Дровяные камины – долгий путь от древности до современности
До бесконечности можно смотреть на бегущую воду и горящий огонь. Если реализовать небольшой водопад в собственно доме задача довольно сложная, то насладиться созерцанием живого огня, согреться рядом с его живительными языками позволяет установка
дровяного камина.Из истории каминов
История возникновения каминов уходит в глубокую древность, наверное, еще в те эпохи, когда человек только «приручил» огонь. Заселяя пещеры, строя жилища, человек стал использовать силу покоренной стихии для обогрева, приготовления пищи. Первым прообразом камина можно считать простой очаг. Прошло немало времени, прежде чем он претерпел изменения, постепенно превращаясь в каминную конструкцию, привычную современному человеку.
Первые очаги, уже больше напоминающие камины, привычные для взгляда, появились в Древнем Риме. Даже само название печи с открытой топкой имеет латинское происхождение, от слова cam?nus – «очаг». Сначала это были полностью самостоятельные конструкции. Дымоход их поддерживался системой балок, никак не связанных со стенами дома. Постепенно очаг «перемещался» ближе к стене, становился более роскошным. Римляне были выдающимися для того времени архитекторами и инженерами. На основе простого очага они создавали системы отопления, способные обогреть целый дом или поддерживать температуру в термах.
Развалины очага на вилле Квинтилиев в Риме
В Средневековье камин стал обязательным атрибутом главного зала замка. Роскошью и шиком они тоже не отличались. В те далекие суровые времена больше значения придавалось их практичности, функциональности. В атрибут роскоши дровяные камины начали превращаться с эпохи Позднего Средневековья. Именно тогда портал стал украшаться.
В настоящее произведение искусства непритязательный источник тепла превратился в эпоху Ренессанса. Для отделки каминов использовали мрамор и гранит, дорогостоящую флорентийскую мозаику. Широко использовались дополнительные декоративные элементы – пилястры, колонны. Помимо шика и роскоши эти детали придавали порталу внушительность.
Роскошный Ренессанс заменила строгая классика, с характерными для нее четкими линиями и тщательно выверенными пропорциями. Классический декор породил появление каминной полки, на которой размещались вазы, статуэтки. П-образный портал и топка, закрытая красивой кованой решеткой дополняли внешний вид. Впервые сооружения с таким порталом появились в Англии, и по сей день классические камины называют «английскими».
Камин в зале поместья Ротшильдов Уоддерсдон, Бакенгемшир
Современные виды дровяных каминов
Современные дровяные камины отличает немалое архитектурное разнообразие. Пожалуй, практически не претерпели изменения только классические сооружения. Современность добавила к топке экран, позволив увеличить интенсивность горения и получить больше тепла. В остальном – это все та же лаконичная роскошь.
Рустикальные или деревенские камины отличаются Д-образным порталом. В этом стиле чаще всего строятся угловые дровяные камины. В отличие от классических сооружений их сложно назвать роскошными. Для отделки применяются недорогие материалы, но именно такая простота определяет изящество рустикального камина.
Рустикальный камин в интерьере современного дома
Прошлый век подарил «каминному» ремеслу самые неожиданные архитектурные и дизайнерские направления – хай-тек, модернизм, бионика. Дровяные камины из кирпича, выполненные в этим стилях, способны немало поразить воображение. Хай-тек определил сочетание в конструкции каменных, металлических, стеклянных элементов. Модернизм – лаконичные, минималистичные формы. Интереснее всего смотрятся сооружения в стиле бионика. Они практически полностью лишены строгой геометрии, углов, вызывая ощущения движения. Появились чугунные дровяные камины, нисколько не уступающие по своей популярности каменным традициям.
Камин в бионическом интерьере
Конструкции каминов
Как правило, при слове «дровяной камин» человек представляет классическую английскую конструкцию. На самом деле, они имеют немалое конструктивное разнообразие. Условно камины можно разделить на несколько групп:
· Английские.
· Рамфорда.
· Альпийские.
Английский камин – классика жанра. П-образный портал, большая топка, закрытая чугунной решеткой, и дымосборник, переходящий в дымоход – основные его конструктивные отличия. Внешний дизайн английского камина может быть очень разнообразным. Английские камины – своеобразная дань традициям. Они массивные, величественные, строятся, как правило, у стены, занимая немалое пространство. Идеально вписываются в интерьер просторных залов с высокими потолками.
Камин Рамфорда был изобретен Бенджамином Томпсоном, графом Рамфордом, и по сей день носит его имя. Он стал усовершенствованной моделью традиционного английского камина. Основными конструктивными отличиями стала топка с наклонными стенками и суженный дымоход. В результате такого вмешательства в каминную конструкцию Рамфорд вошел в историю как человек, благодаря которому английские кухни были освобождены от дыма. Нововведение позволило возводить печи меньшего размера, при этом полезный эффект и теплоотдача стали выше.
Камин Рамфорда лаконичность форм
Альпийские дровяные камины в полном смысле слова таковыми не являются. Это открытый очаг, устраиваемый, как правило, в центре комнаты. Альпийские камины, выполненные в стиле шале, способны воплотить в доме атмосферу древности, ту самую, которая была свойственна первым жилищам человека, когда родичи собирались вокруг очага. Самое главное для дизайна – реалистичность. Для отделки широко применяется натуральный камень, немного грубый, имитирующий простые неотесанные булыжники.
Альпийский камин – древний очаг в интерьере современного дома
Современные дровяные камины для домаво многом утеряли свое функциональное значение источника тепла, став, скорее, символом. Несмотря на это, они по-прежнему популярны. Видимо, стихия огня, с древнейших времен завораживавшая человека, не утеряла над ним своей власти, маня к себе словно магнитом.
Настоящий камин Румфорда
Однажды меня попросили сложить камин, облицованный природным камнем, в центре жилой комнаты. Камни найти — не проблема. У нас в гористой местности их много. А вот какого типа сложить камин?
Румфорд, высланный в 1776 году из Англии в Америку, был талантливым изобретателем. Много времени он посвятил поиску наиболее оптимальной конструкции камина. Итогом его усилий стало появление на свет схемы и требований, которыми необходимо руководствоваться при возведении каминов.
Так, ширина и высота проема портала камина могут быть в два-три раза больше глубины топки. Задняя стенка топки должна быть вертикальной до отметки 400-500 мм, а затем наклоняться вперед, плавно и гладко переходя в дымовую полку (зуб) в верхней части топки. Заслонка должна быть шириной приблизительно 100 мм при глубине дымовой полки не менее 100 мм, а оси хайла и топки должны совпадать по вертикали с осью пода камина.
Схема и основные требования к камину.
• Ширина задней стенки топки и ее глубина должны быть равны.
• Ширина и высота задней стенки топки должны быть одинаковы.
• Площадь проема портала камина не должна более чем в 10 раз превышать сечение дымохода.
• Высота и ширина проема портала камина должны быть в 2-3 раза больше глубины топки.
• Высота проема портала камина не должна быть больше его ширины.
• Хайло должно быть шириной 75-100 мм.
• Ось хайла должна совпадать с осью пода.
• Дымовая полка (зуб) должна быть шириной не менее 100 мм.
• Высота хайла должна быть не менее 300 мм.
• В хайле должна использоваться только плоская заслонка.
Я решил сделать камин с проемом портала 1000×1000 мм. Фундамент и основание камина были уже готовы, поэтому моим первым шагом была прикидочная разметка его на бетонном основании.
На всех стадиях кладки камина, включая укладку блоков, огнеупорного кирпича и облицовки, использовал раствор на основе извести. Смесь составлял из одной части портланд-цемента, одной части гашеной извести и шести частей песка, смешивая все с чистой водой до получения нужной консистенции. Известь увеличивает прочностные качества раствора. В то же время она уменьшает усадку кладки и придает швам при схватывании прекрасный светло-серый цвет.
По просьбе заказчика под камина я поднял над чистым полом на 200 мм, выложив его из огнеупорного кирпича на известковом растворе. После окончания кладки пода разделал швы полукруглой расшивкой и нанес разметку для кладки стенок топки.
При ширине проема портала камина 1000 мм ширина задней стенки топки должна быть 500 мм. Огнеупорный кирпич я клал плашмя. Такая конструкция делает топку прочнее и сохраняет огнеупорный кирпич от преждевременного выгорания.
Кладку топки я вел с перевязкой в полкирпича до высоты 500 мм. На этой высоте начал смещать кирпичи задней стенки топки вперед к порталу так, чтобы верх топки закончился на нужной глубине для установки топочной заслонки.
Смещение каждого ряда кладки зависит от места установки топочной заслонки и количества рядов кладки, необходимых для его достижения. В данном случае смещение каждого ряда кладки вперед равно 20 мм. Для связки топки с ее будущей облицовкой в кладке предусмотрел металлические полосы.
Тыльную сторону кладки топки я обмазал известковым раствором, а треугольные пустоты между тыльной частью топки и стенками из блоков заполнил кусками кирпича и залил известковым раствором, обеспечив просвет между ними шириной 12 мм. Просвет этот необходим для компенсации теплового расширения стенок топки.
Через каждые два ряда по высоте для связки кладки из огнеупорного кирпича с кладкой из блоков я прокладывал между ними металлические полосы.
Для камина мне была нужна плоская металлическая заслонка, но готовой не нашлось. Поэтому пришлось изготовить ее самому из металлического листа толщиной 12мм.
После установки заслонки в верхней части топки на известковом растворе приступил к кладке дымовой камеры. Сделал широкую дымовую полку позади заслонки и выложил заднюю стенку дымовой камеры до высоты 725 мм (до первого ряда кладки трубы).
Для возведения этой стенки, как и для возведения остальной части дымохода, я использовал обычный красный кирпич. При кладке задней стенки через равные промежутки я вставлял металлические полосы для связи ее с консольной кладкой боковых стенок камеры.
Затем с помощью отвеса на задней стенке дымохода разметил вертикальную ось. Для нашего камина нужна была труба 400×400 мм, поэтому с каждой стороны осевой линии я отложил по 200 мм. Из этих двух точек провел линии к нижней части камеры. В дальнейшем эти линии помогли выдержать одинаковый наклон при кладке боковых стенок дымохода.
Вокруг заслонки до начала кладки боковых стенок я проложил несколько слоев стеклоткани, чтобы при тепловом расширении заслонка не сломала кладку. Затем вывел консольную кладку до уровня кладки трубы.
После завершения кладки дымовой камеры и внутренней части камина приступил к возведению облицовки из камня. Сначала разметил внешние контуры облицовки, опустив с потолка вертикально шнуры на расстоянии 175 мм от стен из блоков. Кладку облицовки начал с угловых камней, в швы кладки которых вставил гвозди для крепления вертикально натянутых направляющих шнуров.
Камни для облицовки я обтесал на прочном деревянном верстаке при помощи зубила и молотка каменщика. В целях безопасности при работе с камнем надевал защитные очки, а на руки — перчатки.
При кладке облицовки из камня известковый раствор схватывается медленнее, чем при кирпичной кладке, так как кирпичи быстрее впитывают влагу из раствора. Поэтому для каменной кладки я делал известковый раствор более густым, чем раствор для кирпича. Для облегчения кладки облицовки закрепил горизонтальные направляющие шнуры между углами камина. Кладка облицовки из камня будет высокого качества, если дать ей достаточную выдержку для схватывания раствора.
Для углов камина и обрамления проема портала старался использовать камни с прямыми углами. Отверстия и пустоты заполнил раствором с помощью штукатурного мастерка и плоского шпателя. После полного схватывания раствора для окончательной отделки я осторожно зачистил швы щеткой с мягкой щетиной.
В этом камине надо было сделать проем портала с аркой. Основное правило при проектировании лучковой арки — стрела ее подъема, (расстояние от верхней точки до линии, соединяющей концы арки, которыми она опирается на стены) не должна быть меньше 1/8 ширины пролета. Так, при ширине пролета 1000 мм стрела подъема арки не должна быть меньше 125 мм. Здесь пришлось сделать арку большей кривизны, так как стрела подъема арки равна 300 мм.
Приняв окончательную высоту проема портала по оси арки за 1000 мм, получил размер вертикальной боковой линии проема портала от пода до точки пересечения ее с концом арки. Он равен 1000-300=700 мм.
Следующим шагом стало изготовление кружала, которое должно поддерживать арку во время ее возведения. Я вычертил на листе фанеры толщиной 12 мм квадрат 1000×1000 мм. Приняв одну сторону квадрата за основание, отмерил от нее на боковых сторонах по 700 мм и вбил по маленькому гвоздику. После этого на верхней стороне квадрата наметил середину — верхнюю точку арки.
Затем перевернул фанерный лист так, чтобы кромка с отметкой верхней точки арки оказалась внизу. К одному гвоздю привязал конец шнура, а свободный конец его приложил к другому. Подогнав провисание шнурка так, чтоб он опускался до отметки верхней точки арки, я, не касаясь шнурка, острым карандашом прочертил контур будущей арки.
Затем я выпилил размеченную деталь и, использовав ее как шаблон, сделал еще одну для другой стороны кружала. Чтобы собрать само кружало с шириной, равной толщине облицовки, сделал каркас из досок сечением 50×200 мм с нижними и верхними поперечными распорками.
К верхним торцам боковых досок-ножек каркаса прибил фанерные «арки», а между ними по контуру вставил несколько брусков сечением 50×100 мм и закрепил их гвоздями. Потом, подложив клинья под каждую ножку, я выставил кружало по высоте. Клинья вставил так, чтобы их было легко выбить при извлечении кружала.
После установки кружала я отобрал камни, как можно точнее подходящие к контуру арки. Я укладывал камни поперек арки. По оси арки заложил замковый камень клиновидной формы. Раскладку делал без раствора, так как сначала надо было окончательно подогнать камни. Для фиксации камней при кладке на растворе я пользовался маленькими деревянными клиньями.
Я продолжил кладку камня до каминной полки на высоте 1500 мм от чистого пола. Под ее концы и середину уложил прямоугольные камни на одном уровне, воспользовавшись туго натянутым между углами шнуром в качестве уровня. До схватывания раствора зафиксировал камни подставками и довел облицовку всех стенок камина до потолка.
Затем на верхней грани дымовой камеры, как на основании, выложил трубу так, чтобы она, проходя через крышу, была на безопасном расстоянии (минимум 50 мм) от кровли и потолочных балок. Этот зазор я заполнил стеклотканью.
В завершение работы я выложил из больших плоских камней предкаминную плиту шириной 500 мм. Чтобы на ней не скапливалась грязь, все швы на плите выполнены заподлицо с камнями.
После окончания кладки камина и двухнедельной сушки сделал пробную топку. Начал с маленького огня и добавлял дрова до тех пор, пока не вышел на умеренный режим горения. Пробная топка обеспечила равномерный прогрев камина. Он хорошо тянул и не дымил.
Р. Креч,
По материалам журнала «Делаем сами»
Картинная галерея с камином Рамфорда
Картинная галерея с камином РамфордаКартинная галерея
07.02.15
Все камины Buckley Rumford, представленные на этой странице, были построены
с использованием компонентов камина Superior Clay Rumford. Планы и инструкции Поиск на веб-сайте |
| Традиционные камины Rumford – новые и исторические традиционные или классические камины Rumford 18 века. | | Contemporary Rumfords – неподвластный времени элегантный функциональный дизайн Rumford не должен выглядеть как восемнадцатый век. |
| Stone Rumfords – С камнем можно сделать так много. Какой артистизм! | | Brick Rumfords – Самолет или причудливый. Кирпич может простоять 100 лет |
| Сертифицированные Rumfords – Сертифицированные по выбросам Rumfords. Протестировано и сертифицировано для обеспечения чистого горения. Одобрено во многих областях, регулирующих выбросы дымовых газов. | | Исторические Рамфорды – В основном построены между 1796 и 1860 годами. |
| “Rumfordized” – Перестройте свой существующий камин как Rumford. Как и почему. | | International Rumfords – Камины Buckley Rumford производятся по всему миру. |
| Камины для приготовления пищи – ранняя американская традиция. | | Глиняные печи – внутри или снаружи. Наслаждайтесь приготовлением пищи в традиционной каменной печи. |
| Kiva-Rumfords – удачное сочетание традиционных каминов Southwest Kiva и традиционных каминов Yankee Rumfords. | | Outdoor Rumfords – Лучистое отопление Камины Rumford, которые обогревают людей, а не воздух, отлично подходят для продления времени и сезона на открытом воздухе. |
| Большие камины Rumfords – впечатляют и могут обогреть большое пространство, в то время как маленькие камины более уютны. Мы можем спроектировать камин любого размера. | | Необычные Рамфорды – высокие, в углу, впритык, топки елочкой, необычные конструкции и про все, что только можно вообразить. |
| Разное Картинки – вдохновлено Рамфордом, связано с Рамфордом или, может быть, просто неправильно. | | Рестораны и гостиницы – с Рамфордами и духовками. |
Камины Buckley Rumford
Copyright 1995 – 2015 Джим Бакли
Все права защищены.
вебмастер
Что такое камин Рамфорда? (и почему это лучше, чем ваш камин)
Скотт Сидлер
Камины существуют с самого начала жилищного строительства в той или иной форме. В течение сотен лет огонь был единственным способом обогреть здания, а для внутреннего огня вам нужен камин.
Только в 1795 году блестящий американец по имени Бенджамин Томпсон «Граф Рамфорд» окончательно усовершенствовал камин. Его работа мгновенно произвела революцию в конструкции каминов и дымоходов.
Как ни странно, большинство людей сегодня никогда не слышали о графе Рамфорде, хотя большинство каминов, построенных между 1796 и 1850 годами, являются каминами Рамфорда. Загадка заключается в том, что после 1850-х годов камины Румфорда строились не так часто, а к 1900-м годам большинство каменщиков забыли или так и не научились строить настоящий камин!
К сожалению, современный камин является плохой заменой простой эффективности камина Румфорда. Почему мы так сильно отступили в своих знаниях о дизайне каминов? Ответ может вас удивить.
Что такого особенного?
До редизайна Рамфорда у каминов было много проблем.
- Дымоходы не «тянули» должным образом (т. е. вытягивали дым вверх и наружу)
- Они не давали эффективного обогрева
- Огонь не горел эффективно из-за отсутствия свежего воздуха
Камин Rumford решает все эти проблемы простыми изменениями в дизайне!
Камин Rumford выше и мельче, чем современный камин. Когда большинство людей смотрят на камин Румфорда, они ошибочно полагают, что он замурован и больше не функционирует из-за того, что он неглубокий, или что огонь легко наполнит комнату дымом. Ни то, ни другое не верно.
Камины Rumford вытягивают дым вверх и наружу лучше, чем в любой другой конструкции. И тепло, которым они наполняют комнату, во много раз больше, чем у наших современных каминов.
The Rumford Design
Рамфорд изменил дизайн нескольких элементов камина, чтобы он работал так, как он хотел.
Больше тепла
Во-первых, из своих исследований трех видов тепла он определил, что камины обогревают комнату за счет лучистого тепла. Чем больше прямой видимости предметов в комнате с огнем, тем сильнее они будут нагреваться.
Изображение предоставлено:Забытое искусство создания хорошего камина
Врест Ортон
Для этого он внес два изменения. Он изменил размеры топки, сделав ее более неглубокой, из-за чего огонь выходил в комнату и сделал ее значительно выше.
Другое изменение, которое он внес, касалось сводов или боковых стенок. В обычных каминах они обычно имеют квадратную форму, образуя квадратную топку. Румфорд спроектировал свои своды под острым углом, чтобы отражать больше тепла в комнату.
Следующим, что нужно было исправить, была плохая прорисовка каминов. Рамфорд переработал «горло» камина, то есть пространство, через которое дым поднимается в дымоход. Установив его более точно, он смог спроектировать камин, который эффективно удаляет весь дым от огня внизу в дымоход.
Его конструкция также требовала определенного и небольшого наклона к топке (стене позади топки).
Эти небольшие изменения позволили создать невероятно эффективный камин, который стал новым стандартом.
Так почему же к концу 19 века мы вернулись к плохо спроектированным каминам?
С появлением котлов, радиаторов и, в конечном счете, систем принудительного обогрева камин был отнесен к статусу второго сорта. Больше не являясь основным источником тепла, архитекторы, каменщики и строители мало задумывались о его функциональности.
Камины стали больше архитектурным элементом и менее функциональной частью дома. Несмотря на то, что это больше не было необходимостью, общество никогда не могло полностью удалить его из дома. Со своего стола здесь, в Орландо, Флорида, я вижу собственный камин (вряд ли он необходим в нашем жарком и влажном климате).
Если у вас современный камин, не теряйте надежды. Хороший каменщик может переделать ваш камин в Румфорд, не потратив при этом руки и ноги.
Камин по-прежнему остается сердцем дома. Место, где мы собираемся всей семьей и сидим, завороженные танцующим пламенем и теплом, которое оно приносит холодной зимней ночью.