Дворцовый ансамбль в боголюбове – Боголюбово. Боголюбовский архитектурный дворцовый ансамбль. Боголюбово

Содержание

Боголюбово. Боголюбовский архитектурный дворцовый ансамбль. Боголюбово

Боголюбово. Боголюбовский архитектурный дворцовый ансамбль

На территории старинного села Боголюбово, близ Владимира, недалеко от впадения в Клязьму реки Нерль, стоял когда-то окруженный оборонительными сооружениями замок великого князя Андрея Боголюбского, который контролировал водный путь из Суздаля во Владимир. Подчиняя боярскую знать Суздаля и Ростова, князь Андрей закрыл устье клязьменской Нерли, поставив на высоком берегу Клязьмы, у самого слияния волжской и клязьменской Нерли княжеский замок Боголюбов.

В летописях Андрей Боголюбский назван гордецом, каких мало. Со всеми, кого встречал, он вел себя важно, а то и заносчиво, ни перед кем не склонял головы. Был он мужчиной видным, статным, высокого роста и могучего телосложения. Князь держал себя с достоинством и говорил уверенно и властно. Он привык быть первым и как должное воспринимал, что ему покорно повинуются, безропотно выполняя все его распоряжения.

Могила князя сохранилась, и более семидесяти лет назад при изучении его скелета было установлено, что два шейных позвонка князя срослись между собой, и потому, если бы он даже захотел, все равно бы не смог в знак приветствия нагнуть голову. Следовательно, Андрей Боголюбский казался таким неприступным не только из-за своего гордого нрава. Помимо воли он вынужден был держать голову высоко, словно подчеркивая тем самым превосходство на всеми прочими. Андрей Юрьевич – единственный из одиннадцати сыновей Юрия Долгорукого, причисленный церковью к лику святых.

Из киевского Вышгорода князь Андрей вез икону Богоматери, которая чудесным образом остановила княжеский поезд, определив «любимое богом» место постройки замка и посвященных ей храмов. Так гласило «Сказание» о чудесах этой иконы, созданное в княжение Андрея.

Заложенная в 1158 году княжеская резиденция недолго сохраняла свое великолепие – в 1175 году Андрей Боголюбский был убит заговорщиками. В посмертной биографии князя летописец отметил, что Боголюбов был построен князем для себя, что это был каменный замок, напоминавший по своему расположению киевский Вышгород. Далее летописец рассказывал о необыкновенном богатстве и красоте храмов, созданных волей князя с 1158 по 1165 год во Владимире и Боголюбове.

После смерти князя Андрея, в пору многочисленных междоусобиц, войска враждовавших князей-соседей неоднократно грабили и жгли Боголюбово, окончательно утратившее свое значение после нашествия хана Батыя. Впоследствии на этом месте возник Боголюбов монастырь.

За восемьсот пятьдесят лет время стерло с земли замковые стены и здания. В XVIII веке при крушении древнего дворцовского собора уцелела лишь белокаменная лестничная башня с переходом на хоры. Раскопки археологов и работы ученых, прежде всего Н. Н. Воронина, проводившего археологические исследования боголюбовского комплекса, вернули Боголюбову его древнюю славу княжеского города и позволили реконструировать первоначальный вид существовавшего здесь уникального ансамбля, который превзошел и легенды и хвалебные отзывы летописцев.

В восточной части села по краям небольшого четырехугольника, очерченного берегом старой Клязьмы и оврагом с запада, и теперь видны древние валы княжеского города. Со стороны речной пристани они имели белокаменные башни. Фундаменты одной из башен были открыты в обрыве к реке. Подобно Владимиру, княжеский замок сочетал земляные и каменные укрепления с искусственно обводненными рвами.

За стенами Боголюбского замка располагался сложный ансамбль небывалой красоты белокаменного княжеского дворца, где князь Андрей провел остаток жизни и где был убит своими недругами. Центром дворца был златоглавый собор Рождества Богородицы, украшенный, подобно Успенскому собору Владимира, поясом колонок, резными камнями и золоченой медью, которая оковывала западный портал собора. Наружный облик собора был богат и параден. Однако основные усилия художники сосредоточили на внутренней отделке храма.

Пол храма был устлан толстыми плитами меди, в глубине алтаря за алтарной белокаменной преградой поднималась на тонких колонках драгоценная шатровая сень со скульптурным изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи. Великолепные круглые столбы, расписанные под мрамор, несли высоко поднятые княжеские хоры, а выше на огромные лиственные капители столбов опирались своды и светлый барабан главы.

Живописцы из Греции украсили храм фресками, зеленовато-желтая и коричневая гамма которых прекрасно гармонировала с цветными полами хор, вымощенных майоликовой плиткой. На хоры по обыкновению князь приглашал послов и гостей, показывая отсюда им пышное убранство храма, богатство драгоценной утвари и красоту богослужения. Гости удивлялись богатству драгоценной утвари и силе христианского бога русских.

По разным сторонам собора возвышались две квадратные башни с золочеными шатрами кровель. По винтовым лестницам, украшенным живописью, поднимались княжеские гости на переходы к хорам собора. Каменные ступени вели на площадку перехода, откуда сквозь тройную арку окна, открывался прекрасный вид на пристань и пойму реки. На этой лестнице летней ночью 1175 года дети московского боярина Кучки оборвали жизнь великого князя, рискнувшего покуситься на боярские вольности и привилегии.

Князь Андрей был сильным человеком. Даже в пожилом возрасте он мог посоперничать на поле боя с дюжими молодцами, которые ему годились в сыновья. Его дворец хорошо охранялся, и он был спокоен за свою жизнь. Не мог знать князь, что опасаться ему надо не чужеземных врагов, а тех, кто его окружает. Ранее Андрей взял в жены дочь московского боярина Кучки Улиту. С тех пор прошло много времени, и князь считал, что если и была у жены на него обида за смерть отца, то после стольких лет она забылась. К тому же князь приблизил к себе и окружил почетом обоих братьев своей супруги и ни в чем им не отказывал.

Однажды один из братьев совершил тяжкое преступление. И он, и его сестра надеялись, что князь Андрей по-родственному простит ему вину. Но Андрей был непреклонен и велел казнить виновного. И тогда Улита и другой ее брат, которые и без того таили злобу на Андрея за смерть отца, поклялись отомстить и стали готовить заговор. Они переманили на свою сторону ключника князя и еще двадцать человек.

Темной ночью заговорщики, вооруженные мечами и копьями, проникли в княжеский дворец и ворвались в спальню к Андрею. Он хотел схватить меч, который всегда держал возле своего ложа, но ключник заблаговременно выкрал его, и князю нечем было защищаться. Сопротивлялся он сколько мог, пока не упал, изрубленный злодеями до смерти. Рассказ об этой неравной борьбе в душной темноте княжеской спальни сохранился в летописи.

И при жизни, и после смерти об Андрее Юрьевиче шла добрая слава. На Руси его любили и почитали.

Под переходом располагались своды проездов на дворцовую площадь и небольшое помещение для дворцовой стражи. Эта аркада нижнего этажа переходов была украшена рельефами, круглой скульптурой и росписью. Горизонталь пояса колонок, опоясывая храм, башню и переходы, связывала их в единое целое с двухэтажным каменным дворцом.

Через южную башню можно было пройти и на хоры храма, и на переходы к башне южной стены замка. Князь, не спускаясь, мог пройти по амфиладам переходов через хоры собора на крепостную стену. Княжеский двор выглядел очень эффектно. На земле лежали белые плиты мостовой. Огромный и сложный ансамбль дворца, с его скульптурной и красочной декорацией поднимался словно на белом блюде площади, на которой перед южной башней стояла легкая восьмиколонная беседка-киворий, под сводами которой находилась белокаменная чаша для освященной воды.

Это была последняя постройка княжеских зодчих (1165). На одном из камней пьедестала княжеский мастер вырезал свой знак. Великолепный белокаменный княжеский дворец, соединенный переходами с церковью, окружали белокаменные стены (современные, с надвратной церковью – колокольней, относят к XIX веку и проходят примерно по линии старых укреплений). Ближе к валам и в северной части замка в деревянных помещениях располагались службы дворца, склады оружия, конюшни и жилища придворных.

Нижняя часть дворцовой лестничной башни сейчас легко опознается в нижнем четверике колокольни, поставленной в XVIII веке на древнее основание. Единственная в своем роде каменная гражданская постройка домонгольского времени, башня не имеет аналогов в сохранившихся памятниках древнерусской архитектуры, свидетельствуя о ее пышном расцвете на владимирской земле. Двухъярусный аркатурно-колончатый пояс, характер и стиль белокаменной резьбы сближают боголюбовский памятник с его современниками – Успенским и Димитриевским соборами во Владимире.

Собор Рождества Богородицы, соединенный переходом с башней, воздвигнут в 1727 году на фундаменте древнего храма. Представление о богатстве отделки и архитектурном великолепии древнего собора времени Андрея Боголюбского дают экспонируемые в интерьере фрагменты обнаруженной при раскопках фасадной резьбы и открытые археологами мощные фундаменты здания XII века.

В 1866 году на территории монастыря был сооружен массивный пятикупольный собор в неовизантийском стиле. Своим тяжелым объемом он резко контрастирует с остальными зданиями Боголюбова.

Ученые считают, Боголюбовский архитектурный дворцовый ансамбль с успехом выдерживает сравнение с лучшими ансамблями западноевропейского средневековья. В замысле этого замка можно открыть некоторые общие черты феодального строительства, однако ни с чем не сравним его глубоко своеобразный облик, в котором ясно угадываются наследственные черты, восходящие к каменной архитектуре Киева и Новгорода XI – XII веков, к торжественным башням Софии и к богатому опыту строительства деревянных княжеских и царских дворцов, с их сложной живописной композицией теремов и башен, клетей и переходов. На эту глубоко национальную основу легли декоративные приемы романского зодчества, подчеркнувшие самостоятельность и прогрессивность устремлений исторического развития великорусского зодчества.

Храм Покрова на Нерли. В полутора километрах от Боголюбова находится церковь Покрова Богородицы на реке Нерли, которая является одним из самых совершенных и поэтичных творений древнерусских зодчих (1165). Она – первая в мире посвящена празднику Покрова Богородицы, который был учрежден на территории Владимирского княжества в XII веке в честь чудесного события, некогда происшедшего в Царьграде. Даже в Византии по этому поводу не было ни храмов, ни праздника.

По легенде, к городу подошли враги христианской веры, окружили его, грозя уничтожить вместе с жителями. И тогда молившейся в храме Божьем христианин по имени Андрей вознес горячую молитву, обращенную к Пресвятой Богородице, в которой просил Богородицу о спасении и избавления от нависшей беды. Святая заступница откликнулась на мольбу Андрея. Она, подняв над городом белое покрывало, сделала Царьград невидимым. В изумлении смотрели враги туда, где только что возвышались крепкие стены, виднелись дома и церкви. И вдруг все это куда-то исчезло. Пришлось завоевателям уйти ни с чем. Христианский мир не забыл о том, что произошло 14 октября – в день, когда свершилось это чудо. Богородицу славят и благодарят ее.

Как в зеркале, отражается стройный силуэт церкви в стоячей воде Боголюбовской старицы, живописно раскинувшейся среди заливных лугов.

Издалека заметный, белокаменный храм на высокой насыпи был первой вестью для судов, идущих из суздальской земли, о приближении к стольному Владимиру. Согласно летописному рассказу, поход рати Андрея Боголюбского на юго-восточного соседа – Волжскую Булгарию, где обижали русских купцов, закончился успешно, но во время боя был тяжело ранен сын князя Изяслав, скончавшийся по пути на родину. Убитый горем отец решил воздвигнуть храм Пресвятой Богородице за ее покровительство в битве, за победу и одновременно отметить место смерти наследника.

Стройные пропорции храма, устремленные вверх колонки пилястр и узкие прорези окон создают впечатление невесомости. Храм словно парит в воздухе. Общему облику храма вторит изящная белокаменная резьба. На фасадах мастера изобразили царя Давида, играющего на музыкальном инструменте – псалтири, а вокруг музыканта – завороженных чудесными звуками смирных львов, фантастических животных, охраняющих от злых сил. Выразительные маски (по две в боковых пряслах и три в центральном) ритмично вторят дробному аркатурно-колончатому поясу под окнами. До полутора десятков мастеров трудились над фасадными украшениями Покрова на Нерли, найдя редкую по красоте гармонию архитектуры и декора.

Внутри храма мастера создали то же поразительное впечатление полета пространства к светлой вершине главы, легко завершающей здание. К его южной стене примыкала башня, вводившая на хоры и украшенная резными украшениями грифонов и барсов. От нее сохранилась только арка входа, пересекавшая пояс колонок. Башня располагалась ниже храма, она словно спускалась к берегу. Здесь, у стен храма Покрова, останавливали свои суда купцы и послы, ожидая вызова в княжеский замок, который сверкал вдалеке белыми стенами башен и золотом куполов.

Археологические раскопки и архитектурные исследования памятника показали, что холм на берегу старицы – искусственного происхождения. Весеннее половодье давно бы смыло храм, если бы не инженерное искусство строителей XII века и кропотливый труд многих безымянных русских людей. От портала храма к реке вела белокаменная лестница, сам холм, как панцирем, был покрыт известняковой плиткой. Иначе в прошлом выглядел и сам храм – его опоясывала по периметру открытая галерея, с которой можно было попасть на хоры.

Не только пожары, чужеземные захватчики и внутренние междоусобицы наносили неисчислимый вред памятникам зодчества – страдали они и от людского невежества. В 1784 году игумен Боголюбовского монастыря просил разрешения на разборку церкви Покрова на Нерли для того, чтобы соорудить монастырскую колокольню. Духовное начальство дало такое разрешение. И только нехватка денег спасла это чудо архитектуры от гибели. Столетие спустяпри ремонте утерялись некоторые белокаменные рельефы, со стен была сбита штукатурка с фресками, современными собору.

В наше время уникальное творение владимирских мастеров храм Покрова на Нерли вошел в мировую историю как памятник необычайного совершенства архитектурных форм, как поэтический образ в камне, созданный русскими зодчими более восьми веков назад.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Боголюбово – замок князя Андрея

Когда-то здесь, в Боголюбово, что рядом с Владимиром, стоял замок. Возможно это был первый белокаменный замок на Руси. Построен он был великим русским князем Андреем Боголюбским в середине 12 века. Эта цитадель централизованной княжеской власти контролировала водный путь по Клязьме и заодно ремесленный город Владимир – вторую важную столицу русского государства после Киева.
Сейчас здесь расположились грандиозные постройки Свято-Боголюбского монастыря, похожие на видение из далекого прошлого. Они словно эхо белокаменных стен Владимиро-Суздальской Руси.
Ушла далеко на юг река Клязма, исчез замок князя Андрея, но осталось эхо и остатки древнего величия. Вот их то мы сейчас и осмотрим…

От старого русла Клязьмы осталось небольшое озеро, которое создает иллюзию когда-то судоходной реки. Княжий город Боголюбово стоял на высоком берегу, также как сейчас город Владимир.

Этот город был подобен другим княжеским резиденциям – в Вышгороде, что под Киевом, и в Кидекше под Суздалем. Русские князья любили жить отдельно от ремесленного люда и боярских городских усадеб. Другой важной причиной создания подобных замков было желание контролировать водные пути. Недалеко от Боголюбово в Клязьму впадала река Нерль, на этом месте сейчас стоит храм Покрова на Нерли.

Крепость Андрея Боголюбского перекрывала сразу две водные артерии Владимиро-Суздальского княжества. По рекам осуществлялась тогда вся торговля, поэтому выбор этого места был совсем неслучаен – контролируя Клязьму можно было держать под присмотром Владимир, а по Нерли – боярский город Суздаль.

На реконструкции, что висит в местном музее, в церкви Рождества, Боголюбовский замок изображен преимущественно деревянным, что наверно не совсем оправданно. Крупнейший специалист по древнерусской архитектуре Николай Николаевич Воронин, проводивший раскопки в Боголюбове, считал что замок князя Андрея был целиком белокаменным, да и летописец писал, что “град камен именем Боголюбый”, кстати также называется экспозиция музея, расположенного в Рождественской церкви, но почему-то на реконструкции из этого музея, “град камен” не просматривается..

Воронин в 1954 г. обнаружил фундаменты каменных стен даже на западных валах Боголюбова, кстати эти валы сохранились до сих пор. Это подтверждает то, что город имел каменные стены по всему периметру, хотя в это конечно сложно поверить.
Руины белокаменных стен замка, найденные Н.Н. Ворониным. Стены были сложены из крупных блоков и видимо представляли собой величественное зрелище.

Западные валы хорошо сохранились, возможно когда-то здесь стояли белокаменные крепостные стены.

Вал к северу от шоссе Владимир – Нижний Новгород. Воронин считал, что здесь, на пересечении валов и шоссе стояла проездная башня Боголюбова. Здесь действительно вал прерывается, но проблема в том, что западный вал прерывается и несколько севернее, как можно увидеть на дальнейших фото.

На фото ниже, нечто похожее на промежуток между этими валами, возможно здесь были еще одни ворота? А может быть именно здесь был проход в крепость, а не на месте сегодняшнего шоссе? Иначе зачем столько прорех в крепостных валах? Можно конечно допустить, что эту яму вырыл сам Воронин, когда исследовал боголюбовские валы, но проблема в том, что эта прореха присутствует и на его же плане местности, значит она существовала здесь изначально.

Поздняя реконструкция из музея не отображает также северную линию укреплений города, на рисунке стена всего одна, хотя даже поверхностной осмотр валов говорит о том, что в Боголюбове северная сторона была защищена двумя линиями валов. Что само по себе интересно.

Обобщая, можно сказать, что княжеская резиденция в Боголюбове по мощности фортификации не уступала многим известным русским городам-крепостям того времени, типа Переславля или Дмитрова.
Князь Андрей серьезно подходил к вопросу упрочнения своей власти. И надо сказать, что не зря – Боголюбского считают первым русским самовласцем, а Ключевский считал его вообще первым русским (великороссом).
И выглядел он соответствующие, будучи сыном половецкой княжны, Андрей Боголюбский был тюрком как минимум наполовину – об этом свидетельствует реконструкция его облика, сделанная Герасимовым. О “дружбе народов” в его правление указывает и наличие большого числа иноплеменников в окружении. В Средние века понятия национальности практически не существовало, поэтому одна из его жен была булгаркой, а ближний дружинник-ключник Анбал – ясом/осетином, одним из доверенных лиц был кавказский еврей Ефрем Моизич. Эти люди и порешили князя в ночь с 28 на 29 июня 1174 г.  В убийстве Боголюбского присутствовали и местные – бояре Кучковичи, они видимо мстили за своего родственника, убитого отцом Андрея – Юрием Долгоруким.

А начиналось все очень хорошо. Князь Андрей упрочил свою власть на севере – в Суздальском княжестве. Все грандиозное строительство во Владимире и Боголюбове должно было демонстрировать могущество его земли. Для этого Боголюбский не жалел ни времени, ни сил.
Были приглашены мастера из Германии для строительства многочисленных соборов – Успенского во Владимире, Рождества в Боголюбове, Покрова на Нерли. Все эти храмы несут в себе ощутимую романскую стилистику.

Были созданы новые религиозные культы и праздники, например культ Богоматери Владимирской, заступницы Владимиро-Суздальской земли. Для этого из Киева была вывезена икона Богоматери, это действо сопровождалось специальными чудесами, которые создавались попами Микулой и Нестором из Вышгорода и владимирским попом Лазарем. Икона у них “гуляла” по храму, якобы желая быстрее перебраться во Владимир. Именно эта группа приближенных к князю Андрею священнослужителей создала идеологическое обоснование постройки Боголюбовского замка. Скорее всего они же придумали новый христианский праздник – Покрова Богородицы. Праздник был установлен без разрешения киевского митрополита, по личной инициативе князя Андрея Боголюбского.
Примечательно, что возвеличивая своих божеств, князь Андрей карал чужих, в 1169 году, взяв штурмом Киев, он приказал громить и жечь все местные церкви. Суздальские войска вместе с дружественными половцами грабили город два дня, в том числе был разграблен и Софийский собор, был разграблен и сожжен Печерский монастырь. Видимо Боголюбский не без основания усматривал в чужих храмах угрозу собственной религиозной идеологии.

В Боголюбове из всех построек замка уцелел до наших дней только небольшой пролет стены дворца с лестничной башней, также арка, возможно это был главный вход во дворец. И частично сохранилась церковь Рождества, главный храм в крепости. Церковь была разрушена в 18 веке, когда игумен Боголюбовского монастыря приказал растесать в ней большие окна, так как ему было темно в храме – все и рухнуло, уцелела только северная стена и основание. В дальнейшем храм перестроили уже в барочном стиле.

Справа от храма небольшая беседка 17 века на месте похожей, но древней – это был киворий в тени которого стояла чаша со святой водой.

Романские окна и колончатые пояса изобличают в сооружении седую древность.

Именно в этой башне принял свою смерть Святой благоверный князь Андрей Боголюбский.

Убийство Андрея Боголюбского. Древнерусская миниатюра.

Первое покушение на князя произошло в его спальне, в несуществующем сейчас здании дворца, но по какой-то причине заговорщики не довели свое дело до конца, и Боголюбский смог, будучи раненым,сползти по лестнице и затаиться внизу. Но что-то его выдало, и всевластца Руси добили уже окончательно, отрубив руку.
После покушения тело князя лежало в огородах несколько дней, а в это время жители города Боголюбова, всем миром, грабили его дворцы. А грабить там было что…

Четырехстолпный храм Рождества Богородицы когда-то весь блистал золотом, этот эффект создавали начищенные до блеска медные полы храма. Хронисты писали, что некоторые иноземцы переходили из своей веры в православие, увидев роскошества княжеского храма. Но, к сожалению, от былого великолепия мало что осталось.

Четырехликая капитель, возможно это завершение так называемого Богородичного столпа, стоявшего во дворе дворца. Столп был украшен ликами Богородицы и чем то напоминает языческие идолы, например похожий Збручский идол. Так как сейчас есть сомнения в подлинности и древности Збручского идола, можно предположить, что Богородичный столп из Боголюбова, или нечто похожее на него, мог быть прототипом для этой подделки.

Уровень пола древнего храма был на полтора метра ниже нынешнего.

Колоны старого собора были круглыми, что еще раз подтверждает европейское происхождение его зодчих.

Каменный саркофаг 12 века, найденный в Боголюбове.

Сейчас в храме присутствует копия знаменитой иконы Боголюбской Богоматери – той, что явилась князю Андрею, по мнению создателей ее культа во Владимире.

Нынешние фрески церкви появились здесь только в 18 веке.

Это наверно плитки от поздних полов храма.

Очень характерные “когтистые” цоколи фасада церкви Рождества.

Северная, уцелевшая, стена собора, с декоративной маской льва.

Сбоку лестничной башни видна заложенная дверь, когда-то это был в проход в жилые покои Боголюбовского дворца.

Замок в Боголюбово не надолго пережил своего владельца, уже в 1177 году его разграбил Глеб, князь рязанский. А затем крепость штурмом взяли монголы. Но больше всего замок пострадал от смещения центра власти в город Москву – цитадель князя Андрея стала никому не нужна, здесь поселились монахи и начали планомерно разрушать старые стены.

Огромный собор Боголюбской иконы Божьей Матери был построен в 1855-56 гг.

Я прогулялся вдоль южной стены Боголюбского монастыря в надежде найти какие-нибудь остатки стен древнего замка. К сожалению, после титанических трудов братии монастыря по разрушению крепости, вероятность найти хоть что-то равна почти нулю.

Раскопы Николая Воронина с белокаменными блоками из крепостных стен нынешние насельники монастыря забросали отбросами, сейчас на этом месте монастырская свалка. Но как не странно, мне все же повезло)
Я обратил внимание на странные, хорошо обработанные камни, из которых монахи сделали бордюр для дорожки.
Можно с большой степенью вероятности сказать, что эти камни – все, что осталось от дворца князя Андрея…

Четверть какого-то огромного круглого предмета.

Основание колоны

У нас осталось неисследованным еще одно, наверно самое знаменитое строение Андрея Боголюбского – церковь Покрова на Нерли.

Эта церковь находится в паре километров от замка князя Андрея и считается национальным символом России. И надо сказать, оправданно. И по замыслу княжеских зодчих это сооружение должно было символизировать Русскую землю, правда первоначально, символ этот не был таким утонченно-нежным, он скорее поражал своим величием.

Как и почти все храмы Боголюбского, церковь Покрова Богородицы прославляла, созданный им, новый культ Владимирской Божьей Матери. Это было торжественное сооружение, возведенное на пятиметровом искусственном кургане, обложенном снаружи белокаменными плитами.

В середине 20-ого века Воронин раскопал основание церкви и обнаружил каменный панцирь монументального сооружения.

Если можно было бы убрать землю этого кургана, храм выглядел бы высокой башней, так как под землю он уходил немногим меньше, чем его фасады возвышаются над поверхностью.

Когда-то храм Покрова на Нерли имел внешние галереи, обильно украшенные каменной резьбой.
Грифон, найденный при раскопках около церкви, он был частью убранства ее внешних галерей. Сейчас он находится в Историческом музее г. Владимира.

Реконструкция храма Покрова на Нерли по Н.Н. Воронину.

По замыслу древних зодчих торговые корабли, следующие во Владимирскую Русь по Нерли и Клязьме, должны были проплывать мимо этого величественного символа.

При постройке Покрова на Нерли, как и других храмов Андрея Боголюбского, кроме западных мастеров (их кстати послал князю сам Фридрих Барбаросса) были задействованы скорее всего и каменщики из Волжской Булгарии. Дело в том, что сама церковь возможно является памятником победоносному походу Андрея на булгар, во время которого князь обязал их данью – булгары должны были поставлять камень для его широкомасштабного строительства. Возможно, что вместе с камнем булгары поставляли и каменщиков, которых на Руси в 12 веке явно не хватало.

Резные изображения на фасаде храма. Основной сюжет здесь – Давид псалмопевец в окружении зверей. Ниже изображены три женские маски – это характерная особенность всех богородичных храмов Андрея Боголюбского. Волосы этих женщин заплетены в косы, что должно свидетельствовать о их девственности, так как это прическа девушек на Руси.

А это изображение на стене трактуется, как грифон, несущий лань. Хотя, лично мне кажется, что грифон делает с ланью нечто другое:)

Ну что, интересно, да?

Здесь же изображения инопланетян, без них тут никак нельзя.

Несмотря на усилия братии Боголюбовского монастыря по уничтожению всего наследия князя Андрея, храм Покрова на Нерли устоял. В 1784 году местный игумен хотел разобрать церковь, но подрядчик заломил ему слишком большую цену за разбор старого храма. Но в 1877 году другой игумен все же отыгрался, прежде, чем церковь взяли под охрану власти, он успел соскоблить, оставшиеся в барабане и куполе храма фрески. Теперь внутри церкви практически ничего нет.

Другие мои посты, посвященные древним русским городам:
Древний волжский город Тутаев
Фрески новгородских церквей 14-15 веков.
Древние храмы Торговой стороны в Новгороде.
Господин Великий Новгород и его храмы.
Псков – Средний город и Завеличье.
Фрески Спасо-Преображенского собора во Пскове.
Древние церкви Пскова.
Псковский кремль

maximus101.livejournal.com

Боголюбово. Дворцовый ансамбль

К оглавлению книги П.А. Раппопорт «Русская архитектура X-XIII вв.»

В современном с. Боголюбове (в 10 км от г. Владимира) сохранились остатки древнего дворцового комплекса. Летопись сообщает, что этот комплекс был построен Андреем Боголюбским: «Создал же бяшеть собе город камен именем Боголюбый … и церковь преславну святыя Богородица Рожества посреде города камену созда в Боголюбом и удиви ю паче всих церквпй» [ИЛ, 6683]. В Новгородской 4-й летописи указана точная дата строительства — 1158 г.: «И град заложи Боголюбивое» [ПСРЛ, IV, с. 10 — 6666]. В кратком «Летописце» имеется перечень сооружений, возведенных в Боголюбове: «И постави две церкви камены, и ворота камены, и палаты» [Виноградов А. История кафедрального Успенского собора. Владимир, 1905, с. 71]. В более позднем Житии князя Андрея отмечено, что над воротами находилась церковь Андрея Первозванного, и упомянута еще одна церковь — Леонтия, при которой был основан монастырь [Доброхотов В. Древний Боголюбов — город и монастырь с его окрестностями. М., 1852, с. 70].

[adsense]

По-видимому, уже в XIII в. дворцовый ансамбль полностью перешел в ведение монастыря. Ансамбль был, очевидно, сильно поврежден во время монголо-татарского вторжения и после этого начал постепенно ветшать. Значительная часть сооружений, и в первую очередь оборонительные стены, башни, ворота, была окончательно разобрана во второй половине XVIII в. Дворцовый собор существовал до конца XVII в., когда были выломаны его хоры и растесаны окна, после чего здание стало быстро разрушаться и в 1722 г. рухнуло. В середине XVIII в. на месте уничтоженного собора была построена новая церковь. В настоящее время от древнего ансамбля сохранились лишь лестничная башня и арочный переход, который вел из башни на хоры собора.

В 1934-1938 гг. в Боголюбове были проведены археологические раскопки (Н. Н. Воронин). Они показали, что ансамбль состоял из собора и переходов, направленных к югу, в сторону крепостных стен, и к северу, к лестничной башне, а оттуда в сторону дворца (табл. 9). Остатки самого дворца полностью уничтожены поздним зданием. На площади перед собором стоял киворий над водосвятной чашей. Местоположение каменных ворот и церкви Леонтия не определено.

Центром ансамбля был собор Рождества Богородицы. Стены его по всему периметру сохранились в высоту на 1—3 ряда каменной кладки; на этих стенах, как на фундаменте, было поставлено здание новой церкви. Собор представлял собой четырехстолпный трехапсидный храм. Длина его 17 м, ширина 12.6 м, азимут 80°. Столбы храма круглые (диаметр 1.5 м), причем восточная их пара соединена с апсидами стенками, имеющими проходы. Столбам на внутренней поверхности стен отвечали плоские лопатки, а на внешней — сложнопрофилированные пилястры с тонкими полуколоннами. Колонки угловых пилястр сильно вынесены наружу по диагонали здания. Толщина стен 1.2 м. Порталы храма перспективные. На западном портале уцелели гвозди с кусочками золоченой меди, которой он был обит. В раскопах встречен также кусок резного архивольта. В основании стен храма снаружи и в основании круглых столбов проходил цоколь, имевший аттический профиль. Небольшой кусок аркатурно-колончатого пояса, сохранившийся благодаря тому, что примыкал к арочному переходу, позволяет определить ритм колонок этого пояса и форму клинчатых консолей, на которые опирались базы колонок. От резного убранства верхних частей здания в раскопах найдено несколько обломков капителей колонок, резных водометов, женских масок, а в стену поздней церкви вложены 3 львиные маски, происходящие из древнего собора.

Сохранилось описание древнего собора, сделанное, видимо, уже по памяти в 1767—1769 гг. [Летопись Боголюбова монастыря. — ЧОИДР, 1878, кн. 1, с. 14—15]. В нем указано, что собор был одноглавым, покрытым позакомарно. Круглые подкупольные столбы имели вверху «коруны», т. е., вероятно, капители. Судя по размерам, приводимым в описании, хоры были сильно приподняты по сравнению с их обычным положением.

При раскопках обнаружены остатки пола собора из полированных плит красной меди, запаянных на стыках смесью свинца и олова. Пол лежал на гладко затертом известковом растворе, а края медных плит у стен были заведены в неглубокие горизонтальные пазы, вырубленные в кладке. Наибольший размер медных плит 1.16X1.35 м при толщине 5 мм. В западной части собора найдено много обломков поливных керамических плиток, очевидно, от пола хор. У восточных столбов отмечено основание каменной алтарной преграды. Храм был изнутри расписан фресками, многочисленные фрагменты которых обнаружены в развале и на нижней части сохранившихся стен. Круглые столбы были расписаны под белый мрамор с серыми прожилками.

К северу с хор собора шел переход на второй этаж лестничной башни. Переход — небольшое прямоугольное помещение, перекрытое сводом и освещенное двумя узкими окнами в западной стене и одним — в восточной. Снаружи оба фасада перехода украшены аркатурно-колончатым поясом. Помещение перехода расположено над арочным проездом, представляющим собой 4 угловых пилона с импостами, соединенных арками, несущими вспарушенный крестовый свод. Южная арка примыкает к стене древнего собора и частично прикрывает аркатурно-колончатый пояс этой стены. С северной стороны переход ведет в квадратную башню. В ее нижней части размещена винтовая лестница, вьющаяся вокруг центрального столба и перекрытая ползучим сводом. Вход на лестницу — в восточной стене башни. На лестнице 4 щелевидных окна: по одному на каждом фасаде. На втором этаже башни находится помещение, перекрытое вспарушенным крестовым сводом. Оно освещается с востока большим окном, 3 арки которого опираются на 2 массивные колонки с романскими базами и резными капителями. В западной и северной стенах были узкие щелевидные окна, а в северной стене — заложенный дверной проем, выводивший на следующий, ныне не существующий переход в сторону дворца. Углы башни имеют пилястры с узкими колонками, а на уровне пола второго этажа стены башни снаружи украшены аркатурно-колончатым поясом. На западном фасаде выше этого пояса размещен второй ярус такого же пояса.

Основание перехода из башни в сторону дворца было вскрыто раскопками. Этот переход расположен под углом к башне. Он прорезан поперек узким пешеходным проемом, а несколько севернее — вторым, более широким проемом. В пилоне основания перехода между двумя проемами существовало небольшое помещение со входом с восточной стороны. От здания дворца найдено всего несколько тесаных камней (туф) с прилипшим известковым раствором,
обломок стенной полуколонки (диаметр 0.25 м), фрагмент колонки аркатурно-колончатого пояса и несколько поливных керамических плиток. Башня и переход на хоры, как и переход в сторону дворца, в отличие от собора не имели профилированного цоколя. Площадь перед собором была вымощена каменными плитами. Для отвода воды здесь были уложены желоба-водостоки. От южного перехода, ведшего от здания собора в сторону крепостной стены, сохранились лишь жалкие остатки.

На площади перед собором раскопками обнаружены остатки кивория. Это круглый в плане каменный трехступенчатый постамент (общий диаметр около 4.5 м), на котором сохранилась нижняя часть белокаменной чаши. Вокруг постамента было расположено 8 колонн; от пяти сохранились базы. Базы романского типа: круглые, на квадратных плинтах, с угловыми рогами. Найдены фрагменты резных капителей. На одном из камней постамента вырезан «княжеский» знак. Раскопки показали, что киворий разрушился в XVII в., и сразу же на его месте была выстроена часовня «Святой шатер». К декоративному убранству Боголюбовского ансамбля относится большая кубовидная капитель, на каждой грани которой высечена женская голова с нимбом. Ее первоначальное местоположение неясно.

В 1925 г. на южном склоне городища были обнаружены остатки каменной кладки древней оборонительной стены (или башни). Стена сложена из крупных блоков на известковом растворе. Раскопками 1954 г. (П. А. Раппопорт) выявлен фундамент каменной стены и на западной линии валов. Фундамент сложен из булыжников и рваных кусков туфа на растворе. Ширина фундамента около 2.55 м.

Все постройки Боголюбовского комплекса были возведены из хорошо отесанных белокаменных квадров с забутовкой середины стен необработанными камнями на растворе. Резные рельефы исполнены на плитах, от которых вглубь шел хвост, закреплявшийся в заполнении стены. В камнях колонн кивория и в капителях пилястр отмечено наличие отверстий для скреплявших их металлических стержней. В стенах башни обнаружен пояс дубовых связей, соединенных в углах врубкой вполдерева и скрепленных железными костылями.

На основании сопоставления письменных источников и данных археологических раскопок Н. Н. Воронин полагал, что дворцовый ансамбль сооружали с 1158 по 1165 г.

Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси, т. 1, с. 201—261; Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси, с. 66—95.

В этот день:
Дни рождения
1900 Родился Василий Иванович Абаев — выдающийся советский и российский учёный-филолог, языковед-иранист, краевед и этимолог, педагог, профессор.
Дни смерти
1935 Умер Васил Николов Златарский — крупнейший болгарский историк-медиевист и археолог, знаменитый своим трёхтомным трудом «История Болгарского государства в Средние века».
Свежие записи

arheologija.ru

Ансамбль Боголюбова монастыря | Владимирский край

При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги — остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы — бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его — белокаменные памятники княжеского дворца XII в.

Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием, которое летопись сравнивает с храмом Соломона. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Такими же галереями и башнями он соединялся с жилыми покоями князя и с крепостью. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды. Перед входом в храм стояла белокаменная водосвятная чаша под шатром, священный столп с четырьмя Богородичными ликами. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками. 17 лет владимирского княжения провел князь Андрей в своем загородном замке — продолжении столичного Владимира. Здесь он принял мученическую смерть от рук политических соперников — бояр Кучковичей. Убийство произошло в ночь на 29 июня 1174 г. в лестничной башне. Именно эта двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея — единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения.

После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание — Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее — ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.

Облик древнего собора и дворца стал известен благодаря многолетним археологическим исследованиям Н.Н. Воронина. В Боголюбове теперь женский монастырь.

Уникальный памятник гражданского зодчества — палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы совместно используются Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и монастырем; внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Автор материала Lynx Mourmyss

photobook33.ru

Дворец князя Андрея Боголюбского (ансамбль Боголюбова монастыря). Боголюбово

В Рождественском соборе Боголюбова монастыря работает выставка «Город камен именем Боголюбый», которая посвящена архитектуре Боголюбова.
Боголюбово был основан в 1158–1164 гг. недалеко от слияния рек Клязьмы и Нерли. Предание гласит, что выбор места для него связан с покровительством Богородицы, которая явилась князю Андрею Боголюбскому 18 июня 1155 г.
Южную часть города занимал княжеский замок, а северную — посад. Ансамбль Боголюбова монастыря расположился за каменной оградой с башнями. Его древнейшая часть является белокаменными памятниками княжеского дворца XII в. Собор в честь Рождества Богородицы вырос в кольце земляных валов, каменных стен и рвов. С крепостью и с жилыми покоями князя он соединялся посредством галерей и башен.
Как и Успенский храм, собор украшали фрески и резные рельефы, позолота и медь, оконные витражи и керамические полы. Своды поддерживали круглые колонны, раскрашенные под мрамор.
Напротив входа в храм располагалась белокаменная чаша под шатром для освящения воды, а также столп с четырьмя ликами Богородицы. Площадь, расположенная перед дворцом, была выстелена белокаменными плитами с желобами для стока воды. В Боголюбове Андрей Боголюбский был убит боярами Кучковичами, своими политическими соперниками. Произошло это 29 июня 1174 г. в лестничной башне. Из всего дворцового строения эта башня из двух ярусов, а также галерея, примыкающая к ней, сохранились до наших дней.
После убийства князя в Боголюбове был основан мужской монастырь. Древнее здание собора разрушилось не столько от ветхости, сколько от неумелых переделок. В XVIII в. на его месте был возведен новый собор. Над лестничной башней была надстроена колокольня. В княжеских покоях устроили кельи. В XIX в. на месте древних ворот с надвратной церковью было воздвигнуто новое здание – Успенская надвратная церковь с колокольней, к тому же времени относится и строительство огромного пятиглавого собора.
Именно эти строения отныне определяют панораму древнего Боголюбова. Тем не менее, в этом относительно современном архитектурном ансамбле можно выделить свидетельства древности. Это белокаменная галерея над аркой и лестничная башня с двумя резными фризами, с тройным окном и внутренней лестницей, которая вьется вокруг колонны. Около нее расположена ниша, в которой лежало тело князя Боголюбского, канонизированного в XVIII в.
Сейчас в Боголюбове размещается женский монастырь.
Назад в раздел

www.velesclub.ru

храм Андрея Боголюбского, икона Божией Матери

В слиянии рек Клязьмы и Нерли раскинулся один из известнейших монастырских комплексов нашей страны – Свято-Боголюбский женский монастырь во Владимирской области.

Уникальность его в том, что располагается он частично в светских зданиях – бывших покоях великого князя Андрея Боголюбского.

Небольшой городок Боголюбово входит в Золотое кольцо России, а храмы и старинные постройки находятся под охраной всемирной организации ЮНЕСКО.

церковь в боголюбово во владимирской области

церковь в боголюбово во владимирской области

История монастыря

Монастырь в Боголюбово — один из самых старых: ему более 8 веков. Вместе со всей страной монахи переживали все значимые события нашей истории. Не обошли обитель стороной и набеги врагов, и кровавые войны, и смертоносные болезни, но после любых бед монастырский комплекс возрождался монахами и прихожанами.

Возведение и основание

Древняя легенда гласит, что в 1155 году через эти места проезжал сын Юрия Долгорукого великий князь Андрей. Неподалеку от Владимира ему пришлось заночевать, так как лошади отказывались идти дальше. С собой у Андрея была икона Божией Матери, перед которой князь молился. Ночью явилась ему Пресвятая Богородица и велела построить на этом месте храм.

Князь Андрей Боголюбский славился своим благочестием и богопочитанием, за что и получил свое прозвище. И, конечно, он исполнил приказание — начались строительные работы. А в память о видении повелел написать икону, которая изображала Богоматерь и в последующие века прославилась многими чудесами исцеления от болезней и защиты от эпидемий чумы и холеры.

Рядом с собором Андрей приказал построить крепость и двухэтажный дворец, который стал основной резиденцией князя. Чуть позже при храме был организован монастырь.

Постепенно поселение разрослось и стало городом.

Княжеский замок в Боголюбове был древнерусским духовным и политическим центром: здесь Великий Князь принимал послов, поражая их великолепием и богатством убранства покоев и церквей. Здесь же решались важные государственные вопросы.

Андрей Боголюбский был мудрым, справедливым правителем, боролся за объединение русских земель. Не всем боярам это нравилось: летом 1174 года они собрали заговор и зверски убили князя. Место смерти в лестничной башне сохранилось до наших дней.

храм в боголюбово

храм в боголюбово

Историческая судьба

Монастырь существовал и действовал и после кончины своего основателя. Несколько раз обитель грабили и разрушали. Но снова и снова он восстанавливался силами монахов и жертвователей.

В разные годы были построены:

  • Благовещенская церковь в 1683 году;
  • Рождественский собор в 1751 году;
  • Надвратная колокольня – 1841 год;
  • Боголюбский собор в 1866 году.

В XIX веке в монастыре наблюдался духовный расцвет: увеличивалось количество монахов, возводились новые постройки, хозяйственные корпуса.

С самого возникновения храма в Боголюбово сюда приезжали молиться самые высокопоставленные деятели: и светские, и духовные. Здесь любили бывать известные и могущественные в те времена патриархи русской церкви. Нередко заезжал на монастырский двор и святой князь Александр Невский, здесь же его и отпевали после смерти.

Почетными богомольцами были Дмитрий Пожарский и Александр Суворов. Знаменитый Андрей Рублев, когда расписывал собор во Владимире, также приезжал в монастырь.

Не обошли обитель своим вниманием и российские правители. А царь Федор Иоаннович подарил монастырю свой наперстный крест для украшения Боголюбской иконы Божией Матери. Почтили своим посещением храмы монастырского комплекса Петр I, многие великие князья и последний российский император Николай II с семьей.

После революции 1917 года некогда богатые храмы были разорены, колокола разбиты, монахи разогнаны. В монастырских постройках размещались больница, школа, почтовая служба, отделение милиции, даже консервный завод. В церквях, утративших былое величие, разместили склады. Официально Боголюбский монастырь был окончательно закрыт летом 1923 года.

Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря находился учебный центр по подготовке новобранцев.

церковь в боголюбово во владимирской области

церковь в боголюбово во владимирской области

Восстановление и реставрация

Запустение продолжалось до 1991 года, когда часть построек была передана Православной церкви, и началось восстановление обители.

В 1997 году для возрождения церковной жизни из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря переселились 63 монахини. Всего за одно лето они оштукатурили и покрасили снаружи собор Боголюбской иконы Божией матери.

Под руководством опытных реставраторов была восстановлена роспись собора, выложен гранитом пол, мрамором отделаны солея (возвышение перед иконостасом), алтарь и престол.

Были отлиты и новые колокола взамен утраченных. Самый большой колокол весит 8 тонн.

У монастырских стен в честь иконы Божией матери выстроена часовня с двумя купелями: для служителей монастыря и для мирян. Купание в местной воде считают исцеляющим тело и душу.

Стараниями обитателей монастыря была проведена огромная работа:

  • замощена площадь перед Рождественским собором;
  • отреставрированы храмы снаружи и внутри;
  • заново покрашены купола церквей;
  • построены гостиница для паломников и здание детского приюта;
  • оборудован скотный двор с сенохранилищем;
  • отреставрирована старая монастырская баня;
  • восстановлены угловые башни;
  • поставлены новые ворота, главные из которых украшены аркой и иконами;
  • территория очищена от мусора, разобраны ветхие полуразрушенные постройки;
  • разбит фруктовый сад и огород;
  • заасфальтированы дорожки.

церковь в боголюбово во владимирской области

церковь в боголюбово во владимирской области

Современное положение

В настоящее время в монастыре проживают 170 сестер. Жизнь в обители протекает спокойно и размеренно. Монахини выполняют различные послушания: работают в хорошо оборудованных швейной и иконописной мастерских, продолжают восстанавливать постройки монастырского двора, обеспечивают жизнедеятельность монастырского комплекса.

Архитектура и убранство

Свято-Боголюбский женский монастырь во Владимирской области поражает своей грандиозностью и торжественностью. На сегодняшний день это самый крупный из монастырей Владимирской области.

Внешний вид

Изначально загородная резиденция задумывалась Андреем Боголюбским как хорошо укрепленная крепость с толстыми стенами, бойницами, боевыми башнями. Замок был обустроен по примеру западно-европейских: он был окружен по периметру земляными валами и рвом с водой.

Центром дворцового ансамбля был белокаменный Рождественский собор. Он был богато украшен резьбой по камню и имел позолоченный купол. С собором башнями и переходами был связан княжеский замок так, чтобы Андрей мог перейти прямо в храм, не выходя из дворца.

Площадь перед воротами в замок была замощена камнем, и на ней стоял киворий – каменный шатер над чашей со святой водой. Он располагался на том самом месте, где князю явилась Богородица.

Возведенные позже церкви являются типичными образцами русско-византийского зодчества: белокаменные стены, золоченые или голубые купола.

церковь в боголюбово во владимирской области

церковь в боголюбово во владимирской области

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство церквей было не менее впечатляющим: иконы в золотых окладах, богатая настенная роспись. Церкви в Боголюбово Владимирской области мастера расписывали по подобию фресок Андрея Рублева.

Своды храмов поддерживаются колоннами, раскрашенными под мрамор, в окнах – витражи удивительной красоты. В нишах располагаются иконы, отделанные драгоценными камнями.

боголюбский монастырь

боголюбский монастырь

Святыня храма

Главная святыня монастыря – Боголюбская икона Божией Матери. Богородица изображена на ней так, как увидел ее князь Андрей: со свитком в руке и ликом, обращенным к Христу. Эта одна из древнейших русских чудотворных икон считается символом Святой Руси. Сейчас она хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, а в большом соборе находится чудотворная копия конца XIX века.

По традиции 2 июня ежегодно совершается крестный ход с Боголюбской иконой во Владимир, и целый месяц монахини со священнослужителями из обители носят святыню крестными ходами по всем приходским храмам, где служатся молебны. Затем торжественно возвращаются в монастырь накануне дня памяти Боголюбской иконы.

храм в боголюбово

храм в боголюбово

Архитектурный ансамбль

Как уже говорилось, за 800 лет своего существования монастырский комплекс много раз перестраивался и достраивался.

Боголюбский собор с колокольней

Самый большой храм комплекса — Боголюбский собор. Построен он был в 1866 году по чертежам архитектора Тона, который до этого строил Храм Христа Спасителя в Москве. В соборе одновременно могут молиться около 5 тысяч верующих. Именно здесь хранится список главной святыни Боголюбова – Боголюбская икона.

церковь в боголюбово во владимирской области

церковь в боголюбово во владимирской области

Остатки дворца Андрея Боголюбского

В архитектурный ансамбль входят строения, возведенные в основном в XVIII-XIX веках, но со времен князя Андрея Боголюбского сохранился пролет стены княжьего замка с лестничной башней, где был убит Боголюбский.

церковь в боголюбово во владимирской области

церковь в боголюбово во владимирской области

Благовещенская церковь

Вдоль южной монастырской стены расположена Благовещенская церковь. Она была построена в 1683 году на месте церкви великомученника Леонтия, которую возвели еще при жизни Великого Князя. Изначальный вид храма не сохранился, так как в начале XIX века он был полностью перестроен.

храм в боголюбово

храм в боголюбово

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Рождественская церковь была центром резиденции князя Андрея. Для постройки храма были приглашены более 20 мастеров из разных стран. Этот собор не уступал по красоте убранства и архитектуре дворцам царя Соломона. Свет проходил через узкие окна, падал на блестящий пол, отражался от золотых подсвечников и украшенных драгоценностями одежд священников. От этого казалось, что церковь сияет. Такое впечатление производил собор на гостей князя, которых он обязательно приводил на хоры полюбоваться таким великолепием.

В конце XVII века было принято решение расширить окна, чтобы вставить стекла и впустить в собор больше света. После такой реконструкции храм простоял чуть больше 20 лет и рухнул.

В 1756 году собор восстановили, а спустя полтора века расписали изнутри стены и купола старинного сооружения.

свято боголюбский женский монастырь во владимирской области

свято боголюбский женский монастырь во владимирской области

Надвратная колокольня

При жизни князя Андрея была построена и надвратная церковь в честь святого Андрея Первозванного. В XVIII веке ее разобрали и позже построили на этом месте трехъярусную колокольню высотой 58 метров. На первом этаже были святые ворота, на втором — храм Успения Божьей Матери, а на самом верху — звонница с колоколами.

Также в комплекс входят келейные корпуса, где размещаются сестры-монахини, Иустиновский корпус, дом архимандрита, хозяйственные постройки, монастырская гостиница для паломников.

церковь в боголюбово во владимирской области

церковь в боголюбово во владимирской области

Богослужения

В Свято-Боголюбском женском монастыре службы проводятся ежедневно в 6.00 и в 16.00. По праздникам действует особое расписание, которое можно посмотреть в обители или на официальном сайте церкви в Боголюбово.

храм в боголюбово

храм в боголюбово

Посещения

Церкви открыты для туристов и паломников. Вход бесплатный, но можно оставить пожертвования.

Обитель можно посетить в составе группы в ходе экскурсии по Золотому Кольцу. Хотя никакого труда не составит доехать туда самостоятельно, чтобы спокойно, без спешки осмотреть древние места, окунуться в купели с чудотворной водой, отдохнуть и полюбоваться архитектурой и природой этих мест.

Как добраться до монастыря

Монастырь находится в поселке Боголюбово Суздальского района Владимирской области.

свято боголюбский женский монастырь во владимирской области

свято боголюбский женский монастырь во владимирской области

Как добраться

Доехать до обители несложно.

Из Москвы:

  1. До Владимира на поезде с Курского вокзала. Этот путь занимает от полутора часов до двух с половиной. Оттуда на местных маршрутах от Владимирского хлебозавода до Боголюбово.
  2. На автобусе — со Щелковского вокзала.
  3. На автомобиле — по трассе М7 мимо Владимира и далее по указателям Нижний Новгород – Боголюбово.

Удобно начать путешествие по Святым местам из Владимира.

Затем оттуда:

  1. На электричке до Вязников и Коврова. Ехать всего 4 остановки. Далее от вокзала — пешком.
  2. На автобусе. Несколько маршрутов идут мимо центра на Соборную площадь примерно каждые полчаса.

Где остановиться

Есть возможность остановиться в самом монастыре – в гостинице (там же можно и пообедать в трапезной) или во Владимире, где найдутся отели на любой вкус и кошелек. Нужно помнить, что Боголюбово пользуется большой популярностью у туристов и паломников, и лучше забронировать номера заранее.

церковь в боголюбово во владимирской области

церковь в боголюбово во владимирской области

Видео

Краткая экскурсия по монастырю.

Праздничная служба в соборе.

proreligiu.club

Дворец князя Андрея Боголюбского ансамбль Боголюбова монастыря

Дворец князя Андрея Боголюбского (ансамбль Боголюбова монастыря)

На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде “город камен именем Боголюбый”. Предание связывает его основание и выбор места с покровительством Богородицы. 18 июня 1155 г. князь Андрей Юрьевич проезжал здесь, двигаясь из Киева в Суздаль, свою вотчину. Князь вез с собой чудотворный образ Божьей Матери византийского письма, названный впоследствии Владимирским. Вдруг кони встали, отказываясь двинуться с места. И так продолжалось дотемна, покуда князь не приказал раскинуть шатер для ночлега. И ночью усердно молился перед чудотворной иконой, и так сильна и горяча была его молитва, что Божья Матерь сама явилась ему. На этом месте князь основал замок и повелел написать явленный ему образ Богоматери. Икона Боголюбской Богоматери стала местной святыней. А привезенную икону поместили во вновь построенный Успенский собор во Владимире.

Княжеский замок занял южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского разорения Боголюбов остается городом и числится в “списке градом русским” конца XIV в.; впоследствии становится селом, а в советское время поселком.

При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги – остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы – бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его – белокаменные памятники княжеского дворца XII в.Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием, которое летопись сравнивает с храмом Соломона. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Такими же галереями и башнями он соединялся с жилыми покоями князя и с крепостью. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды.Перед входом в храм стояла белокаменная водосвятная чаша под шатром, священный столп с четырьмя Богородичными ликами. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками. 17 лет владимирского княжения провел князь Андрей в своем загородном замке – продолжении столичного Владимира. Здесь он принял мученическую смерть от рук политических соперников – бояр Кучковичей. Убийство произошло в ночь на 29 июня 1174 г. в лестничной башне. Именно эта двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея – единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения. После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание – Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее – ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.Облик древнего собора и дворца стал известен благодаря многолетним археологическим исследованиям Н.Н. Воронина. В Боголюбове теперь женский монастырь. Уникальный памятник гражданского зодчества – палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы совместно используются Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и монастырем; внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Храм Покрова на Нерли в Боголюбово

Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Вокруг – полный покоя и поэзии луговой простор. Вольный воздух, высокое небо, пышные травы – и на взгорке, на берегу тихой старицы – нежный силуэт древней церкви. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесьб камня. Рельефы – аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы – складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова – покровительства Богоматери.Во времена князя Андрея Боголюбского, строителя этой церкви, на Владимирской Руси приобретает известность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября – “Влахернское чудо”. Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нем “Похвалой кресту”, стоявщий в XII в. на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме. Все эти празднования – “Влахернского чуда”, Спаса и Богородицы, Животворящего креста – объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы. “Житие князя Андрея Боголюбского” связывает строительство этой церкви еще с одним событием – гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию. Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл – так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.

В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем-заповедником и церковью; внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *