Готический храм схема: Вариации планировки готических соборов / Французская готическая архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Вариации планировки готических соборов / Французская готическая архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

В период ранней готики, когда мастера нащупывали пути в поисках нового стиля, архитектурные формы отличались большим разнообразием.

Но к началу XIII века, когда общая композиция готического храма и все конструктивные вопросы были в основном уточнены, готическая архитектура приобрела оттенок унифицированности. Творческий метод готического мастера определился окончательно, и он целиком отдался варьированию и усовершенствованию уже найденных конструктивных приемов, архитектурных форм и разработке их пластического и декоративного оформления.

В планах соборов ясно видна вариация одного и того же типа плана трех- или пятинефной базилики с трансептом и хором с обходом и венцом капелл. Романский характер плана обусловлен в некоторой мере тем, что многие готические соборы возводились на основания более ранних построек.

Зодчие варьируют длину храма и количество пролетов. Расположение трансепта и решение восточной части соборной церкви является наиболее часто изменяемой частью, в которой проявились вкусы и стремления архитектора и его заказчика.

Трансепт располагается то ближе к восточному окончанию храма (соборы в Нойоне, Лионе), то придвигается к его середине (соборы в Лане, Амьене, Шартре, Париже), то выступает далеко за пределы стен продольного корабля (соборы в Нойоне, Лане, Шартре), то не нарушает его границ (соборы Парижа, Буржа), то сливается с хоровой частью при помощи дополнительных боковых пролетов (соборы в Реймсе, Бордо), то получает апсидальное завершение рукавов (соборы в Нойоне, Турнэ, Суассоне, несохранившийся собор Камбрэ).

Хор окружается то двойным (соборы в Париже, Бурже, Шартре), то одинарным обходом (

соборы в Нойоне, Реймсе, Амьене, Бовэ) и, за некоторыми исключениями (соборы в Париже и Бурже), завершается венцом из пяти или семи капелл.

Начиная новое строительство, готические архитекторы нередко пользовались готовыми планами других построек.

План собора в Манте (начат в 1175 году) повторяет план собора Парижской Богоматери, из плана Парижского собора исходили зодчие собора в Бурже. Хор с обходом и венцом капелл собора в Нойоне, возводившийся между 1150-1170 годами, копирует в больших масштабах восточная часть Реймского собора. План собора в Амьене в большой мере повторяет план Реймского собора; однако его трансепт располагается ближе к середине, а хор получает пышное завершение из семи капелл вместо венца из пяти капелл в Реймском соборе. План собора в Реймсе имитировали также зодчие

собора в Леоне в Испании.

Но на основании одного и того же плана, благодаря гибкой системе геометрических приемов, готические мастера создавали архитектурные композиции, отличающиеся друг от друга общим пропорциональным строем, масштабами, структурой и характером декора.

Читайте также:

  • Творческий метод и художественная практика готических мастеров. Метод работы по образцам
  • Наследование архитектурных форм церкви Сен-Дени (первая половина XII века)
  • Эволюция конструкции готического перекрытия
  • Методы облегчения конструкции готических храмов
  • Схемы западных фасадов готических соборов Франции
  • Башни западного фасада собора
Источники

Схемы западных фасадов готических соборов Франции / Французская готическая архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

По-видимому, большое влияние на развитие готического стиля в XII столетии оказало художественное решение собора в Нойоне. Он послужил образцом для многих зодчих конца XII — начала XIII века.

Черты, определившиеся в соборе Нойона, повторяются и варьируются в соборе Суассона (южный трансепт), в церкви св. Ремигия в Реймсе (хор), церкви Богоматери в Шалоне-на-Марне, парижской церкви Сен-Жермен-де-Пре (хор) и развиваются в соборах Лапа, Парижа и Камбрэ.

Архитектура собора Богоматери в Шалоне-на-Марне претерпела ряд отчетливых воздействий со стороны архитектора, возводившего церковь

св. Ремигия в Реймсе (в 1190-1210 гг.), а в середине XIII века — сильное влияние архитекторов Реймского собора и церкви св. Никазия в Реймсе.

Общая схема западного фасада с двумя башнями, восходящая к традициям нормандской архитектуры и апробированная Сугерием в церкви Сен-Дени, станет общепринятой и постоянно варьируемой и обогащаемой французскими зодчими.

В решении западного фасада в готических соборах ранней готики можно отметить две противоположные тенденции:

  • Одна из них, дающая плоскостное решение фасада, расчлененного лопатками-контрфорсами, и восходящая к романской традиции, находит выражение в церкви Сен-Дени, в соборе Парижской Богоматери и западном фасаде Шартрского собора.
  • Другая, поражающая своей новизной, берет начало в западном фасаде
    собора в Лане
    . Эта новая, объемно-пространственная, живописно-пластическая концепция фасада, с выступающими крыльцами, со сложным живописным решением башен, с глубокими членениями стены и обилием выступающих и отступающих частей, не имеющая себе аналогий в раннеготической архитектуре, будет блистательно развита в классических соборах высокой готики в Реймсе и Амьене.

Идея перспективного портала, впервые воплощенная зодчими Сен-Дени и развивающая романскую традицию, подхваченная и развитая архитекторами храмов в Суассоне, Нойоне, Париже, в сочетании с ланской концепцией выступающего, выдвинутого вперед портала-крыльца, найдет полное и совершенное развитие в соборах высокой готики с их глубокими перспективными порталами, прорезающими выдвинутый вперед нижний ярус фасада, увенчанный резными фронтонами вимпергов.

В схему фасада, принятую в Сен-Дени, включается резная арочная галерея, впервые появляющаяся в фасаде собора в Нойоне над окнами первого яруса. Отсюда она перейдет в фасад Ланского собора и будет воспринята зодчим фасада собора Парижской Богоматери, удлинившим ее пропорции и поместившим ее над фасадом, между башнями, как венчающий фасад ажурный венец. В фасадах соборов Парижа и Шартра появляется еще одна арочная галерея — так называемая «галерея королей», расположенная в Шартрском соборе над розой, а в Париже — над порталами. Она воспроизводится и в фасаде Реймского собора, но снова переносится в нем в верхний ярус над розой.

Готические зодчие умело разрабатывают возможности передачи в фасаде движения архитектурных форм в высоту. В то же время во французском решении готического фасада очевидно стремление архитекторов сохранить определенную рациональную гармонию соотношений его высоты и ширины.

Архитекторы зрелой французской готики сразу же отказываются от сделанной в Лане попытки разбить горизонтальные карнизы, разделяющие ярусы фасада таким образом, что карниз центральной части оказывается выше горизонтальных карнизов боковых частей, создавая тем самым ощущение мощного движения центральной части фасада в высоту.

Хотя этот прием, очевидно, был продиктован зодчему общей структурой храма и наглядно отражал его внутреннюю конструкцию, разделение на центральный и боковые нефы, французские архитекторы предпочли от него отказаться, сохраняя единое деление по горизонтали для всех частей фасада и умеряя, таким образом, вертикальную устремленность архитектурных форм.

В то время как строители собора Парижской Богоматери подчеркнули ясные и простые горизонтальные членения фасада, помогающие созданию общего впечатления строгости, величия и незыблемости храма, зодчие соборов Реймса и Амьена, давшие богатую пластическую разработку фасадов, обогатили горизонтальные членения резной архитектурной декорацией, поставив особый декоративный акцент в местах раскреповки карнизов и обработав ступени разделяющих фасад по вертикали контрфорсов пинаклямп со статуями в нишах.

Французские зодчие не стремились к концентрации движения архитектурных форм в высоту по оси фасада, тенденция к которой была свойственна, скорее, немецкой готической архитектурной практике и нашла наиболее яркое выражение в немецких готических однобашенных фасадах. Французские готические фасады лишены экзальтированного напряжения форм и чрезмерной, иррациональной устремленности немецких готических фасадов в высоту.

Подчеркивая в ярусе порталов ориентацию фасада по оси и заостряя фронтон центрального портала, французские архитекторы переносили затем вертикальные акценты на боковые части фасада, сообщая окнам и аркам второго и третьего ярусов этих частей вытянутые стрельчатые формы и предельно вытягивая в высоту сквозные проемы башен.

В центре фасада, как правило, помещалась роза, гармонизовавшая и умерявшая вертикальное движение архитектурных форм, сообщая им центробежный характер.

Роза размещалась в центре готического фасада. Она была призвана гармонизовать и умерять вертикальное движение архитектурных форм, придавая им центробежный характер.

Роза французского готического фасада была исходной точкой, началом и концом той сложной и стройной пропорциональной игры, в которую были вовлечены все элементы фасада.

Читайте также:

  • Творческий метод и художественная практика готических мастеров. Метод работы по образцам
  • Эволюция конструкции готического перекрытия
  • Методы облегчения конструкции готических храмов
  • Башни западного фасада собора
  • Наследование архитектурных форм французских готических соборов
Источники



готический храм (в плане и фасаде восьмиугольной формы).

Название

Готический храм (в плане и фасаде восьмиугольной формы).

Имена
Овер, Чарльз (архитектор)
Коллекция

Орнаментальная архитектура в готическом, китайском и современном стиле: более пятидесяти новых дизайнов планов, разрезов, фасадов и т. д. (многие из которых могут быть выполнены с корнями деревьев) для садов, парков, лесов, лесов, каналов и т. д. …: все аккуратно выгравировано на пятидесяти четырех медных пластинах по проекту Чарльза Овера, архитектора 9.0005

Даты/происхождение
Дата выпуска: 1758
Место: Лондон
Издатель: Printed for Robert Sayer
Места библиотеки
Общее исследовательское подразделение
Локатор полки: 9-MSF (Over, C. Декоративная архитектура …)
Темы
Архитектура
Архитектурные элементы
Храмы
GenRes
Иллюстрации
Genres98
Иллюстрации
Genres98
Иллюстрации
Отпечатков
Physical Description
Engravings
Type of Resource
Still image
Identifiers
RLIN/OCLC: 9155186
NYPL catalog ID (B-number): b14891356
Universal Unique Identifier (UUID): 28750af0-c6f6-012f-d231-58d385a7bc34
Заявление о правах
Статус авторского права и смежных прав на этот объект был проверен Публичной библиотекой Нью-Йорка, но мы не смогли сделать окончательное определение относительно статуса авторского права элемент. Вы можете использовать этот Объект любым способом, разрешенным законодательством об авторском праве и смежных правах, применимым к вашему использованию.

Хронология событий

  • 1758: Выпущено
  • 2013: Оцифровано
  • 2023: Найден тобой!
  • 2024
Формат MLA

Отдел общих исследований, Публичная библиотека Нью-Йорка. «Готический храм (план и фасад восьмиугольной формы)». Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки . 1758. https://digitalcollections.nypl.org/items/510d47dc-82ac-a3d9-e040-e00a18064a99

Чикаго/Турабиан Формат

Отдел общих исследований, Публичная библиотека Нью-Йорка. «Готический храм (план и фасад восьмиугольной формы)». Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки. По состоянию на 17 марта 2023 г. https://digitalcollections.nypl.org/items/510d47dc-82ac-a3d9-e040-e00a18064a99

Формат APA

Отдел общих исследований, Публичная библиотека Нью-Йорка. (1758 г.). Готический храм (в плане и фасаде восьмиугольной формы). Получено с https://digitalcollections.nypl.org/items/510d47dc-82ac-a3d9-e040-e00a18064a99

Цитата из Википедии

{{сайт | url=https://digitalcollections.nypl.org/items/510d47dc-82ac-a3d9-e040-e00a18064a99 | название = (неподвижное изображение) Готический храм (план и фасад восьмиугольной формы)., (1758 г.) |author=Цифровые коллекции, Публичная библиотека Нью-Йорка |accessdate=17 марта 2023 г. |publisher=Публичная библиотека Нью-Йорка, фонды Astor, Lenox и Tilden}}

Шартрский собор – Изучение архитектуры и ландшафтной архитектуры

Шартрский собор, НЕИЗВЕСТНЫЙ ДИЗАЙНЕР, Готика, ШАРТР, Франция, 1194 г. н.э.

ДОБАВИТЬ: субтитры и словарные ссылки

план и фасады Шартрского собора

Изображение 1:

Изображение 2:

Изображение 3:

Изображение 4:

Изображение 5:

По сравнению с Нотр-Дам, Шартрский собор расположен в сельской местности в маленьком городке Шартр, Франция. Масштабы собора монументальны по сравнению с контекстом города. Хотя церковь совершенно другого масштаба, она построена из того же камня, что и многие постройки города Шартр. Это помогает связать собор в контексте с городом. Шартрский собор расположен на маршруте христианского паломничества, связанном с более крупной сетью церквей. Люди из отдаленных районов путешествовали (и до сих пор) по этому маршруту, посещая множество церквей, заканчивающихся в Сантьяго-де-Компостела, Испания.

По сравнению с собором Нотр-Дам-де-Пари собор в Шартре демонстрирует явную асимметрию благодаря башням (изображение 1). Хотя горизонтальная трехчастность уменьшена по сравнению с Нотр-Дамом, вертикальная трехчастность подчеркнута. Арки и проемы расширяются вертикально, делая церкви выше и тоньше, чем предыдущие церкви. По мере того, как готика продолжается, церкви и мастера-каменщики соревнуются, чтобы стать больше и выше, еще больше подчеркивая дематериализацию. По сравнению с Нотр-Дам-де-Пари, высота которого составляет 108 футов, высота Шартра составляет 120 футов. Западные работы включают в себя одну из самых скульптурных частей церкви, расположенную над дверным проемом, как и Нотр-Дам.

План этажа представляет собой парадигму готического плана церкви с ярко выраженным . План этажа имеет все те же части центральной части, открытые для обеспечения циркуляции по краям. Интерьеры сосредоточены на самой священной и иерархической части христианской церкви, где обычно находится алтарь. Вдоль задней стены апсиды в Шартре расположены меньшие комнаты иерархии в церкви (изображение 3). Часовни считались более частными помещениями церкви, и многие церкви могут иметь одну или несколько часовен. В часовнях часто хранились важные предметы, такие как произведения искусства, небольшие второстепенные алтари или предметы, имеющие значение для религии. В Шартрском соборе хранится туника Марии, важный реликварий, который посещали паломники.

Также как и Нотр-Дам, внутренний фасад сосредоточен на трех основных горизонтальных полосах. Это самая нижняя горизонтальная полоса внутреннего фасада. Аркада представляет собой выступающие вверх боковые проходы. средняя горизонтальная полоса внутреннего фасада. Трифорий характеризуется повторяющимися повторениями трех, символизирующих Троицу. является самой верхней горизонтальной полосой внутреннего фасада. Фонарь – одна из самых частей строения с наибольшим количеством стекла. Эта область позволяет наибольшему количеству света проникать через фонарь. Интерьеры Шартрского собора приближаются к высоте десятиэтажного дома открытого незагроможденного пространства из неармированного (не стального) камня (изображение 5). Огромный масштаб материальности и качества света создают качество, которое сохраняется и сегодня.

Дематериализация возможна благодаря множеству структурных инноваций, работающих вместе. Представляет собой арку заостренной формы, уменьшающую боковые силы тяги. Уменьшение усилий позволяет делать более широкие и высокие пролеты между конструкциями. Это один из самых конструктивных элементов внутреннего потолка церкви (изображение 5). Строители утолщали конструкцию там, где силы передавались наиболее непосредственно. Реберные своды выглядят как X на потолке. представляют собой пучки столбцов. Пирсы собирают структуру из формы стены, чтобы увеличить пролёт между колоннами. представляют собой структурный экзоскелет, передающий структурные силы изнутри наружу, что дополнительно дематериализует внутреннюю структуру (изображения 2 и 4).

В конце трансептов часто находится большое монументальное круглое окно, называемое . Окно-роза — еще один способ увеличить свет в интерьере. это тонкая резьба по камню, удерживающая стекло на месте окна-розетки или фонаря.

христианских церквей идеально расположены в организации, связанной со сторонами света. Конец апсиды церкви обращен на восток по нескольким причинам. Алтарь, расположенный в иерархии апсиды, был обращен на восток в сторону Иерусалима и Святых земель. Есть исключения, когда идеализированное выравнивание невозможно. Во-вторых, ориентация может быть связана с солнцем. Восход солнца представлял собой обновление христианской веры, воплощенной в этих готических памятниках. Апсида обращена на восток, к восходу солнца. Распространение и масштаб готических церквей вскоре после перехода в первые тысячелетия вдохновили население поверить в веру, качество, достигнутое готическими зданиями до сих пор.

Атрибуция СМИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *