Эволюция классицизма 17 века: Классицизм XVII века

9.Просветительский классицизм.

Просветительский классицизм стремился максимально усилить индивидуальность и личностное начало. В литературе – роман, в архитектуре – реализм, стремление к научному эксперименту

Черты просветительского классицизма еще более отчетливо проступают в так называемом «революционном классицизме», возникшем во Франции в годы буржуазной революции конца века. Философская трагедия здесь сменяется политической, аналогии с современностью еще более откровенны, а борьба против «старого режима» дополняется идеей «народного блага». Для «революционного классицизма» характерно и более органичное, чем прежде, освоение античной темы, причем писатели обращаются преимущественно к истории не императорского, а республиканского Рима.

Расцвет просветительского реализма относится к зрелому этапу Просвещения. Выдвигая, как и классицисты, принцип «подражания природе», писатели-реалисты истолковывали его гораздо шире своих предшественников. Этот принцип, хотя и истолковывался в духе метафизического материализма, означал вместе с тем признание, во-первых, способности искусства достоверно воспроизводить реальность; во-вторых, необходимости изображать в художественных произведениях все сферы действительности – и высокие, и низкие; в-третьих, огромной преобразующей роли искусства в жизни человека и общества.

Характерной особенностью просветительского реализма является предпочтение современности как объекта изображения. При этом социальная и географическая среда и сам человек получают здесь гораздо более детализированное конкретно-историческое воплощение, чем в ренессансной и барочной литературе.

Просветительский реализм решительно отвергает иерархию жанров; появляются новые жанры, взрывающие классицистские каноны, например мещанская трагедия и драма, «слезная комедия».

На первый план выдвигается роман, понимаемый как «эпос частной жизни» и обогащающийся многими новыми жанровыми разновидностями. Именно в романе с особой полнотой раскрывается универсальный, всеобъемлющий характер социальной критики в просветительском реализме. В нерасторжимом единстве здесь предстают отрицание всех тех сторон жизни общества и поведения человека, которые не соответствуют требованиям разума и чувства («естественной природы»), и утверждение просветительской нормы как позитивной программы. С этим связаны и такие важные особенности просветительского реализма, как оптимистическая вера в торжество здорового нравственного начала, откровенная тенденциозность, демократизм в выборе героя.

Англия XVIII века стала родиной просветительского романа. Впервые столь систематически и настойчиво писатели обращаются к изображению судьбы рядового человека, обнаруживая в нем неистощимые запасы человечности, благородства, нравственной стойкости. При этом характер героя дается во взаимодействии с окружающей его общественной средой. В просветительском романе характер героя нередко представлен в эволюции под воздействием различных жизненных перипетий. Подобное динамичное восприятие человеческого характера и породило просветительский жанр «воспитательного» романа.

Просветительский классицизм — направление во французской литературе XVIII века, развивающие основные принципы классицизма XVII века в новых исторических условиях. Просветительский классицизм становится господствующим направлением просветительской литературы.

Как и в XVII веке, основным жанром классицизма остается трагедия. Но трагедия Вольтера качественно отличается от трагедий Корнеля и Расина. Если в трагедиях XVII века обычно утверждалась идея абсолютной монархии, то в просветительской трагедии основными становятся мотивы борьбы против тирании неограниченной монархической власти за парламентские и даже республиканские формы правления, а также борьбы против религиозного фанатизма за веротерпимость и торжество Разума.

В трагедии усиливается философское начало, она шире реализует принцип живописности, начинается постепенный процесс «шекспиризации» трагедии.

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в К. скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии).

Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в К. поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу. Идея разума в 17 в. неотделима от идеи абсолютистского (см. Абсолютизм) государства, которое в то время, по словам К. Маркса, выступило “… как всеобщий разум…” (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 254), “… как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества” (там же, т. 10, с. 431), как сила, способная обуздать феодальную анархию и установить в стране спокойствие и порядок.

Принципы рационализма, соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики К. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип “подражание природе”, классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания — искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Поэтому разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало “высокомерное” по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Эстетической ценностью для К. обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении К. стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение каких-либо социальных или духовных сил).

Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике, он — особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он — торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Воплощение возвышенных этических идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам К., оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика К. придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

Классицизм XVII века в Англии

Классицизм как часть архитектуры

Определение 1

Классицизм – стиль, широко распространенный в европейской культуре XVII – XIX веков.

Стоит заметить, что Англия не является страной, особо приверженной классицизму в отличии, например, от России или Франции, однако можно привести огромное количество английских памятников архитектуры классицизма XVII века, к числу которых относятся:

  • часовня Эммануэль-колледжа в университете Кэмбридж;
  • здание морского госпиталя в Гринвиче;
  • библиотека Рена в университете Кэмбридж.

В классицизме категорически отвергаются округлые вычурные формы барокко. Эталоны гармонии, строгости и монументальности в этом направлении являются преимущественными.

Рисунок 1. Библиотека Рена. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Развитие классицизма в XVII веке

Смена королевской династии в Великобритании XVII века сопровождалась серьезным переломом в строительной отрасли. Значительные политические изменения коснулись в частности и Англии – здесь трон занимают Стюарты.

Привнесение новых веяний в архитектуру классицизма Англии XVII века во многом происходит благодаря архитектору Иниго Джонсу (1573-1652). Он обучается строительному искусству в Италии, после – долгое время работает на короля Дании. После того, как сестра датского короля Анна Датская становится королевой Англии, Иниго Джонс становится придворным архитектором. Талантливый архитектор оправдывает столь высокий чин и успешно применяет навыки, полученные у архитектора Палладио, на английской земле.

После выхода трактата «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио стал одним из наиболее признанных теоретиков в области архитектуры. Издание «Четыре книги об архитектуре» было переведено на многие европейские языки. Английский – не стал исключением. Оно содержало обобщенные выводы по теоретическим и практическим составляющим профессии архитектора того времени, являлось выводом архитектурного опыта автора. Это произведение нередко использовалось в качестве учебника в протестантских странах. Примечательно, что издание архитектора-католика сразу стало знаменем всех противников римской интерпретации барокко в протестантских странах, ведь классическое изложение его архитектурных предпочтений коррелировало произведениям итальянского барокко.

Руководствуясь основными стандартами учения Палладио, Иниго Джонс принимает участие в:

  • строительстве Квинс-хаус в Гринвиче;
  • реконструкции дворца Уайтхолл после пожара;
  • реконструкции часовни Сент-Джеймсского дворца.

Стоит отметить, что в средневековой Европе часто возникали масштабные пожары. В одном из таких пострадало старое помещение собора Св. Павла, которое Иниго Джонс пытался расширить. За четыре дня Великого лондонского пожара в сентябре 1666 г. сгорело две трети города — 13 200 домов, 87 церквей (в том числе кафедральный собор Св. Павла), много общественных зданий. Высвобожденное пожаром место стало полем экспериментов для другого английского архитектора — Кристофера Рена. Его отстранили от работы с Иниго Джонсом после событий английской буржуазной революции 1640—1660 годов.

Замечание 1

Новые буржуазные веяния во власти не могли не отразиться на строительной и архитектурной тематике страны. Строительство собора после политических потрясений было символом внедрения современной инженерной мысли и свидетельством того, что буржуазный слой стремится к величию, пафосу, демонстрации собственной мощи.

Примечательно, что Кристофер Рен, как архитектор, имеет непосредственное отношение к первым упоминаниям о массовом строительстве сакральных сооружений за последние несколько десятков лет на пепелище бушевавших английских пожаров. Кристофером Реном была создана национальная интерпретация классицизма в попытке реализовать новую планировку города на европейский манер. Охарактеризовать эту интерпретацию можно как буржуазно-сдержанную с достаточно свободным применением стоечно-балочной системы.

При всём вышесказанном классицизм Кристофера Рена является весьма компромиссным, сравнимым с барочным классицизмом Франции того же времени. Такое замечание действительно имеет место быть по причине того, что в его сооружения входят барочные силуэты башен, такие как башни собора Святого Павла, а также острые шпили приходских церквей, которые напоминают шатры северных народов Скандинавии. Стоит отметить и характерность масштабности, присущей другим направлениям архитектуры, в сооружении морского госпиталя в Гринвиче. Совокупность торжественности здания и игры объемов конструкций различной величины только подтверждают вышеизложенный вывод. Об архитектуре госпиталя отозвался русский император Петр I, отметив недопустимое великолепие прагматического сооружения.

Рисунок 2. Морской госпиталь в Гринвиче. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности классицизма Англии XVII века

Ключевыми особенностями английских сооружений различного назначения (общественные и жилые), строившихся для различных слоев населения, можно назвать такие признаки, как прямоугольный план, симметричная планировка фасада, значительная высота парадного этажа и небольшая –верхнего. Входы и выходы в здания выделялись так называемыми портиками – крытыми галереями различных размеров, перекрытие которых опирается по поддерживающим его колоннам. По торцам здания, как правило, размещались по два флигеля, которые соединялись с основным зданием при помощи крытой колоннады, имеющей полукруглую форму в плане.

Классицизм в Англии XVII века включал в себя новые черты идеологии восходящей в то время буржуазии, которая вела борьбу за расширение производительных сил и устойчивый рынок. Такой рационалистический подход, несомненно, переносился и на область искусства и архитектуры, которым были свойственны все вышеизложенные аспекты классицизма.

ИСКУССТВО XVII ВЕКА между барокко и классицизмом

, Школы и периоды

Понять искусство XVII века означает открыть для себя два великих художественных течения: барокко и классицизм.
Два разных способа общаться и создавать искусство, которые я объясню в этом посте.

Искусство XVII века

Караваджо. Мальчик с корзиной фруктов

Искусство 17 го века включает произведения художников, которые были великими новаторами.
После поста, посвященного Искусство в 16 веке , продолжу описание того, что произошло в следующем веке, составив список особенностей искусства в 17 м век и его главные художники .

ИСКУССТВО XVII ВЕКА: ХУДОЖНИКИ

В течение 17 века выделялись некоторые художественные личности, навсегда изменившие историю итальянского и европейского искусства.
В начале века в Риме одновременно работали два великих художника: Аннибале Карраччи, , работавший над украшением Галереи Фарнезе и Караваджо , расписывавший картины в капелле Контарелли. в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Карраччи в своем стиле обобщает самые важные завоевания эпохи Возрождения, но придает своим картинам оптическую иллюзию, которую можно достичь только интеграцией архитектуры, живописи и скульптуры. Караваджо не создает иллюзии перспективы, но в своих сказках и портретах создает мрачную и мрачную атмосферу, где настоящим действующим лицом является контраст между светом и тьмой. Они не могут быть более разными!

Карраччи основал школу , а его помощники (включая, например, Доменикино и Гвидо Рени) доминировали в художественной комиссии до середины 17 века; Караваджо , вместо этого не нашел школы, но его последователи и почитатели (например, Орацио и Артемизия Джентилески и Валантен де Баулонь) будут использовать его стиль в своих картинах.

ИСКУССТВО XVII ВЕКА МЕЖДУ КЛАССИЗМОМ И БАРОККО

Искусство 17 века характеризуется не только великими художниками, но и рождением двух очень важных художественных течений: классицизма и барокко.
Барокко находит свое наивысшее выражение в работах Джан Лоренцо Бернини, который может представить то, что могут понять только чувства: желание, страх, насилие, боль, экстаз и чувственность.
Бернини и художники Барочное искусство были способны придать форму тому, что нельзя объяснить, а только прочувствовать.
Классицизм , напротив, является чистой красотой и выдвигает на первый план разум вместо чувств, создавая прекрасные произведения искусства без недостатков, где эмоции контролируются, а ориентиром является классическое искусство.

Аполлон и Дафна работы Бернини

ИСКУССТВО XVII ВЕКА: КОЛЛЕКЦИИ ИСКУССТВ

Галерея Фарнезе , которой посвятил себя Аннибале Карраччи, станет важной художественной мастерской для искусства 17 века 0 0 а также модель для будущих художественных галерей, которые стоят у истоков современных музеев.
На самом деле, в 17 веке многие меценаты и коллекционеры произведений искусства были готовы потратить много денег, чтобы заказывать художникам своего времени произведения искусства, которые будут выставлены в их галереях, небольших помещениях или дворцах, полностью занятых их коллекциями. Среди наиболее важных галерей мы должны помнить галерею Фарнезе, коллекцию Альдобрандини, галерею Боргезе, галерею Дориа Памфилий, галерею Медичи во Флоренции, галерею Савойя в Турине и коллекцию Федерико Борромео в Милане.

Condividi su

Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века


Погребение Христа (1601-3)
Пинакотека Ватикана, Рим.

ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВО
Подробнее о художественных направлениях
и стилях см.: История искусства.

Аннибале Карраччи Классицизм

Аннибале Карраччи (1560-1609), под влиянием Федерико Бароччи (1526-1612) и другие, создали идеалистический натурализм, основанный на классических моделях, и хотя он мог изображать бытовые сцены с поразительной правдой, его мир — идеализированный, основанный на классических представлениях о гармонии и баланс. Его последователи, в основном из Болоньи, известные как болонцы. Школа также разработала спокойный стиль классицизма. категорически против ярко реалистического, темного и драматического стиля Караваджо. Помимо семьи Карраччи, то есть Людовико Карраччи (1555-1619 гг.)) и Агостино Карраччи (1557-1602) – ведущие деятели Болонской школы: Франческо Альбани (1578-1660), Доменикино (Доменико Дзампиери) (1581-1641), Джованни Ланфранко (1582-1647), Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) (1591-1666) и Гвидо Рени (1575-1642), все они внесли важный вклад в развитие живописи барокко 17 века в Рим, Венеция и Неаполь. (См., например, Живопись в Неаполе.)

Безусловно, самая классическая версия Annibale. Последователем Карраччи был Доменикино (1581-1641). Его фреска картины в Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме отличаются простотой и строгостью. чего не хватает в более чувственных и сентиментальных произведениях других, таких как Гвидо Рени (1575-1642). Этот более спокойный стиль живописи очень восхищался высокоинтеллектуальным французским художником-классиком, Николя Пуссен (1594-1665). Смотрите также работы Карло Маратта (1625-1713), ставший ведущим художником эпохи барокко в Риме. после смерти Бернини. Одна из важнейших категорий искусства. разработанный «классическими» художниками 17 века. пейзаж. В Аннибале Карраччи Рейс в Египет (1604) цифры были полностью ошеломлен пейзажем, который, хотя и содержит много натуралистических детали, представляет собой строго упорядоченное и выверенное видение природы. Эта работа имел решающее значение для развития идеального пейзажа, типа живописи особенно связан с французскими художниками Пуссеном и Клодом. Лоррена (1600–1682 гг.), которая стала наиболее распространенной формой пейзажа. живопись, сохранившаяся до 19век.

 

Караваджо Натурализм

Для сравнения, Караваджо (1571-1610), родился недалеко от Бергамо в Италии, при жизни был весьма противоречивым человеком. фигура. Жестокий человек, тем не менее, он был энергичным, продуктивным и чрезвычайно влиятельный художник, чей фирменный стиль – известный как караваджизм. – подражали художники по всей Европе. Вдохновленный его творческим использованием из светотень и более театральный тенебризм , его многочисленные последователи известны как Караваджисти и включают в себя таких мастера как Рембрандт (1606-1669) и Веласкес (1599-1660). Он был особенно влиятельным в Неаполе – см. Караваджо. в Неаполе – и на Неаполитанском Школа живописи на примере Баттистелло Караччоло (1578-1635), Джузепе Рибера (1591-1652) и др.

На протяжении большей части своей трудовой жизни Караваджо скрывался от закона или другой власти, которую он оскорбил, и, в последний год его короткой жизни, он был оставлен умирать в переулке в Неаполе, где его настиг один из врагов. Он редко оставался более нескольких месяцев на одном месте – к счастью, он был быстрым и беглым художник. Несмотря на эту пламенную жизнь, его творчество с самого начала было оригинальным и революционный. Отвергая симпатичный идеализм обоих переупакованных Карраччи В искусстве эпохи Возрождения, как и в маньеризме, Караваджо использовал обычную работу люди как модели для Христа, Богородицы и святых. Например, в Призыв святого Матфея (около 1600 г.) он изображает явление Христа святому в таверне, а в году Смерть Богородицы (1606 г.), Мария создана по образцу уличной проститутки. Чтобы узнать о других натуралистических сценах, см. Также Ужин. в Эммаусе (1601), Распятие Святого Петра (1601) и Мученичество святого Матфея (1600). «Уличный натурализм» Караваджо. идеально соответствовал призыву Рима к большему реализму в католической Искусство контрреформации, хотя консервативные деятели считали творчество Караваджо конкретная марка реализма зашла слишком далеко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *