- Храмы Владимиро-Суздальской земли и Новгорода
- Успенский собор во Владимире, Владимир. Адрес, фото, архитекторы, официальный сайт «Культура.РФ»
- Владимиро-Суздальская Русь. Из книги о св.Андрее Боголюбском. Часть I
- Архитектура Владимиро-Суздальского княжества-презентация по мхкСайт учителя МХК
- Успенский собор во Владимире: история, описание, фото
- Владимиро-Суздальское княжество в 12-13 веках
- Князь Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире
Храмы Владимиро-Суздальской земли и Новгорода
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: обзорно познакомить с характерными особенностями архитектуры севера Руси XI–XIII вв.
Задачи:
- Выявление общих выразительных особенностей древнерусского зодчества на примере памятников архитектуры Новгородской и Владимирской земель. Создание архитектурного образа эпохи;
- Повторение понятий: апсида, закомара, аркатурный пояс, прясла, портал, пилястра, барабан, лопатка, рельеф;
- Развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления;
- Воспитание художественно-эстетического вкуса учащихся.
“О светло светлая и украсно украшена земля Русская!
и многими красотами удивлена еси… городы великими,
селы дивными… домы церковными…
Всего еси исполнена земля Русская!”
Неизвестный автор “Слова о погибели Русской земли”
Слайд 2. Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства. К XI в. стало осуществляться каменное строительство, опирающееся на византийские традиции. В XII в. сложились отдельные княжества – самостоятельные политические образования. Каждый князь в своем стольном городе стремился возводить храмы, приглашая византийских и киевских зодчих. Перенимая их опыт, местные мастера вносили свои изменения.
Слайд 3. Крупнейшим архитектурным центром на Руси в XII-XIII вв. стало Владимиро-Суздальское княжество.
Слайд 4. Расцвет княжества пришелся на вторую половину XII – начало XIII в., когда его правителями были сыновья Юрия Долгорукого Андрей и Всеволод.
Слайд 5. Князь Андрей Боголюбский (1112 – 1174), согласно летописи, “сильно устроил” город Владимир. Он привлек в город “купцов хитрых, ремесленников рукодельников всяких”.
Слайд 6. Успенский собор во Владимире (1156-1160) был заложен по велению князя Андрея, который отдал на строительство храма 1/10 долю своих доходов. Место для храма было выбрано удачно – на вершине крутого холма, возвышающегося над Клязьмой. Первоначально был сооружен одноглавый храм, он сильно пострадал от пожара 1185 г. По велению князя Всеволода храм перестроили. Обнесли новыми стенами, в старых – пробили широкие арочные проемы, по углам поставили четыре купола. Получился величественный пятиглавый собор.
Слайд 7. Успенский собор стал самой высокой (32 м) постройкой на Руси XII в. а нарядный декор стал характерным для всего Владимиро-Суздальского зодчества этой эпохи. Дверные проемы украсили перспективные порталы.
Слайд 8. Стены делятся на пять частей – прясел – плоскими тонкими пилястрами, рельефные маленькие арки с колонками образуют широкий аркатурно-колончатый пояс. Колонки, на которые опираются арочки, завершены капителями с растительным орнаментом. На фасадах храма кое-где появились резные каменные изображения.
Слайд 9. Через два с половиной века после возведения храм был расписан фресками великим художником Андреем Рублевым.
На протяжении двух веков (до постройки Успенского собора в Московском Кремле) Владимирский Успенский собор был главным собором Северо-Восточной Руси.
Он стал усыпальницей владимирских князей. Здесь покоится прах его создателей – Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Долгие годы в храме находилась главная святыня православной Руси – икона Владимирской Божией Матери. Это признанный шедевр византийской живописи, привезенный Андреем Боголюбским из Киевской Руси.Слайд 10. В середине XII в. Владимир был окружен деревянной крепостной стеной с несколькими каменными воротами. Одни из них, Золотые, сохранились до наших дней, правда, в искаженном виде.
Золотые ворота Владимира (1164) – торжественный въезд и одновременно преграда на пути врага – яркий пример крепостной архитектуры XII в.
Слайд 11. В 1237 г. Золотые ворота приняли главный удар татар. Враги не смогли прорваться через ворота, и вынуждены были проламывать крепостные стены.
Слайд 12. Они напоминают высокую триумфальную арку. В древности над ней был водружен одноглавый храм, створки ворот были обиты листами начищенной до блеска меди. Отсюда и название ворот – Золотые. Они располагались в западной части городской стены. Это здание кубической формы, прорезанное огромной аркой. Высота ворот около 14 метров. Ворота венчает златоглавая надвратная церковь.
Слайд 13. В трех километрах от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты, гордость русского зодчества. Согласно преданию, церковь была возведена по велению князя Андрея. Она посвящена памяти его старшего сына Изяслава, погибшего в семнадцатилетнем возрасте в сражении с волжскими булгарами. Легкий изящный храм с ослепительно белыми стенами выглядит как настоящее чудо. Назван храм в честь одного из главных праздников Руси – Покрова Пресвятой Богородицы.
Слайд 14. Он крестово-купольный, четырехстолпный, имеет небольшие размеры. Фасады церкви разделены пилястрами, переходящими вверху в полукруглые очертания закомар. С ними гармонично сочетаются порталы, вытянутые арочные окна, узкие арочки колончатого пояса. Храм венчает луковичная глава на высоком барабане.Слайд 15. Церковь богато украшена рельефами. Каменные узоры придают зданию особую красоту и очарование. В центре каждого фасада, кроме восточного – изображение юного царя Давида. Его правая рука поднята в благословляющем жесте. Его псалмы слушают птицы и львы. Ниже размещены семь женских масок. Центральные окна фасадов с обеих сторон “охраняют” стерегущие львы.
Слайд 16. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной легкостью, почти невесомостью, олицетворяя собой изящную женскую красоту. В своем белокаменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. В ясную погоду в зеркальной глади реки отражается стройный силуэт храма. Нежность, красота, гармония, женское обаяние, грусть и печаль – все слилось здесь воедино. Это гимн красоте и гармонии человека с природой.
Слайд 17. Став князем Владимиро-Суздальской земли, Всеволод Большое Гнездо устроил княжий двор неподалеку от Успенского собора и возвел в нем Дмитриевский собор (1194 – 1197). Так же, как Андрей, Всеволод стремился возвысить Владимир, продолжая каменное строительство. Храм был назван в честь святого Дмитрия Солунского (при крещении Всеволод получил имя Дмитрий).
Слайд 18. Стены, закомары, барабан главы нового храма сплошь покрывала каменная резьба. Ажурная вязь занимает больше половины его стен. Исследователи насчитали более пятисот скульптурных изображений – фигуры людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений, орнаменты. Около тысячи резных камней! В основе каменного рельефа лежат древнейшие традиции русской деревянной резьбы.
В закомарах – многочисленные сюжетные сцены. Многие сюжеты удалось расшифровать. На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь и четыре евангелиста. На южном – мученики Борис и Глеб, а в правой закомаре – композиция “Вознесение Александра Македонского на небо”.
Слайд 19. С северной стороны в левой закомаре – сам князь Всеволод на троне с новорожденным сыном на руках. Перед ним преклонили колени его другие сыновья. Это семейный портрет заказчика храма. Среди рельефов есть изображения царя Давида, трижды повторенные на разных фасадах. Кажется, все звери и птицы слушают его. На барабане – вертикальные ряды медальонов с изображением святых.
Слайд 20. На западной стене собора сохранились фрагменты фресок: Богоматерь на троне в райском саду, судьи-апостолы, ангелы, шествие праведников в рай. Главная идея, выраженная в рельефах собора – заступничество святых за владимирский народ и князей, проповедовавших христианство в своем крае.
Слайд 21. Дмитриевский собор – высшее достижение владимиро-суздальского строительного искусства. Это гимн, прославляющий цветущую и праведную землю, ее святых покровителей и мудрых правителей.
Слайд 22. Искусство Владимирской земли прославилось главным образом своими белокаменными храмами. Начало великолепному белокаменному зодчеству Владимиро-Суздальского княжества положила церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем. Церковь построена в 1152 г. Она сложена из белого известняка. Это четырехстолпный однокупольный храм. Стены его украшены лопатками и горизонтальным аркатурным поясом, образованным рядом плоских арочек. Порталы храма сужаются вглубь стены, подчеркивая ее толщину.
Слайд 23. XI в вошел в историю искусства как “эпоха трех Софий”. Вслед за Софийским собором в Киеве были построены София Новгородская и София Полоцкая, созданная северными мастерами. “Господин Великий Новгород” в XI в. был одним из крупнейших городов в Европе, важным политическим и торговым центром.
Слайды 24-25. Софийский собор в Новгороде (1045-1050) был построен по велению князя Владимира, сына Ярослава Мудрого. Возвели собор на территории древнего детинца, на высоком берегу реки Волхов. Новгородская София производит величественное впечатление. Храм построили из белого камня и небольшого количества розоватой плинфы. Позднее его стены были оштукатурены.
Слайд 26. Снаружи пятиглавый собор лишен каких-либо украшений. Только стены расчленены мощными лопатками. Суровая монументальность – главное качество, присущее Новгородской Софии. Главы, покрытые шлемовидными куполами на мощных барабанах, напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца. Несколько нарушая это единение, шестая глава была поставлена над лестничной башней галереи, окружавшей храм с трех сторон.
Слайд 27. Софийский собор стал главным политическим центром Новгорода. Здесь избирали на высшие должности, торжественно встречали военачальников, принимали послов, хранили казну. Новгородцы любили свою Софию. Бытовала даже поговорка: “Где святая София, там и Новгород”.
Слайд 28. После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает обретать свое неповторимое лицо – скупость декора, строгость и монументальность форм, выразительная пластичность, живописная фактура стен. Основным строительным материалом для церквей Новгорода служили волховские известняковые плиты и валуны. Камни создавали неровную шероховатую пов
urok.1sept.ru
Успенский собор во Владимире, Владимир. Адрес, фото, архитекторы, официальный сайт «Культура.РФ»
Успенский собор во Владимире был возведен в 1158-1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Согласно летописному тексту, известному благодаря упоминанию историка XVIII века В.Н.Татищева, Успенский собор создавали мастера, прибывшие из Священной Римской империи: «Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был». В отличие от утвердившегося в местной архитектурной школе типа четырехстолпного крестово-купольного храма, Успенский собор первоначально был шестистолпным одноглавым сооружением с позакомарным завершением и тремя высокими апсидами на востоке, так как в качестве образца был использован особо почитавшийся Успенский собор Киево-Печерского монастыря.
Фасады сооружения получили богатую декорацию, которая усложнила традиционную композицию, характерную для времени Юрия Долгорукого. Место аркатурного пояса занял аркатурно-колончатый фриз, на лопатки были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями. Над низко расположенными сложнопрофилированными окнами были помещены рельефные композиции, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной позднее галереи. По сторонам от окон находились львиные и женские маски. В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали необычную двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы.
После пожара 1185 года князь Всеволод Большое Гнездо в 1186—1189 годах восстановил Успенский собор. Основной объем был обнесен высокой галереей с позакомарным завершением, фасады которой получили декор, ориентированный на декорацию первоначального сооружения. Стены лестничных башен были частично использованы при строительстве галереи. На сводах галереи были вознесены дополнительные главы, сделавшие собор пятиглавым. Был заново возведен алтарь, увеличенный за счет дополнительного членения. Загадкой является несовпадение уровня расположения аркатурно-колончатого фриза, украшающей галерею, который южном фасаде расположен ниже и имеет иные формы.
В интерьере Успенского собора сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году.
www.culture.ru
Владимиро-Суздальская Русь. Из книги о св.Андрее Боголюбском. Часть I
Культура Владимирской Руси проявилась в расцвете духовности в новом пространственно – временном измерении. Эту культуру по праву называют «золотым веком» в истории домонгольской Руси.
Ростово-Суздальская и Залеская Русь – это в древности обширные земли от Оки и Волги до Белого Озера. Эти земли стали вторым после Киева очагом русской государственности и культуры. В самом центре Руси на протяжении трех веков, с X по XIII вв., возникли города Ростов Великий, Муром, Суздаль, Владимир, Белозерск, Углич, Кострома, Тверь, Нижний Новгород, Москва. Рост городов на Залеской земле сопровождался замечательным белокаменным строительством, расцветом искусства и культуры. Владимиро-Суздальское княжество занимает важное место в истории русского народа. Перенесение политического центра Руси во Владимир сыграло большую роль в последующем образовании великорусской народности и русской нации. В Северо-Восточной Руси впервые была начата борьба за объединение Руси под главенством князей владимирской династии. В 1238 орды Батыя разгромили княжество, опустошили и сожгли его города. Но монголо-татарское иго не смогло уничтожить высоких культурных и политических традиций Владимирской земли. Они были и сохранены, восприняты и развиты в процессе собирания Руси Москвой.
Северо-Восточная Русь в XII-XV вв.
История Владимиро-Суздальского княжества XII – XIV вв. – одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, – один из важнейших разделов общерусской истории. Она является, как известно, промежуточным звеном между историей Киевского государства и образованием централизованного Русского государства.
«Хощу бо сей град обновити митропольею, да будеть сей град великое княжение и глава всем». Эту прямую речь князя Андрея, обращенную к боярству, сохранила Никоновская летопись под 6668 (1160) годом, когда собор был окончен (ПСРЛ. Т. IX. СПб., 1862. С. 222.)
«Успенский собор во Владимире строился как главный городской собор, которого Владимир не видел со времен его основателя Владимира Мономаха. Особенность расположения здания на холме, высоко над городом, лежащим в низине, придавала храму необычные оттенки выразительности. Кажется, собор реет над городом, «привитая» на небесах, вызывая ассоциации с Небесным Иерусалимом, с видением парящего над городом и его людьми чудесного олицетворения Богоматери, Ее Покрова». (Г.С. Колпакова «Искусство Древней Руси», СПБ, 2007 г., с.311).
Владимирский Успенский собор. XII в.
Владимиро-Суздальская земля становится самостоятельным государственным
образованием, очагом политического центра всей русской нации при выдающемся политике домонгольской
Руси св. князе Андрее Боголюбском. Долгие годы он был надёжной опорой
своему отцу Юрию Долгорукому, одному из сильнейших и могущественных государей
Европы. Андрей покидает отца в момент его триумфа, отказывается от своей доли в
Киеве и уходит в Суздальскую землю, где у него были владения. В 1157 году
Андрея Юрьевича на соборе избирают князем Ростово-Суздальской земли. Это
событие исключительно важное в истории
Руси – впервые местные феодалы
выбрали себе князя. Князь Андрей Боголюбский решил начать строительство нового
сильного государства, чтобы не погибла Русь, понимая, что для свершения такой
великой задачи необходима святыня, которая поможет новому государству стать
духовным центром возрождающейся Руси. Князь Андрей
Боголюбский разворачивает грандиозное строительство во Владимире.
Город превратился в огромную крепость, окружённую валами длиной 7 км, превзойдя
в этом отношении и Киев (4 км.), и Новгород
(6 км.). Золотые Ворота (1158 – 1164 гг.) были построены по аналогии
с главными воротами Киева и Константинополя, имевшими такое же название. Во
время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел
семь входных ворот (кроме Золотых,
это Медные, Иринины или же Оринины, Серебряные, Ивановские, Торговые и
Волжские).
Золотые ворота во Владимире. XII в.
Летопись сохранила слова князя Андрея: «Хочу создати церковь таку же, ака же ворота си Золота; да будет память всему Отечеству моему» (ПСРЛ. Т. II. Стлб. 593).
До наших дней дошли лишь Золотые ворота. Это были самые парадные ворота города в XII – XIII веках. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», имея в виду, что они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце и поражавшей воображение современников. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери. «Золотые ворота с храмом Положения Ризы Богоматери, возведенные князем Андреем, явно намекают на Константинополь, охраняемый чудотворящим мафорием Богоматери и пользующийся Ее защитой и покровительством», – отмечает Г.С.Колпакова («Искусство Древней Руси», Г.С.Колпакова, СПБ.,2007г, с.310).
Реконструкция Золотых ворот во Владимире
Реконструкция Владимира времени правления князя Андрея Боголюбского
Рядом с Золотыми Воротами вырос новый княжеский двор Андрея Боголюбского с белокаменной церковью Спаса (1164 г.) и Святого апостола Андрея Первозванного. Храмы были построены из белого камня, привозимого по воде из Волжской Болгарии и выгружаемого на берегу реки Нерль при впадении её в Клязьму, где одновременно сооружалась церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (храм Покрова на Нерли).
Далее летописец поясняет причину столь быстрого построения храма: “по добродетели его и по вере к Пресвятой Богородице, приведе ему Господь Бог изо всех земель мастеры всякие и украси ю дивно, паче иных церквей многими чюдными иконами и церковными сосуди златыми и серебряными с камением драгим и жемчугом и многими книгами и паволоки и запоны и вешьми всякими священными чюдне устроил. В ней же и чюдную икону Пречистые Богородицы постави… Даде Господу Богу и Пречистой Богородице и святой церкве Успению соборной, ся же предивну украси, много стяжания и имения и власти и слободы кухленые и зданьии и сёла лучшая и с даньми, и в торчех десятыя недели а в житех и в стадех и во всём десятое” (ПСРЛ. Т. I. Стб. 351).
Андрей Боголюбский, посвятив храм Ризе Богородицы, таким образом поручил Владимир покровительству Богоматери и строительством храмов: Успенского, Покрова – воспроизвел топографию Богородичных церквей во Влахернах. Влахернский храм, как известно, был с VII века одним из центров почитания Пресвятой Богородицы как покровительницы столицы и всей Византийской империи.
Владимирский собор стал прообразом Успенского собора Московского Кремля. Летописи русские и польские сообщают, что стены храма снаружи были обложены мрамором, глава была вызолочена, а кровля поверх медных листов была обита листами кованого серебра.
Так сейчас выглядят Золотые ворота, через которые императоры Византии торжественно въезжали в Константинополь.
Н.А.Ложкина, кандидат культурологии, сотрудник Государственного Эрмитажа
ruskline.ru
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества-презентация по мхкСайт учителя МХК
Презентация «Архитектура Владимиро-Суздальского княжества» познакомит с выдающимися памятниками архитектуры, созданными во времена Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. Иллюстрации вы увидите, скачав презентацию по ссылке.
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества
Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с достаточно скромных в декоративном отношении построек Юрия Долгорукого (1125-1157) типа церкви Бориса и Глеба в Кидекше (1152), складывалась самобытная, яркая архитектура, отличавшаяся особенным изяществом пропорций и нарядностью внешнего декора, в частности виртуозной резьбой по белому камню.
Город Владимира
В 1108 году по воле великого киевского князя Владимира Мономаха на севере Руси был основан город Владимир. Внук киевского князя Андрей Боголюбский навсегда поселился в новом городе и развернул там огромное строительство. Думаю, моему любознательному читателю будет интересно познакомиться с инфографикой, представляющей все белокаменные памятники старинного города Владимира.
В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой. Андрей возводил церкви, дворцы, боевые укрепления. Главные Золотые ворота, возведённые в 1164 году сохранились до наших дней.
Золотые ворота Владимира
Перед безвестным зодчим стояла задача совместить в одном сооружении две идеи: неприступности крепости и всесильности, могущества князя Андрея Боголюбского. Дубовые створки ворот были покрыты листами золочёной меди. Отсюда и название ворот – Золотые.
Успенский собор
Наиболее крупным объектом был Успенский собор города Владимира (1158-1160). Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложнопрофилированными пилястрами.
Боголюбово
В 60-е годы в загородной княжеской резиденции – Боголюбове – был выстроен великолепный архитектурный ансамбль, включавший собор Рождества Богородицы и соединённый с ним галереей княжеский дворец. До нас дошли лишь лестничная башня и часть перехода между нею и собором.
Храм Покрова на Нерли
При впадении реки Нерль в Клязьму на высоком искусственном холме была построена церковь Покрова (1166). Поразительна утончённость и стройность этого небольшого храма. Это выдающийся памятник не только Владимиро-Суздальского княжества, но и мировой архитектуры.
Церковь Покрова – типичный одноглавый четырёхстолпный храм ХII века. В нём налицо все характерные для владимирского зодчества черты: щелевидные окна, перспективные порталы, аркатурно-колончатый пояс по фасадам и карнизу апсид.
Три широких центральных прясла трёх фасадов храма украшены фигурой Давида-псалмопевца, с гуслями на коленях, в окружении зверей и птиц, поющего всё многообразие мира, прославляющего «всю тварь земную».
Историки архитектуры полагают, что первоначальный облик храма был более торжественным за счёт опоясывавших его внешних галерей.
Исторические источники связывают возведение церкви Покрова с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе погиб сын Андрея молодой князь Изяслав. В память об этих событиях и в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы Андрей Боголюбский заложил Покровский храм.
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Наум Коржавин
Дмитриевский собор во Владимире
В 1194-97 гг. во Владимире для князя Всеволода Большое Гнездо (1176-1212), прозванного так за многочисленное потомство, был построен новый дворцовый храм – Дмитриевский собор.
Не лёгкостью и изяществом, а эпической силой веет от его внушительно-массивного образа как от былинного богатыря Ильи Муромца. Его высота почти равна ширине.
Особенностью Дмитриевского собора является его резной декор. В его настенных барельефах отразились скульптурные образы языческой Руси вперемежку с восточными мотивами и сюжетами из Библии. Мастера выполнили грандиозную работу, они покрыли резьбой около тысячи камней!
На фасадах Дмитриевского собора встречаются изображения сидящего на троне библейского царя Соломона, фигуры святых. Все они находятся в окружении зверей, птиц, растений, чудищ, скачущих всадников. По стенам шествуют барсы, волки, грифоны, львы.
Интересно соотношение скульптурных изображений на фасадах:
- скульптур на религиозные темы – 46;
- птицы изображены более 250 раз;
- звери встречаются 243 раза
Но чаще всего встречается царь зверей лев. Здесь 125 разных его портретов! Стены Дмитриевского собора украшают рельефы львов лежащих и стоящих, львиные маски. Царственный зверь занимает почётное место у ног царя или по бокам от окна и двери.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Поистине лебединой песней домонгольского зодчества является Георгиевский собор в Юрьеве Польском (1230-34). Торжественностью облика этот храм ступенчато-столпообразной формы, украшенный рельефной резьбой, покрывавшей сплошь все стены, превосходил многие постройки Киева, Смоленска и Владимирской земли.
Эпилог
В ХIII веке татары разгромили враждующие между собой русские княжества. Успенский собор был разграблен. Город Владимир сожжён. Золотые ворота тоже пострадали во время татарского нашествия. От Боголюбского дворца, в котором жил и погиб Андрей, осталась лишь башня.
Одна только белокаменная церковь Покрова сохранилась такой, какой была построена на другой год после победы Андрея Боголюбского над Волжской Булгарией.
Архитектуре Владимиро-Суздальского княжества я посвятила один из маршрутов своего веб-квеста «Древнерусское зодчество«. Будет время и желание, загляните!
На моём сайте есть ещё несколько богато иллюстрированных презентаций, посвящённых древнерусскому искусству:
Удачи!
Понравился материал? Поделитесь!
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
jauchitel.ru
Успенский собор во Владимире: история, описание, фото
Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 56
Начало строительства: 1158 год
Окончание строительства: 1189 год
Архитектор: Фридрих Барбаросса
Высота: почти 33 метра (32,3 м.)
Координаты: 56°07’38.7″N 40°24’33.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
Краткая история и описание
Упадок и возрождение Успенского собора
Реликвии Успенского собора
Успенский собор на карте
Краткая история
Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.
Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.
Юго-западная сторона собора
Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.
Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.
Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит. Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания. Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.
Главный вход в собор
Упадок и возрождение Успенского собора
В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».
По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.
Общий вид на Успенский собор
Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия. В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир. Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй. Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.
Купола собора
Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.
Восточная сторона собора
Реликвии Успенского собора
От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.
Южный фасад собора
Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др. Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля. Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.
Рейтинг достопримечательности
Успенский собор во Владимире на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва |
Санкт-Петербург |
Казань |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
putidorogi-nn.ru
Владимиро-Суздальское княжество в 12-13 веках
Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.
Лев Толстой
Владимиро-Суздальское княжество и его история – важная страница российской истории, поскольку уже на рубеже 12-13 веках именно князья из Владимира добились господства над другими княжествами, в результате чего именно Владимиро-Суздальская земля стала доминировать на Руси, а ее князья стали оказывать наибольшее влияние на политику и уклады не только своего княжества, но и на соседние. Фактически к 13 веку окончательно произошел перенос политического центра Руси с Юга (Киев) на Северо-восток (Владимир и Суздаль).
Географическое положение
Владимиро-Суздальское княжество располагалось в северо-восточной части Руси, в междуречье Оки и Волги.
Карта Владимиро-Суздальской земли в 12-13 веках
Крупнейшие города в княжестве: Владимир, Суздаль, Углич, Тверь, Москва, Кострома, Галич, Белоозеро, Великий Устюг и другие. В основном города располагались в южной части княжества, и чем дальше на север – тем меньше городов.
Границы Владимиро-Суздальского княжества проходили с: Новгородской республикой, Смоленским княжеством, Черниговской землей, Рязанским и Муромским княжествами.
Князья
По Любеческом съезду князей было решено, что Ростово-Суздальская земля (так княжество называлось изначально) передается в управление роду Владимира Мономаха. Поэтому первым князем здесь стал Юрий Долгорукий, сын Мономаха.
Полный список князей:
- Юрий Долгорукий (годы правления 1125-1155)
- Андрей Боголюбский (1157-1174)
- Всеволод Большое Гнездо (1176 – 1212)
- Юрий Всеволодович (1218 – 1238)
- Ярослав Всеволодович (1238-1246)
- Александр Невский (с 1252 года).
Достаточно взглянуть на список, чтобы понять, что именно эти люди пользовались наибольшим влиянием на Руси. Владимиро-Суздальские князья в основном преследовали цель независимости от Киева и подчинение других княжеств своей власти.
Особенности
Политические особенности Владимиро-Суздальского княжества заключались в сильной власти князя. В отличии от большинства других земель, здесь князь был главой и решал все важные вопросы. Схематически политическая особенность данной земли может быть представлена так.
Сильная власть князя была возможна из-за того, что в этих землях было большое количество новых городов, где еще не успело сформироваться сильное боярство. В результате реальная власть была только у князя, а Вече носило только совещательный характер.
В целом же особенности развития княжества в удельный период (12-13 вка) следующие:
- Неограниченность княжеской власти.
- Увеличение населения. Люди переселялись в эти земли, поскольку они были сравнительно безопасными от набегов кочевников.
- В княжестве активно развивалось земледелие. Было множество лесов, служивших естественной защитой.
- Быстрый рост городов. Это относится как к новым городам, построенным в этот период (Москва, Переяславль-Залесский и другие), так и к старым городам (Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль и другие).
- Географическое нахождение на пересечении важных торговых путей по Волге и Оке.
Экономические особенности
Несмотря на географическое положение, Владимиро-Суздальская земля обладала большим количеством пашенных земель, что делало сельское хозяйство ключевым аспектом экономического развития региона. Также в этих землях активно развивались и другие промыслы: рыболовство, охота, бортничество.
Большое влияние для экономического развития княжества сыграло переселение людей с юга. Они не просто переселялись, но и несли с собой элементы культуры. Многие из них были ремесленниками, в результате чего ремесло во Владимиро-Суздальской земле стало развиваться очень быстро.
Развитие
Примерно в 30-е годы 12 века Владимиро-Суздальское (на тот момент еще Ростово-Суздальское) княжество избавилось от власти Киева. Так произошло создание собственного княжества, которое значительно отличалось от других по форме политического устройства. Во Владимире была сильна княжеская власть. Во многом это и послужило причиной возвышения этих земель на другими. Достаточно вспомнить, что в других княжествах система управления была другой и менее эффективной: в Новгороде правили бояре через Вече, а в Галицко-Волынских землях власть князя была сопоставимой с властью бояр.
Изначально княжество называлось Ростово-Суздальским (при Долгоруком), затем Суздальской землей (при Боголюбском) и только потом Владимиро-Суздальской землей (при Большое Гнездо).
Важное событие для этого княжество случилось в 1238 году – оно подверглось нашествию татаро-монголов. Причем это было одно из первых княжеств для вторжения монголов, поэтому на Владимиро-Суздальскую землю пришелся основной удар. В результате с 1238 года княжество признало монгольскую власть и находилось в зависимости от Орды.
Культура
Культура Владимиро-Суздальской земли сложилось многогранной. Расцвета здесь достигло летописание. Характерная черта летописей этого княжества – подчеркивание величие княжества над другими, а также особое положение города Владимир.
В этих землях активно развивалась архитектура и строительство. Строители чаще всего использовали камень-известняк белого цвета. Пик строительства пришелся на правление Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.
В городе Владимир были возведены каменные стены с золотыми воротами, а также построен Успенский собор. Именно в этом храме хранились главные религиозные святыни княжества. Позже, во времена правления Всеволода Большое Гнездо, в городе был построен Дмитриевский собор. В Боголюбове был построен один из уникальнейших архитектурных памятников Древней Руси – церковь Покрова на Нерли. Церковь была построена по приказу Андрея Боголюбского на берегу реки Нерль.
Обращает на себя внимание и развитие живописи. Например, фрески Успенского и Дмитриевского соборов поражают своим изяществом.
istoriarusi.ru
Князь Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире
Владимирский Успенский собор (Фото: Iakov Filimonov, Shutterstock)
Успенский собор во Владимире – главный храм Владимиро-Суздальского княжества был заложен 8 апреля 1158 года князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого.Расположенный на высоком берегу реки, сложенный из белого камня-известняка, Храм стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Князь Андрей задумывал его не только как главный храм своего княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси, независимой от Киева митрополии.
Исторически, до возвышения Москвы, Успенский собор был главной святыней – кафедральным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Даже по высоте он превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода. В нем проходили важные государственные церемонии. У алтаря собора возводились на княжение легендарные полководцы – Александр Невский, Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья до Ивана III.
Архитектура храма долгое время являлась определяющей для русского зодчества на несколько столетий вперед. Красота храма сочеталась с изысканностью и пышностью внутреннего убранства. Собор представляет собой комплекс разновременных построек, т.к. несколько раз он восстанавливался после пожаров и татаро-монгольского нашествия. В результате перестройки собор стал обширным, пятиглавым, с золочеными куполами. Внутри его стены, своды и колонны покрывает фресковая роспись.
Особую важность представляет некрополь Успенского собора, расположенный в галереях храма. В их стенах сделаны специальные полукруглые ниши для гробниц. Здесь были похоронены многие представители великокняжеского владимирского дома, а также епископы, митрополиты и настоятели храма.
Долгое время в Успенском соборе находилась великая русская святыня – икона Владимирской Богоматери, впоследствии перевезенная в Москву. Также собор сохранил творения гениальных мастеров древнерусской живописи Андрея Рублева и Даниила Черного, работавших над росписью собора в 1408 году. К сожалению, от первоначальных фресок XII века до наших дней сохранились только фрагменты.
Более 800 лет стоит владимирский Успенский собор – один из выдающихся памятников древнерусской архитектуры и объект культурного наследия России. В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника и является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В храме регулярно совершается Богослужение, в остальное время он открыт как музей. В 1992 году Успенский собор был включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
www.calend.ru