Египет в эпоху древнего царства эпоха пирамид: Эпоха Древнего царства

Эпоха Древнего царства

Общий исторический контекст эпохи Древнего царства

Древнейшим государством на территории Северной Африки был Египет. В долине Нила появились первые поселения людей эпохи неолита. В VI – V тыс. до н. э. на территории нынешнего Египта получает развитие земледелие и скотоводство. Египтяне использовали разливы рек, создавали оросительные системы, позволявшие эффективно пользоваться плодородными долинами Нила. Строительство и содержание оросительных каналов требовали значительных затрат и целенаправленной деятельности массы людей. Это привело к созданию т. наз. «номов», которые управляли общественными работами и одновременно осуществляли политическую власть. В IV тысячелетии до нашей эры возникли два египетских государства, враждовавших меж собой: Нижний Египет и Верхний Египет. В нач. III тысячелетия фараон Менес объединил их в одно государство. История единого государства Египет делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет – время институциализации: образования рабовладельческого строя и деспотического государства. Древнее царство характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы.

В эпоху Древнего царства, столицей которого был Мемфис, были построены первые громадные пирамиды, в конце III тысячелетия до нашей эры произошел распад царства на независимые номы. В период Древнего царства (ок. 2800 – 2250 до н.э.) были возведены сотни пирамид, дошедших до настоящего времени либо в виде сохранившихся конструкций, либо в виде каменных нагромождений. Некая цикличность лежит в основе самой египетской истории. За величием имогуществом эпохи Древнего царства, во время которого Египет достигает одной из вершин своего развития, воздвигаются знаменитые пирамиды в Гизе, следует продолжительный период упадка.[1]

О великих пирамидах Гизе написано столько, что в совокупности все экземпляры изданий могли бы выстроиться в столь же величественный монумент. В последнее время на русском языке вышло множество значимых публикаций: М. Э. Матье, Ж.-Ф. Лауэра, X. А. Кинк, Л. Котрелла, В. Замаровского, А. А. Нейхардта, И. А. Шишовой, П. Томпкинса и др. Вообще слово «пирамида» составлено из греческого слова «pyra» в значении огня, света (видимый) и слова «midos» в значение мер (середина), в буквальном переводе – «огонь, который внутри». В те времена пирамиды были облицованы сверхпрочными каменными плитами, меняющими оттенки под лучами солнца.

Система великих пирамид в Гизе – комплекс древних памятников, а именно пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), находящиеся на расстоянии около 8 км по направлению в центр пустыни от старого города Гиза на Ниле, примерно в 25 км к юго-западу от центра Каира. Великие пирамиды были построены фараонами 4 династии в некрополисе древнего Мемфиса в Египте. Пирамида Хеопса называется «Ахет-Хуфу» – «Горизонт Хуфу» («Относящийся к небосклону – (это) Хуфу»).Ее размеры – 230 м. длина основания (146,6 м. – высота). Архитектором этой знаменитой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса, носивший титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более 3000 лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне, Англия, около 1300 года) пирамида Хеопса была самой высокой постройкой. В древности пирамида Хеопса считалась одним из 7 чудес света. Теперь эта пирамида – единственное сохранившееся «чудо света», поэтому не требующее описания ранними историками и поэтами. Пирамида Хефрена (точнее – Хафры) – вторая по величине древнеегипетская пирамида. Построенное предположительно в середине XXVI века до н. э. сооружение высотой в 143,5 м получило название Урт-Хафра («Хафра велик» или «Почитаемый Хафра»). Визуально пирамида Хефрена кажется больше, чем пирамида Хеопса, что является обманом зрения, возникающим из-за того, что её основание находится на более высокой отметке. Пирамида Менкаура (известна также как «Пирамида Микерина») – самая южная, поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе. Вопреки прозвищу «Херу» (высокая), она едва достигает 66 м в высоту, а длина стороны её основания составляет 108,4 м. Её объём составляет десятую часть объема пирамиды Хуфу: это был конец эпохи больших пирамид. Внутренность пирамиды обнаруживает отсутствие единства плана: первоначальные скромные размеры, рассчитанные не на наследника престола, увеличены с его воцарением. Вершина была из красного гранита. Она была двухцветной вплоть до XVI века, пока ее не ограбили мамелюки. Пирамида Менкаура несколько выбивается из общей картины построек в Гизе, и в античности её постройку иногда приписывали не Микерину, а жившей во времена Амасиса II гетере Родопис. Вероятно, ее строительство было закончено в 2505 году до н.э.

Пирамиды имеют правильную геометрическую форму. В их основании лежит квадрат. Поскольку первой была построена пирамида Хеопса, она и определила пропорции всех пирамид Гизе вместе с заупокойными храмами и гигантским сфинксом фараона Хефрена. Пирамиды Египта ориентированы по сторонам света. Общую планировку египетских пирамид отличала строгость и четкость форм. В оформлении внутреннего пространства залов в качестве опор использовались свободно стоящие столбы. Пол пирамиды Хефрена, покрытый белыми известняковыми плитами, хорошо сочетался с розовыми гранитными столбами-четырехгранниками и темно-зелеными статуями фараона, расположившимися вдоль стен. В композицию группы египетских пирамид хорошо вписывался огромный сфинкс фараона Хефрена, возведенный возле его храма. Пирамида Хефрена была последней гигантской усыпальницей фараонов Египта. Поздние правители уже не возводили таких масштабных сооружений.

Общий религиозный контекст древнеегипетской цивилизации

Исследованию религии древних египтян посвящено огромное количество трудов – главным образом, зарубежных авторов. Отдельные ее аспекты освящены в книгах Б. А. Тураева и в ряде статей отечественных египтологов и религиоведов – М. Э. Матье, Ю. Я. Перепелкина, Н. М. Постовской, И. А. Стучевского, Г. П. Францева и др. Но наиболее фундаментальным исследованием остается изданная в 1976 году книга М. А. Коростовцева «Религия Древнего Египта»[2].

Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего царства только фараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то с времен Среднего Царства каждый имел право построить собственную гробницу.

В древнейший период истории египетского государства сверхъестественная природа фараона признавалась максимальной. Властелин, страны в это время и при жизни, и особенно после смерти считался воплощением соколинообразного верховного божества Гора, воплощением даже более великим и могущественным, чем все прочие боги, чье благополучие, в сущности, в значительной мере зависело от щедрот божественного фараона Гора.[3]

Как отмечал Дж. Г. Брэстед, в «Текстах пирамид» умерший фараон представлен в облике сокола, поднимающегося к своему отцу Ра и не только полностью сливающегося с ним, но даже превращающегося в космическую фигуру более величественную, чем сам солнечный бог. В Древнем царстве официальные надписи о фараоновской деятельности полностью отсутствуют; цари были богами слишком высокомерными и слишком могущественными для того, чтобы заботиться о том, чтобы их деяния были сообщены их подданным; их пирамиды были достаточным доказательством их величия.[4].

По мнению В. Хелка, к середине I династии последние остатки древнейших патриархальных отношений уже были преодолены, «к выгоде неограниченного мирового божественного положения царя», который в образе сокола или неба как бы распростерся над миром, защищая Египет своими крыльями.[5]

На протяжении всей истории Египта между богами и фараонами как бы существовал неукоснительно соблюдавшийся нерушимый «договор», основанный на принципе “do ut des” (“даю, чтобы ты дал”), – боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, фараон же, со своей стороны, обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и прочее. Естественно, фараон делал это не единолично; происходил взаимный обмен услугами «между миром богов и Египтом в целом», однако осуществлять миссию посредника между богами и людьми был призван фараон – “богочеловек”. [6]

Итак, следующая теологическая идея была весьма популярна в Древнем царстве: фараон, «средоточие» египетского общества, считался своего рода сосудом, который воспринимает божественную энергию и затем, подобно сияющему солнцу, распространяет ее повсюду.

Культовое значение пирамид

Египтяне всецело воспринимали божественные властные полномочия фараонов. Несмотря на историческую сменяемость династий, оставалась вера в то, что человек, стоящий на вершине социальной пирамиды, обладает ключом от счастья своих подданных. Фундаментальным символом египетского царепоклонства стали великие пирамиды Гиза. Еще со времен историографических наветов Геродота в могущественных пирамидах видели людской монумент нелепому тщеславию и жестокости деспота. Но религиозная подоснова строительства пирамид несколько иная. Еще А. Морэ верно подметил то, что пирамиды, как колоссальные сооружения, рождаются подобно католическим готическим соборам в результате массового религиозно-социального воодушевления. Грандиозные сложности, связанные с возведением геометрически идеальных рукотворных гор, не могли быть преодолены при исключительной помощи насилия. Несчастным строителям необходима идеологическая подпорка для создания пирамид.[7]

У древних египтян был широко распространён культ мёртвых. Согласно их религиозным представлениям, достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. В период Раннего царства начинают складываться принципы древнеегипетского искусства. Ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с поминальным культом. Монументальность и статичность, воплощающие представление о сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие скульптуры и живописи. Основным видом культовой архитектуры этого времени является мастаба – частная гробница в форме усечённой пирамиды с разукрашенным поминальным покоем внутри и склепом под ним.

Итак, в додинастический период в Египте стали распространятся мастаба (араб. «скамья»). Уже тогда сложились основные характеристики данного сооружения: ориентирование на стороны света, связь с первобытными верованиями, и пр. Люди считали, что также как восходит и заходит солнце, так и человек, если положить его лицом или головой на восход или на запад, то он сможет воскреснуть. Затем погребальные помещения также стали ориентировать по сторонам света. Мастаба представляла собой кирпичную надстройку над скрытым под поверхностью захоронением. Надстройка сооружалась иногда из плит известняка. Сверху этот прямоугольник был совершенно плоским. Под этой надстройкой, под землей, находилась погребальная камера с саркофагом. В камеру вела сверху вертикальная шахта глубиной от трех до тридцати метров – вход.

Вскоре на территории Древнего Египта стали появляться небольшие государства, в которых стали править местные цари. Они захотели чем – то выделить свои погребения от погребений своих подданых. Появились так называемые ступенчатые пирамиды. Самая древняя пирамида такого типа – так называемая ступенчатая пирамида основателя III династии Джосера (первая половина III тысячелетия до н. э.) Древнеегипетский зодчий поставил друг на друга шесть мастаба, то есть на большую мастаба ставилась меньшая мастаба, и так было поставлено шесть мастаба. Фараон мог быть доволен, его гробница отличалась от всех других гробниц. Затем неизвестный египетский зодчий догадался заполнить промежутки между мастаба таким образом, что получилась уже известная нам пирамида. Эта форма была удобна еще потому, что при строительстве не требовалось особо трудных расчетов для сохранения устойчивости сооружения. Таким образом, зодчие Древнего царства лишь усовершенствовали форму пирамиды, выравнивая её стены и придавая очертаниям геометрическую ясность и чистоту.

Великие пирамиды в Гизе четко ориентированы по сторонам света. Центры первых двух расположены по одной диагонали, проходящей через северо-западный угол меньшей из них. Вершины юго-восточных углов всех трех пирамид лежат на одной линии. Четкое ориентирование на стороны света факт замечен давно, но интерпретируется самым разнообразным способом, порой не без уклонения в досужий мистицизм. Естественно, что предельно точная направленность пирамиды на стороны света определяется спецификой религиозного мышления египтян, предполагающего духовную взаимосвязь посюстороннего бытия с трансцендентным Космосом. Кроме того, ориентация наклонного хода, ведущего внутрь пирамиды, нацелена к Полярной звезде. Э. Скьяпарелли усматривал в величественном строении симптомы солярного культа. А известный американский египтолог Дж. Брэстед восторженно утверждал, что Великая пирамида есть и свидетельство людского разума, и материальное осуществление смысла суверенной власти. Пропорции египетских пирамид, основанные на «золотом сечении», определяли их главные размеры, в том числе и углы наклона сторон.

Пирамиды в античности и христианском Египте

Одним из семи чудес света слыли у древних греков египетские пирамиды, но на деле они оказались много чудеснее. Остальные шесть «чудес» погибли, а пирамиды стоят незыблемо. Средневековые и позднейшие властители Египта сдирали с них облицовку для своих построек, но разрушить пирамиды было им не под силу. Хотя греко-римские писатели единодушно заверяли, что пирамиды были царскими гробницами, многим впоследствии не верилось, а иным и по сию пору не верится, что это действительно так. Пирамиды принимали за храмы, места тайнодействий, хозяйственные постройки, водяные устройства, сооружения для наблюдения небесных светил, заслоны от песков пустыни, даже просто за игру природы. Иным мерещилось, что у таких необыкновенных сооружений должны были быть и необыкновенные создатели — выходцы из загадочной страны Атлантиды или даже гости из надлунных миров. Пирамиды поражали и поражают людское воображение.[8]

Еще двадцать три века тому назад Иродот («Геродот») рассказал о том, как создавалась самая большая из пирамид. Он побывал в Египте через 2000 лет после предполагаемого строительства пирамид, в V веке до Рождества Христова. Геродот со слов египетских жрецов написал, что она была погребальным сооружением фараона Хеопса. Согласно «отцу истории», над Хеопсовой пирамидой работать было предписано большей части египетского населения. Геродот пишет о 100 тысячах человек, работавших в течение 20 лет на пирамиде Хеопса. Геродот исторически смачно описывал то, каким тяжким грузом легла на плечи народа стройка пирамиды Хеопса. Были закрыты храмы и приостановлены жертвоприношения. Камень, добытый в каменоломнях на восточном берегу Нила, люди должны были волочить к реке. По переправе на судах, на западном берегу камень принимали другие люди и тащили оттуда на нагорье, к месту постройки пирамиды. Работало по сто тысяч человек посменно в течение трех месяцев, так что работа не прерывалась. Десять лет строили каменную дорогу, по которой доставляли камень к пирамиде, саму же ее сооружали двадцать лет. Под землею, как бы на острове, было устроено погребальное помещение, омываемое водами Нила. Надземное сооружение, собственно пирамиду, возводили уступами и по ним, с уступа на уступ, поднимали камень с помощью деревянных приспособлений, расставлявшихся или перемещавшихся по ним по мере продвижения работы.[9] Геродот предположил, что пирамиды строились с помощью деревянных машин, поднимавших блоки с уступа на уступ. Как выглядели эти машины, было неизвестно, по-видимому, и ему самому. 400 лет спустя Диодор Сицилийский предполагал подъем каменных блоков по земляным насыпям.

Завершалась постройка пирамиды – ее облицовка – в обратном порядке сверху вниз с помощью все тех же приспособлений. В надписи на пирамиде было якобы увековечено, сколько денег ушло на овощи для стола строителей, – тысяча талантов серебра. Исключить возможность применения подъемных деревянных приспособлений никак нельзя: на камнях пирамид, в частности самой большой, встречаются выемки, за которые эти глыбы можно было подцепить и поднять, а также выступы, на которые можно было накинуть веревку. Тем не менее, возле пирамид, правда, не трех великих, находим следы более грубых приспособлений: остатки наклонных плоскостей, по которым втаскивали наверх глыбы камня. О применении уклонов при постройке пирамид говорили, впрочем, и некоторые греко-римские писатели – Диодор и Плиний Старший. Никаких 1600 талантов серебра на овощи строителям пойти не могло, потому что серебряного денежного обращения тогда в Египте не существовало. Итак, древнегреческая повесть о постройке пирамид оставляет много загадок. Обильные погрешности набрасывают тень сомнения на всю ее в целом. Если в ней и есть что-нибудь верное, то опознать его можно лишь по совпадению с показаниями египетских памятников.

Пирамиды в исламский период

Со времен языческой античности и христианского периода о великих пирамидах оставлено множество свидетельств. В эпоху господства ислама пирамиды считались личными сокровищницами фараонов, где мирно покоятся невероятные богатства, которые алчные мусульманские старатели пытались найти. Об этих, безрезультатных в конечном итоге, поисках медиевистская литература арабов оставила довольно пестрые свидетельства.

Тайны пирамид не давали покоя уже средневековым исследователям. В 820 году багдадский халиф Абу Джафар аль-Ма’мун, армия которого захватила Египет, осуществил первую удачную попытку проникнуть в пирамиду. Абу Джафар аль-Ма’мун был ученым и узнал из древних книг, что пирамида Хеопса – это хранилище знаний некой могучей древней цивилизации. Он надеялся найти там несметные сокровища фараона, но обнаружил лишь слой пыли. Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой. Таким образом, в настоящем туристы попадают внутрь пирамиды через 17 м пролом, который сделал халифАбу Джафар аль-Ма’мун.

Еще в X веке историк Масуди давал мистические трактовку знаменитыцм строениям: египетские пирамиды Гизы, пирамида Хеопса являются не только хранилищем всех знаний древних египтян по вопросам астрономии, искусства и религии, но и содержат в себе «исторические и пророческие предсказания». Автор XII века Кайзи, ссылаясь на услышанные им рассказы, написал, что в пирамиде нашли каменную статую, внутри которой, сняв крышку, обнаружили тело человека, «облаченного в золотую кирасу».

Первоначально пирамида Хеопса была облицована более твердым, чем основные блоки, белым известняком. Верх пирамиды венчал позолоченный камень – пирамидион. Облицовка сияла на Солнце персиковым цветом, словно «сияющее чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». В 1168 г. н. э. арабы разграбили и сожгли Каир. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы построить новые дома. Вход в пирамиду находится на высоте 15,63 метров на северной стороне. Вход образуют каменные плиты, уложенные в виде арки. Эту своеобразную каменную «дверь» упоминает Страбон, побывавший в Египте в I веке н. э. Страбон свидетельствует: на одной из сторон пирамиды находится камень, который можно вынимать, и если камень поднять, тооткрывается извилистый проход к гробнице.

Барон д’Англюр, совершая в 1395 году паломничество к святым местам Ближнего Востока, в описании собственного египетского путешествия сообщает, что на одной из пирамид работали каменщики, которые срывали большие отесанные плиты облицовки и спускали их вниз. Окружающие жители оправдывали эту вандалистскую практику давностью лет: «разбирать облицовку начали еще тысячу лет назад». Другой европейский путешественник (1536 г.) сообщает, что облицовка Великой пирамиды разобрана и ее плиты пошли на постройку моста.

Итак, в эпоху позднего Средневековья, а именно в XIV – XV веках Р. Х., облицовочная поверхность пирамиды Хеопса была содрана и использовалась как материал для построения мечетей и домов. Пирамида поэтому несколько уменьшилась в своих размеров (в высоте было потеряно более 9 м.). О ее первоначальной высоте сейчас дает знать практически незаметная металлическая надстройка, как бы демонстрирующая «исходную» вершину пирамиды.

Пирамиды и современность

Западноевропейские исследователи, паломники и любители-путешественники периода Нового времени, посещавшие священные земли Египта, оставили после себя множество восхищенных описаний Великих пирамид в Гизе. Детализированный экскурс в эти описания можно найти в научно-популярном издании Ж.-Ф. Лауэра «Загадки египетских пирамид»[10]. Англичанин К.-Ф. де Вольней, бывший у египетских громад в 1780-х гг., восторженно писал: «Время и еще больше люди, которые разрушили все памятники древности, были совершенно бессильны перед пирамидами». К столь восторженным отзывам могли бы присоединиться К. Э. Савари, автор «Писем о Египте» (изд. 1785 г.), или активист наполеоновских экспедиций Э. Ф. Жомар, будущий соавтор капитального многотомника «Описания Египта» (изд. в 1809 – 1828 гг.). Ф. Жомар записал о своих впечатлениях так: «…когда вы подойдёте к подошве великой пирамиды, вас охватывает глубокое и сильное волнение, чувство потрясения и подавленности, вызываемые величием и простотой форм, контрастом между человеком и колоссальным творением рук его; глаз не может его охватить, мысль с трудом может объять его…».[11] Но этическое сознание европейцев давало противоречивую оценку этим величественным громадинам; наряду с восторгами относительно колоссальности монумента, слышались едкие социальные возгласы. Тот же К.-Ф. де Вольней взывает к гуманности, утверждая абсурдную сторону строительного замысла: «…для постройки никому не нужной гробницы на протяжении двадцати лет терзали целый народ». Известный немецкий популяризатор истории древних цивилизаций К. Керам был более категоричен: «Тысячи живых приносились в жертву, чтобы один мертвый мог воспользоваться вечным покоем и бессмертием в потустороннем мире». Но это лишь эмоции, перейдем к фактам и трактовкам.

В 1638 г. британский математик и астроном Дж. Гриве исследовал внутренние ходы пирамиды Хеопса и произвел ее первые научные измерения. К сожалению, англичанин несколько ошибся в расчетах; в высоте погрешности не превысили 3 – 4 м., а вот относительно длины основания он ошибся на целых 20 м., что не принижает значение его первых геодезических опытов.

Еще в 1719 г. француз П. Люка, не обладая необходимой доказательной базой, сделал интуитивное предположение о том, что облицовочным материалом пирамид был цемент. В настоящем французский архитектор Ж. Берто повторил данное суждение: египетские пирамиды построены из искусственных блоков. По его версии, древние египтяне умели изготавливать некое подобие цементных блоков – в металлическую форму заливали раствор из песка, дробленого камня и воды. И швы между блоками тоже заделывали раствором. Только так, по мнению архитектора, в те времена можно было достичь эффекта монолита. Недавно, в 80-х гг. XX в. французский химик, профессор Бернского университета Иосиф Давидович, анализируя химический состав «монолитов», из которых сложены пирамиды, высказал сходное предположение, что «они изготовлены из бетона».

Американский инженер Буш высказал суждение, что каменные блоки оснащались с двух сторон сегментами и превращались из прямоугольников в цилиндры. Буш успешно испытал свой способ, вкатывая почти трехтонный цилиндр по наклонной плоскости усилиями четырех человек. В 1978 году группа японских энтузиастов пыталась построить всего лишь 11-метровую пирамиду, используя наклонную насыпь и волокуши для подъема каменных блоков, но потерпела неудачу. Насыпь оказалась слишком крутой, чтобы втаскивать по ней волокуши с грузом, и достраивать пирамиду пришлось современной технике.

Англичанин Р. Покок в 1745 г. впервые высказал нетрадиционное для египтологии суждение о происхождении столь величественных монументов: пирамиды суть облицованные каменными плитами горы. Кстати, ныне современная египтология не исключает того, что некоторые массивные скалы-останцы (скалы – остатки древнейших гор, уничтоженных в течение продолжительного времени естественными факторами, как солнце и ветер) среди местных песков Ливийской пустыни были использованы как естественные основания пирамиды. Отсюда предопределен был выбор места будущего строения. Ярым апологетом данной гипотезы является П. Клейтон, утверждавший, что внутри массива пирамиды поднимается «гигантская природная скала неизвестных размеров».

То, что пирамида Хеопса является погребальным сооружением, было аргументировано подтверждено британским ученым Г. Визом в 1837 г., сумевшим достичь каменного «тела» сооружения и оказаться в т. наз. разгрузочных камерах (пространства над погребальным помещением фараона), где были обнаружены иероглифические надписи с именем фараона Хуфу (Хеопса). Кроме того, английский ученый провел детальный замеры пирамиды Хеопса. Угол между каждой из ее граней и плоскостью основания составил 51°51′. Под идентичным углом возведены грани некоторых других пирамид (к примеру, гробница фараона Снофру). Ф. Петри произвел тригонометрическую съемку не только самой пирамиды, но и всего холма Гизы. Петри доказал, что использовался «королевский» локоть, равный 20,63 дюйма, чтобы основание равнялось 440, а высота 280 локтям, тем самым пирамида символизирует шар, так как в ней запечатлено значение числа «пи».

М. Котсуорт вычислил, что размеры пирамиды подходят для расчета шести зимних месяцев, он сделал несколько фотографий тени, по мере того как она становилась короче. К своему удовлетворению, он обнаружил, что ширина плит приближалась к 1,335 метра, и это походило на метки, так как каждый полдень тень становилась короче на 1,335 метра. Таким образом, заключил Котсуорт, «древние жрецы могли путем наблюдений за тенью на мостовой определять точную длину года с погрешностью 0,24219 дня».

Сейид Абдель Азиз, губернатор провинции Гиза, для создания общенационального египетского праздника предложил установить официальную дату начала строительства пирамиды Хеопса. На основании ряда математических и астрономических исследований датой было названо 23 августа 2470 года до н. э. Таким образом, сей день будет национальным днём Гизы, а образ пирамиды декорирует герб этой провинции. Но не следует считать представленную дату неким достоверным хронологическим фактом, по той причине, что египтология не дает унифицированного года начала строительства.[12]

В 1993 г. немецкий инженер и специалист в области робототехники Р. Гантенбринк начал исследования пирамиды Хеопса по просьбе Египетской Организации древностей. Наиболее известная в СМИ попытка исследовать туннели была произведена в 2002 г. с помощью робота. Тогда он просверлил отверстие в одной из каменных плит, оказавшихся на его пути, и обнаружил, что за ней находится пустое пространство. Продвинуться далее роботу не удалось из-за нового препятствия – следующей плиты. В конце 2005 г. египетские исследователи объявили о том, что снова запустят в пирамиду Хеопса в Гизе робота, чтобы основательно выяснить функциональное назначение двух узких шахт, ведущих к вершине сооружения.

Научное изучение великих пирамид в Гизе идет своим ходом при посредстве инновационных исследовательских методов и современной технологии, и поэтому вероятность, что публику обескуражат сенсационные новости, иллюстрирующие новейшие достижения в египтологии, весьма велика.


[1] Толмачева Е. Г. Копты: Египет без фараонов. — М.: Алетейа, 2003. С. 7.

[2] Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

[3] Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор (Из истории древнего Египта эпохи Рамессидов). – М.: Наука, 1984. С. 192.

[4] Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор (Из истории древнего Египта эпохи Рамессидов). – М.: Наука, 1984. С. 192.

[5] Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор (Из истории древнего Египта эпохи Рамессидов). – М.: Наука, 1984. С. 192.

[6] Рак И. В. Мифы Древнего Египта. – Санкт-Петербург, 1993.

[7] Мень А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. – М.: СП “Слово”, 1991. – 462 с., ил.

[8] Перепёлкин Ю. Я. История Древнего Египта: — Общ. ред., вступит, статья и коммент. д. филос. н. А. Л. Вассоевича. – СПб.: «Летний Сад» – Журнал «Нева», 2000. – 560 с, илл

[9] Перепёлкин Ю. Я. История Древнего Египта: — Общ. ред., вступит, статья и коммент. д. филос. н. А. Л. Вассоевича. – СПб.: «Летний Сад» – Журнал «Нева», 2000. – 560 с, илл

[10] См.: Пунин А. Искусство Древнего Египта. Раннее Царство. Древнее Царство. – С.-П.: Азбука-Классика. 2008. С. 23.

[11] Пирамиды в Египте http://atlasmap.ru/index.php/north-africa/667-egypt

[12]Египтяне придумали пирамиде Хеопса день рождения. Lenta.ru (4 августа 2009).

Архитектура Египта. Эпоха Древнего царства (конец IV— III тыс. до н.э.) | Архитектура и Проектирование

Свой наиболее монументальный облик египетская архитектура принимает в эпоху Древнего царства. Отныне политический центр из Верхнего Египта переносится на север, и крупную роль начинает играть город Мемфис, ставший царской резиденцией при фараонах IV — VI династий.

Эпоха Древнего царства есть период максимального развития централизованной деспотии и в то же время период предельного напряжения монументализирующего идеализма в искусстве. Зенит в искании этого стиля — пирамиды IV династии в Гизехе (Гизе). Композиция пирамиды в Древнем царстве точно так же прошла свой длинный путь развития, прежде чем достичь своей монолитной формы в искусстве IV династии.

Наиболее ранним прототипом классических пирамид надо считать архитектуру так называемых мастаб (по-арабски — скамья), представлявших собою надмогильный геометрической формы курган, точнее прямоугольную в основании, усеченную пирамиду с наклоном боковых граней примерно в 75°. Обычно с восточной стороны мастабы имели род ниши, так называемую ложную дверь. Ряд ученых считали мастабу (ныне сохраняющую высоту в 8 м) в Бет-Халлафе непосредственной предшественницей известной ступенчатой пирамиды первого фараона III династии Джосера в Саккара. Мы склонны думать,  что между этими двумя памятниками существует значительное качественное различие.

Если известные элементы стиля (как это нами указывалось выше), характерные для архитектуры Древнего царства, мы встречали даже уже в искусстве архаического периода, то это не означало еще тождественности стиля в целом. Идея репрезентативности в каменном зодчестве эпохи Древнего царства есть новое качество. Высота ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара (конец четвертого — начало третьего тысячелетий до н. э.) — около 60 м. Она сложена из хорошо отполированных цельных кусков камня и в основе представляет собою ту же мастабу с лежащими на ней и все уменьшающимися кверху пятью геометризированными пластами. Самодовлеемость массы, четкость конструкции, абсолютный геометризм композиции не были до этого времени выражены при подобных масштабах с такой подавляющей силой монументальности.

Прирамиды в Гизе (Гизехе)
Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (Гизехе)
Пирамида Джосера. Египет

Дальнейшее развитие композиции пирамиды сводится к сокращению числа «этажей», пока наконец не сглаживается ступенчатость, и пирамида не приобретает монолитную форму. Именно эта замкнутая в себе гигантская геометризированная монолитная форма и создает пафос количественного. Из трех знаменитых монолитных

пирамид в Гизехе (Гизе) фараонов IV династии, Хеопса, Хефрена и Микерина (первая половина третьего тысячелетия до н. э.) самая грандиозная — Хеопса. Усыпальница Снофру в Меидуме и Дашурская пирамида с ее высотой  99 м — промежуточные звенья в эволюции от ступенчатости памятника Джосера к полнейшей монолитности пирамиды Хеопса.


Высота последней пирамиды достигает 148 м. По вычислениям Флиндерса Петри, она сложена из 2 300 000 каменных глыб, весом до 2 ½ т. каждая. По показаниям Геродота, пирамида потребовала работы 100 000 человек в течение 20 лет.

Это — важный сам по себе социальный факт, указывающий на степень и масштабы эксплуатации крестьянского и рабского труда в период зенита развития централизованной деспотии Древнего царства.

Но в этом заложен и ключ к раскрытию образа этой архитектуры. Призванное восславить обоготворенную особу фараона, зодчество это неизбежно должно было принять предельно отвлеченную идеализованную форму, раскрывающую идею классового господства. В пирамиде царит геометризированная масса, она превалирует над остальными слагаемыми стиля. Колоссальная диспропорция заключается между самодовлеемостью массы и пространственным разрешением. Скрытая под пирамидой погребальная камера с окружающими ее другими помещениями и длинными узкими шахтами коридоров ничтожна по сравнению с господством массы.

Параллель со скульптурой того же периода указывает на стилистическое тождество. Лучшим примером может служить статуя Хефрена в Каирском музее. Подчеркивается абсолютная статика предельно конструктивной массы этого памятника. Статуя Хефрена вся расположена в одной плоскости. Это то же, что и в пирамиде, — господство массы над пространством. Каменное зодчество Древнего царства уже почти целиком использовало все те материалы, которые встретятся в искусстве Египта вплоть до нашей эры.

Из мягких пород камня употребляются известняк и песчаник, из твердых — гранит, диорит, порфир, базальт. Весь этот материал добывался в самом Египте. Укажем, например, на красный гранит, систематическое добывание которого в Ассуане началось главным образом с IV династии.

Разбирая композиции пирамид, мы должны помнить, что некогда они были окружены рядом других памятников и что только реконструкция всего этого архитектурного ансамбля могла бы дать полное представление об этой архитектуре. На восток и на запад от Хеопсовой пирамиды мы видим геометрично расположенный целый город мастаб — некрополь ближайших родственников фараона, а также служилой и земельной знати, на протяжении IV и еще V династий сооружавших   свои   гробницы   рядом   с   пирамидой   фараона.   Все   эти мастабы и малые пирамиды не были случайно разбросаны вокруг пирамиды, а располагались геометрично, по прямым линиям. Строгий ритм в чередовании прямоугольно расположенных мастаб вторил конструкции пирамиды, в равной мере как  и гигантский Сфинкс в Гизехе подчеркивал масштаб пирамид.

Раскопки последних лет вокруг упомянутой нами выше пирамиды Джосера дали чрезвычайно много для выяснения плана всего архитектурного ансамбля пирамиды.

Вместе со своим почти утраченным поминальным храмом пирамида занимала площадь в 450 м длины и 270 м ширины. Стена, окаймлявшая весь архитектурный комплекс, была сложена из цельных кусков белого известняка. Самое замечательное здесь, конечно, тот прямоугольный в плане зал с колоннами, который расположен на юго-восток от Большой пирамиды. Продольно вытянутые корабли этого зала дают ту самую раннюю базиликальную форму, которая станет столь характерной в гипостилях эпохи Нового царства. Не только такое раннее разрешение базиликальной композиции интересует нас в этом памятнике, но и столь элегантно данные пропорции колонн с каннелюрами.


Памятник еще не может считаться до конца изученным, во всяком случае ясно, что генезис колонны, и в частности протодорийский ордер, надо, по-видимому, искать до эпохи V династии. Архитектуру всего ансамбля пирамиды Джосера связывают с именем бесспорно выдающегося зодчего Имхотепа.

Что касается поминальных храмов, имевшихся при каждой пирамиде, то об этом виде архитектуры можно судить по сохранившемуся памятнику Хефрена. Поминальный храм Хефрена состоял из двух частей: привратного пилонообразного сооружения, ошибочно называвшегося раньше (также и

Шуази) «Храмом сфинкса», и собственно поминального храма. В обоих случаях — одинаковое внутреннее разрешение пространства: за передним помещением идут два зала— широкий и продольный в форме перевернутой буквы Т. В самом храме за этими залами следует широкий двор со статуями фараона, дальше еще пять глубоких камер, тоже для скульптур. Фасад и стены зала облицованы розовым гранитом. Столбы внутри, разбивающие залы на три нефа, точно так же сделаны из великолепно отполированных цельных кусков гранита. Соотношение высоты к ширине в этих четырехгранных столбах равняется 4:1. Элементы массы в столбе, гладь четких гранитных плоскостей, лишенных какой бы то ни было декорации (полное отсутствие рельефов), позволяют отнести подобный памятник к тому же стилю, что и пирамиду. Лаконизм выражения — основа этого стиля времени правления IV династии (первая половина третьего тысячелетия до н. э.).

В дальнейшем процессе развития стиля эпохи Древнего царства намечается прежде всего отход от подобного лаконизма широких плоскостей. Форма раздробляется, стены начинают покрываться рельефами,  колонна заменяет столб.  Подобную параллель в  пластике представляют собой рельефные циклы из гробницы, например, Ти в Саккара (V династия, середина третьего тысячелетия до н. э.) по сравнению хотя бы с рельефами Хеси-Ра (III династия, начало третьего тысячелетия до н. э.). Стремление к изяществу, к элегантности мягкой линии сменяет сдержанную четкость прежнего искусства. На этой линии поисков стиля времени V династии типично зарождение растительных видов колонн, удержавшихся на всем протяжении развития египетской архитектуры.

Искусство Египта и здесь осталось верным своему основному устремлению. Стебли и бутоны растений, перенесенные в колонны, отнюдь не представляют собой и здесь натуралистической имитации действительности, а ее идеализацию. Из всех видов растительных колонн эпохи V династии (папирусообразная, лотосообразная и пальмовидная колонны) самая грациозная — пальмовидная колонна. Гранитные

колонны храма Саху-Ра, с их тонко стилизованной капителью из отогнутых наружу листьев пальмы, никогда не повторялись в зодчестве с такой предельной грацией.

Для архитектуры V династии интересны храмы, посвященные богу солнца Ра, распространенные в это время в связи с солярными учениями гелиопольских жрецов. Реконструкция подобного храма —Наузир-Ра (середина третьего тысячелетия до н. э.) — дает представление о композиции этих храмов.

От пилонообразного сооружения длинный крытый проход ведет в открытый 100 м длины двор. Здесь, в центре, расположен мастабообразной формы цоколь со стоящим на нем обелиском — символом солнечного божества.

Перед обелиском помещался алтарь. В отличие от архитектуры эпохи Нового царства, обелиск здесь — идейный и композиционный центр. Вместе с тем типично здесь отмеченное выше раздробление формы. Не грандиозность одной монолитной массы, а совокупность нескольких геометризированных форм. Намечается со времени V династии и снижение количественного момента. Высота пирамиды одного из фараонов этой династии Саху-Ра не достигает и 50 м.

Старое Королевство | Мировая цивилизация

Цель обучения

  • Объяснить причины подъема и падения Старого Царства

Ключевые моменты

  • Старое Царство — это название, которое обычно дается периоду, когда Египет рос в сложности и достижениях, начиная с Третьей династии и заканчивая Шестой династией (2686–2181 гг. до н. э.).
  • Королевская столица Египта во времена Древнего Царства находилась в Мемфисе, где первый известный царь Древнего Царства, Джосер, основал свой двор.
  • Во времена Третьей династии ранее независимые древнеегипетские государства стали называться Номами, которыми правил исключительно фараон. Бывшие правители этих штатов впоследствии были вынуждены взять на себя роль губернаторов или иным образом заниматься сбором налогов.
  • Египтяне во время этой династии поклонялись своему фараону как богу и верили, что он обеспечивает стабильность циклов, которые были ответственны за ежегодные разливы Нила. Это наводнение было необходимо для их посевов.
  • Четвертая династия видела множество крупномасштабных строительных проектов при фараонах Сноферу, Хуфу и сыновьях Хуфу Джедефре и Хафре, включая знаменитую пирамиду и Сфинкса в Гизе.
  • Пятая династия ознаменовалась изменениями в религиозных верованиях, в том числе возникновением культа бога солнца Ра и божества Осириса.

Термины

Ра

Бог солнца или верховное египетское божество, почитаемое как создатель всей жизни и обычно изображаемое с головой сокола, несущего солнечный диск.

Осирис

Египетский бог подземного мира, муж и брат Исиды.

Номы

Субнациональное, административное деление Древнего Египта.

номархи

Полуфеодальные правители древнеегипетских провинций.

Старое Царство

Охватывая период с Третьей по Восьмую династии, название, которое обычно дается периоду в 3-м тысячелетии до нашей эры, когда Египет достиг своего первого непрерывного пика сложности и достижений.

Джосер

Древнеегипетский фараон Третьей Династии, основатель Старого Царства.

некрополь

Кладбище, особенно большое, принадлежащее древнему городу.

Снеферу

Царь Четвертой Династии, использовавший наибольшее количество камней при строительстве пирамид.

Старое царство — это название, которое обычно дается периоду от Третьей династии до Шестой династии (2686–2181 гг. до н. э.), когда Египет рос в сложности и достижениях. Старое Царство — это первый из трех периодов так называемого «Царства», которые отмечают высшие точки цивилизации в долине Нила. За это время был создан новый тип пирамиды (ступенька), а также многие другие масштабные строительные проекты, в том числе Сфинкс. Кроме того, торговля стала более распространенной, родились новые религиозные идеи, а сильное централизованное правительство было слегка ослаблено и, наконец, рухнуло.

Царь Египта (еще не названный фараоном) в этот период проживал в новой королевской столице, Мемфисе. Он считался живым богом и, как полагали, обеспечивал ежегодное разлив Нила. Это наводнение было необходимо для роста урожая. Старое царство, пожалуй, наиболее известно большим количеством пирамид, которые были построены как царские захоронения. Таким образом, период Древнего царства часто называют «эпохой пирамид».

Древнее царство Египта также было динамичным периодом в развитии египетского искусства. Скульпторы создавали ранние портреты, первые статуи в натуральную величину, совершенствовали искусство резьбы причудливого рельефного декора. У них было две основные функции: обеспечить упорядоченное существование и победить смерть, сохранив жизнь в загробном мире.

Первым известным королем Старого Царства был Джосер (годы правления 2691-2625 гг. до н.э.) из Третьей династии, который приказал построить ступенчатую пирамиду в некрополе Мемфиса, Саккара. Именно в эту эпоху ранее независимые древнеегипетские государства стали известны как номы и управлялись исключительно царем. Бывшие правители этих государств были вынуждены взять на себя роль губернаторов или сборщиков налогов.

Старое Королевство и его королевская власть достигли апогея при Четвертой Династии, которая началась со Сноферу (2613-2589до нашей эры). Используя больше камней, чем любой другой царь, он построил три пирамиды: Мейдум, Ломаную пирамиду и Красную пирамиду. Он также отправил свои войска на Синай, в Нубию и Ливию и начал торговать кедром с Ливаном.

Снеферу наследовал его (не)знаменитый сын Хуфу (2589-2566 гг. до н.э.), построивший Великую пирамиду в Гизе. После смерти Хуфу один из его сыновей построил вторую пирамиду и Сфинкса в Гизе. Создание этих масштабных проектов требовало централизованного правительства с сильными полномочиями, изощренностью и процветанием. Строителями пирамид были не рабы, а крестьяне, работавшие в сельском хозяйстве в межсезонье, наряду с такими специалистами, как каменотесы, математики и священники. Каждое домашнее хозяйство должно было предоставить рабочего для этих проектов, хотя у богатых могла быть замена.

Пирамида Хуфу в Гизе. Великая пирамида Гизы была построена ок. 2560 г. до н.э., Хуфу во времена Четвертой династии. Он был построен как гробница для Хуфу и строился в течение 20 лет. По современным оценкам, для строительных работ требуется средняя рабочая сила 14 567 человек, а пиковая рабочая сила – 40 000 человек.

Большой Сфинкс Гизы и пирамида Хефрена. Сфинкс — известняковая статуя лежащего мифического существа с телом льва и человеческой головой, которая стоит на плато Гиза на западном берегу Нила в Гизе, Египет. Обычно считается, что это лицо представляет собой лицо короля Хафры.

Последними правителями Четвертой династии были царь Менкаура (2532-2504 гг. до н.э.), построивший самую маленькую пирамиду в Гизе, Шепсескаф (2504-2498 гг. до н.э.) и, возможно, Джедефптах (2498-2496 гг. до н.э.). В этот период проводились военные экспедиции в Ханаан и Нубию, распространяя египетское влияние вдоль Нила на территорию современного Судана.

Пятая династия началась с Усеркафа (2494-2487 гг. до н.э.) и с несколькими религиозными изменениями. Культ бога солнца Ра и храмы, построенные для него, стали приобретать все большее значение во времена Пятой династии. Это уменьшило усилия по строительству пирамид. Появились погребальные молитвы на царских гробницах (так называемые «Тексты пирамид»), и возросло значение культа божества Осириса.

Египтяне начали строить корабли для торговли по морским путям. Товары включали черное дерево, ладан, золото и медь. Они торговали с Ливаном кедром и, возможно, с современным Сомали другими товарами. Корабли были скреплены туго завязанными веревками.

В этот период власть короля и центрального правительства уменьшилась, а власть номархов (региональных губернаторов) возросла. Эти номархи не были частью королевской семьи. Они передавали титул по наследству, создавая таким образом местные династии, которые не находились под контролем короля. Внутренние беспорядки возникли во время и после долгого правления Пепи II (2278–2184 гг. До н.э.) из-за борьбы за престолонаследие и в конечном итоге привели к гражданской войне. Последним ударом стала сильная засуха между 2200-2150 гг. до н.э., которая предотвратила разлив Нила. Голод, конфликты и разруха преследовали Старое Королевство десятилетиями.

Источники

Старый Королевство Египет: Факты и обзор

Западная стена 5-й династии часовни Никаухора и Сехемхатор , 2465-2389 до н.

Третья династия положила начало Древнему Царству в Египте, которое просуществовало примерно до шестой династии, ок. 2686-2181 гг. до н.э. Это был невероятно динамичный период в истории Египта, время, когда многие более ранние практики, концепции и модели превратились в очень влиятельные структуры, которые повлияли на остальную часть истории Египта и руководили ею. Читайте дальше, чтобы узнать больше о династиях Старого царства Египта и достижениях, реализованных в них.

 

Древнее царство Египет Третья династия: переходный период
Сидящая статуя царя Джосера 3-й династии , 2630-11 гг. до н.э., Египетский музей, Каир

 

Четкое разграничение между раннединастическим периодом и старым царством найти довольно сложно, тем более что сами древние египтяне, по-видимому, этого не делали. Тем не менее, большинство современных ученых согласны с тем, что 3-я династия началась с царя по имени Нетджерихет, позже известного как Джосер. Для некоторых эта династия также традиционно включается в период Древнего Египта из-за связи между пирамидой Джосера, первой в истории Египта, и строительными усилиями Четвертой династии.

 

90 028 Ключевые события в монументальном строительстве, политике, религиозных практиках и централизованном правительстве, укоренившемся в Мемфисе, были отходом от прежних путей, что указывало на то, что третья династия ознаменовала начало нового периода в истории Египта. Однако сегодня многие ученые рассматривают 3-ю династию как скорее переходную фазу, связанную ближе с Ранним династическим периодом, чем со Старым царством.

 

Ступенчатая пирамида Джосера
Комплекс пирамид 3-й династии Джосера, построенный Имхотепом , Саккара

 

Погребальный комплекс Джосера, созданный великим зодчим Имхотепом, характерен для культурного и архитектурного развития, происходившего во время его правления. До этого новшества мастабы (гробницы в форме скамеек) и другие постройки строились из сырцового кирпича. Комплекс стал самым ранним каменным сооружением в Египте со ступенчатой ​​пирамидой высотой 205 футов в центре, окруженной храмами, дворами, святынями и жилыми помещениями священников, которые послужили образцом, из которого черпали вдохновение многие проекты будущих династий.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Однако, несмотря на то, что пирамида Джосера была сделана из камня — совершенно новое новшество — в ней все еще использовались раннединастические методы. Имхотеп сложил ряд мастаб друг на друга, чтобы сформировать пирамидальную форму, в отличие от «настоящей» пирамиды. Кроме того, многие культурные, религиозные и политические достижения по-прежнему имели больше общего с раннединастическими методами. Таким образом, мнения ученых по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, к какой эпохе принадлежит эта династия, хотя никто не может отрицать, что это был переходный период, засвидетельствовавший развитие многих техник и нововведений, повлиявших на искусство и архитектуру на протяжении всей остальной истории Египта и даже сегодня.

 

Четвертая династия: Эпоха пирамид
35-мм слайд Пирамиды Хефрена и Сфинкса , 1964 г., Гиза

 

4-я династия считается «золотым веком» древнего Египта. Из-за относительного мира 3-й династии следующая правящая эпоха была временем социального и политического процветания, которое позволяло заниматься более художественным и культурным досугом, включая масштабные строительные проекты. Снеферу, основатель 4-й династии, заказал серию строительных экспериментов, которые привели к эволюции от ступенчатой ​​пирамиды Джосера к «настоящим» пирамидам с гладкими сторонами, которые стали воплощением египетской архитектуры в современной памяти.

 

Пирамиды короля Снефру
Пирамида Мейдума , 4-я династия, Мейдум (слева), Ломаная пирамида , 4-я династия, Дахшур (в центре) и Красная пирамида , 4-я династия, Дашур (справа)

  9 0029

Попытка построить свою первую пирамиду в Мейдуме закончилась катастрофой. Внешний фундамент был сделан из песка, а не из камня, а внутренние слои конструкции имели серьезные дефекты, что поставило под угрозу устойчивость пирамиды и привело к разрушению внешних слоев. Подумайте о кусках льда, падающих с крыши!

 

Вторая пирамида Сноферу в Дахшуре, примерно в 42 километрах (26 милях) от Каира, широко известна как Ломаная пирамида, возможно, потому, что крутизна первоначального угла начала проявлять признаки структурной нестабильности, что вынудило строителей принять более пологий угол, чтобы избежать краха, как у пирамиды Мейдум.

 

Третья пирамида Сноферу имела абсолютный успех, заслужив титул первой настоящей пирамиды Древнего Египта. К сожалению, его пологий наклон позволил грабителям легко украсть внешний корпус из белого известняка, обнажив красный известняк под ним.

 

Пирамиды Гизы
Фотография снимка пирамид Гизы , 1922

 

Король Хуфу, второй правитель 4-й династии, был известен грекам как Хеопс и больше всего известен своей Великой пирамидой в Гизе, единственным из семи чудес древнего мира, сохранившимся до наших дней. До строительства Линкольнского собора в 1311 году нашей эры творение Хуфу было самым высоким рукотворным сооружением на земле!

 

Кроме того, вопреки распространенному мнению, эти пирамиды на самом деле были построены не рабами, а искусными египетскими мастерами и наемными рабочими. Им даже платили обычным жалованьем в виде хлеба и пива! Геродот и греки изображали его жестоким автократом, однако первоисточники показали, что его люди восхищались им. Во время его правления Древний Египет разбогател благодаря военным кампаниям, торговле и строительству плотин.

 

Пирамиды Хуфу (в центре), Хефрена (сзади) и Менкаура (спереди) , 2550-2490 до н.э., Гиза

 

После его смерти ему наследовал Джедефре, его сын, но не его назначенный наследник. После непродолжительного правления, длившегося около 8 лет, на престол взошел его младший брат Хефрен. Его стратегии правления были очень похожи на стратегии его отца; он следовал политике Хуфу и кумовской модели правления. Во время его правления была построена вторая по величине пирамида в дополнение к лежащему льву с его собственным лицом — знаменитому Великому Сфинксу. Хотя эта пирамида кажется выше, чем пирамида Хуфу, на самом деле она была построена на скале на 10 метров (33 фута) выше, чем основание постройки его отца. Остатки внешнего корпуса памятника Хефрена можно увидеть на вершине пирамиды — остальные были либо перепрофилированы для строительства других более поздних памятников, либо украдены.

 

После смерти Хефрена его сын Менкауре стал следующим правителем 4-й династии. Хотя его пирамида (ок. 2490 г. до н.э.) является самой маленькой из трех главных пирамид в Гизе, окружающий погребальный храм был гораздо более сложным, включая часовню, храм в долине, несколько статуй, сам погребальный храм и большой базальтовый саркофаг. . К большому сожалению, гроб был извлечен из пирамиды в конце 1830-х годов и помещен на корабль, который должен был переместиться в Британский музей в Лондоне, но корабль был потерян, и саркофаг Менкаура теперь лежит на дне Средиземного моря.

 

Король Менкаура (Микерин) и его королева , 4-я династия, любезно предоставлено Музеем изящных искусств Бостона

 

В целом, 4-я династия Старого царства Египта испытала общую стандартизацию элементов строительства пирамид. Он также реализовал новые отношения между Ра, главным богом солнца, и королем. Примерно со 2-й династии правитель считался царем из живых царей на земле. В 4-й династии отношения были больше похожи на отношения отца и сына, что подчеркивалось применением титула «Сын Ра», что снижало их статус с бога до сына бога.

 

Тем не менее, в этот момент король все еще был всемогущим и оставался в центре всей государственной политики. Многие из высокопоставленных чиновников были каким-то образом тесно связаны с королем, и многие их мастабы были спланированы вокруг пирамид Гизы, что позволяет предположить, что они создали связь между собой и королем, чтобы попасть в загробную жизнь. Короли тратили огромные ресурсы на строительство этих монументальных архитектурных сооружений, но храмы и святыни все больше становились под контроль жрецов, которые действовали внутри них.

 

Пятая династия Старого Царства Египет: Религиозная экспансия
Голова короля Усеркафа , 5-я династия, Кливлендский художественный музей

 

90 028 Несколько важных социальных и культурных изменений произошли в 5-й династии, которые ознаменовали важный поворотный момент в Египте Древнего Царства. Он был известен распространением солнечного культа Ра. Начиная с Усеркафа, первого царя этой династии, несколько царей носили его имя в своем имени, и они сосредоточили свои монументальные строительные проекты в Абусире на строительстве храмов солнца. Этот тип здания свидетельствовал об уменьшении роли короля. В этот момент в 5-й династии люди поклонялись Ра непосредственно через священство; божественная авторитетная роль царя как прямого представителя бога была уменьшена.

 

Помимо обязанности служить богам, египетские жрецы контролировали налоги, которые поступали через храмы. Со времен правления Нефериркара (ок. 2446-2438 гг. до н.э.) до Ниуссере (ок. 2420-2389 гг. до н.э.) власть этих жрецов росла за счет престола. Хотя царь по-прежнему представлял богов на земле и его титул вызывал определенное уважение, его власть и уважение постепенно ослабевали. В отличие от предыдущей династии, высокопоставленные чиновники 5-й династии постепенно происходили из элитных частных семей, и увеличение размера и сложности их мастаб отражало их влияние.

 

5-я династия Ирукаптах и ​​его семья, 2455-25 гг. до н.э., Бруклинский музей

 

К тому времени, когда предпоследний правитель 5-й династии, Джедкаре Исеси (ок. 2381–2353 гг. до н. э.), взошел на трон, он осознал степень власти жрецов и реформировал бюрократию и духовенство, чтобы поддерживать более стабильную экономику. Он отверг практику строительства храма солнца и сократил количество священников, которые заботились о погребальных комплексах. Он также децентрализовал правительство в Мемфисе, чтобы уменьшить расходы на бюрократию, возникшую во времена 4-й и ранее 5-й династий Древнего Египта. К несчастью для Джедкаре Исеси, этот шаг передал большую власть местным чиновникам. Это привело к передаче большей власти регионам, где местные жрецы уже имели достаточно влияния, чтобы заключать частные сделки с номархами и другими государственными администраторами, что сделало более ранние попытки короля лишить духовенство власти почти неуместными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *