Идеальные города: Идеальные города Андрея Ноарова

Идеальные города Андрея Ноарова

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет первую персональную выставку художника и архитектора Андрея Ноарова «Идеальные города».

Выставка посвящена наследию и современному развитию жанра ведуты. Она раскрывает его преемственность в современных работах Андрея Ноарова и рассказывает о преобразовании представлений об «идеальных городах» от гравюры до почтовых открыток. Экспозиция условно делится на три части. Первый раздел демонстрирует печатную графику мастеров прошлого из собрания Ноарова-коллекционера. Центральный раздел посвящен собственным архитектурным фантазиям Андрея Ноарова, вдохновленным работами старых мастеров, его авторскому видению архитектуры «идеальных городов», воплощенных в рисунках, альбомах и подписных открытках. Третий раздел представляет собрание почтовых дореволюционных и советских открыток из собрания Музея архитектуры, которые демонстрируют развитие жанра ведуты в новейшее время.

Художник своим творчеством привнес в пространство музея множество важных смыслов. Первоначальная идея о ценности рисунка и мастерства в области архитектурной графики, в целом качественного восприятия архитектурной среды, расширилась до границ жанра ведуты и ее трансформации в печатные открытки. Это позволило погрузиться в метаконтекст индивидуальной и коллективной памяти.

Светлана Цыщук,
куратор выставки

Как ценитель подлинной красоты и памяти об исторических местах,  Андрей Ноаров предстает в первой части выставки как коллекционер. В его личном собрании хранятся работы таких мастеров, как Джованни Батиста Пиранези, Станислав Владиславович Ноаковский, Анна Петровна Остроумова-Лебедева, Владимир Алексеевич Щуко, Владимир Иванович Соколов, Яков Григорьевич Чернихов и других. Среди предметов – печатная графика (гравюры, автолитографии, ксилографии), а также рисунки, альбомы и авторские подписные открытки.

Показ на выставке частной коллекции Андрея Ноарова, предназначенной для вдумчивого погружения, раскрывает секрет творческого вдохновения и становится эстетическим манифестом работ художника.

Центральная часть экспозиции демонстрирует публике работы Ноарова-художника. Большую часть времени он проводит в поездках по европейским и русским городам, где создает виды с натуры, этюды, оттачивая свое мастерство рисунка. Беря за основу реальные виды, он дополняет их образами, рожденными в воображении как мозаика из многочисленных впечатлений, графических набросков и произведений мастеров XVIII–XIX веков,  экспериментирует с материалами, техникой и каждый раз создает необычные по ассоциациям и настроению произведения. Автор выстраивает диалог со зрителем, последовательно погружая его в разнообразные культурные контексты и пласты истории, проходя совместный путь от наброска к завершенной композиции.

Мне было интересно создать серию монументальных образов архитектурной среды не для идеального человека, не для “человека будущего”, а просто для человека с определёнными культурными ассоциациями.   Попытаюсь проследить некоторые особенности возникновения архитектурных фантазий на примере своих отдельных работ.

Андрей Ноаров,
художник и архитектор

Трогательность и лиричность работ Андрея Ноарова сочетаются с особым чувствованием архитектуры, ее глубинных основ. Можно сказать, что он отражает саму природу архитектуры. Каждый этюд с натуры или сочиненная композиция несут в себе память о великих мастерах, таких как, например, Саврасов или Пиранези. Строчки из поэзии возникают в сознании более искушённого зрителя, но для всех, как искусствоведов, так и любителей искусства, творчество и талант Ноарова станут бесценным открытием.

Светлана Цыщук,
куратор выставки

Выставка подталкивает к размышлению на тему идеального, как творческого противопоставления реальному, а также рассказывает о связи частного коллекционирования и музейного хранения.

«Идеальные города» — это художественный образ, объединяющий все части выставки в панораму архитектурных миражей, попадая в которые узнаешь парадные фасады памятников известных городов.

Дарья Тишкова,
куратор выставки

Кураторы выставки предлагают зрителю принять участие в легком и непринужденном путешествии. Посредством ассоциаций, не лишенных доли иронии и возникающих на пути миражей, открывается целая панорама исторических перспектив и будоражащих сознание образов «идеальных городов» Андрея Ноарова.  

Рисунок, образы в рисунке – вещь, понятная без особых объяснений. Его смысл в том, чтобы просто и верно объяснить сложное.

Андрей Ноаров,
художник и архитектор

Кураторы выставки: искусствовед, научный сотрудник отдела хранения архитектурно-графических фондов XVIII-IXX веков Светлана Цыщук, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Дарья Тишкова.

Андрей Ноаров
– архитектор и художник. Родился в Москве в 1977 г. В 2001 г. закончил МАРХИ, с этого же года работал в ЦНРПМ. С 2002 года преподает на кафедре рисунка в МАРХИ. Участник нескольких российских и международных конкурсов: ArtPreview, «АрхиГрафика» и других.

Город, которого нет: какими представлялись идеальные города мыслителям разных эпох

Истории

Лучшее место в христианской вселенной, рай, в Ветхом Завете выглядит как сад, а в Новом Завете — уже как город, Новый Иерусалим Откровения Иоанна Богослова. И сад, и город, то есть огражденное, культивируемое пространство, освоенное людьми и предназначенное для них.

Строящаяся «Эспланада Министерств», Бразилиа, 1958, архитектор Оскар Нимеер

Фото
MARCEL GAUTHEROT

Город — наиболее сложная и совершенная форма человеческого общежития, известная цивилизации, и в своей наивысшей ипостаси он выглядит как самое подходящее место для лучшей версии человечества. Но возможно ли создать совершенное место для жизни людей здесь, в мире дольнем? Идеальный город, но земной — философы и архитекторы пытались представить его не одно столетие.

Античность: гипподамова сетка

Еще в Древнем мире люди задумывались о соответствии планировки и зонирования городов устройству общества и об их влиянии на него. Гипподам Милетский — древнегреческий архитектор, живший в V веке до н. э., предложил универсальный план городской застройки, прозванный «гипподамовой сеткой». Центром была площадь, которую окружали пересекающиеся под прямым углом улицы, образовывавшие жилые кварталы.

Такая «сетка» встречается в поселениях гораздо старше Гипподама, но архитектор прославился еще и размышлениями, как упорядочить не только улицы, но и социальную структуру в городе. Согласно его воззрениям, оптимальная численность населения — 10 тысяч человек. Общество должно делиться на три группы без ярко выраженной иерархии — ремесленники, земледельцы и воины.

Платону, который архитектором не был и только теоретизировал о внешнем виде и устройстве идеального города, нравилась планировка в виде концентрических кругов, ведь круг — это совершенная геометрическая фигура, и сама вселенная сферична.

Город правильной формы, построенный и поделенный с использованием сакральных чисел, соответствует законам мировой гармонии. В центре торговая площадь — агора, вокруг святилища, затем административные здания. Жилые дома расположены так, чтобы весь город представлял собой одну сплошную стену.

«Приятно было бы видеть город, имеющий облик единого дома; к тому же, его, весь в целом, было бы чрезвычайно легко охранять и таким образом сберечь», — отмечал Платон в диалоге «Законы». Горожане, скромные и честные труженики, владеют в нем равными участками земли.

Столица Атлантиды со слов Платона

Фото
Rocío Espín Piñar

В другом произведении философ рассказывал о столице мифической Атлантиды, городе, который бог Посейдон построил с такой же концентрической планировкой. Остров, где жила его возлюбленная, бог окружил двумя земляными и тремя водяными кольцами, которые их потомки застроили дворцами, мостами и святилищами.

Тысячу лет спустя градостроительная утопия Платона заметно повлияет на мыслителей итальянского Ренессанса, которым будет очень близка мысль философа: «Ни в коем случае не станет процветать государство, если его не начертят художники по божественному образцу».

Эпоха Возрождения: гармония многоугольников

В эпоху Ренессанса первым значительным трудом о градостроительстве стала книга Леона Баттисты Альберти «Десять книг о зодчестве», написанная в 1450-е годы. В ней Альберти, опытный зодчий, дает разные рекомендации, из которых вырисовывается образ идеального города. Он должен благотворно воздействовать на здоровье и душевные качества его обитателей.

Архитектор мыслит целыми городскими ансамблями, в противовес средневековой хаотической застройке. Общественные здания формируют центр, а ремесленные производства с их шумом и неприятными запахами отодвинуты на периферию.

Мода на труды об идеальных городах в Италии, вероятно, началась с трактата середины XV века «Об архитектуре», написанного Антонио ди Пьетро Аверулино по прозванию Филарете. Над книгой этот архитектор и скульптор работал в Милане, при дворе герцога Франческо Сфорца.

Трактат написан как фантастический роман о возведении идеального города Сфорцинды (созвучие с фамилией герцога неслучайно). Он должен иметь форму правильной восьмиконечной звезды; на внешних углах располагались бы башни, на внутренних — ворота. В центре — площадь с кафедральным собором и дворцом правителя; вокруг — административные здания и торговые площади.

В Сфорцинде было бы все, что нужно: рынки, церкви, школы, таможня, тюрьма, больница… Филарете также описал специфическое учреждение — дом Порока и Добродетели, в одной части которого были бы бани, бордели и притоны, в другой — нечто вроде центра наук, искусств и ремесел.

Филарете была особенно важна символическая составляющая пространства, неслучайно он подробно рассказывал о знамениях в дни основания Сфорцинды, а воображаемые улицы и здания заполнял живописными и скульптурными аллегориями.

Мечта об идеальном городе захватила и воображение Леонардо да Винчи. После очередной эпидемии чумы в конце 1480-х он задумался, как избежать грязи и тесноты, опасных для здоровья. Страницы его дневника заполнены чертежами города с просторными улицами и сетью каналов с быстрой водой. Улицы и особенно самые грязные места вроде городских конюшен регулярно очищались бы потоками воды, направляемой гидравлическими устройствами.

Оригинальной идеей да Винчи было сделать город двухуровневым. Сеть улиц, шедшая поверху, предназначалась бы преимущественно для благородного сословия, и по ним запрещался бы проезд грузовых повозок. Под ними, на нижнем уровне, перемещалась бы менее «чистая» публика.

Основные функции идеального города да Винчи — благотворно влиять на здоровье жителей и цементировать сословные различия. Леонардо предложил превратить в такой «высокотехнологичный» населенный пункт Виджевано, родину миланского герцога Лодовико Моро, но проект так и не попытались воплотить.

Перебравшись в 1516 году во Францию, Леонардо предложил свои разработки королю Франциску I для масштабной перестройки города Роморантена, который мог бы стать новой столицей. Этим планам помешала смерть да Винчи в 1519 году.

Крепость Пальманова Винченцо Скамоцци

Фото
Ulderica Da Pozzo

А вот крепость Пальманова на северо-востоке Италии, основанная в 1593 году властями Венецианской республики, — это редкий случай, когда идеальный город действительно был построен. Его проект обычно приписывают венецианскому архитектору Винченцо Скамоцци, который в трактате «Идея всеобщей архитектуры» тоже рассуждал о наилучшем устройстве города.

Внешний вид Пальмановы вполне в духе ренессансной утопии: это правильный девятиугольник с радиальной планировкой, с бастионами по углам, в центре — просторная площадь; вдоль прямых улиц рядами выстроились однотипные дома.

Архитектор задумывал его гармоничным, упорядоченным и удобным для обороны. Люди, однако, неохотно переезжали в новую крепость, и власти даже были вынуждены заселять ее помилованными преступниками. Впрочем, город существует и в наши дни.

Пожалуй, самая знаменитая литературная урбанистическая утопия в Италии Нового времени — «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Он написал эту книгу в 1602 году в тюрьме, где оказался за участие в политическом заговоре.

Кампанелла рассказывает об «идеальном» городе-государстве на далеком острове в Индийском океане. Там нет семей, денег и частной собственности, все граждане равны, занимаются науками, трудятся и живут как одна большая община; правят ими первосвященник и три его помощника.

«Город Солнца» Томмазо Кампанеллы

Фото
Anton Furazhkin

Устройству совершенного общества соответствует организация городского пространства. Главную площадь с храмом опоясывают семь колец укреплений; дома с рядами одинаковых спален составляют с этими крепостными стенами одно целое. Фрески, которыми расписаны стены, представляют собой учебные пособия по всем наукам. Так улицы и здания сами воспитывают своих обитателей равными и умными.

XIX век: прочь из города

В ходе промышленного переворота с бурным ростом городов росли и их недостатки: антисанитария, перенаселенность, тяжелые условия труда.

«В утопиях XIX века, — отмечал историк архитектуры Андрей Иконников, — город, как правило, не только предмет приложения идей утопического устройства, но и один из главных источников проблем, решить которые стремится автор утопии».

Один из патриархов утопического социализма, британский фабрикант Роберт Оуэн на примере своего предприятия в Нью-Ланарке показал, что радикальное улучшение условий труда рабочих (введение пенсий, больничных, сокращение рабочего дня и т.д.) и забота об их образовании выгодны владельцу.

В 1817 году он представил парламентскому комитету проект более смелого эксперимента — «деревень единства и сотрудничества». Предлагалось создавать в сельской местности коммуны рабочих, занятых и производством, и земледелием, численностью около 1200 человек.

На чертеже было квадратное в плане поселение, в центре — школы (в которых дети воспитывались с трех лет) и библиотеки, здание общественной кухни и столовой, а вдоль периметров — однотипные прямоугольные дома. Промышленные предприятия находились за пределами такой деревни. Позже Оуэн писал, что со временем сеть таких деревень-коммун, объединявшихся в федерации, могла бы покрыть весь мир, изменив его устройство.

Проект Оуэна не поддержали, и мыслитель уехал в США, где на этих принципах попытался создать коммуну «Новая Гармония», однако она быстро распалась.

Проект коммуны Роберта Оуэна «Новая Гармония»

Фото
LIBRARY OF CONGRESS

У инициативы Оуэна было много последователей, пытавшихся основать собственные коммуны в разных странах. Дальше всех стремился забраться философ Роберт Пембертон: в 1854 году он предложил организовать на новых принципах социального устройства колонию в Новой Зеландии — без частной собственности, основанную на «труде и совершенном образовании».

Колония должна была состоять из десяти городов с радиально-кольцевой планировкой и населением в 10 тысяч человек каждый, но найти достаточно спонсоров и купить землю Пембертон не смог.

А вот проект идеального города, опубликованный в 1849 году английским журналистом, путешественником Джеймсом Силком Бэкингемом, никакого социального равенства не предусматривал.

Дома в его утопическом городе, названном в честь королевы Викторией, выстроены вокруг главной площади в пять вписанных друг в друга квадратов, заселенных по строгой иерархической системе: ближе к центру — аристократия, дальше всех — рабочий класс.

Испанский инженер путей сообщения Артуро Сориа-и-Мата в 1880-е годы впервые представил миру концепцию линейного города и развивал ее всю жизнь. Суть была в том, чтобы соединять большие города транспортной магистралью — трамвайной линией, а застройку новыми домами вести по обе стороны от нее на всем протяжении. К каждому дому прилагался бы участок с садом. Так горожане становились ближе к природе, но сохраняли связь с индустриальными центрами.

«Линейный город» Артуро Сориа-и-Мата

Фото
ALAMY / LEGION MEDIA

Сориа-и-Мата даже основал акционерную компанию, которая начала строительство Линейного города в Мадриде. Однако дома, в которых не предусматривалась канализация, не пользовались популярностью, проект постепенно перестал окупаться и сошел на нет.

Другая заметная попытка сделать городскую жизнь ближе к природе — это «город-сад» англичанина Эбенизера Говарда. В 1880-е он написал книгу об этом проекте, которую издал на рубеже столетий. Говард предлагал строить вокруг переполненных мегаполисов небольшие населенные пункты, сочетающие все плюсы города и деревни, и расселять туда их жителей. Дома коттеджного типа, много зелени, до всего легко дойти пешком, и это не спальные районы, а автономные населенные пункты.

Идея «города-сада» привлекла множество сторонников и в начале XX века стала осуществляться на практике. Первые примеры — городки Лэтчуэрт (1903 г.) и Уэлин (1920 г.) близ Лондона — были построены еще при жизни Говарда. Со временем вариации на тему «города-сада» появились и в других странах, так что это, пожалуй, была самая успешная урбанистическая утопия из появившихся в XIX столетии.

XX век: вертикальные города

Если Говард сетовал на отрыв жителей больших городов от природы, то близкий к футуристам итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа, наоборот, прославлял прогресс индустриальной цивилизации, которая уже вовсю, с 1880-х годов, строила небоскребы. Его проект идеального города — это царство всевозможных технических достижений.

Дом, гласил его манифест к выставке эскизов «Нового города» в мае 1914 года, должен напоминать гигантскую машину. В нем не будет лестниц — лифты из стали и стекла обовьют фасад.

«Новый город» Антонио Сант-Элиа

Вместо обычных улиц предполагалось построить многоуровневые подземные движущиеся тротуары и линии метро. Город машин виделся его создателю как постоянно меняющееся, динамичное, перестраивающееся пространство.

Эскизы Сант-Элиа впоследствии вдохновляли режиссеров фильмов «Метрополис» (Фриц Ланг, 1927) и «Бегущий по лезвию» (Ридли Скотт, 1982).

Ле Корбюзье, тоже был технократическим оптимистом, но при этом попытался объединить идею увеличения населения в центре города за счет строительства высотных домов с идеей города-сада.

В 1922 году он представил проект «Современный город». В середине мегаполиса, рассчитанного на 3 млн человек, — деловой центр из 24 стеклянных небоскребов, плюс терминал для разных видов транспорта; рядом с ними — высотные жилые дома. На периферии — промзона и города-сады, а между ней и центром — полоса лугов и лесов.

В более поздней урбанистической утопии, «Лучезарный город», Ле Корбюзье отказался от идеи центра и периферии: жилой, деловой и промышленный районы он располагал параллельно; люди селились в высотных домах, расставленных среди зелени, другие этажи и террасы в которых занимали объекты инфраструктуры, а лифты служили «вертикальными улицами».

По мысли архитектора, таков был способ максимально сократить для людей время на дорогу до работы и прочих мест назначения и при этом оставить пространство для парков.

Его последователь Людвиг Гильберсаймер в 1920-е годы предложил проект «Города высоких домов», рассчитанный на 4 млн человек. Он состоял из 20-этажных высоток, соединенных на уровне пятого этажа сетью пешеходных дорог, пространство внизу предоставлялось транспорту.

«Город Солнца» Ивана Леонидова (1940-е — 1950-е)

В СССР архитекторы тоже отдавали должное урбанистическим утопиям. Возможно, самой неординарной была архитектурная фантазия «Город Солнца» Ивана Леонидова (кстати, участвовавшего в разработке проекта линейного города для Магнитогорска). Стеклянные башни, над которыми парит золотой шар, символизирующий светило…

Леонидов вдохновлялся книгой Томмазо Кампанеллы, но его серия эскизов — это не иллюстрация, а собственная мечта архитектора о совершенном городе, столице мира, филиалы которой по всему свету были бы центрами наук и искусств.

***

Какую судьбу для урбанистической утопии можно считать счастливой? Ее практическое воплощение, при котором она перестает быть утопией? Или куда более распространенный вариант, когда она остается недостижимой, безупречной в глазах своего создателя мечтой? В любом случае для прогресса, в том числе и в градостроительстве, нужен идеал.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, сентябрь 2022

Наталия Овчинникова


Теги

  • города
  • история

Идеальный город — концепция городского планирования

перейти к содержанию

Предыдущий Следующий

Что характеризует идеальный город и как его достичь?
Деревянные лодки в гавани, на заднем плане городское побережье © GIZ

Марко Далл’Орсо

Каким мы представляем себе идеальный город будущего? Как приблизиться к такому идеалу в городском планировании? По словам Марко Далл’Орсо, (вос)создание городской среды должно сбалансировать и интегрировать несколько стратегий. Принимая во внимание качество социально-экономической и застроенной природной среды, он разрабатывает структуру, которую можно использовать для анализа сильных и слабых сторон города и возможных траекторий будущего развития.

Рост населения, социально-экономические тенденции, геополитические события, стремление к лучшей жизни и большему количеству возможностей являются движущей силой урбанизации во всем мире, особенно в развивающихся странах и странах с формирующейся рыночной экономикой. Как города могут справиться с этим неравномерным демографическим ростом? Как города могут сбалансировать краткосрочную потребность в интеграции новых жителей с долгосрочной целью гарантировать инклюзивную, безопасную, жизнестойкую и устойчивую городскую среду?

Быстро растущий спрос на городскую жизнь в настоящее время удовлетворяется за счет восстановления малоиспользуемых территорий, разрастания городов или создания новых застроек и городов. Очевидно, что это лишь некоторые из «простых» вариантов встроенной среды, которые дают лишь частичный ответ на проблему. Очень сложные вопросы, поставленные здесь, таковы: как можно создать отличные инклюзивные места? Как создать здоровую городскую среду, чтобы предоставить возможности для взаимодействия и личного и профессионального роста? Как можно определить и реализовать эффективные социально-экономические решения, дополняющие «физическое измерение» застроенной среды?

Чтобы стать победителем, города должны сочетать «жесткие» факторы недвижимости и инфраструктуры с нематериальными «мягкими» факторами культуры и социального капитала. При разработке стратегий (вос)создания городской среды люди должны находиться на переднем крае, балансируя и объединяя несколько стратегий, используя «мягкие» и «жесткие» факторы, которые приносят пользу всему сообществу. Этот подход сложен и требует целостного взгляда, поддерживаемого междисциплинарными ресурсами.

Простой, концептуальный, практический инструмент

Когда мы оцениваем расположение городских районов по двум измерениям социально-экономического и антропогенно-природной среды , мы можем создать практическую основу, которая определяет четыре макрокатегории.

Мягкие факторы определяют качество социально-экономической среды , человеческий опыт с точки зрения возможностей, доступности, взаимодействия, инклюзивности, уважения к культурам и традициям, управления, политики и услуг.

Жесткие факторы определяют качество застроенной природной среды , наличие инфраструктуры и зданий, которые способствуют укреплению здоровья и являются экологически устойчивыми, доступное жилье, пространства для социальной жизни и умные технологии, ориентированные на человека.

Мягкие и жесткие факторы взаимозависимы, и установление правильного баланса между ними является сложной задачей, требующей постоянного, долгосрочного лидерства, приверженности и понимания местных особенностей, культуры и правильного выбора времени для выполнения.

Жесткие факторы могут быть относительно быстрыми и простыми в реализации (например, строительство велосипедной дорожки), в то время как мягкие факторы могут быть сложными и занимать много времени (например, создание сильной культуры путешествий на велосипеде).

Депрессивные городские территории характеризуются некачественной застроенной природной и социально-экономической средой. Например, в эту категорию попадают некоторые пригороды существующих крупных городов, таких как Париж и Рим, неформальные поселения в Маниле и Мумбаи, а также общежития. Городские районы, испытывающие стресс, процветают, предлагая возможности, но все чаще становятся недоступными для значительной части горожан. Они не инклюзивны, загрязнены, с перегруженной инфраструктурой. Например, в эту категорию можно отнести некоторые крупные городские районы или мегаполисы в странах с формирующейся экономикой Азии или некоторые очень динамичные города в других регионах мира, такие как Сидней, Лос-Анджелес и Гонконг.

«Машины» Green-Tech — это дальновидные городские районы, которые были спроектированы с основными целями минимизации воздействия на окружающую среду, максимальной эффективности, качества услуг, безопасности и защиты с помощью интеллектуальных технологий, таких как Сингапур, но которые испытывают трудности в интеграции человека, создание социального капитала и чувство места. В эту категорию можно включить некоторые города-спутники и новые экологические города, такие как Масдар (Объединенные Арабские Эмираты).

Идеальный город — это утопическая модель, созданная в результате успешной, сбалансированной интеграции социально-экономических и искусственных природных факторов с течением времени. Идеальный город яркий, аутентичный 1 текст , инклюзивный, безопасный, отказоустойчивый и устойчивый. Такие города, как Вена, Копенгаген и Окленд, близки к идеальной городской модели.

Эффективные траектории и снижающиеся дрейфы

Если мы перейдем от статического к динамическому представлению, мы сможем определить «траектории», по которым городские районы могут следовать в течение своей жизни. Эффективные траектории движения к верхнему правому углу диаграммы проистекают из понимания того, откуда берется область, определения четкого видения и стратегического плана, который последовательно выполняется под сильным руководством в течение долгого времени. Порочные, пагубные дрейфы в сторону нижнего левого угла диаграммы могут происходить из-за неуправляемых или плохо управляемых неблагоприятных событий и тенденций 2 текст , отсутствие видения, плохое руководство или сочетание всех этих проблем.

Зеленые/технические «машины» могут превратиться в проблемные области, когда социальный капитал не создается достаточно быстро, когда технологии устаревают или становятся недоступными, или из-за неприемлемых ограничений поведения людей. Напряженные городские районы могут постепенно терять свою конкурентоспособность, если талантливые работники, инновационные предприятия и потребители переезжают в более здоровые, более зеленые и устойчивые районы. В некоторых случаях упадок городов вызван бюрократией, например, когда процедуры утверждения являются длительными и дорогостоящими, что препятствует своевременному обновлению недвижимости и инфраструктуры. Городские районы могут подняться почти до уровня идеальных городов, а затем впасть в глубокий упадок, если они не будут устойчивы к изменениям, потрясениям или конфликтам и не смогут адаптироваться.

На пути к идеальному городу

Каждый городской район уникален и имеет свою историю, которая повлияла на его развитие. Благоприятные траектории к идеальному городу могут быть самыми разными в зависимости от первоначального позиционирования, местных обстоятельств, конкретного видения и стратегии.

Некоторые из наиболее устойчивых и вдохновляющих концепций — это те, в которых люди находятся в центре внимания, они искренни, имеют цель и уходят своими корнями в историю, самобытность и культуру места.

Стратегии должны основываться на понимании того, что важно для всех заинтересованных сторон, и направлены на достижение целей как в жестком, так и в мягком измерениях. Например, стратегия развития научного района должна быть интегрирована со стратегией создания привлекательного жилья, культурных мероприятий, услуг и мест отдыха для привлечения талантов и их семей. Создание модельного района с нейтральным выбросом углерода и нулевыми отходами должно быть дополнено стратегией создания чувства места и социального капитала 3 текст . Зрелые городские районы с сильным социальным капиталом обычно нуждаются в стратегиях модернизации устаревшей инфраструктуры. Новые городские районы с современной инфраструктурой часто нуждаются в стратегиях социального капитала, потому что они воспринимаются как неаутентичные и не яркие.

Для продвижения к идеальному городу необходимо создать высокоэффективную междисциплинарную команду в качестве партнерства между местными органами власти, общественными организациями и частным сектором, на которую возложена ответственность за разработку и реализацию комплексных стратегий по оба измерения. Необходимо планировать этапы и промежуточные этапы, чтобы сохранить темп, энтузиазм и энергию команды и заинтересованных сторон, несмотря на длительное время, которое обычно требуется для завершения городских проектов.
В целом, верная траектория к идеальному городу представляет собой непрерывную последовательность доступных, успешных стратегических шагов, последовательно связанных с целевым позиционированием. Эффективные городские траектории должны основываться на прочных долгосрочных принципах, использовать основные сильные стороны и конкурентные преимущества и отвечать потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон.

  • Автор
  • Последние сообщения

Марко Далл’Орсо

Управляющий директор Arexpo SpA 1 миллион кв.м., бывший выставочный комплекс в Милане в 2015 году. В этой роли он руководит преобразованием территории в «MIND — Миланский инновационный район», катализатор устойчивого социально-экономического роста, новое динамичное сообщество, полностью интегрированное с центром Милана. Миссия состоит в том, чтобы создать уникальную конкурентоспособную национальную платформу, способную привлекать таланты, предприятия, университеты, исследовательские центры и капитал на глобальном уровне. До прихода в Arexpo он занимал руководящие должности в ведущих международных организациях по развитию недвижимости и управлению активами. Он имеет диплом инженера-строителя с отличием Университета Генуи, степень магистра наук с отличием Имперского колледжа в Лондоне и диплом магистра делового администрирования IMD в Лозанне. Он имеет более чем 25-летний опыт работы в сфере коммерческой недвижимости, инфраструктуры и экологических проектов. Он является членом Королевского института сертифицированных геодезистов.

Последние сообщения Марко Далл’Орсо (посмотреть все)

Старые сообщения

Ссылка для загрузки страницы Перейти к началу

5 основных принципов идеального города

5 основных принципов идеального города

SPACE10 и EFFEKT Architects . Изображение предоставлено Space 10 — Идеальный город
  • Автор: Кристель Харрук

Мир постоянно меняется, и наша искусственная среда постоянно развивается и адаптируется. По мере того, как мы оказываемся погруженными в вызовы, эксперты и мыслители пересматривают подходы, принятые человечеством до сих пор, чтобы сформулировать новые идеи для лучшего будущего.

« Города лежат в основе проблемы, а значит, и в основе решения». Space 10, исследовательская и проектная лаборатория, сосредоточенная на людях и планете, только что выпустила свою последнюю публикацию The Ideal City в сотрудничестве с gestalten. Собирая идеи со всего мира, книга переосмысливает города, исследуя, как создавать пространства, которые поддерживают благополучие жителей и способствуют улучшению мира. Обобщая проекты и мнения экспертов, он выделяет 5 основных столпов, которые помогают формировать будущее городской среды.

+ 7

Согласно книге, идеальный город должен быть изобретательным, доступным, общим, безопасным и желанным. Принимая эти принципы за основу, мегаполисы будущего воспринимаются как более экологичные, здоровые, устойчивые и инклюзивные. Привлекая больше людей для жизни, это видение «общего дома» повысит качество жизни человека и коллектива, предоставляя лучшие возможности для всех. Кроме того, 5 руководящих ценностей помогут создать более устойчивую и экономически продуктивную организацию.

Читайте дальше, чтобы узнать о 5 основных столпах, которые необходимо учитывать для создания идеального города, с описаниями из книги и примерами со всего мира.

Какой дом мы хотим создать для человечества? В каких городах мы хотим жить?

1- Находчивый

Находчивый город может быть экологически и экономически устойчивым. Он радушно принимает не только людей, но и других живых существ на нашей планете. Он отдает приоритет принципам замкнутого цикла, осмысленно замкнутой воде, питанию, материалам и энергетическим циклам. Он строит устойчиво и использует отходы в качестве ресурса. Другими словами, в идеале город должен быть самодостаточным и замкнутым.

Климатическая плитка: Тротуары, которые могут поливать растения/ Tredje Natur Фото Tredje Natur . Изображение предоставлено Space 10. Идеальный город . Фото Tredje Natur. Изображение предоставлено Space 10- Идеальный город

Электростанция CopenHill и городской центр отдыха / BIG Фото Расмуса Хьортшоя. Изображение предоставлено Space 10-The Ideal City

Avasara Academy / Case Design Case Design — Фото автора Ariel Huber. Изображение предоставлено Space 10 – Идеальный город

2- Доступный

Доступный город построен для разнообразия, инклюзивности и равенства — независимо от возраста, способностей, религии, финансовой стабильности, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, гендерной идентичности или политических взглядов. Он обеспечивает справедливый и равный доступ к городским удобствам, занятости, здравоохранению, образованию, услугам, культуре, бизнесу, досугу, наследию, спорту и природе. Наконец, по-настоящему доступный город обеспечивает доступное жилье и доступ к собственности на жилье, инклюзивное принятие решений с прозрачным управлением, а также способствует участию и расширению прав и возможностей сообщества.

Общественный центр Grotao в Сан-Паулу/ Urban-Think Tank Photo Urban Think Tank. Изображение предоставлено Space 10- Идеальный город

3- Общий

Общий город поощряет чувство общности, сотрудничества и единения. Он предназначен для социального взаимодействия через общие объекты, общественные пространства, коворкинги и коливинги, а также транспорт. Это также позволяет объединять нематериальные ресурсы, такие как обмен навыками, общие технологии мобильности или инициативы, которые поощряют значимые социальные связи.

Дом трех поколений / офис бета для архитектуры и города бета — Фото автора Ossip Van Duivenbode. Изображение предоставлено Space 10- Идеальный город

4- Безопасный

Устойчивость к изменению климата, экстремальным погодным явлениям и наводнениям необходима для безопасного города. Он способствует ощущению безопасности, обеспечивая защиту для всех, уделяя особое внимание предупреждению преступности и реабилитации. Кроме того, безопасный город обеспечивает здоровую среду для жизни, обеспечивая доступ к таким ресурсам, как еда, вода, кров и уход, а также способствует физическому и психическому благополучию за счет доступа к медицинскому обслуживанию и зеленым насаждениям.

Общественное пространство Tapis Rouge в неформальном районе Гаити / EVA Studios EVA Studio – Фото Джанлуки Стефани. Изображение предоставлено Space 10- Идеальный город

5- Желаемый город

Желаемый город — это город, в котором приятно находиться. Он спроектирован в человеческом масштабе, так что все доступно в пределах 15 минут ходьбы. Это город, который поощряет игривую сторону людей, способствуя любопытству, удивлению и открытиям. Он питает яркую общественную жизнь с доступом к культуре, искусству и мероприятиям, а также привлекательными общественными местами для отдыха, благополучия и обучения.

Dandaji Daily Market / ателье masōmī ателье Masomi — Фото автора Maurice Ascani. Изображение предоставлено Space 10- Идеальный город

Проект городской деревни / SPACE10 и Effekt SPACE10 и EFFEKT Architects. Изображение предоставлено Space 10-The Ideal City

Park ‘n’ Play / JAJA Architects JAJA Architects — Фото автора Rasmus Hjortshoj.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *