Культура великого новгорода в 12 13 веках – Новгородская земля – республика в 12-13 веках

Новгородская земля – республика в 12-13 веках

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Лев Толстой

Самым большим княжеством эпохи удельной раздробленности Руси была новгородская земля, которая управлялась в форме боярской республики. Княжество процветало за счет развития торговли и ремесел, ведь Новгород, центр земли, был расположен на важнейших торговых путях. Новгород долгое время сохранял независимость от Киева и сумел сохранить свою самостоятельность и самобытность.

Географическое положение

Новгородское княжество или Новгородская земля (республика) располагалось в северной части Руси от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги, и от Балтийского моря до Уральских гор. Столица – Новгород. Крупные города: Новгород, Псков, Старая Русса, Ладога, Торжок, Корела, Псков и другие.

Карта Новгородской земли в 12-13 веках.

Специфика географического положения заключалась в практически полном отсутствии земледелия, поскольку почва была непригодной для сельского хозяйства, а также удаленность от степей, благодаря чему Новгород практически не видел монгольского нашествия. При этом княжество постоянно подвергалось военным нашествиям со стороны шведов, литовцев и немецких рыцарей. Тем самым именно новгородские земли были щитом Руси, который охранял ее с Севера и Запада.

Географические соседи Новгородской республики:

  • Владимиро-суздальское княжество
  • Смоленское княжество
  • Полоцкое княжество
  • Ливония
  • Швеция

Экономические особенности

Отсутствие хороших пашенных земель привело к тому, что в Новгородской республике активно развивались ремесла и торговля. Среди промыслов выделялись: производство железа, рыболовство, охота, солеварение и другие ремесла, характерные для северных регионов. Торговля же в основном осуществлялась с соседними регионами: Прибалтика, немецкие города, Волжская Булгария, Скандинавия.

Новгород был богатейшим торговым городом Руси. Достигалось это выгодностью географического положения, а также наличие торговых связей различными регионами, в том числе и с Византией, и с Кавказом. В основном новгородцы торговали пушниной, медом, воском, изделия из железа, гончарные изделия, оружие и так далее.

Политическое устройство

Новгородская феодальная республика формально управлялась князем, но реально система управления может быть представлена в виде перевернутого треугольника.

Реальная власть была у Вече и бояр. Достаточно сказать, что именно вече назначило князя, и оно же могло его изгнать. Кроме того на общегородском вече, которое функционировало в рамках боярского совета (300 золотых поясов) назначались:

  • Князь – приглашался вместе с дружиной. Его резиденция находилась за городом. Главная задача – защита новгородской земли от внешней угрозы.
  • Посадник – глава городского управления. Его задачи – наблюдение за князем, суд в городах, управление городами. В подчинении имел старост улиц города.
  • Тысяцкий – глава городской администрации и городского ополчения (помощник посадника).Занимался управлением населением.
  • Архиепископ – глава новгородской церкви. Задачи – хранение архивов и казны, ответственность за внешние связи, наблюдение за торговлей, составление и сохранность летописей. Архиепископ утверждался московским митрополитом.

Князь мог быть призван новгородцами, но мог быть и изгнан, что случалась часто. С князем заключали дар (договор), в котором указывали права и обязанности князя. Князь рассматривался только в качестве защитника от иностранных захватчиков, но не имел никакого влияния на внутреннюю политику, а также на назначение/смещение должностных лиц. Достаточно сказать, что за 12-13 века князья в Новгороде менялись 58 раз! Поэтому можно смело говорить, что реальная власть в этом княжестве принадлежала боярству и купечеству.

Политическая самостоятельность Новгородской республики была оформлена в 1132-1136 годах после изгнания князя Всеволода Мстиславича. После этого Новгородская земля ликвидировала власть Киева и стала фактически независимым государством с республиканской формой правления. Поэтому и принято говорить, что Новгородское государство представляло собой боярскую республику с элементами системы городского самоуправления.

Новгород Великий

Новгород – столица Новгородской земли, был основан в 9 веке как результат объединения поселков трех племен: чудское, славянское и мерянского. Город располагался по реке Волхов и разделялся ею как бы на 2 части: восточную и западную. Восточная часть называлась Торговой, а западная – Софийской (в честь собора).

Новгород был один из самых крупных и красивых городов не только Руси, но и Европы. Население города было довольно образованным по сравнению с другими городами. Во многом это было связано с тем, что в городе развивались ремесла и торговля, которые требовали специфических знаний.

Культура

Новгород – один из крупнейших городов своего времени. Не случайно его часто называют Господин Великий Новгород. В центре города располагался Софийский собор. Мостовые в городе были мощеными бревнами и постоянно обновлялись. Сам город был окружен рвом и деревянными стенами. В городе практиковалось деревянное и каменное строительство. Каменными возводились, как правило, церкви и храмы, одна из функций которых была – хранение денег.

В Новгородской земле создавались летописи, сказки и былины. Большое внимание уделялось иконописи. Ярчайшим полотном той эпохи является “Ангел златые власы”, которое сегодня можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.

Развивалось в княжестве и архитектура с фресковой живописью. Главное направление развития – реализм.

Основные события

Основные события в княжестве в 12-13 века:

  • 1136 – изгнание князя Всеволода Мстиславича, после чего новгородцы самостоятельно избирали себе князя.
  • 1156 – самостоятельное избрание новгородское Архиепископа
  • 1207-1209 – социальные движения в Новгороде против бояр
  • 1220-1230 княжение Ярослава, сына Всеволода Большое Гнездо
  • 1236-1251 – княжение Александра Невского

istoriarusi.ru

Культура Новгородского княжества

Из дерева в камень

О том, сколько лет Новгороду, точных сведений нет. Как и о Москве, об этом городе есть упоминания в летописях, как уже существующем. Новгород стоял во времена княжения Рюрика и не просто стоял, а представлял собой солидное княжество. Новгородский кремль -детинец – старейший на русской земле.

Предположительно город начал строиться в 9-м веке с деревянного кремля. Но уже в 11 веке деревянные строения начали менять на каменные. Земля Новгородская заключала в себе земли славян и кривичей. После Рюрика его принял князь Олег, тот самый, чей «щит на вратах Цареграда» увековечил в Византии храбрость и боевую готовность славян. Князь Олег объединил восточных славян в единое государство, обложил данью новгородцев, и отправился воевать на юг.

Новгород был городом с довольно высоким для своего времени уровнем культуры. Ее развитию способствовали торговые отношения с голландцами и немцами, торговые пути, проходившие через Новгородскую землю.

Архитектура

Издавна Новгородское княжество славилось своими плотниками. Умели они строить и быстро, прочно и красиво. Одними из первых в Новгороде стали строить новгородцы здания из камня. За период с 1054 года по 1229 было возведено (или срублено) 69 церквей.

Уже в те годы верхушки церквей (главы) золотились. Наружные стены покрывались оловом. Внутри стены украшались иконами, настенной живописью, серебряными паникадилами, иконы отделывались золотом, дорогими камнями, жемчужинами, финифтью.

Из русских иконописцев того времени упоминается св. Алимпий Печерский. Он выучился иконописи, а также мастерству мозаики у греческих мастеров, которые расписывали Печерский монастырь.

Жилые строения были исключительно деревянные. В летописях упоминается и о строительстве мостов через Волхов.

 Литература

В книге Соловьева «История России с древнейших времен» упоминаются древнерусские стихотворения, главным героем которых является Василий Буслаевич. Этот герой предводительствовал над местной молодежью, вел разгульную жизнь. От его вольностей страдали горожане. В одной из песен рассказывается, как Василий Буслаевич со своими молодцами- удальцами новгородцев побил. В другой песне – о том, как он ездил в Иерусалим молиться.

Василий Буслаевич отслужил обедню во здравие матушки и себя, Отслужил панихиду на отца который прожил до 90 лет, и своих близких. Но вот домой вернуть не довелось ему. Пренебрег советом не скакать мимо магического камня, и нашел под ним свою погибель.

Еще один герой отмечается в новгородских песнях и сказаниях – Ставр, новгородский сотский, живший с женой. Из летописи, датированной 1118 годом, становится известно, что князь Владимир Мономах вызвал Ставра в Киев наряду с несколькими другими новгородскими боярами, обвинявшимися в ограблении двух граждан. В песне Ставр обвинялся в хвастовстве своим достатком. Князю Владимиру показалось оскорбительным, что какой-то сотник может быть богаче его, Великого Князя Киевского.

«Что это за крепость в Киеве, у великого князя Владимира? у меня де, Ставра боярина, широкий двор не хуже города Киева: – а двор у меня на семи верстах, а гридни, светлицы белодубовы, покрыты гридни седым бобром, потолок в гриднях черных соболей, пол, середа одного серебра, крюки да пробои по булату злачены».

В другой новгородской летописной хронике за 1167 год упоминается о Садке Сытиниче, построившем церковь св. Бориса и Глеба из камня. О Садке поется и песня. В ней повествуется о том, что Садко принес от Волги поклон брату Ильменю, и тот наградил Садка несметными богатствами. Страсть Садка возводить храмы божьи, не осталась без вознаграждения. Из другой песни мы узнаем, что когда Садко оказался во власти морского царя, ему помог св. Николай.

Почти все значимые свидетельства русской письменной культуры имеют отношение к Великому Новгороду. Кроме хронологических летописей и стихотворений, которые пелись, в Новгороде были созданы:

  • Остромирово Евангелие – по приказу посадника Остромира в 1057 году;
  • Грамота князя Мстислава Владимировича. Она была выдана в 1130 году Юрьеву монастырю;
  • Духовная Климента ХIII, и много других.

«Книжность Новгорода, — подчеркивал Д. С. Лихачев, — отличает единая, общая ей черта: близость письменного языка к разговорному. Это свидетельствует о большом пути культурного развития, пройденном русским языком в Новгороде в предшествующие эпохи. Благодаря этому, несмотря на обилие нахлынувших в Новгород после его крещения произведений церковно-славянской письменности, русский литературный язык Новгорода остался чист от церковно-славянизмов и сохранил все свои русские особенности».

 

istoriyakratko.ru

особенности развития кратко, история, культура, искусство, правители

Термин «Новгородская Русь», как правило, применим к историческому периоду, когда Новгород был политически независимым, и в нем существовала средневековая республика. Этот город и подчиненные ему земли оставались уникальным уголком среди других восточнославянских княжеств. Здесь появилось свое собственное устройство власти, культура, образование и даже язык.

Истоки независимости

Древняя Русь возникла в 882 году, после того как новгородский князь Олег захватил Киев и сделал его своей столицей. С тех пор северный политический центр на некоторое время стал играть второстепенную роль. Но даже несмотря на это, именно здесь появлялись князья-наместники, которые потом захватывали центральную власть и тоже уходили править в Киев (Владимир Святославович и Ярослав Мудрый).

Обстановка кардинально поменялась, когда единое русское государство разделилось на несколько независимых княжеств. Все они управлялись членами династии Рюриковичей. Это приводило к возникновению и исчезновению союзов, объединению уделов, взаимным претензиям и кровопролитию. Великий Новгород на фоне этих событий также не мог не задуматься о собственной независимости.

Историки сходятся во мнении, что период наместничества на берегах Волхова закончился в 1136 году. Тогда, согласно решению вече, был изгнан князь Всеволод Мстиславович, который бежал во время битвы у Жданой горы против войск Юрия Долгорукого. Малодушие киевского назначенца привело, во-первых, к тому, что он остался без удела, а во-вторых, к тому, что возникла самостоятельная Новгородская Русь.

Государственное устройство

Начиная с 1136 года, жители Новгорода сами выбирали себе князей, не обращая внимания на лествичное право и другие принципы наследования, принятые в большинстве русских княжеств. Значительный вес в принятии решений имели посадники и тысяцкие. Это были бояре из аристократических семей, добившиеся успеха на государственной службе. Их избирало вече.

Новгородская Русь не могла жить в нормальном режиме без тысяцкого. Человек на этой должности отвечал за всю торговлю в городе. Он ведал арбитражным судом, где разрешались купеческие споры, причем часто с иностранцами. Благосостояние города напрямую зависело от торговли с Европой. Именно он был воротами всего восточнославянского края, откуда на запад поступали редкие меха белок, куниц, соболей и другие дорогостоящие товары.

Также тысяцкий на вече представлял интересы мелкопоместного боярства и так называемых черных людей, которыми была полна Новгородская Русь. Это были бедняки и обычные городские жители, не обладавшие никакими привилегиями. Часто для того, чтобы стать посадником (по сути, мэром), необходимо было некоторое время проработать тысяцким. С XIV века значение должности еще более увеличилось благодаря тому, что именно она стала даровать боярский титул.

Культура

Средневековая культура Новгородской Руси заметно отличалась от культуры ее соседей. Современная наука знает о ней много благодаря тому, что здесь, на севере, сохранилось гораздо больше памятников ушедшей эпохи. Археологи, лингвисты, этнографы и другие ученые продолжают с интересом изучать наследие, которое оставила после себя Новгородская Русь. Особенности развития, кратко говоря, помогли культуре города встать на один уровень с западными европейскими центрами. Некоторые исследователи даже утверждают, что Новгород является одной из северных колыбелей Возрождения.

Жители республики были большими ценителями искусства. Об этом говорит огромное количество уникальных зданий. Большинство из них сохранилось благодаря тому, что сюда не добрались монголо-татарские орды. Регулярные нашествия степняков часто опустошали Владимирскую Русь, где приходилось заново перестраивать целые города. Во второй половине XIII века даже были забыты некоторые ремесла из-за гибели специалистов и мастеров.

Летописи – это еще одно явление, которым отличается Новгородская Русь. Особенности развития, кратко говоря, привели к тому, что авторы хроник в своих документах не только описывали события, но и затрагивали темы быта жителей и внешнего облика города. Этого стиля не было у южных соседей.

Живопись

Больше половины памятников средневековой русской живописи сохранила именно Новгородская Русь. Особенности развития края привлекали сюда талантливых художников из всех славянских областей. На берега Волхова они стремились ради свободы и спокойной жизни, которая позволила бы им плодотворно творить.

Живопись Новгородской Руси даже превосходила западную. В Европе соборы в готическом и романском стилях почти не украшались фресками. В новгородских храмах сохранилось огромное количество мозаик на самые разные библейские сюжеты. Свой расцвет местная живопись пережила в XIV веке, когда ей удивлялись даже гости из Италии и Византии.

К сожалению, вся эта художественная школа ушла в прошлое. Она исчезла после присоединения республики к Москве. Князья делали все, чтобы была обезглавлена Новгородская Русь. Особенности развития сделали северные соборы богаче и красивее московских. В то же время местная аристократия была гордой и самобытной. Все это раздражало центральную власть. В XV-XVI вв., под разными предлогами, было проведено несколько фатальных погромов. Самым страшным ударом стал террор опричников Ивана Грозного. После этого новгородская школа искусства постепенно затухла и умерла.

Архитектура

Как и живопись, архитектура Новгородской Руси известна своей самобытностью по отношению к владимирской, суздальской, киевской и т. д. На севере жили лучшие плотники, мастерски работавшие с разными видами древесины. На всей Руси именно новгородцы первыми освоили камень как строительный материал.

В 1044 году здесь появился детинец, а еще через год – храм Святой Софии. Все эти шедевры архитектуры были сделаны из камня и сохранились до сего дня. Талант новгородских мастеров выражался и в передовых позициях в области инженерного искусства. Каменный мост через Волхов долгое время был крупнейшим в Европе, а его строительство велось по уникальной методике.

Новгородская архитектура родилась как синтез нескольких стилей. В ней прослеживаются элементы европейского, византийского и собственно русского стиля. Греческие веяния пришли в город вместе с православной верой. Европейская школа прижилась в республике благодаря активному сотрудничеству с западными торговцами и Ганзейским союзом. Впитав всего понемногу, местные мастера создали свой собственный узнаваемый почерк. Памятники Новгородской Руси сохранились во многом благодаря тому, что зодчие строили из надежных материалов.

Берестяные грамоты

Берестяные грамоты, которые продолжают находить современные археологи, являются огромным кладезем знаний о жизни, которую вела Новгородская Русь. Кратко говоря, они помогают приоткрыть завесу тайны над давно ушедшим в прошлое бытом и привычками тогдашних жителей республики.

Часто грамоты являются частными письмами или деловыми документами. На них фиксировались сделки и писались любовные признания. Археологам удавалось даже найти шуточные послания, являющиеся уникальными памятниками народного фольклора.

Образование

Наличие вышеописанных писем говорит о том, что грамотным было абсолютное большинство жителей. Правители Новгородской Руси старались развивать образование. Например, именно здесь Ярослав Мудрый открыл первое училище, которое выпускало специалистов церковного и государственного профиля.

Обширные связи с европейскими торговыми городами позволяли богатым боярам посылать туда своих детей. Доподлинно известно, что новгородские юноши учились в университетах итальянской Болоньи и немецкого Ростока.

Новгород в XII-XIII вв.

Богатая событиями история Новгородской Руси делится на несколько периодов. В XII веке эта республика часто становилась яблоком раздора между разными Рюриковичами. Связь между южной и северной Русью была еще крепка, поэтому на новгородской земле часто появлялись киевские, черниговские и даже половецкие армии.

В XIII веке произошло татаро-монгольское нашествие. Орды Батыя разрушили многие города восточной и южной Руси. Армия кочевников даже собиралась идти на Новгород, но вовремя одумалась и не пошла дальше Торжка, повернув в сторону Чернигова. Это спасло жителей от разорения и гибели. Однако Новгород не избежал участи платы дани ордынцам.

Главной фигурой истории республики того периода был Александр Невский. В то время, когда почти вся Русь стенала от нашествия степняков, Новгороду пришлось столкнуться с другой угрозой. Ею были немецкие католические военные ордена – Тевтонский и Ливонский. Они появились в Прибалтике и два столетия угрожали республике. Александр Невский разбил их во время Ледового побоища в 1242 году. Кроме того, за пару лет до того он победил шведов в Невской битве.

Конец Новгородской Руси

С ростом Московского княжества Новгороду пришлось балансировать между Москвой и ее внешнеполитическими противниками. Аристократия не желала подчиняться потомкам Ивана Калиты. Поэтому новгородские бояре пытались установить союзнические отношения с Литвой и Польшей, несмотря на то что эти государства не имели ничего общего с русской культурой и нацией.

В середине XV века Василию II Темному удалось юридически закрепить вассальную зависимость республики от Москвы. Его сын Иван III хотел окончательно покорить Новгород. Когда вече решило пойти на сближение с польским королем, московский князь объявил ослушникам войну. В 1478 году он присоединил Новгород к Московскому княжеству. Это был один из важнейших шагов в создании единого русского национального государства. К сожалению, политика князей и царей привела к тому, что прежнее лидирующее положение Новгорода в торговле и культуре было со временем утрачено.

fb.ru

Великий Новгород XII-XIII вв.. Видеоурок. История России 6 Класс

Тема: Древнерусское государство

Урок: Великий Новгород  в XIIXIII веках

Новгородская земля была самым крупным государством на территории Руси. Она охватывала огромные пространства от Финского залива до Уральских гор, от верховий Волги до Северного Ледовитого океана. Эти бескрайние земли были малонаселенными. На них жили многие племена и народы. Ядром Новгородской земли был бассейн озера Ильмень и реки Волхов, где издавна обитало племя словен. Позже к ним присоединились земли кривичей. В Новгородской земле жили также угро-финские племена чудь, меря, весь, карелы. 

Относительно неблагоприятные природные условия (холодное дождливое лето, болотистые почвы) затрудняли развитие земледелия. Поэтому хлеб закупался новгородцами в других частях Руси. Зато здесь были хорошо развиты ремесло, скотоводство, охота (прежде всего на пушного зверя), рыбная ловля, бортничество, сбор грибов и ягод. Добывались соль, железная руда. 

Главной отраслью хозяйства была торговля. Господин Великий Новгород, как называли его на Руси, был ключевым звеном в знаменитом торговом пути «из варяг в греки» и связывал Северную и отчасти Западную Европу с Византией, Закавказьем, Ближним Востоком. Вывозили новгородские купцы пушнину, воск, мед, кожу, гончарные и кузнечные изделия, оружие, золотые и серебряные украшения. Завозили хлеб, а также заморские ткани и вина, предметы роскоши. Для доставки товаров купцы строили или заказывали не только речные, но и морские суда, которые плавали по Балтике в Швецию, Польшу, Германские земли. Как и прежде, при расчете за крупные партии товара использовали слитки серебра весом примерно в 200 граммов. Но с XIII века в Новгородской земле их именуют уже не гривнами, а рублями. 

Торговля приносила огромные доходы многим новгородцам. Чтобы не оскудевали амбары, в которых скапливались готовые на продажу меха, бочки с медом, воском, купцы и бояре организовывали дальние экспедиции в неосвоенные еще северные таежные леса. Воспетые в былинах удальцы-разбойники – ушкуйники строили там городки, подчиняли местные племена, заставляя их платить дань ценным товаром. Таким образом, год от года росла земля Великого Новгорода. 

Рис. 1. Новгородская земля в XII веке (Источник)

Во владениях Новгорода, как и в других русских землях, основную массу населения составляли жители сел – земледельцы-общинники. Многие из них несли повинности в пользу крупных бояр-вотчинников (косили сено, собирали мед, рубили дрова). Хозяева земель, как правило, имели богатые усадьбы в городах. Здесь они не только постоянно жили, но и занимались торговлей. Поступавшие от земледельцев продукты продавали либо в самом городе, либо в соседних землях. Основную часть горожан составляли «черные люди» – ремесленники. Как правило, они проживали на территории богатых усадеб и выполняли заказы хозяев усадеб. Еще одной категорией городского населения были купцы. Некоторые из них торговали исключительно с соседними русскими землями. Другие, побогаче, – купцы-гости снаряжали экспедиции в далекие страны. Важные позиции в жизни Новгорода Великого занимало также духовенство. 

Особенности развития хозяйства определили и государственный строй Новгородской земли. Во времена единого Древнерусского государства великий киевский князь назначал в Новгород своего наместника, которого называли посадником. По мере обособления Новгорода боярам удалось добиться от Киева права избирать посадника на городском вече. Поэтому, в отличие от большинства русских земель, Новгород в период раздробленности сменил монархическую форму правления на форму вечевой республики. Права князя – как главы государства – перешли к выборным должностным лицам, избиравшимся на городском вече из числа бояр или богатых горожан.  Свободное мужское население (хозяева дворов) обладало правом избирать на вече правителей Новгорода. 

Весь город делился рекой Волховом на две части (стороны) – Софийскую (где располагался кремль) и Торговую. Стороны, в свою очередь, делились на концы (районы), а те – на улицы. На каждой улице и в каждом конце собирались свои веча, избирались старосты. Общегородским органом власти было вече новгородское. Оно собиралось на площади у моста через Волхов. Когда над Новгородом раздавался гулкий звон большого вечевого колокола, сюда сходились богатые горожане, богатейшие бояре, простые «черные люди». С деревянного помоста к народу обращались правители, при обсуждении вопросов разгорались жаркие споры, случались и драки. 

Рис. 2. План Древнего Новгорода (Источник)

В перерывах между созывом веча высшим органом управления являлся совет господ, состоявший из выбранных на вече посадника, тысяцкого, архиепископа, архимандрита. Главной фигурой был посадник, избиравшийся только из бояр. Он управлял государственными делами, вел переговоры, решал судебные споры. Руководил совещаниями веча. Важной его задачей было приглашение князя и заключение с ним договора – «ряда». Сам князь не только не управлял государственными делами, но и не имел права владеть собственностью в Новгороде. Он и его дружина были нужны для организации обороны, таким образом, князь был лишь наемным военачальником. При этом шумное и свободолюбивое вече новгородское могло разорвать «ряд» с неугодным князем и «указать ему путь из Новгорода» – прогнать. 

Тысяцкий представлял в совете господ торгово-ремесленное население (в основном купцов). Его главной задачей был сбор налогов. Кроме этого, он участвовал в торговом суде, а в случае военной опасности возглавлял народное ополчение, собираемое в помощь княжеской дружине. Архиепископ руководил церковными делами Новгорода, а также был хранителем городской казны, образцов мер и весов. Он скреплял печатью договоры с иностранными государствами и купцами, которые подписывал посадник. В его ведении находился и церковный суд. Архимандрит был главой черного (монастырского) духовенства. 

Будучи древнейшим центром русской государственности, Новгород стоял у истоков российской культуры. Уже в XI веке здесь был построен монументальный многоглавый Софийский собор, а затем и кремль. Новгород был образцом средневековой городской культуры. Еще в IX веке здесь появились деревянные мостовые (в Париже, например, они были сооружены лишь триста лет спустя). Специальные службы, подчинявшиеся старостам, следили за порядком на улицах города – вывозили нечистоты, ловили воров, прекращали драки. 

Новгородские мастера создавали великолепные резные изделия из дерева и кости, украшения из золота и серебра. Многие зажиточные ремесленники строили себе богатые деревянные палаты, окруженные хозяйственными постройками. 

Рис. 3. Васнецов А.М. Новгородский торг (Источник)

О высоком уровне культуры и образования местных жителей свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, на которых они не только вели хозяйственные записи, но и писали письма друг другу. Устное народное творчество новгородцев представлено пословицами, поговорками, сказками и загадками, народными песнями. Широко известна новгородская былина о гусляре и певце Садко, путешествовавшем по далеким странам. 

Новгород Великий представлял собой не только самую крупную русскую территорию периода раздробленности, но и отличался особым государственным строем (вечевой республикой), устойчивыми торговыми связями с европейскими странами, богатством культуры. 

 

Список рекомендованной литературы

  1. Порфиридов Н.Г. Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI-XV вв. Издательство Академии Наук СССР. М.-Л., 1947.
  2. Греков Б.Д. Новгород и Русь. Вестник Акад. Наук СССР, 1942, № 4.
  3. Шапиро М.С. Тимка и Тинка в Древнем Новгороде. М., 2011.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Древние города России (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Назовите благоприятные и неблагоприятные для хозяйственного развития Новгорода природно-географические особенности Северо-Западной Руси. 
  2. Какие категории населения проживали в Новгороде?
  3. Назовите главный орган политической власти в Новгороде, перечислите его полномочия?
  4. Какую роль играл князь в управлении Новгородом?
  5. Почему Новгород можно назвать образцом средневековой городской культуры?

 

 

interneturok.ru

Культура новгорода и пскова.

Великий Новгород считается источником русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни. Географическое положение Новгорода избавило его от непосредственного давления русских князей, претендовавших на главенство над Русью и от участия в княжеских раздорах. Густые леса и болота, окружавшие Новгород, спасли его от татарского нашествия, близость к водным бассейнам способствовали оживлённой торговле с удельными князьями и европейским западом. Владения Новгорода простирались от Ледовитого океана и до Урала.

Несмотря на то, что вече считалось в Новгороде верховным органом, тем не менее, боярство и церковная власть обладали большой силой. Установление в Новгороде республиканского строя сказалось и на искусстве архитектуры. Церкви стали центром общественной жизни, местом хранения имущества, в культовом строительстве наметилось Формирование местных архитектурных и художественных школ. Возник новый тип храма – четырёхстолпный кубический храм с тремя абсидами и одним куполом. Лаконизм и суровая простота свойственны сооружениям Новгорода XII века, это Николо – Дворищенский собор, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, Георгиевский собор Юрьева монастыря, которые поражают богатырской мощью внешнего облика. Со второй половины XII века новгородское зодчество претерпевает значительные изменения: храмы становятся более контактными, отличающимися простотой внешнего облика ее скупым декором и ясной конструкцией. Это церковь Благовещения, Петра и Павла на Синичьей горе, церковь Георгия в Старой Ладоге.

Чрезвычайно интересна монументальная живопись Новгорода XII -XIII веков. Она свидетельствует об упорных творческих исканиях и широких культурных связях с другими странами. Если фрески Софии Новгородской тесно связаны с живописью византийского киевского круга, то фрески Рождества Богородицы Антониева монастыря указывает на связь с романской живописью. Своё оригинальное лицо новгородская живопись обретает в XII веке: это конкретность трактовки священных событии, выразительность образов святых, священнослужителей, пророков, например «Чудо Георгия о змие».

Особый раздел древнерусской живописи домонгольского периода представляет иконопись. Под кистью новгородских иконописцев возникают образы, исполненные подлинного величия, например, «Устюжное Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Успение», «Ангел Златые власы».

Монгольское нашествие XIII века нанесло огромный урок русской культуре, но Новгород и Псков не пострадали. В XIII – XV веках роль Новгорода, как торгового центра, стала ещё более значительной – торговали с Византией, Астраханью, стали партнёрами Ганзейского союза.

Чрезвычайно интересны литературные произведения, возникшие в Новгороде в XIII- XV веке. Это дружинная повесть об Александре Невском с подробным описанием Невской битвы и «Ледового побоища» (переработана в «Житие Александра. Невского»), а также о псковском князе Довмонте, которые говорят о демократизации культуры. Это подтверждает и огромное количество берестяных грамот разного назначения: хозяйственные записи, долговые расписки, письма, учебные тетради, обнаруженные при раскопках в Новгороде. Это подтверждает наличие большого количества грамотных в Новгороде и даёт представление о методах обучения в школах того времени не только в Новгороде, но и за его пределами.

Новгородские зодчие и художники опираются в своих исканиях на широкие народные традиции, перерабатывая их и приспосабливая для выражения своих собственных художественных идей. Местоположение Новгорода и его богатства способствовали тому, что сюда устремлялись мастера издалёка, так большой вклад в развитие новгородской живописи внёс византийский художник Феофан Грек. Он приехал в Новгород сложившимся мастером, но здесь в полной мере раскрылись самобытность и мощь его творчества в свободном обращении с иконографическими традициями, виртуозностью исполнения и интересом к эмоциональному миру человека, его внутреннему содержанию. Его лучшие работы находятся в церкви Спаса на Ильине улице, позднее работал также в Москве на оформлении Кремлевских соборов.

С XIII века оживляется строительная деятельность с развитием нового стиля в зодчестве, с классической ясностью пропорций, с нарядностью внешнего убранства. Это церковь Фёдора Стратилата на Ручью, Спасо-Преображенский собор, церковь Петра и Павла в Кожевниках. Кроме того, в XIV веке в Новгороде и Пскове начинается строительство мощных крепостных стен – Кремлей. Так в Пскове длина кремлёвских стен составляла 9 километров.

В XV веке в Новгороде и Пскове начинается подъём в развитии древнерусской живописи, свидетельствующей о глубоком постижении мира, о расширении круга идей, о выходе за рамки религиозной тематики, о новых чувствах и переживаниях. В новгородскую иконопись врывается стихия сказочности и ярких радостных красок, взятых у народного творчества. Это святой Георгий, поражающий дракона – радостный рассказ о прекрасном юном витязе, борющемся против сил коварства и зла, идея самопожертвования в иконе «Чудо о Флоре и Лавре». Обострение взаимоотношений между Новгородом и Москвой вызвало появление исторической иконы «Битва Суздальцев с новгородцами», кроме того, традиционные композиции новгородские мастера наполняют бытовыми подробностями: изображают пейзаж, животных, архитектуру, реально существующих людей как, например, в иконе

«Молящиеся новгородцы». Широкое распространение получило искусство миниатюры с тератологическим орнаментом, близким плоской деревянной резьбе. Процветает искусство шитья, резьба по дереву и кости, прикладные искусства по изготовлению украшений.

Культура Пскова не обладала большим своеобразием в отличии от культуры Новгорода, в храмовых и в гражданских постройках просматривалась скромность, сдержанность, суровость, иконография отличалась демократичностью и экспрессией в толковании сюжета иконы, например, «Параскева Пятница» или «Дмитрий Солунский». Но псковские строители обладали большим авторитетом в возведении храмов, и их приглашали для строительства соборов в московском Кремле.

Кроме берестяных грамот, обнаруженных в Новгороде, есть многочисленные сведения о существовании училищ для детей и учителях-«книжниках», которые встречаются в книгах о житии русских святых. Такие училища, как правило, существовали при церквях, где начинали обучение с 7 лет и учили чтению, письму, счёту и церковному пению. Крупнейшими центрами книжности были монастыри, где существовали книгописные мастерские и библиотеки, особенно в северной части Новгородской республики: Кириллово-Белозерском и Соловецком монастырях.

В XIV веке сложились новгородские былины о Василии Буслаеве и Садко, отразившие богатство и могущество Великого Новгорода в период его самостоятельности. В этот же период оформляется новый жанр устного народного творчества – историческая песня, где в отличии от былинного эпоса исторические события передаются более близкими реальности, хотя сюжет и герои могут быть вымышленными.

Терминология:

Лаконизм– краткость, чёткость в выражении мысли, изображения и т. д.

Экспрессия– выразительность, сила проявления (чувств, переживаний).

Тератологический орнамент– изображение фантастических существ.

studfiles.net

Культура Великого Новгорода 10-13 вв. » Перуница


Новгород – выдающийся город. Он интересен своей знаменитой демократией, своим высоким уровнем художественного развития, и той ролью, которую играл в системе культурных и торговых связей Руси с Византией, Западной Европой, мусульманским Востоком. На счастье исследователей, Новгород обладает еще и уникальными почвами – в них почти не гниют предметы, даже дерево. Поэтому археологи уже около ста лет проводят в Новгороде раскопки, извлекая на свет древние предметы и давая нам бесценную информацию о жизни Древней Руси X-XV веков.

Оказалось, что новгородцы очень любили узорочье, и даже вещи, которыми пользовались небогатые люди, часто были орнаментированы. Причем предметы обихода для богатых и для бедных были едины по художственным образам и эстетическим представлениям, и различались только материалами и ценой.

Много лет мы восхищаемся белокаменной резьбой соборов Владимира, но оказалось, что и новгородцы были знакомы с такими изображениями. Среди бревен новгородской мостовой нашли резные дубовые колонны XI века, на которых изображны грифон и кентавр-китоврас – двойники чудищ с белокаменных стен владимирского собора, но на двести лет старше! Предполагают, что эти столбы были частью церкви Спаса, которая существовала в Новгороде еще до официального крещения, и была разрушна язычниками.

Резьбой новгородцы украшали не только колонны. Были широко распространены резные бытовые предметы из дерева, кости и рога – гребни, ручки ножей, кресты и иконы, пеналы, детали боевых луков, накладки для одежды и сумок, доски для письма (церы), ложки и многое другое. Излюбленными сюжетами накладок для одежды являются образы “лют-зверя” (барса) и змея. Вероятно, эти суровые хищники были эмблемами воинов, а то обстоятельство, что ни змеев-драконов, ни барсов большинство новгородцев никогда не видело, придавало этим зверям особую значимость. Интересна накладка со змеем в форме буквы S – этот символ был очень популярен в росписях и вышивке более поздних эпох. Зато резные прялки XIX века на новгородскую резьбу совсем не похожи.

Зодчество


Резные столбы


Одежда новгородцев


Бытовые предметы


Музыкальные инструменты


Орнаменты рукописей



Источник: «Древний Новгород. Прикладное искусство и археология». Б.Колчин, В.Янин, С.Ямщиков.

www.perunica.ru

3. Культура Великого Новгорода. История мировой и отечественной культуры: конспект лекций

3. Культура Великого Новгорода

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славился многолюдностью и богатством. Киевские князья «сажали» на новгородский престол своих старших сыновей. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения.

В Новгороде представлен самобытный вариант православного храма, и хотя он в меньшей степени, чем в Киеве, связан с воплощением византийского архитектурного сознания, по выразительности и лаконичности он родственен характеру северной природы.

Во второй половине XIII в. в Новгороде замерло каменное строительство. Город избежал монголо-татарского нашествия, но вынужден был отбивать натиск немцев и шведов, а затем принять на себя изрядную долю выплат ордынской дани. Первыми возобновили традицию каменного строительства Тверь и Новгород. Уже в 1292 г. новгородцы начали строить церковь Николы на Липне, а в XIV столетии на Новгородской земле создается целый ряд храмов, считающихся ныне замечательными творениями древнерусского зодчества. Среди них церкви Федора Стратилата на Ручью (1360 г.) и Спаса на Ильине улице (1374 г.).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *