теми, кому каким-то образом удается ее преодолеть; то есть вампиры, которые одновременно и мертвы, и живы.
Существует также готическая одержимость телами мертвых женщин. Эдгар Аллан По сказал, что смерть красивой женщины — «самая поэтичная тема в мире». Почти в каждом из его рассказов один из персонажей умер или оплакивается.
Доктор Джекил и мистер Хайд, 1890 год / Частная коллекция / Bridgeman Images
10. Зверь внутри . Доктор Джекилл в высшей степени респектабелен, а мистер Хайд жесток и похож на обезьяну. Изюминка в том, что оба представляют собой две грани одного и того же человека.
Под влиянием теории эволюции Дарвина такое кошмарное биологическое происхождение, отрицающее превосходство человека, находит отражение во многих готических романах поздней викторианской эпохи.
Бела Лугоши в костюме Дракулы, 1931 год, американский фотограф / частная коллекция / Bridgeman Images
Истоки готического романа 1764 г., история которого была навеяна сном, приснившимся ему в Strawberry Hill, его «маленьком готическом замке».0003 Слова «гот» и «гот» описывают германские племена (готы, вестготы, остготы), которые разоряли Европу в Средние века. К восемнадцатому веку в Англии термин «готика» стал синонимом средневековой эпохи, воспринимаемой как суеверная, варварская и непросвещенная. Он превратился в жанр готической литературы, который был очарован смертью и сверхъестественным, что повлияло на многие известные нам сегодня формы искусства, которые стремятся шокировать и развлекать. Портрет Горацио Уолпола, 4-го графа Оксфорда, 1754 г., Джон Джайлз Экхардт / Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания / Bridgeman Images Узнать больше Посмотреть другие изображения готической литературы и искусства 2 Сохранить Несмотря на то, что мы боимся привидений и домов с привидениями, мы все равно хотим о них читать. Истории ужасов, тайн и неизвестности страшно волнуют нас всех. Это то, что побудило готических писателей писать истории о волнении и страхе. Так они пишут, а мы наслаждаемся этим! В этой статье я исследую ключевые элементы готической литературы. Прежде чем исследовать, что делает готический жанр на самом деле готическим, давайте кратко рассмотрим историю готической литературы. Готика или готическая литература — это жанр, возникший в 18 веке, когда Гораций Уолпол написал « Замок Отранто ». В романе были все элементы, составляющие готическую литературу. Рассказывая историю, характеризующуюся ужасом, напряжением и тайной, роман Уолпола проложил путь к новой захватывающей форме жанра в литературе. Вот некоторые ключевые элементы готической литературы, существующие во всех романах или рассказах, подпадающих под категорию этого жанра. Содержание Пустынное, бесплодное и населенное привидениями окружение — один из основных ключевых элементов готической литературы. Готический роман всегда начинается в старинных замках, заброшенных особняках, заброшенных домах с привидениями, заколдованных монастырях и разрушенных зданиях — во всем проявляется эстетика готической архитектуры. Запустение и ужас этого места имеют тенденцию вызывать страх и ужас как у персонажа, так и у читателя. В некоторых романах мы видим, как главный герой оказывается в ловушке в таких местах то ли каким-то сверхъестественным существом, то ли бессердечным злодеем, и с трудом находит выход. Архитектурные особенности зданий, такие как остроконечные башни, люки, таинственные коридоры, ржавые петли и потайные туннели, служат ловушке для их беспомощных жертв. На самом деле есть ключевые элементы для создания готической атмосферы. Иногда действие происходит на кладбищах, в темных лесах и дикой местности или рядом с ними. Леса и пустыня в готических романах символизируют зло, грех и бессмертие. Эти жуткие места также способствуют ощущению страха и угрозы. В книге Мэри Шелли «9». 0161 Франкенштейн ’, большинство сцен открываются в пустынных и населенных привидениями локациях, таких как кладбища, мрачные старые замки. « Грозовой перевал » и « Джейн Эйр » также раскрывают готические декорации. Атмосфера мрака, тайны и неизвестности всегда преобладала над готической литературой. Ночь — ключевой мотив готических романов. Ночная тьма ограничивает способность ясно видеть и создает атмосферу неуверенности — состояние, в котором персонаж не знает, что его ждет впереди. Сюжет готических романов также состоит из множества загадочных событий. Персонажи или даже неодушевленные предметы имеют тенденцию исчезать. Дверь открывается и закрывается, но никого не видно. Свеча гаснет сама. Все эти элементы вносят свой вклад в таинственную атмосферу истории. « Грозовой перевал » Эмили Бронте и « Женщина в белом » Уилки Коллинза — хорошие примеры темной и таинственной атмосферы. Еще одним ключевым элементом готической литературы является ее связь со сверхъестественными силами, такими как призраки, вампиры, великаны, монстры, демоны и зомби. В готических романах мы видим призраков или монстров, преследующих главного героя, и мертвецов, оживающих и пугающих людей. Мы также обнаруживаем, что неодушевленные предметы оживают, например, бронированный костюм внезапно начинает ходить, как человек, или изображение мертвого человека начинает говорить. Некоторые романы готической литературы демонстрируют сверхъестественные элементы как результат какого-то природного явления, в то время как другие показывают их как истинно паранормальные явления. Готические писатели использовали эти паранормальные силы как средство исследования страха перед неизвестным и неконтролируемым. «Дракула» Брэма Стокера и «Замок Отранто» Горация Уолпола раскрывают существование сверхъестественных элементов. Готические романы и рассказы мелодраматичны. Персонажи кричат, рыдают, пугают, бушуют и падают в обморок в этой истории. Страх перед неизвестным и необъяснимым усиливает их эмоции. Они всегда в панике и иногда страдают от внутренних терзаний. Такие события, как убийство, похищение и трагическое безумие, вызывают у персонажей глубокое чувство эмоционального взрыва. Язык готических романов также очень эмоционален. Эмоциональные крайности персонажей хорошо заметны в « Тайны Удольфо » Энн Рэдклифф, « Монах » М. Г. Льюиса, « Франкенштейн » Мэри Шелли «» и «901» Шарлотты Бронте. 61 Джейн Эйр Еще один ключевой элемент готической фантастики — показать главного героя, в основном мужского персонажа, как антигероя. Он находится в центре внимания истории, но в то же время мы видим чудовищные элементы его личности. Он замкнутый и отверженный человек. Иногда мы видим главного героя, несущего груз вины и страдающего от внутренних терзаний. Он обречен и постепенно движется к своему окончательному распаду. Главный герой в роли антигероя Характер Хитклифа из романа Эмили Бронте « Грозовой перевал » и Манфреда из романа Уолпола « Замок Отранто » дают прекрасные примеры главного героя как антигероя. В готической литературе мы видим, что главная героиня всегда в беде, что, несомненно, является еще одним из основных элементов готической литературы. Они либо пленены в изолированном замке, либо преследуются каким-то паранормальным существом или жестоким аристократом. Страх и угроза сильных, а во многих случаях неизвестного и необъяснимого заставляют их кричать, рыдать и падать в обморок. Иногда их страдания также являются результатом какого-то недуга, вины или их беспомощности по отношению к могущественному мужчине. Персонаж Матильды из романа Горация Уолпола « Замок Отранто » удачно изображает главную героиню, попавшую в беду. « Тайны Удольфо » Энн Рэдклифф — еще один пример в этом отношении. Здесь девочка-сирота по имени Эмили Сент-Обер страдает от паранормального ужаса, будучи заточенной в мрачном замке. Предзнаменования, проклятия и пророчества играют важную роль в готической литературе. Они преднамеренно встроены в сюжет, чтобы предсказать, что произойдет дальше в истории. В основном зловещие подтексты предшествуют трагическим событиям в рассказе. Например, если картина или статуя человека внезапно падает или разбивается, это предвещает неминуемую смерть этого человека. Прошлое персонажей всегда преследует их настоящее. Сын должен заплатить за грехи своего отца. Главный герой готической истории страдает либо от семейного проклятия, либо от старого пророчества. В « Замок Отранто » Горация Уолпола мы видим пророчество, лежащее в центре романа. « The House of the Seven Gables » Натаниэля Хоторна также содержит готический элемент пророчества и проклятия. Готическая литература имеет тенденцию напрямую обращаться к подсознанию. Кошмары, видения и галлюцинации, вызванные наркотиками, демонстрируют глубоко укоренившиеся страхи персонажей и чувство вины за прошлые грехи. Подавленное прошлое персонажей вновь появляется в виде видений и ночных кошмаров. Эти кошмары и видения также открывают читателю скрытые страхи героев. Более того, сны и видения персонажей также предсказывают читателю их будущее. Например, «9» Мэри Шелли.0161 Франкенштейн » эффективно использует готический элемент кошмара, когда Виктор Франкенштейн погружается в ужасающий сон, символизирующий надвигающуюся трагедию. Темный, пугающий и зловещий тон, обычно очень тревожный, является еще одним ключевым элементом готической литературы. Способствует возникновению чувства страха и беспокойства. Вдумаемся в скрип двери, чудовищный смех неизвестного, таинственный звук шагов и звон цепей. Все эти звуки делают тон рассказа пугающим. Эти звуки также создают атмосферу жуткости, неизвестности и таинственности в готической истории. « Ворон » Эдгара Аллана По и « Франкенштейн » Мэри Шелли демонстрируют пугающий и таинственный тон. Погода в готической литературе перекликается с настроением персонажей. Буря снаружи на самом деле означает внутренние бури персонажа. Он отражает и усиливает чувства персонажей. Однако ужасная погода и туман в готических рассказах усиливают атмосферу неизвестности и ужаса. Туман, в частности, означает неясность объектов. Он имеет тенденцию уменьшать видимость и скрывать внешние проявления правды. Гроза и молния, однако, символизируют зло, трагедию и паранормальные явления. Например, в этом отношении можно обсудить болота в «Грозовом перевале» или бури во «Франкенштейне». Более того, в «Тайнах Удольфа» сюжет раскрывает штормовую, мрачную и ужасную погоду. В готической литературе также исследуются христианство и идея религии. Готические писатели допрашивают религию так же, как и религиозные авторитеты. Готические романы демонстрируют монастырь, женский монастырь, религиозную жизнь, конфессии, монахинь и монахов. Они представляют людей грешными и подчеркивают их ненадежность в передаче информации. Религиозный институт церкви утратил свое главенство. Монахи и священники представлены как виновники насилия. По мере того, как в готической фантастике отступала вера, ее место занимали ужасы и страхи. Готические писатели проявляют этот страх появлением паранормального и ужасающего. Нет высшей силы, чтобы спасти жертв готического ужаса. Готический мир раскрывает падший мир. Он представляет падшего человека, живущего в страхе и отчуждении. Уолпола Замок Отранто » и Мэтью Льюис « Монах » точно исследуют религиозные проблемы. Внутренние страхи и психологическая нестабильность личности — еще один ключевой элемент готической фантастики. Вина персонажей за прошлые грехи или озабоченность сферами неизвестного делают их либо психологически неустойчивыми, либо психически больными. Их внутренние страхи и непростительные проступки постоянно преследуют их. Наконец, психологическая травма героев в конечном итоге приводит к их раздвоению личности, и они становятся угрозой для окружающих. Психологическая неустойчивость персонажей готической литературы Иногда психическая нестабильность персонажа возникает из-за того, что он не смог добиться своей любви или был отвергнут обществом. Это видно на примере Хитклифа, который из страстного любовника превратился в жестокого, безумного человека. Готические писатели также имеют дело с концепциями добра и зла в своих рассказах. Первоначально мы видим главного героя как воплощение зла, но постепенно его подавленная доброта побеждает очевидную злую сторону его характера. В некоторых произведениях мы видим, что персонаж разрывается между добром и злом и в конечном итоге становится серым; ни полностью доброе, ни злое. Добро против зла в Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда Например, « Франкенштейн » Мэри Шелли и «Дракула» Брэма Стокера, Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда » раскрывают понятия добра и зла очень характерным образом. Топ 14 основных элементов готики Литература
10. Враждебность погоды