Мегаполисы в 3021 году: какими будут крупные города через 1 000 лет?
Урбанистика
В издательстве «Эксмо» вышла книга директора научно-исследовательского и проектного института «МосТрансПроект» Александра Полякова и кандидата философских наук, доцента МГУ Тараса Вархотова «Terra Urbana: города, которые мы п…м». Специально для «Собака.ru» Александр и Тарас написали колонку о городах будущего — почему они будут совсем не похожи на то место, где мы живем сейчас.
Масштабы урбанизации
К началу XXI века город из опорного пункта административной власти (российский вариант) или способа освобождения от крепостной зависимости (западноевропейский вариант) окончательно превратился в кажущееся естественным пространство жизни цивилизованного человека. Если в 1800-м году доля городского населения составляла всего около 2%, то к середине XX века она достигла 30%, а в 2007 превысила 50%. Согласно прогнозу ООН, в 2050 году городское население будет составлять 70% жителей Земли, а темпы урбанизации будут расти на 1-1,4% в год.
Что такое современный город?
Говоря о «современном городе» мы, как правило, подразумеваем мегаполис – сосредоточенный мощный инфраструктурный узел, в котором кипит жизнь сообщества. Социальная компактность, которую обеспечивает мегаполис – за счет высокой плотности и этажности зданий, многоуровневой транспортной системы и питаемой растущим населением сферы услуг – делает его существование очень эффективным.
Увеличения числа и интенсивности социальных связей толкает вперед экономику. Огромное население создает спрос практически на что угодно – в такой системе любая полезная деятельность становится выгодной. Даже самые экзотические товары или услуги находят своего покупателя, а компактность гипер-города позволяет товару и покупателю встретиться быстро и дешево, им не нужно долго искать друг друга и преодолевать для этого большие расстояния. Жизнь в мегаполисе привлекательна именно тем, что в нем «есть все и быстро».
Города заменят государства?
Образ гипер-города, бесконечно растущего во всех пространственных измерениях, широко представлен как в художественных утопиях XX-XXI веков – от «Метрополиса» до «Хроник хищных городов», — так и в рассуждениях ученых и политиков. «Глобальный город» соберет в себе все население, а вместе с ним и функции государства, которое, возможно, окажется не нужно.
Отчасти такое видение будущего подтверждается возможностями крупнейших современных городских систем. И по населению, и по экономическим показателям они вполне сопоставимы с национальными государствами. Например, ВВП крупнейшего с экономической точки зрения мегаполиса мира — Токио — составляет примерно 1,5 трлн. долларов. Это больше, чем ВВП Испании, находящейся на 13-й строчке в общем рейтинге стран мира по этому показателю. Численность населения столицы Японии – 39 млн. чел., что примерно соответствует населению Ирака (39,3 млн. чел.) или Канады (38,3 млн. чел.). Москва, входящая в первую десятку крупнейших по экономическим показателям городов мира, по ВВП сравнима с Таиландом или Бельгией (520 млрд. долларов против, соответственно, 506 млрд. и 543 млрд.), а по населению даже обходит Бельгию (12,6 млн. чел. против 11,5 млн. чел.).
Какие ограничения есть у роста городов?
Растущая и хорошо видимая мощь мегаполисов в действительности упирается в два важных ограничителя. Первый – это трудноразличимая для непрофессионального наблюдателя, но огромная зависимость крупнейших городов от якобы не нужного им национального государства. Она проявляется как в необходимости снабжения пищевыми и энергетическими ресурсами, которые находятся «снаружи», так и в неспособности мегаполисов самостоятельно справляться с серьезными потрясениями типа природных катаклизмов. Сильно пострадавший город всегда требует помощи «извне».
Второй ограничитель – это растущее вместе с городами стрессовое воздействие на людей. Несмотря на колоссальные усилия по созданию комфортной среды, преодолеть оборотные стороны жизни в мегаполисе невозможно. Огромный город – это шум, загрязненный воздух, трудности с обеспечением качественными свежими продуктами, высокая стоимость жилья, суета и невозможность уединиться. Жизнь кипящего муравейника привлекательна для молодежи, но с возрастом у человека растет потребность в тишине, «медленной жизни», близости к природе – как минимум, в форме хорошей еды, воздуха, воды. Жизнь в частном доме с хорошо знакомыми соседями, которые не меняются каждые полгода, с качественными экологическими условиями и отсутствием постоянной суеты для многих предпочтительнее.
Города делают людей несчастными?
Не случайно в наиболее богатых и благополучных странах жители малых городов и сельской местности ощущают себя счастливее горожан крупных городских центров – об этом свидетельствуем проведенное ООН общемировое исследование счастья (World happiness report-2020). В пользу малых населенных пунктов говорит и биоэкологическая безопасность – эпидемии распространяются в мегаполисах намного быстрее.
Синурбия – секрет процветания городов будущего?
Поэтому сейчас на смену технократическому мегаполису как образ города будущего приходит альтернатива – сеть небольших населенных пунктов, составляющие единое социальное пространство за счет быстрых и удобных транспортных связей, но не требующие сосредоточения населения в тесной перегруженной системе.
Синурбия – «треугольная» агломерация трех городов, между которыми можно перемещаться за 30-60 минут с помощью транспортных коридоров. Такая «тройственная» городская система отчасти живет как единый город – можно работать в одной из ее «вершин», жить в другой, а отдыхать в третьей. В то же время за счет большой площади и разреженного распределения населения, ее жители вполне могу позволить себе частные дома и сельский повседневный уклад. Сочетание инфраструктурной и экономической мощи мегаполиса с экологичностью и уютом жизни в маленьком поселке в частном доме – таким мы бы хотели видеть город будущего.
Синурбия – разновидность децентрализованных агломераций, сетей малых и средних городов, способных за счет эффективных транспортных связей превращаться в единый организм, но в то же время сохранять автономию и самобытность. В отличие от других сетевых агломераций, синурбия прочнее, монолитнее и способна эффективно решать задачу конкуренции за жителей с мегаполисами. Ее важной чертой является опора на уже существующую инфраструктуру и исторически сложившиеся особенности входящих в нее городов – их культурную и экономическую специализацию.
Хотя в административном смысле синурбий в настоящее время нет, но внимательный взгляд легко найдет на карте мира множество возможных – образованных тремя городами треугольников со сторонами около 150 км, обычно уже связанными между собой транспортными артериями. В будущем синурбии смогут составить достойную альтернативу мегаполису в качестве модели урбанизации и территориального развития, в особенности для стран с обширной территорией и сравнительно невысокой плотностью населения.
Жить в тихом зеленом районе, в частном доме или в большой квартире в малоэтажной застройке, в кругу хорошо знакомых соседей, дышать чистым воздухом, потреблять фермерские продукты и при этом иметь доступ ко всем преимуществам мегаполисной инфраструктуры – это ли не достойный образ будущего, о котором хочется мечтать и в который стоит вкладывать силы?
Следите за нашими новостями в Telegram
Автор:
Морозова Ксения,
Как застраивать мегаполисы?
17:06 вт, 29 мая, 2018
Адвокат, управляющий партнер CLC, доцент кафедры уголовного права, юридического факультета СПбГУ Наталья Шатихина рассказала в студии Города + об основных правовых вопросах урбанистики. Речь шла о строительстве в мегаполисах, трудовой миграции, появлении современных гетто и развитии рынка недвижимости двух столиц. Адвокат также рассказала о том, как можно и нужно решать острые проблемы урбанистики. И о том, есть ли готовые рецепты. Наталья Шатихина также поделилась профессиональным мнением о том, что становится потенциальным фактором роста социальной напряженности и преступности в новых агломерациях.
Наталья Сергеевна, какие основные правовые проблемы возникают одновременно со стремительным ростом мегаполисов?
Это, очень интересный вопрос. Но для начала нужно понять, что такое мегаполис и каждый ли большой город является мегаполисом? Это важно, потому что у мегаполисов и просто больших городов совершенно разные проблемы правового и социального характера.
У тех городов, которые имеют однородную структуру и строятся по есть две основных проблемы: правовые и планировочные. Плюс, каждый крупный город должен решать свои социальные проблемы.
А Петербург – мегаполис?
Нет. Москва – это мегаполис, а Петербург – нет. Мегаполис – это объединение нескольких городов, имеющих разные центры, в том числе и социокультурные. Они могут существовать в разнородной культурной среде. Тому есть много исторических подтверждений: Рим и Вена, на мой взгляд, не мегаполисы, а Стамбул – мегаполис. Франкфурт и Берлин – мегаполисы, а Мюнхен – нет. Они по разному принципу организованы.
Петербург – очень молодой город, а мегаполисы, все-таки, достаточно старые города. Кроме того, город на Неве организован специфическим образом, для него внутренний культурный код является определяющим.
Какие градостроительные проблемы характерны для Петербурга?
Первая проблема – это сохранение исторического и культурного наследия. Она у нас не всегда хорошо решается, и есть сложности. Так, Петербург, в отличие от Москвы, целиком входит в зону охраняемых «Юнеско» наследий, включая спальные районы и промышленные зоны. Вторая проблема связана с географическим расположением, вызывающим сложности застройки. Дело в том, что наш город расположен так, что не может расти прямо на юг, ведь там находятся аэропорт и охраняемые исторические пригороды. На запад он также не может развиваться из-за Финского залива. То есть город застраивается в двух – трех направлениях, и подходит вплотную к соседнему региону Ленинградской области.
А что, на ваш взгляд, является потенциальным фактором роста социальной напряженности и преступности в агломерации?
Преступности – это крайняя форма девиации и ее следствие. В целом же социальная напряженность связана с несколькими факторами.
Здесь стоит вспомнить советские принципы градостроения, базировавшиеся на принципах плановой экономики. Например, традиционные спальные районы советской застройки, возможно, эстетически не блистали, но, с точки зрения правил заселения и застройки были решены достаточно разумно. Новые районы и даже города в то время заселялись за счет системы распределения – туда уезжали люди разных этнических групп, разного возраста, разного пола, разных социальных групп. За этим очень пристально следили. Как следствие – образовывались межнациональные семьи и резко снижались этнические конфликты.
В новые районы переносились классические гимназии из центра – это помогало воспитывать культуру и повышать образованность.
ООН разделяет трущобы на 2 категории: трущобы «уныния» и трущобы «надежды». Какое из понятий применимо к Петербургу?
У нас есть 2 исторически территории, которые по-разному развиваются. Одни – это спальные районы, которые до сих пор возникают и другие – исторические районы, застройки.
Есть районы исторической застройки в центре, которые изначально не были приспособлены для комфортного жилья. Там и сегодня живут те, кто снимает жилье временно, в том числе и незаконные трудовые мигранты. С одной стороны, это прекрасные районы, с другой – депрессивные. С приходом большой промышленности в них сформировались сложные социальные институты и сегодня им требуется существенная перестройка.
Вторая проблема кроется в нашей новой застройке, где не совсем правильно, на мой взгляд, решаются проблемы развития на перспективу. Там уже сейчас есть негативные последствия, которые мы можем видеть. Они связаны, например, с долей квартир-студией. Это проблема, которую много лет обсуждают социологи. Они говорят, что если в жилом комплексе больше 50% студий, то рано или поздно он превратится в гетто, в те самые трущобы уныния. Причина кроется в том, что люди не умеют быть собственниками жилья. У нас это тоже социальная проблема. Советские люди становились собственниками жилья фактически бесплатно и не привыкли нести бремя собственников. Теперь же многие покупают свои квартиры на пределе возможностей, поэтому в студии 24 квадрата оказываются молодые семьи, которые заводят детей, разрастаются, а улучшить свои жилищные условия не смогут. Со временем это породит семейные и межличностные конфликты и создаст высокий градус социальной напряженности.
А есть способы решения этой проблемы?
Конечно! Например, при помощи градостроительных правил.
Например, в США, где ворпросам урбанистики уделяется очень большое внимание, в 70-е – 80-е годы было опубликовано несколько научных работ, которые снизили квартирные кражи почти в два раза.
Изучались районы массовой одноэтажной застройки. Ученые установили, что в этих домах, кражи, как правило, происходят на пересечении улиц, то есть в тех домах, где нет задних дворов и соседей, которые могли бы видеть, что происходит. После этого, такие дома при массовой застройке стали отдавать в аренду под общественные нужды: прачечные, магазины и так далее. Играет роль и наличие крупных транспортных узлов поблизости: чем дальше от метро – тем спокойнее район.Можно вспомнить и правила советской застройки, когда дворы строились по замкнутой системе. При такой застройке школа, садик, торговые центры расположены внутри дворов, далеко от дороги. Так сделана шаговая доступность. Если двор закрыт со всех сторон, то у человека психологически создается ощущение, что он заходит в чужое пространство, и лишний раз туда он не свернет. То есть главное правило безопасности – низкая плотность населения и закрытые дворы.
Есть положительные примеры и в современной архитектуре. Так в Подмосковье архитектор Максим Атаянц спроектировал крупные жилые комплексы, где у цоколя первого этажа расположены клумбы, которые не дают возможность заглядывать в окна высокого первого этажа. Понятно, что целенаправленно цветы преступника не остановят, но предотвратят желание рассмотреть, что там за окном. Это к вопросу о тех же самых стеклянных дверях, которые используются в Европе. Они позволяют человеку с лестничной площадки видеть, кто находится за дверью.
А эти правила сегодня законодательно на застройщиков не распространяются?
Законодательно их никто не обязывает соблюдать правила. Но право не единственный регулятор.
Сегодня на бизнес очень много чего возлагают, а бизнес, как вода, если на него давить – растечется. При этом есть возможности для переговоров. Ведь ничто не мешает выделить часть промышленной зоны под дом комфорт-класса и дать возможность инвестору получить рядом участок под парковку, которая позволила бы людям из соседних домов хранить машины, не забивая центр города. А можно еще сделать сверху озеленение. И все это будет экономически выгодно.
А есть какие-то перспективы, на которые можно надеяться в ближайшие десять лет?
Я надеюсь, что да. У нас есть несколько тенденций, которые должны сработать в нашу пользу. Во-первых, это моменты, связанные с тем, что крупные масштабированные вещи могут себе позволить только очень крупные вообще застройщики. Если у застройщика 10 – 15 – 20 объектов, то это позволяет ему существенно сэкономить, например, за счет высотности, с которой в центре невозможно поиграть. Опять же если мы разрешим высотность на периферии города, то можно дать застройщику вырастит сильную экономику. Нужен переговорный процесс.
Кроме того, Петербург останется городом с усиленной миграцией, сюда будут всегда приезжать жители из других регионов, которым не по нраву Москва. И в этом тоже кроется дополнительный потенциал.
Транспортно-пересадочные узлы, которые планируется строить вокруг города, они как-то улучшат ситуацию?
Они способны улучшить ситуацию. Вопрос лишь в том, как они будут организованы, будет ли возможность контролировать поток людей, которые через них перемещаться.
Как будут жить люди в современных новостройках через 10-20 лет?
Мне очень хочется, что люди будут жить хорош. Но уже сейчас мы должны сделать все для появления специальных межрегиональных и региональных программ, которые будут регулировать все вышеозначенные проблемы.
Посмотреть новый выпуск программы «Главный+» с участием Натальи Шатихиной можно на нашем сайте или Youtube-канале.
Текст и фото: Город+
Поделиться в соцсетях
Мегаполис – Проектирование зданий
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.
Последнее редактирование 25 января 2023
См. вся история
|
Термин «мегаполис» относится к мегаполисам с общей численностью населения более 10 миллионов человек. Определение того, что представляет собой мегаполис, обычно относится к населению городской агломерации, то есть к нему относятся люди, проживающие в ближайших пригородах за пределами установленной границы города.
Мегаполисы — это явно современное явление, быстрое распространение которого связано с крупномасштабной урбанизацией, имевшей место во многих странах мира в 20-м и 21-м веках. В то время как в 1800 году в городах проживало всего 3% населения мира, к концу 20 века эта цифра выросла до 47%. Прогнозируется, что эта цифра вырастет до более чем 70% ко второй половине 21-го века, и эта цифра становится еще более поразительной из-за того факта, что к этому моменту ожидается, что человеческое население увеличится на два миллиарда.
Исторически сложилось так, что рост больших городов впервые произошел во время промышленной революции, когда большое количество людей перебралось в города в поисках работы – тенденция, широко распространенная в развитых странах. Напротив, современное развитие мегаполисов преимущественно сосредоточено в наименее развитых регионах мира.
К мегаполисам относятся 34 города. В 1995 году их было 14, а в 1950 году всего два — Нью-Йорк-Ньюарк и Токио.
34 мегаполиса:
- Токио 37,39 млн.
- Дели 30,29 млн.
- Шанхай 27,05 млн.
- Сан-Паулу 22,04 миллиона
- Сьюдад-де-Мехико (Мехико) 21,78 млн.
- Дакка 21 миллион
- Аль-Каира (Каир) 20,9 млн.
- Пекин 20,46 млн.
- Мумбаи (Бомбей) 20,41 млн.
- Кинки М.М.А. (Осака) 19,16 млн.
- Нью-Йорк-Ньюарк 18,8 млн.
- Карачи 16,09 млн.
- Чунцин 15,87 млн.
- Стамбул 15,19 млн.
- Буэнос-Айрес 15,15 млн.
- Калькутта (Калькутта) 14,85 млн.
- Лагос 14,36 млн.
- Киншаса 14,34 млн.
- Манила 13,92 млн.
- Тяньцзинь 13,58 млн.
- Рио-де-Жанейро 13,45 млн.
- Гуанчжоу, Гуандун 13,3 млн.
- Лахор 12,64 миллиона
- Москва (Москва) 12,53 млн.
- Лос-Анджелес-Лонг-Бич-Санта-Ана 12,44 миллиона
- Шэньчжэнь 12,35 млн.
- Бангалор 12,32 миллиона
- Париж 11,01 млн.
- Богота 10,97 млн.
- Ченнаи (Мадрас) 10,97 млн.
- Джакарта 10,77 млн.
- Лима 10,71 млн.
- Крунг Тхеп (Бангкок) 10,53 млн.
- Хайдарабад 10 миллионов
Ref Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам, Динамика населения, Перспективы мировой урбанизации, 2018 г., Население городских агломераций с населением 300 000 и более человек в 2018 г., по странам, 1950-2035 (тыс. чел.). https://population.un.org/wup/Download/
В 2021 году Организация Объединенных Наций прогнозировала, что к 2035 году количество мегаполисов в мире возрастет до 48.
В 2022 году Институт экономики и мира предсказал, что к 2050 году 70 процентов населения мира будет жить в мегаполисах, и к 2022 году к их списку из 33 городов добавятся еще 14 городов.
- Агломерация.
- Уплотнение.
- От Калькутты до Калькутты – наследие и модернизация.
- Глобальные строительные мегаполисы 2017.
- Мегаполис.
- Мегаструктура.
- Мегаэтаж.
- Мегатренды: Глобализация.
- Мегатенденции: технологии умного строительства.
- Мегаполисы – будущее урбанизации.
- Должны ли города расти, чтобы конкурировать?
- Один город Шанхая Девять городов.
- Токио.
- Города-побратимы.
- Виды города.
- National Geographic – Рост мегаполисов
- Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам, Динамика населения, Перспективы мировой урбанизации, 2018 г., Население городских агломераций с населением 300 000 и более человек в 2018 г., по странам, 1950–2035 гг. (тыс. чел.). https://population.un.org/wup/Download/
- Доля
- Добавить комментарий
- Отправьте нам отзыв
- Вид история комментариев
Мегаполис – Проектирование зданий
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.
Последнее редактирование 25 января 2023
См. вся история
|
Термин «мегаполис» относится к мегаполисам с общей численностью населения более 10 миллионов человек. Определение того, что представляет собой мегаполис, обычно относится к населению городской агломерации, то есть к нему относятся люди, проживающие в ближайших пригородах за пределами установленной границы города.
Мегаполисы — это явно современное явление, быстрое распространение которого связано с крупномасштабной урбанизацией, имевшей место во многих странах мира в 20-м и 21-м веках. В то время как в 1800 году в городах проживало всего 3% населения мира, к концу 20 века эта цифра выросла до 47%. Прогнозируется, что эта цифра вырастет до более чем 70% ко второй половине 21-го века, и эта цифра становится еще более поразительной из-за того факта, что к этому моменту ожидается, что человеческое население увеличится на два миллиарда.
Исторически сложилось так, что рост больших городов впервые произошел во время промышленной революции, когда большое количество людей перебралось в города в поисках работы – тенденция, широко распространенная в развитых странах. Напротив, современное развитие мегаполисов преимущественно сосредоточено в наименее развитых регионах мира.
К мегаполисам относятся 34 города. В 1995 году их было 14, а в 1950 году всего два — Нью-Йорк-Ньюарк и Токио.
34 мегаполиса:
- Токио 37,39 млн.
- Дели 30,29 млн.
- Шанхай 27,05 млн.
- Сан-Паулу 22,04 миллиона
- Сьюдад-де-Мехико (Мехико) 21,78 млн.
- Дакка 21 миллион
- Аль-Каира (Каир) 20,9 млн.
- Пекин 20,46 млн.
- Мумбаи (Бомбей) 20,41 млн.
- Кинки М.М.А. (Осака) 19,16 млн.
- Нью-Йорк-Ньюарк 18,8 млн.
- Карачи 16,09 млн.
- Чунцин 15,87 млн.
- Стамбул 15,19 млн.
- Буэнос-Айрес 15,15 млн.
- Калькутта (Калькутта) 14,85 млн.
- Лагос 14,36 млн.
- Киншаса 14,34 млн.
- Манила 13,92 млн.
- Тяньцзинь 13,58 млн.
- Рио-де-Жанейро 13,45 млн.
- Гуанчжоу, Гуандун 13,3 млн.
- Лахор 12,64 миллиона
- Москва (Москва) 12,53 млн.
- Лос-Анджелес-Лонг-Бич-Санта-Ана 12,44 миллиона
- Шэньчжэнь 12,35 млн.
- Бангалор 12,32 миллиона
- Париж 11,01 млн.
- Богота 10,97 млн.
- Ченнаи (Мадрас) 10,97 млн.
- Джакарта 10,77 млн.
- Лима 10,71 млн.
- Крунг Тхеп (Бангкок) 10,53 млн.
- Хайдарабад 10 миллионов
Ref Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам, Динамика населения, Перспективы мировой урбанизации, 2018 г. , Население городских агломераций с населением 300 000 и более человек в 2018 г., по странам, 1950-2035 (тыс. чел.). https://population.un.org/wup/Download/
В 2021 году Организация Объединенных Наций прогнозировала, что к 2035 году количество мегаполисов в мире возрастет до 48.
В 2022 году Институт экономики и мира предсказал, что к 2050 году 70 процентов населения мира будет жить в мегаполисах, и к 2022 году к их списку из 33 городов добавятся еще 14 городов.
- Агломерация.
- Уплотнение.
- От Калькутты до Калькутты – наследие и модернизация.
- Глобальные строительные мегаполисы 2017.
- Мегаполис.
- Мегаструктура.
- Мегаэтаж.
- Мегатренды: Глобализация.
- Мегатенденции: технологии умного строительства.
- Мегаполисы – будущее урбанизации.
- Должны ли города расти, чтобы конкурировать?
- Один город Шанхая Девять городов.
- Токио.
- Города-побратимы.