Искусство Великого Новгорода в домонгольскую эпоху — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Просмотры: 10 293
Скачать как PDF
990 — Новгород был крещен вскоре после Киева, и сразу же после крещения в Новгороде была построена небольшая церковь Иоакима и Анны, и был создан 13-главый деревянный Софийский собор. Это мы знаем только по источникам. Софийский собор сгорел в середине 11 века.
1045-1050 — по заказу Ярослава Мудрого в Новгороде строится каменный Софийский собор. Это была первая каменная церковь в Новгороде. От имени Ярослава в Новгороде княжил его старший сын Владимир, потому он, а также новгородский архиепископ Лука, тоже названы в числе заказчиков. Храм Святой Софии в Новгороде длолжны были строить те же мастера, что строили Софию, однако, в Новгороде они столкнулись с другими условия природы, с другими материалами, с другими задачами. София Новгородская не похожа на Софию Киевскую.
- — Во-первых, София Новгородская – храм, построенный из местного камня-плитняка – это не булыжники, а пластинчатый камень, который хорошо обрабатывается
- — Во-вторых, София Новгородская была рано оштукатурена: в Новгороде довольно влажный климат, а высокая влажность разъедает камень – камню нужна защита.
- — В-третьих, в отличие от Софии Киевской София Новгородская пятиглавая. 6-ая глава высится над лестничной башней. Посвящение первого каменного храма Новгорода Софии – премудрости Божьей имело большую символику.
Ярославу всегда было важно подчеркнуть единство и одновременно равноправие этих двух главных центров Руси, потому что Новгород всегда был в оппозиции Киеву. Также, как и в Софии Киевской, в Софии Новгородской есть приделы. Все они расположены на хорах, и все они имеют посвящения, связанные с сентябрьскими праздниками, которые празднуются буквально один за другим: праздник Усекновения головы Иоанна Предтечи, 21.
9 Рождество Богородицы, 22.9 День Иоакима и Анны. Эти дни связаны с крещением новгородцев, посвящения имеют мемориально-исторический характер. Рассказ о крещении новгородцев приводится в «Иоакимовской летописи», она до нас не дошла, но историк Рапов эту рукопись видел и переписал. Чтобы понять этот выбор, мы прочитаем эту летопись. Она поможет понять странное посвящение трех приделов Софии новгородской праздникам, а, во-вторых, поможет понять характер новгородцев, ничего не боявшихся, независимых, непокорных. Те, кто должен был крестить новгородцев, были отправлены из Киева Владимиром, и это были только священники. Текст рукописи гласит:«Когда новгородцы узнали о делегации, идущей крестить новгородцев, и среди них Добрыня (дядя Владимира, его наместник в Новгороде, его горожане уважали и побаивались), учинили вече и поклялись не пустить их в город и не дать свергнуть идолов. И, когда пришла депутация, новгородцы, разобрав мост (а Новгород как город возник как объединение двух поселений на разных берегах Волхова, и главной городской артерией у них был деревянный мост, и глагол «разметать» относится к деревянным конструкциям) и выйдя на берег с оружием, и Добрыня попытался успокоить горожан «ласковыми словами», а горожане не воспринимали эти слова и вывезли на берег камнеметные машины, чтобы встретить делегацию.
Главный языческий жрец Богомил, по прозвищу Соловей, руководитель восстания, призывал людей к сопротивлению. Мы (делегация) стояли на другой стороне, учили людей как могли. Но новгородцы уходят, не воспринимают пропаганду христианскую. После двух дней несколько сот горожан были крещены. Тогда тысяцкий новгородский Угоняй (вот он, военный руководитель!) ездил и вопил: «Лучше умрем, чем дадим сокрушить наших идолов, поругаться над ними». Народ, рассвирепев, разгромил и разграбил имение Добрыни, поколотил его жену и живущих там. Тысяцкий владимирский Путята, умный, храбрый и опытный воин, уготовав лодки избрав от ростовчан (!) 500 человек – а сколько же должно быть лодок, как же тихо все должно было быть сделано, даже если новгородцы приняли их за своих? Путята, дошедши до двора Угоняя, его и других мужей арестовали и послали к Добрыне за реку. Новгородцы же, собравшись до 5 000 (?), обступив Путяту, начали жестокий бой, разрушив церковь Преображения и разгромив дома христиан (значит, в Новгороде уже были христиане, значит, у них была церковь!). Даже на рассвете Добрыня с депутацией перебрался через Волхов и повелел зажечь дома у берега реки. И новгородцы, передние мужи, запросили мира. Деревянные идолы сжигали, а каменные бросали в Волхов. Но ведь 10 лет назад Добрыня сам возводил этих идолов. Мужи и жены, увидев это, с воплем попросили пощадить этих идолов. Добрыня же, насмехаясь, им вещал: «Что вы за них просите? Они сами себя защитить не могут, а вы думаете, что они вас защитят». Людей крестили на торговой площади, а упиравшихся тащили силой. А некоторые спрятались, чтобы переждать. Их выясняли, а они прикидывались крещеными. Но Добрыня решил давать крещеным кресты (либо деревянные, либо медные, а они были привезены в Новгород в большом количестве), и тем, у кого их не было, не верили».
Святая София для новгородцев станет символом их города, их независимости, их самостоятельности. Эти люди очень особенно воспринимали все свои храмы, все свои святыни. София Новгородская простояла не расписанной 50 лет.
Фрески много разрушались, храм много страдал. Отношение новгородцев к своим святыням проявилось в легенде о фреске Христа Пантократора: Христос был изображен на фреске с благословляющим жестом, но он был более закрыт, чем открыт. И говорили, что живописцы сначала хотели написать спаса с открытой рукой, но на следующий день после написания рука снова сжималась, они исправляли, а на следующий день рука снова сжималась. В итоге, сам образ обратился к живописцам: «Не пишите меня с открытой рукой, пишите меня с закрытой рукой, пока она сжата, стоит господин Великий Новгород».Великий Новгород, собор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище.12 в. — после ранней смерти Владимира власть князей в Новгороде сходила на нет, и сошла только к военным походам и к организации строительства оборонительных сооружений. И новгородцы буквально нанимали князей, которых в период раздробленности было много без княжеств. Управляли посадские люди, представители районов города, а князей часто прогоняли.
1113 г. – Никольский собор, собор во имя Николая Чудотворца на торговой стороне. Много любопытного может рассказать вид собора. Никогда такого культа не было в княжеской среде, князь хотел понравиться горожанам. Высота его на 1,5 м ниже, чем в Софии – 37,5. Храм пятиглавый, размер его весьма внушительный. Мстислав является заказчиком монастырских храмов.
1117 – храм Рождества Богородицы Антониева монастыря. Новгород как город, расположенный в начале русской части пути из
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыряваряг в греки, имел обширную балтийскую торговлю. Позднее Новгород войдет в ганзейский союз, и связи с Европой у Новгорода сильные. И, якобы, монах Антоний на камне (не в лодке, не на корабле) приплыл в Новгород и основал там монастырь. Почему он прибыл в Новгород? Неизвестно. Видимо, из-за каких-то внутрицерковных конфликтов. И он построил храм во имя Рождества богородицы, в нем есть хоры. Князь строит храмы в пригородах.
1119 — Следующая постройка князя Мстислава – это одно из самых главных сооружений в
Георгиевский собор Юрьева монастырядревнерусской архитектуре – Георгиевский собор Юрьева Монастыря. Монастырь посвящен Георгию-Победоносцу, культ которого в Новгороде был очень популярен. Новгородцы сами были воинами и почитали святых воинов. Мы знаем имя мастера, строившего храм, — его
зовут Петр (что означает «камень»), это был очень талантливый мастер. Удивительная постройка по размерам, по своим масштабам, он также имеет хоры и лестничную башню. Храм также выстроен из плинфы, из плитняка. Даже, несмотря на штукатурку, поверхность стен всех храмов кажется очень шершавой. Особенность фресок Георгиевского собора в необычном содержании фресок лестничной башни. Это место не является храмовым пространством: дело в том, что в этой башне изображена история ветхозаветного Самсона, которая имел назидательный характер.
Самсон был героем, воителем, защитником израильского народа, и в Библии говорится, что его сила была в его длинных волосах. Его возлюбленная Далила сонного отдала его в руки врагов, и его обрили налысо. Самсон был ослеплен и посажен в темницу, и однажды филистимляне вывели его в храм, чтобы поглумиться, но Самсон совершил свой последний подвиг (у него отросли волосы) – он раздвинул колонны храма, здание обрушилось, все погибли. Этот сюжет непонятен: что тут может быть связано с монашеской жизнью? Тут вся жизнь Самсона разделяется на две части: в первой он – герой, любимец своего народа, а во второй акт пострижения заставляет его заботиться о духовном начале. И кончается история основанием первых монастырей (а они были основаны в египетской пустыне).
С одной стороны в башне представлены фрески, а с другой — 3 ниши – в начале, посередине и в конце. В начале (там, где история Самсона начинается) ниша маленькая, человек может поместиться туда, только поместившись на коленях. Вторая ниша больше, там человек может спокойно стоять на коленях, а в третьей человек может стоять в полный рост.
На протяжении 12 в. в качестве заказчиков в Новгороде выступали и посадские люди, но не рядовые, а богатые жители города. Они строили храмы на торговой стороне. Эти храмы имели важную особенность: в них делался
Один храм, построенный в начале 13 века на торговой стороне, имел важную функцию. Тогда на средства богатых новгородских купцов, которые торговали сукном с Западной Европой, был построен храм Иоанна Предтечи. Он не предназначался ни для служб, ни для хранения товаров, он предназначался для хранения эталонов мер и весов. Ключник этого храма – это и один из его заказчиков.
В Новгороде были колонии иногородних купцов, в частности, колония смоленских купцов. Так вот, они построили храм в смоленской традиции: Храм Параскевы Пятницы (а ее храм делали на местах торгов) отличается сложность, тонкостью отделки, а новгородцы делали лаконичные, неизящные, но мужественные храмы.
Еще один интересный княжеский храм, созданный по княжескому заказу за Новгородом в 1199, – Спаса Преображения на холме Нередица (Спаса на Нередице). Простой, лаконичный, но одновременно мощный и выразительный храм. До ВОВ он полностью сохранил все свои фрески. В годы ВОВ храм был разрушен, ныне он восстановлен. Фрески сохранились фрагментарно, они выделяются суровостью образов. Причем, любили новгородцы образы карающих, грозных святых. Но во фресках есть и много простодушного, демократичного. Тут много открытой, прямой конкретики. Для новгородской культуры характерны полярные черты.
Новгород – это первый из русских городов, сохранивший свои древние иконы. До нас дошла лишь одна древняя киевская икона, но она была сделана в Греции. Новгород сохранил свои древние домонгольские иконы. Всего их сохранилось около 25. Почему около? Дело в том, что иконы дошли до нас в разной степени сохранности. И, например, икона Богоматери Боголюбской почти не сохранила своей живописи. И каждая икона – это шедевр, каждая икона важна и ценна. Несколько икон Среднерусские, две ярославские, новгородских – абсолютное большинство.
Новгородские древние памятники дожили до того времени, когда Иван 3 завоевал Новгород и вывез иконы оттуда, лишив горожан своей гордости, своих корней. Потому эти древние иконы, по большей части, находятся в Третьяковской галерее.
Началом 12 века (ок. 1119) датируется храмовые иконы из Георгиевского собора Юрьева монастыря. Каждая размером больше двух метров, одна храмовая – на ней Георгий-воин в рост, а вторая – Благовещение, на ней архангел Гавриил. Тем же временем датируется еще одна, выносная двусторонняя икона: на лицевой стороне Богоматерь с крестом, а на другой поясное изображение Георгий-воин. Середина 12 века – выносная двусторонняя икона, на одной стороне Спас Нерукотворный, на другой – Поклонение Кресту. Она играла роль воинского штандарта.
В 1169 в Новгороде прославилась двусторонняя икона Богоматерь-Знамение. Прославилась она как защитница города в борьбе с суздальцами. На одной стороне образ богоматери, а на другой – образ ее родителей Иоакима и Анны. Еще одна новгородская икона – Ангел Золотые власы, на иконе только лик ангела. Образ ангела Золотые власы был частью несохранившейся деисусной композиции (образа страшного суда) (от греч. моление). Еще образ Николая Чудотворца начала 13 века, возможно, созданный русским мастером. Он, в отличие от ранних греческих, более подвижный, активный, живой.
Вывод. Что можно сказать о Новгороде? Это посадская, демократичная, народная культура. Эти черты проявились в особых культах, в отношении к святыням, к Софии, и этот демократизм связан с ранним обозначением «любимых» культов святых воинов: Георгия-Победоносца и Николая Чудотворца. Еще было взаимодействие с западной культурой, но не копирование её.
Прикладное искусство древнего Новгорода
- Грамоты, письменность
- Музыка, развлечения
- Вислые печати
- Цветной металл
- Кость
- Дерево
- Стекло, янтарь
- Камень, глина
- Железо
Грамоты берестяные – письма и записки на березовой коре. Первая берестяная грамота была найдена в Новгороде 26 июля 1951 года. На сегодняшний день в Новгороде найдено 753 грамоты. Берестяные грамоты образовали прочный мост между специфическими источниками археологии и традиционным кругом письменных источников, дав возможность судить об уровне городской культуры по письмам и запискам, полученным или написанным самими жителями изучаемых в процессе раскопок древних усадеб. Многие из этих усадеб утратили, казалось бы, неизбежную анонимность и обрели своих былых владельцев, порой хорошо известных по летописным сообщениям. Древнейшая из обнаруженных в Новгороде берестяных грамот относится к первой половине ХI века, самая поздняя к середине ХV века, когда на смену бересте пришла широко распространившаяся бумага. Тексты берестяных писем выдавливались с помощью специального инструмента – “стилоса” (по-древнерусски “писало”), изготовленного из железа, бронзы или кости. Противоположный острию конец писала оформлялся для писания по воску на деревянных дощечках – церах (лопаточкой стирали написанное по воску). На восковых дощечках маленькие новгородцы выполняли и первые уроки овладения грамотой. Широкое распространение берестяное письмо получает с ХII века. В числе найденных берестяных грамот письма-распоряжения феодалов зависимым от них людям, крестьянские жалобы, донесения сельских старост, черновики завещаний, хозяйственные и ростовщические записи, сообщения политического и военного характера, школярская шутка, частные письма разнообразного бытового содержания, ученические упражнения, судебные документы. Разнообразие почерков берестяных грамот, частная переписка, эмоциональный характер многих писем, надписи на различных предметах, сделанные с целью их узнавания, многочисленные писала, дощечки (церы) для обучения письму свидетельствуют, что кроме профессиональных книжников и писцов, грамоте обучались почти все слои населения.
В 1973 – 1982 годах была исследована усадьба и мастерская художника Олисея Гречина, жившего и работавшего на рубеже ХII-ХIII веков. Среди берестяных грамот этой усадьбы около двух десятков заказов на изготовление икон. Летописные свидетельства характеризуют Гречина и как художника-фрескиста. Анализ его берестяных автографов в сопоставлении с надписями фресок церкви Спаса на Нередице позволил сформулировать гипотезу о его руководящем участии в создании этого прославленного ансамбля новгородской фресковой живописи. Важнейшая особенность берестяных грамот – их древность и подлинность. Подлинных памятников письменности XI – XII вв., кроме церковных, практически не сохранилось. До наших дней дошли лишь две грамоты, написанные на пергаменте – Мстислава грамота около 1130 г. и Варлаамова грамота конца XII – начала XIII в. (обе хранятся в Новгороде).
Берестяных грамот, датированных XI в. и рубежом XI – XII в. найдено уже 27 и число их ежегодно увеличивается.
Бытовое содержание писем на бересте отразилось и на особенностях их языка – он близок к живой разговорной речи. Благодаря этому они открыли ученым новые слова, выражения, мысли и способы их высказывать. Лингвистический анализ берестяных грамот из Новгорода (особенно раннего периода) выявил существование древненовгородского диалекта, характерной чертой которого является наличие многих признаков, связывающих его с западнославянскими языками (преимущественно с севернолихитскими). Это открытие заставило историков по-новому рассмотреть проблему происхождения Древнерусского государства, а лингвистов – историю русского языка.
Грамота N 558. Конец XII в.
Грамота N 363. Конец XIV в.
Писало. XI в.
Писало. Середина XI в.
Писало. XII в.
Писало. Середина XIV в.
Всеобщая история | |
Из всех древнерусских городов Великий Новгород, несомненно, является одним из самых богатых древнерусским искусством, архитектурой и вообще культурой. Тот факт, что в течение 18 и 19 веков он стал чем-то вроде провинциальной заводи, объясняет, как ему удалось сохранить большую часть своей первоначальной топографии. | История культуры 859-17 век Исторические памятники Софийский собор |
Русский (Новгород?) Художник | Христос во славе
Русский (Новгород?) Художник | Христос во славе | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
Создано с благодарностью с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Христос во славе
Художник:
Русский (новгородский?) художник (конец 15 века)
Середина: Дерево, темпера
Размеры: 42 1/8 x 30 7/8 дюйма (107 x 78,4 см)
Классификация: Картины
Кредитная линия: Дар Джорджа Р. Ханна, 1944 г.
Регистрационный номер: 44.101
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Музейные публикации
Европейские картины в Метрополитен-музее художников, родившихся до 1865 года: сводный каталог
Похожие произведения искусства
- Русский (новгородский?) художник
- Европейские Картины
- Иконки
- Картины
- Темпера
- Дерево
- Из Азии
- Из России
- С 1400 по 1600 г. н.э.
Ресурсы для исследований
Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.