- Иван Плющ: искусственный интеллект и художественная вольность
- Плющ или Хедера ( Нedera) – «За что плющ любят, а за что – нет, что он может сделать с деревьями и стенами, как растет-цветет-плодоносит»
- Amazon.com: Пакет фотобумаги Canon ZINK™ с липкой обратной стороной (100 листов), совместим с мини-фотопринтером IVY, принтером с камерой мгновенной печати IVY CLIQ +2 и принтером с камерой мгновенной печати IVY CLIQ 2: все остальное
- Фото плюща – Etsy Turkey
Иван Плющ: искусственный интеллект и художественная вольность
ВыставкиМнения
Художник Иван Плющ.
Фото: Архив Ивана Плюща
Петербургский художник Иван Плющ, работающий с живописью и инсталляцией, открыл в Москве две выставки, одна из которых создана в соавторстве с искусственным интеллектом
Ариадна Арендт
11.11.2021
Только что открывшаяся в Московском музее современного искусства ретроспектива «Театр Плюща» (до 30 января) объединила ключевые работы художника от начала его карьеры и до сегодняшнего дня. На ней представлены и его большие инсталляции, и живописные произведения — два основных направления, в которых работает Иван Плющ.
Однажды по дороге из Санкт-Петербурга в Москву он и куратор Дмитрий Озерков заговорили о будущем искусства в связи с новыми технологиями. Они обсуждали давний вопрос о том, может ли машина заменить художника-творца. Дорога была длинная, дискуссия увлекательная, и вопрос сильно увлек Плюща. Несколько лет спустя он нашел своеобразный ответ на него, сделав совместный проект с искусственным интеллектом.
В новой работе под названием «После всего/После всех» он использует технологию ГСС — генеративно-состязательных сетей. Плющ загружает сет визуальных данных об определенных повседневных предметах, после чего машина генерирует изображения и видео с собственным видением заданной темы. Художник считает, что искусственному интеллекту осталось несколько лет до выработки человеческого восприятия, так как машина способна переварить огромный объем визуальных данных. Эти изображения затем ложатся в основу произведений самого художника: он либо превращает их в видео, либо использует в качестве набросков к картинам. Первую часть этого проекта представили в Санкт-Петербурге под названием «Стул», отсылающим к знаменитой концептуальной работе Джозефа Кошута 1965 года «Один и три стула». В число других образов, претерпевающих эту творческую трансформацию (и тоже предваряемых словом «после»), входят «религия», «дом», «порно», «я», «ты», «война».
Иван Плющ. 6 red balls. 2016.
Фото: pop/off/art gallery
Иван Плющ сперва шутит, что ГСС — его соавтор, но сразу же берет эти слова обратно: «Нет, на самом деле это, конечно же, просто инструмент». Но чувство смутного беспокойства остается. Художник признает, что некоторые результаты не поддаются рациональному объяснению. Например, искусственный интеллект оставил изображения икон практически без изменений; кроме того, он выделил изображения электрических стульев из всей остальной массы. Плющ также говорит о проблеме авторских прав: пока что они полностью принадлежат ему, но в какой степени это справедливо и будет ли так всегда?
Использование искусственного интеллекта само по себе не ново, но показательно именно то, как художник работает с ним и что это говорит нам о его собственной позиции. Он экспериментирует с технологией за закрытыми дверьми, превращая в высказывание сам факт ее наличия, но затем кисть художника размывает и практически стирает границу между ним самим и машиной и оказывается ультимативным агентом контроля.
Считает ли он, что искусственный интеллект представляет угрозу его художественному видению? Быть может, это шутливая попытка предвосхитить грядущее собственное поражение — принять врага прежде, чем тот сбросит тебя за борт? Нет, Плющ не чувствует угрозы со стороны виртуальных художников и виртуального искусства. «Привлекательность физических объектов никуда не денется до тех пор, пока у нас остается ощущение материальности», — уверен он.
Это чувство материи и физического существования играет ключевую роль для Плюща, выпускника факультета монументально-декоративного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица. Факультет, по собственному признанию художника, сильно повлиял на него, несмотря на несколько старомодный подход.
Выставка в ММОМА объединила ключевые работы художника.
Фото: ММОМА
Его образование началось в еще более консервативном художественном училище, из которого Плюща исключили за слишком вольное обращение с формой и композицией, когда он изобразил дуэль Пушкина с точки зрения умирающего поэта. По сравнению с училищем факультет монументально-декоративного искусства был даже раскрепощающим и привил художнику любовь к крупномасштабным конструкциям.
Параллельно он посещал лекции в «Про Арте» — небольшой петербургской институции, занимающейся современным искусством с упором на теорию. Поворотной стала поездка в Берлин в 2006 году. Плющ вернулся домой, полный решимости воссоздать увиденную там бурлящую атмосферу творческого обмена, и вместе с соученицей Анастасией Шавлоховой открыл студию «Непокоренные». Она стала одним из центров художественной сцены Санкт-Петербурга, где сам Плющ, у которого в 2007 году здесь появилась первая настоящая мастерская, и другие молодые художники получили возможность развивать свое художественное образование и карьеру. Побывав там в 2008 году, я запомнила атмосферу бескомпромиссности, необузданности и созидания.
Иван Плющ начал создавать смелые инсталляции; мне посчастливилось увидеть «Процесс прохождения» (2014) в параллельной программе Manifesta 10 в Санкт-Петербурге. До нелепости длинная красная ковровая дорожка, протянутая по диагонали в помпезном зале Первого кадетского корпуса над грудой старых стульев и сценой, с которой когда-то выступал Ленин, и завершающаяся складками под потолком, создает врезающееся в память ощущение осязаемой, телесной абсурдности. Это такое подстегивающее мысль зрелище, в котором есть все, что нужно для гигантской инсталляции. В «Механизме бессмертия» (2018) Плющ поместил в пространстве нижегородского Арсенала старые аттракционы из парка развлечений, вновь играя с воздействием тревожных физических ощущений, которые призваны порождать эти предметы. «Вы физически ощущаете пространство, воздух, объем и размер этого объекта: как он достает практически до горизонта, какой он огромный. Вы чувствуете, что можете пройти его насквозь, его высоту, его страх и трепет, тревожное и сюрреалистичное чувство», — так своеобразно автор говорит о художественной силе своих инсталляций.
Иван Плющ. «Механизм бессмертия». Центр современного искусства «Арсенал». Нижний Новгород. 2018-2019.
Фото: «Арсенал»
Монументальность и страсть к физической, телесной интеракции между зрителем и пространством глубоко укоренились в его творчестве — возможно, благодаря учебе на факультете монументалистики. Несмотря на это, он постоянно возвращается к живописи, тоже очень осязаемо телесной. Его визитной карточкой стала стекающая в сторону краска. В ней есть и амбивалентная маскулинная чувственность, и что-то от неубиваемых клише — Джексона Поллока и Фрэнсиса Бэкона, но все это покрыто густым слоем постмодернистского самоосмысления. Плющ мастерски объединяет в одном полотне разные живописные стили, одновременно демонстрируя экспрессивность и отрицая ее. Слои смыслов аккумулируются как в сюжете картины, так и в умолчаниях и мазках. В этих слоях разворачивается рассуждение о памяти, личности, опыте и отсутствии.
Московский музей современного искусства
«Театр Плюща»
До 30 января 2022
Материал был впервые опубликован на английском языке в Russian Art Focus (№ 36, ноябрь 2021 года).
Подписаться на новости
Иван Плющ Московский музей современного искусства (MMOMA)
Елена Проничева: «Мы не „музей современного искусства“»
Новый генеральный директор Государственной Третьяковской галереи рассказала о планах развития музея в регионах и своих взглядах на музейную стратегию в целом
25.04.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Венера Боттичелли в образе инстаграмного инфлюэнсера вызвала шквал критикиРекламная кампания с использованием ренессансного шедевра, продвигающая туризм в Италию и знаковые достопримечательности страны, произвела обратный ожидаемому эффект
28.04.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
Плющ или Хедера ( Нedera) – «За что плющ любят, а за что – нет, что он может сделать с деревьями и стенами, как растет-цветет-плодоносит»
Зайду, пожалуй, сразу “с козырей” и покажу, за что люди любят плющ:
Плющ обыкновенный живая изгородь фото
А вот за что люди плющ не любят:
Плющ обыкновенный заплел деревья фото
Итак, плюсы
Из плюща обыкновенного можно формировать живописную живую изгородь произвольной высоты и толщины, и такая изгородь не доставит хлопот: плющ не болеет, к почве он не требователен, затенение ему не страшно, и без полива он может жить очень-очень долго.
Плющ обыкновенный цветы и плоды фото
Стричь его несложно, и стрижку он отлично переносит. Очень красиво, когда после стрижки на фоне темно-зеленых листьев появляются молодые светло-зеленые. Цветет плющ незатейливо, неброскими “зонтиками”, зато со временем темнеющие плоды выглядят очень интересно и остаются на лианах всю зиму.
Плющ обыкновенный плоды фото
плющ обыкновенный плоды фото
Можно плющ и не стричь, а дать ему расти как вздумается. Тогда он будет вот таким лохматым:
Плющ обыкновенный живая изгородь фото
Помимо вертикальных опор плющ осваивает и горизонтальные, то есть он может выполнять роль почвопокровника на газонах. Даже в полной тени деревьев.
Плющ обыкновенный на земле фото
Плющ красив все сезоны года, ведь он вечнозеленый
Но вот тут начинаются сложности: не всякую зимнюю температуру плющ выносит. На юге РФ ему живется отлично. Самые низкие температуры, при которых я наблюдала плющ обыкновенный, это -18 несколько ночей подряд.
Плющ обыкновенный зимой, Крым, фото
Это крайняя норма минусовых температур для 7-ой климатической зоны, к которой относится Восточный Крым, и это большая редкость для местных зим. В основном здесь всю зиму плюсовые температуры.
Читала в разных заметках, что кратковременное понижение температуры до -20..-25 плющ выносит тоже, и что его можно выращивать даже в Ленинградской области. Ну не знаю. Исторически плющ происходит из субтропиков.🤷♀️
Интересный факт: особенность плюща обыкновенного – у него формируется два типа листьев
Когда я увидела это в первый раз, то решила, что в одном кусте сплелись два разных вида плюща. Но нет. На лианах плюща обыкновенного формируются матовые сердцевидные листья со светлыми прожилками:
Плющ обыкновенный на дереве фото
И блестящие яйцевидные. На тех ветках, на которых затем будут цветы и плоды:
Плющ обыкновенный фото
Вот они рядом для сравнения. Сразу и не скажешь, что это одно и то же растение:
Плющ обыкновенный форма листьев фото
Яйцевидные листья начинают преобладать на взрослом крупном плюще. Молодые побеги плюща – с сердцевидными листочками.
Об условных минусах
В начале заметки я прикрепила фото, за что люди плющ не любят. За то что он может полностью оплетать деревья. И некоторые думают, что плющ дерево душит. Но это не так.
У плюща на стебле есть мелкие цеплялки, похожие на короткие воздушные корни.
Плющ обыкновенный придаточные корни-прицепки фото
Но он ими, вопреки расхожему мнению, не пьет из дерева соки. Он ими просто крепится к поверхности. Точно так же он крепится и к стенам.
Плющ обыкновенный живая изгородь фото
Разрастается вон он – да, довольно агрессивно. Но как раз это его свойство позволяет быстро сформировать живую изгородь, за пару сезонов заплести не слишком эстетичную стену дома или изгородь. Скорость роста плетей – около 1 метра за год, и стоит учесть, что разрастается плющ густо, так что забор 2 метра высотой полностью завьет на второй год жизни.
Плющ обыкновенный заплел деревья фото
Медонос он хороший и в медицине используется. Ягоды несъедобны для человека, но птицы их едят. По мне так плющ – отличное растение. До чего же он живописно обвивается дома и заборы! Просто загляденье. И в отличие от того же девичьего винограда не осыпается на зиму. Размножается легко: черенками, отводками, семенами. Я черенкую, для меня это наиболее удобно.
А вот еще красивейшее растение для живых изгородей: Пираканта, Южная вечнозеленая “рябина” – для ярких садовых акцентов и живых изгородей. Теневыносливая, засухоустойчивая, красивая круглый год
Другие мои отзывы на садовую тематику здесь.
Amazon.com: Пакет фотобумаги Canon ZINK™ с липкой обратной стороной (100 листов), совместим с мини-фотопринтером IVY, принтером с камерой мгновенной печати IVY CLIQ +2 и принтером с камерой мгновенной печати IVY CLIQ 2: все остальное
4,8 4,8 из 5 звезды 162 оценки
Цена: | 43,56 $ 43,56 $ |
На складе остался только 1 – заказывайте скорее
Краткое содержание видно, дважды нажмите, чтобы прочитать полное содержание.
Отображается полный контент, дважды нажмите, чтобы прочитать краткий контент.
2’X3′ (100 листов)
2’X3′ (20 листов)
2″X3″ (50 листов)
Круглые наклейки (20 листов)
2’X3′ (50 листов)
См. доступные варианты
Обновлены другие параметры на основе этого выбора
Посмотреть все 5 вариантов
Бумага
Бумага + бумага + бумага Упаковка, 20 листов
900 24См. доступные опции
Обновлены другие варианты на основе этого выбора
Посмотреть все 2 варианта
Марка | Canon |
Цвет | Многоцветный |
Вес изделия | 0,3 фунта |
Бумага Отделка | Глянцевая |
Размер листа | 2×3 дюйма |
Фото плюща – Etsy Turkey
Etsy больше не поддерживает более старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.