Культура великого новгорода в 12 13 веках – Новгородская земля – республика в 12-13 веках

Новгородская земля – республика в 12-13 веках

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Лев Толстой

Самым большим княжеством эпохи удельной раздробленности Руси была новгородская земля, которая управлялась в форме боярской республики. Княжество процветало за счет развития торговли и ремесел, ведь Новгород, центр земли, был расположен на важнейших торговых путях. Новгород долгое время сохранял независимость от Киева и сумел сохранить свою самостоятельность и самобытность.

Географическое положение

Новгородское княжество или Новгородская земля (республика) располагалось в северной части Руси от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги, и от Балтийского моря до Уральских гор. Столица – Новгород. Крупные города: Новгород, Псков, Старая Русса, Ладога, Торжок, Корела, Псков и другие.

Карта Новгородской земли в 12-13 веках.

Специфика географического положения заключалась в практически полном отсутствии земледелия, поскольку почва была непригодной для сельского хозяйства, а также удаленность от степей, благодаря чему Новгород практически не видел монгольского нашествия. При этом княжество постоянно подвергалось военным нашествиям со стороны шведов, литовцев и немецких рыцарей. Тем самым именно новгородские земли были щитом Руси, который охранял ее с Севера и Запада.

Географические соседи Новгородской республики:

  • Владимиро-суздальское княжество
  • Смоленское княжество
  • Полоцкое княжество
  • Ливония
  • Швеция

Экономические особенности

Отсутствие хороших пашенных земель привело к тому, что в Новгородской республике активно развивались ремесла и торговля. Среди промыслов выделялись: производство железа, рыболовство, охота, солеварение и другие ремесла, характерные для северных регионов. Торговля же в основном осуществлялась с соседними регионами: Прибалтика, немецкие города, Волжская Булгария, Скандинавия.

Новгород был богатейшим торговым городом Руси. Достигалось это выгодностью географического положения, а также наличие торговых связей различными регионами, в том числе и с Византией, и с Кавказом. В основном новгородцы торговали пушниной, медом, воском, изделия из железа, гончарные изделия, оружие и так далее.

Политическое устройство

Новгородская феодальная республика формально управлялась князем, но реально система управления может быть представлена в виде перевернутого треугольника.

Реальная власть была у Вече и бояр. Достаточно сказать, что именно вече назначило князя, и оно же могло его изгнать. Кроме того на общегородском вече, которое функционировало в рамках боярского совета (300 золотых поясов) назначались:

  • Князь – приглашался вместе с дружиной. Его резиденция находилась за городом. Главная задача – защита новгородской земли от внешней угрозы.
  • Посадник – глава городского управления. Его задачи – наблюдение за князем, суд в городах, управление городами. В подчинении имел старост улиц города.
  • Тысяцкий – глава городской администрации и городского ополчения (помощник посадника).Занимался управлением населением.
  • Архиепископ – глава новгородской церкви. Задачи – хранение архивов и казны, ответственность за внешние связи, наблюдение за торговлей, составление и сохранность летописей. Архиепископ утверждался московским митрополитом.

Князь мог быть призван новгородцами, но мог быть и изгнан, что случалась часто. С князем заключали дар (договор), в котором указывали права и обязанности князя. Князь рассматривался только в качестве защитника от иностранных захватчиков, но не имел никакого влияния на внутреннюю политику, а также на назначение/смещение должностных лиц. Достаточно сказать, что за 12-13 века князья в Новгороде менялись 58 раз! Поэтому можно смело говорить, что реальная власть в этом княжестве принадлежала боярству и купечеству.

Политическая самостоятельность Новгородской республики была оформлена в 1132-1136 годах после изгнания князя Всеволода Мстиславича. После этого Новгородская земля ликвидировала власть Киева и стала фактически независимым государством с республиканской формой правления. Поэтому и принято говорить, что Новгородское государство представляло собой боярскую республику с элементами системы городского самоуправления.

Новгород Великий

Новгород – столица Новгородской земли, был основан в 9 веке как результат объединения поселков трех племен: чудское, славянское и мерянского. Город располагался по реке Волхов и разделялся ею как бы на 2 части: восточную и западную. Восточная часть называлась Торговой, а западная – Софийской (в честь собора).

Новгород был один из самых крупных и красивых городов не только Руси, но и Европы. Население города было довольно образованным по сравнению с другими городами. Во многом это было связано с тем, что в городе развивались ремесла и торговля, которые требовали специфических знаний.

Культура

Новгород – один из крупнейших городов своего времени. Не случайно его часто называют Господин Великий Новгород. В центре города располагался Софийский собор. Мостовые в городе были мощеными бревнами и постоянно обновлялись. Сам город был окружен рвом и деревянными стенами. В городе практиковалось деревянное и каменное строительство. Каменными возводились, как правило, церкви и храмы, одна из функций которых была – хранение денег.

В Новгородской земле создавались летописи, сказки и былины. Большое внимание уделялось иконописи. Ярчайшим полотном той эпохи является “Ангел златые власы”, которое сегодня можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.

Развивалось в княжестве и архитектура с фресковой живописью. Главное направление развития – реализм.

Основные события

Основные события в княжестве в 12-13 века:

  • 1136 – изгнание князя Всеволода Мстиславича, после чего новгородцы самостоятельно избирали себе князя.
  • 1156 – самостоятельное избрание новгородское Архиепископа
  • 1207-1209 – социальные движения в Новгороде против бояр
  • 1220-1230 княжение Ярослава, сына Всеволода Большое Гнездо
  • 1236-1251 – княжение Александра Невского

istoriarusi.ru

Культура Великого Новгорода 10-13 вв. » Перуница

Культура Великого Новгорода 10-13 вв
Новгород – выдающийся город. Он интересен своей знаменитой демократией, своим высоким уровнем художественного развития, и той ролью, которую играл в системе культурных и торговых связей Руси с Византией, Западной Европой, мусульманским Востоком. На счастье исследователей, Новгород обладает еще и уникальными почвами – в них почти не гниют предметы, даже дерево. Поэтому археологи уже около ста лет проводят в Новгороде раскопки, извлекая на свет древние предметы и давая нам бесценную информацию о жизни Древней Руси X-XV веков.

Оказалось, что новгородцы очень любили узорочье, и даже вещи, которыми пользовались небогатые люди, часто были орнаментированы. Причем предметы обихода для богатых и для бедных были едины по художственным образам и эстетическим представлениям, и различались только материалами и ценой.

Много лет мы восхищаемся белокаменной резьбой соборов Владимира, но оказалось, что и новгородцы были знакомы с такими изображениями. Среди бревен новгородской мостовой нашли резные дубовые колонны XI века, на которых изображны грифон и кентавр-китоврас – двойники чудищ с белокаменных стен владимирского собора, но на двести лет старше! Предполагают, что эти столбы были частью церкви Спаса, которая существовала в Новгороде еще до официального крещения, и была разрушна язычниками.

Резьбой новгородцы украшали не только колонны. Были широко распространены резные бытовые предметы из дерева, кости и рога – гребни, ручки ножей, кресты и иконы, пеналы, детали боевых луков, накладки для одежды и сумок, доски для письма (церы), ложки и многое другое. Излюбленными сюжетами накладок для одежды являются образы “лют-зверя” (барса) и змея. Вероятно, эти суровые хищники были эмблемами воинов, а то обстоятельство, что ни змеев-драконов, ни барсов большинство новгородцев никогда не видело, придавало этим зверям особую значимость. Интересна накладка со змеем в форме буквы S – этот символ был очень популярен в росписях и вышивке более поздних эпох. Зато резные прялки XIX века на новгородскую резьбу совсем не похожи.

Зодчество


Культура Великого Новгорода 10-13 ввКультура Великого Новгорода 10-13 ввКультура Великого Новгорода 10-13 ввКультура Великого Новгорода 10-13 ввКультура Великого Новгорода 10-13 вв

Резные столбы


Культура Великого Новгорода 10-13 ввКультура Великого Новгорода 10-13 вв.Культура Великого Новгорода 10-13 ввКультура Великого Новгорода 10-13 вв

Одежда новгородцев


Культура Великого Новгорода 10-13 вв

Бытовые предметы


Музыкальные инструменты


Культура Великого Новгорода 10-13 ввКультура Великого Новгорода 10-13 вв

Орнаменты рукописей



Источник: «Древний Новгород. Прикладное искусство и археология». Б.Колчин, В.Янин, С.Ямщиков.

www.perunica.ru

особенности развития кратко, история, культура, искусство, правители

Термин «Новгородская Русь», как правило, применим к историческому периоду, когда Новгород был политически независимым, и в нем существовала средневековая республика. Этот город и подчиненные ему земли оставались уникальным уголком среди других восточнославянских княжеств. Здесь появилось свое собственное устройство власти, культура, образование и даже язык.

Истоки независимости

Древняя Русь возникла в 882 году, после того как новгородский князь Олег захватил Киев и сделал его своей столицей. С тех пор северный политический центр на некоторое время стал играть второстепенную роль. Но даже несмотря на это, именно здесь появлялись князья-наместники, которые потом захватывали центральную власть и тоже уходили править в Киев (Владимир Святославович и Ярослав Мудрый).

Обстановка кардинально поменялась, когда единое русское государство разделилось на несколько независимых княжеств. Все они управлялись членами династии Рюриковичей. Это приводило к возникновению и исчезновению союзов, объединению уделов, взаимным претензиям и кровопролитию. Великий Новгород на фоне этих событий также не мог не задуматься о собственной независимости.

Историки сходятся во мнении, что период наместничества на берегах Волхова закончился в 1136 году. Тогда, согласно решению вече, был изгнан князь Всеволод Мстиславович, который бежал во время битвы у Жданой горы против войск Юрия Долгорукого. Малодушие киевского назначенца привело, во-первых, к тому, что он остался без удела, а во-вторых, к тому, что возникла самостоятельная Новгородская Русь.

Государственное устройство

Начиная с 1136 года, жители Новгорода сами выбирали себе князей, не обращая внимания на лествичное право и другие принципы наследования, принятые в большинстве русских княжеств. Значительный вес в принятии решений имели посадники и тысяцкие. Это были бояре из аристократических семей, добившиеся успеха на государственной службе. Их избирало вече.

Новгородская Русь не могла жить в нормальном режиме без тысяцкого. Человек на этой должности отвечал за всю торговлю в городе. Он ведал арбитражным судом, где разрешались купеческие споры, причем часто с иностранцами. Благосостояние города напрямую зависело от торговли с Европой. Именно он был воротами всего восточнославянского края, откуда на запад поступали редкие меха белок, куниц, соболей и другие дорогостоящие товары.

Также тысяцкий на вече представлял интересы мелкопоместного боярства и так называемых черных людей, которыми была полна Новгородская Русь. Это были бедняки и обычные городские жители, не обладавшие никакими привилегиями. Часто для того, чтобы стать посадником (по сути, мэром), необходимо было некоторое время проработать тысяцким. С XIV века значение должности еще более увеличилось благодаря тому, что именно она стала даровать боярский титул.

Культура

Средневековая культура Новгородской Руси заметно отличалась от культуры ее соседей. Современная наука знает о ней много благодаря тому, что здесь, на севере, сохранилось гораздо больше памятников ушедшей эпохи. Археологи, лингвисты, этнографы и другие ученые продолжают с интересом изучать наследие, которое оставила после себя Новгородская Русь. Особенности развития, кратко говоря, помогли культуре города встать на один уровень с западными европейскими центрами. Некоторые исследователи даже утверждают, что Новгород является одной из северных колыбелей Возрождения.

Жители республики были большими ценителями искусства. Об этом говорит огромное количество уникальных зданий. Большинство из них сохранилось благодаря тому, что сюда не добрались монголо-татарские орды. Регулярные нашествия степняков часто опустошали Владимирскую Русь, где приходилось заново перестраивать целые города. Во второй половине XIII века даже были забыты некоторые ремесла из-за гибели специалистов и мастеров.

Летописи – это еще одно явление, которым отличается Новгородская Русь. Особенности развития, кратко говоря, привели к тому, что авторы хроник в своих документах не только описывали события, но и затрагивали темы быта жителей и внешнего облика города. Этого стиля не было у южных соседей.

Живопись

Больше половины памятников средневековой русской живописи сохранила именно Новгородская Русь. Особенности развития края привлекали сюда талантливых художников из всех славянских областей. На берега Волхова они стремились ради свободы и спокойной жизни, которая позволила бы им плодотворно творить.

Живопись Новгородской Руси даже превосходила западную. В Европе соборы в готическом и романском стилях почти не украшались фресками. В новгородских храмах сохранилось огромное количество мозаик на самые разные библейские сюжеты. Свой расцвет местная живопись пережила в XIV веке, когда ей удивлялись даже гости из Италии и Византии.

К сожалению, вся эта художественная школа ушла в прошлое. Она исчезла после присоединения республики к Москве. Князья делали все, чтобы была обезглавлена Новгородская Русь. Особенности развития сделали северные соборы богаче и красивее московских. В то же время местная аристократия была гордой и самобытной. Все это раздражало центральную власть. В XV-XVI вв., под разными предлогами, было проведено несколько фатальных погромов. Самым страшным ударом стал террор опричников Ивана Грозного. После этого новгородская школа искусства постепенно затухла и умерла.

Архитектура

Как и живопись, архитектура Новгородской Руси известна своей самобытностью по отношению к владимирской, суздальской, киевской и т. д. На севере жили лучшие плотники, мастерски работавшие с разными видами древесины. На всей Руси именно новгородцы первыми освоили камень как строительный материал.

В 1044 году здесь появился детинец, а еще через год – храм Святой Софии. Все эти шедевры архитектуры были сделаны из камня и сохранились до сего дня. Талант новгородских мастеров выражался и в передовых позициях в области инженерного искусства. Каменный мост через Волхов долгое время был крупнейшим в Европе, а его строительство велось по уникальной методике.

Новгородская архитектура родилась как синтез нескольких стилей. В ней прослеживаются элементы европейского, византийского и собственно русского стиля. Греческие веяния пришли в город вместе с православной верой. Европейская школа прижилась в республике благодаря активному сотрудничеству с западными торговцами и Ганзейским союзом. Впитав всего понемногу, местные мастера создали свой собственный узнаваемый почерк. Памятники Новгородской Руси сохранились во многом благодаря тому, что зодчие строили из надежных материалов.

Берестяные грамоты

Берестяные грамоты, которые продолжают находить современные археологи, являются огромным кладезем знаний о жизни, которую вела Новгородская Русь. Кратко говоря, они помогают приоткрыть завесу тайны над давно ушедшим в прошлое бытом и привычками тогдашних жителей республики.

Часто грамоты являются частными письмами или деловыми документами. На них фиксировались сделки и писались любовные признания. Археологам удавалось даже найти шуточные послания, являющиеся уникальными памятниками народного фольклора.

Образование

Наличие вышеописанных писем говорит о том, что грамотным было абсолютное большинство жителей. Правители Новгородской Руси старались развивать образование. Например, именно здесь Ярослав Мудрый открыл первое училище, которое выпускало специалистов церковного и государственного профиля.

Обширные связи с европейскими торговыми городами позволяли богатым боярам посылать туда своих детей. Доподлинно известно, что новгородские юноши учились в университетах итальянской Болоньи и немецкого Ростока.

Новгород в XII-XIII вв.

Богатая событиями история Новгородской Руси делится на несколько периодов. В XII веке эта республика часто становилась яблоком раздора между разными Рюриковичами. Связь между южной и северной Русью была еще крепка, поэтому на новгородской земле часто появлялись киевские, черниговские и даже половецкие армии.

В XIII веке произошло татаро-монгольское нашествие. Орды Батыя разрушили многие города восточной и южной Руси. Армия кочевников даже собиралась идти на Новгород, но вовремя одумалась и не пошла дальше Торжка, повернув в сторону Чернигова. Это спасло жителей от разорения и гибели. Однако Новгород не избежал участи платы дани ордынцам.

Главной фигурой истории республики того периода был Александр Невский. В то время, когда почти вся Русь стенала от нашествия степняков, Новгороду пришлось столкнуться с другой угрозой. Ею были немецкие католические военные ордена – Тевтонский и Ливонский. Они появились в Прибалтике и два столетия угрожали республике. Александр Невский разбил их во время Ледового побоища в 1242 году. Кроме того, за пару лет до того он победил шведов в Невской битве.

Конец Новгородской Руси

С ростом Московского княжества Новгороду пришлось балансировать между Москвой и ее внешнеполитическими противниками. Аристократия не желала подчиняться потомкам Ивана Калиты. Поэтому новгородские бояре пытались установить союзнические отношения с Литвой и Польшей, несмотря на то что эти государства не имели ничего общего с русской культурой и нацией.

В середине XV века Василию II Темному удалось юридически закрепить вассальную зависимость республики от Москвы. Его сын Иван III хотел окончательно покорить Новгород. Когда вече решило пойти на сближение с польским королем, московский князь объявил ослушникам войну. В 1478 году он присоединил Новгород к Московскому княжеству. Это был один из важнейших шагов в создании единого русского национального государства. К сожалению, политика князей и царей привела к тому, что прежнее лидирующее положение Новгорода в торговле и культуре было со временем утрачено.

fb.ru

Культура Новгородского княжества

Из дерева в камень

О том, сколько лет Новгороду, точных сведений нет. Как и о Москве, об этом городе есть упоминания в летописях, как уже существующем. Новгород стоял во времена княжения Рюрика и не просто стоял, а представлял собой солидное княжество. Новгородский кремль -детинец – старейший на русской земле.

Предположительно город начал строиться в 9-м веке с деревянного кремля. Но уже в 11 веке деревянные строения начали менять на каменные. Земля Новгородская заключала в себе земли славян и кривичей. После Рюрика его принял князь Олег, тот самый, чей «щит на вратах Цареграда» увековечил в Византии храбрость и боевую готовность славян. Князь Олег объединил восточных славян в единое государство, обложил данью новгородцев, и отправился воевать на юг.

Новгород был городом с довольно высоким для своего времени уровнем культуры. Ее развитию способствовали торговые отношения с голландцами и немцами, торговые пути, проходившие через Новгородскую землю.

Архитектура

Издавна Новгородское княжество славилось своими плотниками. Умели они строить и быстро, прочно и красиво. Одними из первых в Новгороде стали строить новгородцы здания из камня. За период с 1054 года по 1229 было возведено (или срублено) 69 церквей.

Уже в те годы верхушки церквей (главы) золотились. Наружные стены покрывались оловом. Внутри стены украшались иконами, настенной живописью, серебряными паникадилами, иконы отделывались золотом, дорогими камнями, жемчужинами, финифтью.

Из русских иконописцев того времени упоминается св. Алимпий Печерский. Он выучился иконописи, а также мастерству мозаики у греческих мастеров, которые расписывали Печерский монастырь.

Жилые строения были исключительно деревянные. В летописях упоминается и о строительстве мостов через Волхов.

 Литература

В книге Соловьева «История России с древнейших времен» упоминаются древнерусские стихотворения, главным героем которых является Василий Буслаевич. Этот герой предводительствовал над местной молодежью, вел разгульную жизнь. От его вольностей страдали горожане. В одной из песен рассказывается, как Василий Буслаевич со своими молодцами- удальцами новгородцев побил. В другой песне – о том, как он ездил в Иерусалим молиться.

Василий Буслаевич отслужил обедню во здравие матушки и себя, Отслужил панихиду на отца который прожил до 90 лет, и своих близких. Но вот домой вернуть не довелось ему. Пренебрег советом не скакать мимо магического камня, и нашел под ним свою погибель.

Еще один герой отмечается в новгородских песнях и сказаниях – Ставр, новгородский сотский, живший с женой. Из летописи, датированной 1118 годом, становится известно, что князь Владимир Мономах вызвал Ставра в Киев наряду с несколькими другими новгородскими боярами, обвинявшимися в ограблении двух граждан. В песне Ставр обвинялся в хвастовстве своим достатком. Князю Владимиру показалось оскорбительным, что какой-то сотник может быть богаче его, Великого Князя Киевского.

«Что это за крепость в Киеве, у великого князя Владимира? у меня де, Ставра боярина, широкий двор не хуже города Киева: – а двор у меня на семи верстах, а гридни, светлицы белодубовы, покрыты гридни седым бобром, потолок в гриднях черных соболей, пол, середа одного серебра, крюки да пробои по булату злачены».

В другой новгородской летописной хронике за 1167 год упоминается о Садке Сытиниче, построившем церковь св. Бориса и Глеба из камня. О Садке поется и песня. В ней повествуется о том, что Садко принес от Волги поклон брату Ильменю, и тот наградил Садка несметными богатствами. Страсть Садка возводить храмы божьи, не осталась без вознаграждения. Из другой песни мы узнаем, что когда Садко оказался во власти морского царя, ему помог св. Николай.

Почти все значимые свидетельства русской письменной культуры имеют отношение к Великому Новгороду. Кроме хронологических летописей и стихотворений, которые пелись, в Новгороде были созданы:

  • Остромирово Евангелие – по приказу посадника Остромира в 1057 году;
  • Грамота князя Мстислава Владимировича. Она была выдана в 1130 году Юрьеву монастырю;
  • Духовная Климента ХIII, и много других.

«Книжность Новгорода, — подчеркивал Д. С. Лихачев, — отличает единая, общая ей черта: близость письменного языка к разговорному. Это свидетельствует о большом пути культурного развития, пройденном русским языком в Новгороде в предшествующие эпохи. Благодаря этому, несмотря на обилие нахлынувших в Новгород после его крещения произведений церковно-славянской письменности, русский литературный язык Новгорода остался чист от церковно-славянизмов и сохранил все свои русские особенности».

 

istoriyakratko.ru

Новгородская республика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 октября 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 октября 2019; проверки требуют 2 правки. Запрос «Господин Великий Новгород» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Историческое государство
Новгородская республика
Господин Государь Великий Новгород
Герб
Столица Новгород
Крупнейшие города Новгород, Псков, Ладога, Руса, Вятка, Торжок, Волок на Ламе, Вологда, Бежецк
Язык(и) древнерусский (древненовгородский диалект)
Религия православное христианство и финно-угорское язычество
Денежная единица новгородская гривна
Площадь 3 000 000 км²
Население восточные славяне, корела, водь, ижора, весь, пермь, чудь заволочская, самоядь, югра
Форма правления
Парламент
 • с 1136—1478
 • с 1190—1477
  • Миронег (первый)
  • Фёдор Лукинич (последний)
 • с 1136—1480

Новгоро́дская респу́блика (Господи́н Вели́кий Но́вгород) — русское средневековое государство, существовавшее с 1136 года по 1478 год. В период наибольшего расцвета, кроме Новгородской земли в узком смысле, включала также территории от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге. Находясь с 1245 года под сюзеренитетом великих князей владимирских[1][2], титул которых с XIV века стали наследовать исключительно московские князья, Новгородская республика в 1478 году была присоединена Иваном III и полностью вошла в состав централизованного Русского государства.

Карта 1239—1245 годов

Первые попытки Новгорода обрести независимость от Древнерусского государства появились в XI веке. Новгородские бояре при поддержке городского населения хотели избавиться от бремени налогообложения Киева и создать своё войско. В 1136 году из-за бегства князя Всеволода Мстиславича с поля битвы у Жданой горы и изгнания его из Новгорода, в Новгородской земле установилось республиканское правление.

Во времена монгольского нашествия на Русь и последующих монгольских и ордынских походов Новгороду удалось избежать разорения благодаря удалённому расположению. Но юго-восточные города новгородских владений (Торжок, Волок, Бежецк) были разграблены и опустошены. В 1259 году Новгородская земля при содействии Александра Невского была вовлечена в данническую зависимость от Орды. В 1236—1240 и 1241—1252 годах в Новгороде княжил Александр Невский, в 1328—1337 годах — Иван Калита. До 1478 года новгородский княжеский стол занимали преимущественно суздальские и владимирские князья, редко — литовские князья.

До XV века владения Новгорода расширялись на восток и северо-восток. Республика приобрела земли вокруг Онежского озера, вдоль реки Северной Двины и побережье Белого моря. Также исследовались Баренцево и Карское моря, запад Cеверного Урала. Районы к северо-востоку от столицы были богаты пушным зверем и солью. Эти ресурсы имели большое значение для экономики Новгородской республики, основу которой составляла торговля.

Вече[править | править код]

Для Новгородской республики характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и землевладельческий вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления.

Вече — собрание части мужского населения города — обладало широкими полномочиями («общегородское» вече): оно призывало князя[3], судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.

Увоз вечевого колокола. Миниатюра

После первого удачного похода на Новгород (1471) Иван III принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве»[4]. В результате второго похода (1478) вече было уничтожено как политический институт, а вечевой колокол увезён в Москву. Традиции веча восходят к многотысячелетним традициям народных собраний, идущих от родоплеменных советов.

Княжеская власть[править | править код]

«Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (картина Н. К. Рериха)

Новгородские князья иногда призывались или утверждались вечем[3] из близлежащих княжеств. Функциями князя были гражданский суд и оборона, во время войны он также был главным военачальником. Князь отвечал за защиту части Новгородской земли (в некоторых городах Новгородской земли были свои князья).

Резиденция князя с 1136 года была, вероятнее всего, за городом, сейчас это место называется «Рюриково Городище», но, возможно, и в городе — «Ярославово Дворище».

С периода великого княжения Александра Невского Новгородская республика признавала сюзеренитет Великого княжества Владимирского и подчинялась великим князьям суздальской ветви[1][2]. Это позволяло ей избегать конфликтов с Ордой и сосредотачивать силы на противостоянии натиску Ордена, Швеции и Литвы, привлекая к борьбе против них великокняжеские силы. Во второй половине XIII века великие князья владимирские обладали реальной исполнительной властью в Новгороде, в их компетенцию входило утверждение судебных актов, поземельных и имущественных сделок, документов, регулирующих торговые конфликты. В конце XIII века эти вопросы перешли в ведение республиканского судопроизводства и сюзеренитет великих князей обрёл во многом номинальный характер, поскольку новгородское боярство стремилось к наибольшей самостоятельности[5]. Тем не менее, великие князья владимирские и далее имели право содержать в Новгороде своих наместников, которые в иерархии республики занимали второе место после архиепископа. Сюзеренитет великих князей владимирских (со времени Дмитрия Донского этот титул был вотчиной московских князей) никогда не ставился под сомнение.

Посадник[править | править код]

ru.wikipedia.org

3. Культура Великого Новгорода. История мировой и отечественной культуры: конспект лекций

3. Культура Великого Новгорода

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славился многолюдностью и богатством. Киевские князья «сажали» на новгородский престол своих старших сыновей. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения.

В Новгороде представлен самобытный вариант православного храма, и хотя он в меньшей степени, чем в Киеве, связан с воплощением византийского архитектурного сознания, по выразительности и лаконичности он родственен характеру северной природы.

Во второй половине XIII в. в Новгороде замерло каменное строительство. Город избежал монголо-татарского нашествия, но вынужден был отбивать натиск немцев и шведов, а затем принять на себя изрядную долю выплат ордынской дани. Первыми возобновили традицию каменного строительства Тверь и Новгород. Уже в 1292 г. новгородцы начали строить церковь Николы на Липне, а в XIV столетии на Новгородской земле создается целый ряд храмов, считающихся ныне замечательными творениями древнерусского зодчества. Среди них церкви Федора Стратилата на Ручью (1360 г.) и Спаса на Ильине улице (1374 г.).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Новгородская земля — Википедия

«Детинец» (Новгородский кремль)

Новгоро́дская земля́ (Новгородчина) — одно из крупнейших исторических территориально-государственных образований на Руси охватывавшее её северо-запад и север. Новгородская земля с центром в Великом Новгороде являлась колыбелью древнерусской государственности под властью династии Рюриковичей и одним из важнейших княжеских престолов эпохи Киевской Руси. В период распада Киевской Руси и в последующие столетия Новгородская земля развивалась как автономное русское государство с республиканскими формами правления под сюзеренитетом великих князей Владимирских (позже — Московских)[1][2]. В период наибольшего развития доходила на север до Белого моря, а на востоке распространялась за Уральские горы. Имела разветвлённые торговые связи в рамках Ганзейского союза. В XV веке в ходе великокняжеской политики «собирания русских земель», Великий Новгород, с окрестными землями, был полностью присоединён к централизованному Русскому государству. Новгородская земля просуществовала как административная единица до 1708 года.

Новгородская земля XVI век.

Административно к концу Средневековья делилась на пятины, которые, в свою очередь, со второй половины XVI века делились на половины (пятин). Пятинное деление наложилось на более раннее — на волости, уезды (присуды), погосты и станы, причём, по данным летописей, основы этого административного деления заложила в X веке княгиня Ольга, которая установила в Новгородской земле места погостов и уроки. В «Повести временных лет» даётся определение как «великой и обильной земли».

Судя по «Повести временных лет» и археологическим данным, к моменту прихода Рюрика в 862 году крупными поселениями уже были Новгород (вероятно как цепочка поселений от истоков Волхова и Рюрикова Городища[3][4] вплоть до Холопьего городка[5], напротив Кречевиц), Ладога[6], Изборск и возможно Белоозеро. Скандинавы, вероятно, называли именно эту территорию Гардарики.

После вхождения Новгородской земли в состав Русского государства территориальное деление было сохранено, а территории с конца XV века названы пятинами, прежде Новгородская земля делилась на земли, а в XII веке на ряды — носившие одинаковое название с пятинами — Вотьская земля, Обонежский и Бежецкий ряд, Шелонь, Дерева. В каждой пятине было по нескольку присудов (уездов), в каждом присуде (уезде) — по нескольку погостов и волостей.

Пятины: Водская — между реками Волховом и Лугой, Обонежская — в междуречье рек Волхова и Мсты до Белого моря, Бежецкая — в междуречье рек Мсты и Мологи, Деревская — в междуречье рек Мсты и Ловати, Шелонская — от Ловати до Луги.

Некоторые территории относительно поздней новгородской колонизации не вошли в пятинное деление и образовали ряд волостей, находившихся на особом положении: Заволочье или Двинская земля — по Северной Двине от Онеги до Мезени. Эта волость называлось так потому, что находилась за волоком — водоразделом, отделяющим бассейны Онеги и Северной Двины от бассейна Волги и находилась за Обонежской и Бежецкой пятинами, где начинались волоки к реке Онеге (Поонежье). Пермь — в бассейне реки Вычегды и верховьям Камы. Печора — За Двинской землёй и Пермью к северо-востоку по обоим берегам реки Печоры до Уральского хребта. Югра — с восточной стороны Уральского хребта[7]. Тре или Терский берег[8] — на побережье Белого моря.

Пять городов с пригородами не принадлежали ни к какой пятине. Это было следствием того, что они вначале состояли в совместном владении у Новгорода с великими князьями Владимирскими, потом Московскими — Волок-Ламский, Бежичи (позже Городецк), Торжок, и с князьями Смоленскими, потом Литовскими, когда Смоленск был захвачен Литвой — Ржев, Великие Луки.

В 1348 году по Болотовскому договору Пскову была предоставлена автономия Новгородом в части выбора посадников (см. Псковская республика), при этом Псков признаёт московского князя своим главой и соглашается избирать на псковское княжение лиц, угодных великому князю. С 1399 эти князья называются московскими наместниками. Василий II добивается права назначать псковских наместников по своему усмотрению, причём они приносят присягу не только Пскову, но и великому князю. При Иване III псковичи отказываются от права смещать назначенных к ним князей. С 1510 года Псков — вотчина великого князя московского Василия III.

Заселение территории Новгородской земли началось в районе Валдайской возвышенности со времён палеолита и мезолита, вдоль границы Валдайского (Осташковского) оледенения, а на северо-западе Приильменья, в районе будущего территориального центра — со времён неолита.

Археологически[9] и путём исследования топонимики[10] предполагается присутствие здесь миграционных так называемых ностратических общин, сменившихся пришедшими с юго-запада индоевропейскими группами (будущими балтами и славянами) и пришедшими с востока предками прибалтийско-финских народов[11]. Эта полиэтничность подтверждается и этногенетикой, геногеографией. Во времена Геродота около 25 веков назад земли примерно от Балтики до Урала[11] полностью или частично осваивали андрофаги, невры, меланхлены, будины, фиссагеты, иирки, северные скифы в регионе Волга-Кама, которых нередко локализуют[11] в зависимости от исседонов.

При Клавдии Птолемее во II веке н. э. эти земли контролировали[11]венеды, ставани, аорсы, аланы, боруски, царские сарматы и ещё более десятка больших и малых народов. Готский историк Иордан в перечне народов, подчинённых Германарихом, указывает и жителей севера Восточной Европы IV века: «в Аунксах весь, на Аброньге мерю, мордву в Мещере»[12].

В начальной части «Повести временных лет» в Лаврентьевской летописи 1377 года есть мнение средневекового летописца о более древнем расселении народов[13]:

въ Афетовѣ же части сѣдять Русь, Чюдь и вси языци: Меря, Мурома, Весь, Моръдва, Заволочьская Чюдь, Пермь, Печера, Ямь, Утра, Литва, Зимѣгола, Корсь, Лѣтьгола, Любь, Ляхъве же и Пруси и Чюдь присѣдять къ морю Варяжьскому
Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Традиционно считается, что в VI веке сюда пришли племена кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-Европейской равнины пришло племя ильменских словен. На этой же территории проживали финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озёр. Трактовка дославянской топонимии как исключительно финно-угорской подвергается сомнению многими исследователями[14].

Время славянского заселения датируют, как правило, по типу курганных групп и отдельных курганов, расположенных на этой территории. Псковские длинные курганы — традиционно соотносят с кривичами, а курганы в форме сопки со словенами. Существует также так называемая Курганная гипотеза, исходя из которой возможны различные предположения о путях заселения этой территории.

Археологические исследования в Старой Ладоге[6][15] и Рюриковом Городище[3] показывают наличие среди жителей этих первых крупных поселений в том числе и скандинавов, традиционно называемых в древнерусских (средневековых) литературных источниках варягами.

Археологически[9] и путём исследования топонимики[10] предполагается присутствие здесь миграционных гипотетических так называемых ностратических общин, из которых несколько тысяч лет назад в округе южнее Приильменья выделялись индоевропейцы[11] (индоевропейские языки в частности — будущие славяне и балты) и финно-угры[11]. Эта полиэтничность подтверждается и этногенетикой, геногеографией.

Кроме славянского населения, заметная часть Новгородской земли была заселена[7] различными финно-угорскими племенами[16][17], находившимися на разных ступенях культуры и стоявшими в различных отношениях к Новгороду. Водская пятина наряду со славянами была населена водью и ижорой, которые издавна находились в тесной связи с Новгородом. Емь, жившая в южной Финляндии, была обыкновенно во вражде с новгородцами и более склонялась на сторону шведов, тогда как соседняя карела обыкновенно держалась Новгорода[7]. Издавна Новгород приходил в столкновения с чудью, населявшей Лифляндию и Эстляндию; с этой чудью у новгородцев идет постоянная борьба, которая позднее переходит в борьбу новгородцев с ливонскими рыцарями. Заволочье было населено финно-угорскими племенами, которую часто называли заволоцкой чудью; позднее в этот край устремились новгородские колонисты[7] . Терский берег был населён лопарями. Далее на северо-востоке жили пермяки и зыряне.

Центром славянских поселений были окрестности озера Ильмень и река Волхов, здесь жили ильменские словене[7].

Древнейший период (до

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *