- Эволюция строительной техники. Готический стрельчатый свод / Французская готическая архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
- Готический потолок в интерьере – 60 фото примеров
- 1. Классический готический свод под колоннами
- 1.1 Сводчатые потолки в церквях, соборах и капеллах
- 1.2 Сводчатые потолки в готических замках (светских постройках)
- 1.3 Особенности оформления сводчатых потолков в готическом помещении
- 2. Готический потолок на деревянном каркасе
- 3. Кессонные потолки в готическом интерьере
- 4.
- 5. Оригинальные проекты
- Романтическая и прагматичная история веерного свода содержит уроки для современных конструкций
- Готический свод – Художественное приключение человечества
Эволюция строительной техники. Готический стрельчатый свод / Французская готическая архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
Определяющими моментами строительных изменений готики явились выработка и применение стрельчатого свода и разработка в связи с его употреблением своеобразной и сложной конструктивной системы, основанной на принципе нейтрализации бокового распора свода в вынесенной наружу здания арочной конструкции, поддерживаемой с внешней стороны мощными контрфорсами. Результаты этого переворота в строительной практике выразились в появившихся возможностях перекрытия внутренних пространств значительно большей ширины и высоты, а также перекрытия площади любой формы в плане, в максимально возможном удалении массы стены и замены ее огромными окнами.
Ставшие возможными благодаря эволюции строительной техники поиски новой архитектурной конструкции начались со сводов. Стрельчатый свод не явился внезапно, сразу же определив особенности нового стиля. Укрепленный ребрами крестовый свод стрельчатых очертаний существовал задолго до появления полноценных готических сооружений. Не говоря о спорадических появлениях реберного крестового свода, начиная с раннего средневековья на Востоке — в Армении, в Ломбардии и на юге Франции, известно систематическое применение подобного свода в романское время в англо-нормандской архитектурной школе и в граничащих с Нормандией областях Иль-де-Франса. Грандиозный свод собора в Дерхэме, на территории Великобритании, датируемый 1093 годом, с его массивными, тяжело перекинутыми через неф ветвями нервюр представляет один из важнейших и первых примеров в этом отношении. Стрельчатая арка сама по себе также не была неожиданным открытием готических архитекторов; ею широко пользовались в романское время строители Бургундии и Прованса, пользуясь ее преимуществами в погашении бокового распора перед.
Готическую архитектуру трудно понять, рассматривая ее как нечто раз и навсегда данное. Готика раскрывается полностью, во всем своем неистощимом богатстве только в становлении и последовательном изменении архитектурных форм.
Мастера Иль-де-Франса, использовав эти достижения зрелого романского строительства и создав на основе крестового реберного свода и стрельчатой арки единый стрельчатый свод, не приняли его как раз и навсегда данный и неизменный тип перекрытия. Развитие готического стиля отмечено непрестанным и щедрым биением творческой мысли.
Развитие готической архитектуры представляло собой процесс, в котором каждое техническое усовершенствование было стимулом художественной мысли и каждая идея искала своего разрешения и выражения в поисках новых технических возможностей. Взаимосвязанность и единство этого процесса во многом определили лицо готики.
Известно, например, что нервюрный свод был впервые введен из чисто технических соображений, а его художественные возможности реализовались впоследствии в результате стремления мастеров зрительно облегчить его. Художественное осмысление реберного свода в свою очередь привело к поискам технических возможностей действительного облегчения свода и т. п.
Разумеется, на деле этот процесс был много сложнее, чем кажется на основании отвлеченных представлений о нем. Мысль об устремленности здания ввысь, вертикальной направленности основных архитектурных элементов могла породить эстетическое осознание особенностей и возможностей стрельчатой арки.
Возможности стрельчатого свода, принцип внутренней взаимосвязи и согласованности всех частей здания были развиты готическими зодчими и в направлении к созданию грандиозного и величественного архитектурного образа, окрашенного особым, эмоционально-возвышенным тоном, который был соответствен мировосприятию XIII века.
Читайте также:
- Архитектурно-художественная композиция собора
- Готическая система оформления главного фасада
- Объединение внутреннего пространства храма. Планы французских готических соборов
- Особенности внутреннего интерьера готических соборов
- Пропорции и профилирование готической архитектуры
- Пространственное решение готического храма
Источники
Готический потолок в интерьере – 60 фото примеров
Ни один стиль не имеет такого большого разнообразия оформительских элементов и декоративных деталей, как готика. Богатство стиля связано с тем, что он существовал много веков и пережил разные периоды и технологические уклады. Со временем появлялись новые типы оформления потолков, которые вписывались в архитектуру различных зданий, разных стран, в разные культурные эпохи.
Существует множество классификаций готического стиля (читайте статью Разновидности готики), прежде чем перейти к теме, следует ввести хотя бы временную шкалу и уточнить, что готические потолки в разные века, отличались. Периоды развития стиля:
- Средневековая готика
отличается сводчатыми потолками в церквях и замках. - Неоготика XIX века развивалась очень бурно, в этот период было разработано несколько типов потолочных покрытий для готических интерьеров (на основе орнамента, кессонные потолки с росписями, потолки с деревянными резными деталями, лепные потолки).
- Современная неоготика отличается дизайнерскими импровизациями на основе старинных элементов стиля.
Мы последовательно разберём всё многообразие готических потолков на конкретных примерах.
- Содержание
- 1. Классический готический свод под колоннами
- 1.1 Сводчатые потолки в церквях, соборах и капеллах
- 1.2 Сводчатые потолки в готических замках (светских постройках)
- 1.3 Особенности оформления сводчатых потолков в готическом помещении
- 2. Готический потолок на деревянном каркасе
- 3. Кессонные потолки в готическом интерьере
- 4. Оформление готических плоских потолков
- 5. Оригинальные проекты
1. Классический готический свод под колоннами
Основным новшеством готического стиля средневековья была, так называемая, «каркасная система». В период раннего средневековья здания имели мощные стены и маленькие окна, но каркасная система позволила проводить расчёты и определять минимальное количество опор необходимых зданию для устойчивости. Новые технологии позволили создавать здания с большими внутренними пространствами и сильно изменили образ потолков.
На фотографии зала замка Амбуаз вы видите, что нагрузка потолка распределяется на стены по краям и на несколько тонких колонн по центру. Все точки опоры являются основами потолочных сводов, поэтому потолок состоит из множества остроконечных сводов. Форма готических сводов – не декоративная прихоть, а необходимость обусловленная расчётами прочности.
сохранить Автор
В готике имеется множество специфических терминов, названий декоративных элементов, мы напомним несколько важных для оформления сводчатых потолков.
Нервюры – рёбра жёсткости, которые выполняют не только конструктивную, но и декоративную функцию.
Замок – декор, закрывающий место пересечения нервюр.
Простейшие понятия, как например, потолочный свод мы вводить не будем, так как они очевидны. Также, ниже будут рассмотрены понятия крестовых и веерных сводов.
1.1 Сводчатые потолки в церквях, соборах и капеллах
Средневековая готика – это, в первую очередь, католическая архитектура. Новый стиль обогатил архитектуру европейских стран роскошными соборами с невероятными интерьерами. Поэтому, невозможно не привести в статье о готических потолках многочисленные примеры церковных потолочных сводов.
Главный неф Шартрского собора, Франциясохранить Автор
Потолок и витражи капеллы Шартрского соборасохранить Автор Шартрский собор
Вариантов сводчатых потолков огромное множество. Потолки в готических церквях – это органичная часть интерьера, которую нельзя рассматривать в отдельности. Причём внутри одного собора применяется сразу несколько типов сводов. На примере вы видите своды Шартрского Собора во Франции.
Капелла Франциска Борджиа во дворце Борджиа, 19 вексохранить Автор Дворец Борджиа, Испания https://www.
сохранить Автор Дворец Борджиа, Испания https://www.palauducal.com
В больших средневековых замках Европы обязательно присутствует капелла – комната для молитв и церковных служб. Оформлялось такое помещение всегда в виде маленькой готической часовни. На фото капелла с безопорным сводом во дворце Борджиа (Испания), интерьер относится к 19 веку. Потолок имеет роскошную роспись, которая символизирует звёздное небо.
1.2 Сводчатые потолки в готических замках (светских постройках)
Со временем готические потолки стали использоваться и в светских интерьерах: замках, общественных зданиях и даже в квартирах. Общий архитектурный принцип таких потолков такой же, как и в церковных зданиях.
Нестандартные нервюры готического потолка, Альбрехтсбургсохранить Автор Замок Альбрехтсбург
Замок Альбрехтсбург отличается уникальными готическими потолками своих залов. На примере, видно, как сложный сводчатый потолок украшен каменными декоративными нервюрами.
Сводчатый деревянный потолок, сохранился от бывшей часовнисохранить Автор
Пример квартиры в городе Нью-Йорке, которая находится в перестроенной готической часовне XIX века. Высокий потолок сделан полностью из деревянных рёбер и вагонки. Смотрите весь проект по ссылке.
1.3 Особенности оформления сводчатых потолков в готическом помещении
Существует большое количество вариантов оформления сводчатых потолков: художественная роспись, специальные орнаменты из камня.
Галерея в монастыре украшена в стиле перпендикулярной готикисохранить Автор
Потолочные орнаменты в стиле английской перпендикулярной готики. Перед нам орнамент похожий на ветви кустарника, который окутывает стены и потолок. Такой тип оформления является наиболее сложным в готике
Роспись потолка и колонн главного зала, Замок Альбрехтсбургсохранить Автор Замок Альбрехтсбург
Вариант художественной росписи потолка и колонн в замке Альбрехтсбург. Яркие цвета и мелкий детализированный орнамент покрывает все поверхности. Готические росписи отличаются высоким мастерством и утончённостью.
Столовая со сводчатым потолком, Замок де Хаарсохранить Автор
Освещение сводчатого потолкасохранить Автор Замок де Хаар
Потолок в столовой Замка де Хаар был создан в XIX веке. Архитектор мастерски использовал систему освещения на сводчатом потолке. Ведь своды обеспечивают «игру» света и тени, создавая сильное впечатление на зрителя.
2. Готический потолок на деревянном каркасе
Кроме каменных сводов в средневековье сформировался ещё один тип потолочных конструкций – это деревянные конструкции на каркасе.
Вестминстер Холл, единственное помещение парламента, которое сохранилось в средневековом обликесохранить Автор
Самый старый средневековый готический потолок в Лондоне – Вестминстер Холл (помещение в Вестминстерском замке). Потолок поддерживает сложная балочная конструкция, которая не только функциональна, но и выполняет декоративную функцию. Балочные опоры опираются на стены и имеют резной орнамент.
3d-визуализация большой готической гостинойсохранить Автор Maxim Tsiabus https://www.behance.net/tsiabus
Пример современной готической гостиной с потолком на деревянном каркасе. В отличии от сложных средневековых конструкций в данном случае деревянные потолочные балки более простые.
3. Кессонные потолки в готическом интерьере
В XIX веке в европейской архитектуре развивалось направление историзма, в котором подразумевалось одновременное использование деталей из нескольких стилей. В готических интерьерах стали появляться кессонные потолки, характерные для античных интерьеров и классицизма.
Королевский парадный холл в замке Сихров, 19 в. Чехиясохранить Автор Блог фотографа https://alexdoomer2009. livejournal.com/163899.html
Потолок в парадном холле, замок Сихров, Чесохранить Автор Блог фотографа https://alexdoomer2009.livejournal.com/163899.html
Кессонный потолок подразумевает разделение поверхности потолка на ячейки. В данном примере представлен типичный кессонный потолок в замке Сихров в Чехии. Секции имеют разноцветную геральдическую роспись.
- Скромная гостиная комната, дом Пьюджина
Автор
- Библиотека Николая II в Зимнем дворце, русская готика
Автор
4.
Оформление готических плоских потолковВ XIX веке готический стиль получил массовое распространение. В этот период архитекторы выработали множество вариантов готических интерьеров нового типа. Потолки оформлялись по-разному: с использованием лепнины, росписей, специальных орнаментов.
Готическая комната в Мраморном Замке, США, 19 вексохранить Автор
Детали готического потолка в Мраморном домесохранить Автор
Массивный декор из лепнины в готической комнате мраморного замка в городе Нью-Порт, США, конец 19 века.
Витражи и потолок в гардеробной Строубери Хилссохранить Автор
Готический потолок в Особняке Строуберри Хилл (Англия) украшен не очень сложным готическим орнаментом в стиле масверк. Орнамент масверк предполагает образование узоров из пересекающихся сегментов окружностей.
Бирюзовая комната в замке Ледницесохранить Автор
Деревянный потолок, замок в Ледницесохранить Автор
Потолок в чешском замке в Леднице создан из деревянных резных панелей ручной работы. В самом центре вырезан сложный декоративный узор. Пример уникального потолочного готического декора, который можно найти только в Чехии.
Английская гостиная в неоготическом стиле, Замок Истнор, 19 вексохранить Автор Сайт замка Истнор https://eastnorcastle.com
Готическая гостиная, созданная по проекту знаменитого английского декоратора Огастеса Пьюджина. Сложнейшие орнаменты на потолке являются продолжением оформления стен. Интерьер считается классическим, или даже, эталонным примером готического оформления.
5. Оригинальные проекты
Есть множество вариантов готических потолков, которые трудно отнести какому-то конкретному типу.
Манчестерская ратуша, интерьерсохранить Автор
Застеклённый потолок в Манчестерской ратуше, проект конца XIX века. Стёкла в потолке не простые, а витражные. Такая конструкция производит неизгладимое впечатление на посетителей.
Главная спальня в номере люкс, отель Martinsсохранить Автор https://www.martinshotels.com
Уникальный проект отеля, расположенного в здании перестроенной католической церкви (см. весь проект по ссылке). Спальня люкс расположена под самым куполом бывшей церкви. Сохранённая геометрия старинного купола создаёт неповторимый интерьер готической спальни.
Дата последнего обновления:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Объекты Исторические интерьеры (40)
Галерея Средневековые готические замки (Авиньон, Мариенбург, Альбрехтсбург)Дизайн Стили интерьеров (47)
Галерея Английская готика, разновидности стиля часть 3Объекты Исторические интерьеры (48)
Галерея Неоготические интерьеры замков XIX века (часть 2)Материалы Потолок (37)
Галерея Зеркальный потолок: оригинальный, натяжной, пластиковый, алюминиевый
Романтическая и прагматичная история веерного свода содержит уроки для современных конструкций
Архитектор Питер Солтер записывает английскую инновацию веерного свода, прагматичную и романтичную альтернативу готической арке, которая бросила вызов его представлениям о современных обшивках
Веер свод — английская инновация, не встречавшаяся в церквях континентальной Европы. Он развился в 14 веке как форма оболочки, которая была вставлена в существующие нормандские или романские постройки в качестве альтернативы готической арке, пути загрузки которой требовали либо вершин, либо контрфорсов (или того и другого). В то время как французы и другие страны строго следовали готике и стремились построить интегрированный язык между структурой, пространством и оболочкой, англичане придерживались более прагматичного подхода.
Вместо того, чтобы сносить церкви, построенные после норманнского завоевания, и перестраивать их в готическом стиле, они модифицировали и добавили к этим существующим структурам, чтобы создать веерные своды в качестве декоративного слоя внутри. В современном мире мы привыкли к тому, что архитектурная оболочка строится как ряд слоев; Таким образом, развитие веерного свода представляет не только исторический интерес, но и как очень ранний предшественник ушедшей эпохи каменной кладки.
Архитектурная идея готического свода – использование арочной геометрии ребер и перемычек для достижения парящей легкости, в которой тело церкви является одновременно религиозной идеей и структурным ограждением, а также каменной обшивкой – никогда не была реализована в хранилище вентилятора. Веерный свод рассматривается как установленная вторичная обшивка, благодаря чему его красота понимается иначе, чем амбиции готического свода. Свод вентилятора в виде критически тонкой коноидальной оболочки распределяет собственные нагрузки по всей своей вращающейся изогнутой поверхности как конструкции и не имеет концентрированных моделей нагрузки ребристой геометрии, встречающихся в готической архитектуре.
Веерный свод как установленная конструкция появился в результате периодического финансирования поэтапных строительных программ, в частности, реставрации и адаптации гораздо более ранних норманнских программ строительства каменных церквей, которые после завоевания заменили деревянные каркасные конструкции англосаксов. Отсутствовали институциональные амбиции, продемонстрированные готским желанием связать недавно созданную структуру с обновленным учреждением веры. Вентиляторный свод укрывал религиозные верования и благотворительность в местном масштабе и требовал отдельной крыши для защиты от дождя.
Освобожденный от геометрии ребристого свода, веерный свод смог принять декор того времени, в частности, конструкции, основанные на кривой кривой и том, что средневековый историк Джон Харви назвал сетчатым узором: каждый блок вращающейся арочной поверхности был разрезать, чтобы получить дендритные узоры, связанные с природой. Навес гробницы Хью Лорда Деспенсера (1350 г.) в аббатстве Тьюксбери, который писатель-архитектор Уолтер Лиди назвал «протофаном», является ранним примером композиции коноидных форм и того, что должно было стать геометрией веерного свода.
Он не ищет своего предшественника в готическом своде, а скорее ищет способ решения многоярусных стрельчатых арок и остроконечной работы балдахина, укрывающего пару лежащих фигур внизу. Построенный из камня, он повторяет резьбу по дереву Глостерского собора. По своей конструкции это не настоящий веерный свод, он состоит из ряда ступенчатых и консольных блоков, вырезанных на нижней стороне, чтобы создать видимость свода. Этот софит образует ряд конических поверхностей, которые спускаются вниз к колоннам, разделяющим фигуры и описывающим объем гробницы. Его можно было прочитать как реликварий или скинию; предмет мебели в масштабе или церковь в миниатюре. Остатки цвета остаются, указывая на нарисованный рисунок ребер, сочленяющих коноиды.
Хотя в готическом своде и, в значительной степени, веерном своде используется каменный словарь, использование дерева, как в стойлах в Глостере, отражает более интимный масштаб и тонкость конструкции. Очень часто миниатюризация архитектурных форм, встречающаяся в гробницах, хорах и скиниях, приводит к богатым и украшенным предметам красоты, связанным с религиозными учреждениями и, что любопытно, с обетами бедности. Установка таких предметов в зданиях, построенных более ранними религиозными орденами, которые определяют красоту через искусную архитектуру с ограниченным набором материалов, усилила ощущение того, что они являются предметами религиозной мебели, пространственно утонченными и отчетливо созданными, как если бы архитектура была внутри архитектуры. это матрешка или яйцо Фаберже.
Гробница Хью Лорда Деспенсера, Часовня Основателей и Часовня Троицы расположены между готическими арками алтаря в аббатстве Тьюксбери, с изображениями и алтарями, ориентированными на главный алтарь, как ожерелье часовен. Часовня Троицы (1357 г.) и более поздняя Часовня Основателей (1397 г.) являются часовнями – церковными помещениями, посвященными мессам для души основателя – общей чертой 14-го века, предположительно в ответ на Черную смерть, которая распространилась по Британии и в частности через ворота Глостера между 1348 и 1350 гг.
Часовня Святой Троицы считается первым структурным веерным сводом, построенным из каменной кладки коноидальной формы. Уолтер Лиди считает его шириной 1,66 м «хранилищем игрушечных фанатов». Лиди предполагает, что эти ранние образцы веерных сводов, вероятно, повлияли на конструкцию деревянного тестера для более поздней гробницы Эдуарда III, построенного мастером-плотником Хью Херландом.
Эксперименты с его несущими свойствами, стилистическими и несущими качествами были разработаны с помощью различных комиссий, иногда из дерева, а иногда из камня. Это был эволюционный процесс, вероятно, инициированный королевскими каменщиками и плотниками и переданный в мастерские, где местные мастера под руководством мастера-каменщика разрабатывали форму.
Такие мастерские, расположенные в Уэст-Кантри и особенно во дворах, связанных с Тьюксбери, Херефордом и Глостером, отвечали за разработку формы. Калька пола была обнаружена на северном крыльце Уэллсского собора, и, как считается, есть следы аналогичного пола в Херефордском соборе. Эти полы были сделаны с гипсовой отделкой, чтобы в натуральную величину прорисовать формы и резьбу каменного блока, который предстоит обработать.
Если Капелла Святой Троицы рассматривается как идеологическое произведение, а архитектура как мебель, рассматриваемая сквозь ограждения по периметру, кроме как во время церковной церемонии, то сводчатая галерея Глостерского собора (построенная между 1381 и 1412 годами) является первым проявлением веерной архитектуры. сводчатая архитектура, внутри которой можно прогуляться и ощутить ее пространственное качество. Пять пролетов на восточном тротуаре, примыкающем к входу в церковь, были сделаны первыми, предположительно почти в качестве прототипа и под строгим контролем. В остальных отсеках, построенных позже, использовалась стандартная система соединения, которая не могла адаптироваться к капризам более ранних фундаментов. В узоре видна деформация, компенсирующая различия в каменной оболочке, поскольку она компенсирует несоответствия размеров пролета.
Веерные своды Глостерского монастыря были построены из центрирующих пролетов на основе более ранних норманнских фундаментов. Из цельной каменной пилястры по кривизне коноида выложено кольцо шпунтованной кладки. Последующие кольца были выгнуты вслед за этой аркой, пока изогнутые блоки не встретились на вершине. Каждый блок был обрезан до трехмерной геометрии по окружности трассы и арочной пружины. В вершине слияния четырех коноидов блоки заполнения, лежащие почти плоско по отношению к геометрической поверхности, действуют как ключевые камни для фиксации формы конусообразного конуса.
Поскольку конструкция монастыря должна проходить между другими существующими конструкциями и внешними контрфорсами вокруг монастыря, коноидный карман, то есть пространство за каменной оболочкой, остается открытым для пустоты между кладкой веерного свода и односкатной крышей. выше. В других случаях карман коноида заполняется строительным раствором, чтобы увеличить глубину сечения коноида и ввести линию сил в структуру свода вентилятора.
В готической архитектуре повторное выравнивание сил, идущих вниз по ребрам и перемычкам свода, достигается за счет аркбутанов или веса вершины над точкой упругости арки. В отличие от готического свода, где выражение сил описывается ребрами и перемычками, блоки коноида веерного свода могут быть вырезаны в виде сетчатой конструкции ограждения.
Глостерский монастырь следует почти дендритному узору из остроконечных ребер, как будто это дерево. Поскольку ребристая резьба лишена структурного выражения, глубина резьбы и световая модуляция придают пространству впечатляющее качество. Из-за обстоятельств, в которых развивался веерный свод, его часто рассматривают как приспособление или дополнение к церкви, либо как боковую часовню, либо как крыльцо, неясно, является ли это показным дополнением или частью тихого, хорошо -обустроенный деревенский погост. Когда его рассматривают как увеличенную структуру, такую как тур де сила в Шерборне, Бате или часовне Генриха VII Вестминстерского аббатства, она все еще сохраняет это мелкомасштабное качество мебели. Хотя Харви считал, что веерный свод несколько уступает готическому своду, установленная в нем форма оболочки предлагает
во многом как способ думать о современных скинах.
Готический свод – Художественное приключение человечества
Арка стрельчатого типа или Стрельчатая арка в Элгинском соборе, 13 век (Элгин, Морей, северо-восток Шотландии).Обозначения Готика , Готическая архитектура и Готическое искусство возникли в результате ветхого смешения идей в эпоху Возрождения. Прилагательное « готика », не имеющее ничего общего с характером этого художественного стиля или его происхождением, было придумано флорентийским художником и писателем Джорджо Вазари, учеником Микеланджело, опубликовавшим свой знаменитый труд о биографиях тосканцев. художники назвали Жизнеописания художников . Во вступительные главы своей книги Вазари включил краткие очерки об искусствах живописи, архитектуры и скульптуры, а касаясь описания памятников средневековья, ошибочно приписал «готам» различные их архитектурные особенности ( тогда считались варварскими племенами), которых Вазари считал ответственными за разрушение древних классических зданий после завоевания ими Рима в 410 году, а позже они построили новые памятники в своем собственном «готическом» стиле. В результате слово «готика» в искусстве изначально использовалось как синоним «варварского» и поэтому использовалось уничижительно. По словам Вазари, этот «готический» (средневековый) стиль был запутанным и беспорядочным, без адекватных пропорций и размеров классических ордеров. Эти сочинения Вазари стали популярными, и его линия мысли преобладала до середины XIX в.го века, когда писатели французского романтизма, особенно Шатобриан и Виктор Гюго, сделали апологию готических соборов и стилей и, наконец, признали их апофеозом религиозного духа Средневековья. Вскоре после этого определение готического искусства было поставлено под сомнение, пытаясь заменить его именем Оживальное искусство , и искусствоведы начали изучать место происхождения его архитектурных форм, а также развитие и эволюцию его приемов и стилей. Для некоторых ученых стиль Оживаля пришел с Востока; для других архитектура Оживаля, варварская по происхождению, зародилась в Германии, а оттуда перебралась во Францию, а затем распространилась по всей Европе. Группа французских ученых, в том числе Комон, Кишера, Виолле-ле-Дюк, Феликс де Верней, а позже Ластери и Энлар, установили истинное учение о происхождении готического стиля и непреходящей ценности этих замечательных памятников французского средневековья. .
Контрфорсы собора Нотр-Дам (Париж).Сегодня мы с уверенностью знаем, что готический стиль был не интеллектуальным или мистическим творением, а технической революцией, которая произошла в формах региональных романских архитектурных школ и, прежде всего, представляет собой прямой продукт строительных приемов возник в Бургундии и распространен цистерцианскими монахами. Однако регионами, где французская готика достигла своего совершенства, были Нормандия и Иль-де-Франс, территория королевских владений, окружающая Париж. Готическая архитектура сформировалась в период торжества монархии над феодализмом. Неудивительно поэтому, что строительное искусство, наиболее представительное для общества и режима, развивалось вокруг столицы, в самом сердце монархии. Оттуда готический стиль быстро распространился по всем французским регионам, а в середине 13 века полностью вошел в моду в Германии и начал внедряться в Испании. Во Франции готический стиль достиг своего полного развития в конце 12 века.
Ребристый свод Реймского собора (Франция).Существенным признаком готического стиля является особый тип пахового свода, обрамленный арками стрельчатого типа * , отсюда и термин оживальный стиль. Этот тип стрельчатого свода поддерживается поперечными и диагональными арками, которые опираются друг на друга и их распор уравновешивается контрфорсами* или простыми контрфорсами * снаружи. Этот тип свода называется ребристым сводом . Крестовые своды, похожие на каменные раковины, поддерживаемые арками, не были новинкой исключительного готического стиля, поскольку они уже использовались в романский период, а также были традиционными для классических зданий. Но в романском стиле крестовые своды были не сочлененными, а цельными, и его упирание в стены глушилось только всей тяжестью каменной стены. Полезно настоять на различии крестовых сводов (классических и романских) и готических сводов с их свободноребристыми сводами. Чтобы покрыть квадратное или прямоугольное пространство, древние римляне использовали систему проецирования диагональных арок из угла в угол, а затем заполнения пространства между арками бетоном для получения бетонного свода. В готическом стиле поперечные и диагональные арки кажутся рыхлыми, обладающими собственной упругостью, и поверхности свода опираются на них, но не образуют единой массы. Как следствие, в готической архитектуре арки играют роль несъемной опалубки, выдерживая весь вес и распор в опорных углах. Эти опорные углы – единственные области здания, требующие очень хорошего фундамента, чтобы выдержать полную нагрузку свода. Внутри линии сводчатых арок встречаются у столбов, как будто они представляют собой связку ветвей на стволе. Древнеримский паховый свод в основном предназначался для квадратного или прямоугольного пространства, в то время как готический свод можно использовать в любых пространствах, даже в треугольных и трапециевидных.
Схема с изображением контрфорсов и аркбутанов конца XIII века.Как только распор арок ребристого свода сконцентрирован на определенных участках стены, их косой распор, стремящийся разрушить стену, затем противодействует контрфорсам или аркам, выступающим против стены и оказывающим обратный распор, таким образом противодействуя сила против силы. В романском искусстве динамика поддерживающей силы была иной: во-первых, свод обычно был цилиндрическим, поэтому он имел равномерную силу распора по всей поверхности стены, эта сила уравновешивалась весом самой стены, усиленной снаружи. по пилястрам. Одним словом, механика классической и романской архитектуры есть статическая механика, т. е. система противодействия веса тяге; в то время как готская механика является динамической, т. е. системой противодействия тяги тяге. Таким образом, сама готическая церковь представляет собой очень сложную и совершенную систему, так как нельзя изменить часть здания, не изменив при этом все остальные. Теоретически, в тот день, когда контрфорс в готической церкви лопнет, тяге, создаваемой упирающейся в него аркой, не будет противодействовать абсолютно никакая сила, и тогда арка разорвется, как и другие диагональные арки, совпадающие с той же точкой. и, в конце концов, вся конструкция без единого элемента рухнет.
Структура «постоянной опалубки» готического свода с остроконечными арками, ребристыми сводами и контрфорсами.____________________________
Контрфорс: Архитектурная конструкция, пристроенная к стене или выступающая из нее и служащая для поддержки или укрепления стены.
Контрфорс: Форма контрфорса, состоящего из арочной конструкции, которая простирается от верхней части стены до опоры большой массы, чтобы передать на землю боковые силы, толкающие стену наружу, которые возникают от сводчатые потолки. Определяющей функциональной характеристикой контрфорса является то, что он не соприкасается со стеной, которую поддерживает, как традиционный контрфорс, а состоит из наклонного стержня, несущегося на половине арки, которая выходит («вылетает») из верхней части стена к пирсу на некотором расстоянии и несет на себе тягу крыши или свода. Вершина (вертикальный орнамент пирамидальной или конической формы) часто венчает пирс, добавляя вес и повышая устойчивость.