9.Просветительский классицизм.
Просветительский классицизм стремился максимально усилить индивидуальность и личностное начало. В литературе – роман, в архитектуре – реализм, стремление к научному эксперименту
Черты просветительского классицизма еще более отчетливо проступают в так называемом «революционном классицизме», возникшем во Франции в годы буржуазной революции конца века. Философская трагедия здесь сменяется политической, аналогии с современностью еще более откровенны, а борьба против «старого режима» дополняется идеей «народного блага». Для «революционного классицизма» характерно и более органичное, чем прежде, освоение античной темы, причем писатели обращаются преимущественно к истории не императорского, а республиканского Рима.
Расцвет просветительского реализма относится к зрелому этапу Просвещения. Выдвигая, как и классицисты, принцип «подражания природе», писатели-реалисты истолковывали его гораздо шире своих предшественников. Этот принцип, хотя и истолковывался в духе метафизического материализма, означал вместе с тем признание, во-первых, способности искусства достоверно воспроизводить реальность; во-вторых, необходимости изображать в художественных произведениях все сферы действительности – и высокие, и низкие; в-третьих, огромной преобразующей роли искусства в жизни человека и общества.
Характерной особенностью просветительского реализма является предпочтение современности как объекта изображения. При этом социальная и географическая среда и сам человек получают здесь гораздо более детализированное конкретно-историческое воплощение, чем в ренессансной и барочной литературе.
Просветительский реализм решительно отвергает иерархию жанров; появляются новые жанры, взрывающие классицистские каноны, например мещанская трагедия и драма, «слезная комедия».
На первый план выдвигается роман, понимаемый как «эпос частной жизни» и обогащающийся многими новыми жанровыми разновидностями. Именно в романе с особой полнотой раскрывается универсальный, всеобъемлющий характер социальной критики в просветительском реализме. В нерасторжимом единстве здесь предстают отрицание всех тех сторон жизни общества и поведения человека, которые не соответствуют требованиям разума и чувства («естественной природы»), и утверждение просветительской нормы как позитивной программы. С этим связаны и такие важные особенности просветительского реализма, как оптимистическая вера в торжество здорового нравственного начала, откровенная тенденциозность, демократизм в выборе героя.
Англия XVIII века стала родиной просветительского романа. Впервые столь систематически и настойчиво писатели обращаются к изображению судьбы рядового человека, обнаруживая в нем неистощимые запасы человечности, благородства, нравственной стойкости. При этом характер героя дается во взаимодействии с окружающей его общественной средой. В просветительском романе характер героя нередко представлен в эволюции под воздействием различных жизненных перипетий. Подобное динамичное восприятие человеческого характера и породило просветительский жанр «воспитательного» романа.
Просветительский классицизм — направление во французской литературе XVIII века, развивающие основные принципы классицизма XVII века в новых исторических условиях. Просветительский классицизм становится господствующим направлением просветительской литературы.
Как и в XVII веке, основным жанром классицизма остается трагедия. Но трагедия Вольтера качественно отличается от трагедий Корнеля и Расина. Если в трагедиях XVII века обычно утверждалась идея абсолютной монархии, то в просветительской трагедии основными становятся мотивы борьбы против тирании неограниченной монархической власти за парламентские и даже республиканские формы правления, а также борьбы против религиозного фанатизма за веротерпимость и торжество Разума.
В трагедии усиливается философское начало, она шире реализует принцип живописности, начинается постепенный процесс «шекспиризации» трагедии.Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.
К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в К. скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии).
Принципы рационализма, соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики К. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип “подражание природе”, классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания — искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Поэтому разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало “высокомерное” по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Эстетической ценностью для К. обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении К. стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение каких-либо социальных или духовных сил).
Классицизм XVII века в Англии
Классицизм как часть архитектуры
Определение 1
Классицизм – стиль, широко распространенный в европейской культуре XVII – XIX веков.
Стоит заметить, что Англия не является страной, особо приверженной классицизму в отличии, например, от России или Франции, однако можно привести огромное количество английских памятников архитектуры классицизма XVII века, к числу которых относятся:
- часовня Эммануэль-колледжа в университете Кэмбридж;
- здание морского госпиталя в Гринвиче;
- библиотека Рена в университете Кэмбридж.
В классицизме категорически отвергаются округлые вычурные формы барокко. Эталоны гармонии, строгости и монументальности в этом направлении являются преимущественными.
Рисунок 1. Библиотека Рена. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие классицизма в XVII веке
Смена королевской династии в Великобритании XVII века сопровождалась серьезным переломом в строительной отрасли. Значительные политические изменения коснулись в частности и Англии – здесь трон занимают Стюарты.
Привнесение новых веяний в архитектуру классицизма Англии XVII века во многом происходит благодаря архитектору Иниго Джонсу (1573-1652). Он обучается строительному искусству в Италии, после – долгое время работает на короля Дании. После того, как сестра датского короля Анна Датская становится королевой Англии, Иниго Джонс становится придворным архитектором. Талантливый архитектор оправдывает столь высокий чин и успешно применяет навыки, полученные у архитектора Палладио, на английской земле.
После выхода трактата «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио стал одним из наиболее признанных теоретиков в области архитектуры. Издание «Четыре книги об архитектуре» было переведено на многие европейские языки. Английский – не стал исключением. Оно содержало обобщенные выводы по теоретическим и практическим составляющим профессии архитектора того времени, являлось выводом архитектурного опыта автора. Это произведение нередко использовалось в качестве учебника в протестантских странах. Примечательно, что издание архитектора-католика сразу стало знаменем всех противников римской интерпретации барокко в протестантских странах, ведь классическое изложение его архитектурных предпочтений коррелировало произведениям итальянского барокко.
Руководствуясь основными стандартами учения Палладио, Иниго Джонс принимает участие в:
- строительстве Квинс-хаус в Гринвиче;
- реконструкции дворца Уайтхолл после пожара;
- реконструкции часовни Сент-Джеймсского дворца.
Стоит отметить, что в средневековой Европе часто возникали масштабные пожары. В одном из таких пострадало старое помещение собора Св. Павла, которое Иниго Джонс пытался расширить. За четыре дня Великого лондонского пожара в сентябре 1666 г. сгорело две трети города — 13 200 домов, 87 церквей (в том числе кафедральный собор Св. Павла), много общественных зданий. Высвобожденное пожаром место стало полем экспериментов для другого английского архитектора — Кристофера Рена. Его отстранили от работы с Иниго Джонсом после событий английской буржуазной революции 1640—1660 годов.
Замечание 1
Новые буржуазные веяния во власти не могли не отразиться на строительной и архитектурной тематике страны. Строительство собора после политических потрясений было символом внедрения современной инженерной мысли и свидетельством того, что буржуазный слой стремится к величию, пафосу, демонстрации собственной мощи.
Примечательно, что Кристофер Рен, как архитектор, имеет непосредственное отношение к первым упоминаниям о массовом строительстве сакральных сооружений за последние несколько десятков лет на пепелище бушевавших английских пожаров. Кристофером Реном была создана национальная интерпретация классицизма в попытке реализовать новую планировку города на европейский манер. Охарактеризовать эту интерпретацию можно как буржуазно-сдержанную с достаточно свободным применением стоечно-балочной системы.
При всём вышесказанном классицизм Кристофера Рена является весьма компромиссным, сравнимым с барочным классицизмом Франции того же времени. Такое замечание действительно имеет место быть по причине того, что в его сооружения входят барочные силуэты башен, такие как башни собора Святого Павла, а также острые шпили приходских церквей, которые напоминают шатры северных народов Скандинавии. Стоит отметить и характерность масштабности, присущей другим направлениям архитектуры, в сооружении морского госпиталя в Гринвиче. Совокупность торжественности здания и игры объемов конструкций различной величины только подтверждают вышеизложенный вывод. Об архитектуре госпиталя отозвался русский император Петр I, отметив недопустимое великолепие прагматического сооружения.
Рисунок 2. Морской госпиталь в Гринвиче. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности классицизма Англии XVII века
Ключевыми особенностями английских сооружений различного назначения (общественные и жилые), строившихся для различных слоев населения, можно назвать такие признаки, как прямоугольный план, симметричная планировка фасада, значительная высота парадного этажа и небольшая –верхнего. Входы и выходы в здания выделялись так называемыми портиками – крытыми галереями различных размеров, перекрытие которых опирается по поддерживающим его колоннам. По торцам здания, как правило, размещались по два флигеля, которые соединялись с основным зданием при помощи крытой колоннады, имеющей полукруглую форму в плане.
Классицизм в Англии XVII века включал в себя новые черты идеологии восходящей в то время буржуазии, которая вела борьбу за расширение производительных сил и устойчивый рынок. Такой рационалистический подход, несомненно, переносился и на область искусства и архитектуры, которым были свойственны все вышеизложенные аспекты классицизма.
ИСКУССТВО XVII ВЕКА между барокко и классицизмом
, Школы и периоды
Понять искусство XVII века означает открыть для себя два великих художественных течения: барокко и классицизм.
Два разных способа общаться и создавать искусство, которые я объясню в этом посте.
Искусство XVII века
Караваджо. Мальчик с корзиной фруктов
Искусство 17 го века включает произведения художников, которые были великими новаторами.
После поста, посвященного Искусство в 16 веке , продолжу описание того, что произошло в следующем веке, составив список особенностей искусства в 17 м век и его главные художники .
ИСКУССТВО XVII ВЕКА: ХУДОЖНИКИ
В течение 17 века выделялись некоторые художественные личности, навсегда изменившие историю итальянского и европейского искусства.
В начале века в Риме одновременно работали два великих художника: Аннибале Карраччи, , работавший над украшением Галереи Фарнезе и Караваджо , расписывавший картины в капелле Контарелли. в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Карраччи в своем стиле обобщает самые важные завоевания эпохи Возрождения, но придает своим картинам оптическую иллюзию, которую можно достичь только интеграцией архитектуры, живописи и скульптуры. Караваджо не создает иллюзии перспективы, но в своих сказках и портретах создает мрачную и мрачную атмосферу, где настоящим действующим лицом является контраст между светом и тьмой. Они не могут быть более разными!
Карраччи основал школу , а его помощники (включая, например, Доменикино и Гвидо Рени) доминировали в художественной комиссии до середины 17 века; Караваджо , вместо этого не нашел школы, но его последователи и почитатели (например, Орацио и Артемизия Джентилески и Валантен де Баулонь) будут использовать его стиль в своих картинах.
ИСКУССТВО XVII ВЕКА МЕЖДУ КЛАССИЗМОМ И БАРОККО
Искусство 17 века характеризуется не только великими художниками, но и рождением двух очень важных художественных течений: классицизма и барокко.
Барокко находит свое наивысшее выражение в работах Джан Лоренцо Бернини, который может представить то, что могут понять только чувства: желание, страх, насилие, боль, экстаз и чувственность.
Бернини и художники Барочное искусство были способны придать форму тому, что нельзя объяснить, а только прочувствовать.
Классицизм , напротив, является чистой красотой и выдвигает на первый план разум вместо чувств, создавая прекрасные произведения искусства без недостатков, где эмоции контролируются, а ориентиром является классическое искусство.
Аполлон и Дафна работы Бернини
ИСКУССТВО XVII ВЕКА: КОЛЛЕКЦИИ ИСКУССТВ
Галерея Фарнезе , которой посвятил себя Аннибале Карраччи, станет важной художественной мастерской для искусства 17 века0 0 а также модель для будущих художественных галерей, которые стоят у истоков современных музеев.
На самом деле, в 17 веке многие меценаты и коллекционеры произведений искусства были готовы потратить много денег, чтобы заказывать художникам своего времени произведения искусства, которые будут выставлены в их галереях, небольших помещениях или дворцах, полностью занятых их коллекциями. Среди наиболее важных галерей мы должны помнить галерею Фарнезе, коллекцию Альдобрандини, галерею Боргезе, галерею Дориа Памфилий, галерею Медичи во Флоренции, галерею Савойя в Турине и коллекцию Федерико Борромео в Милане.