Готические арки: Готическая архитектура | Architecto Grad

Содержание

Готическая архитектура | Architecto Grad

Характерная особенность готической архитектуры

Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась  в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики. На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю,  казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

  1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.). Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии . Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки. Собор в Лане. Ранняя готикаСобор в Лане. Ранняя готика

    Собор Парижской Богоматери. Ранняя готикаСобор Парижской Богоматери. Ранняя готика

  2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей. Собор в Амьене. Высокая готика
    Собор в Амьене. Высокая готика Собор в Реймсе. Высокая готикаСобор в Реймсе. Высокая готика

    Шартский Собор. Высокая готикаШартский Собор. Высокая готика

  3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа. Миланский Собор. Поздняя готика
    Миланский Собор. Поздняя готика

    Севильский кафедральный собор. Поздняя готикаСевильский кафедральный собор. Поздняя готика

В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

— Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

Собор Сент-Урбен. Лучистая готика

— Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)

Собор Сент-Урбен. Лучистая готика
Собор Сент-Урбен. Лучистая готика Собор Сент-Шапель. Лучистая готикаСобор Сент-Шапель. Лучистая готика

Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

— Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)

Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готика
Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готика Троицкое Аббатство в Вандоме. Пламенеющая готикаТроицкое Аббатство в Вандоме. Пламенеющая готика

В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

— Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов , напоминающих ланцет.

Собор в городе ДаремеСобор в городе Дареме. Ланцетовидная готика Интерьер собора в городе Дареме. "Распускающиеся пучки" нервюрИнтерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика

— Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.

Собор в ЭксетереСобор в Эксетере. Украшенная готика Собор в ЭксетереИнтерьер собора в Эксетере. Украшенная готика

 — Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.

Собор Глостера. Перпендикулярная готикаСобор Глостера. Перпендикулярная готика Интерьер собора Глостера. Перпендикулярная готикаИнтерьер собора Глостера. Перпендикулярная готика Интерьер собора Глостера. Перпендикулярная готика
Интерьер собора Глостера. Перпендикулярная готика Ульмский СоборУльмский Собор. Перпендикулярная готика Ульмский Собор. Перпендикулярная готикаУльмский Собор. Перпендикулярная готика Интерьер Ульмского собора. Перпендикулярная готикаИнтерьер Ульмского собора. Перпендикулярная готика

  — Тюдоровская готика. Первая треть XVI века. В этот период строятся здания по форме совершенно готические, но почти все без исключения светские. Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (например, Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т.п. — строили чисто для красоты.

Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

    • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
    • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
    • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
    • Важные росписи по стеклу
    • Членение стен 4-х зонное
    • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
    • Богатая орнаментика капителей
    • Исключительно стрельчатые арки

 

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

    • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
    •  Членение стен 3-х зонное
    • Тонкие разделяющие стены
    • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
    • Колонны составные (пучкообразные)
    • Арки полуциркульные
    • Свод 4-частный
    • Крыши башен ажурные

 

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

    • Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
    • Более высокие аркады
    • Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
    • Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
    • Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
    • Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
    • Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
    • Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
    • Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
    • Трифорий отсутствует
    • Крыши с куполами

Окна в готической архитектуре

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).

Разноцветные стекла (витражи)Разноцветные стекла (витражи) массверкМассверк

Роза готического собора понимается как узор, заполняющий круглое окно, и как подобие небесного светила. В украшении розы ясно сказался умозрительный склад средневекового мышления: все линии приведены к ясному порядку ( в отличие от мусульманского орнамента), орнаментальные мотивы рождаются один из другого, мелкие кружки по краям подчинены движению главных стержней.

РозаРоза

Стены в готической архитектуре

Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. Ажурные стены сдерживаются снаружи сложной инженерной конструкцией — контрфорсами. Противопоставление крепкого костяка легкому заполнению стало краеугольным камнем готической архитектуры. Оно сказалось и в отпадении каменных плоскостей стен, вытесненных ажурными переплетами окон между столбами, и в нервюрном своде, и в трифории, и наконец, в перекинутых от оснований сводов к контрфорсам опорных арках, так назывемых аркбутанах, с их доведенной до минимума массой.

Роза

Конрфорсы и аркбутаныКонрфорсы и аркбутаны Конрфорсы и аркбутаныКонрфорсы и аркбутаны

Двери (порталы) в готической архитектуре

Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Двери обрамлены снизу статуями, немного большими, чем в рост человека. Они встречают его при входе приветливым взглядом, иногда улыбкой. Порталы обрамлены высокими стрельчатыми арками с круглой розой посередине. Пропорции доведены до крайней степени стройности и ажурности. Скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей.

Скульптурное украшение порталов и вымперговСкульптурное украшение порталов и вымпергов Скульптурное украшение порталаСкульптурное украшение портала

Скульптурное украшение портала

Заключение

Развитие готического искусства было вызвано к жизни подъемом городской культуры, стремлением к свободной общественной жизни и умственной деятельности. Но многие из этих идеалов в условиях сохранения незыблемого феодального порядка во всей Европе так и не смогли быть воплощены. В XIII веке в коммунах начинается борьба между мелкой и крупной буржуазией, в жизнь городов больше вмешивается королевская власть. Естественно, что в неокрепшем организме нового общества легко могло пробудится стремление к канонизации достигнутого. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью.

Гид по готике или lego средневековья

Готика. Краткая экскурсия по стилю

«Главное, запомнить, что Собор Парижской Богоматери является пятинефной базиликой с одним поперечным трансептом. Нужно сказать это задумчиво и замолчать», − поделился секретом произведения впечатления на людей один наш знакомый. Редакция альманаха Artifex решила, что уж если умничать, то делать это со вкусом! Поэтому мы подготовили для вас краткий и понятный словарик по готическому стилю (вдруг вы соберётесь в Прагу, Кёльн, Милан или Вену?).

Подобных «словарей» и «энциклопедий» существует немало, но интересных среди них почти не встретишь. Обычно это нудноватые и «сухие» справочники. Мы же попробуем рассказать вам об основных особенностях готики занимательно. Все непонятные слова и заковыристые термины мы разложили в алфавитном порядке. Приступим! 🙂

Арка. Первыми её стали использовать строители еще в Междуречье, а подхватили их изобретение римляне. Они применяли арку, где только возможно. Из римского зодчества она перекочевала в романское, а затем и в готическое. Считается, что в готике использовались только стрельчатые, изломанные проемы, однако встречаются и полуциркульные, более свойственные для романских зданий. В ранней готике можно видеть и комбинации. Хотя, конечно, стрельчатая арка – самый яркий и типичный признак готического стиля. Арки служили как опорой, так и украшением – красиво же, правда? В готике арки и аркады − очень частое явление; более того, это основа каркасной системы архитектуры.

 

Архитектура Архитектура

Стрельчатая арка могла выдерживать гораздо большие нагрузки, так как её вектор был направлен вертикально вниз, из-за этого тяжесть словно соскальзывала на опору. В основе крестово-нервюрного свода лежал подобный же принцип, но об этом мы поговорим позже. Следует добавить, что дверные и оконные проемы по верхнему краю оформляли таким же образом – в виде наконечника стрелы. Это создавало особую гармонию и подчеркивало устремленность вверх, к небу.

Аркада. Здесь все понятно – ряд арок. Аркады из единичных, а иногда и сдвоенных арок украшали трифории, хоры, эмпоры, галереи. Чем больше арок, тем более подчеркнута «сетчатость» пространства, схожесть интерьера с загадочным лесом, с его устремленными ввысь стволами и переплетенными ветвями.

 

Аркбутан. Очень, очень важная штука! Мы о ней уже писали. Это наружная подпорка, смахивающая на конечность краба. Такая полуарка, упирающаяся в стену, выглядит эффектно, но немного зловеще. Аркбутаны – самый типичный признак готического собора, хотя в рудиментарном виде применялись еще римлянами. Они могли упираться на опоры, уходящие в фундамент, а могли возлежать поверх контрфорсов. Аркбутаны обычно пристраивали с восточной стороны. Они решеткой окружали апсиду и деамбулаторий, так как именно эта часть собора обычно была самой светлой и легкой. Здесь устанавливались огромные окна, площадь каменных стен была минимальной, поэтому необходима была поддержка извне. Восточная часть собора была непарадной, в отличие от западного фасада: у Нотр-Дам де Пари, к примеру, она выходит на реку. Поэтому и на старых гравюрах охотнее изображали западный фасад с парадными порталами.

 

 
Архивольт. Тоже не готическое изобретение, однако в период готики архивольты стали очень своеобразными и невероятно роскошными. А что это? Это такой слоистый ободок вокруг врат, многочисленные складки, украшающие портал. Их делали и в романских храмах, но там они все-таки были поскромнее. В готических соборах архивольты были многослойными, их обильно украшали скульптурным и лепным декором.

 

 
Вимперг. Красивая штучка – конический щипец, остроугольный треугольник над порталом или окном, часто украшенный лепниной. Такой можно видеть, к примеру, над западным фасадом Нотр-Дам де Пари и над порталами Буржского собора.

 

 
Замковый камень. Ударение на втором слоге, а не на первом. Это важная деталь стрельчатой арки, а затем и нервюрного свода. Именно в замковый камень упираются ребра свода, он берет на себя всю нагрузку. Поначалу он был просто камнем, не особо эстетичным, но затем его стали украшать и оформлять в виде цветов, розеток, всяких свисающих штуковин и т.п., так что со временем замковый камень стал довольно эффектной штучкой.

 

 
Капелла. Часовня по-нашему. Ограниченное чем-либо пространство, уединенное местечко для молитв, посвященное какому-либо святому и/или служащее местом погребения какой-либо знатной особы или опять же святого. Что-то вроде православного придела. Нередко такие «закуточки» размещали в восточной части собора, неподалеку от алтаря. Если смотреть снаружи на собор, они образовывали что-то вроде короны с выпуклостями.

 

 
Консоль. Выступающая из стены конструкция, служащая опорой, карнизом для чего-либо. Тоже обычно богато декорировалась, да так, что со временем ее утилитарная функция стала вторичной. Консоль нередко была «ложной» и служила просто украшением.

 
Контрфорс. Вертикальный выступ стены, подпирающий ее снаружи. Мог быть самостоятельным, а мог составлять общую систему с аркбутаном.

 

 
Краббы. К десятиногим ракообразным никакого отношения не имеют. Это такие загогулины, смахивающие на ряд запятых, которыми украшали разные архитектурные детали. Благодаря им любая линия становится похожей на гребень дракона. Может быть, именно из-за краббов и химер готика обычно невольно ассоциируется с чем-то зловещим.

 

 
Крестоцвет. Вот уж точно символ готики, не отнимешь! Очень симпатичная деталь декора в виде цветка крестоцвета. Ею венчали верхушки вимпергов, шпили, фиалы. Ни с чем не спутаешь!

 

 
Леттнер. Перегородка, отделяющая клирос − место, куда можно входить лишь священникам − от остального пространства церкви. В готических соборах его украшали в соответствии с убранством храма. В православных храмах его роль играл иконостас, правда, литтнер был всего лишь перегородкой, хоть и богато украшенной, а иконостас – одним из самых святых мест в православном храме. В ранних христианских храмах алтарная преграда была низкой, без икон. Она больше была похожа на леттнер.

 

Архитектура Архитектура

 
Массверк. (иногда еще с одним «с» пишут). Особый готический плетеный орнамент, которым украшали верхнюю часть окна. В зависимости от доминирующего стиля орнамент имел самые разные формы, нередко довольно вычурные: языки пламени во времена «пламенеющей» готики, крестовидные цветы, окружности и «сердечки».

 

 
Нервюры – ребра, каркас; распалубки, соединяющие их, – это паруса. Сначала нервюры были простыми – крест-накрест. Со временем переплетение нервюр становилось все сложнее, они были организованы по-разному в каждом соборе. Британцы любили пучки нервюр, во Франции их переплетения нередко были похожи на паутину.

 

 
Портал. Про архивольты с вимпергом читали? Вот все это вместе с дверями, тимпаном (о нем речь чуть позже) и еще целой кучей архитектурных излишеств составляло портал. Одна из самых эффектных и ярких частей наружного декора готического собора. Нередко на одном фасаде красовались сразу три роскошных портала, как, например, в Соборе Парижской Богоматери или в Шартрском соборе.

 

 
Роза. Тут все просто – круглое готическое окно. Каждый уважающий себя собор имел розу. В кружевные промежутки вставляли цветные стекла, через которые внутрь храма проникали разноцветные лучи света, и настоящие розы завидовали этой красоте!
Рыбий пузырь. Так неромантично назвали практичные немцы один из видов готического орнамента. Англичане похожий орнамент называли более возвышено – «пламенеющий» стиль.

 

 
Тимпан. Когда квадратные двери вписывали в полуциркульную арку портала, возникал вопрос – что делать с полукруглым кокошником над дверями? Пустым оставлять негоже, его стали украшать фигурами. Как известно, готика не любит полукружий, над такими тимпанами стали устанавливать радуги архивольтов, а еще выше – вимперги. Или чуть по-другому, зависело от фантазии зодчего.

 

 
Травея. Поперечная пространственная ячейка, составляющая одну из структурных единиц внутренней организации собора. Ограничивалась обычно шестью пятами колон, на которые опирались арки. От количества травей зависело и число венчающих их нервюрных шатров. Как-то так.

 
Травея

 
Трифорий. Это такая узкая галерейка, украшенная аркадой. Она проходила в толще перегородки, отделявшей главный неф от боковых. Нередко представляла собой ряд тройных аркад, откуда и название. Проход мог быть настоящим, по трифорию могли гулять священники (или горбатые звонари), но частенько его делали ложным, декоративным.

 

 
Тьерсерон. А также ожива, лиерна и щековидная арка. Это совсем уж высший пилотаж, но вдруг вам пригодится – блеснете в офицерском собрании. Речь идет о названии разных типов нервюр в системе крестово-нервюрного свода.

 

 
Эмпоры. Трибуны или галереи, побольше трифория. Отдельные помещения, например, для женщин или царственных особ. Иногда их отождествляют с хорами, так как они располагались в верхних ярусах собора. Как ни странно, они также бывают ложными (или мнимыми) – вроде бы, проемы есть, а эмпоры нет.

 

Теперь вы, обогащенные знаниями, можете смело отправляться рассматривать готические соборы, зная, как там все называется, и удивляя своей эрудицией друзей и знакомых! 🙂

колонны, окна, нервюры, пинакли и другие

Элементы готического собора определяют его образ. Собор Кельна (Kölner Dom) (1248-1437 гг, 1842-1880 гг.)

Основным готическим элементом, определяющим величественный образ соборов, является каркасная система несущей конструкции здания, благодаря которой стал новый способ распределения нагрузки.

Любое здание испытывает следующие виды нагрузок: собственный вес, а также дополнительный вес, например, от снега. Нагрузки передаются на фундамент через несущие конструкции

Каркасная система возникла на основе крестового свода романского периода: зодчие того периода иногда между распалубками крестовых сводов выкладывали каменные «ребра», выступающие наружу. В то время подобные ребра имели декоративное значение. Готические архитекторы внесли новаторскую идею, задавшую общую тенденцию стилю: ребра, служившие для украшения романских зданий, превратились в нервюры, которые составили основу каркасной системы. Массивный романский свод сменился ребристым сводом из диагонально перекрещивающихся ребер-нервюр. Пространство между ребрами заполняли легкой кладкой из камня или кирпича.

 

Нервюры свода в церкви Сан-Франциско в Ассизи.

Церковь Сан-Франческо в Ассизи – базилика Святого Франциска при монастыре Санто-Конвенто ( La Basilica di San Francesco d’Assisi) — храм ордена францисканцев в городе Ассизи. Италия. Архитектор брат Илия Бомбардоне. 1228-1253 гг.

Нервюрный свод позволял перекрывать пространства неправильной формы, и, кроме того, усадка грунта, которая была характерна для романских зданий, готическим зданиям была не страшна. Благодаря нервюрному своду уменьшился боковой распор и вертикальная нагрузка. Свод перестал опираться на стены зданий, он стал легким и ажурным за счет перераспределения нагрузок. Толщина стен уже не влияла на несущую способность здания. В результате из толстостенного массивного сооружения, благодаря новым готическим элементам, здания превратились в тонкостенные. Давление от свода передавалось на столбы-устои, колонны, перераспределяя боковой распор со стен на архитектурные готические элементы: аркбутаны и контрфорсы.

Аркбутан представляет собой арку, построенную из камня. Аркбутаны предназначались для передачи давления от сводов на опорные столбы – контрфорсы. В ранний период готического стиля аркбутан был рассчитан на прием только боковой нагрузки, затем его стали строить таким образом, чтобы он принимал также и часть вертикальных нагрузок. Арки изначально строили под крышами зданий, но поскольку такая конструкция мешала освещению внутренних помещений храмов, их стали создавать снаружи строения. Различаются двухпролетные, двухъярусные варианты подобных арок, а также комбинированные конструкции. Контрфорс- элемент готической архитектуры – представляет собой столб, который должен придать стене большую устойчивость, противодействовать распорной силе сводов. Контрфорсы отстояли от стен на несколько метров и были соединены со строением аркбутанами – перекинутыми арками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Аркбутаны Страсбургского собора (Cathédrale Notre-Dame – Собор Девы Марии. Не завершен. Начало строительства – в 1015 году, Северная башня (1439 г.) построена по проекту кельнского зодчего Иоганна Хюльца. Южная башня не достроена).

К архитектурным готическим элементам относятся: – Пинакль— архитектурный элемент, который устанавливали с целью предотвращения сдвигающих усилий. Пинакль – это остроконечная башенка, которую устанавливали на вершину контрфорса в том месте, где к нему примыкает аркбутан. – Арка. В готике отказались от полуциркульной арки и заменили их на стрельчатые.

Архитектурные готические элементы.

 

Готические колонны в Йоркском соборе (Йорк Минстер – Собор Святого Петра в Йорке. Англия. Собор был заложен в 13 веке, строительство продолжалось 250 лет. Реставрационные работы после пожара 1984г. были окончены в 1988 г.)

Иногда внутри собора для ряда мероприятий устраивают газон.

Важный элемент готической архитектуры, выполняющий двойную функцию – несущую и декоративную – столб-устой или колонна. Ствол готической колонны обычно представлял собой правильный цилиндр. Для того, чтобы давление от колонны равномерно распределялось по опорной поверхности, между стволом колонны и фундаментом, который его поддерживает, создавали расширенное основание рядами дополнительной кладки – цоколь. В ранней готике углы цоколя срезаны (собор в Шартре), или убрано целиком вертикальное ребро (собор Парижской Богоматери). Удаление углов делали для того, чтобы цоколь занимал меньше места. Столб-устой с цилиндрическим стволом, установленный у стены, имели высоту от пят нервюр до пола. Отдельно стоящие готические колонны представляли собой опору, на которой пучок колонн стоит на «пяте» – одной массивной опоре, окруженной примыкающими к ней тонкими колоннами. Например, как в Реймском соборе на фото выше. Верхние стволы колонн обрываются на абаке, а нижняя часть устоя сводится к цилиндрическому стволу (как в Соборе Парижской Богоматери) или стволу, усиленному пучком колонн вокруг основного столба. Подобные готические колонны характерны для 12-13 веков.

Абак (abax) – элемент в архитектурных ордерах. Представляет собой верхнюю плиту капители колонны, полуколонны, пилястры. Обычно имеет в дорических и ионических ордерах квадратные очертания с прямыми краями, в коринфском ордере – вогнутые края.

Готические колонны также могли представлять собой пучок тонких колонн, монолитно соединенных с основным устоем. В некоторых сооружениях опоры устанавливали под каждый конструктивный элемент, например, составляли несколько колонок в виде трилистника, как в церкви Сент-Урбан в Труа (под три вала одной нервюры). Такое разделение нагрузки путем установки колонн под архитектурные элементы характерно для строений 14 века. В церкви Сен-Назэр в Каркассоне, архитекторы готическую колонну сделали вертикальным продолжением нервюры, а ее поверхность украсили фестонами. Нервюра и колонна получают многоугольные профили для увеличения прочности.

 

Церковь Сан-Назэр. Каркассон. 13-15 вв.

База готической колонны – основание, подножие опоры, ее размер определялся высотой обрабатываемой каменной глыбы. Например, в соборе Парижской Богоматери, где в строительстве использовались камни неодинаковой величины, базы колонн имеют различную высоту: для баз (как и для капителей готических колонн), единство размеров не соблюдалось. Готическое окно Изменение государственной структуры, усиление государств, окончание междуусобнических войн дали возможность развиваться инженерной мысли, реализовывать смелые идеи в архитектуре. Философия Божественного света, популярная в католичестве означала изменение религиозного мировоззрения: мир представлял собой не вместилище греха, а становился частью Божественного промысла. Большое окно являлось важнейшим декоративным готическим элементом и означало отказ от отрешения от мира, затворничества, стремления ощутить краски мира, связь с Высшими силами. Важным элементом в готике становится освещение храма, поэтому на первое место выходят окна. Благодаря новой структуре свода, стены освободились от нагрузки, и стало возможным прорезать их большими окнами – после 1150 года началось постепенное утончение стен, усложнение и увеличение оконных проемов. Хорошее освещение в храме создавало ощущение легкости, парения.

Витраж кафедрального собора Реймса.

Готические окна заполняли практически всю поверхность стен. Окна в готике украшали разноцветными витражами, что еще больше усиливало эффект присутствия «Божественного света» в помещении храма. Красные, фиолетовые и синие тона витражей создавали эмоциональный подъем, стремление к духовности. К концу 12 века Франция превратилась в «витражную мастерскую»: считается, что здесь находится половина всех средневековых витражей Европы — около 150 000 кв. м. Формы готических окон разнообразны: стрельчатые окна, окна-розы, окна-медальоны круглые, четырехугольные, эллиптические с изображением исторических сюжетов. Рассмотрим особенности окна-розетки. У окна-розы (розетки) прообразом было античное круглое отверстие в стене, которое превратилось в романский период в окно на западной стене храма. Первые окна-розы появились во французском зодчестве после крестовых походов, около 1200 года, и очень быстро стало популярным среди архитекторов Франции, особенно на севере страны. В течение 12 века круглые окна-розы увеличивались в размерах, пока не достигли ширины нефа. Розу застекляли витражом. Устанавливали такое готическое окно обычно на западном фасаде, над центральным порталом. Перекладины окна-розы составляли радиальный узор из серии расходящихся от центра узоров. Готическое окно-роза являлось религиозным и философским символом единства мироздания, равновесие, печать Соломона. Геометрия окна-розы проявлялась в точном размещении каждого элемента фигуры, центра, концентрических перегородок. Встроенные перегородки окна в виде треугольников, квадратов, звезд, кругов символически указывают на соединение материи и духа, небесного и земного, конечного и бесконечного, вечного и смертного. Считалось, что геометрия окон-розеток основана на взаимозависимости элементов, «ряде Фибоначчи», золотом сечении.

Фибоначчи (математик XIII в.). Ряд Фибоначчи основан на арифметической прогрессии, когда каждый следующий элемент математического ряда является суммой двух предыдущих. Этот математический ряд связывают со структурами растительного мира (например, со структурой расположения листьев на стебле растения).

Готические окна внесли особый вклад в «одушевление» искусства готики благодаря витражам, создающим игру света внутри храма. Богословы того времени считали, что витражи способны просветлять человека и удерживать его от дурных поступков. Витраж составляли из кусочков стекла разного цвета и прозрачности, собранных с помощью свинцовых соединений.

 

Витраж в Сен-Дени. Авторство оконных витражей приписывают аббату Суггерию. На витражах Сен-Дени изображены исторические и библейские сцены, они объединены единым сюжетом.

Готическое окно было призвано создавать особый духовный настрой при помощи витражей. Визажисты создавали эскиз на деревянных панелях, наносили основным контуры, по которым затем крепили куски стекла свинцовыми полосами. Широко применяли и гризайль – роспись по стеклу красками из окислов железа или меди, которые наносили на стекло и затем фиксировали на нем при помощи нагрева. Стекло при этом становилось менее прозрачным, хотя в массе окраску не меняло. Когда научились создавать сплав серебра, сурьмы, желтой охры, его стали наносить на стекло, обжигать и в результате получали желтое стекло. Благодаря этому открытию витражи пропускали больше света в помещение, но теряли насыщенность и яркость изображения. После окраски всех кусочков стекла, их обжигали в печи, затем выкладывали на деревянную панель с готовым эскизом, совмещали с прорисованными контурами и закрепляли свинцовыми полосками с профилем в виде буквы «Н». Свинцовые полоски спаивали друг с другом, создавая решетку с готовым изображением, которую вставляли в оконную раму, укрепляли арматурой.

Витраж окна-розетки Нотр-Дам де Пари.

Огромные по своим размерам готические окна, украшенные витражами, создавали эффект Божественного присутствия в храме, благодаря особой передаче света, преломляющегося через цветные стеклянные мозаики с религиозными сюжетами. Цветные световые потоки, льющиеся через огромные витражи, становились наглядной иллюстрацией философской религиозной мысли, выражавшейся известными духовниками времен средневековья. Красота и величие этих произведений искусства сохранилась и по сей день. Профессор, директор Дрезденской галереи, Карл Вёрман (1888-1933гг.) писал: «В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать, в отношении декоративной эффектности, сравнение с этими рядами расписных стекол». Большое значение имело качество и прозрачность стекла в готическом окне. В 11 веке немецкие мастера, а в 13 веке венецианцы, создали плоское стекло способом, известным еще древним римлянам, но долгое время не имевшем применения. Этот метод заключался в том, что с помощью стеклодувной трубки выдували пузырь в форме длинного цилиндра. Затем цилиндр нарезали раскаленным металлическим прутом, и каждую часть нагревали и выравнивали. Стекло получалось полупрозрачным. В 14 веке французами была создана технология листового стекла. Стекломассу расплавляли, из нее выдували полый сосуд, который в теплом виде выкладывали на вращающийся стол. Благодаря возникающей центробежной силе жидкое стекло расплющивалось и растекалось по столу. Получался плоский диск (до 1,5 м. в диаметре), который нарезали на куски нужных размеров. Для застекления соборов использовали центральные части стекольного диска, так как изготовленное таким способом стекло имели центральную часть более толстую, чем по краям. Новая техника позволила уменьшить количество свинцовых перемычек, так как можно было получать куски стекла довольно больших размеров. Готические элементы в своей совокупности дают визуальное ощущение величия, монументальности, и, в то же время, воздушности и легкости сооружений.

Автор текста: Марина Калабухова

Готика. LEGO средневековья.: agritura — LiveJournal

О чем же еще писать в Рождество, как не о храмах!

С праздничком всех!

9 - Copie
Собор Парижской Богоматери. А не разобрать ли нам его по косточкам?

Ну что, продолжим?

Подобных «словарей» и «энциклопедий» я видела немало, но интересных среди них почти не встретишь обычно это нудноватые «сухие» справочники. Попробуем все же найти в этом что-нибудь занимательное! Сама я вместе с вами займусь самоликбезом.

11
Эволюция готического окна (сверху вниз, слева направо)

Немного о готике мы уже поболтали и уяснили некоторые региональные ее особенности. Кроме того, что я вам уже рассказала, знаю я мало, так что будем вместе постигать.

Готических соборов я видела немного – в Праге да в Вене, уже говорила. Теоретически могла видеть в Кракове, но я тогда еще не интересовалась ни готикой в частности, ни архитектурой вообще. Более того, только сейчас я узнала, что цеквушка в городе моего детства Эберсвальде-Финове тоже готическая!

Эберсвальде
Дорогой моему сердцу Эберсвальде-Финов, город детских снов. И готическая церковь 14 века

Она была построена в 1333 году и является типичным образцом кирпичной немецкой готики! Кроме того, немецкая Википедия утверждает, что колокольня собора самая высокая среди церквей такого типа. А я чуть ли не каждый день ходила мимо в течение шести лет и ничего такого не подозревала! Вот почему, оказывается, мне так нравится готика!

Но мы отвлеклись от нашей азбуки. Приступим.

Арка. Знакомое слово, готические строители не были первооткрывателями арки. Первыми арку стали использовать строители еще в Междречье, а подхватили их почин римляне. Они очень широко применяли ее, где только возможно. Из римского зодчества арка перекочевала в романское, а затем и в готическое. Считается, что в готике использовались только стрельчатые, изломанные проемы, однако встречаются и полуциркульные, более свойственные для романских зданий. В ранней готике можно видеть и комбинации. Хотя, конечно, стрельчатая арка – самый яркий и типичный признак готического стиля. Арки служили как опорой, так и украшением – красиво же, правда? . В готике арки и аркады – очень частое явление; более того, это основа каркасной системы архитектуры.

2 Сенжермен Лосеруа Париж
Стрельчатая арка, собор Сен-Жермен Лосеруа, Париж

Стрельчатая арка могла выдерживать гораздо большие нагрузки, так как вектор был направлен более вертикально вниз, тяжесть словно соскальзывала на опору. В основе крестово-нервюрного свода лежал подобный же принцип, но об этом мы поговорим позже.

Следует добавить, что и дверные, и оконные проемы по верхнему краю оформляли таким же образом – в виде наконечника стрелы. Это создавало особую гармонию и подчеркивало устремленность вверх, к небу.

31 окно
Стрельчатые готические окна разных стилей – ранняя, лучистая и пламенеющая готика (слева направо)

Аркада. Здесь все понятно – ряд арок. Аркады из единичных, а иногда и сдвоенных арок украшали трифории, хоры, эмпоры, галереи. Чем больше арок, тем более подчеркнута «сетчатость» пространства, схожесть интерьера с загадочным лесом с его устремленными ввысь стволами и переплетенными ветвями.

2 (2)
Не сложно заметить, что в основе организации внутреннего пространства готических соборов лежит аркада. Узор на окнах справа видите? Это массверк в “пламенеющем” стиле. А что-то вроде пробочек в потолке? Это замковые камни.

Аркатура. Это тоже аркада, только «ложная». Арки слепые, как бы прислоненные к стене. Аркатурами украшали как наружную часть стены, так и «внутренности» собора.

Аркбутан. Очень, очень важная штука! Я уже о ней писала – это наружная подпорка, смахивающая на конечность краба. Такая полуарка, упирающаяся в стену; выглядит эффектно, но немного зловеще. Аркбутаны – самый типичный признак готического собора, хотя в рудиментарном виде применялись еще римлянами. Они могли упираться на опоры, уходящие в фундамент, а могли возлежать поверх контрфорсов. Аркбутаны обычно пристраивали со восточной стороны. Они решеткой окружали апсиду и деамбулаторий, так как именно эта часть собора обычно была самой светлой и легкой. Здесь устанавливались огромные окна, площадь каменных стен была минимальной, поэтому необходима была поддержка извне. Эта часть собора, восточная,  была “непарадной”, в отличии от западного фасада, у Нотр-Дам-де-Пари, к примеру, она выходит на реку. Поэтому и на старых гравюрах охотнее изображали западный фасад с парадными порталами.

Аркбутаны Осер
Аркбутаны, собор в Осере

Аркбутаны Париж
Аркбутаны, Нотр-Дам-де-Пари

Архивольт. Тоже не готическое «изобретение», однако в период готики архивольты стали очень своеобразными и невероятно роскошными. А что это? Это такой слоистый ободок вокруг врат, многочисленные складки, украшающие портал. Их делали и в романских храмах, но там они все-таки были поскромнее. В готических соборах архивольты были многослойными, их обильно украшали скульптурным и лепным декором.

can-stock-photo_csp13372700
Архивольт в разрезе.

23 Портал Сент-Андре, Бордо
Портал храма Сен-Андре в Бордо. Видна система архивольтов, украшенная скульптурами, и прекрасный надвратный тимпан.

Астверк. Это из немецкой готики. И слово немецкое, у них много было всяких «верков»: от Ast — “сук, ветка” и Werk — “работа”. Это особый вид готического орнамента в виде переплетенных сухих ветвей. Такое «украшение» отражало символику тернового венца. Поначалу этот мотив использовался в архитектурном декоре, а затем перекочевал и в ювелирное и декоративно-прикладное искусство.

12 астверк
Астверк

Вимперг. Красивая штучка – конический щипец, остроугольный такой треугольник над порталом или окном, часто украшенный лепниной. Такой можно видеть, к примеру, над западным фасадом Нотр-Дам-де-Пари, и над порталами Буржского собора и еще много-много где.

28 Вимперг2
Вимперг

И еще

25 Вимперг Страсбург
Целых три в виде короны

28 Вимперг Портал страсбург
Вимперг, венчающий портал Страсбургского собора

28 Вимперг

Ещё вимперг

Замковый камень. Ударение на втором слоге, а не на первом. Это важная деталь стрельчатой арки (см. на картинке), а затем и нервюрного свода). Именно в замковый камень упираются ребра свода, например, он берет на себя нагрузку. Поначалу он был просто камнем, не особо эстетичным, но затем его стали украшать и оформлять в виде цветов, розеток, всяких свисающих штуковин и т.п., так что со временем замковый камень стал довольно эффектной штучкой.

1 Замковый камень
Замковый камень. И еще разные:

1 замковый камень брит

1 замковый камень2

1 замковый камень часовня Верже-де Сан-Жерве Париж

И еще замковые камни в разных интерьерах:

1 замковый камень  Шартрский собор
Шартрский собор

1 замковый камень 3.

1 замковый камень Честер
Честерский собор

Капелла. Часовня по-нашему. Ограниченное чем-либо пространство, уединенное местечко для молитв, посвященное какому-либо святому и/или служащее местом погребения какой-либо знатной особы или опять же святого. Что-то вроде православного придела. Нередко такие “закуточки” размещали в восточной части собора, неподалеку от алтаря. Если смотреть снаружи на собор, они образовывали что-то вроде короны с выпуклостями (посмотрите последнее фото предыдущего поста, там это хорошо видно). Это так и называется – венец капелл. Мы говорили с вами о королевской усыпальнице в Сен-Дени, так вот там собор почти весь состоит из капелл.

15 Капелла Лимож
Капелла в Лиможе

16 Капелла Бурбонов Лион

Капелла Бурбонов в Лиможе

16 Капелла Генриха 7

Капелла Генриха Седьмого

16 капелла Мант

Капелла в Манте

16 Капелла Селисбери

Капелла в Солсбери

16 Капелла

16 Королевская Капелла Бро

Королевская капелла в Бро.
Рассматривая эти картинки, вы уже сами можете узнать и назвать некоторые элементы.

Капитель. В романских храмах, если помните, поначалу капители колон вообще не украшали – были они цилиндрическими или кубическими – скукота, да и только. Затем спохватились и стали декорировать их всяческими красивостями, скульптурами святых, в основном. В готические времена уже развернулись вовсю! Одним из самых популярных мотивов был лист аканта (растение такое, «медвежья лапа еще называется), а также виноградные грозди, цветы и все те же святые.

18 Капители все
Разные виды готических капителей

Контрфорс. Вертикальный выступ стены, подпирающий ее снаружи. Мог быть самостоятельным, а мог составлять общую систему с аркбутаном.

Контрфорсы
Собор в Сен-Дени. Видно, как аркбутаны опираются на контрфорсы.

Консоль. Выступающая из стены конструкция, служащая опорой, карнизом для чего-то. Тоже обычно богато декорировалась, да так, что со временем ее утилитарная функция стала вторичной, консоль нередко была «ложной» и служила просто украшением.

Краббы. К десятиногим ракообразным никакого отношения не имеют. Это такие загогулины, смахивающие на ряд запятых, которыми украшали разные архитектурные детали. Благодаря им, любая линия становится похожей на гребень дракона. Может быть, благодаря краббам (и химерам, конечно) готика обычно невольно ассоциируется с чем-то зловещим.

14 Вимперг2
Весь этот вимперг окаймлен краббами

Крестоцвет. Вот уж точно символ готики, не отнимешь! Очень симпатичная деталь декора в виде цветка… правильно, крестоцвета. Ею венчали верхушки вимпергов, шпили, фиалы. Ни с чем не спутаешь!

19 Креестоцвет, церковь в Труа

20 Крестоцвет
Всяческие крестоцветы

Леттнер. Перегородка, отделяющая клирос, место, куда можно входить лишь священникам, от остального пространства церкви. В готических соборах его украшали в соответствии с остальным убранством храма. В православных храмах его роль играл иконостас, правда, литтнер был всего лишь перегородкой, хоть и богато украшенной, а иконостас – одно из самых святых мест в православном храме. В ранних христианских храмах алтарная преграда была низкой, без икон. Она больше была похожа на леттнер.

35 Леттнер собора Сент_николас Диксмёйле  Бельгия
Леттнер собора Сент-Николас в Диксмёйле, Бельгия

Массверк. (иногда еще с одним «с» пишут). Особый готический плетеный орнамент, которым украшали верхнюю часть окна. В зависимости от доминирующего стиля, орнамент имел самые разные формы, нередко – довольно вычурные: языки пламени во времена «пламенеющей» готики, крестовидные цветы, окружности и «сердечки» и т.д.
Нервюры. Звучит непонятно, да и выглядит непривычно. Это знаменитое ребро крестово-нервюрного свода – небольшая трабекула в сложном организме готического свода.

Целая куча массверков:

8 1 массверк

8 Массверк 1

8 массверк

21 image089-full

21 Массверк  Баден-Вюртенберг, Бебенхаузен монастырь
Баден-Вюртенберг, монастырь Бебенхаузен

21 Массверк Готтингем
Массверк из Гёттингема

21 массверк

21 массверк Йорк

21 Массверк Йорк (2)

Массверк Йоркского собора

8 Массверк Аббатство ЕДБУРГ
Массверк церкви аббатства Эдбург

9 массверк Альтенберг, германия
Массверк церкви в Альтенберге, Германия

Нервюры – ребра, каркас; распалубки, их соединяющие – паруса. Сначала нервюры были простыми – крест-накрест. Со временем переплетение нервюр становилось все сложнее, они были организованны по-разному в каждом соборе. Британцы любили пучки нервюр, во Франции переплетения нервюр нередко были похожи на паутину.

0_b3f78_ecd5c65a_orig

Нервюры. Тут стащила

0_8f62a_3577fe65_L
Каркасная система готического собора

485
Схема кладки готического свода (ЗДЕСЬ взято)

Очень много видов нервюрных сводов:

23 своды 6

23 Своды английская
Англия

23 Своды Англия Венсминстер
Англия, Венсминстер

23 своды Бристольский собор
Бристоль

23 своды Вустер
Вустер

23 Своды Клермон

Колермон (и литннер видите?)

23 своды Нуайон
Нуайон

23 Своды

23 Своды4

25 Свод Аббатство Фонтхилл
Аббатство Фонтхилл

Готический стиль в архитектуре / Блог архитектора Новикова

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса.

Термин “готика”, “готическая архитектура” происходит от слова “готы” – варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима.

В эту эпоху средневековья роль Церкви в жизни общества достигало максимального влияния. Церковь занималась не только религиозными делами, но активно вмешивалась в политику, экономику, образование, искусство. В те времена развитие науки полностью было сосредоточено в рамках Церкви. Поэтому готический стиль изначально зародился именно в церковном строительстве, а уже после перешёл и на светскую архитектуру.

Собор в средневековье был центральным местом любого города. Его регулярно посещали множество прихожан, в нём обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях. Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым.

Новые требования жизни с одной стороны и развитие науки и техники с другой стороны, стали предпосылками к появлению технически сложного готического тиля. Решающим фактором стало открытие нового способа распределения нагрузки: вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас:

Отличием от предшествующих стилей стало то, что свод перестали опирать на сплошные толстые стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами, вынесенными наружу здания.

Такая конструктивная схема была открыта ранее – в предшествующую эпоху Романского стиля. Но более монументальный готический стиль привнёс свои новые особенности, которые отражены на данной схеме:

Эти конструктивные решения позволяли не только экономить строительные материалы, но и сделать внутреннее пространство храма более просторным, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Готические храмы задумывались таким образом, чтобы они были способны вместить в себя жителей всего города одновременно. Пространство между колоннами заполнялось тонкими стенами, покрытыми резьбой, или цветными витражами в стрельчатых арочных проёмах. Увеличение площади остекления  улучшило освещённость нефа.

Всё это сделало возможным также и радикальное увеличение высоты зданий в сравнении с предшествующим Романским стилем.

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:

контрфорс – вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию;

аркбутан – наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами основного объёма здания;

пинакль – декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом;

нервюры (фр. nervure жилка, прожилка) выступающее ребро каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.

Готические своды Сен-Шапель часовни-реликварии на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

Своды готического собора:

масверк готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.

● Вимперг (нем. Vimperg) высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

Трифорий   невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной Европы, расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.

__________________________________________________________________________________________

Родиной готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика аббатства Сен-Дени в Париже:

Собор Парижской Богоматери в Париже:

В каждой европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

Ранняя готика. Главные отличительные признаки:

● Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)

● Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в  Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов

● Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности

● Важные росписи по стеклу

● Членение стен 4-х зонное

● Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами

● Богатая орнаментика капителей

● Исключительно стрельчатые арки

 Зрелая готика. Главные отличительные признаки:

● Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые

● Членение стен 3-х зонное

● Тонкие разделяющие стены

● Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов

● Колонны составные (пучкообразные)

● Арки полуциркульные

● Свод 4-частный

● Крыши башен ажурные

 Поздняя готика. Главные отличительные признаки:

● Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом

● Более высокие аркады

● Более декоративно насыщенная (стиль Изабелла с 1475, стиль Платереско соединение восточных и мавританских влияний)

● Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)

● Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В Германии поперечный неф вовсе отсутствует

● Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого

● Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах

● Арки больших размеров килевидная (уже ренессансная)

● Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем

● Трифорий отсутствует

● Крыши с куполами.

Собор в Севильи (Испания):

Источники:

ru.wikipedia.org, arch-simple.ru, www.syl.rul

Нервюра, арка в готической архитектуре, 4 буквы, сканворд

Нервюра, арка в готической архитектуре

Альтернативные описания

• в готической архитектуре арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра крестового свода; профилирующая горизонтальная тяга на фасаде здания

• Арка из тесаных камней в готической архитектуре.

• большая группа домашних животных, перегоняемая с одного места на другое

• профилированное ребро крестового свода в готической архитектуре

• ребро чеканной монеты

• стадо крупного рогатого скота мясного направления

• стадо крупного рогатого скота

• широкая подпруга для работы на корде или вольтижировки

• обрез, ободок монеты или медали

• ребро монеты

• мобильное стадо

• большое стадо

• широкая подпруга

• в готической архитектуре ребро свода

• бредущее стадо

• обод медали или монеты

• обод медали

• стадо на прогоне

• обод монеты

• ободок монеты

• коровы в «походе»

• стадо на перегоне

• гусиное стадо

• коровы на перегоне

• перегоняемое стадо

• стадо на марше

• клиновидный свод из камней

• так называется боковая поверхность монеты

• группа на украинский манер

• Стадо домашних животных

• Ребро чеканной монеты

• Стадо скота

• Широкая подпруга

• Обрез, ободок монеты или медали

• Арка из тесаных камней в готической архитектуре

• коровы в “походе”

• м. (немецк. Heerde?) стадо скота или птицы в отгон, на продажу, на убой. гурте каша естся, в артели, в семье. немецк. гурт, гуртик, деревянная или штукатурная полоска, валик, ободок, поясок, обручик, обтянутый по усенкам (краям) дверей и окон. Ребро монеты и нарезка или надпись по ребру, ободок. Гуртить стадо, скот, собирать в кучу, сгонять в толпу. Гуртить монету, накатывать, набивать на ней ребро, ободок. Гурченье ср. действие по глаг. Гуртильный снаряд, служащий для гурченья монеты. Гуртильщик м. рабочий или мастеровой при гуртильне ж., заведении на монетном дворе, для гурченья. Гуртовой, к гурту, к стаду относящийся, принадлежащий; отдаваемый или принимаемый гуртом нареч. валом, оптом, чохом, общим числом или счетом, не врозничную, не враздробь. Взяться за что гуртовым делом, гуртом, вместе, сообща или поголовно, общим согласием, за круговою порукой. Гуртовая копейка виднее. Гуртом дешевле. Гуртовщик, хозяин гурта; пастух, работник при немецк. Гуртовод, первый гуртовшик, атаман или разводчик при гуртах баранов и волов, пригоняемых из южн. и вост. степей; он получает большую плату и должен, идучи вперед, уметь так разводить скотину, чтобы она не толпилась, не топтала одна другой, а паслась на ходу, нагуливая на себя тело, сало. Гурьба ж. гурма кур. толпа, ватага, куча народа; гурьбой, гуртом, общими силами, дружно или сообща, всею толпою, все вместе. Гурьбиться, собираться в толпу, в кучу, сходиться гурьбой

• скот на перегоне

• ребро монеты с насечкой

• ребро монеты в рифму с Куртом

• ребристая часть монеты

Предложения со словосочетанием ГОТИЧЕСКИЕ АРКИ

Например, трапезная в храме, украшенная готическими арками и освещаемая одним единственным окном. Длинный остроконечный нос её, венчавший цилиндр корпуса, напоминал очертаниями готическую арку. Представьте себе готические арки, воздвигнутые на старинном фундаменте римской часовни, колонны, обвитые плющом и вербеной, которые устремляются из своего благоухающего укрытия и завершаются на фоне лазурного неба стрельчатой аркой, точно висящей в воздухе без всякой опоры. Как хорошо помню этот зелёный виноград вокруг готических арок: против света непроницаемый рисунок каменной резьбы и вокруг него пронизанная светом зелень виноградных листьев… Испания — суровая страна. С помощью гипсокартонных листов можно обустроить и классический «спокойный» интерьер, оживляемый лишь плавными готическими арками, и помпезный, с античными колоннами и модерновыми подиумами, и какой-либо из особенно модных сегодня стилей.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: накатиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Груды обломков, готические арки, решётчатые окна — всё это до такой степени было похоже друг на друга при наступающих сумерках, что она никак не могла сориентироваться. Зев пещеры оказался узок и высок, как готическая арка. Готические арки, возвышающиеся над руинами, стали местом гнездования птиц. Теперь дальше, позиция вторая: постарайтесь увидеть уходящую от глаза перспективу, ограниченную со всех сторон близко сдвинувшимися стенами и заострённую вверху жёсткими каркасами готических арок. Подняв голову, я с изумлением увидел, что мы находимся в большой, совершенно опустелой церкви с двумя рядами столбов и готическими арками. Шкафы английского дерева напоминали резные готические арки. Могучие, хоть и сильно израненные стены, с многочисленными готическими арками, венчались бездонным, синим куполом неба с пухлыми кучевыми облаками. Его конструкция состоит из серии готических арок из металла, перекрытых стеклом. Потом выглянул наружу и осмотрел зелёную лужайку и изящные ряды готических арок крытой галереи, по которой в чёрно-белых одеждах прогуливалась братия. Она была выдержана в превосходном «пламенеющем» стиле, и её деревянные готические арки говорили о том, что первоначально она предназначалась для богослужений. Прямоугольный фронтон над притолокой сложен из кирпичей в виде готической арки. Слуга принял моего коня, и я вступил под готические арки, ведущие в холл. Но самым удивительным и загадочным был зал с витыми колоннами и готическими арками на глухих стенах. Сверху смыкались острые готические арки. Но при этом потолок поддерживали готические арки, опирающиеся на частые колонны. Действительно, над красивой готической аркой были красивые белые буквы. Скользя взглядом по замысловатым изгибам готических арок, она пыталась удержать слёзы и надеялась, что ей это удастся. За открытой дверью сквозь готические арки виднелось светлое небо над квадратным двориком, по которому и гуляли когда-то монахи. Вот он, пробирается по каким-то тёмным коридорам, старинного подвала с готическими арками, наконец, в одном из помещений находит это самое взрывное устройство. Наконец они вышли в круглую крипту, окружённую рядом арок закруглённой формы, — часовня эта была построена ещё до того, как первая стрельчатая готическая арка копьём пронзила нашу цивилизацию. Не обошли, конечно, к сожалению, и наш, с готическими арками, погреб с крутыми, отшлифованными до блеска ступеньками. Одна стена была облицована камнем местной породы, окна в георгианском стиле утопали в готических арках. Старые здания, в архитектурном стиле которых всегда причудливо переплетались готические арки с мусульманскими консолями, теперь оказывались практически скрытыми новыми застройками из стекла и бетона, не отличавшимися вкусом, зато искупавшими этот недостаток своим невероятным размахом. Уборная чем-то напоминала ему церковь, придел собора, потому что это была высокая комната, в ней было прохладно, как в церкви, глянцевитые обои разрисованы готическими арками. Дверной проём имитировал готическую арку, за проёмом распахнулся аналогичный зал — здесь экспонаты висели плотнее. Разве не восхититесь вы островерхой кровлей с резным коньком, украшенной по краям двумя башенками с каннелюрами, — правую строитель решил округлить наподобие ласточкина гнёзда, а в левой пробил изящную стрельчатую дверцу с готической аркой, на которой высечена рука, держащая меч? Их покрывали бесчисленные готические арки, изгибы, тёмные отверстия тоннелей.

Неточные совпадения

Мощные колонны, увенчанные стрельчатыми арками, огромные окна с цветными стёклами, конические шпили придают готическим храмам лёгкость. Крыша готического собора обычно проектировалась как серия перекрёстно расположенных арок, которые и принимали на себя вес потолка. Особенно впечатляет 12-столбовая галерея с её готической формы арками. Просторное готическое помещение, с солидными деревянными балками, образующими сводчатый потолок, и декоративными арками, выстроившимися вдоль обитых гобеленами стен. А кто прочёл всё им написанное (около 40 томов), кто окинул одним взглядом величественное здание, воздвигнутое этим гением, тот должен испытать чувство невольного удивления, какое овладевает нами, когда среди современных неуклюжих громадных домов, казарм и фабрик мы вдруг видим величественные стены готического храма с тонкими, как кружева, орнаментами из камня, с чудными арками и с высокими остроконечными башнями. На первом плане была громадная арка, высеченная в своде самой природой наподобие врат готического собора. Готические сводчатые потолки и стрельчатые арки переплелись с модернистскими витражами невероятной красоты. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передаётся аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Плюсы его интенсивного использования — идеальная геометрия стен и потолка, возможность устройства в обычной спальне готического свода, стильных ниш и колонн, ступенчатых потолков, арок, декоративных перегородок с мозаичными вставками. Именно арабы придумали стреловидную арку, ставшую основой готического свода. Бойницы старого донжона напоминали о былых рыцарских сражениях и осадах, высокие готические окна устремлялись в небеса перекрытиями арок, а увитые диким виноградом выступы крохотных балкончиков пленяли причудливостью барокко.
Готическая архитектура | Характеристики, примеры и факты

Готическая архитектура , архитектурный стиль в Европе, который просуществовал с середины 12-го до 16-го века, особенно стиль каменного строительства, характеризуемый кавернозными пространствами с пространством стен, разбитых накладным узором ,

Шартрский собор Шартрский собор, Франция. Top Photo Group / Thinkstock

Британика Викторина

Это или То? Художник противАрхитектор

Жак-Франсуа Блондель

В XII-XIII веках инженерные подвиги позволяли строить гигантские здания. Свод ребер, летающий опорный элемент и остроконечная (готическая) арка были использованы в качестве решения проблемы построения очень высокой конструкции при сохранении максимально возможного количества естественного света. Витражные панели оказали потрясающее эффектное пятно на солнце. Одним из первых зданий, в котором эти элементы были объединены в единый стиль, было аббатство Сен-Дени, Париж ( г. 1135–44). В годы высокой готики ( г., , 1250–1300 гг.), Провозглашенные Шартрским собором, доминировала Франция, особенно с развитием стиля Районнант. Британия, Германия и Испания создали варианты этого стиля, в то время как итальянская готика выделялась в своем использовании кирпича и мрамора, а не камня. Архитектура поздней готики (15-го века) достигла апогея в сводчатых церквях Германии. Другие поздние готические стили включают британский перпендикулярный стиль и французский и испанский яркий стиль.

Реймсский собор Интерьер Реймского собора, Франция, начат в 1211 году. © Shawn McCullars .
готическая арка | Статья о готической арке от Free Dictionary 36 человек прошли лечение методом готической дуги (группа 1:23 женщины со средним возрастом 58,4 года) и 36 человек прошли лечение методом восковых окклюзионных дисков (группа II, 18 женщин со средним возрастом 61,7 года). Без аорты аневризмы, сдавление бронхов или деформации готической дуги произошли во время среднесрочного наблюдения, и наблюдались хорошие результаты наблюдения при низких показателях повторного вмешательства при рестенозе. партнер, чтобы помочь школам всех размеров и бюджетов реализовать тепличный проект, который помогает создать качественную основу для садоводческого обучения для своих учеников.Надпись: Рисунок 2. Использование «готической арки» для восстановления высоты головки плеча. Могила Хью Лорда Деспенсера, Часовня Основателей и Часовня Троицы расположены между готическими сводами алтаря в аббатстве Тьюксбери, а изображения и алтари ориентированы на главный алтарь, как ожерелье из часовен. Мы также отмечаем, что фигура Теллуса Матера в римском рельефе, о которой он тогда мечтает, кажется ему «склоняется», «серьезно наклоняется» (Дэвид Джонс, SL 19), скорее, так как готическая арка наклонно наклоняется от вертикали в визуальном порядке ангельской заботы об этом мире.Машина оснащена алмазным контурным комодом для правки сложных верхних и непосадочных форм колес, включая: полный радиус и готическую арку; акме с гребнем и корневыми радиусами или фасками; а также 60 [градусов], Whitworth, ISO, контрфорс и другие формы нитей. Пройдя через красочную готическую арку, вы удивитесь, обнаружив большое современное здание, гладкое и гладкое, в котором находится центр нового посетителя, в том числе кассы, информационные табло, новый ресторан, незаменимый магазин подарков и отреставрированный исторический театр Азоло.Более доминантный, центральный фронтон, который увенчан большой готической аркой, проходит вперед-назад; все комнаты вращаются вокруг центрального лестничного холла. Двухпутная готическая геометрия канавок с шариковыми арками делает агрегаты пригодными для применения на одном рельсе с моментальной нагрузкой. Грядущий разбитый кусок, остатки мусора, которые должны были быть почти неузнаваемыми, с любовью заменены в их прежняя позиция с самой кропотливой заботой: здесь кусочек остроконечной готической арки, часть колонны там, весь памятник решимости и веры.По словам Стива Вуда, управляющего развитием автомобильного бизнеса ATR-Strothmann, колеса, которые движутся по рельсам, имеют готические профили арок, которые создают небольшое трение между рельсом и роликом. ,

готических арок – определение – английский

Примеры предложений с “готическими арками”, память переводов

WikiMatrixWhile, часто описываемый как первое здание эпохи Возрождения, дерзкий дизайн Брунеллески использует остроконечную готическую арку и готические ребра, которые, по-видимому, были спланированы Арнольфио , WikiMatrixIts главный вход направлен на север к Флоренс-стрит, утопленный в готической арке, над которой находится пара высоких готических окон. WikiMatrixОднако, помимо великолепных государственных комнат, стоит упомянуть ряд вторичных комнат: парадный зал: перепроектированный Уайеттом, доступ из этой комнаты к монастырям осуществляется через две готические арки. WikiMatrixBut, над ними, на каждой стене высокое окно с яркой готической аркой. WikiMatrixIt был восстановлен и обновлен много раз, с добавлением готической арки в 1451 году, колокольни в 1523 году и внутренней реконструкции в 18 веке. WikiMatrix Однако Райт не изображает алхимика на фоне 17-го века, но он романтизирует комнату, представляя средневековые готические арки и высокие заостренные окна, как будто он находится в церкви. патент-wipoЦилиндрический подшипник, имеющий двухэлементную конфигурацию клетки с двойной готической аркой, геометрия кармана и улица Святой Марии через улицу с ее готическими арками и деревянными святыми, где он также служил мессе. WikiMatrixДо присоединения к мечети слева находится полуразрушенное здание, из которого сохранились лишь несколько готических арок. патент-wipoA шариковая цепь, или шариковая цепь, подходящая для линейного направляющего устройства, в частности, с готической арочной канавкой для шарикоподшипника, в которой несколько шариков расположены в ряд и удерживаются с возможностью вращения и собраны в шарик- например, бесконечная направляющая линейного направляющего устройства для бесконечного скольжения. WikiMatrixJones использовали сталь и стекло для создания серии готических арок, которые проходят по всей длине часовни. WikiMatrix В центре Святилища на восточной стороне церкви расположен купол в медном плафоне, окруженный двенадцатью витиеватыми готическими арочными окнами. WikiMatrix Внутри пространства разделены типично заостренными готическими арками. Hunglish Ничто не стерло бы мне память о парящих готических арках французского замка на севере с наконечниками кинжалов, повсюду там филигранные каменные вершины, которые, казалось, указывали на враждебность ко Всемогущему. WikiMatrixПяти разворотам Готической арки украшены шесть хронологических сцен жизни Иисуса: Благовещение, Рождение, Поклонение волхвов, Путь к Голгофе, Распятие и Воскресение. WikiMatrix За святилищем святилища представлен портик из двух готических арок, правый из 1395 года местного архитектора Симона, левый – реконструкция 1865 года. WikiMatrix «Готическая арка», с другой стороны, была сильнее и могла быть используется для более широких неподдерживаемых пространств. WikiMatrix Башни типичны для того периода, потому что у них самая большая основа для обуви, а также цилиндрический центральный корпус с окнами в готической арке (окна западной башни имеют прямоугольную форму). WikiMatrixПервый пример ранней готической арки в Европе находится на Сицилии в греческих укреплениях Гела. WikiMatrixГотические арочные оконные рамы облицованы желтым кирпичом, который использовался в качестве балласта на кораблях. WikiMatrixОднако они также заметили, что в местной мусульманской архитектуре развернута гораздо более гибкая двухточечная или готическая арка. OpenSubtitles2018.v3 Это готическая арка. WikiMatrixBieber также покрыл текст «Сын Божий», татуированный на его животе, с крупным рисунком, на котором изображены два ангела, готические арки, скелет и змей. WikiMatrixКоринфские столицы поддерживают трилистные готические арки, богато украшенные пророками и евангелистами в spandrels. WikiMatrixПарк расположен под мостом Сент-Джонс, и получил свое название из-за готических арок, поддерживающих мост, которые напоминают арку собора.

Показаны страницы 1. Найдено 372 предложения с фразой gothic arches.Найдено за 8 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки.Они приходят из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *