- Мегалиты | это… Что такое Мегалиты?
- РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ ИЗ ПРИРОДНОГО КАМНЯ. • Блог о камне
- 15 Великолепных сооружений из камня
- Рок-классика: самые необычные каменные строения на Земле – в фотографиях | Искусство и дизайн
- Церковь Сан-Джованни Баттиста, Моньо, Швейцария, 1996 г., автор Марио Ботта
- Пон-дю-Гар, римский акведук над рекой Гардон, Франция, I век н.э. свежая родниковая вода в Ним каждый день.
- Большая мечеть финансового района короля Абдаллы, Эр-Рияд, Саудовская Аравия, 2017 г., автор Omrania
- Каса-ду-Пенедо, Фафе, Португалия, 1974 г.
- Церковь Святого Георгия, Лалибела, Эфиопия, 1200-е годы
- Muzeum Susch, Швейцария, 2018, авторы Chasper Schmidlin и Lukas Voellmy
- Himalesque, Джомсом, Непал, 2013 г., Archium
- Мечеть Санджаклар, Бююкчекмедже, Турция, 2012 г., архитектор Emre Arolat Architects
- Храм в камне и свете, Бармер, Индия, 2016 г.
- Большая мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты, 2007 г., автор Юсеф Абдельки
- Bibliotheca Alexandrina, Alexandria, Egypt, 2001, by Snøhetta
- Мемориальная каменная церковь Учимура Канзо, Нагано, Япония, 1988 г., автор: Кендрик Бэнгс Келлогг
- Спасская пещерная церковь, Костомарово, Воронеж, Россия, 1600-е годы
- Автовокзал Невшехира, Турция, 2010 г., архитекторы Бахадир Кул
- Мавританская стена в Альто-Альбайсине, Гранада, Испания, 2006 г.
Мегалиты | это… Что такое Мегалиты?
Мегалитическое захоронение в Бретани Аналогичное захоронение в Буррене, ИрландияМегали́ты (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора. В предельном случае это один модуль (менгир).
Содержание
|
Общие сведения
Термин был предложен в 1849 году английским исследователем А. Хербертом в книге Cyclops Christianus, а в 1867 году официально принят на конгрессе в Париже[1]. Термин не является исчерпывающим, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений подпадает достаточно расплывчатая группа строений. В частности, мегалитами называют обтёсанные камни больших размеров[2][3][4], в том числе и не используемые для сооружения погребений и памятников[5][6].
Отдельную группу представляют собой мегалитические сооружения, то есть объекты в значительной степени состоящие из мегалитов. Они распространены по всему миру. В Европе, например, это Стоунхендж, сооружения крито-микенской культуры или Египта. В Южной Америке — Мачу-Пикчу, Пума Пунку, Ольянтайтамбо, Писак, Саксайуаман, Тиуанако.
Их общей характерной особенностью являются каменные блоки весом порой более сотни тонн, часто доставленные из карьеров расположенных за десятки километров иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни обработаны так, что в стык между блоками не может войти бритвенное лезвие.
Как правило мегалитические конструкции не служили жильём, а от периода строительства до наших дней не дошло никаких записей о технологиях и назначении строительства. Отсутствие достоверных письменных источников и тот факт, что все эти сооружения значительно пострадали под воздействием времени, делают задачу их исчерпывающего исследования практически невыполнимой, что, в свою очередь, оставляет обширное поле для различных догадок.
Ранние мегалитические сооружения Малой Азии
Большие церемониальные сооружения IX тысячелетия до н. э. были обнаружены в Малой Азии. Они относятся к эпохе зарождения земледелия и скотоводства в обществе, под влиянием которого или непосредственно от него произошел впоследствии ближневосточный и европейский неолит. Сооружения представляют собой большие округлые в плане структуры, опирающиеся на мегалитические колонны (от 3 м и более) из монолитного тесанного камня. Самыми древними из ныне известных являются храмы Гёбекли-Тепе и Невалы-Чори. В Гёбекли-Тепе к настоящему времени произведены раскопки только четырех храмов из примерно двух десятков. Диаметр некоторых достигает 30 м. На колоннах имеются барельефные изображения животных (лис, кабанов, львов, птиц, змей и скорпионов)[7]. Хотя эти храмы представляют собой самые древние мегалитические постройки на Земле, неизвестно, какое отношение они имеют к европейским мегалитам[8].
Европейские мегалиты
Дольмен в Буррене, ИрландияМегалиты распространены во всём мире преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3 — 2 тыс. до н. э.), за исключением Британских островов, Португалии и Франции, где мегалиты относятся к эпохе неолита (например, Карроумор в Ирландии, Алмендриш в Португалии, Барнене в Бретани и Бугонский некрополь в департаменте Пуату — Шаранта, Франция). Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Также большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.
Наиболее часто встречающееся мегалитическое сооружение Европы — дольмен — представляет собой камеру или склеп из стоящих вертикально обтесанных монолитов, на которых покоится один или несколько больших плоских камней, составляющих «крышу». Многие из них, хотя и не все, содержат останки погребенных внутри людей. Было ли погребение основной целью постройки, или люди были принесены в жертву, оказались похоронены внутри в связи с исполнением ими здесь каких-то обрядов в течение жизни либо остались в дольмене по какой-то иной причине — неизвестно. Дольмен — общее название такой постройки, на разных языках и диалектах Европы она также может иметь другие названия, например, кромлех (в Уэльсе), анта (в Португалии) или стаццоне (на Сардинии), или испун на Кавказе.
Второй наиболее общий тип мегалитических погребений — коридорная гробница. Обычно она состоит из прямоугольной, круглой или крестообразной камеры с плоской или выступающей по краям крышей, к которой ведет длинный прямой проход. Всю конструкцию сверху покрывает земля, образующая подобие кургана, внутрь которого открывается вход из каменных глыб. Иногда по краю курган окаймлен каменным бордюром. Наиболее замечательные примеры — Бру-на-Бойн в Ирландии, Брин-Келли-Ди в Уэльсе, Мейсхау на Оркнейских островах и Гаврини в Бретани.
Третий тип представляет собой разнообразные гробницы в форме галерей, например, Северн-Котсуолдские. В плане они имеют осевую симметрию и состоят из рядов камер, засыпанных курганами удлиненной формы. Распространены также отдельно стоящие или объединенные в группы менгиры и каменные круги, которые в русскоязычной литературе также называют кромлехами, как и уэльские дольмены. К последнему типу относят Стоунхендж, Эйвбери, Круг Бродгара и сотни других аналогичных памятников. Как и менгиры, они имели значение астрономических устройств для наблюдений за солнцем и луной и обычно являются не столь древними, как мегалитические погребения.
Назначение
Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения (функция — социализирующая). Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.
Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней во французском Карнаке (Бретань), представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие.
В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.
Галерея
См. также
- Список мегалитических памятников Америки
- Список мегалитических памятников Европы
- Архитектура
Ссылки
- Древние технологии дольменов Кавказа
- Российский мегалитический портал
- Портал с картами распространения мегалитов
- Мегалитические сооружения на Британских островах
- Менгир Загадочный мир
- Неолит и энеолит западной (приатлантической) части Европы. Мегалитические сооружения
- Дольмены Антекеры в проекте «Путешествия» портала «Новый Геродот»
- Научно-популярный фильм Колихо. Тайна дольменов Кавказа
Примечания
- ↑ Юрий Пиотровский, Мегалиты. Научный взгляд. Сайт Менгир-загадочный мир.
- ↑ Glossary. McGraw-Hill Higher Education.
- ↑ Glossary. labyrinth.net.au.
- ↑ Glossary. wordnet.princeton.edu.
- ↑ Rochester’s history ~ an illustrated timeline. glossary of cemetery terms
- ↑ Резепкин А. Д. Типология мегалитических гробниц Западного Кавказа //Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп, 1988. — С. 156—161
- ↑ The Guardian report 23 April 2008
- ↑ Mithen, S. (2003), After the Ice — A Global Human History, 20,000-5,000 BC, London, 62-71
РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ ИЗ ПРИРОДНОГО КАМНЯ. • Блог о камне
Природный камень — долговечный материал, наиболее полно донесший до нас архитектурные формы древних эпох.
Влияние камня как строительного материала на архитектурные формы можно сравнительно легко проследить в истории архитектуры — каменные сооружения сохранились лучше, чем постройки из других материалов. В различные периоды менялось значение камня: в одни — он использовался как конструкционный и как отделочный материал, в другие — только как отделочный. Влияние камня на архитектурные формы было особенно сильным в
те периоды архитектуры, когда он служил основным строительным материалом, обусловливающим и конструкцию сооружений.
Наиболее древними каменными сооружениями, дошедшими до наших дней, являются мегалитические культовые сооружения в виде менгиров — искусственных сооружений из крупных грубообработанных камней, поставленных вертикально, или в виде простейших каменных конструкций — дольменов и кромлехов. Крупнейший менгир высотой 9 м находится на территории Франции.
[ad#blok_v_tekste]
Дольмены сложены из нескольких каменных глыб, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Если менгир — скорее всего первый памятник, то дольмен — первое здание, имеющее и внутреннее пространство, и наружный объем. Сооружения кромлехов (от бретон. crom -круг и lech — камень) свидетельствуют о том, что их создатели уже овладели началом архитектурной композиции, масштабом и ритмом, знакомы с тектоникой строечно-балочной системы. Общеизвестен, например, знаменитый кромлех Стоунхендж на территории Великобритании у г. Солсбери, состоящий из трех возведенных в разное время (от 1900 до 1400 гг. до н.э.) на том же месте сооружений.
[ad#blok_v_tekste]
Мегалитические сооружения создавались из камней той естественной формы, которую они получили благодаря слоистости и плитчатости каменной породы. Для них чаще всего использовались плиты известняка или песчаника. Обработка была очень примитивной. По мере совершенствования орудий обработки камня его начинают широко и повсеместно применять в строительстве, нередко повторяя уже освоенные в дереве конструктивные системы.
Здания и сооружения, возводившиеся в последующие эпохи, вплоть до Древнего Рима, по функциональному назначению можно разделить на две основные группы: жилые и культовые.
Жилые здания как место временного пребывания человека в этом мире соответственно и строились в большинстве случаев из недолговечных материалов — дерева и глины.
Культовые же сооружения — гробницы и храмы — возводились преимущественно из долговечного материала. У всех народов древнего мира культовые постройки возводились из камня, за исключением тех стран, где его месторождения отсутствовали (Месопотамия, Китай) или где особенности религиозных представлений не позволяли применять камень для построек (Япония, Китай).
Культовые сооружения были основными монументальными
Кромлех Стоунхендж зданиями всех стран с деспотиической формой правления. Культ божества или его наместника на земле (правителя) основан на принижении и подавлении человека. Поэтому в монументальных сооружениях древности масса преобладает над пространством. Архитектурное решение рассчитано в основном на восприятие извне, внутреннее пространство, предназначенное для немногих, незначительно по сравнению с внешним объемом. Это важный момент в понимании влияния природного камня на архитектурные формы, так как конструктивные свойства камня позволяют создавать из него массивные сооружения, но не позволяют перекрывать сколько-нибудь значительные внутренние пространства.
Массивные формы, преобладающие над внутренним пространством, характерны для храмов и пирамид Древнего Египта, пирамид древних майя, зиккуратов Вавилона, индийских башнеобразных храмов и ступ. Культовые сооружения должны были также нести в себе идею вечности. Камень был как раз тем материалом, который лучше всего помогал зодчему выразить в здании идеи величия и вечности .
Египетские храмы и гробницы были не только вечными, они должны были подавлять своей мощью, размерами, массой простого смертного. Архитектура их лаконична, статична, монументальна, массивна. Созданию такого образа способствовали материал и формы, им образованные. В Египте каменоломни имелись почти по всей протяженности Нильской долины, здесь добывали известняк и песчаник. В районе Нильских порогов добывали более твердые породы: гранит, диорит, базальт, порфир. Известняки и песчаники в месторождениях имели отчетливо выраженную слоистость и трещиноватость, благодаря которой добытые глыбы камня разделялись на блоки сравнительно правильной формы.
Граниты отличались системой трещин, секущих эти массивные породы на кубовидные и параллелепипедальные глыбы. Во избежание потери материала египтяне употребляли камень в том виде, в каком он получался в каменоломнях, обтесывая только облицовочные плиты. Гробницы и храмы сохранились до настоящего времени, чему в значительной степени способствовала не только прочность строительного материала, но и климат Египта.
В египетских культовых сооружениях наглядно видно, как масса преобладает над пространством. Функциональное назначение храма — быть жилищем божества, святилище которого таинственно, невелико, замкнуто. В храме священнодействовали только жрецы, толпа не допускалась дальше храмового двора. Преобладание массы над пространством выражалось и во внешнем облике сооружений. Стенам египтяне придавали вид сплошного монолита, для этого они так тщательно обтесывали и подгоняли камни один к другому, что швы почти не видны. Монолитность подчеркивалась и рисунком рельефов, которые располагались без учета размеров квадратов и границ между ними. Скульптор рассматривал всю поверхность стены как единый фон. Наружным плоскостям стен придавался наклон внутрь, усиливающий впечатление устойчивости и массивности.
Еще больше масса в каменных египетских гробницах — пирамидах. Размеры погребальной камеры, ведущих к ней шахт и вентиляционных каналов ничтожно малы по сравнению с колоссальной массой камня, из которого выложена пирамида.
Пирамида — геометризованная форма, которую можно отнести и к скульптуре. Она является символом долговечности и абсолютного покоя .
[ad#blok_v_tekste]
В Индии камень был также наиболее подходящим материалом для создания массивных и почти не имеющих внутреннего пространства культовых сооружений: ступ и храмов. Мягкие, легко поддающиеся обработке породы камня, в основном песчаники, позволяли делать из них любые формы. Это видно на примерах огромных башнеобразных храмов Новобрахманского периода, получивших большое распространение также в Сиаме, Кампучии, на островах Ява и Шри Ланка. Материал, из которого сложены эти храмы, оживлен, камень изображает растущее растение. Отдельный каменный блок не имеет никакого значения. Основой архитектурной композиции индийского башнеобразного храма служит
Все это доказывает, что камень как строительный материал, из которого возводились долговечные монументальные сооружения, во многом способствовал созданию архитектурных форм культовых зданий тех стран и народов, где религия и мировоззрение были направлены на принижение человека, противопоставляли ему мощь, величие и вечность богов и верховной власти. Основной проблемой архитектуры была разработка внешних объемов.
Внутреннее пространство монументальных сооружений, предназначенное для божества или для немногих посвященных, было незначительным по сравнению с внешним объемом. Не требовалось перекрывать большие пространства, конструктивные решения были самыми простыми и даже примитивными. В этих условиях камень — материал, плохо работающий на изгиб, вполне удовлетворял зодчих.
По мере совершенствования орудий обработки камня его начинают широко и повсеместно применять в строительстве, нередко повторяя уже освоенные в дереве конструктивные системы.
Основная внутренняя коллизия камня как строительного материала обусловливалась не менее чем 10-15-кратной разницей в прочности на сжатие и растяжение. Она ясно обнаружилась при воспроизведении в этом материале строечно-балочной конструкции зданий, разработанной в период широкого применения древесины. По мере увеличения пролета каменной балки происходило ее «раздвоение» на противоположные по характеру работы зоны материала — сжатую и растянутую. Процесс постепенного перехода от дерева к камню как основному материалу в разных странах происходил в различные периоды времени. Ранние греческие храмы, по существу, были «деревянными сооружениями из камня». Однако попытки строить из камня, как из дерева, потерпели крах — здания рушились, как только пролет архитрава превышал его шестикратную высоту.
В архитектуре Древней Греции природный камень был также основным конструкционным материалом при возведении храмов, что определило степень его влияния на их архитектурные формы. Но назначение храма в Греции несколько иное, чем в странах с деспотичной формой правления, что связано с принципиальным отличием представления греков о человеке. В основе греческой культуры VI и V вв. до н.э. лежит образование всесторонне и духовно, и физически развитого идеального человека — героя.
Но и в архитектуре греческого храма масса господствует над окружающим пространством. Внутреннее пространство храма, так же как и в Египте, невелико по сравнению с внешним объемом, так как основная масса народа во время религиозных празднеств находилась снаружи. И так же, как и там, архитектура храма выражает его сущность в основном во внешних формах. Но в противоположность трактовке сооружений Древнего Египта и стран Древнего Востока, в греческом перипетре наружная масса разложена на отдельные составные части. Храмы греков величественны, но не подавляют человека.
В каменной архитектуре Греции на протяжении столетий совершенствовалась строечно-балочная конструктивная система. Ее последовательное развитие привело к четкому разделению несущих и несомых элементов. Тектоническая строечно-балочная система из камня, разработанная в античной Греции, стала универсальным средством архитектуры. Она нашла применение в создании архитектурных форм в течение последующих веков и позволила создать замечательные произведения архитектуры.
В античной Греции была также разработана архитектоника каменной стены. Первоначально в древних сооружениях Египта каменная стена еще не имела членений. Она трактовалась как единый монолит, что и подчеркивали рельефы, наносившиеся на плоскость стены без учета швов. В древнегреческой архитектуре стену стали расчленять на блоки, а швы — подчеркивать. Стена получила тектоническое развитие. Каменные блоки подбирали по величине, размеры их зависели от величины всего сооружения и от места их размещения. В основание стен клали более крупные блоки, подчеркивая нагрузку, увеличивающуюся книзу.
Влияние природного камня на развитие архитектурных форм изменилось в последующие эпохи, когда наряду с жилыми и культовыми постройками появились новые типы сооружений — общественные здания. Общественные монументальные здания светского характера широкое распространение получили в Римской империи — амфитеатры, базилики, термы. Изменение функциональных требований к архитектурным сооружениям вызвало необходимость создания обширных внутренних пространств, которые могли бы вместить большое количество людей. Строечно-балочная система, разработанная в камне, перестала отвечать требованиям функции, так как каменные балки могли перекрыть сравнительно небольшой пролет.
Необходимость перекрытия больших пространств в архитектуре Древнего Рима отодвинула природный камень как конструкционный материал на второй план и привела к разработке конструкций из бетона так называемой «конкретной системы». Камень в ней выступал в качестве заполнителя в бетонообразной массе и облицовочного, декоративного материала. Из него создавались оболочки, накладываемые на объемы, форма которых определялась функциональными требованиями новых типов сооружений и конструктивной схемой, обусловленной новым строительным материалом — бетоном.
В период средневековья, когда были утрачены выработанные римлянами приемы перекрытия больших пространств, зодчие вновь обратились к камню как конструкционному материалу. Освоение внутреннего пространства было возможно только при решении инженерной задачи возведения пространственных конструкций, не требующих такого обилия материалов и рабочей силы, которое было характерно для римского бетонного строительства. Закладывались основы системы сводчатых покрытий. Эта система разрабатывалась параллельно и в кирпиче и в камне, что зависело от природных ресурсов мест, где велось строительство.
Противоречивость каменной архитравной конструкции в работе на сжатие и растяжение, мешавшая преодолеть максимальный пролет в 4 м, была разрешена изобретением свода, в котором двузначная работа материала уступила место преимущественно однозначной — сжатию. Применение клинчатой арочной конструкции сводов и куполов позволило по-новому использовать конструктивные свойства природного камня. Если в строечно-балочной системе каменной балке приходится работать на изгиб , хотя изгиб — наименее выгодное напряжение для каменной конструкции, то в арке отдельные балки работают только на сжатие. Это позволяет в конструкциях использовать небольшие каменные блоки. Материал, хорошо работающий на сжатие, в этих конструкциях снова нашел себе целесообразное применение.
В византийской архитектуре каменными сводами различных систем перекрывали базилики.
В Сирии из камня делался крестовый свод, господствовавший в архитектуре с VII в. и в течение всего средневековья. Его выкладывали из бутового камня на растворе при помощи кружал. Но кружала — нежелательный строительный прием в странах, не обладающих достаточными запасами леса. Поэтому стали прибегать к куполу, преимущество которого заключалось в том, что он не требует никакой вспомогательной опоры. Чтобы облегчить процесс кладки без кружал, профиль купола стали повышать. Появился овальный купол. Повышенный свод имел статические преимущества по сравнению с полуциркульным сводом, но форма клинчатых камней, из которых он выкладывался, должна была меняться в соответствии с изменением радиуса свода. Сирийцы устранили это затруднение путем применения стрельчатого свода, где радиус кривой неизменен и все камни отесаны по одному шаблону. Стрельчатый свод и стрельчатая арка получили распространение в странах, где основным строительным материалом был природный камень.
Стрельчатая арка и конусообразный свод (нашедший свое развитие в Грузии и Армении) в постройках из камня имели статическое преимущество по сравнению с полуциркульной формой — в них был меньший распор, который в сооружениях этой эпохи гасился преимущественно за счет массивности стен. Камень же, как известно, на сжатие работает лучше, чем на распор. Поэтому закономерным в формировании архитектурных сооружений было стремление ввысь, выражающееся в повышенных сводах и арках. Это стремление получило наиболее совершенное выражение в готической архитектуре.
Под влиянием византийской школы развились архитектурные формы из природного камня на Руси. Постепенно византийские строительные приемы были переработаны, и русские зодчие создали самобытный тип каменного храма домонгольской Руси. Это небольшое сооружение с массивными стенами, где внутреннее пространство в значительной степени занято столбами, поддерживающими купол. Этот тип выработался в условиях холодного климата и необходимости упрощения строительных приемов, присущих византийской школе, что было связано с невысоким качеством местного строительного камня. Затруднения в перекрытии большого пространства не позволяли строить вместительные храмы, но этот недостаток искупался их числом. В тех областях Руси, где использовался более качественный известняк, храмы покрывались велико лепной каменной резьбой
Если развитие византийских архитектурных форм было связано не только с использованием природного камня, но и кирпича, то в странах, расположенных на территории бывшей Западной Римской империи, основным строительным материалом, определяющим архитектонику сооружений с большими пролетами, был исключительно камень. Начиная с Х в. здесь формируется романский архитектурный стиль. Феодальная раздробленность, ограниченность средств мелких государств затрудняли доставку материалов. Строители должны были пользоваться тем мате-риалом, который был у них буквально под ногами — местными породами известняка и песчаника. Материал романских построек — тесаный и бутовый камень, преимущественно мелкий, укладывался на растворе. Камень брали тех размеров, которые он получал в каменоломнях, не выравнивали высоту отдельных рядов кладки и не соблюдали регулярного распределения швов, поскольку это было связано с потерей материала. Так сложены крепостные стены Каркассона, монастыря Сен-Мишель (Франция) и других средневековых построек, сохранившиеся до наших дней.
[ad#blok_v_tekste]
Наивысших достижений в создании архитектурных форм из природного камня добился готический стиль, который называют классикой архитектуры средневековья. В готике был найден ответ на две конструктивные задачи, решение которых романские архитекторы искали в течение столетий. Это — выкладка крестового свода из камня и достижение его устойчивости. Стимулом решения данных задач была необходимость экономии материалов и рабочей силы при колоссальных размерах соборов. Готические архитекторы всегда преследовали одну цель — облегчить массу здания. В теле свода выделили каркас. Система каркасных ребер — нервюр позволила перекрывать разнообразные по форме помещения с передачей нагрузки на опорные столбы, представляющие собой пучок колонн. Заполнение каркаса стало легким, распор уменьшился за счет облегчения массы свода, расчлененного на каркас и распалубки, что снизило нагрузки. Стена несла теперь только собственную тяжесть и стала более легкой, так как. утратила значение для устойчивости свода. Это позволило увеличить проемы и осветить интерьер. Тело стены стали заменять каменной решеткой, ячейки которой застекляли. Готические витражи, занимающие значительную часть фасада — доказательство того, какой легкости можно достигнуть в сооружениях из природного камня. Изящными и тонкими по сравнению со столбами романских храмов были и колонны в интерьерах готических соборов, так как они воспринимали только вертикальные нагрузки. Облегчение массы здания позволяло его формам все больше стремиться вверх. Вертикальная направленность соборов готики — не только символика устремления к небу, но и требование техники
Готическая архитектура явилась вершиной зодчества из камня. Дух анализа и остроумия в конструировании позволил строителям преодолеть недостатки камня как конструкционного материала и максимально использовать его достоинства. Все конструктивные задачи каменного зодчества были решены в готике, но сложность конструкции и объемного решения достигла предела возможного. Дальнейшее обновление архитектурного творчества осуществлялось путем перехода к простым формам. Ренессанс развил дальше важнейшую архитектурную задачу -освоение внутреннего пространства, но уже с использованием простых конструктивных схем. Влияние камня как строительного материала на архитектурные формы в сущности ослабло в эпоху Ренессанса, так как с этих пор и уже надолго камню была отведена второстепенная роль в конструктивном решении зданий. Он перестал быть конструкционным материалом и в основном служил облицовочным и декоративным материалом, а позднее — и составной частью бетона.
В XIX в. социальные изменения и технический прогресс привели к созданию новых типов зданий и к использованию новых строительных материалов. Появились принципиально новые конструктивные системы. Но попытки эстетически их осмыслить и отразить в архитектурных формах были еще очень слабы по сравнению с тенденцией обработать эти конструкции под старые традиционные формы. Природный камень, выступавший в это время в роли облицовочного декоративного материала, продолжал диктовать решения архитектурных форм. Это выражалось в следующем: введение статических расчетов позволило уменьшить толщину стен, но архитекторы, продолжавшие работать с традиционными архитектурными формами, делали стены излишне массивными, что вызывалось желанием подчеркнуть монументальность сооружений пластической обработкой форм; при замене природного камня в облицовке штукатуркой, его продолжали изображать при помощи разбивки стены на квадры и по дцветки под тон камня; штукатурные детали также изображали камень.
В течение многих столетий, вплоть до периода, когда получило широкое развитие производство керамики и стеновых материалов на основе минеральных вяжущих, природный камень был основным материалом, используемым для кладки стен (особенно в безлесных регионах). Затем его стали активно применять как долговечный и декоративный облицовочный материал для наружной и внутренней отделки, в основном кирпичных стен, а также для покрытия полов, мощения дорог, в качестве крупного заполнителя бетонных смесей и во многих других областях строительного производства. Однако разработка более дешевых и легких искусственных материалов, с одной стороны, и все возрастающие объемы потребностей строительства и ограниченность природных ресурсов, с другой, привели к тому, что природный камень стал постепенно сдавать свои традиционные позиции.
Новая технология скоростного сверхтонкого пиления облицовочного камня, почти полная утилизация отходов камнеобрабатывающих предприятий вернули этому замечательному материалу его достойное место в палитре современного архитектора. Проследив историю развития архитектуры, можно заметить, что влияние природного камня как строительного материала на формообразование значительно. Такие понятия, как монументальность, мощность, прочность, массивность в человеческом сознании неразрывно связаны с архитектурными формами из природного камня.
Подпишись на новые статьи блога о камне
15 Великолепных сооружений из камня
Камень — один из старейших строительных материалов в мире, ценимый за свою прочность и долговечность. В древние времена его выбирали из-за его изобилия: как природный материал он был легко доступен и надежен. Но в этом материале гораздо больше, чем можно было бы ожидать, и есть причина, по которой архитекторы продолжают строить из него, вокруг него и в нем. Структуры в этом списке демонстрируют способность камня изменять форму; его можно использовать в необработанном виде или отполировать для более гладкого эффекта. Неудивительно, что это выбранный материал для важных памятников и зданий, таких как места отправления культа, замки и дворцы, поскольку он переживет почти любой другой материал.
Дом Мила, Барселона, Испания, 1913 год, Антонио Гауди
Фото Хосе Мигеля Эрнандеса. Изображение предоставлено Getty Images.
Последний дом, спроектированный Гауди, получил прозвище La Pedrera (Каменный карьер) за уникальный фасад из известняка.
Церковь Сан Джованни Баттиста, Моньо, Швейцария, 1996, Марио Ботта
Фото Рандольфа Лангенбаха. Изображение предоставлено Файдоном.
В 1986 году лавина разрушила церковь XVII века, которую Марио Ботта заменил своим потрясающим дизайном. Белый мрамор и темный гнейс придают крошечной церкви приподнятое настроение, а свет проникает сверху.
Пон-дю-Гар, Ним, Франция, 60 г. н.э.
Фото Ivoha/Alamy. Изображение предоставлено Файдоном.
Самый высокий римский акведук в мире, Пон-дю-Гар, использовался для подачи пресной родниковой воды в этот район. Камни вырезаны с безупречной точностью, и для поддержания их в вертикальном положении не использовался раствор.
Большая мечеть финансового района короля Абдаллы, Эр-Рияд, Саудовская Аравия, 2017, Омрания
Фото Мохаммада Баллула Омрания. Изображение предоставлено Файдоном.
Из-за большого количества высотных зданий в Эр-Рияде крыша Большой мечети финансового района короля Абдуллы была важным фактором при проектировании.
Muzeum Susch, Susch, Швейцария, 2018, Chasper Schmidlin и Lukas Voellmy
Фото Studio Stefano Graziani. Courtesy Фонд Art Stations CHMuzeum Susch.
Самый популярный
То, что осталось от монастыря 12-го века и пивоварни, было объединено для создания музея Susch в Швейцарии. Увидев, что обе постройки находятся под защитой, архитекторы предприняли большие усилия, чтобы сохранить их, хотя было выкопано 9000 тонн камня, чтобы обеспечить больше места для выставки.
Автовокзал Невшехир, Невшехир, Турция, 2010, Bahadir Kul Architects
Фото Кадри Байрам/KET Kolektif. Изображение предоставлено Файдоном.
Каменная стена, окружающая конструкцию из стали и стекла, обеспечивает тень и укрытие внутри автобусной остановки. Абстрактные формы отсылают к топографии региона.
Норвежский национальный театр оперы и балета, Осло, Норвегия, 2008 г., Снёхетта
Фото Ферри Вермеера. Изображение предоставлено Файдоном.
По словам Снохетты, невысокая форма здания предназначена не только для архитектуры, но и для пейзажа. Площадь изготовлена из белого каррарского мрамора ручной чеканки
Мечеть Санджаклар, Бююкчекмедже, Турция, 2012 г., Emre Arolat Architects
Фото Джемаля Эмдена. Изображение предоставлено EAAEmre Arolat Architecture.
Самое популярное
Это подземное пространство частично затоплено, что снижает потребление энергии и бросает вызов традиционному дизайну мечети.
Город культуры Галисии, Сантьяго-де-Компостела, Испания, 2011 г., Eisenman Architects
Altaimage. Изображение предоставлено Файдоном.
Дизайн здания вдохновлен средневековым планом улиц Сантьяго, Испания, и напоминает холмистую местность, что делает его гармонирующим с окружающим ландшафтом.
Церковь Святого Георгия, Лалибела, Эфиопия, 1200-е годы
Фото Райана Дойла/Video Vision 360. Изображение предоставлено Phaidon.
Вырезанная из вулканического туфа в земле тринадцатого века, это последняя из вырубленных в скале церквей короля Лалибелы. Окна, полы, потолки и стены были вырезаны вручную.
Спасская пещерная церковь, Костомарово, Воронеж, Россия, 1600-е годы
Фото Гринченковой Анжелы. Изображение предоставлено Файдоном.
Самые популярные
Эта чудесная церковь была высечена из мелового утеса где-то в семнадцатом веке, хотя некоторые говорят, что она намного старше. Есть две церкви, которые глубоко врыты в землю, и крытая колокольня, которая их связывает.
Мемориальная каменная церковь Учимура Канзо, Каруидзава, Нагано, Япония, 1988 г., Кендрик Бэнгс Келлогг
Фото Микаэля Олссона. Изображение предоставлено Файдоном.
Построенный в традициях японского внецерковного движения, здесь нет никаких религиозных артефактов, таких как кресты или трансепт. Вместо этого он построен с идеей свободы природы, включая органический план этажа, листву, скалы, водный канал и ребристые световые люки.
Большая мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты, 2007 г., Юсеф Абделки
Фото Марка Шмитбуля. Изображение предоставлено Гетти.
Самая популярная
Сочетая в себе мавританскую, арабскую и могольскую архитектуру, Шейх Заид является самой большой мечетью в Объединенных Арабских Эмиратах. Его чистый ярко-белый мраморный фасад сочетается с более теплым не совсем белым мраморным интерьером, в котором находится самый большой в мире ковер.
Casa do Penedo, Fafe, Португалия, 1974
Фото Дарьи Чуваевой. Изображение предоставлено Файдоном.
Это сооружение в Португалии, получившее название «Дом Скалы», построено из огромных ледниковых скал, которыми покрыт этот район. Стены были возведены с небольшим количеством бетона, чтобы создать убежище.
Museo Jumex, Мехико, Мексика, 2013, David Chipperfield Architects
Фото Саймона Менгеса. Изображение предоставлено архитектурным бюро Дэвида Чипперфилда.
Являясь домом для частной коллекции современного латиноамериканского искусства, мексиканское здание, облицованное травертином, своей завораживающей пилообразной крышей разрушает окружающий ландшафт.
Камень можно приобрести у Phaidon.
Самый популярный
Изображение предоставлено Phaidon.
Рок-классика: самые необычные каменные строения на Земле – в фотографиях | Искусство и дизайн
Акведук без строительного раствора, наклонная библиотека, дом, зажатый между двумя валунами… Камень, новая книга Уильяма Холла, прославляет некоторые из лучших зданий в мире, построенных из одного из самых старых и самых прочных материалов
Основное изображение: Himalesque, Джомсом, Непал, 2013 г., Archium. Фотография: Джун Мьюджонджин
Церковь Сан-Джованни Баттиста, Моньо, Швейцария, 1996 г., автор Марио Ботта
Это здание заменило церковь 17 века, которая была разрушена лавиной в 1986 г. Яркое творение Марио Ботты включает в себя пару колоколов, датируемых 1746 г. – единственный спасательные части разрушенной конструкции. Чередующиеся слои белого мрамора и темного гнейса из соседних карьеров создают живой и вдохновляющий узор. Дневной свет заливает крошечную церковь через наклонный стеклянный потолок. Stone опубликован PhaidonФотография: © Randolph Langenbach
Пон-дю-Гар, римский акведук над рекой Гардон, Франция, I век н.э. свежая родниковая вода в Ним каждый день.
Многие римские постройки были разрушены и разграблены на камень после падения Империи, но в основном они сохранились нетронутыми, вероятно, из-за того, что использовались в качестве платного моста. Камни вырезаны с невероятной точностью, и для придания акведуку устойчивости или водонепроницаемости не использовался раствор. Большие блоки весят ошеломляющие 5,5 тонны (6 тонн).Фотография: Ивоха/Алами
Большая мечеть финансового района короля Абдаллы, Эр-Рияд, Саудовская Аравия, 2017 г., автор Omrania
Эта эффектная мечеть является частью нового финансового района стоимостью 10 млрд долларов в центре Эр-Рияда. Из-за преобладания соседних высотных офисов и квартир он в основном виден сверху, что делает сложную крышу важным фактором. Выступающие пластины были вдохновлены естественными кластерами кристаллов, образовавшимися в условиях пустыни, называемыми пустынной розой.Фотография: Мохаммад Баллул Омрания
Каса-ду-Пенедо, Фафе, Португалия, 1974 г.
Этот «Дом скалы» был создан инженером, который воспользовался тем, что огромные ледниковые скалы усеяли ландшафт. Стены были перекрыты грубым бетоном, чтобы создать простое убежище. Сейчас он находится посреди ветряной электростанции, хотя по иронии судьбы остается вне сети.Фото: Дарья Чуваева
Церковь Святого Георгия, Лалибела, Эфиопия, 1200-е годы
Эта необычная церковь была высечена из вулканического туфа в начале 13 века. Король Лалибела построил 11 церквей, высеченных в скале, и это последняя из них. В прямом смысле монолитные, вполне вероятно, что раскопки этой и соседних церквей велись на протяжении столетий, а не десятилетий, при этом Лалибела консолидировал группу и, возможно, превратил некоторые оборонительные сооружения в священные. Окна, полы, потолки и стены вырезаны вручную в результате религиозной работы с захватывающими дух амбициями.Фото: Райан Дойл/Video Vision 360
Muzeum Susch, Швейцария, 2018, авторы Chasper Schmidlin и Lukas Voellmy
Остатки монастыря XII века и пивоварни были объединены для создания этой галереи современного искусства в альпийской долине. Бывшая пивоварня использовала источник минеральной воды и была частично вырублена в скале в 19 веке. век. Оба здания охраняются, и архитекторы стремились сохранить их религиозное и геологическое звучание. Внешние архитектурные изменения были намеренно минимальными. Однако внутри было выкопано 8000 тонн камня, чтобы обеспечить дополнительное пространство для галереи.Фото: Студия Стефано Грациани. Courtesy Фонд Art Stations CHMuzeum Susch
Himalesque, Джомсом, Непал, 2013 г., Archium
На высоте 3000 м (10 000 футов) над уровнем моря было не только целесообразно, но и необходимо использовать местную рабочую силу и материалы — в данном случае гнейс, метаморфическую горную породу. – для этой радиостанции, которая вещает на далекий северо-запад Непала. Студии и конференц-залы расположены вокруг этого двора, а глубокие навесы обеспечивают тень.Фотография: Jun Myjungjin
Мечеть Санджаклар, Бююкчекмедже, Турция, 2012 г., архитектор Emre Arolat Architects
В это подземное священное пространство, бросающее вызов условностям дизайна мечети, ведут неглубокие террасовидные ступени, которые подчеркивают взаимосвязь между ландшафтом и самим невысоким зданием. Поскольку здание частично затоплено, в нем используется естественная изоляция, что снижает потребление энергии.Фотография: Cemal Emden/Courtesy EAA Emre Arolat Architecture
Храм в камне и свете, Бармер, Индия, 2016 г.
, автор SpaceMatters Этот индуистский храм построен на территории электростанции для использования ее сотрудниками и местным населением. Отдельные плиты из местного желтого песчаника укреплены каменными колышками, что позволяет свету проникать внутрь днем и превращает храм в маяк ночью.Фотография: Spacematters, фото Акаша Даса
Большая мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты, 2007 г., автор Юсеф Абдельки
Эта огромная мечеть, самая большая в ОАЭ, может вместить 40 000 верующих. Это проект экстраординарной статистики. 82 купола, самый высокий 85 м (279футов) в высоту и самый большой в мире ковер площадью более 5 500 м2 (59 200 кв. футов). Внешний вид облицован чистым ярко-белым мрамором, а более теплый не совсем белый мрамор делает интерьер более спокойным. Дизайн представляет собой сочетание мавританской, арабской и могольской архитектуры, соединяющее европейские и азиатские интерпретации исламской эстетики.Фотография: Марк Шмиттбуль/Getty Images
Bibliotheca Alexandrina, Alexandria, Egypt, 2001, by Snøhetta
Эта огромная библиотека и культурный центр были призваны возродить Александрию как место обучения, напоминая о временах ее расцвета, когда здесь располагалась одна из самых важных библиотек древнего мира. Гигантский диск наклонен к Средиземному морю, его наклонная крыша обеспечивает безбликовым северным светом семиярусный читальный зал — самый большой в мире, вмещающий 2000 читателей. По завершении проект подвергся критике; некоторые утверждали, что на здание было потрачено больше, чем на саму коллекцию.Фотография: Джеральд Цугманн
Мемориальная каменная церковь Учимура Канзо, Нагано, Япония, 1988 г., автор: Кендрик Бэнгс Келлогг
Основанная последователями японского внецерковного движения, основанного христианским философом Учимурой Канзо, эта церковь игнорирует большую часть церковных условностей. В нем нет трансепта или креста любого типа, а неф изогнут. Учения Учимуры способствовали ощущению свободы в природе — эта концепция послужила источником вдохновения для этой церкви, в которой также есть листва, скалы, водный канал и ребристые световые люки.Фотография: Микаэль Олссон для T Magazine/NYTimes
Спасская пещерная церковь, Костомарово, Воронеж, Россия, 1600-е годы
Вполне вероятно, что украинские монахи основали здесь монастырь в 17 веке, хотя некоторые говорят, что он значительно старше. Форма церкви представляет собой естественное обнажение мела, выкопанное для получения двух объемов, с крытой колокольней, охватывающей два.Фото: Гринченкова Анжела/Shutterstock
Автовокзал Невшехира, Турция, 2010 г., архитекторы Бахадир Кул
Каменная стена, расположенная на расстоянии 5 м (16,5 футов) вперед от основной конструкции из стекла и стали, обеспечивает укрытие и тень на этой автобусной станции. Аморфные абстрактные формы отсылают к тому, что архитекторы называют «загадочной топографией» региона Каппадокия, частью которого является Невшехир. Каппадокия славится своими троглодитскими постройкамиФотография: . Фото предоставлено: © Кадри Байрам/КЕТ Колектиф
Мавританская стена в Альто-Альбайсине, Гранада, Испания, 2006 г.