- Москва в XVI веке
- Русская культура в XVI в.
- 16 век | Rusmania
- Последние годы Ивана Великого
- Царствование Василия III
- Долгожданный наследник
- Регентство Елены Глинской
- Коронация царя Ивана Грозного
- Реформы
- Происхождение казаков
- Завоевание Казанского и Астраханского ханств
- Начало Ливонской войны
- Опричнина
- Убийство митрополита Филиппа
- Князь Владимир Старицкий
- Новгородская резня
- Поход на Псков
- Нашествие крымских татар
- Конец Ливонской войны
- Покорение Сибирского ханства
- Последние годы Ивана Грозного
- Федор I и регентство Бориса Годунова
- Учреждение Русского Патриархата
- Смерть царевича Дмитрия
- Истоки русского крепостного права
- Избрание Бориса Годунова
- Карта Московского Кремля XVI века доступна в виде репродукций в рамах, фотографий, настенных рисунков и фотоподарков #19061439
Москва в XVI веке
Территориальное значение
Территориально Москва XVI века сильно уступала современной. Центром столицы был Кремль и часть Китай-города. На протяжении века к Москве примкнули Белый город (нынешнее Садовое кольцо) и Земляной город (нынешнее Бульварное кольцо), ранее находящиеся за чертой города. Главной водной магистралью города была Москва-река, по ней проходили столичные и зарубежные суда.
Большую часть 16 столетия Москва находилась под управлением Ивана Грозного и его преемника Федора Иоанновича. При Иване IV Москва становится не просто центром княжества, она приобретает значение столицы всего Русского царства. Она является сосредоточием основных событий в сфере религии, культуры и конечно торговли. Сюда приезжало много иностранных гостей и мало кто оставался равнодушным к национальному колориту Москвы.
Политика и управление
Главой столицы Российского государства считался царь. За XVI век в Москве сменилось три правителя: Василий III, Иван IV, и Федор I Иоаннович. Иван Грозный, как первый самодержец, все решения принимал самостоятельно, иногда спрашивая совета у приближенных, членов «Избранной Рады». Позднее Иван IV отменил «Избранную Раду», а тех, кто был в ее составе подверг гонениям и казням.
Действовала приказная система, распространяющая свои решения на все государство. Приказами называли специальные органы власти в определенной сфере жизни государства или отдельного территориального сегмента. Печатный приказ к примеру, проверял подлинность документов, с проставлением государственной печати.
В Москве проводились знаменитые Земские соборы, где решались вопросы общегосударственной важности, принимались новые законы. На соборе были приняты: знаменитый свод законов «Судебник» и сборник общественных норм «Стоглав».
Торговля, ремесла, промышленность
XVI век отмечен для Москвы успешно развивающейся торговлей – город становится крупнейшим торговым центром. В Москве можно приобрести не только продукцию местных ремесленников, но и множество товаров из-за рубежа. Городское управление старалось поддерживать строгий порядок организации торговли. Для этой цели торговые ряды были распределены и названы по видам продукции, например, Коровий ряд, Свечной ряд. Купцы, торговцы и ремесленники создавали собственные областные объединения. Во многих слободах занимались исключительно производством сукна, гончарного дела и прочего. Примечательно, что мукой город обеспечивали соседние земли, в самой Москве не было территорий пригодных для хлебопашества.
Наиболее дорогая продукция выставлялась в лавках Китай-города, соответственно в пригородах продавались более дешевые товары.
Промышленность сильно зависела от государственной казны, то есть служила исключительно в интересах государства. Было развито артиллерийское дело, кузнечное и оружейное производство, изготовление брони. Москва славилась своим огнестрельным и стрелковым оружием, колоколами и пушками. В XVI веке столица еще не могла похвастаться совершенной системой производства, но работа подобных предприятий была хорошо отлажена. Благодаря им в Москве появились Оружейная палата и Пушечный двор.
Царь лично заведовал государственной казной, она пополнялась деньгами благодаря различным налогам и пошлинам. Например, в связи с активной коммерческой деятельностью в Москве существовал специальный налог на соль. Существовал столичный Монетный двор, где чеканили монеты с символом Русского царства – всадником, убивающим змея. Бумажных денег в ходу тогда еще не было.
Жизнь населения
В столице XVI века кипела ключом государственная и земская жизнь, привлекая массы населения из других городов. К тому же, власти Москвы способствовали переселению купцов, военных и ремесленников из разных регионов на благо столицы. Население Москвы в этот период достигло отметки 100 тысяч человек. В основной массе население составляли торговцы и ремесленники, так называемые «черные люди». Духовенство, бояре и крупные купцы составляли малую часть. Поэтому ежедневный быт москвича напрямую зависел от его сословной принадлежности.
Средневековая Москва еще не обладала такой масштабностью архитектуры как сейчас. И без того узкие улицы наполнялись основным транспортом того времени – колесной телегой летом, или санями зимой.
По мере того, как Москва разрасталась, в городе наступила острая нехватка специалистов – инженеров, врачей, строителей. Царь Иван Грозный и сам был образованным человеком – он организовал книгопечатание и обучение грамоте в столице. Он старался привлечь в Москву больше образованных людей. С той поры Москва стала тем местом, где можно было получить хорошее образование. Процесс получения образования тогда был еще не организован, чаще обучение происходило на дому. Ремесленники же передавали свои знания от отца к сыну.
Особенности столицы
В средневековый период Москва часто страдала от пожаров, неоднократно выгорала дотла. Ведь московские здания были полностью сделаны из дерева. Для того, чтобы уберечь Москву от пожаров, Иван Грозный положил начало строительству из кирпича и камня. Царь сформировал Каменный приказ, занимающийся подготовкой нужных материалов для строительства, его транспортировкой, и организацией рабочей силы.
Интересной особенностью Москвы XVI века являлся послеобеденный сон. На время сна закрывались торговые лавки, приостанавливалась деятельность купцов и ремесленников. Москвичи много работали, и этот небольшой перерыв для сна был им необходим.
Москва XVI века была местом красочных ярмарочных гуляний и праздников, славящихся особым размахом. В дни знаменитых московских гуляний прибывало много жителей из соседних городов. Праздники проводили на больших площадях, где особой популярностью пользовались скоморохи, спортивные состязания и уличные кукольные театры.
На протяжении 16 столетия город оставался главной точкой политической и экономической жизни страны. Москва была крупнейшим городом, важного значения не только для Русского государства, но и для Европы.
Добавить комментарий
Русская культура в XVI в.
— что это, определение и ответ1. Особенности культурного развития России в XVI в.
Процесс создания единого русского государства спровоцировал культурный подъём, и именно в данный период начинается формирование единой русской культуры, в противовес региональным школам.
В произведениях искусства находят отражение недавние события: развитие государственности, освобождение от ига и др. Во многих из них выражаются идеи патриотизма, крепкой государственной власти, но всё больший интерес возникает также к человеку и его внутреннему миру.
В это время также происходит расширение культурных связей вследствие освобождения от ордынского владычества и создания единого государства. Наиболее тесные связи устанавливаются с Италией, откуда в Россию приезжают работать итальянские зодчие. Пожалуй, наиболее известным из них стал Аристотель Фьораванти.
При этом духовная и культурная жизнь находилась под сильным влиянием православной церкви, чьё положение также укрепилось. Стоглавый собор (1551) утвердил образцы, которым надлежало следовать при создании произведений искусства.
В архитектуре таким образцом стал Успенский собор Московского кремля:
В живописи эталонным стало творчество Андрея Рублёва:
А в литературе – работы митрополита Макария и его кружка.
2. Просвещение
Вместе с укреплением единого государства росла его потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе (1551) было принято решение организовать при церквях и монастырях училища в Москве и других городах, а отдельные светские учителя обучали грамоте на дому.
Что изучалось: начала богословия, чтение, письмо, реже – арифметика.
В крупных монастырях имелись обширные библиотеки, создавать домашние библиотеки начали некоторые знатные люди, однако крупнейшее собрание книг имел лично царь Иван Васильевич.
В то же время, благодаря расширению дипломатических связей, растёт потребность в людях, владеющих иностранными языками, а со второй половины XVI в. зарождается традиция обучения молодых людей за границей.
Особого внимания заслуживают земли присоединённого Казанского ханства. Здесь просвещение осуществлялось не основе традиционной мусульманской системы образования, а получение знаний считается богоугодным делом для каждого мусульманина – всё это способствует сохранению высокого уровня развития образования.
3. Начало книгопечатания
Иван Фёдоров
Важнейшим событием для России XVI в. становится появление книгопечатания. В Европе родоначальником книгопечатания является И. Гуттенберг (1445), а в России – Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. В 1564 г. будет напечатана первая русская датированная книга – «Апостол».
Вслед за ней появляются учебники «Часословец» (для обучения грамоте), а к концу века и первый русский учебник по арифметике с запоминающимся названием «Книга, рекомая по-гречески Арифметикой, а по-немецки Алгоризмой, а по-русски цифирной счётной мудростью». Книгопечатание имело огромное просветительское значение: печатная книга значительно дешевле и доступнее рукописной.
«Апостол» (1564)
4. Летописание. Исторические произведения
Летописное дело находилось под строгим контролем власти, и перед летописцами стояла задача доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти.
Так, появляются «Лицевой летописный свод» (описывающий события всемирной и русской истории от Сотворения мира до середины XVI в.), «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича» (подробное описание деятельности Ивана IV, этикета и нравов царского двора, дипломатических контактах и событиях военной истории), «Степенная книга» (первая попытка изложения событий российской истории для широкого круга читателей. Изложение процесса восхождение русского народа по ступеням (“степеням”) исторической лестницы к Богу, каждая ступень – определённый период русской истории) и «Казанская история» (история Казанского ханства и его завоевания в 1552 г. Гимн самодержавному правлению в России).
5. Публицистика. Светская литература
В светской литературе доминирует стремление к идейному обоснованию крепнувшей царской власти. Важным памятником становятся Сказания о князьях Владимирских, продвигавших идею о происхождении московских князей от римского императора Августа и легенду о том, как византийский император Константин Мономах якобы передал киевскому князю Владимиру Мономаху царские регалии, которыми он венчался на царство, следовательно, преемники Мономаха имеют право на царский титул. Легенды обосновывали право московских князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.
Регалии – предметы, являющиеся символами монархической власти
Значимым автором является Иван Пересветов, автор “Сказания о царе Константине, “Сказания о Магмете-салтане”. В произведениях он излагает своё видение преобразований в стране: для Пересветова идеал государственного устройства – самодержавная власть, опирающаяся на дворянство.
Вопросы о характере царской власти и её взаимоотношениях с подданными были основными в переписке Ивана IV и Андрея Курбского. Курбский считал, что монарх должен править вместе с выборным органом, представляющим все слои, а Иван Грозный опирался на идею божественного происхождения самодержавной власти и её неограниченный характер.
Среди литературных памятников эпохи также необходимо выделить «Хронограф», «Четьи минеи» и «Домострой».
«Хронограф» – сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории, в котором русская история рассматривается как часть всемирной.
«Четьи минеи» («чтения ежемесячные») – литературная энциклопедия русского средневекового общества. Были сгруппированы все книги, читавшиеся на Руси: жития, поучения, произведения, стоявшие вне круга церковной литературы.
«Домострой» за авторством (как минимум, редактурой) Сильвестра, члена Избранной рады. Это наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Выражается идея подчинения в государстве царской власти, а в семье – её главе.
6. Архитектура
В XVI веке наблюдается рост городов, прежде всего, на присоединённых территориях. Особое внимание уделяется вопросам градостроительства. Вместе с расширением государства развивается крепостное строительство: запад (Смоленск), восток (Самара, Саратов, Тобольск, Тюмень), на юге (Воронеж, Курск, Белгород, Астрахань, Царицын), на севере (Архангельск).
Укрепление царской власти, придание ей самодержавных черт требует отражения и в архитектуре, появления соответствующего оформления столицы. Появляются специальные приказы: Городовой, Каменных дел.
Отражением новой эпохи становится новый стиль – шатровый. Стиль развивает традиции русского деревянного зодчества.
Ярким примером шатрового стиля является церковь Вознесения в Коломенском (1532), построенная в честь рождения наследника – Ивана IV.
Церковь Вознесения в Коломенском (1532)
Архангельский собор Московского кремля. Зодчий Алевиз Новый. 1508 г. Выполняет функцию царской усыпальницы
Зодчие Барма и Постник в честь победы над Казанским ханством строят собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Его идея: как Москва объединила русские земли вокруг себя, так и огромный центральный шатёр храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восемь отдельных его главок.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (известен как храм Василия Блаженного). 1555-1561
В то же время строится новый белокаменный кремль в Казани.
Казанский кремль
7. Изобразительное искусство
Развиваются преимущественно иконопись и храмовая роспись. В произведениях выражается идея преемственности истории, растёт интерес к реальным историческим персонажам и событиям. Даже церковный собор разрешает изображать на иконах царей, князей и бытийное письмо (исторические сюжеты).
Художник Дионисий написал часть икон и фресок Успенского собора.
Одигитрия Смоленская (Дионисий)
Сошествие в ад (Дионисий)
Димитрий Прилуцкий с житием, икона из Спасо-Прилуцкого монастыря (Дионисий)
Также отметим создание Царь-пушки Андреем Чоховым, мастером литейного дела
Царь-пушка
8. Музыкальная культура
Основным жанром остаётся церковной пение. В Александровской слободе располагалась музыкальная школа, в которой обучали церковному пению, а созданием музыки и текстов для песнопений занимался и сам царь Иван IV. Параллельно с духовной музыкой развивалась и народная, различные музыкальные традиции были у разных народов, населявших Россию.
9. Религиозные праздники и повседневный быт
Народный быт сохранял черты прежних эпох, русские люди отмечали преимущественно православные праздники (Пасха), но сохранялись и языческие традиции (игрища и колядки), большую роль продолжали играть суеверия. Важнейшими праздниками для мусульман были ураза-байрам (праздник разговения), курбан-байрам (праздник жертвоприношения), мусульмане-сунниты также праздновали день рождения пророка Мухаммеда.
Ф. Сычков. Игра в битки
Ф. Сычков. Игра в кучки
Итоги:
В XVI в. продолжался процесс формирования культуры единого Российского государства. В условиях присоединения к России новых территорий и народов важной задачей становилось сохранение их культурной самобытности. Набирали силу и культурные связи России со странами Запада.
Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры. Страна переживала культурный подъём. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи.
16 век | Rusmania
В XVI веке в России доминировала одна фигура: Иван Грозный, вошедший в историю как один из самых печально известных правителей всех времен. Его долгое правление, сначала как великий князь, а затем как первый царь, было свидетелем того, как Россия завоевала Казанское и Астраханское ханства и расширила свои границы до Сибири, но это совпало с долгой и дорогостоящей войной в Ливонии, набегами со стороны крымских татар и безумие и насилие опричнины, когда Иван потерял рассудок. Его наследие даже угрожало разрушением самому государству и привело в конечном итоге к падению Дома Рюриков.
Последние годы Ивана Великого
В 1500 до Ивана III дошли слухи о том, что его дочь Елена – супруга великого князя литовского Александра – подвергается жестокому обращению и принуждается к отречению от православной веры в нарушение брачный договор. Под этим предлогом разразилась война между Москвой и Литвой, которая закончилась мирным договором, по которому треть литовской территории, включая старый город Киево-Руси Чернигов, отошла к Москве, хотя целью Ивана III было отбить Смоленск. не достигли. В последние годы царствования Ивана III разгорелась борьба за право называться наследником между его внуком Дмитрием Ивановичем (сыном старшего сына Ивана III Ивана Ивановича, умершего в 9 г.0012 1490 ) и старший сын Ивана III Василий Иванович. В 1498 году Дмитрий Иванович, похоже, воспользовался тем, что был назначен соправителем, однако позволил себе участвовать в различных заговорах, которые в конечном итоге привели к его аресту и заключению. Иван III умер в 1505 годах, и ему наследовал Василий Иванович (Василий III), унаследовавший большую территорию под властью Москвы, которая претендовала на правопреемник Византийской империи. Дмитрий Иванович же закончил свои дни в 1509 все еще в тюрьме.
Царствование Василия III
Василий III продолжил политику своего отца по собиранию русских земель. В 1510 году он двинулся на Псковскую республику и объявил о роспуске Псковского вече и присоединении республики к Москве. В 1513 умер князь Волоколамский Федор Борисович, и Василий III, в свою очередь, присоединил к себе территорию своего двоюродного брата. В 1513 годах Василий III повел московские войска на осаду Смоленска, отданного Литве в 9 в.0012 1404 . В конце концов город был захвачен с третьей попытки в 1514 . В 1520 Василий III пригласил великого князя Ивана Ивановича Рязанского в Москву, где приказал арестовать его из-за связи Рязани с крымским ханом. Когда Иван Иванович бежал из тюрьмы в Литву в 1521 годах, Василий III использовал это как предлог для присоединения своего княжества.
Долгожданный наследник
Василий оказался довольно успешным великим князем в плане расширения влияния и границ Москвы, но в одной сфере он оказался менее успешным – после 20 лет брака у него так и не было наследника. Несмотря на протесты церкви, в 9 г.0012 1526 Василий решил развестись с женой Соломонией Сабуровой, сослав ее в монастырь в Суздале, и жениться во второй раз. Его новой женой стала Елена Глинская, которая подарила Василию его долгожданного наследника в 1530 плюс запасной в 1532 . В русском фольклоре Соломня проклинала Василия и его новую жену. В любом случае из наследника Василия вырастет небезызвестный Иван Грозный. Василий умер вскоре после рождения сыновей в 1533 году.
Регентство Елены Глинской
Когда Иван Грозный был еще ребенком, его мать, Елена Глинская, правила регентом. Глинская полностью осознавала, в каком деликатном положении оказались она и ее малолетние дети. Она считала, что ее главная угроза – это ее шурины, которые легко могли быть вовлечены в заговор бояр в игре за власть. В 1534 она арестовала князя Дмитровского Юрия Ивановича и отобрала его землю от имени своего сына. Юрий Иванович умер в тюрьме в 1536 . В 1537 г. до Елены дошли слухи, что ближайший старший брат князь Андрей Иванович Старицкий пытается бежать в Литву. Елена арестовала его, и он тоже закончил свои дни в тюрьме – его территория перешла к его маленькому сыну Владимиру, которого купили в Москву. Однако даже отвести две потенциальные угрозы было недостаточно, так как сама Елена была мертва к 1538 , скорее всего, отравлена боярином, а главными подозреваемыми была семья Шуйских.
Коронация царя Ивана Грозного
Осиротевший Иван и его глухонемой брат Юрий были брошены на растерзание боярам, вероятно причастным к смерти их матери. Позже Иван жаловался, что бояре пренебрегали им и его братом, которые были слишком заняты борьбой между собой, чтобы заручиться влиянием, чтобы действительно играть полезную роль в заботе о здоровье и воспитании молодого великого князя. Это привело к тому, что в последующие годы у Ивана развилась глубокая ненависть к боярам. В 1547 Иван наконец достиг зрелости и больше не нуждался в регенте. Чтобы ясно показать, что теперь он берет бразды правления в свои руки, он запланировал свою коронацию, где он был назван не просто великим князем Московским, но царем России – первым, кто был официально коронован как таковой. Слово царь является искажением имени Цезарь и традиционно использовалось русскими для обозначения византийского императора или хана Золотой Орды. На своей коронации Иван заявил, что теперь он единственный и верховный правитель России.
Реформы
Первый год царствования Ивана Ивановича встретил катастрофой в виде Великого Московского пожара летом 1547 . В это время большая часть города была построена из дерева, и одна треть города сгорела, унеся жизни тысяч людей и вызвав восстание, в результате которого семья Глинских потеряла благодать. Когда этот трудный период закончился, Иван смог эффективно использовать свою власть и начал ряд реформ. Он ввел новый свод законов, который частично наложил большие ограничения на передвижение крестьян, учредил постоянную армию, известную как стрельцы, и форму парламента, известную как Земский собор. В 1551 В Англии была основана Московская компания, благодаря которой процветала торговля между Россией и Англией через Архангельск и Белое море, а в 1553 была открыта первая типография в Москве.
Происхождение казаков
На протяжении веков славянские народы селились в степной зоне низовьев Дона, Днепра и Урала и ассимилировались с другими степными народами, такими как хазары, печенеги, половцы и татары. . К 15 веку эти люди стали известны как казаки и жили общинами, независимыми от своих соседей Польши-Литвы, Москвы и Крымского ханства. К 16 веку возникли независимые территориальные организации, известные как хосты. Основными войсками были запорожские казаки (расположенные вокруг Днепра на территории современной Украины), донские казаки (вокруг реки Дон) и яицкие / уральские казаки (вокруг реки Яик, которая позже была переименована в реку Урал). Позже будет сформировано несколько других более мелких хостов. Казаки организовались по военному принципу и были отличными наездниками, что делало их востребованными соседней Польшей-Литвой и Россией для оказания военной помощи в защите границ от татар или в совместных походах. Иван Грозный, например, ясно понимал значение казачества, когда положил глаз на Казанское, Астраханское и Сибирское ханства.
Завоевание Казанского и Астраханского ханств
Административные реформы Ивана в целом оказались успешными, но правление Ивана достигло своего пика в 1552 , когда ему удалось то, что не удалось его отцу и деду – завоевание Казанского ханства после десятилетий войны между Москвой и Казанью. Этот успех привел к тому, что соседние башкиры приняли власть Ивана в 1554 и присоединили Астраханское ханство к России в 1556 . Конец татаро-монгольского ига официально закончился во время правления деда Ивана, Ивана Великого, но на самом деле именно Иван Грозный стал свидетелем того, как этот порядок претворился в жизнь, поглотив большую часть остатков Золотой Орды в ныне многонациональное государство. и многоконфессиональное царство России – только Крымское ханство оставалось главной угрозой. В честь завоевания Казани Иван приказал построить собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве, якобы вдохновленный главной мечетью, которая когда-то стояла в Казани.
Начало Ливонской войны
После успехов над татарами Иван обратил внимание на выход к морю, воспользовавшись ослаблением позиций Ливонской конфедерации (современные Латвия и Эстония). В 1558 Иван приказал вторгнуться в Ливонию под предлогом вступления Ливонии в союз с Польшей-Литвой в нарушение более раннего договора между Ливонией и Россией. Русские быстро добились успеха, захватив Дерпт и Нарву и осадив Ревель. В 1561 Ливонская конфедерация была распущена, а бывшая территория перешла к Литве. Это привело к войне между Россией и Литвой. В конце концов Швеция и Дания также вступили в кровавую борьбу за Ливонию, которая продлится десятилетия и станет огромным истощением для России.
Опричнина
После завоевания Казани можно было видеть, что первый царь был на пути к успеху своего деда Ивана Великого и даже превзошел его, но вместо этого в 1560s Иван Грозный получил свое знаменитое английское прозвище «Грозный» (по-русски он известен как «Иван Грозный», что можно перевести как «грозный» или «потрясающий»). В 1560 скончалась жена Ивана Анастасия Романовна Захарина-Юрьева и это был очередной случай подозрения на отравление. За этим последовал в 1564 князь Андрей Курбский — один из самых доверенных друзей Ивана — перешедший на сторону литовцев. Все это, по-видимому, сильно сказалось на психическом здоровье Ивана, которое с момента его травматического детства всегда было хрупким. Подозрение и ненависть Ивана к дворянству вскипели и 9 декабря0012 1564 он отправился в Александрову слободу и заявил о своем отречении по причине продажности и измены бояр. Бояре, в свою очередь, опасались за свою безопасность и положение от рук горожан и умоляли Ивана вернуться.
Иван согласился, но только при условии учреждения опричнины – государства в государстве, главным образом включающего в себя старую Новгородскую республику, где Иван имел бы полную свободу правления. Иван установил гвардию, известную как опричники, которые в основном состояли из людей низшего звена, которые поэтому были чрезвычайно лояльны к Ивану в благодарность за их повышение в статусе. Опричники были созданы по образцу монашеского ордена и имели своей базой Александрову слободу. Они ехали верхом с эмблемой в виде метлы и собачьей головы, терроризировали гражданское население и уничтожали всех, кто стоял у них на пути, с полной неприкосновенностью.
Убийство митрополита Филиппа
В 1568 митрополит Филипп мужественно отказался публично благословить Ивана в ответ на зверства, творимые опричниками. Неудивительно, что это привело к тому, что он был избавлен, арестован и в конечном итоге убит опричником Малютой Скуратовым в 1569 в Твери.
Князь Владимир Старицкий
В 1553 Иван Грозный тяжело заболел. Он чувствовал, что его конец близок, и приказал своим боярам присягнуть на верность его маленькому сыну. Однако большинство бояр отдавало предпочтение кандидату царя двоюродному брату князю Владимиру Андреевичу Старицкому, выросшему в Москве после падения отца, но с 9 г.0012 1542 проживал в Старице. К ужасу многих бояр, Иван выздоровел и теперь очень подозрительно относился к своему двоюродному брату и приказал вернуть его в Москву, где его можно было контролировать и готовить, чтобы он стал регентом сына детей Ивана, если с ним что-нибудь случится. Однако Иван не смог преодолеть свои подозрения и в 1569 обвинил Владимира в измене, и Владимира и его семью заставили выпить яд в Александровой слободе, а мать Владимира утопили возле Горицкого монастыря, где ее ранее заставили принять постриг. .
Новгородская резня
Вершина безумия и жестокости Ивана проявилась в Новгородской резне. В 1569 город Изборск пал перед литовцами после акта измены и, хотя он был быстро отбит, Иван стал параноиком, что все правители северных городов, включая Новгород и Псков, были потенциальными предателями. Иван не видел другого выхода, кроме как действовать первым и идти на потенциальных предателей. Сам Иван ведет своих опричников из Александрова – столицы опричнины. Первым их пунктом назначения был Клин, который они разграбили, не дойдя до Новгорода в 9 г.0012 Январь 1570 . Ивана встретили архиепископ Пимен и духовенство, как того требовала традиция, но Иван обвинил их в предательстве, прежде чем приказал провести службу. За службой последовал пир, после которого опричники спустили с цепи опустошение города, не пощадив даже древнего Софийского собора города и его монастырей. На судебных процессах были замучены и казнены тысячи человек, в основном представители знати, духовенства и купеческого сословия. Многие были брошены живыми и связаны под лед замерзшей реки Волхов и получили ножевые ранения, если не утонули или не замерзли. Архиепископ Новгородский Пимен был лишен своего сана, а фактически и одежды, и проехал по городу на белой кобыле, сопровождаемой танцующими менестрелями, известными по-русски как скоморохи. Он тоже в конце концов умер в тюрьме в 1571 . Низшие классы, которые в основном не пострадали от самой резни, не пощадили последовавший за этим голод, вызванный опустошением.
Поход на Псков
В февраля 1570 опричники ушли из Новгорода в Псков, который уже вполне осознавал, чего ожидать. Несколько представителей духовенства и дворянства были убиты, но зверство Новгорода не повторилось в Пскове. Спасение города приписывается «юродивому» по имени Никола Салос, который предложил царю кусок сырого мяса, сказав, что оно не должно раздражать человека, который ест человеческую плоть, и продолжал предсказывать ужасы, которые ждут Ивана, если он продолжить свою резню Пскова. Обеспокоенный, Иван приказал своим людям покинуть город. Однако в Москве последовали суды, пытки и казни.
Нашествие крымских татар
Пока опричники мучили мнимых внутренних врагов России, настоящие внешние враги страны в лице Литвы и Крыма с пользой использовали слабость России. В мая 1571 хан Крыма Девлет I Герай повел сильное татарское войско на Москву. Он без проблем обошёл оборону Серпухова и быстро достиг Москвы, откуда бежали мирные жители окрестностей. Татары разорили окрестности и подожгли всю местность. В конце концов пламя охватило столицу. Толпы искали убежища в нескольких существовавших каменных церквях, которые в конечном итоге рухнули от силы огня или давления толпы. Люди, укрывшиеся в подвалах, задохнулись, а многие, кто прыгнул в реку, чтобы спастись, утонули. В целом, как говорят, потребовалось больше года, чтобы убрать все тела. Удовлетворенные грабежом, татары отступили обратно в Крым.
Трагедия Московского пожара 1571 , по его мнению, помогла Ивану избавиться от безумия и осознать, как его действия поставили Россию на колени и отдали на милость крымских татар. В 1572 опричнина воссоединилась с остальной частью России (известной как Земщина), и русские войска смогли защитить Москву от последующего нашествия крымских татар 1572 в битве при Молодях.
Конец Ливонской войны
В 1577 новый король Польши и Литвы Стефан Баторий привнес новую энергию в Ливонскую войну, объединившись с королем Швеции Яном II. Россия была вынуждена отступить из Ливонии и оказалась на обороне в самой России. Поляки захватили город Полоцк в 1579 , затем Великие Луки в 1580 и начали осаду Пскова в 1581 . Тем временем шведам удалось захватить Корелу и Нарву в 1580 9 гг.0013 а потом Ивангород, Ям и Копорье 1581 . Россия была вынуждена добиваться перемирия, которое было достигнуто с Польшей-Литвой в 1582 и со Швецией в 1583 . Оба договора требовали, чтобы Россия уступила земли, которые она потеряла.
Покорение Сибирского ханства
Несмотря на хаос в самом сердце России, в 1580 начался новый поход, который отодвинул границы России еще дальше на восток, когда группа казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем отправилась в путь в походе на завоевание Сибирского ханства хана Кучума. Кампания финансировалась семьей Строгановых, которые увидели возможность развивать свое и без того успешное торговое предприятие. В 1582 сибирская столица Кашлык (недалеко от современного Тобольска) была захвачена войсками Ермака, но орда Кучума смогла бежать и напала на казаков в 1584 , убив при этом Ермака. Оставшиеся казаки затем сравняли Кашлык с землей и основали новую крепость в Тюмени в 1586 , а затем в Тобольске в 1587 . Хан Кучум в конце концов потерпел поражение в 1598 годах. Хану удалось еще раз бежать, но его сыновья были схвачены и увезены в Москву, где со временем стали частью русской знати. Его ханство было завоевано русскими. В конце концов Кучум умер в ссылке где-то в начале 17 века.
Последние годы Ивана Грозного
К концу 1570-х ужасы опричнины в основном миновали, и Иван даже пытался загладить свою вину пожертвованиями в монастыри, чтобы покаяться в грехах и молиться за своих жертвы. Еще один известный акт безумия произошел в 1581 . Между Иваном и его старшим оставшимся в живых сыном царевичем Иваном Ивановичем вспыхнул спор, возможно, о нескромности платья, которое носила жена Ивана Ивановича. Говорят, что во время жаркой перепалки Иван ударил своего сына посохом по голове, убив его в процессе.
Иван Грозный умер в 1589 , якобы во время игры в шахматы. Иван был женат семь раз (что противоречило церковному закону), но после смерти Ивана Ивановича у него осталось только два наследника – умственно отсталый Федор Иванович, сменивший Ивана как Федор I, и младенец Дмитрий Иванович.
Федор I и регентство Бориса Годунова
Перед смертью Иван Грозный назначил регентский совет для совета сына, зная, что его слабоумный сын слишком слаб, чтобы править самостоятельно. Совет состоял из дяди Федора I Никиты Романовича Захарьина-Юрьева — брата любимой первой жены Ивана — и боярина-опричника Бориса Годунова, сестра которого Ирина вышла замуж за Федора I в 9 г.0012 1575 . Никита Романович Захарьин-Юрьев умер в 1586 году, оставив Бориса единственным регентом и фактически правил Россией от имени Федора, предпочитавшего проводить время в богослужениях. Борис оказался довольно эффективным регентом. Он руководил строительством новых крепостей или восстановлением старых для закрепления господства России над территориями, завоеванными Иваном Грозным: Царевококшайск в 1584 , Воронеж в 1586 , Самара в 1586 , Царицын в 1589 , Саратов 1590 , Елец 1592 , Белгород 1596 и Томск 1604 . Между 1596 и 1602 рабочие были вынуждены работать на полную катушку на строительстве Смоленской крепости. Помимо новых укреплений оборонительные возможности России также были усилены в 1584 , когда донские казаки присягнули царю Федору.
Летом 1591 крымский хан Казы II с сильной армией вторгся в Россию, но не смог преодолеть новую оборону, воздвигнутую на месте. В конце концов татары были вынуждены вернуться, и на протяжении всего отступления русские преследовали их, вынуждая их бросить свои фургоны с припасами. Очередная война со Швецией между 1590 и 1593 закончились тем, что Борис продемонстрировал свои большие дипломатические способности и подписал мирный договор, по которому Россия вернула себе контроль над Ивангородом, Ямом, Копорьем и Корелой.
Учреждение Русского Патриархата
Во время регентства Бориса Годунова митрополитом Московским и всея Руси был Дионисий, который, как известно, был близок к семье Шуйских, которые считались главными конкурентами Бориса. Сначала Дионисию удалось несколько примирить Бориса с семьей Шуйских, но в 1587 Когда Борис обнаружил попытки Дионисия убедить царя Феодора развестись с Ириной Годуновой, Борис лишил Дионисия титула и сослал в Хутынский монастырь под Новгородом, где он умер в 1591 . На место Дионисия Борис поставил одного из своих сторонников – архиепископа Ростовского Иова (Иова). Однако, получив разрешение Константинопольского патриарха, Иов был поставлен не просто митрополитом, но и патриархом вполне самостоятельной Русской Православной Церкви.
Смерть царевича Дмитрия
В 1591 произошло определяющее событие в творчестве Бориса Годунова, которое навсегда оставит пятно в его характере. Еще в 1584 году младший сын Ивана Грозного Дмитрий Иванович был сделан князем Угличским и отправлен туда с матерью Марией Нагая. Технически царевич Дмитрий Угличский не должен был считаться наследником, так как, будучи сыном седьмой жены Ивана, в глазах православной церкви, которая признавала только три брака, он был незаконнорожденным. Однако в случае смерти слабого царя Федора без наследника, что выглядело все более вероятным, единственный оставшийся в живых сын Ивана Грозного, конечно, был бы сильным кандидатом на престол. Однако этот вопрос никогда не возникал, как в 1591 восьмилетний Дмитрий найден мертвым в своем доме в Угличе. В ходе следствия, возглавляемого боярином Василием Шуйским, было установлено, что Дмитрий играл в игру, похожую на дротики, с использованием ножей, и у него случился эпилептический припадок, во время которого он смертельно зарезал себя. В эту официальную версию событий так и не поверили. По сей день смерть царевича Дмитрия остается загадкой, а главным подозреваемым, конечно же, остается Борис Годунов.
Истоки русского крепостного права
В 1597 был принят новый закон, который сильно повлиял на жизнь крестьян в России. Крепостное право существовало в определенной форме с самого возникновения Киевской Руси. При Иване III крестьяне могли переходить к новому хозяину около Юрьева дня (дата святого Георгия, отмечаемая осенью после сбора урожая). Позже Иван Грозный ввел временные меры, известные как запретные годы, когда запрещалось передвижение. Однако новый закон 1597 полностью отменил право крестьян переходить к новым господам вокруг Юрьева Дня, тем самым сделав крестьян крепостными, привязанными к земле и по сути своей собственностью своего господина. В случае побега крепостного хозяин имел до пяти лет, чтобы найти его и вернуть. Многие из тех, кто пытался бежать, направились на юг или восток, чтобы присоединиться к казакам.
Избрание Бориса Годунова
В 1598 Царь Феодор I, последний живой потомок Ивана Грозного, умер бесплодно, положив конец Московской ветви Дома Рюриков. Все остальные члены мужского пола ранее были устранены либо Иваном Грозным, либо его матерью. Россия оказалась в беспрецедентной ситуации без лидера. Начались поиски нового царя и, конечно, логичным выбором казался Борис Годунов, зарекомендовавший себя на посту регента. Земский собор собрал и законно избрал Бориса Годунова новым царем, став первым русским правителем не из дома Рюрика, правившего Русью с 862 года. , Голицыных и Романовых, в монастыри на крайнем севере России.
Карта Московского Кремля XVI века доступна в виде репродукций в рамах, фотографий, настенных рисунков и фотоподарков #19061439
Наши стандартные фотопечати (идеально для обрамления) отправлены в тот же или на следующий рабочий день, с большинством других предметов отправили через несколько дней.
Фотографическая печать
Фотопечать производится на яркой архивной фотобумаге, в результате чего получаются неподвластные времени и захватывающие дух отпечатки, которые также идеально подходят для оформления в рамку
Печать плакатов
Печать плакатов производится на бумаге Vibrant Poster Paper, в результате чего получаются неподвластные времени и захватывающие дух плакаты, которые также идеально подходят для рамки 2 Поздравительные открытки
Поздравительные открытки, подходящие для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого
Печать на холсте
Печать на холсте придает цвет, глубину и текстуру любому пространству.
Пазлы
Пазлы — идеальный подарок по любому поводу. самые критичные хранители музеев
Фотография в рамке
Фотопечать поставляется в специальном картонном футляре, готовом к обрамлению
Старинные рамы
Эффект дерева со скошенной кромкой в рамке и в рамке — профессионально сделанные и готовые к подвешиванию
Каркас премиум-класса
Каркас из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой подкладкой для консервации — профессионально изготовлено и готово к подвешиванию
Открытки
Открытки с фотографиями — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.
Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантное полированное безопасное закаленное стекло и термостойкие подставки под тарелки
Фотокружка
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением.