Георгиевский собор во владимире: Георгиевская церковь (Церковь Георгия Победоносца) во Владимире

Содержание

Георгиевская церковь (Церковь Георгия Победоносца) во Владимире

Описание

Георгиевская церковь находится на том месте во Владимире, где, в соответствии с летописными свидетельствами, в XII в. располагался двор князя Юрия Долгорукого. В 1129 г. здесь был возведен деревянный храм Георгия (Победоносца), а строительство белокаменной церкви Георгия завершилось в 1157 г., уже, вероятно, сыном Юрия Долгорукого – Андреем Боголюбским. Раскопки показали, что это был почти квадратный в плане, одноглавый, четырехстолпный храм, с тремя массивными апсидами. По строгости формы церковь Георгия была схожа с храмом Бориса и Глеба в Кидекше, загородной резиденции Юрия Долгорукого, но резко отличалась от изящной белокаменной церкви Спаса, которая украсила княжеский двор Андрея Боголюбского во Владимире.

При церкви Георгия в древности существовал Егорьевский (Григорьевский) монастырь, который упоминается в летописях до XVII в. В 1738 г. Георгиевская церковь уже значилась как приходская, то есть монастырь был к этому времени ликвидирован. По имени Георгиевской церкви названа и прилегающая к ней улица – Георгиевская.

В 1778 г. Георгиевская церковь сильно пострадала во время большого городского пожара, обрушились ее своды. Церковь была разобрана, и на фундаменте древнего храма XII в. и из его же камня в 1783-1784 гг. было возведено здание, которое существует до сих пор. Оно было выполнено в стиле провинциального барокко. На квадратном в плане двухсветном четверике основного объема возвышаются два убывающих восьмерика (световой и глухой), а венчается храм луковичной главой на невысоком цилиндрическом барабане. Фасады четверика разделены широкими лопатками, между которыми расположены окна в наличниках с треугольными и полукруглыми очельями, верх стен опоясан профильным карнизом. С востока к храму примыкает неглубокая алтарная апсида, с запада – одноэтажная трапезная Введенская церковь с крохотной главкой, а также невысокий восьмерик шатровой колокольни.

Долгое время считалось, что в Георгиевской церкви похоронены мать (княгиня Феодосия) и 13-летний брат (князь Федор) великого Владимирского князя Александра Невского. Но этот факт подвергается сомнению, так как при раскопках 1900 г. их останки не были обнаружены. Кроме того, странным кажется их погребение в церкви Георгия, в то время, как по существовавшим тогда канонам, княжеских особ хоронили во Владимире либо в кафедральном Успенском соборе, либо в Успенском соборе Княгинина монастыря. По другой версии, мать и брат Александра Невского скончались в Великом Новгороде и там же были похоронены – в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. Во время раскопок 1930-х годов археологом М.К. Каргером там был вскрыт саркофаг с мощами 13–15-летнего подростка (предположительно, князя Федора), которые были уничтожены во время фашистской оккупации Новгорода (август 1941 – январь 1944 гг.).

В начале 1930-х годов Георгиевская церковь была закрыта для прихожан и использовалась под хозяйственные нужды разных учреждений. В частности, в 1960-е – 1970-е годы в бывшем культовом здании располагался цех масло-жирового заводика и коптильни колбас, что способствовало образованию толстого слоя копоти на стенах. В середине 1980-х годов были проведены реставрационные работы, и в 1986 г. в храме открылся Центр хоровой музыки под руководством народного артиста России, профессора Э.М. Маркина. В церковном здании с необходимой акустикой прекрасно звучал хор мальчиков. Вплоть до 2006 г. в храме проводились хоровые концерты.

В мае 2006 г. Георгиевская церковь была возвращена Владимирской епархии. Сегодня в храме проводятся воскресные  и праздничные богослужения с участием молодежного хора.

В 2015 г. Георгиевская церковь стала частью нового пешеходного туристического маршрута по Георгиевской улице (так называемый «Владимирский Арбат») – с прекрасной пешеходной зоной и смотровыми площадками, откуда открывается великолепный вид на старый Владимир, белокаменные соборы XII в., заклязьменские дали.

Автор: В. Королькова

Георгиевский собор в Юрьев-Польском

Описание

В 1152 г. Юрий Долгорукий основал новый княжеский город Юрьев-Польский (т.е. стоящим в полях) на еще необжитом месте, назвав его своим именем. Местоположение города было выгодным: к северу его окружали притоки Нерли, около города несла свои воды в Клязьму река Колокша. Здесь, прежде всего, была построена крепость и в ней белокаменная княжеская церковь Георгия.

В 1212 г. Юрьев стал центром небольшого удела, принадлежащего сыну Всеволода III – Святославу. В 1234 г. внук Юрия Долгорукого возвел здесь новый Георгиевский собор на  месте «обветшавшей» церкви, построенной дедом. Собор был богато украшен резьбой и славился своей красотой даже через столетия. К сожалению, собор обрушился в середине XV в. и был «собран изнова» известным московским зодчим В.Д. Ермолиным в 1471 г., вероятно, с большими изменениями. В дальнейшем он претерпевал неоднократные переделки, и лишь в советские времена были снесены обстройки (колокольня, ризница, теплый придел), уродовавшие это прекрасное здание.

Изначально это был небольшой одноглавый четырехстолпный собор. Здание было очень стройным и живописным. Фасад был расчленен пилястрами  на три доли по вертикали и аркатурно-колончатым поясом по горизонтали, как это характерно было для белокаменного зодчества конца XII-начала XIII в.  Тяжеловесность современного храма – это результат его восстановления Ермолиным. Как показали раскопки, здесь в небольшом приделе у северной стены была усыпальница Святослава Всеволодовича (с 1991 г. его мощи хранятся в  Свято-Покровском храме Юрьев-Польского).

Судя по оформлению уцелевшей с XIII в. северной стене, вся поверхность фасадов храма и все архитектурные детали были покрыты резьбой, в отличие даже от изысканно украшенного владимирского Дмитриевского собора. Сочетание коврового узора с горельефными фигурами святых, человеческих лиц, звериных морд и чудищ было очень сложным технически. Сначала на строительной площадке на отдельных камнях вытесывались горельефные изображения. Затем они вводились в кладку стены. И лишь по уже готовой стене делалась резьба коврового узора, который оплетал все горельефы и архитектурные детали. Эта работа требовала от резчиков безупречной точности и была возможна только на основании предварительного детального проекта размещения резных камней. Расчет показывает, что над резным убором храма работало две артели: одна (не менее 12 мастеров) резала горельефные фигуры, другая (до 20 человек) выполняла растительный орнамент.

При этом за единством оформления декора просматривалась индивидуальная манера владимиро-суздальских мастеров.

Красота скульптурного убранства Георгиевского собора пленила В.Д. Ермолина, когда он восстанавливал храм после разрушения. Поэтому он сохранил все целые камни с рельефами и постарался подобрать их по сюжетам, насколько это было возможно. Вообще наличие сложных сюжетных композиций в украшении фасадов (например, Деисус, Богоматерь Оранта, «Распятие», «Вознесение», «Троица», «Преображение», «Семь спящих отроков эфесских», «Три отрока в пещи огненной», «Даниил во рву львином», «Вознесение Александра Македонского» и другие) тоже отличало Георгиевский собор от своих владимирских предшественников. Но роднил их все же лейтмотив величия и богохранимости Владимирской державы потомков Мономаха. 

К сожалению, знаменитый резной белокаменный Георгиевский собор в Юрьев-Польском сегодня находится в состоянии, требующем серьезной реставрации для сохранения уникального памятника. Однако по ряду причин ранее он не попал в число особо охраняемых объектов, в отличие от Золотых Ворот, Успенского и Дмитриевского соборов, храма Покрова на Нерли и других древних памятников Владимирской области.

Лишь  в 2015 г. Министерством культуры РФ была произведена историко-культурная экспертиза, по результатам которой был подготовлен проект распоряжения об отнесении Георгиевского собора к особо ценным объектам культурного наследия. При положительном заключении Правительства РФ, можно будет рассчитывать на представление Георгиевского собора Юрьев-Польского для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Святыня собора:

  • крест, высеченный святым благоверным князем Святославом Всеволодовичем, сыном Всеволода III Большое Гнездо и зятем преподобных князя Петра и княгини Февронии Муромских.

Автор: В. Королькова

Церковь св. Георгия во Владимире, Россия

Церковь св. Георгия находится в том месте во Владимире, где, по летописным свидетельствам, находился двор князя Юрия Долгорукого в XII веке. В 1129 г. здесь была построена деревянная церковь Георгия Победоносца, а строительство белокаменной Георгиевской церкви было завершено в 1157 г. , вероятно, уже сыном Юрия Долгорукого – Андреем Боголюбским. Раскопки показали, что это был почти квадратный в плане одноглавый четырехстолпный храм с тремя массивными апсидами. По строгости формы Георгиевская церковь была подобна церкви Бориса и Глеба в Кидекше, загородной резиденции Юрия Долгорукого, но резко отличалась от нарядной белокаменной Спасской церкви, украшавшей княжеский двор. Андрея Боголюбского во Владимире.

В древности при Георгиевской церкви находился Егорьевский (Григорьевский) монастырь, который упоминается в летописях до XVII века. В 1738 году церковь св. Георгия уже числилась приходской, то есть монастырь к тому времени был ликвидирован. От имени церкви Святого Георгия названа и прилегающая к ней улица – Георгиевская.

В 1778 году Георгиевская церковь сильно пострадала во время крупного городского пожара, ее своды рухнули. Церковь разобрали, а на фундаменте древнего храма XII века и из собственного камня в 1783-1784 годах возвели новый, существующий до сих пор. Он выполнен в стиле провинциального барокко. На квадратном в плане двухсветном четырехугольнике основного объема возвышаются два уменьшающихся восьмиугольника (светлый и глухой), а храм венчает луковица на низком цилиндрическом барабане. Фасады четверика разделены широкими пилястрами-полосами, между которыми расположены окна в наличниках с треугольными и полукруглыми завершениями, верх стен опоясан профильным карнизом. К храму с востока примыкает неглубокая алтарная апсида, а с запада – одноэтажная трапезная церковь Введения в храм с крошечной главкой, а также невысокий восьмигранник шатровой колокольни.

Долгое время считалось, что в Георгиевской церкви похоронены мать (княгиня Феодосия) и 13-летний брат (князь Феодор) великого владимирского князя Александра Невского. Но этот факт ставится под сомнение, так как при раскопках 1900 г. их остатки не были обнаружены. Кроме того, кажется странным, что их могли хоронить в Георгиевской церкви, тогда как по существовавшим в те времена канонам княжеские особы хоронили либо в Успенском соборе во Владимире, либо в княгине-Успенском монастыре. По другой версии, мать и брат Александра Невского умерли в Великом Новгороде и были погребены там же, в Георгиевском соборе, что в Георгиевском монастыре. При раскопках 19 в.30-е гг., археолог М.К. Каргер там обнаружил саркофаг с мощами 13-15-летнего подростка (предположительно князя Федора), уничтоженных во время фашистской оккупации Новгорода (август 1941-январь 1944).

В начале 1930-х годов Георгиевская церковь во Владимире была закрыта для прихожан и использовалась для хозяйственных нужд различных учреждений. В частности, в 1960–1970-е годы в бывшем культовом здании располагались масложировой комбинат и коптильня колбас, что способствовало образованию толстого слоя копоти на стенах. В середине 19В 80-е годы были проведены реставрационные работы, а в 1986 году открылся Центр хоровой музыки под руководством народного артиста России, профессора Е.М. Маркина. В церковном здании с необходимой акустикой прекрасно звучал хор мальчиков. До 2006 года в церкви проводились хоровые концерты.

В мае 2006 года Георгиевский храм возвращен Владимирской епархии. Сегодня в храме проходят воскресные и праздничные богослужения с участием молодежного хора.

В 2015 году Георгиевская церковь стала частью нового пешеходного туристического маршрута по улице Георгиевской (так называемый «Владимирский Арбат») – с красивой пешеходной зоной и смотровыми площадками.

Автор: Королькова В.

Топ-10 неизвестных фактов о Георгиевском соборе (церкови)

Георгиевский собор, Юрьев-Польский, с востока. Фото Ymblanter на Wikimedia

Георгиевский собор (церковь) — выдающийся памятник древнерусского зодчества, построенный между 1230 и 1234 годами, собор был также последним из этих храмов, построенным всего за три года до нашествия.

В отличие от большинства других домонгольских владимиро-суздальских храмов, Георгиевский собор не был внесен в список объектов Всемирного наследия. Собор был признан правительством России памятником архитектуры федерального значения.

Давайте взглянем на некоторые неизвестные факты об этом;

1. Основан Юрием Долгоруким, князем Ростовским и Суздальским, в 1152 г.

В XII веке политический и культурный центр Руси медленно перемещался из Киева во Владимир. Юрьев-Польский был основан Юрием Долгоруким, князем Ростовским и Суздальским, в 1152 г.

Название города происходит от святого Георгия (рус. Юрий – одна из версий имени Георгий). Юрий Долгорукий построил и Георгиевский собор, стоявший внутри крепости.

2. Георгиевский собор (церковь) изначально построен асимметрично 

Георгиевский собор, Юрьев-Польский, с юга. Фото Ymblanter на Wikimedia

Собор изначально построен асимметрично. Его основной объем представляет собой квадрат, поддерживаемый четырьмя колоннами посередине. Колонны имеют квадратное сечение. Восточная сторона представляет собой апсиду.

Во время обрушения в 15 веке лучше всего сохранилась северная стена. Все остальные стены были частично разрушены (больше всего пострадала южная стена), и, в частности, большая часть каменной резьбы с внешней стороны собора была разорвана на куски.

Хотя в то время наружная резьба по камню считалась немодной, Ермолин во время реставрационных работ пытался сложить истории.

3. В каменной резьбе Георгиевского собора сочетаются формы человека и животного

В каменной резьбе Георгиевского собора сочетаются человеческие и животные формы, выполненные в виде рельефов, с растительными орнаментальными мотивами, выполненными в технике тонкой резьбы. Это сочетание известно в росписях Борисоглебской церкви в Кидекше и Рождественского собора в Суздале.

Однако для скульптуры уникальное для Руси сочетание. Считается, что резьбой по камню занимались две группы художников. Одна, состоящая из 12 художников, выполняла рельефы, а другая группа из 18-24 человек работала над растительным орнаментом.

4. Рядом с Собором есть несколько отелей и ресторанов.

Церковь Святого Георгия в Агиос Георгиос, Лимассол. Фото Xaris333 на Викимедиа

Рядом с Собором есть несколько отелей и ресторанов для тех, кому нужны услуги по размещению и качественное питание.

Некоторые из этих отелей включают: Амбаркаса – Дома для Отдыха, который находится в 0,28 км, Гостиница Покровская 0,30 км, Гостиница Завода Промсвязь 0,27 км, Эко-отель Золотое Кольцо 7,29 км и Гостиница Промсвязь 0,27 км.

Рестораны рядом с собором Святого Георгия также включают в себя; Кафе Теремок, Кафе На Набережной, Кафе Евразия, Кафе Акварель и Кафе Фаворит Большинству посетителей собора приходилось селиться в разных гостиницах, чтобы хватило еды и воды.

5. Одна из дюжины сохранившихся белокаменных церквей 

Небольшая церковь Святого Георгия в Кастро в Хоре Иоса. Фото Zde на Викимедиа

Георгиевский собор (церковь) в Юрьеве-Польском — один из десятка сохранившихся белокаменных храмов, построенных во Владимиро-Суздальском княжестве на северо-востоке Руси до монгольского нашествия.

В отличие от большинства других домонгольских Владимиро-Суздальских храмов, Георгиевский собор не был внесен в список Всемирного наследия. Это один из самых значительных и исторических соборов России в целом, просуществовавший несколько веков.

Это один из ключевых памятников, формирующих историю России, поскольку он рассказывает больше, чем просто истории русских войн с монголами.

6. Собор не внесен в список Всемирного наследия 

Вовсе не так, как подавляющее большинство других домонгольских владимиро-суздальских культовых сооружений, Георгиевский собор не был отнесен к объектам Всемирного наследия. административная значимость.

Дом Божий изначально построен неровно. Его основной объем представляет собой квадрат, поддерживаемый четырьмя секциями в центре. Сегменты квадратные в поперечном сегменте. Восточная сторона представляет собой апсиду.

Резьба по камню собора Святого Георгия соединяет кадры людей и существ, выполненные в виде рельефов, с тщательно продуманными ботаническими мыслительными процессами, завершенными I’m Fine Cutting Programs.

7. Собор Святого Георгия подобен музею

Собор Святого Георгия уподоблен музею по нескольким причинам. Внутри собор, как в музее: везде резные камни храма и других сооружений того же времени, переживших реставрацию.

Здесь же сохранилась святыня – так называемый крест Святослава. За посещение Собора Святого Георгия с туристов взимается небольшая входная плата. Для взрослых она составляет 50 рублей. Фото и видеосъемка оплачивается отдельно.

Простым туристам, пожалуй, остается только озираться, пытаясь разгадать загадки унаследованного наследия.

8. Рядом с ней есть еще несколько достопримечательностей

Рядом с ул. Георгиевский собор, которые также значимы, в том числе; Юрьево-Польский кремль находится всего в 5 метрах, Юрьево-Польский историко-архитектурный и художественный музей – в 10 км, а Шатровая колокольня – в 70 метрах.

Другие достопримечательности включают: Архимандритский корпус, который находится в 70 метрах, Знаменская церковь в 70 метрах, Дворец Культуры Россия в 80 метрах, Георгиевская Деревянная Церковь в 0,1 км, Пожарное Депо в 0,3 км и Памятник Юрию Долгорукому в 0,5 км.

9. Единственное, что сегодня невозможно оценить в полной мере, это уникальная резьба собора

Собор_Святого_Георгия_(Юрьев_Монастырь). Фото Lodo27 на Викимедиа

Единственное, что сегодня невозможно оценить в полной мере, это его уникальная резьба. В 15 веке храм внезапно начал разрушаться, при этом стены из резного камня сильно пострадали. На реставрацию Георгиевского собора были направлены лучшие зодчие из Москвы.

Спасли храм от разрушения, но, видимо, в работе допустили ошибки, и собор оказался в два раза ниже, чем был. Кроме того, практически полностью была нарушена концепция резьбы по стенам.

10. Является главной достопримечательностью Юрьева-Польского и является последним храмом, построенным перед монгольским нашествием

Собор Святого Георгия, помимо Михайло-Архангельского монастыря, является главной достопримечательностью Юрьева-Польского. Белокаменная церковь была возведена здесь почти 800 лет назад внуком Юрия Долгорукого – князем Святославом Всеволодовичем.

Георгиевский собор — последний храм (заложен в 1230 году), который успели построить на Руси перед татаро-монгольским нашествием, а также один из самых значимых исторических памятников России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *