Главный храм владимиро суздальской руси: Успенский собор во Владимире: история, описание, фото

Успенский собор во Владимире: история, описание, фото

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Содержание:

Содержание:

  1. Краткая история
  2. Упадок и возрождение Успенского собора
  3. Реликвии Успенского собора
  4. Дополнительная информация
  5. Успенский собор на карте

Краткая история

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Общий вид Успенского собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Юго-западная сторона Успенского собора

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит. Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания. Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Главный вход в Успенский собор

Упадок и возрождение Успенского собора

В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».

По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.

Вид на Успенский собор

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия.

В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир. Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город.

Купола Успенского собора

Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй. Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.

Восточная сторона Успенского собора

Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.

Южный фасад Успенского собора

Реликвии Успенского собора

От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку.

До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.

Фрагмент композиции «Страшный суд» Андрея Рублёва

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др. Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля. Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

Рейтинг достопримечательности:

← ВЛАДИМИРВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТИРОССИЯ →


Дополнительная информация

Отличные экскурсии по Владимиру от Трипстера

Поиск дешёвых авиабилетов во Владимир на Авиасейлс


Успенский собор на карте

Читать по теме на Putidorogi-nn. ru:

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

УСПЕНСКИЙ КНЯГИНИН МОНАСТЫРЬ

ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ

НИКОЛО-КРЕМЛЁВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

НИКИТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ

Семь белокаменных храмов Владимиро-Суздальской земли

 

Белокаменные храмы, возведенные в XII-XIII веках — «визитная карточка» Северо-Восточной Руси, Владимиро-Суздальской земли. Сотни лет поражают они своими лаконичными формами и великолепной резьбой по камню. Никто не остается равнодушным перед их спокойной и величественной красотой. Их обязательно надо увидеть.

1. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

В XII веке в Кидекше близ Суздаля находилась княжеская резиденция Юрия Долгорукого. С той поры до нашего времени дошла построенная в 1152 году белокаменная церковь Бориса и Глеба, которая — один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси и древнейший белокаменный храм Северо-Восточной Руси.

  • Подробнее: Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси
Храмовый комплекс в Кидекше

2. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском был заложен в 1152 году Юрием Долгоруким и достроен при Андрее Боголюбском в 1157 году. Наряду с церковью Бориса и Глеба в Кидекше, это самый ранний белокаменный храм Северо-Восточной Руси.

  • По теме: История и достопримечательности Переславля-Залесского
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

3. Храм Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли построен в 1165 году на рукотворном холме на стрелке у слияния Нерли и Клязьмы. Первоначально храм Покрова на Нерли окружала галерея, позднее разобранная. По словам И.Э.Грабаря, он — не только самый совершенный храм, созданный на Руси, но и один из величайших памятников мирового искусства.

Храм Покрова на Нерли

4. Успенский собор во Владимире

Белокаменный Успенский собор во Владимире — один из выдающихся памятников древнерусского зодчества, главный храм Владимиро-Суздальского княжества. Был построен в 1158-1160 годах при князе Андрее Боголюбском, расширен в 1185 году при князе Всеволоде III.

Успенский собор во Владимире

5. Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире был построен между 1194 и 1197 годами. Стены собора украшают 566 резных камней. Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус. В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы.

  • Подробнее: Домонгольские храмы Руси: Дмитриевский собор во Владимире
Дмитриевский собор во Владимире

6. Собор Рождества Богородицы в Суздале

Белокаменный собор Рождества Богородицы в Суздале был построен в 1222-1225 годах при владимирском князе Георгии Всеволодовиче на месте старого Успенского собора Владимира Мономаха, от которого дошли некоторые фрагменты. После того, как в 1445 году казанские татары сожгли Суздаль, верхняя часть собора обрушилась и в 1528-1530 годах была перестроена из кирпича. Купола были обновлены в XVIII веке.

  • Подробнее: Суздальский кремль: история и достопримечательности
Собор Рождества Богородицы в Суздале

7. Георгиевский собор в Юрьев-Польском

Белокаменный Георгиевский собор в Юрьев-Польском, построенный в 1234 году — последний домонгольский белокаменный храм Северо-Восточной Руси. В XV веке он рухнул под собственной тяжестью и был восстановлен в 1471 году московским зодчим Василием Ермолиным. Однако восстановить первоначальный резной узор получилось не везде. Кроме того, отреставрированный собор получился более приземистым.

  • Подробнее: Домонгольские храмы Руси: белокаменный Георгиевский собор в Юрьев-Польском
Георгиевский собор в Юрьев-Польском

Гражданские белокаменные постройки

С тех давних времен до нас дошли еще две белокаменные постройки, с достройками позднейшего времени: фрагменты замка Андрея Боголюбского в Боголюбове 1158-1165 годов и Золотые ворота во Владимире 1164 года.

  • По теме: Боголюбово: Свято-Боголюбский монастырь, храм Покрова на Нерли и весенний разлив
Уцелевший фрагмент замка Андрея Боголюбского в БоголюбовеЗолотые ворота во Владимире

Много загадок скрывают белокаменные храмы Владимиро-Суздальской земли. Почему возведены они из дорогого белого камня, а не из плинфы? Где добывали белый камень и как его перевозили? Принимали ли участие в их строительстве итальянские мастера, или русские мастера ездили учиться в Европу (факт их сходства с романскими постройками неоспорим)? Каждый год приносит новые открытия.

  • По теме: Ополье — колыбель Владимиро-Суздальской Руси

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

 

Государственный историко-архитектурный и художественный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Алиса Аксенова

Артикул: 

ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

Выпуск журнала: 

№1 2005 (06)

В 2004 году Государственному историко-архитектурному и художественному Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику исполнилось 150 лет, что делает его одним из старейших и крупнейших музейных объединений России. в него входят наиболее значимые художественные объединения и памятники Виадимира, Суздаля, Боголюбова, Кидекши и Гуси Хрустатного, в состав объединения входят 40 отдельных музейных объектов и 55 памятников архитектуры, девять из которых включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Все это делает Владимиро-Суздальский музей-заповедник настоящей достопримечательностью для туристов из России и зарубежья – жемчужиной Золотого кольца России, которую ежегодно посещают более миллиона туристов из более чем двадцати стран.


Андрей РУБЛЕВ. Богоматерь Владимирская. 1395 или 1408
Левкас и темпера на дереве. 102,2 х 69,5 см

Территория Владимиро-Суздальского края была крупным центром историко-культурного развития России в средние века. Владимирские князья в течение значительного периода были лидерами политической и религиозной жизни России. В XIV веке, когда были заложены основы русской государственности, с Владимирского княжества началось укрепление и расширение Московского царства на северо-восток. Среди уникальных памятников культового искусства владимирской и Суздаль. Фрески и иконы иконостаса Успенской церкви – бесценные памятники русского искусства, написанные Андреем Рублевым и его старшим другом Даниилом Черным.

Музей во Владимире основан в 1854 году при Владимирском статистическом комитете. Его первоначальное собрание включало в себя ряд произведений, собранных Владимирской Губернской научно-архивной комиссией , действовавшей с конца 1890-х по 1917 год. После революции монастыри и храмы Владимира и окрестных городов были закрыты, а иконы и другие произведения искусства из них были переданы музею. Среди них были и предметы из Религиозно-исторического хранилища Александро-Невского братства во Владимире.

Суздальский музей, открытый в 1923 году, его художественная коллекция основана преимущественно на фондах закрытых монастырей и городских церквей.

Коллекции музеев Владимира и Суздаля объединились в единый музейный центр в 1958 году, образовав Государственный историко-архитектурный и художественный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. В 1961-1962 годах к комплексу присоединились этнографические музеи Александрова и Мстёры. Слияние коллекций этих музеев положило начало большой коллекции древнерусской живописи, которая впоследствии пополнялась за счет находок экспедиций по Владимирской области и произведений, приобретенных у частных коллекционеров.


Благовещение. 15 век. Суздаль
Левкас, темпера, дерево. 29,5 х 23,3 см

Общая коллекция древнерусского искусства Заповедника насчитывает более 2000 экспонатов. В уникальное собрание старинных икон входят «Богоматерь Боголюбовская» (1158 г.), «Богоматерь Максимовская» (1299 г.) и «Богоматерь Владимирская» (Андрей Рублев, конец XIV или начало XV века).

Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике хранится более 2000 произведений старинной и современной русской живописи. История этих произведений тесно связана с определенными этапами истории самого музея: в 1854 г. альтруистическим трудом энтузиастов и любителей краеведения К.Н. Тихонравов, И.А. Голышев, Н.Г. Добрынкин и Н.А. Артлебен помогли создать Музей природных и рукотворных изделий Владимирской Губерния. № В 1901 году при поддержке Владимирской Губернской Научно-архивной комиссии и многих частных пожертвований было построено новое двухэтажное здание по проекту городского архитектора П. Г. Для музея был построен Беген, куда была перенесена экспозиция: 17 июня 1906 года она была открыта для публики.


Петр КОНЧАЛОВСКИЙ. Портрет Д.П. Кончаловский. 1909
Холст, масло. 109 на 77 см

В 1914 году по завещанию помещика В.Н. Акинова, музею завещаны портреты его родственников из трех владимирских поколений.

В 1917 г. Владимирская Губернская Научно-архивная комиссия прекратила свое существование, а в мае 1918 г. музей перешел под охрану Владимирского комитета музеев и охраны памятников. Основным источником новых поступлений музея стали национализированные произведения искусства из заброшенных особняков бывших помещиков. Больше всего картин было привезено из имения Андреевское Воронцовых-Дашковых и имения Фетинино графов Зубовых. В последующие десять лет коллекция пополнилась картинами из Государственного музейного фонда.

Много картин местных художников, в том числе В.Я. Юкин, К.Н. Бритов и др. Работая в 1960-е годы, они считаются основоположниками так называемой «владимирской пейзажной» школы. Высоколиричные, с редким родным настроением, наполненные воздухом и светом, эти картины стали замечательным явлением выставок 1950-60-х годов.

Музей в Гусь-Хрустальном является филиалом Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В конце 18 века Аким Мальцев основал у реки Гусь во Владимирской губернии один из первых в России стекольных заводов. Мальцевский хрусталь всегда пользовался большой популярностью, и, наконец, в конце 19го века предприятие получило международное признание. Экспозиция музея представляет одну из богатейших коллекций произведений русского стекла и расположена в великолепном Георгиевском соборе по проекту Л.Н. Бенуа, построена в 1903 году.

Художественная коллекция Владимиро-Суздальского музея-заповедника насчитывает более 436 экспонатов: среди них археологические находки и коллекции монет; иконография 13-20 веков; старинные и современные образцы русского изобразительного искусства; знаменитые лаковые миниатюры мстёрских художников; изделия из стекла и фарфора; древние писания и книги 15-20 веков; и предметы быта Древней Руси.

Иллюстрации

Умиление Богоматери (Корсунской) . 16 век.
Дерево, левкас, темпера. 25 на 20 см. Рама и киот – 1590, Москва; большой киот – 1877, Суздаль (мастер А. Жилин). Дерево, темпера, золото, серебро, самоцветы, стекло, жемчуг, чернь, чеканка, золочение. 120 на 60 см (большой киот)

Алексей САВРАСОВ. Весенний день . 1873
Холст, масло. 95 на 140 см

Дмитрий ЛЕВИЦКИЙ, Леонтий МИРОПОЛЬСКИЙ. Портрет князя Воронцова. 1783
Копия утерянного оригинала Левицкого 1783 года. Холст, масло. 69 на 51,5 см

Василий ТРОПИНИН. Швейные вставки. 1830-е годы
Вариант одноименной картины (1830 г.), находящейся в частной коллекции в Москве. Масло на холсте. 79 на 62 см

Илья МАШКОВ. Кипарис у Соборной стены. Италия. 1913
Холст, масло. 59 на 67см

Богоматерь Умиление (Корсунская). 16 век.
Дерево, левкас, темпера. 25 на 20 см

Св. Николай. Значок груди. 14 век. Владимиро-Суздальская земля
Золото, самоцветы, жемчуг, гравировка, драгоценный металл, скань. 5,7 х 4,1 см

Завеса над могилой Евросинии Суздальской. 1526–1542
Суздальский Покровский женский монастырь Студия Соломонии Сабуровой. Текстиль, вышивка серебром, шелком и шерстью, холст. 190 на 76 см

Богоматерь Боголюбовская . прибл. 1158. Византия (?)
Левкас и темпера на дереве 185 по 105

Богоматерь Максимова . 1299. Византия (?)
Левкас и темпера на дереве.165 на 66,3
По преданию икона написана по приказу митрополита Максима в память переноса митрополичьего престола в 1299 году из Киева во Владимир

Святая завеса. Последняя четверть 15 в.
Дерево, левкас, темпера. 141,5 на 105 см

Спина

Теги:

Съемки во Владимире и Суздале

Съемки во Владимире и Суздале — это вообще здорово! Два города расположены очень близко друг к другу, оба являются частью Золотого кольца городов России, примерно в 180 км к востоку от Москвы и в 800 км к юго-востоку от Санкт-Петербурга.
Владимирская губерния известна в основном своим древнерусским культовым зодчеством. И Владимир, и Суздаль порой выглядят иллюстрацией к сказке: здесь можно найти для съемок узкие мощеные улочки с двух-трехэтажными домами и белокаменными церквями, купающимися весной и летом в зелени. Более того, Суздаль — один из немногих российских городов, не затронутых промышленной революцией. Таким образом, он идеально подходит для съемок на исторические сюжеты.

Суздальский кремль также является интересным местом для съемок, так как это старейшая часть
Суздаля. Рождественский собор, величественный пятиглавый храм, изнутри украшенный фресками, является частью архитектурного ансамбля Суздальского Кремля.

Основные церкви, храмы и соборы Владимира и Суздаля.

Наши монтажники могут помочь Вам в получении разрешения на съемку так называемых Белых Памятников Владимира и Суздаля, комплекса белокаменных церквей и монастырей, расположенных во Владимирской области. Одним из таких памятников является Успенский собор во Владимире. Пятиглавый храм с росписью величайших русских иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного.
Еще один памятник, достойный съемки, — церковь Покрова на Нерли, небольшой храм, живописно стоящий посреди поля. Это один из главных символов средневековой Руси.

Другие отличные места для съемок во Владимире и Суздале:

  • Золотые ворота Владимира: большие городские ворота с музеем истории
  • Дмитриевский собор во Владимире: белокаменный одноглавый собор, украшенный резными в камне изображениями
  • Свято-Евфимиев монастырь в Суздале: имеет своеобразную историю, так как служил фильтрационным лагерем НКВД (КГБ) во время Второй мировой войны; ныне открыт для посетителей в виде музея
  • Церковь Бориса и Глеба в Кидекше: белокаменный одноглавый храмик
  • Замок Андрея Боголюбского в Боголюбове — образец средневековой русской светской архитектуры, настоящий замок, в котором жил князь Андрей; сегодня от древнего ансамбля сохранились только лестничная башня и арочный переход

Панорамный вид на город открывается с водонапорной башни из красного кирпича, построенной в начале ХХ в.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *