Греческий ордер это: общая характеристика, основные памятники — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР | Энциклопедия Кругосвет

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, один из трех греческих архитектурных ордеров. При возведении храмов и колоннад греки обычно использовали три разновидности сочетания несущих и несомых частей здания. В греческом дорическом ордере колонны не имеют баз, неглубокие каннелюры перерезаны канавкой шейки под капителью, имеющей форму круглой подушки; фриз состоит из чередующихся триглифов и метоп. Римский дорический ордер отличается от греческого наличием баз у колонн и более стройными пропорциями последних. Дорический ордер сформировался на Пелопоннесе и в Греции в 7 в. до н.э.

В дорическом ордере заметно утончающиеся кверху колонны не имеют базы и ставятся прямо на каменное основание. Неглубокие желобки (каннелюры) проходят вдоль всего ствола колонны, подчеркивая ее вертикальную устремленность. Чуть ниже капители – самое узкое место ствола колонны – шейка, представляющая собой прорезающее каннелюры кольцо. Капитель состоит из расположенного над шейкой подушкообразного эхина и положенной на нее квадратной в плане плиты – абака. Архитрав – горизонтальную балку – нижний элемент трехчастного антаблемента, оставляли без украшений, чтобы яснее была выражена его работа в конструкции. Над архитравом находился фриз; его положение отвечало уровню балок, на которых лежала кровля храма. В дорическом ордере фриз образован чередованием триглифов – плит, соответствовавших торцам поперечных балок, и метоп – тонких каменных плит, занимающих промежутки между ними и не участвующих в работе конструкции; метопы принято было украшать скульптурными рельефами. Антаблемент был увенчан карнизом, нависающим над нижними частями здания подобно тому, как деревянная кровля всегда делалась нависающей над постройкой, чтобы во время дождя вода не попадала на стены и внутрь помещения. Над горизонтальным карнизом треугольное завершение – фронтон. Каждый элемент архитектуры храма выполняет свою роль, что подчеркивалось с помощью цвета (горизонтальные и вертикальные элементы иногда окрашивались в красный и синий цвета).

Такая система восходит к деревянной конструкции. Триглифы защищали торцы деревянных балок, удерживаясь на месте с помощью колышков, вбитых в маленькие полочки, которые располагались под и над триглифами. На месте храма Геры в Олимпии найдены только мраморные архитектурные детали и обломки, но известно, что первоначально колонны были деревянными, причем есть подтверждения тому, что замена дерева мрамором осуществлялась постепенно, по мере того, как деревянные части постройки сгнивали, утрачивая прочность. Однако довольно тяжелые пропорции самых древних мраморных колонн, сохранившихся до нашего времени, свидетельствуют о понимании их роли именно в работе каменной конструкции. Иначе говоря, когда деревянные колонны заменяли мраморными, использовали уже выработанные для камня пропорции.

Со временем пропорции греческих храмов становились все более изящными, а поколения архитекторов продолжали совершенствовать элементы дорического ордера. Первоначально толщина колонны у основания была лишь в четыре раза меньше ее высоты, но к 450 до н. э. это соотношение составило уже 1:5,5. Такое изменение пропорционального строя вместе с соответствующим облегчением антаблемента устранило излишнюю массивность, свойственную древнейшим постройкам, и придало зданиям грациозность и гармоническую соразмерность. Поначалу эхин был широко раскинут над стволом колонны, имея мягкий, несколько вялый контур; позднее его вынос стал меньше, а изгиб – более округлым и упругим. Точно так же шлифовалась каждая деталь, пока века экспериментирования не привели к утонченности и совершенству Парфенона.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»

Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?

Пройти тест

Архитектурный ордер. | Презентация к уроку по МХК по теме:

Слайд 2

Греческий ордер Слово «ордер» происходит от латинского ordo – «по порядку», «как следует». Греческий ордер – это одна из исторических форм стоечно-балочной системы в архитектуре.

Слайд 3

Уже в Древнем Египте массивные стойки-колонны поддерживали лежащие на них балки.

Слайд 4

Конструкция из стоек и балки, лежащей на них, естественна для деревянного строительства.

Слайд 5

Именно при строительстве деревянных сооружений сформировались основные части ордера.

Слайд 6

Стереобат колонна Антаблемент Фронтон Стилобат Ствол колонны Капитель Архитрав Фриз Карниз Метопа Триглиф Основные части греческого ордера

Слайд 7

Происхождение названия частей греческого ордера Стереобат – от греч. « stereos » – крепкий и « bates » опора. Колонна – от лат. « columna » – столб. Антаблемент – от греч. « ante » – прямо и « blemma » – взгляд. Фронтон – от лат. « frons » – лоб, лицо. Стилобат – от греч. « stylos » – стержень, колонна и « bates » – опора. Капитель – от лат. « caput » – голова. Архитрав – от греч. « archi » – главный и « trabs » – балка. Фриз – от греч. « frisso » – дрожу, трепещу. Метопа – от греч. « metopon » – лицевая сторона. Триглиф – от греч. « tries » – три и « glypho » – вырезаю. Карниз – от греч. « koronis » – завершение.

Слайд 8

Попробуйте на фотографии Парфенона найти основные части ордера. ? ? ? ? ? ? ?

Слайд 9

Вместе с работой над простотой и ясностью конструкции греческие архитекторы много работали над зрительным впечатлением от постройки. Одна и та же конструкция, например, стойка и балка, может по-разному выглядеть, в зависимости от оформления. Эти видимые изменения конструкции называют тектоникой.

Слайд 10

Проследим за тектоническими изменениями опоры.

Слайд 11

Конструкция простого столба и колонны одинакова, но тектоническое (зрительное) их решение разное. Так архитектор с помощью тектоники добивается разных эффектов при одной и той же конструкции.

Слайд 12

Ствол колонны Капитель База Абак Волюты Эхин Абак Каннелюры С помощью этих деталей достигается тектоническая выразительность колонны.

Слайд 13

Стволы колонн тщательно вымеряли, вытесывали из отдельных каменных блоков, вплоть до каннелюр, и скрепляли между собой шипами.

Слайд 14

Однако основным в ордере является не последовательность частей здания, а их четкая соотнесенность между собой, их пропорциональность. Именно пропорции отличают один ордер от другого.

Слайд 15

1 1 1 16 18 20 1 3/2 2 1/3 1 1 1/4 1 1/2 1 1/2 1 1/2 1 1/2 1 1/2 1 3/4 2 Пропорции греческих ордеров Модуль (единица измерения) – диаметр колонны.

Слайд 16

Пропорции дорического ордера делают его массивным, тяжелым. Не случайно дорические храмы называли «мужскими».

Слайд 17

Этому впечатлению помогает очень простое строение вершины колонны – капители.

Слайд 18

Парфенон – самый известный дорический храм древности.

Слайд 19

Храмы ионического ордера более стройны и изящны. Не случайно говорили, что у их колонн женские пропорции.

Слайд 20

Капитель коринфской колонны, словно прихотливая прическа, украшена листьями аканта.

Слайд 21

В эпоху классицизма ( XVIII-XIX века) здания во многом строились на основе ордера.

Происхождение греческих архитектурных ордеров – Классический обзор Брин-Мора

BMCR 2002.08.30

Барбара А. Барлетта, Истоки греческих архитектурных ордеров . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2001. xi, 220 страниц: иллюстрации; 27 см. ISBN 0521792452 70 долларов США.

Отзыв от

Обсуждения, дебаты и определение происхождения греческих архитектурных ордеров по крайней мере так же стары, как Витрувий. Современная научная литература по этому вопросу исчерпывающая и, можно подумать, во многом исчерпанная. Конечно, есть несколько вопросов, более важных для истории греческой архитектуры, но здесь не будет лишним спросить: «Что еще можно сказать?» Барлетта демонстрирует, что ответ — «хорошая сделка». Ее относительно короткая книга, учитывая широкий охват темы, лаконична, но тщательна в оценке научных знаний (в одном месте она даже цитирует ссылку на утерянную рукопись Дрерупа(!) который появился в печати как раз в то время, когда писался этот обзор). Только за этот вклад, как современный синтетический обзор сложной темы,

Происхождение греческих архитектурных ордеров представляет собой ценный вклад. Но у Барлетты есть и своя собственная теория о том, «что произошло», основанная на тщательном, хотя и консервативном исследовании археологических свидетельств. Таким образом, это книга в первую очередь для специалиста, для человека, знакомого с историей греческой архитектуры; эта аудитория будет читать его с пользой.

Вступительное обсуждение объяснений Витрувия о происхождении орденов закладывает основу для изучения археологических свидетельств в четырех последующих главах. Витрувия Десять книг по архитектуре , канонизированные Альберти и другими в эпоху Возрождения, легли в основу всех последующих дискуссий на эту тему. Барлетта утверждает, что даже большинство современных ученых, с дополнительной точки зрения, представленной большим массивом археологических свидетельств, отдают почетное место витрувианскому представлению о длительном эволюционном процессе от дерева к камню как основному принципу для установления как дорического и ионические ордера. Но, отложив на время авторитет Витрувия, что говорит нам изучение археологического материала, спрашивает Барлетта. Главы 2, 3 и 4 посвящены этому вопросу, последовательно рассматривая «предордерный» период от протогеометрического до 7-го века до н.

э., архаический дорический ордер и, наконец, 6-й век до н.э. Ионическая архитектура. Короче говоря, Барлетта утверждает, что дорический ордер не появляется до ок. 580-570 гг. до н.э. и Ionic вскоре после этого. В основе этой оценки лежит методологический принцип, который Барлетта принимает при изучении археологии ранней греческой архитектуры: последовательное, консервативное прочтение свидетельств как для хронологии, так и для реконструкции рассматриваемых зданий. Учитывая диапазон времени строительства здания, Барлетта принимает более позднюю, а не более раннюю дату. Если доказательства позволяют, но не твердо устанавливают существование ордера, Барлетта утверждает, что рассматриваемое здание не является дорическим или ионическим, но все еще находится на стадии «доордерного» состояния. Преимущество этого подхода состоит в том, что он не рискует сделать ложные предположения и, таким образом, обвинить автора в «особой аргументации», т. е. в кажущейся интерпретации двусмысленных доказательств в пользу ее аргументов.
Недостатком является то, что он неявно предполагает, что отсутствие доказательств приравнивается к отсутствию признака, а не просто плохой сохранности.

Таким образом Барлетта решает многие запутанные проблемы, связанные с появлением дорического и ионического ордеров. Таким образом, количество определенных примеров ранних периптеральных храмов сводится к очень небольшому количеству: храм Артемиды 8-го века в Эфесе, гекатомпедон в отдаленном месте Ано Мазараки в Ахайе и Старый храм Геры в Аргосском Герайоне. , последние два оба из 7-го века. Она ставит под сомнение и косвенно отвергает перистили в таких зданиях, как Мегарон B в Термоне, Гекатомпедон I/II на Самосе, ранний храм Посейдона на Истмии и даже храм Аполлона (С) в Термоне. Ни в одном из этих случаев Барлетта сама не предлагает новой интерпретации доказательств; скорее она принимает то, что можно было бы назвать «реформистскими» реставрациями археологов, которые сами исследовали места относительно недавно и чьи взгляды часто противоречат первоначальным или более ранним интерпретациям свидетельств.

Даже в случае Герона 10-го века в Лефканди, чей перистиль неоспорим, Барлетта подчеркивает, что здание вполне могло не служить религиозной цели. Таким образом, она приходит к выводу, что перистиль медленно применялся для сакральной архитектуры и оставался спорадическим в его использовании до 6 века до нашей эры.

Барлетта аналогичным образом «деконструирует» свидетельство раннего появления порядков возвышения. Только в VI веке дорические элементы определенно присутствуют в архитектурных моделях. На Самосе в восточной Греции на нескольких моделях 7-го века, кажется, видны зубцы, что указывает на то, что этот мотив возник до 6-го века; но отдельные особенности не делают заказ. Сами здания подтверждают этот вывод. Хотя храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона на Истмии отмечают введение монументальной каменной архитектуры в первой половине 7 века, ни один из них нельзя назвать дорическим; в храме Посейдона есть каменный гейзон, но нет причин предполагать, что он проявлял дорические черты.

Даже расписные терракотовые панели из храма Аполлона в Фермоне, хотя и принятые Барлеттой как зарождающийся элемент дорического ордера, не обязательно являются метопами сами по себе и, таким образом, не доказывают существование дорического ордера в этом здании.

В главе 3 Барлетта подчеркивает, что дорические черты не развиваются как отдельные члены целой системы, а проявляются более фрагментарно со значительными вариациями от региона к региону. Экспериментальный характер первых дорических элементов хорошо иллюстрируется, например, мутулярным гейзоном; даже после того, как он впервые появился, форма значительно меняется, вплоть до VI века. Поскольку она следует недавним тенденциям отодвигать даты вниз, Барлетта далее утверждает, что первое определенное появление явно дорических характеристик происходит не раньше конца 7 века; некоторые элементы, такие как дорические каменные капители, первая из которых когда-то была датирована ок. 650 г. до н.э., понижены на полвека. При этом пропорции этих капителей не придерживаются последовательного развития, что еще раз подчеркивает экспериментальный характер ранних форм.

Методология Барлетты иногда становится напряженной, например, когда она предлагает, чтобы экспериментальный характер дорического фриза продемонстрировали ранние примеры, где триглифы не выровнены с колоннами и межколонными пространствами, как в каноническом дорическом стиле. Однако примеры, которые она приводит, — ранний Толос в Дельфах, Моноптерос в Дельфах и храм Аполлона в Сиракузах — имеют необычные проблемы со структурой и дизайном, которые могут так же легко объяснить их неспособность придерживаться обычного правила, факт, который Барлетта почти не признает. Таким образом, первый элемент дорического ордера появляется не ранее последнего десятилетия 7 века, но после этого ордер быстро развивается и полностью устанавливается к 580-570 гг. до н.э. в храме Артемиды в Коркире. Придя к этому заключению, Барлетта поддерживает идею Витрувия об эволюционном возникновении порядка, но отвергает любое представление о том, что это происходило в течение длительного периода времени.

Так же, как окрашенная панель не подтверждает наличие дорического ордера, так и простое цилиндрическое основание колонны не подтверждает ионический ордер в данном здании. Среди первых элементов, которые развились, основание, тем не менее, не было достаточно четко сформулировано, чтобы называться ионическим, до его появления в четвертом храме Диониса в Ирии на Наксосе около 580-570 гг. до н.э. Тем не менее, ни эта основа, ни «самийская» форма в роикосском храме Геры на Самосе (ок. 570–560 до н. э.), ни «эфесский» тип в храме Артемиды в Эфесе (ок. 560–550 до н. э.) ) можно считать каноническим. Второй отличительной чертой ионического ордера является капитель колонны; первое подтвержденное архитектурное использование этой функции, сочетающее соединенные завитки и эхин, окруженный листьями, также появляется в четвертом храме Диониса в Ирии. Как и основание колонны, оно также подвергалось непрерывным экспериментам вплоть до VI века. Региональные вариации в ионическом ордере, пожалуй, даже сильнее и сохраняются дольше, чем в дорическом. На протяжении всей главы 4 Барлетта особо подчеркивает роль кикладской ионической архитектуры, важность которой проявилась только в последние 20 лет или около того.

Именно в этом регионе в начале 6 века впервые появляется фриз; здесь же вводится форма базы, которая станет канонической. Ко второй четверти VI века устанавливается большинство ионийских черт, но эволюция продолжается и во второй половине века; первое появление трехгранного архитрава в храме Аполлона в Дидиме, начатое, например, около 540 г. до н.э.

Следствием консервативного подхода Барлетты, сосредоточенного почти исключительно на сохранившихся свидетельствах, является откладывание до главы 5 любых дискуссий о возможном происхождении орденов в деревянных формах. Таким образом, храм Геры в Олимпии не рассматривается в деталях до страницы 127 (из 156 страниц текста). Как и следовало ожидать, Барлетта ставит под сомнение существование триглифа и метопного фриза в исходной конструкции. Никаких следов его не существует, но его присутствие в дереве предполагается на основании сужения углов колонн; Барлетта утверждает, что этот элемент мог быть добавлен позже. Однако более важным для тезиса Барлетты является ее утверждение о том, что даже если бы фриз храма Геры был деревянным, это не подтверждало бы аргумент о происхождении ордена из этого материала. Согласно Барлетте, деревянные формы не существовали как отдельная, более ранняя стадия развития орденов, которая в конечном итоге «окаменела» в камне, а скорее существовала наряду с ранними экспериментами с камнем и другими материалами, такими как терракота. Хотя некоторые элементы орденов, вероятно, имеют предшественники в дереве, принятие одного мотива не требует, чтобы другие элементы имели аналогичные предшественники. Архитектурная особенность, возможное деревянное происхождение которой исторически обсуждалось больше всего, – это дорический фриз. Короче говоря, Барлетта подчеркивает, что происхождение дорического фриза (и, если на то пошло, всего дорического храма) имеет не больше смысла в дереве, чем в камне. Что касается ионического ордера, то единственным элементом, который может претендовать на деревянное происхождение, является зубчатый ряд. Как отмечает Барлетта, это точно так же, как утверждает Витрувий; все теории о деревянном происхождении ионической капители или архитрава современны. И Барлетта соглашается с Витрувием, подчеркивая важную декоративную составляющую в эволюции ордеров. Орнамент как разработка структурных форм был движущей силой эволюции как дорического, так и ионического дизайна. Источников было несколько, взятых из разных СМИ и разных регионов. Этот процесс происходит примерно в течение двух-трех поколений: в случае дорического ордера это происходит с конца 7 века до начала второй четверти 6 века, в то время как ионический ордер развивается немного позже и требует немного больше времени для своего развития. укрепиться.

Барлетта подчеркивает следующие основные аспекты появления ордеров: процесс произошел относительно поздно и относительно быстро, но, тем не менее, был эволюционным, и в нем участвовали анонимные архитекторы и строители из нескольких разных регионов. Этот вывод имеет особое значение для дорического ордера, поскольку он отбрасывает идею о том, что ордер был «изобретен» в Коринфии и что он мог быть творением одного архитектора или школы архитекторов, работавших в течение, по существу, одного поколения. В то время как каждый орден представляет собой отдельную часть греческого мира, Барлетта признает более или менее равный вклад разных регионов, которые объединяются в каждый стиль. Это объяснение наиболее проблематично в случае с дорическим ордером, потому что оно не учитывает экстраординарную интеграцию различных компонентов ордера в то, что на самом деле представляет собой сложную и уникальную систему. Трудно понять, как дорический ордер мог появиться, так сказать, «комитетом». Для Барлетты архитектурное развитие, которое она описывает, вписывается в более широкий социальный контекст, который движется от множественности к единству, своего рода «плавильному котлу», в котором различные региональные традиции превращаются в более единую «национальную» идентичность. Подходит как этот Mentalité может быть в контексте последних ста лет «века Америки» или в связи с мультикультурной глобализацией мировой деревни 21-го века, но не обязательно применимо к греческому миру 7-го века. и 6 века до н. э. В связи с этим можно отметить, что теория эволюции дорического ордера от дерева к камню как бы от более примитивной формы к более сложной (и продвинутой) впервые возникла примерно в середине XIX века. И это, конечно, было время Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), в котором он поддержал естественное восхождение человека посредством прогрессивной биологической эволюции. Однако то, что мы смотрим на историю через призму нашего времени, едва ли можно назвать критикой. Барлетта внес значительный вклад в эту книгу, которая определенно усилила полемику о происхождении греческих архитектурных ордеров.

Греческие ордена – ИСТОРИЧЕСКАЯ КОРОБКА

 

В классической архитектуре термин «ордер» используется для обозначения разновидностей колонн и антаблементов, которые использовались греками и римлянами в своих храмах и общественных зданиях.

Колонна состоит из вала, основания и капители. Колонна поддерживает часть антаблемента, который составляет верхнюю горизонтальную часть классического здания и состоит из (снизу вверх) архитрава, фриза и карниза.

Много отдельных элементов, составляющих полную колонну и антаблемент. Внизу колонны находится стилобат; это сплошная ровная мостовая, на которую опирается ряд колонн. Из стилобата выступает цоколь, квадратный или круглый блок, являющийся самой нижней частью основания. На цоколе, образующем оставшуюся часть основания, находится один или несколько круглых молдингов с различными профилями; они могут включать в себя тор (выпуклый молдинг с полукруглым профилем), скотию (с вогнутым профилем) и одно или несколько скруглений или узких полос.

Стержень, опирающийся на основание, представляет собой длинный узкий вертикальный цилиндр, который в некоторых случаях имеет шарнирное соединение с канавками (вертикальными канавками). Стержень также может слегка сужаться внутрь, чтобы он был шире внизу, чем вверху.

На вершине вала находится капитель, которая служит для концентрации веса антаблемента на древке, а также служит эстетическим переходом между этими двумя элементами. В своей простейшей форме (дорической) капитель состоит (в порядке возрастания) из трех частей; горловина, являющаяся продолжением вала, но визуально отделенная от него одной или несколькими узкими канавками; эхин, круглый блок, который выпирает наружу в самой верхней части, чтобы лучше поддерживать счеты; и сами счеты, квадратный блок, который непосредственно поддерживает антаблемент вверху и передает его вес остальной части колонны внизу.

Антаблемент состоит из трех горизонтальных секций, визуально отделенных друг от друга молдингами и поясами. Три части антаблемента (в порядке возрастания) называются архитравом, фризом и карнизом.

Единицей измерения колонн является диаметр вала у основания; таким образом, колонна может быть описана как имеющая восемь (нижних) диаметров в высоту.

Три древних архитектурных ордера, возникшие в Греции, включают дорический, ионический и коринфский. Римляне добавили к ним тосканский и композитный языки.

Дорический ордер

Дорический ордер является самым ранним из трех классических архитектурных ордеров и представляет собой важный момент в средиземноморской архитектуре, когда монументальное строительство совершило переход от непостоянных материалов, таких как дерево, к постоянным материалам, а именно камню. Дорический ордер характеризуется простой, неукрашенной капителью колонны и колонной, опирающейся непосредственно на стилобат храма без основания. Дорический антаблемент включает в себя фриз, состоящий из тригилфов — вертикальных пластин с тремя делениями — и метоп — квадратных пространств для расписного или скульптурного украшения. Колонны рифленые и крепкие, если не коренастые, пропорции.

Ионический ордер

Ионический ордер отличается изящными пропорциями, которые создают более тонкий и элегантный профиль, чем дорический ордер. Древнеримский архитектор Витрувий сравнивал дорический модуль с крепким мужским телом, тогда как ионический обладал более изящными, женственными пропорциями. Ионический ордер включает бегущий фриз непрерывного скульптурного рельефа, в отличие от дорического фриза, состоящего из триглифов и метоп.

Коринфский ордер

Коринфский ордер — самый последний и наиболее сложный из классических архитектурных ордеров. Этот ордер использовался как в греческой, так и в римской архитектуре с небольшими вариациями и породил, в свою очередь, композитный ордер

. Определяющим элементом коринфского ордера является его сложная резная капитель, которая включает в себя еще больше растительных элементов, чем ионический ордер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *