устройство инструмента, история, использование, разновидности
Древний представитель семейства ударных несет в своем звучании сакральное значение. В каждом городе России слышен колокольный звон в церквях, возвещающий о начале богослужений. А в академическом понимании это оркестровый музыкальный инструмент, история которого уходит в глубину веков.
Содержание
- 1 Устройство колокола
- 2 История
- 3 Использование колоколов
- 4 Виды колоколов
Устройство колокола
Состоит из пустого купола, в котором формируется звук, и языка, расположенного внутри по оси. Нижняя часть расширена, верхняя – более узкая, венчается «головой» и «короной». Конструкцию отливают из разных металлов, чаще всего это колокольная бронза, реже используется чугун, железо, даже стекло.
Устройство подвешивают на опору или закрепляют на качающемся основании. Звук возбуждается посредством раскачивания языка и ударением его о стенки, либо качанием самого купола.
В Европе чаще встречаются колокола, не имеющие языка. Для извлечения звука их нужно бить колотушкой по куполу. Европейцы раскачивают сам корпус, а в русской музыкальной культуре в движение приводится язык.
История
Вероятнее всего самые первые колокола могли появиться в Китае. Об этом свидетельствуют находки, датируемые XVII веком до н.э. Первый музыкальный инструмент из нескольких десятков экземпляров тоже был создан китайцами. В Европе такие конструкции появились двумя веками позднее.
На Руси история колокола началась с приходом христианства. С древности люди верили, что звон, шум, бряцанье отгоняют нечисть, колокольчики на долгие века стали атрибутом шаманов.
С начала XI века появились сигнальные колокола в Новгороде, Владимире, Ростове, Москве, Твери. Они были привозными. Происхождение названия относят к древнерусскому слову «кол», которое означало «круг» или «колесо».
А в 1579 году в Новгороде появился литейный завод, на котором стали лить колокола. Мастера смогли найти идеальную формулу сплава, в нем должно было быть 80 процентов меди и 20 – олова.
В России 18 века эти инструменты имели разную массу и габариты. Размеры некоторых были настолько внушительными, что давали имя устройству. Известны такие названия колоколов, как «Царь-колокол», «Благовестник», «Годуновский».
Царь-колоколЕсть разные интересные файлы о колоколах:
- На заре зарождения христианства их считали языческими атрибутами.
- В разных странах инструмент мог служить далеким от православной веры целям: в Италии звонил, когда пора было ставить тесто для хлеба, в Германии звучание могло означать начало уборки на улицах, а в Польше сообщало жителям, что открылись пивные заведения.
- При смене капитана на Международной космической станции обязательно звонят в колокольчик.
Использование музыкального инструмента прекратилось с приходом к власти большевиков. В 1917 году церкви разорялись, колокола сдавали в цветмет на переплавку.
На библиотеки им. Ленина в Москве можно увидеть горельефы с изображениями ученых и писателей. Для их создания переплавили инструменты, снятые со звонниц восьми столичных храмов.
Использование колоколов
В русской музыке применение классического колокола основывается на разнообразии форм и размеров. Чем крупнее устройство, тем ниже его звучание. Инструмент однозвучный, то есть, способен на создание только одного звука. Средний записывается в партитуре в басовом ключе на октаву ниже звучания, малый – в скрипичном. Слишком большой вес колокола с еще более низким звучанием исключает его использование в музыке из-за невозможности разместить на сцене.
Композиторы использовали разновидности колоколов для акцентирования внимания особых эффектах, связанных с сюжетом. В театрах классические конструкции применялись с конца XIX века. На смену им пришли оркестровые, которые стали выглядеть иначе – это набор трубок, закрепленных на раме.
В русской музыке этот ударный инструмент использовали в своих произведениях Глинка, Мусоргский, Рахманинов, Римский-Корсаков. Традицию продолжили знаменитые композиторы XX века: Щедрин, Петров, Свиридов.
Виды колоколов
Детали звучания и строение инструментов позволили разделить их на несколько видов:
- подзвонные – их может быть разное количество, между собой языки соединяют веревкой, прикрепленной к звонарному столбику;
- зазвонные – бывают в виде связанных между собой 2,3 4 экземпляров;
- средние – виды колоколов, служащие для украшения основного звона;
- говестники – сигнальный инструмент, служащий для созыва людей на разные службы (праздничные, будничные, воскресные).
В старину появлялись собственные имена колоколов: «Переспор», «Сокол», «Георгий», «Господарь», «Медведь».
Куранты – еще один, обособленный вид, используемый в звонницах с часовым механизмом. Это набор разноразмерных с отличающейся формой колоколов, настроенных в соответствии с хроматической или диатонической гаммой.
Колокольный звон — Государственная научная библиотека Кузбасса им. В.Д.Федорова
Колокольный звон
Добавить в избранноеstar_border
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шорох стаи журавлиной, –
И в шуме листьев замер он.
Ф. И. Тютчев
Отрывок из стихотворения “Вечер”
Колокольный звон… Призывный, размеренный, исцеляющий, тревожный и успокаивающий, веселый, праздничный и скорбный…
Что же касается христианства, то колокольный звон является неотъемлемой его частью. Трудно представить себе христианский храм без колоколов, совершение службы без колокольного перезвона.
«…В этом смысле колокольный звон есть символ церковной духовности. Холодный металл, отлитый по правилам искусства, прорезывая своими колебаниями слои воздуха, отзывается в человеческом сердце высокими, чистыми голосами — духовно согревает его.Вибрации колокольного звона создают в мире духовно-материальном те же образы, что пронизывающий слои эфира свет солнца и сияние свечей и паникадил.» В.Н. Ильин.
Колокольный звон оповещает о начале службы, приглашает верующих на богослужение, звучит в самые важные моменты службы.
В церковной жизни есть много праздников, которые делятся на великие, средние и малые. Каждому событию определен свой звон.
Праздничный колокол – самый тяжёлый по весу, используется в дни великих праздников и некоторых других особенно торжественных случаях,
- Воскресный – меньший по величине, используемый в воскресные службы.
- Полиелейный – в дни средних праздников, когда совершается полиелей.
- Простодневный или Будничный – в обычные, не праздничные дни.
- Постный – в период Великого Поста.
- Часовой – перед чтением великопостных часов.
Колокола также могут иметь свои собственные имена, например, “Лебедь”, созданный знаменитым Андреем Чоховым, в 1586 году отливший известную всему миру Царь-пушку, и являющийся один из старейших колоколов России. «Корноухий», отлитый в мастерских Троице-Сергиевой Лавры в 1683 году (названный так оттого, что имел не медные, а железные уши) и др.
Церковный устав различает четыре вида звона:
- Благовест — мерные удары в самый большой колокол, который называется благовестником;
- Перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди;
- Собственно звон, когда звонят во все колокола или только в несколько;
- Трезвон, когда ударяют в три приема в несколько колоколов или во все колокола (во вся тяжкая).
Происхождение колокола восходит к глубокой древности. При археологических раскопках, производимые на территориях древнего Китая, Египта, Рима, были найдены всевозможные колокольчики и предметы сильно их напоминающие, которые датируются XVI-XI веками до нашей эры.
В христианском богослужении колокола стали применяться примерно в IV – V вв. нашей эры. Связывают это событие с именем святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланскогог (353-431 гг.). По преданию епископ серьезно заболел и отправился в лес за целебными травами. В дороге он не много устал и прилег отдохнуть. Вскоре его сморил сон и во сне он увидел ангела с колокольчиками, которые издавали необыкновенной красоты звуки. От этих звуков болезнь отступила, и монах излечился. Проснувшись, он увидел возле себя цветок, называемый колокольчиком и решил, что это он издавал те исцеляющие звуки. Вернувшись в монастырь, святитель Павлин сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. С тех пор колокола сталь употребляться в богослужении.
Упоминание о колоколах в исторических памятниках Западной Европы приходится на VII в., а благодаря императору Карлу Великому к VIII веку колокола распространяются по всей Европе.
На Руси колокола впервые появились с принятием христианства 988 году. Наивысший подъем дело литья колоколов получило при правлении Ивана Грозного.
Изначально колокола производили из различных металлов, но со временем образовался оптимальный сплав, так называемая колокольная бронза (80% меди и 20% олова), при которой колокол приобретал необходимый звук.
На звук колокола влияют его размеры, толщина стенок и украшения. Колокол – единственный музыкальный инструмент, используемый Русской Православной Церковью при совершении богослужений.
Издревле на Руси колокола было принято украшать. На них делались краткие надписи имени мастера-литейщика, тексты молитв, краткие цитаты богослужебных текстов, имена вкладчика и его семьи, орнаментальные пояса, украшающие верхнюю часть колоколов и др. Надпись на теле знаменитого “Лебедя” гласит: “Лета 7102 при державе благовернаго Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Ивановича, всея Руси Самодержца, и при Его благоверной Царице и Великой Княгине Ирине, и при Их Богом дарованной дщери царевне Феодосии сей колокол в дом святые и живоначальные Троицы и преподобнаго и богоноснаго отца нашего великаго чюдотворца Сергия велел слить слуга и конюшей боярин Борис Федорович Годунов со своею женою Мариею и с сыном своим Феодором».
Детально все это можно рассмотреть и на примере Царь-колокола.
Царь-колокол —находится на территории Кремля в Москве.
Для размещения колоколов в России строились различные специализированные сооружения. Изначально это были деревянные звонницы с перекладиной между нескольких столбов. Позже, когда колокола стали более массивными, для них стали строить более сложные сооружения такие как колокольни, отдельно отстоящие от храма, а в современной традиции строящиеся монолитно с храмом, звонницы-стены и др.
Звонницы-стены – это один из древнейших видов сооружений для колоколов. Они во множестве сохранились в Псково-новгородских землях.
Храм Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья и звонница рядом с ним в Пскове
Колокольня – это архитектурное сооружение, на которой установлен один или более колоколов. Колокольни бывают одноярусные и многоярусные по вертикали, квадратные, восьмигранные или круглые в плане.
Колокольня в Покровском женском монастыре (Москва)
Дата основания до 1763 года.
Дата воссоздания 2002 год.
В Светлую седмицу разрешается посещать колокольни и звонить в колокола всем желающим.
Еще в древности было замечено благотворное влиянии колокольного звона на физическое и духовное состояние человека. Это связано с исходящими от колокола ультразвуковыми волнами, которые очищает воздух от микробов. Известны факты успешного использования колоколов при морах, эпидемиях и психических расстройствах. Ученые связывают это с существованием биоритмов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают.
В современной России происходит массовое возрождение искусства колокольного звона. Восстанавливаются звонницы и колокольни, организуются фестивали и другие мероприятия популяризирующие колокольной звон как музыкальное произведение. Кузбасс не является исключением. Несколько лет в День славянской письменности и культуры и день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, на территории Музея-заповедника «Томская писаница» проходит фестиваль колокольного звона «Звоны над Томью», существуют курсы православных звонарей “Кузнецкая звонница”. В этом, 2021 году на Светлой седмице, со 2 по 8 мая, в кемеровских храмах проходили концерты колокольного звона.
“Песнь о колоколе” Ф. Шиллер.
Боже, радость нам какая!
Вот по милости Творца
Колокол стоит, сверкая
От ушка и до венца.
Зорькой золотой
Блещет шлем литой,
И в гербе горит реченье,
Славя новое творенье.. .
Ну-ка, дружно за канаты!
Вознесём его в простор,
В царство звуков, под богатый
Голубых небес шатер!
Взяли! Разом! В ход!
Тронулся! Идёт!
Пусть раздастся громче, шире
Первый звон его о мире!
теги: православный гид
колокольчиков в саду | Национальный фестиваль колокольчиков
Очарование садового колокольчика
Колокольчики, которыми можно наслаждаться в любое время года, добавляют пейзажу визуальные и звуковые преимущества. Колокольчики на зеленом фоне приковывают взгляд и привлекают внимание. Звонкие в тишине природы, колокола концентрируют ум и успокаивают мысли. Колокольчики — очаровательное, ностальгическое и чувственное дополнение к домашним и профессиональным садам во всем мире.
Представьте, что вы создаете спокойное, исцеляющее пространство среди ползучих лиан и трепещущих листьев, где тихий звон колокола медленно рассеивается в пятнистом свете. Реверберация колокола приносит безопасность, осознанность и покой в медитацию на открытом воздухе или йогу.
Колокола также могут придать саду изысканную формальность или непринужденную легкость, в зависимости от их установки. Расположенный в качестве фокуса в конце линейного пути, колокол приобретает почтение древности. Скрытый под аркой или крышей колокол выглядит священным. Колокольчик, подвешенный к беседке или пастушьему крюку, добавляет нотку причудливости и игривости.
Изображение: Чугунный колокол красновато-коричневого цвета висит на круглой бетонной опоре вдоль каменной дорожки, проходящей через лесной сад.
Садовые колокольчики также могут быть точкой опоры семейных традиций, например, буквально звонить в Новый год с собственного двора. Они могут быть в центре основного открытого пространства для собраний или спрятаны в скрытой нише вдоль извилистой лесной тропы. Колокольчик идеально подходит для всех садов, как больших, так и маленьких, как формальных, так и повседневных.
Изображение в разрезе: Оранжевые и черные бабочки отдыхают на садовом настенном колокольчике с патиной зелени.
Как вывесить колокол на открытом воздухе
Если у вас есть колокольчик и вы планируете сделать его частью сада, сначала оцените текущее состояние и происхождение колокольчика. Воздействие дождя, льда и тепла, вероятно, изменит патину бронзового, латунного или железного колокола по мере того, как сплав со временем стареет и выветривается.
Чтобы замедлить этот процесс, рассмотрите возможность размещения звонка в защищенном или крытом месте, будь то под карнизом крыши или в специально построенном садовом сооружении, таком как беседка или пергола. Колокола, имеющие историческое или культурное значение, скорее всего, нуждаются в защите от непогоды. Старинный фермерский колокол или колокол из местной школы или церкви может не требовать такого внимательного ухода, как колокол вековой давности.
Изображение: Обветренный колокол свисает с простой конструкции из дерева и металла в окружении тропического сада.
Затем решите, где в ландшафте или саду нужно разместить колокольчик для максимального удовольствия. Вы хотите, чтобы колокол находился рядом с патио, чтобы в него можно было легко позвонить? Или вы хотите наткнуться на колокольчик, прогуливаясь по садовой дорожке? Вы ограничены только своим воображением. Вот некоторые области, которые вы могли бы рассмотреть:
- В фокусе садовой дорожки или перспективы
- В центре квадратного или круглого двора
- В качестве фона для другого крупного скульптурного или архитектурного элемента
- Вдоль стены, где звук может отразиться и вернуться обратно в сад
- На вершине холма или склона, где звук может резонировать дальше
- Рядом с прудом или ручьем, где звук может распространяться по воде
- По центру окна или двери дома
- В незаметном месте, чтобы привлечь внимание и привлечь внимание
- В зоне растений с мелкой текстурой, контрастирующих с гладкой бронзой
- На труднодоступных для посадки участках, таких как глубокая тень, основание дерева или бетон
После того, как вы определились с идеальным размещением, пришло время определить, как установить или выставить колокол. От простых в установке пастушьих крюков и трубчатой стали до более декоративных подставок и конструкций — вы можете установить звонок любым способом, который лучше всего соответствует вашему видению, местоположению и бюджету.
Изображение в разрезе: традиционный колокольчик боншо висит в павильоне рядом с безмятежным озером в Японском саду Никка Юко в Летбридже, Альберта, Канада.
Советы по уходу за садовыми колокольчиками
Бронза и железо — прочные, атмосферостойкие сплавы, но это не значит, что они не поддаются разрушению. Колокольчики в саду потребуют некоторого ухода и заботы, чтобы они выглядели и звучали так, как хотелось бы.
Колокола по возможности следует защищать от суровых условий. Аккуратно удалите грязь или остатки мягкой тканью в сезон или по мере того, как вы заметите накопление, используя при необходимости нехлорированную воду. Стряхните пыль с паутины или других свидетельств присутствия существ, превративших ваш колокол в место обитания.
Если на бронзовом колоколе не образуются капельки воды, можно использовать простой прозрачный пастообразный воск для полировки поверхности колокола, дополнительно защищая его от вредного окисления. Ищите воск, специально разработанный для наружных бронзовых скульптур. Ни в коем случае нельзя использовать автомобильный воск. Следуйте указаниям производителя.
Каждый год проверяйте, чтобы все фитинги и опоры колокола были в хорошем и работоспособном состоянии. Если в подставке или дисплее колокола используется дерево или другой металл, убедитесь, что на нем нет гнили или ржавчины, и позаботьтесь о замене любых деталей, которые могут поставить под угрозу надежное крепление колокола.
С помощью этих простых советов ваш колокольчик будет звенеть и радовать вас в саду для будущих поколений.
Изображение в разрезе: колокол висит под карнизом центрального зала храмового комплекса Дайгодзи в Киото, Япония, на фоне осенних листьев.