2. История появления топиария – Топиарий − дерево счастья
2. История появления топиария
|
Топиарий – дерево счастья. История возникновения | Vision | Истории
4 марта 2015, Vision
Это вид рукоделия необычайно популярен в наши дни. Хотя до недавнего времени он был уделом исключительно профессионалов. А именно -садовников. Вы наверное догадались, что речь пойдет о топиарии – искусстве создания декоративных деревьев. Причем, декоративных как в прямом, так ив переносном смысле. Ведь, начав с причудливого дизайна кроны, мастера топиария пошли дальше и создали уникальный предмет дизайна, который приходится по вкусу даже тем, кто не любит возиться с совком и лейкой.
Но вернемся к истокам…. Топиарии (топиарий, топиари) – изначально был видом садово-паркового искусства, которое заключалось в декоративной стрижке деревьев и кустарников.
Традиция фигурной стрижки деревьев и кустарников берёт свое начало в садах Римской империи. В “Естественной истории” Плиния Старшего описываются топиарии в римских двориках и садах, причем заслуга создания первого аккуратно подстриженного деревца приписывается придворному Цезаря по имени Калвена. Однако саму идею стрижки деревьев, как полагают современные историки, римляне позаимствовали из Египта и стран Ближней Азии (вспомним знаменитые “висячие сады” Семирамиды).
Топиарии понравились и быстро получили распространение в атриумах римских вилл. Садовники, ответственные за парковые ландшафты и скульптуры (их называли topiaries) при помощи топиариев создавали причудливые зеленые статуи – в виде разнообразных геометрических форм, фигур животных и пр.
С расширением Римской империи традиции фигурной стрижки деревьев – топиарии – распространились по всей Европе.
В средние века с упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиария, казалось бы, пришло в упадок. Но неожиданно новое развитие ему дала .. церковь. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, сохранили и даже усовершенствовали искусство создания садов и цветников. Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами.
Так было до наступления эпохи Ренессанса… Расцвет всех видов искусств, обращение к античным каннам возродили и искусство создания классических садов в так называемом формальном стиле. Топиарное искусство тоже пережило настоящее возрождение.
Способствовало тому и изменение архитектурного стиля. Отныне особняки, дворцы и поместья перестали походить на крепости и бастионы, их строительство приобрело совсем иное значение – создание домашнего очага, зачастую излишне яркого и напыщенного. В моду вошла показная роскошь, в том числе – и в садовом убранстве.
Изощрённые садовые дизайны того времени стремились воплотить в растениях орнаменты домашних гобеленов, ковров, гравюр и лепнин, стали появляться сады, в которых растения были выполнены в форме куба, шара, пирамиды, модели деревьев, формы изображающие людей, животных и другие объекты.
Образцы таких садов с топиариями отлично сохранились и до сих пор поддерживаются в первозданном виде (например, Версаль и его многочисленные имитации, сады дворца Хэмптон Корт в Англии и другие) .
Позднее топиарное искусство распространилось в Голландии, и оттуда мода на топиарии с 1660 года пришла в Англию, где получила мощное развитие. Семнадцатый век по праву считается пиком популярности топиариев. В те годы они появились и в России, в убранстве дворцов и садов пригородов Петербурга – Петергофа, Ораниенбаума, Царского села…
Однако, постепенно в моду вошли так называемые естественные ландшафты, и топиарии были практически преданы забвению. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к ним в XIX веке.
Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так постепенно родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.В конце XX века мода на топиарное искусство вернулось: снова стало модным украшать парки и сады изящной или причудливой формы деревьями и кустарниками, сооружать скульптуры из живых цветов. А поскольку мастеров такой скульптуры теперь называют флористами, идея фигурно подстригать растения распространилась и на те их них, что выращивали в горшках. Так топиарий из садово-паркового объекта стали предметом дизайна интерьеров.
Современные топиариии – их еще называют “Европейским деревом” и “Деревом счастья” – формой очень походят на своих римских предков, а вот изготовлены могут быть из чего угодно? из натуральных материалов (веток, орехов, шишек, листьев, сизаля, соломы) высушенных пряностей, зерен кофе и орехов, из конфет, искусственных цветов и плодов, из ткани, шнуров, лент и пряжи, из бумаги, салфеток, полиэтилена, пластика и даже из мусора.
Это способ для современных мастериц выразить себя и порадовать близких. Ведь топиарий сейчас – самый стильный и модный подарок.
Источник
Tweet | Поделиться |
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
История топиариев. Скульптуры из растений, сделанные на заказ.
Происхождение: римские времена, около 44 г. до н.э. магистрат Древнего Рима, писал письма с описанием замысловатых фигур животных, надписей, вензелей и обелисков в подстриженной зелени на своей тосканской вилле. Миниатюрные пейзажи (
топос ) также впервые были созданы в римских домах и виллах, сформировав искусство под названием топиарий .16
й Век ВозрождениеВ 1500-х годах топиарии чаще всего можно было увидеть в виде партерных и узловых садов, принадлежавших богатым семьям, а также в простых коттеджных садах в меньшем масштабе. В это время также были созданы традиционные формы топиари, такие как шары, кубы, конусы, спирали и пирамиды; они использовались для формирования вертикальных элементов в партерных садах с плоским рисунком. На этом раннем этапе дизайна топиари скульптурные формы были обеспечены каменными и свинцовыми скульптурами.
17
th Century Levens Hall and Gardens, Камбрия, лучший, самый старый и самый обширный сад с фигурными фигурами в мире. Фото Брайана КлифтаМода на более сложные топиарии (во франко-голландском стиле) распространилась в Англии примерно в 1660 году после того, как впервые появилась в Голландии. Сад Левенс Холл в Камбрии, Англия, является образцом сада с фигурными стрижками 17 го века, созданного французским садовником М. Бомоном в 1690-х годах. В настоящее время он занесен в Книгу рекордов Гиннеса как старейший сад с фигурными стрижками в мире.
18
th Century DeclineСатирическое эссе на тему «Зеленая скульптура», опубликованное Александром Поупом в The Guardian в 1713 году, вывело топиарии из моды благодаря насмешливым описаниям незаконченных скульптур и деформированных фигур, сильно пострадавших от непогоды. В 1720-х и 1730-х годах известные дизайнеры, такие как Уильям Кент и Чарльз Бриджмен, убрали живые изгороди, лабиринты и топиарии из аристократических английских садов в пользу более диких и естественных садов. Топиарии продолжались в гораздо меньших масштабах в коттеджных садах, где традиционные формы, такие как шары, конусы и иногда павлины, создавали впечатляющие центральные элементы.
19
th Century RevivalВ 1840-х годах ботаник и писатель-садовод Джон Лаудон выразил чувство утраты из-за удаления топиариев из английских садов, а в 1850-х годах территория замка Элвастон в Дербишире открылась для публики. просмотр, создавая сенсацию благодаря закрытым садовым «комнатам» и готическому стилю. Через несколько лет снова в моду вошли архитектурные топиарии, а в 1870-е годы – скульптурные топиарии. Популярный писатель-садовод Джеймс Ширли Хибберд помог возродить энтузиазм Англии в отношении топиариев в 1870-х годах, описав скульптуру из растений как выражение нашей изобретательности. Сады в стиле английских коттеджей продолжали оставаться популярными в конце 19 века.-й -й век, с возрождением топиариев среди роз и смешанных травянистых бордюров. Великий дом Дикстеров в Сассексе считается воплощением английского искусства выращивания растений, демонстрируя стилизованную смесь топиариев и «коттеджных» насаждений.
20
th ВекВ середине 1900-х годов топиаристы начали создавать переносные фигурки – новые топиарии – из быстрорастущих, легко формируемых растений, насаженных на рамки. Рамка остается в качестве постоянной направляющей для обрезки, и ее можно заполнить мхом, а затем посадить или разместить вокруг уже существующего кустарника. Этот стиль был впервые представлен в Диснейленде в Америке, где персонажи мультфильмов были созданы в виде топиариев, чтобы поразить воображение посетителей парка.
21
st CenturyПопулярность переносных топиариев и мозаичной культуры (нескольких типов и стилей посадки для создания мозаичной живой скульптуры) продолжается и по сей день, с впечатляющими примерами, такими как Летние Олимпийские игры 2008 года в Китай, а также участие современного искусства топиари на выставке цветов в Филадельфии каждый год. Интерес к возрождению исторических садов привел к тому, что традиционные топиарии были пересажены и сохранены для всеобщего обозрения; примером этого является партерный сад в замке Вилландри, Франция.
История топиариев – Beyond Behnkes
- Ларри Херли
- Кустарники и деревья
(Первоначально опубликовано в 1998 г.)
Топиарии, обрезка и придание формы живым растениям, очень популярны – особенно «переносные» топиарии, выращенные в горшках, которые можно перемещать из комнаты в комнату или из помещения на улицу со сменой времен года. Особенно когда они выращиваются в глиняных горшках, они придают помещению вид «европейского сада» и дополняют многие схемы декорирования. Искусство топиариев имеет долгую и интересную историю. Первое упоминание об этих специально обрезанных и воспитанных растениях исходит от греков, хотя этот термин происходит от латинского topiarius, что переводится как «относящийся к декоративному садоводству».
Греки проектировали и строили формальные здания, и было логично, что они стали акцентировать здания с помощью вечнозеленых растений правильной формы. Со временем это превратилось в обрезку для эффекта. Римлянин, Кнеус Матиус, заразился жуком-стрижником, и ему приписывают интересного Цезаря Августа в топиарии. Политика была такой, какая она есть, и вскоре Рим был наводнен вечнозелеными растениями, подстриженными в живые изгороди, фигурами животных и геометрическими формами. Хотя это заняло 500 лет, это, вероятно, привело к закату Римской империи и Темным векам.
Поскольку для выживания растениям нужен свет, в течение нескольких сотен лет в Европе практически не занимались садоводством. Говорят, что Карл Великий (800 г. н.э.) возродил интерес к выращиванию трав и фруктовых деревьев во Франции. Особенно после 1000 г. н.э. распространение монастырей привело к возрождению выращивания трав, цветов и кустарников по всей Европе. Кроме того, прекрасные мавританские райские сады в Испании и на Сицилии служили образцами садов для чистого удовольствия.
В эпоху итальянского Возрождения возродилась любовь к римским вещам, включая использование топиариев. Итальянский сад стал основой европейских садов на несколько сотен лет, с формальными композициями из подстриженных трав и кустарников в виде геометрических узоров, подстриженными растениями в горшках и деревьями на шпалерах в качестве акцентов и лабиринтами. В исламских и итальянских садах водные объекты также играли большую роль.
Сады в стиле барокко в 1600-х годах становились все более и более фантастическими, с гротами, замысловатыми водными сооружениями и густо подстриженными и топиарными кустарниками. Интересно, что самшит, основа сегодняшних топиариев и кустовых садов, до 1600 года почти не использовался в европейских садах из-за того, что многие воспринимали как его неприятный запах. Во Франции в середине 1600-х годов стиль стал гораздо более плавным, с клумбами из низких, переплетающихся стриженых живых изгородей (часто самшита) в арабесках, имитацией вышивки (parterre de broderie) в Версале и других больших садах. Сады были забиты кустами в форме конусов, глобусов и обелисков в качестве фокусов и акцентов.
В это время цветущие растения приобрели гораздо большее значение – в Версале хранилось 1,9 миллиона горшков, так что обширные клумбы можно было пересадить за одну ночь, чтобы на следующий день порадовать Людовика XIV. В Англии стиль 16-го века был узелок садовый, замысловатые переплетения узоров из тимьяна, розмарина, германдры и других трав. Английские тисы также стригут в живых изгородях и лабиринтах. Тем временем голландцы все больше интересовались садоводством. С пространством в большом почете они делали упор на небольшие, математически точные садовые конструкции, и им особенно нравились топиарии. Благодаря своей заморской торговле они получили доступ ко многим новым видам, а новые растения (особенно тюльпаны) были на вес золота. топиарные и скульптурные акценты. Последнее приписывается влиянию короля Вильгельма Оранского, голландца, который женился на английской королеве Марии.
В Вильямсбурге, штат Вирджиния, были созданы геометрические формы из самшита и высажены узловатые сады, поскольку колонисты следовали англо-голландскому стилю. В середине-конце 1700-х годов большинство английских садов были вырваны и заменены «естественными» ландшафтами с озерами, руинами, плавными лужайками и купами деревьев. Топиарии удаляли или им давали вырасти до их естественной формы. Но, как сказал (более или менее) Микеланджело, «форма уже находится внутри камня, я только раскрываю ее»; это был только вопрос или время, прежде чем топиаристы снова подняли свои уродливые головы.
Викторианская Англия конца 1800-х годов была временем большого интереса к растениям. Новые растения поступали из исследований в Китае, тропических лесах и на западе Америки. Формальные сады снова стали модными, когда однолетние растения были высажены так, чтобы они выглядели как восточные ковры, «ковровые подстилки», что дало начало термину «клумбы». Очень популярны были многолетники, декоративные травы и большие смелые тропические растения. Топиарные животные использовались, чтобы акцентировать центры или углы клумб. Коммерческие топиарные питомники процветали в Голландии и Англии. Европейский интерес к топиариям снова угас после Первой мировой войны.0009
Путешественникам повезло, что можно посетить так много прекрасных садов по всему миру. В Соединенных Штатах в начале 1900-х годов были посажены большие поместья. Ладью к северу от Балтимора был куплен в 1931 году, а Лонгвуд в Пенсильвании – в 1936 году. Были заложены топиарные сады, и оба они остаются прекрасными местами, где можно увидеть зрелые посадки топиариев сегодня. Дворец Хэмптон-Корт (Англия), Версаль, Вилланди с ее прекрасными овощными партерами (Франция), Вилла д’Эсте (Италия)… Европа полна садов, представляющих разные стили и эпохи садоводства, с хорошо представленными топиариями.
Обширные насаждения в Диснейуорлде в Орландо также заинтересовали миллионы американцев искусством топиариев. В 1960-х годах, одновременно с повальным увлечением комнатными растениями и движением за защиту окружающей среды, американские садоводы начали экспериментировать с настольными топиариями и топиариями, сделанными на готовых каркасах. Они лучше соответствуют бюджету, пространству и мобильности современного садовника, но в то же время дают связь с уединенными садами эпохи Возрождения, а также с величественными садами прошлого.