Проекты идеальных городов эпохи Возрождения. Проблематика создания идеального города.
Авторы: Соловьев К.А., Юргайтис А.Ю.
Проблема создания идеального города, несмотря на сегодняшнюю актуальность, особенно остро обозначилась еще в далекую эпоху Ренессанса (XIV – XVI вв.). Эта тема через призму философии антропоцентризма становится ведущей в искусстве градостроительства этого периода. Человек с его потребностями к счастью, любви, роскоши, комфорту, удобству, с его мыслями и идеями, становится мерилом того времени, символом возрождающегося античного духа, призванного воспеть этого самого Человека с большой буквы. Он подвигает творческую мысль Возрождения к поиску уникальных, порой утопических, архитектурно-философских решений задачи о становлении города. Последний начинает играть новую роль, он воспринимается как замкнутое цельное взаимосвязанное пространство, отгороженное и отличное от природы, где проходит вся жизнь человека. В этом пространстве, должны были быть полностью учтены как физические, так и эстетические потребности и желания человека, должны быть полностью продуманы такие аспекты человеческого пребывания в городе, как комфорт и безопасность. Новое огнестрельное оружие сделало беззащитными средневековые каменные укрепления. Это предопределило, например, появление по периметру городов стен с земляными бастионами и обусловило, казалось бы, причудливую звёздчатую форму линии городских укреплений. Формируется общее возрожденческое представление об «идеальном городе» – городе наиболее удобном и безопасном для проживания. Словом, такие тенденции не чужды и современному архитектору, но эпоха Возрождения тогда обозначила собой новый рубеж, новое дыхание жизни в мышлении созидателя, установив определенные неизвестные ранее критерии, эталоны и стереотипы, последствия которых ощущаются в поисках идеального города и сегодня. Сам Витрувий не оставил изображения идеального города, но это сделали многие исследователи и приемники его идей, с которых, как часто отмечают, началось само Возрождение.
Но рассуждения об идеальном городе, его концепциях берут свое начало еще в трактатах древнегреческих философов – так, на секунду, стоит обратиться к эпохе, несколько более ранней, нежели нами рассматриваемой, – к античности. Многовековой процесс строительства городов-государств в столице Древней Греции, Афинах, был подытожен в трудах двух крупнейших философов древности: Платона (428 — 348 гг. до н. э.) и Аристотеля (384 — 322 гг. до н. э.).
Так, философ — идеалист Платон, связанный с аристократическими кругами своего времени, был приверженцем жестко регламентированного государственного устройства, недаром ему же принадлежал рассказ о мифической стране Атлантиде, управлявшейся царем и архонтами. В интерпретации Платона Атлантида была историческим прототипом того идеального города- государства, о котором он рассуждал в своих произведениях «Государство» и «Законы».
Возвращаясь к Ренессансу, скажем о Леоне Батисте Альберти — первом в истории человечества подлинном теоретике градостроительства, который подробно описывает, «как делать город», начиная от выбора места и кончая его внутренним устройством. Альберти писал, что «красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, – такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Фактически Альберти первый провозгласил основные принципы городского ансамбля Возрождения, связав античное чувство меры с рационалистическим началом новой эпохи. Заданное соотношение высоты застройки к расположенному перед ней пространству (от 1:3 до 1:6), согласованность архитектурных масштабов главных и второстепенных зданий, уравновешенность композиции и отсутствие диссонирующих контрастов – таковы эстетические принципы градостроителей Ренессанса.
Альберти в трактате «Десять книг о зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Вся жизненная среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребностям личности, семьи, общества в целом.
Бернардо Гамбарелли (Росселино), подхватив уже существовавшие идеи, вносит свою лепту в развитие виденья идеального города, результатом чего стал реально существующий до сих пор город Пьенца (1459 г), вобравший в себя элементы многих проектов, так и оставшихся на бумаге или в творческих замыслах создателей. Этот город является наглядным примером превращения средневекового поселения Корсиньяно в идеальный город Ренессанса с прямыми улицами и регулярной планировкой.
Город Пьенца 1459 г. Арх. Бернардо Гамбарелли (Росселино), план
Антонио ди Пиетро Аверлино (Филарете) (ок.1400 – ок.1469) в своем трактате дает представление об идеальном городе Сфорцинда.
Город Сфорцинда – типовые дома арх. Филарете (рисунок Леонардо да Винчи)
Город представлял собой в плане восьмиугольную звезду, образованную пересечением под углом в 45° двух равных квадратов со стороной 3,5 км. В выступах звезды располагались восемь круглых башен, а в «карманах» – восемь городских ворот. Ворота и башни соединялись с центром радиальными улицами, часть из которых представляла собой судоходные каналы. В центральной части города на возвышении располагались главная, прямоугольная в плане площадь, по коротким сторонам которой должны были находиться княжеский дворец и городской собор, а по длинным – судебные и городские учреждения.
Идеальный город Сфорцинда. 1465 г. Арх. Антонио ди Пиетро Аверлино (Филарете)
В центре площади размещались водоем и дозорная башня. К главной площади примыкали две другие, с домами наиболее именитых жителей города. На пересечении радиальных улиц с кольцевой располагались еще шестнадцать площадей: восемь торговых и восемь для приходских центров и церквей.
Пьенца была не единственным реализованным городом в Италии, воплощавшим принципы «идеальной» планировки. Сама Италия в то время не была объединенным государством, каким мы знаем ее сейчас, она состояла из множества отдельных независимых республик и герцогств. Во главе каждой такой области стоял знатный род. Конечно, каждому правителю хотелось иметь у себя в государстве образец «идеального» города, что позволило бы ему считаться образованным и передовым ренессансным человеком. Поэтому в 1492 году представитель династии д’Эсте, герцог Эрколе I, решил перестроить один из главных городов своего герцогства – Феррару.
Перестройка была поручена архитектору Бьяджо Россетти. Его отличала широта взглядов, а также любовь к новаторству, что проявилось почти во всех его произведениях. Он основательно изучил старую планировку города и пришел к интересному решению. Если до него архитекторы либо носили старые постройки, либо строили на пустом месте, то Бьяджо решил построить новый город поверх старого. Тем самым он одновременно воплощал концепцию ренессансного города с его прямыми улицами и открытыми пространствами и подчеркивал цельность и самодостаточность средневекового города. Основным нововведением архитектора стало иное использование пространств. Он не стал подчиняться всем законам регулярного градостроительства, предполагавшим открытые площади и широкие улицы. Вместо этого, так как была оставлена в неприкосновенности средневековая часть города, Бьяджо играет на противоположностях: основные дороги он чередует с узенькими улочками, светлые площади — с темными тупиками, большие дома герцогов — с низенькими домами простых жителей.
Причем эти элементы нисколько не противоречат друг другу: обратная перспектива сочетается с прямой, а убегающие линии и нарастающие объемы не перечат друг другу.
Идеальный город Ферарра, план 1600 г. Арх. Бьяджо Россети
Венецианский ученый, знаток архитектуры Даниеле Барбаро (1514-1570 гг.) посвятил большую часть своей жизни изучению трактата Витрувия, результатом чего явилась его книга под названием «Десять книг об архитектуре Витрувия с комментарием Даниеле Барбаро», написанной в 1556 г. В этой книге отразилось отношение к античной архитектуре не только самого автора, но и большинства архитекторов XVI в. Даниеле Барбаро на протяжении всей своей жизни досконально изучал трактат и пытался воссоздать схему идеального городов, в которой отразил бы идеи Витрувия и свои концепции, дополняющие его видение.
Несколько ранее архитектор Возрождения Чезаре Чезарино издал свои комментарии к «Десяти книгам об архитектуре» в 1521 г. с многочисленными иллюстрациями – в том числе с теоретическими схемами идеального города.
Среди множества подобных теоретиков XVI в. Андреа Палладио (1508-1580 гг.) занимал особое место. В своем трактате «Четыре книги об архитектуре» (итал. I Quattro Libri dell’Architettura), изданном в 1570 году, Палладио не выделял специального раздела о городе, однако весь его труд по существу был посвящен именно этой теме. Он говорил, что «город – не что иное, как некий большой дом, и обратно, дом – некий малый город». Ставя знак равенства между жилым домом и городом, Палладио тем самым подчеркивал целостность городского организма и взаимосвязанность его пространственных элементов. Он размышляет о целостности городского организма и взаимосвязи его пространственных элементов. Про городской ансамбль он пишет: «Красота является результатом красивой формы и соответствия целого частям, частей между собой и также частей целому». Заметное место в трактате отводится вопросам интерьера зданий, их габаритам и пропорциям.
Палладио пытается органично соединить внешнее пространство улиц с интерьером домов и дворов.В конце XVI в. при осаде городов стало употребляться артиллерийское оружие с разрывными снарядами. Это заставило градостроителей пересмотреть характер городских укреплений. На смену крепостным стенам и башням пришли земляные бастионы, которые, будучи вынесенными, вперед за городские границы, способны были, как отражать атаки врага, так и вести фланговый обстрел приблизившегося к городу неприятеля. Исходя из этого, отпала необходимость защищать городские ворота, которые отныне из мощных оборонных узлов превратились в главные въезды в город. Эти нововведения в виде разнообразных звездообразных причудливых форм нашли свое отражение в проектах идеальных городов Буонаюто Лорини, Антонио Лупичини, Франческо ди Джорджо Мартини, Джироламо Маджи, Джованни Белуччи, Фра Джокондо, Франческо де Марки, Даниэля Спекле, Жака Перре, Альбрехта Дюрера, Виченцо Скамоцци, Джорджо Вазари мл. и др.
Феррара, Кафедральный собор Святого Георгия, 1135 г.
Феррара. Замок герцогов де Эсте
А кульминацией фортификационной архитектуры Возрождения по праву можно считать город- крепость Пальманова, план которого по замыслу архитектора Виченцо Скамоцци имеет форму девятиугольной звезды, а улицы расходятся лучами от расположенной в центре площади. Территория города была окружена двенадцатью бастионами, причём каждый из бастионов был спланирован таким образом, чтобы защищать соседние, и имела четверо городских ворот, от которых шли две главные улицы, пересекающиеся под прямым углом. На их пересечении находилась главная площадь, на которую выходили дворец, собор, университет и городские учреждения. К главной площади с запада и востока примыкали две торговые площади, на севере располагалась биржевая площадь, а на юге – площадь для торговли сеном и дровами. Территорию города пересекала река, а ближе к его периферии располагались восемь приходских церквей. Планировка города была регулярной. Крепость была окружена рвом.
Идеальный город Пальманова (город-звезда), 1593 г. Арх. Бернардо Скамоцци
Пальманова – Собор
В инженерной среде Ренессанса усердно изучаются вопросы композиции, гармонии, красоты, пропорции. В этих идеальных построениях планировке города свойственны рационализм, геометрическая ясность, центричность композиции и гармония между целым и частями. И, наконец, то, что отличает архитектуру Возрождения от других эпох, – человек, стоящий в центре, в основе всех этих построений. Примерами могут служить еще многие имена и названия городов. Сохранившиеся Урбино с его грандиозным Герцогским дворцом, «городом в форме палаццо», созданном архитектором Лучано Лаурана для герцога Федерико да Монтефельтро, Терра-дель- Соле («Город Солнца»), Виджевано в Ломбардии, Валетта (столица Мальты). Что касается последнего, то этот величественный город-крепость вырос на безводных крутых скалах полуострова Маунт Шиберрас, вздымающихся меж двух глубоких гаваней Марсамшетт и Большой Гаванью. Заложенная в 1566 году, Валлетта была полностью выстроена, вместе с внушительными бастионам, фортами и собором, в поразительно короткий срок – за 15 лет.
Общие идеи, концепции эпохи Возрождения перетекли далеко за рубеж XVII века и выплеснулись бурным потоком, охватив последующие поколения архитекторов и деятелей инженерной мысли.
Даже на примере многих современных архитектурных проектов видно влияние Ренессанса, за несколько веков не утратившее своей идеи гуманности и первостепенности комфорта человека. Простота, удобство, «доступность» города для жителя во всевозможных вариативных устройствах можно встретить во многих работах, и следуя в них каждый по своему собственному пути, архитекторы и исследователи, все как один, все же ступали по уже проложенной мощеной дороге мастерами Ренессанса.
В статье были рассмотрены далеко не все примеры «идеальных городов», истоки которых восходят к нам из глубины эпохи прекрасного Возрождения – в одних упор делается на удобство и эргономичность бытия мирного жителя, в других на максимальную эффективность ведения оборонительных действий; но во всех примерах мы наблюдаем неутомимую тягу к совершенствованию, к достижению результатов, видим уверенные шаги навстречу удобству и комфорту человека. Идеи, концепции, в какой-то степени, стремления эпохи Возрождения перетекли далеко за рубеж XVII века и выплеснулись бурным потоком, охватив последующие поколения архитекторов и деятелей инженерной мысли.
И на примере современных архитекторов отчетливо видно влияние концепций деятелей Ренессанса, несколько видоизмененных, но не утративших своей идеи гуманности и первостепенности комфорта человека в градостроительных проектах. Простота, удобство, «доступность» города для жителя во всевозможных вариативных устройствах можно встретить во многих других работах, реализованных и отнюдь – оставшихся на бумаге. Следуя каждый по своему собственному пути, архитекторы и исследователи, все как один, все же ступали по уже проложенной мощеной дороге мастерами Ренессанса, следуя за бессмертно актуальным и манящим светом идеи возрождения, перерождения души человеческой, и главные шаги, в этом направлении были совершены в далеком XIV веке.
Концепции идеального города эпохи Возрождения при всей своей утопичности и невозможности с прагматической точки зрения человека, уж тем более современного, не перестают полностью в своем великолепии или хотя бы частично, элементами периодически закрадываться в работы архитекторов-романтиков, стремящихся не столько к совершенству в своём нелегком творческом ремесле, сколько к совершенству в среде более сложной и непредсказуемой, нежели пергамент и перспектива – к недосягаемому совершенству души и сознания человеческих.
Библиография
- Alberti Leon Battista Alberti Ten books on architecture. About the statue./Di Architettura della Pittura e della Statua – Italy: s.n., 1782.
- Antonio Philaret Filarete. Trattato d architettura // [Original manuscript treatise Philaret in Italian] URL: http://www.bncf.firenze.sbn.i t/B i b_d igital e/Ma n oscritti/II. 14 0/m ain.htm.
- Palladio A. the Four books of Architecture – Moscow: Publishing house of the all-Union Academy of Architecture, 1938.
- Sergey Khromov. Dreams of the city // [New Acropolis] URL: www.newacropolis.ru.
- Nadezhda Sokolova. An ideal city. Pienza // [Style of the Era] URL: http://style-epohi.ru/idealnyj-gorod-pienca.html.
- Nadezhda Sokolova. An ideal city: Ferrara // [Style of the Era] URL: http://style-epohi.ru/idealnyj-gorod-ferrar.html.
- “The ideal city” of the Renaissance. Zhovkva // [Jleomyp] URL: http://www.leotour.com.ua/ru/lvov/gold-horseshoe/zhovkva/
- Teeth VP Architectural theory Alberti – Moscow: aleteja, 2001.
- Andrea Palladio/ Andrea Palladio I Quattro Libri dell Architettura/ Four books of architecture – Venice: Venice, 1570.
- Plato State – s.l.: Oxford Classical Texts.
- Ginzburg М.Я. and others (editor) General history of architecture in 12 volumes – Moscow: Publishing house of the Academy of architecture of the USSR, 1944/1949.
- Leon Battista Alberti Ten books on Architecture. Italian edition – Italy: s.n., 1541.
- Alberti HP-В. Ten books on Architecture. In 2 volumes. T. I. Text. TIL Materials and comments. – Moscow: Publishing house of the all-Union Academy of architecture, 1935-1937.
- Philaret (Antonio Averlino). Lane, and approx. B.Glazytchevs. A treatise on architecture. – Moscow: Publishing house ‘Russian University”, 1999.
- Cesare Cezarino «Ten books on Architecture» Vitruvius in the Italian periodical Cesare Cezarino with comments – s.l.: Italy, 1521.
- Daniele Barbaro Ten books on architecture Vitruvius with the comment Daniele Barbaro – s.l.: Italy, 1556.
- TR Zabalueva the History of architecture and construction equipment – Moscow: Expo 2007.
Источник: «Архитектура и строительство России»
Каким видели идеальный город в эпоху Возрождения? | Культура
Следует сказать, что время тогда продолжало оставаться неспокойным, и под городом чаще всего продолжали понимать некое укреплённое поселение. Поэтому идеи создания «идеального» города реализовывались, в основном, при создании оборонительных сооружений. В эти годы умы архитекторов захватила идея города-звезды. Такую форму чаще всего имел окружённый со всех сторон бастионами замок или укреплённая резиденция местного правителя.
Первый проект города-звезды принадлежит итальянцу Филарете. Его идеи развил архитектор Винченцо Скамоцци. Именно он спроектировал город Пальмануова как раз в форме звезды. В этом проекте прямые улицы-радиусы ведут от городских укреплений (наружных стен) в центр города. Так, по замыслу Скамоцци, у любого из жителей, а уж тем более гостей города, должно было создаваться ощущение величественности, особой атмосферы праздничности.
Интересно, что попытки возвести «идеальный» город предпринимались не только в Западной Европе, но и в Украине. К этому имел прямое отношение коронный гетьман Станислав Жолкевский. Он пригласил трёх итальянских архитекторов, строивших часть домов во Львове, в село Винники. Благодаря стараниям именитых иностранцев, а также щедрой финансовой подпитке магната, село Винники превратилось в красивый и уютный город Жовква. Ныне — районный центр Львовской области.
В Жовкве мощный прямоугольный замок был отделён собственно от города рвом с водой. Монументальный фасад замка открывался в сторону большой рыночной площади. Когда же город перешёл во владение Собеских, то польский король Ян III велел расширить замок, придав ему ещё большей величественности. Известно, что Ян Собеский не любил Варшаву и часто уезжал в Жовкву. Последняя, естественно, наполнялась архитектурными символами славы семьи польского короля и его военных подвигов.
В это время теоретики и практики архитектуры создали десятки трактатов, посвящённых созданию «идеального» города. Одним из таких сочинений была работа «Архитектура для наступления и обороны» С. Маролуа. Книга эта было издана в Гааге в 1615 году, и в ней автор много места уделил вопросам соединения города и замка в единую фортификационную систему, что есть продолжение идеи города-звезды.
Установлено, что рекомендации Маролуа пригодились Гийому Левассеру де Боплану. Последний проектировал систему укрепления Бродов (ныне — районный центр Львовской области) по просьбе Станислава Конецпольского. Здесь также была осуществлена попытка создать «идеальный» город. Стараниями Боплана город получил регулярную сетку улиц (они пересекались под прямым углом), и эта сетка была вписана в овал земляных бастионных укреплений. К городу примыкал пятиугольный замок с наружными бастионами. Жилище магната была частью общей оборонительной системы, а в случае необходимости превращалась в автономное фортификационное сооружение. Внешних бастионов было 10, замковых — 5.
Эффективность идей Маролуа была проверена скоро. Осенью 1648 года казаки осадили Броды, захватили город, но не смогли овладеть замком. То ли времени не хватило, то ли сил. А Броды в одночасье приобрели славу неприступной твердыни.
Ещё один пример «идеального» города также можно увидеть в Украине. Речь идёт о проекте Франсуа Корассини — городе Станиславе (ныне — Ивано-Франковск, областной центр). Город изначально носил имя в честь сына галицкого старосты Потоцкого. Станислав основали в 1662 году, когда война под предводительством Хмельницкого уже отбушевала. Видимо, по причине относительного спокойствия план Станислава не такой «агрессивный» и напоминает звезду с «хвостом», в который вписан замок. И вот здесь уже жильё магната не было отделено от городской застройки стеной с бастионами. Однако дальновидный Корассини оставил перед замком широкое пространство, которое прекрасно простреливалось.
Что и говорить, проекты таких городов, как реализованые, так и оставшиеся на бумаге, впечатляют. Жаль только, что маловато нынче идей «идеальных» городов ХХI века. Или мы о них просто ничего не знаем?
Теги: архитектура, города, Украина, строительство, история
идеальных городов эпохи Возрождения | ArchitectureCourses.Org
В период Средневековья было создано множество уникальных архитектурных сооружений, многие из которых носят религиозный характер. План латинского креста был очень распространенным дизайном, который можно было найти в церквях и других религиозных зданиях, построенных в средневековый период. Многие религиозные сооружения также находились под сильным влиянием старых римских базилик, а также византийской и греческой архитектуры.
Хотя многие прошлые архитектурные стили и достижения были основаны на средневековье, также были созданы некоторые новые архитектурные стили, включая дороманский, романский и готический стили.
В то время как дороманские стили на самом деле включают в себя широкий спектр различных стилей, вдохновленных еще более широким спектром более старых архитектурных форм, романский стиль, конечно же, находился под сильным влиянием традиционной римской архитектуры. Как и ожидалось, постройки, которые считались «романскими» по внешнему виду и дизайну, обычно имели закругленные арки, опоры и цилиндрические своды. Готические стили стали популярными в 11 и 12 веках, в конечном итоге превзойдя романский стиль. Камень и стекло были обычными материалами, используемыми в готических сооружениях, и общие черты включают контрфорсы, стрельчатые арки, каменные своды, сгруппированные колонны, шпили, вершины, витражи и церкви, достигающие неба.
В Средние века также строились замки, и, несмотря на красоту многих подобных сооружений, они по своей природе были функциональными. Замки того времени строились как места защиты и убежища и имели укрепленные стены и зубчатые укрытия, где могли укрыться лучники и другие защитники территории.
Очевидно, что в Средние века с точки зрения архитектуры происходило много интересных и новаторских вещей. Некоторые архитектурные достижения считаются более впечатляющими и более показательными для времени, которое они представляют, и для идеалов, которыми так дорожили в то время, чем другие. К ним относятся такие структуры, как Палацци Ручеллаи, Риккарди, Флорентийская фондовая биржа и Монтичелло.
Палацци Ручеллаи
Палацци Ручеллаи выглядит как дворец, но на самом деле это просто грандиозный таунхаус, построенный в 15 веке. Расположенный во Флоренции, Италия, дворец был построен между 1446 и 1451 годами.
Хотя ведутся споры о том, какие архитекторы спроектировали и построили этот изысканный городской дом, общепризнанно, что Леон Баттиста Альберти придумал проект строения. Альберти был известным итальянским архитектором того времени, который также занимался писательством, творчеством, изучением лингвистики и философией. Другой архитектор, чье имя часто является синонимом строения, — Бернардо Росселлино. Большинство ученых считают, что, хотя Альберти придумал проект таунхауса, на самом деле его построил Росселлино.
Самой важной особенностью Палацци Ручеллаи является его фасад, в дизайне которого используются пропорциональные пилястры и антаблементы. Эти особенности, которые сейчас считаются общими для архитектуры эпохи Возрождения, возможно, впервые появились здесь.
Знаменитый фасад по своей конструкции напоминает сетку, имеет каменную облицовку и несколько трехъярусных пролетов. Каждый этаж самого здания представляет собой отдельный классический ордер. Другие примечательные особенности включают окна с круглыми арками, вуссуары и смещенный от центра двор.
Риккарди
Для настоящего итальянского дворца нужно искать не дальше Палаццо Медичи Риккарди, который иногда называют Палаццо Медичи или просто Риккарди для краткости. Дворец находится во Флоренции, Италия, где он стоит (по крайней мере, частично) с 1444 года. В этом году началось строительство дворца, хотя оно не было завершено до 1484 года.
Дворец, спроектированный Микелоццо ди Бартоломео , имеет определенное римское и брунеллесское влияние. Рустовая кладка, например, очень римская по своей природе, как и карниз. Другие примечательные особенности включают каменную кладку и трехчастное возвышение, которое разделяет дворец на три этажа, каждый из которых короче предыдущего.
Сегодня Риккарди служит не только свидетельством архитектурных стилей и влияний того времени, но и свидетельством огромного богатства и могущества семьи Медичи, для которой изначально был построен дворец.
Монтичелло
Монтичелло является представителем идеального города в том смысле, что это был вариант идеального города Томаса Джефферсона, третьего президента Соединенных Штатов. Президент спроектировал и перепроектировал структуру, которая использовалась как полностью функционирующая плантация, чтобы соответствовать его постоянно меняющимся идеалам и фантазиям.
Джефферсон особенно любил архитектурные влияния, популяризированные знаменитым архитектором Андреа Палладио, который отвечал за проектирование Ротонды Вила. Этот факт очевиден, исходя из неоклассического вида плантации, которая больше напоминает виллу, чем плантацию 1768 года (год начала строительства). Французское влияние также заметно в структуре, что делает ее своего рода мешаниной из популярных архитектурных стилей и чудесным символом того, как архитектурные стили развиваются, сливаются и меняются с течением времени.
Леонардо да Винчи спроектировал идеальный город, опередивший свое время на столетия
Слово «гений» повсеместно ассоциируется с именем Леонардо да Винчи – истинного человека эпохи Возрождения, воплотившего научный дух, художественный талант и гуманистические чувства. Ровно 500 лет прошло с тех пор, как Леонардо умер в своем доме в Шато-дю-Кло-Люсе, недалеко от Тура, Франция. Тем не менее, его размышления не только не исчезли, но и пронеслись сквозь века — и до сих пор удивляют.
Эпоха Возрождения ознаменовала собой переход от Средневековья к современности после того, как распространение чумы вызвало глобальный кризис, в результате которого в Европе и Азии погибло около 200 миллионов человек. Сегодня мир находится на пороге климатического кризиса, который, по прогнозам, приведет к массовому перемещению, вымиранию и смерти, если его не решить. Тогда, как и сейчас, требовались радикальные решения, чтобы революционизировать образ жизни людей и защитить человечество от катастрофы.
Около 1486 года, после чумы, унесшей жизни половины населения Милана, Леонардо обратился к проблемам городского планирования. Следуя типичной ренессансной тенденции, он начал разрабатывать проект «идеального города», который — из-за его чрезмерной стоимости — так и остался бы нереализованным. Тем не менее, учитывая, что неустойчивые городские модели сегодня являются ключевой причиной глобального изменения климата, естественно задаться вопросом, как Леонардо мог изменить форму современных городов.
Рождение урбанизма
Хотя Ренессанс известен как эпоха невероятного прогресса в искусстве и архитектуре, редко упоминается, что 15-й век также ознаменовал рождение урбанизма как истинной дисциплины.
Пальманова, звездный город-крепость эпохи Возрождения на северо-востоке Италии. Викисклад.Строгость и метод, лежащие в основе сознательной концепции города, в значительной степени отсутствовали в западной мысли до того момента, когда видные деятели эпохи Возрождения выдвинули крупномасштабные городские проекты, такие как реконфигурация Пиенцы, расширение Феррары и строительство город-крепость Пальманова.
Эти работы, несомненно, вдохновили Леонардо на решение переосмыслить дизайн средневековых городов с их извилистыми и многолюдными улицами и домами, нагроможденными друг на друга.
Знакомство с городом Леонардо
Определить согласованное видение идеального города Леонардо непросто из-за его неупорядоченной манеры работы с заметками и набросками. Но из источников, включая парижскую рукопись B и Атлантический кодекс — самую большую коллекцию бумаг Леонардо из когда-либо собранных — можно реконструировать ряд новаторских мыслей, касающихся основания нового города вдоль реки Тичино, предназначенного для легкой перевозки товаров. и чистые городские пространства.
Страница из рукописи B, на которой изображено знаменитое зеркальное письмо да Винчи. Министро дей Бени е делле культурной деятельности е дель туризма.Леонардо хотел удобный и просторный город, с благоустроенными улицами и архитектурой. Он рекомендовал «высокие крепкие стены» с «башнями и зубчатыми стенами всей необходимой и приятной красоты» и считал, что этому месту необходимы «величие и великолепие святого храма» и «удобная композиция частных домов».
Его планы «современного» и «рационального» города соответствовали идеалам эпохи Возрождения. Но, в соответствии со своей нетрадиционной личностью, Леонардо включил в свой городской дизайн несколько нововведений. Леонардо хотел, чтобы город был построен на нескольких уровнях, связанных вертикальными лестницами. Этот дизайн можно увидеть в сегодняшних многоэтажках, но в то время он был абсолютно нетрадиционным.
Действительно, его идея в полной мере использовать внутреннее пространство путем размещения лестничных пролетов снаружи зданий не была реализована до 19 века.20-е и 1830-е годы, с зарождением модернистского движения. В то время как в верхних слоях города люди могли спокойно гулять между элегантными дворцами и улицами, нижний слой был местом для услуг, торговли, транспорта и промышленности.
Но истинная оригинальность видения Леонардо заключалась в слиянии архитектуры и инженерии. Леонардо спроектировал обширные гидравлические станции для создания искусственных каналов по всему городу. Каналы, регулируемые шлюзами и бассейнами, должны были облегчить плавание лодок по суше и перевозку грузов.
Леонардо также считал, что ширина улиц должна соответствовать средней высоте соседних домов: это правило до сих пор соблюдается во многих современных городах Италии, чтобы обеспечить доступ солнца и снизить риск повреждения от землетрясений.