- Классицизм XVII века. Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы
- Литература эпохи Возрождения. Ренессансный классицизм
- Западноевропейская литература XVII века
- Западноевропейская литература эпохи Просвещения.
- Изображение человека в литературе европейского классицизма XVII века
- Не срослось: литература XVII века
- Книжная поэзия XVII — первой трети XVIII века
- В. Кожинов Из «Книги о русской лирической поэзии XX века» Лирика середины века
- Глава 2.
- XVII
- [XVII–XIX]
- [XVII]
- XVII
- Классицизм как художественный метод
- Литература XVII века. Классицизм и барокко
- Просветительский классицизм
- Классицизм в искусстве Франции XVII века
- ИСКУССТВО XVII ВЕКА между барокко и классицизмом
- Барокко и классицизм – искусство Франции 17-18 веков
Классицизм XVII века. Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы
Классицизм XVII века
Я уже говорил вам, что классицизм был продуктивным методом, образовавшим целую художественную систему. Кризис гуманизма заставил сторонников этого метода пересмотреть некоторые взгляды, но не отказаться от самого метода. Метод продолжал существовать, хотя ренессансный классицизм как литературное направление и прекратил свое существование с творчеством последних гуманистов.
Классицисты XVII века продолжали верить в возможность разумного постижения вечных законов природы и применения этих законов к общественной жизни. Ошибку гуманистов они видели в недостаточной последовательности применения рационалистических принципов постижения действительности. Отсюда большая нормативность классицизма XVII века: искусство должно подвергнуть природу тщательному анализу, чтобы выяснить причины и сущность вещей и явлений. И здесь нет места фантазии или художественному произволу. Писатель все должен подвергать суду разума.
Они обязаны и блеском, и ценой —
так заявлял Никола Буало, один из самых авторитетных теоретиков нового направления, считавший, что даже лирическая поэзия не может быть свободной от господства мысли.
Первой, если не основной, задачей искусства классицисты XVII века считали воспитание человека в духе благородства и добродетели. Французский драматург Ж. Расин (автор трагедий «Федра», «Андромаха») говорил: «Страсти изображаются с единственной целью показать, какой они порождают хаос, а порок рисуется красками, которые позволяют тотчас распознать и возненавидеть его уродство. Собственно, это и есть та цель, которую должен перед собою ставить каждый, кто творит для театра».
Те же дидактические цели определяли и стремление авторов изгнать из произведения искусства все, что могло показаться безобразным или вульгарным. Дурные примеры, по их мнению, наиболее опасны, если их преподает искусство.
Вот почему Буало предупреждал:Чуждайтесь низкого: оно всегда уродство,
В простейшем стиле все должно быть благородство.
Но это не означает, что художник или поэт должен изображать только возвышенные предметы. Сама поэзия не должна быть вульгарной, поэт должен ненавидеть порок и изображать его так, чтобы вызвать к нему столь же сильную ненависть у читателя. Такое изображение низменного будет вызывать восхищение. Вот почему Буало оговаривается:
В искусстве воплотясь, и чудище и гад
Нам все же радуют настороженный взгляд:
Нам кисть художника являет превращенье
Предметов мерзостных в предметы восхищенья.
Вместе с искусством классицизма в литературе зазвучали темы высокой гражданственности. Требовалось воспитать не абстрактного человека, а сознательного члена общества, разумного и непреклонного, подчиняющего свои страсти чувству долга перед своим государством и другими людьми. Для того чтобы преимущества такого «разумного человека» проявлялись нагляднее, классицисты использовали приемы
Показывая преимущества и недостатки человеческих качеств, писатели-классицисты стремились заставить читателя заниматься самовоспитанием, критически взглянуть на себя, чтобы быть достойным продолжателем деяний героев высоких классицистских произведений и не уподобиться тем сатирическим персонажам, которые вызывали при чтении лишь смех и презрение. Воспитательными целями объяснялось и стремление классицистов к созданию «чистых» характеров и «чистых» жанров. Одна черта должна была определять характер человека для того, чтобы отношение к нему было однозначным. Ведь если персонаж сочетает в себе низость и благородство, читатель может оправдать его дурные поступки во имя добрых дел, а под воздействием его примера позволить и себе отступить от добродетели.
Не менее важной, по мнению классицистов, была и последовательность воспитательного воздействия. Нельзя попеременно заставлять читателя или зрителя то плакать, то смеяться над одним и тем же произведением, – это мешает человеку глубоко почувствовать и проанализировать причины смеха и слез. Поэтому все жанры делились на высокие и низкие. Высокие жанры давали примеры благородства, добродетели, изображенные в них пороки вызывали не смех, а ужас или возмущение и были связаны с трагическими заблуждениями героев. Высокими жанрами считались трагедия, ода, трактат. Низкие жанры призваны были бичевать пороки, вызывать презрение и ненависть к отрицательным качествам. Низкими жанрами считались комедия, сатира, басня, эпиграмма.
Соответствовать жанру должен был и стиль произведения. Нельзя повествовать о гибели добродетельного человека, пересыпая речь площадными шутками, но нельзя и в патетическом тоне рассказывать о трусливом хвастуне. Высоким жанрам должен соответствовать высокий стиль, из которого изгонялись просторечия, шутки и грубые выражения. Низким жанрам соответствовал низкий стиль, основанный на разговорном языке.
Стремясь к разделению высоких и низких жанров, классицисты в то же время понимали, что с помощью одних только крайностей нельзя показать все многообразие жизни. Поэтому они признавали (хотя и с известными оговорками) существование средних жанров, в которых допускалось смешение трагического и комического, благородного и низкого. К таким жанрам относились трагикомедия, послание, аллегория.
Строгое разделение жанров и стилей было вызвано к жизни не только воспитательными, но и эстетическими соображениями. Классицисты, основываясь на теории подражания и требуя создания «правильных», гармонических произведений, хотели избавить искусство от ремесленников и дилетантов. Они высоко ценили подлинный талант и своеобразие творчества настоящих художников. Н. Буало подчеркивал:
Природа щедрая талантами цветет,
Но каждому певцу особый дар дает.
Борьбе за установление господства подлинного искусства в театре были посвящены и общеизвестные три единства, обязательные для классицистской драмы: единство места, единство времени и единство действия.
Причем все эти классицистские правила были не изобретением теоретиков, навязываемым писателям, но рождались в недрах художественного творчества наиболее крупных художников-классицистов и были направлены против дурного вкуса в искусстве, против пустой развлекательности.
Классицисты считали, что правила не могут помешать подлинно талантливому писателю создать значительное произведение. Но они станут препятствием для тех, кто с помощью внешних эффектов вызывает минутный восторг публики, развращая ее вкус и не прививая благородных качеств.
В целом классицизм был чрезвычайно важным и плодотворным литературным направлением, способствовавшим дальнейшему развитию литературы и усилению в ней мотивов гражданственности и героизма. Классицизм также в немалой степени способствовал воздействию литературы на публику, через сатиру расширяя борьбу с человеческими пороками. Не поднимаясь еще до критики социальных основ феодально-буржуазного строя, классицизм XVII века тем не менее выразил свое негативное, критическое отношение к современности, сосредоточившись в основном на этических нормах личности.
А теперь попытайтесь самостоятельно составить таблицу, в которой покажите общие черты классицизма Возрождения и классицизма XVII века, а также различия этих двух литературных направлений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Литература эпохи Возрождения. Ренессансный классицизм
Литература эпохи Возрождения. Ренессансный классицизм Изучая историю, вы уже узнали, что Новое время, сменившее эпоху феодализма в развитии европейской цивилизации, наступило в XVII веке и ознаменовалось Английской буржуазной революцией. Однако в истории культуры эпоха
Западноевропейская литература XVII века
Западноевропейская литература XVII века XVII век – это особая эпоха в эстетической жизни европейского общества. По-своему он противоречив: неся на себе ярко выраженный отпечаток кризиса гуманистических идеалов эпохи Возрождения, он в то же время мучительно ищет способы
Западноевропейская литература эпохи Просвещения.
Просветительский классицизмЗападноевропейская литература эпохи Просвещения. Просветительский классицизм XVIII век в истории литературы часто называют «эпохой Просвещения». Хотя в конце столетия проявились новые, довольно сложные литературные тенденции, именно Просвещение как наиболее
Изображение человека в литературе европейского классицизма XVII века
Изображение человека в литературе европейского классицизма XVII века Новые литературные идеи эпохи Возрождения не могли воплотиться в реальную жизнь. Разочарование в учениях гуманистов приводит к весьма существенным изменениям в изображении классицистских
Не срослось: литература XVII века
Не срослось: литература XVII века Древнерусская литература была литературой средневековья. Существовала она с XI по XVI век. А вот литературу XVII века часто называют литературой переходного периода. XVII век был действительно переходным. Это был переход от Средневековья кКнижная поэзия XVII — первой трети XVIII века
Книжная поэзия XVII — первой трети XVIII века И. М. Катырев-Ростовский (? — ок. 1640) 3. Начало виршем, мятежным вещем Сих же разумом прочитаем И слагателя книги сея потом уразумеваем. Изложенна бысть сия летописная книга О похождении чюдовскаго мниха, Поне же бо он бысть убогий
В. Кожинов Из «Книги о русской лирической поэзии XX века» Лирика середины века
В. Кожинов Из «Книги о русской лирической поэзии XX века» Лирика середины века <…> В 40-х годах начинает уже активно складываться просветительская литература, оттеснившая барочную литературу с авансцены. А для просветительской литературы лирика малохарактерна; в ней
Глава 2.
Луис де Гонгора и испанская поэзия XVII векаГлава 2. Луис де Гонгора и испанская поэзия XVII века Основоположником и крупнейшим представителем культистского направления в испанской барочной поэзии был Луис де Гонгора, по имени которого, как уже было сказано, это направление называют также гонгоризмом.Луис
XVII
XVII Так проповедовал Евгений. Сквозь слез не видя ничего, Едва дыша, без возражений, 4 Татьяна слушала его. Он подал руку ей. Печально (Как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, 8 Головкой томною склонясь; Пошли домой вкруг огорода; Явились вместе, и никто Не вздумал
[XVII–XIX]
[XVII–XIX] Эти строфы, иллюстрирующие два подвида романтизма, являют собой восхитительное краткое изложение смены литературных мод.Как я уже отмечал (см. коммент. к гл. 6, XXIII, 2), романтизм в своей обобщенной форме восходит к вымышленной Аркадии итальянских и испанских поэтов.
[XVII]
[XVII] Какие б чувства ни таились Тогда во мне – теперь их нет: Они прошли иль изменились… 4 Мир вам, тревоги прошлых лет! В ту пору мне казались нужны Пустыни, волн края жемчужны, И моря шум, и груды скал, 8 И гордой девы идеал, И безыменные страданья… Другие дни, другие
XVII
XVII «И все будут счастливы, — заканчивает Инквизитор, — все миллионы существ, кроме сотни тысяч управляющих ими. Ибо лишь мы, мы, хранящие тайну, только мы будем несчастны. Будут тысячи миллионов счастливых младенцев и сто тысяч страдальцев, взявших на себя проклятие
Классицизм как художественный метод
Классицизм как художественный метод Проблема классицизма вообще и русского классицизма в частности является одной из наиболее дискуссионных проблем современного литературоведения. Не вдаваясь в подробности этой дискуссии[17], постараемся остановиться на тех
Литература XVII века. Классицизм и барокко
Литература XVII века. Классицизм и барокко XVII век явился началом долгого периода Нового времени – эпохи, значительно отличавшейся от Средневековья и Возрождения. Именно в этом столетии происходит становление новой картины мира, возникновение нового мироощущения
Просветительский классицизм
Просветительский классицизм Одним из создателей немецкого просветительского классицизма был драматург и критик Иоганн Кристоф Готшед (Johann Christoph Gottsched, 1700–1766), мировоззрение которого носило рационалистический характер. Он боролся с барочными традициями, уделяя большое
Классицизм в искусстве Франции XVII века
Лекции по истории мировой культуры на musike. ru :
Западноевропейское искусство XVII века
Термин классицизм обычно подразумевает непосредственную связь с античным искусством. Вместе с тем, в самом слове классицизм имеет место слияние исторического термина и оценочного суждения. Под классикой понимают самые лучшие, образцовые, наиболее характерные черты любого жанра, любого этапа в истории искусства.
Классицизм как художественный стиль, ориентирующийся на античность, видел в нем идеальный образец для подражания. Он возник во Франции еще в XVII веке, то есть в то время, когда в других странах господствовало барокко. Ярче всего ранний французский классицизм проявился в архитектуре и драматургии, но также и в живописи (Пуссен), музыке (Люлли).
Подобно искусству Ренессанса классицизм пронизан верой в человеческий разум. Его философской основой стал рационализм Декарта – философия, утверждающая человеческий разум главным средством познания истины.
Художники этого направления не стремились к передаче окружающей их действительности, а создавали поэтически облагороженный мир, где царят идеалы добра, справедливости, высокой морали.
Классицизм придавал огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Он выдвинул нового героя: сильного и мужественного перед жизненными испытаниями, стойко переносящего удары судьбы, способного подчинить личные интересы интересам общества. Главное в классицизме – ориентация на разумное начало, ведь именно разум повелевает человеку исполнить свой долг, а категория долга в эстетике классицизма важнее личного счастья.
Архитектура классицизма близка к античной, что проявилось:
-
в применении ордерной системы;
-
в логичности, ясности планировки;
-
в разумности пропорций, геометризме форм;
-
в отсутствии декоративных излишеств, простоте оформления;
-
в создании дворцово-парковых ансамблей.
В целом классицистские постройки отличаются суровым величием и спокойствием. Самый знаменитый памятник архитектуры классицизма – восточный фасад Лувра (60-е годы XVII века). Архитектор Клод Перро, который достроил здание, возведенное еще в XVI веке. Колоннаду коринфского ордера оттеняют три выступа в виде портиков (в центре и по углам фасада).
У истоков живописи классицизма стоял Никола Пуссен (1594-1665), посвятивший себя изучению античности. Он писал картины на мифологические сюжеты, взятые у Овидия, Торквато Тассо, разрабатывал темы, связанные с библейскими и историческими сюжетами, часто обращался к пейзажу. В пейзаже Пуссен достиг выражения величественной простоты и спокойствия.
Самым популярным автором «идеального пейзажа» стал Клод Лоррен (1604-1682). Образы его картин часто навеяны Библией, поэзией Вергилия, Овидия или средневековым эпосом, но на самом деле они посвящены одной главной теме – отражению внутренней гармонии природы («Асканио и олень»).
Во французской драматургии классицизм дал таких титанов, как Корнель, Расин, Мольер. Корнель и Расин создали лучшие образцы новой классической трагедии, а Мольер – комедии.
В середине XVIII века принципы классицизма преобразовались в духе эстетики Просвещения. Героические оперы Глюка – это классицизм в музыке, а в живописи воплощением классицизма стали полотна Давида.
ИСКУССТВО XVII ВЕКА между барокко и классицизмом
, Школы и периоды
Понять искусство XVII века означает открыть для себя два великих художественных течения: барокко и классицизм.
Два разных способа общаться и создавать искусство, которые я объясню в этом посте.
Искусство XVII века
Караваджо. Мальчик с корзиной фруктов
Искусство 17 го века включает произведения художников, которые были великими новаторами.
После поста, посвященного Искусство в 16 веке , я продолжу описание того, что произошло в следующем веке, составив список особенностей искусства в 17 м век и его главные художники .
ИСКУССТВО XVII ВЕКА: ХУДОЖНИКИ
В течение 17 века выделялись некоторые художественные личности, навсегда изменившие историю итальянского и европейского искусства.
В начале века в Риме одновременно работали два великих художника: Аннибале Карраччи, , работавший над украшением Галереи Фарнезе, и Караваджо , расписывавший картины в Капелле Контарелли. в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Карраччи в своем стиле обобщает самые важные завоевания эпохи Возрождения, но придает своим картинам оптическую иллюзию, которую можно достичь только интеграцией архитектуры, живописи и скульптуры. Караваджо не создает иллюзии перспективы, но в своих сказках и портретах создает мрачную и мрачную атмосферу, где настоящим действующим лицом является контраст между светом и тьмой. Они не могут быть более разными!
Карраччи основал школу , а его помощники (включая, например, Доменикино и Гвидо Рени) доминировали в художественной комиссии до середины 17 века; Караваджо , вместо этого не нашел школы, но его последователи и почитатели (например, Орацио и Артемизия Джентилески и Валантен де Баулонь) будут использовать его стиль в своих картинах.
ИСКУССТВО XVII ВЕКА МЕЖДУ КЛАССИЗМОМ И БАРОККО
Искусство 17 века характеризуется не только великими художниками, но и рождением двух очень важных художественных течений: классицизма и барокко.
Барокко находит свое наивысшее выражение в работах Джан Лоренцо Бернини, который может представить то, что могут понять только чувства: желание, страх, насилие, боль, экстаз и чувственность.
Бернини и художники Барочное искусство были способны придать форму тому, что нельзя объяснить, а только прочувствовать.
Классицизм , напротив, является чистой красотой и выдвигает на первый план разум вместо чувств, создавая прекрасные произведения искусства без недостатков, где эмоции контролируются, а ориентиром является классическое искусство.
Аполлон и Дафна работы Бернини
ИСКУССТВО XVII ВЕКА: КОЛЛЕКЦИИ ИСКУССТВ
Галерея Фарнезе , которой посвятил себя Аннибале Карраччи, станет важной художественной мастерской для искусства 17 века0 0 а также модель для будущих художественных галерей, которые стоят у истоков современных музеев.
На самом деле, в 17 веке многие меценаты и коллекционеры произведений искусства были готовы потратить много денег, чтобы заказывать художникам своего времени произведения искусства, которые будут выставлены в их галереях, небольших помещениях или дворцах, полностью занятых их коллекциями. Среди наиболее важных галерей мы должны помнить галерею Фарнезе, коллекцию Альдобрандини, галерею Боргезе, галерею Дориа Памфилий, галерею Медичи во Флоренции, галерею Савойя в Турине и коллекцию Федерико Борромео в Милане.
Барокко и классицизм – искусство Франции 17-18 веков
About-France.com – тематический путеводитель по Франция
► Вы здесь: Франция ›
Французский искусство и культура ›
История искусства ›
Барокко и рококо
Искусство во Франции – : 1590 – 1790
От классический от барокко до французского рококо
Жорж де Латур – Игроки в кости – Музей Престон Холл – Стоктон
К
К концу 16 века французское Возрождение достигло своего апогея.
конец, когда писатели, мыслители, художники и архитекторы перешли к изучению
новые горизонты. Как и в случае с Ренессансом, новые направления во французском искусстве
изначально были вдохновлены тем, что происходило в Италии. Вот, инновационный
художники уже давно отошли от натурализма Высокого Возрождения
искусство, сначала в более преувеличенный стиль, известный как маньеризм, как
в работах Бронзино или Тинторетто, а затем,
конца 16 века к новому типу экспансивного классицизма, который
позднее стало известно как «искусство барокко»
Барокко не было отходом от Ренессанса
классицизм, это было развитие. В то время,
художники и архитекторы, которых мы сегодня считаем мастерами
Искусство итальянского барокко считало себя живописью и работой в новом
этап классицизма, который подчеркивал эмоции, опасения,
движение и жизненная сила. Барокко был новым классицизмом, преувеличенным
интенсивный свет и тень,
драматические перспективы и иногда обильное использование
цвет.
Видение искусства барокко как перестановки классицизма
иногда требуется прыжок веры, когда смотришь на работы
из
великие художники эпохи барокко Италии, Фландрии или Испании, такие как Караваджо,
Рубенс или Сурбаран. Напротив, большая часть французского барокко полностью
более явно классический, с меньшим количеством выпота, наблюдаемым в
другие части Европы, оставаясь более «классическими» и сдержанными в своем
Развитие идиомы искусства эпохи Возрождения.
Прилагательное «барокко» даже кажется неуместным, когда используется для
Опишите
работы некоторых из величайших французских художников семнадцатого
век, особенно Клод Лоррен и Николя Пуссен; но сидит хорошо
с двумя выдающимися художниками, современниками Караваджо,
Жорж де Латур и Филипп де Шампейн.
Когда-то
называли «французским Караваджо», Латур
(1593-1652), приехавший из Лотарингии,
специализировался на картинах, в основном на небольших полотнах, изображающих интимные
сцены при свечах с интенсивным светом и тенью. Напротив,
Филипп де
Шампейн, родившийся в Брюсселе в 1602 г., работал на большую часть
его жизнь
в Париже, где он был призван написать много крупных религиозных
картины, а также портреты, в том числе несколько кардинала Мазарини.
Его картины на религиозные темы, особенно когда речь идет о
смерть показать всю интенсивность
эмоции, характерные для искусства барокко.
Николя Пуссен – Святое семейство со святой Елизаветой
и Джон
Крестителя – Санкт-Петербург – р.
Эрмитаж
Среди французских художников первой половины XVII в.
век,
тот, с произведениями которого довольно легко ассоциируется слово барокко
был Николя Пуссен.
Родился в
Нормандии в 1593 году Пуссен приехал молодым художником в Париж, где он
проработал несколько лет, прежде чем переехать в Рим в 1624 г. и остаться там
большую часть оставшейся жизни. Он был довольно плодовитым художником,
черпая вдохновение в великих религиозных и классических
темы,
который он интерпретировал в величественном, но интимном стиле, менее экспансивном, чем
произведения его великих итальянских современников, менее далеких от
стиле Высокого Возрождения.
Пуссен разработал собственную теорию живописи.
особенно его идея великого
манера,
мнение, что произведение искусства должно рассказывать историю в самой ясной
возможным способом, не путая вопрос с слишком большим отвлечением
деталь. Таким образом, его искусство отличается от
Основной поток
искусство барокко, в котором обилие деталей часто отвлекает
от основной темы.
Современник Пуссена Клод Лоррен.
(1600-1682), был художником совсем другого типа, чьи работы
должны были вдохновить целый ряд художников-неоклассиков. Для
запись, полезно понимать, что Клод Лоррен находится под несколькими
разными именами: родился в 1600 году в Лотарингии и с рождения известен как Клод Желле. стал известен в мире искусства как просто Клод, или Клод ле Лоррен
(Клод из Лотарингии). По-французски его часто называют Ле Лоррен.
Клод Лоррен – Пасторальная сцена с классическими руинами. Гренобль – Музей изящных искусств
Как и Пуссен, Клод Лоррен большую часть жизни работал
в
Рим, где он специализировался на воображаемых сценах из классической мифологии.
и история. В некотором смысле он был первым великим французским пейзажистом.
художник, убирая элемент пейзажа с фона, где он
был главным, но второстепенным элементом в работах многих художников эпохи Возрождения.
художников, и превращая его в доминирующий элемент картины.
Картины Лоррена, таким образом, вырываются из традиции, потому что они не
изображения людей или событий в случайном пейзаже, но
картины пейзажей или морских пейзажей, которые служат декорацией для
идеализированное изображение случайной истории или события, взятое из
библейского репертуара или из классической мифологии. Лоррейн почти
мистическое изображение идеализированных классических итальянских пейзажей должно было
вдохновляют многих художников не только во Франции — таких, как Орас Верне или
Хьюберта Робера, но также и в Англии и других частях Европы для
следующие сто пятьдесят лет
С двумя величайшими
Французские художники своего времени, работавшие в Риме, меценаты в
Франция
ищет портреты или произведения искусства для церквей, часовен и
замки пользовались услугами большого числа малоизвестных
художники, рисующие часто со значительным мастерством, но как последователи,
а не новаторы, в области искусства. Два имени стоят
среди остальных Шарль Лебрен и Гиацинт Риго.
Чарльз Ле
Брун
(1619 – 1690), учившийся в Риме у Пуссена, считался
Король Людовик XIV был величайшим французским художником всех времен.
по его заказу для монументальных работ и потолков в его дворцах в
Лувр и Версаль. Ле Брун также работал для других
покровители
на проектах в различных замках, таких как Во-ле-Виконт,
где
его работы можно увидеть и сегодня.
Ле Брун тоже был одним из
ключевых фигур в борьбе за официальное признание
лучших художников Франции, идея, которая в конечном итоге привела короля Людовика XIV к
основал в январе 1848 года первую французскую Королевскую академию живописи и
скульптура. С тех пор величайшие художники страны будут
получить официальное признание, что делает Академию
официальный арбитр хорошего искусства.
Гиацинт Риго
(1659 – 1743) был великим художником-портретистом Великого века.
портреты, написанные им во второй половине XVII в.
определили то, как люди видят или воображают великих и
известных людей, которые тяготели к Королю-Солнцу в этот период
Абсолютистская монархия во Франции.
Влияние
Влияние Людовика XIV на искусство в его эпоху нельзя недооценивать. Если второй
часть 17 века не была великим периодом инноваций во французском языке
искусства, в немалой степени это было связано с ролью короля и
своего двора как арбитров моды, стиля и искусства. Художники, которые хотели
прокладывать свой путь в жизни знали, что для этого они должны были следовать в
пути Лебрена или Риго, рисуя портреты для богатых и
украшая свои дома и церкви соответственно богато украшенными полотнами и
фрески в стиле возраста. Только в начале 18-го
века, когда все начало меняться.
Предвестником перемен был Антуан Ватто (1684 г.
– 1721). Родился в Валансьене, городке на границе с Фландрией.
Ватто впервые нашел работу художника в Париже, расписывая копии
Фламандские жанровые картины для буржуазных заказчиков. Позже он стал
самостоятельный художник-жанрист, специализирующийся на театральных сценах. Его
изображения постановочных сельских сцен сильно отличаются от сельских
сцены, написанные Клодом Лорреном; и в то время как элемент ландшафта
остается важным в творчестве Ватто, именно люди являются главным
предмет. С Ватто французское искусство начало движение от величия
искусство барокко к более мелкому и более интимному стилю, известному как
рококо.
Современник Ватто и другой жанр
художником, хотя и совсем не принадлежащим к тому же жанру, был Жан Симеон Шарден.
(1699 – 1779). На Шардена сильно повлияла голландская жанровая живопись.
которая стала популярной во всей Европе, поскольку новый средний класс
и расширяющаяся аристократия искала и заказывала произведения искусства
украшать свои дома. Искусство Шардена нельзя назвать ни барокко, ни рококо, ни
классический; это перекликается с работами таких художников, как Вермеер или Питер де
Hooch, черпая вдохновение из Северной Европы, а не из Италии, из
повседневной жизни и обычных людей, а не из великих моментов истории,
религии или мифологии. Шарден писал натюрморты, бытовые
сцены и портреты простых людей и тем самым помогали двигаться
Французское искусство в новом направлении, которое должно было вдохновить многих французских художников.
уже более века. И Мане, и Сезанн признавали
влияние Шардена на собственное искусство.
И все же, пока французский
искусство вместе с Шарденом продвигалось на новую территорию вне влияния
барокко другие художники следовали за Ватто; в первую очередь среди
это был парижский художник Франсуа
Буше (1703 – 1770), который еще в свое время был
признан мастером искусства рококо.
Плодовитый художник, Буше был и живописцем, и гравером.
хорошо
как дизайнер гобеленов. После принятия во французский королевский
академии в 1731 г. , он пользовался большим спросом как портретист.
получил многочисленные заказы от королевских и аристократических покровителей, большинство
особенно от мадам де Помпадур, номер которой он нарисовал
из
портреты.
Буше окрашен в менее деликатный стиль
чем Ватто, и его творчество гораздо более тематически разнообразно.
Он
написанные жанровые сцены, портреты, религиозные картины, классические сцены
и даже шинуазри, привнося во французское искусство новую чувственность
это чем-то обязано как Рубенсу, так и Тьеполо. В то время как его
портреты мадам де Помпадур, любимой фаворитки Людовика XV.
полностью одетый, Буше преуспел в обнаженных телах, которые по-разному изображались как Венера,
Диана или другие мифологические красавицы.
Его смелое использование
цвет, гораздо менее сдержанный, чем у Ватто, вдохновлял многих
более молодых художников, но вызвал недовольство первого великого французского художественного критика,
Дидро, написавший об одной из своих картин, выставленных в Салоне 1763 года:
«Этот человек — разорение всех молодых честолюбивых художников. Едва ли они
умеют держать кисть и палитру, чем мучают
себя с гирляндами детей, раскрашивая пухлую киноварь
задницы и бросаются во всевозможные экстравагантности
которые не компенсируются ни теплотой, ни оригинальностью,
ни
добротой, ни волшебством своего образца: они просто подражают его
ошибки»
Хотя Дидро критиковал Буше отчасти по
моральных соображений, он с энтузиазмом относился к другому более молодому художнику, Жану-Батисту Грезу (1725 г.
– 1805). Грез стал известен как жанрист в
манера Шардена, специализирующаяся на сентиментальных портретах и сценах
с моралью, которая нравилась Дидро и хорошо
в духе времени.
Грезе
нравоучительные сцены с их стилизованными позами и классическими движениями,
также предвосхищают великие героические подвиги подрастающего поколения
неоклассиков, в частности Давида и Жерара, которые любили морализаторство.
искусства на новый уровень, из интимности семейной сцены и маленьких
жанровой живописи, так и на обширные полотна имперской эпохи,
скоро рассвет
Однако к 1770-м годам Грез пал. ушел из Академии и стал чем-то вроде независимого художника
и гравер, популярный в народе, уже не при истеблишменте
– популярность, которая, несомненно, помогла ему пройти через французскую
Революция невредима.
Классика позднего рококо: Качели, Фрагонар – 1767.
Лондон – коллекция Уоллеса
И вот, наконец, последний великий художник
дореволюционный
эпохи, и последний великий представитель французского искусства рококо, Оноре Фрагонар (1732 – 1806).
После недолгого обучения у Шардена Фрагонар перешел к
работа в мастерской Буше, с которым он чувствовал себя значительно
эмпатия – до такой степени, что Буше позволил ему копировать свои собственные
работает.
После периода, когда он работал в основном
на исторических картинах, интерпретированных с легкостью его рококо
прикосновение, Фрагонар позже стал известен – и сегодня по существу
запомнился – как живописец легкомыслия, рисовавший сцены
аристократия на отдыхе в идеализированных садах или парках или дома
со своими детьми.