Архитектурный ордер — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Ордер. Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. Иллюстрация из Энциклопедии, XVIII векАрхитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение[1].
Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Стилевое единство с использованием колонн было и в древнеегипетской, и в крито-микенской архитектуре, однако только в Древней Греции появилась строгая система, которая получила название «ордер». Само слово происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре»
Различают пять классических ордеров, которые впервые выделил итальянский архитектор Джакомо да Виньола: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции использовался редко, но стал распространённым в Древнем Риме.
Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).
Первым появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом получили распространение другие — ионический, коринфский; в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным. В средние века классическая архитектура была на время забыта. Только в XV веке был снова возвращен интерес к ней. Популярность приобрел трактат «Десять книг об архитектуре» — единственная сохранившаяся античная работа не могла быть оставлена без внимания. Многие деятели искусства принялись исследовать античность, классифицировать каноны. Например труды по этой теме были составлены такими известными теоретиками как Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола (предложил классификацию в пять ордеров), Андреа Палладио. В своем подходе и выводах труды различались. Традиция украшать архитектуру ордером устоялась на протяжении XV-XIX веков, в архитектуре Возрождения, барокко, классицизма. Классицизм вновь обратился к пропорциям возрождения, ушёл от кривых линий барокко и излишней декоративности рококо. В 1830-х годах он стал уступать историзму, то есть концепции точного повторения элементов предыдущих веков, часто с использованием разностилевых элементов в одной постройке, что получило название эклектика. Однако в XIX веке такой подход был поставлен под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям
Можно выделить следующие главные элементы греческого ордера. Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряду кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Выше располагается база, поддерживающая вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Колонны венчает капитель, которая в зависимости от типа ордера может состоять из ряда элементов: эхина (круглой подушечки), абаки (квадратной плиты), волют (декоративных завитков) и др. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части:
- карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
- фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.
- архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.
- Блаватский В. Д. Архитектура античного мира — М.: Всесоюзная Академия архитектуры, 1939.
ru.wikipedia.org
Ордерная система Древней Греции.Виды ордеров в Древней Греции
Ордерная система это вид архитектурной композиции.
Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно -стилевой обработке.
Ордер является воплощением стоечно-балочной системы.
Ордерная система Древней Греции пришла к нам наряду с другими важнейшими понятиями античности
- колонна- несущий элемент,
- антаблемент — несомый элемент
- и пьедестал.
Ордеры делятся на полные и неполные. К неполным относятся греческие архитектурные ордеры, не имеющие пьедестала. Ордерная система широко использовалась в архитектурных сооружениях Древней Греции.
ЭТО ИНТЕРЕСНО Если вы обращали внимание, то во многих городах в архитектуре домов встречаются элементы ордерной системы . Понятно, что подобные дома были построены еще в прошлом веке. И многие из них требуют ремонта и реставрации. Оказывается заняться реставрацией самостоятельно нельзя. Для этого необходимо привлекать реставрационную компанию которая имеет право на работу с историческим наследием.
Элементы архитектурного ордера Древней Греции
Колонна представляет собой круглый столб, несколько утончяющийся кверху. Прием сужения называется энтазис, что в переводе с греческого обозначает напряжение. Энтазис колонны, представляющий собой усеченный конус, начинается не с основания, а с 1\3 высоты колонны
Колоннадой называется ряд колонн, поддерживающий один антаблемент. Расстояние между колонная обычно равняется 1\3 от высоты колонны.
В зависимости от ордера, колонна может дополняться базой – основанием, но неотъемлемой частью любой колонны является капитель, которая служит для переноса тяжести антаблемента на фуст.
Капитель в свою очередь состоит из двух частей:
- нижняя – эхин, которая в своем архитектурном развитии получила разнообразное декоративное оформление,
- и верхняя – абака, как правило, простая квадратная каменная плита, непосредственно соприкасающаяся с антаблементом.
Антаблемент, несомая часть в ордере, состоит из нескольких частей,
- нижняя называется архитрав и представляет собой горизонтальную полосу, окаймляющую все здание;
- выше располагается фриз, который составлялся из плит меньшего размера и украшался декоративными элементами;
- верхним элементом антаблемента является карниз.
Конструктивная необходимость завершающей части антаблемента состоит в том, что бы не допустить стока воды во время дождя по стенам здания, выемка, останавливающая «прилипшую» воду, в нижней части плиты, получила название слезник.
Карниз, как правило, значительно выдвинут по отношению к стене, это необходимо для защиты декоративного оформления фриза от косого дождя.
Дорический ордер в Древней Греции
Получил широкое распространение в Пелопонессе— материковой части Греции.На архитектуру дорического стиля в большой степени оказала влияние микенские традиции
Ионический ордер в Древней Греции
Был распространен в Аттике, Малой Азии и на островах Эгейского моря. Ионический ордер сложился под воздействием культуры Финикии, и ахеменидской Персии – стран малой Азии.
Коринфский ордер в Древней Греции
появился в Афинах в V веке до н. э. Колонну венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта. Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма.
interior-in.ru
Архитектурный ордер – это… Что такое Архитектурный ордер?
У этого термина существуют и другие значения, см. Ордер. Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. Иллюстрация из Энциклопедии, XVIII векАрхитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».
Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.
Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).
История
Первым появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом получили распространение другие, ионический, коринфский, в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным. В средние века классическая архитектура была забыта на много веков. Только в XV веке был снова возвращен интерес к ней. Популярность приобрел трактат «Десять книг об архитектуре» — единственная сохранившаяся античная работа не могла быть оставлена без внимания. Многие деятели искусства принялись исследовать античность, классифицировать каноны. Например труды по этой теме были составлены такими известными теоретиками как Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола (предложил классификацию в пять ордеров), Андреа Палладио. В своем подходе и выводах труды различались. Традиция украшать архитектуру ордером устоялась на протяжении XV-XIX веков, в архитектуре Возрождения, барокко, классицизма. Классицизм вновь обратился к пропорциям возрождения, ушел от кривых линий барокко и излишней декоративности рококо. В 1830-х годах он стал уступать историзму, то есть концепции точного повторения элементов предыдущих веков, часто используя разностилевые элементы в одной постройке, что получило название эклектика. Однако в XIX веке такой подход был поставлен под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям
Структура
Можно выделить следующие главные элементы греческого ордера[неизвестный термин]. Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части
- карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
- фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.
- архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.
См. также
Примечания
- ↑ Pavel Vlček Dějiny architektury renesance a baroka. — Praha: Česká technika – nakladatelství ČVUT, 2006. — 286 с. — ISBN 80-01-03407-0
Литература
- Блаватский В. Д. Архитектура античного мира — М.: Всесоюзная Академия архитектуры, 1939.
Ссылки
dic.academic.ru
Ионический ордер — Википедия
Древнегреческая ионическая колонна в книге Nordisk familjebok, 1910 годИонический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Характерной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями.
Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э.
Первым из больших ионических храмов был храм Геры на Самосе, построенный приблизительно в 570—560 годах до н. э. архитектором Роикосом и вскоре разрушенный в результате землетрясения.
Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из «Семи чудес света».
Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский, первоначально сложившийся без фриза. Аттический появился гораздо позже, как следствие модификации первоначального малоазийского.
Колонна ионического ордера, в отличие от дорического делится на три части: основание, ствол и капитель. База часто сама опиралась на квадратную в плане плиту — плинт. Выпуклые элементы базы — полувалы (или торусы), украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам. Скоции — вогнутые элементы — обычно оставались гладкими.
Капитель отличают так называемые волюты — сдвоенные спиральные орнаменты, вылепленные на эхине. Волюты выглядят как завитки со стороны фасада, по боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры. Своим видом балюстры напоминают свиток. Первоначально волюты лежали в одной плоскости, затем их стали строить в четырёх плоскостях. Эта особенность сделала ионический ордер более устойчивым к критическим взглядам, высказывавшемся в IV веке до н. э., чем дорический ордер. Последний предполагал, что эхин должен одинаково читаться с любой стороны. Эхин в ионическом ордере располагается под подушкой и между волютами, как бы выходя из-под волют. Эхин и абака чаще всего украшались богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина; они называются овы и представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками.
После недолгого раннего экспериментирования число каннелюр на стержне колонны было установлено в 24. Эта стандартизация позволила сохранять пропорцию каннелюры к диаметру колонны вне зависимости от масштаба, даже когда высота колонны была завышена. В плане каннелюры представляли собой половину окружности или эллипса, причём борозды разделялись между собой полосками цилиндрической образующей ствола, то есть дорожками. Расстояние между каннелюрами, в отличие от римской архитектуры, было очень маленьким, в результате чего они легко повреждались. Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, ионический ордер выделялся своей игрой светотени, в отличие от дорического ордера.
Ионическая колонна всегда более стройна, чем дорическая: её высота в период архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (1:9). Утончение ствола кверху также было меньше, чем, например, в дорическом ордере. Греческие зодчие расставляли колонны очень широко, стремясь таким образом к получению ощущения легкости и изящества.
Малоазийский ионический ордер[править | править код]
Малоазийская база почти не расширяется к низу, она отличается сложностью своей прорисовки. Её основу составляют две части: основание, близкое по форме к цилиндру, и торус. Иногда к ним добавлялось ещё одно основание базы, кроме плинта, которое состояло из трех элементов в виде двойного валика каждый, разделявшихся двумя скоциями. Такая база встречается чаще всего.
Антаблемент такой разновидности ионического ордера состоит из двух частей: архитрава и карниза. Архитрав зрительно выглядит легче дорического, за счет того, что небольшие горизонтальные уступы разделяют его на три гладкие, нависающие друг над другом полосы — фасции. Между архитравом и карнизом располагается пояс «сухариков». Венчающая часть — сима — украшалась очень богатой орнаментальной прорисовкой.
Кровля малоазийского варианта чаще всего была плоской, что соответствовало основным архитектурно-строительным традициям региона.
Аттический ионический ордер[править | править код]
Возникновение данного варианта ионического ордера было связано со строительством важнейших сооружений греческой культуры, например, ансамбля афинского Акрополя. Сильное влияние на процесс становления аттического ионического ордера оказал опыт традиций работы зодчих Аттики.
Аттическая база расширяется книзу, обозначая тем самым передачу давления от колонны на основание. База состоит из двух торусов, разделенных скоцией, причём именно форма скоции определяет расширение базы. Плинт в базе не считается обязательным элементом.
Антаблемент состоит не из двух частей, как в малоазийском варианте, а из трех, как в дорическом ордере. Отличие аттического антаблемента заключается в том что фриз не разделён на триглифы и метопы, а огибает здание сплошной неразделённой полосой, гладкой или украшенной скульптурным рельефом.
Колонны аттического ионического ордера в целом не отличаются от малоазийского варианта. В небольших храмах существуют портики в которых колонны заменены статуями кариатид. Но это лишь подвид аттических колонн.
Кровля по своему устройству не отличается от дорического ордера.
- Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура-С, 2005.
- Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. В. Шевчук, 2003.
ru.wikipedia.org
Ордерная система в архитектуре
Архитектурный ордер и его виды
Определение 1
Архитектурным ордером называют тип композиции, в которой используются определенные элементы, подчиняющиеся конкретной архитектурно-стилевой обработке. Архитектурный ордер включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаимную ориентацию.
Архитектурный ордер является реализацией стоечно-балочной системы, которая состоит из вертикальных (колонны и пилястры) и горизонтальных (антаблемент) несущих элементов. Надо сказать, что стилевое единство в применении колонн было характерно для древнеегипетской и крито-микенской архитектуры. Однако, в Древней Греции появилась строгая система, получившая название «ордер».
Термин «ордер» происходит от латинского «ordo» – строй, порядок. Впервые он был употреблен теоретиком архитектуры Витрувием в I веке до нашей эры в трактате «Десять книг об архитектуре». Всего различают пять классических типов ордера (они впервые были выделены итальянским архитектором Джакомо да Виньола):
- дорический;
- ионический;
- коринфский;
- тосканский;
- композитный.
Замечание 1
Первые три возникли в Древней Греции, последние два – в Древнем Риме. Коринфский ордер редко применялся в Древней Греции, но получил широкую популярность в Древнем Риме.
Некоторые специалисты называют ордером другие стилевые композиции. Например, гигантский ордер (колонны в несколько ярусов) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом воспринимают нагрузку только от отдельных фрагментов антаблемента).
Рисунок 1. Коринфский храм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Считается, что дорический ордер стал первой стоечно-ригельной системой (VI век до нашей эры). Впоследствии получили распространение коринфский и ионический ордеры. В Древнем Риме и Греции ордеры применялись повсеместно. Во времена средневековья классическая архитектура была на время забыта. Интерес к ней вернулся только к XV веку нашей эры. В эти времена большую популярность приобретает трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре» – единственный сохранившийся античный труд в области архитектуры.
Многих деятелей искусства привлекло исследование античности, они принялись классифицировать каноны. Например, множество трудов в этой области было создано такими теоретиками, как Джакомо да Виньола, Франческо ди Джорджо и Леон Баттиста Альберти. Надо сказать, что труды отличались подходами и выводами. Традиции украшать архитектуру ордерами устоялись и просуществовали до XIX века в архитектуре Возрождения, барокко и классицизма. Зодчие классицизма вновь обращались к пропорциям возрождения, ушли от кривых линий, характерных для барокко и излишнего декора рококо.
В греческом ордере можно выделить несколько главных элементов. Основание ордера называется стереобатом и располагается на верхнем ряду фундаментной кладки здания (оно несколько приподнято над поверхностью земли). Верхнюю часть стереобата называют стилобатом. Выше располагается база, которая воспринимает нагрузки от вертикальных конструкций – колонн, которые служат главным несущим элементом конструкции. Верхняя часть колонны – капитель. В зависимости от типа ордера она может состоять из ряда конструктивных элементов. Верхняя завершающая часть называется антаблементом. Антаблемент в свою очередь разделяют на три части:
- карниз;
- фриз;
- архитрав.
Дорический ордер
Дорический ордер был распространен в Южной Италии, Сицилии и Пелопоннесе. Колонны дорического ордера были весьма массивным элементом с большим диаметром. Помимо этого, их ставили достаточно близко друг к другу, за счет чего сооружение казалось мощным и тяжеловесным.
Капитель в дорическом ордере состояла из трех частей: абака (верхней части, представляющей собой квадратную плиту), под ней располагался эхин, далее – часть капители, украшенная тремя поясками. Выступающий валик капители называется астрагал, он соединяется с основной частью колонны через декоративную «выкружку».
Рисунок 2. Святилище Артемиды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие дорического ордера привело к изменению пропорций. Были скорректированы диаметры колонн и их высота. Например, в Коринфском храме (540-е годы до нашей эры) отношение диаметра колонн к высоте составило 1:4. В Пропилеях в Афинах (V век до нашей эры) – 1:5. В конструкции храма в Немее – 1:6,5. Со временем греческие колонны становились всё более изящными и стройными. Примечательно, что с развитием строительства в Древней Греции изменилось соотношение количества колонн на боковой и торцевой частях здания.
Следует отметить, что римляне, захватившие Грецию, переняли у местных зодчих технологию возведения сооружений. С этого момента ордер стал своеобразной визитной карточкой архитектуры Древнего Рима. Римско-дорический ордер несколько отличен от греческого. Он имел весьма стройные колонны и меньшую высоту антаблемента. Помимо этого, в римско-дорическом ордере колонны часто украшали каннелюрами. Нагрузку от таких колонн воспринимали специальные базы. В римском ордере колонны обладали большей поддерживающей площадью.
Ионический ордер
Ионический ордер был популярен в Аттике, на островах архипелага и в малоазийских колониях. Помимо своей основной несущей функции ионическая колонна выполняла функцию декоративного элемента. В отличие от дорической колонны, ионическая обладает специфическим цоколем, также её ствол характеризуется более изысканными деталями.
Седьмым чудом света называли святилище Артемиды, располагающееся в Эфесе. Здание было возведено критянином Херсифроном и его сыном Метагеном. Еще одним образцом ионического ордера является храм Геры на Самосее, он был создан Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата. К небольшим объектам ионического ордера можно отнести мраморный храм на острове Сифнос.
spravochnick.ru
Дорический ордер — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дори́ческий о́рдер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами).
Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером.
Древнейший пример использования дорического ордера (определённый Шампольоном как «протодорический») — колонны некоторых гробниц некрополя Бени-Хасан в Египте. Вырубленные в скале открытые портики состоят из двух фланкирующих вход в усыпальницу колонн с 16 каннелюрами каждая, на абаках которых лежит массивный скальный архитрав; своды внутренних залов поддерживаются четырьмя колоннами того же ордера.
Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов.Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. В греко-дорическом ордере капитель отделяется от ствола колонны горизонтальными бороздками, которых бывает от 1 до 5. Верхняя часть ствола (шейка или трахелий), в свою очередь, отделяется от нижней части колонны: в греко-дорическом ордере — небольшой бороздкой (гипотрахелием), а в римско-дорическом — выпуклым профилем-ремешком. В римском варианте ордера трахелий, как правило, не канеллирован и может нести дополнительные украшения, а эхин зачастую украшен иоником.
База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.
Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа — фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп. Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы — гутты.
Высота дорической колонны составляет, по Витрувию, 14 модулей (нижних радиусов колонны), а по Виньоле и более поздним авторам — 16 модулей (это ближе к древнеримским образцам). Высота базы и капители (до опоясывающего ремешка) — по 1 модулю. Архитрав имеет высоту 1 модуль, фриз — 1,5 модуля. Насчет высоты карниза единства у авторов нет, она может составлять 1,5 модуля или менее. Ширина триглифов — 1 модуль, метоп — 1,5 модуля.
Закономерности построения [источник не указан 2164 дня][править | править код]
За единицу измерения элементов ордера принят модуль (англ.)русск., равный половине диаметра колонны. Модуль дорического ордера, в свою очередь, делится на 12 парт (частей).
Карниз антаблемента модульонного ордера
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Полочка | 1 парта | 34 парты |
Гусёк | 3 парты | 34-31 парта |
Полочка | 0,5 парты | 31 парта |
Каблучок | 1 парта | 30,75-30,25 парты |
Слезник | 3,5 парты | 30 парт |
Каблучок | 1 парт | 29,5-28,75 парт |
Модульон | 3 парты | 28,5 парт |
Капельки модульона | 0,5 парты | 26-14 парт |
Четвертной вал | 2 парты | 13,5 парт |
Полочка | 0,5 парты | 11,5 парты |
Капитель триглифа или ровная полоска | 2 парты | 11 парт |
Архитрав
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Полочка | 2 парты | 12 парт |
Узкая полочка | 0,5 парты | 11,5 парт |
Капельки | 1,5 парты | 11-11,5 парт |
Пояс | 8 парт | 10 парт |
Капитель зубчатого ордера
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Полочка | 0,5 парты | 15,5 парты |
Каблук | 1 парта | 15,5-14,5 парт |
Абак | 2,5 парты | 14 парт |
Четвертной вал | 2,5 парты | 13,75-11,5 парты |
Верхняя полочка | 0,5 парты | 11,5 парты |
Средняя полочка | 0,5 парты | 11 парт |
Нижняя полочка | 0,5 парты | 10,25 парты |
Шейка | 4 парты | 10 парт |
Стержень колонны
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Валик | 1 парта | 12 парт |
Полочка | 0,5 парты | 11,25-10 парт |
Выкружка | 1,5 парта | 11,25-10 парт |
Стержень колонны | 13 модулей, 7 парт | 12 парт |
Выкружка | 2 парты | 12-13,5 парты |
База колонны
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Полочка | 1 парта | 13,5 парт |
Валик | 1 парта | 14,5 парты |
Вал | 4 парты | 17 парт |
Плинт | 6 парт | 17 парт |
Карниз пьедестала
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Полочка | 0,5 парты | 23 парты |
Четвертной вал | 1 парта | 22,5-21,5 парт |
Полочка | 0,5 парты | 21,5 парты |
Слезник — широкая полка | 2,5 парты | 21 парта |
Каблук | 1,5 парты | 18,5-17,5 парт |
Стул
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Стул | 47 парт | 17 парт |
Выкружка | 1 парта | 17 — 18,5 парты |
База пьедестала
Обломы | Высота | Выступ |
---|---|---|
Полочка | 0,5 парты | 18,5 парты |
Валик | 1 парта | 19 парт |
Каблук | 2 парты | 19-20,5 парты |
Плинт | 2,5 парты | 21 парта |
Цоколь | 4 парты | 21,5 парты |
ru.wikipedia.org
Древнегреческие архитектурные ордера.
Над Афинским акрополем возвышается мраморный храм.
Здание прямоугольной формы, стройные ряды монументальных колонн. Силуэт этого здание известен во всем мире, он стал одним из символов древнегреческой архитектуры и античной культуры в целом. Это Парфенон, храм, посвященный покровительнице города Деве Афине, классический образец дорического ордера.
При переходе к строительству из камня сохраняются, а затем перерабатываются и получают новое звучание некоторые приемы, используемые при деревянном зодчестве. Так появляется и формируется система архитектурных ордеров – определенной комбинации и соотношения конструктивных элементов (несущих и несомых) и декоративной составляющей.
Архитектурные системы с использованием колонн и балок, выполненных в едином стилевом решении, использовались в различных древних культурах, например, в египетской или крито-микенской. Но строгая, упорядоченная система появилась только в Древней Греции. Именно эта культура подарила миру первые классические архитектурные ордера.
Существует три древнегреческих классических ордера: дорический, ионический и коринфский. Каждый получил свое название по месту своего возникновения.
Чем древнее архитектурный ордер, тем ближе он по своей сути к изначальной опорно-балочной конструкции, тем проще с точки зрения художественного оформления. Со временем декоративной составляющей уделяется все больше внимания, она становится все более витиеватой.
Отличительные черты каждого ордера наглядно демонстрирует архитектура древнегреческих храмов, возведенных в разные периоды. Разумеется, каждый новый ордер не появлялся на ровном месте, а формировался в течение какого-то времени, с накоплением опыта, применением и отработкой архитектурных приемов. Системы плавно сменяли друг друга, поэтому в некоторых древнегреческих строениях присутствует черты различных ордеров.
Греческий храм состоит из трех частей: стереобата (основания), несущих колонн и антаблемента. В свою очередь, каждая часть делится на элементы. Так стереобат древнегреческого храма, как правило, состоит из трех ступеней. Верхняя часть стереобата именуется стилобатом.
На несущих колоннах покоится антаблемент – верхний несомый элемент ордера, подразделяющийся на архитравную балку, фриз и карниз.
Древнегреческие архитектурные ордера различаются по пропорциональному соотношению и художественному оформлению всех частей храма.
Дорический ордер
Дорический ордер – самый ранний из древнегреческих архитектурных ордеров, появился в период архаики в VII веке до н.э. Простой, лаконичный в плане декоративного оформления, его нередко называют воплощением «мужского начала» в архитектуре.
У мощных, приземистых колонн нет базы, они опираются непосредственно на стилобат. Каннелюры, желобки с заостренными краями, идут по всей длине ствола колонны, делая ее визуально более легкой. В дорическом ордере таких желобков немного, не более 20 на колонну. Капитель, верхняя декоративная часть колонны, состоит из эхина (сплюснутой подушки с круглым сечением) и абака (квадратной плиты). Антаблемент включает архитрав, фриз с триглифами и метопами и карниз.
Помимо Парфенона в дорическом ордере выдержан храм Афины Афайи на острове Эгине.
Ионический ордер
Черты ионического ордера появлялись постепенно, его окончательное формирование относится к VI веку до н.э. Существует два варианта ионического ордера: аттический и малоазийский. В малоазийском варианте отсутствует фриз. Этот тип считается основным, так как аттический появился позднее и был вариацией малоазийского.
В отличие от дорического, ионический ордер более изящен, утончен, легок. Продолжая аналогию, его можно назвать проявлением «женственности» в камне.
Ионическая колонна состоит уже из трех частей: у нее появляется база, она становятся более высокой, тонкой, количество каннелюр увеличивается. На капители колонны используется новый декоративный элемент – волюты (завитки). Узкий антаблемент состоит из гладкого архитрава, фриза без триглифов (иногда фриз вовсе отсутствует) и выступающего карниза. Фриз украшен рельефными изображениями. На карнизе размещается ряд дентикул – небольших декоративных выступов в виде зубчиков.
К образчикам ионического ордера относится храм Эрехтейон в Афинах.
Коринфский ордер
Самый юный из древнегреческих ордеров – коринфский ордер – сформировался в конце VI века до н.э. Его пропорции схожи с ионическими, но он отличается более обильным декоративным оформлением. В Древней Греции он считался лишь разновидностью ионического ордера. Свою популярность и распространение коринфский ордер обрел позже, уже в Древнем Риме. Отличительной чертой коринфского ордера является высокая капитель, состоящая из шестнадцати волют, сопровождаемых рельефными изображениями листьев аканта. По преданию этот ордер был придуман Каллимахом из Коринфы, древнегреческим скульптором. Мотивом послужила плетенная корзина, оставленная на могиле юной девушки. Корзина утопала в листьях буйно разросшегося аканта – ядовитого растения. Этот образ лег в основу декоративных элементов коринфского ордера. В отличие от «мужского» дорического и «женского» ионического, коринфский ордер называют образом «юной, незамужней девы».
Типичным коринфским строением считается Храм Зевса Олимпийского в Афинах.
Древнегреческая архитектура знакома нам еще по учебникам истории Древнего мира. Сложно переоценить ее вклад в мировую культуру. К древнегреческим ордерам обращались архитекторы разных эпох и стран, их художественная переработка встречается в каменных памятниках различных культур и времен. Современные архитекторы и дизайнеры также тщательно изучают системы древнегреческих ордеров и активно используют их при разработке дизайна современных строений и интерьеров. Как ни парадоксально звучит, но чем древнее ордер, тем актуальнее его звучание в современном исполнении.
gidvgreece.com