Архитектура дороманского периода / Дороманский период средневековой арихитектуры / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
«Он свято почитал христианскую религию, в которой был наставлен с детства. Вот почему он воздвиг в Аахене исключительной красоты базилику, украсив её золотом, серебром, светильниками, а так же вратами и решётками из цельной бронзы. Поскольку колонны и мрамор для этой постройки нельзя было достать где-либо ещё, он позаботился о том, чтобы его привезли из Рима и Равенны. Он ревностно и часто посещал церковь и утром, и вечером, и даже в ночные часы и на заутреню, насколько позволяло здоровье и весьма заботился, чтобы всё, что в ней совершалось, проходило наиболее достойно».
Эйнхард
Как писал королевский летописец Эйнхард, Карл Великий был истинным христианином.
В дороманский период новой церковной и хозяйственной единицей становится монастырь, который одновременно оказывается центром культурной и художественной активности. Возникают устоявшиеся типы монастырских комплексов, состоящих из монастырской церкви, келий вокруг двора, дома настоятеля-аббата, школы, больницы, гостиницы, хозяйственных построек — амбаров, погребов, мастерских. Совершенство такого комплекса, относящегося еще к IX в., подтверждается сохранившимся планом монастыря Сен Галлен в Швейцарии. Его центральную часть образует храм с двумя хорами, имеющий форму латинского креста (сохранились две отдельно стоящие башни), соединенный коридором с жилыми помещениями. Вокруг этого комплекса размещались мельница, пивоварня, трапезные, школа и больница.
Власть королей уменьшается и решающее значение приобретают духовенство и знать. Поэтому центральное место в архитектуре занимает строительство резиденций феодалов (Аахен, Вормс), каменных монастырей и церквей, тогда как остальные сооружения возводят, видимо, из дерева. К этому времени относятся монастырские ворота в Лорме — пример того, как в тот период понимались античные образцы.
Для церквей образцом служит прежде всего базилика и раннехристианская центричная композиция храма.
Базиликальный тип, распространенный на территории сегодняшней Германии и Франции, в плане решен или в форме буквы Т, или латинского креста. Начиная с X в. пространственная структура церкви обогащается введением второго поперечного нефа и вторых, западных хоров. Потолок был плоский, деревянный, но в некоторых случаях применялся и свод, например в капелле Карла Великого в Аахене, построенный по образцу храма Сан Витале в Равенне. Однако здесь возникает массивная и более тяжелая модификация образца, что было, видимо, обусловлено меньшим техническим уменьем местных строителей. Это центричное здание в плане имеет форму восьмиугольника. Внутреннее восьмиугольное пространство пролетом около 15 м делится на этажи галереей, над которой поднимается купол. Купол граненый в отличие от перекрытий храма Сан Витале, где он представляет собой полусферу.
Из гражданских зданий первое место занимают королевские резиденции, от которых почти ничего не сохранилось.
Со строительным искусством меровингского и каролингского периодов непосредственно связано зодчество оттонов — переходное к следующему периоду в архитектуре — романскому. В отдельных областях империи возникает архитектура, отличающаяся яркими местными особенностями. В романской архитектуре на основе местных достижений и опыта дороманского периода выделяются отдельные районы со своей спецификой, которые получили название «романских школ».
Значительным вкладом архитектуры оттонского периода в ее общее развитие является храм св. Михаила в Гильдесгейме, относящийся к началу XI в.
Читайте также:
- Архитектура Раннего Средневековья Западной Европы – Дороманский период
- Реннехристианское строительное искусство и центрический тип
- Равенна. Гробница короля Теодориха
- Правление династиии Меровингов
- Империя Карла Великого (768-81 4гг.)
- «Каролингское возрождение»
Источники
Дороманский период. Градостроительство
Дороманский период. Градостроительство
Дороманский период охватывает 9-10 вв.В результате упадка Римского государства (в 476 г. в западной части Римского государства была свергнута императорская власть и Рим был захвачен варварами) , произошел упадок строительной техники. Это не могло не отразиться на архитектуре.
Варвары не знали городов, у них преобладала сельскохозяйственная система быта. Это было время господства поместий, усадеб, деревень.
Варварские поселения, несмотря на кажущийся хаос, были не лишены известной системы в группировке строений.
По результатам раскопок нигде не был обнаружен общественный центр — площадь для собраний и празднеств.
Практически все дома поселения строились глухим торцом в сторону господствующих ветров. В планах они являются вытянутыми прямоугольниками (в среднем 5×25 м), в интерьере разделенными столбами на три продольные части.
Первоначально стены этих домов представляли собой плетенку с глиняной обмазкой. Такой тип построек получил название «трехнефная халле».Этот тип господствовал там, где издавна наряду с земледелием процветало скотоводство. В таких постройках содержали скот, хранили сено. Человеческим жилищем они тоже служили, но это не было их главной функцией. С ростом благосостояния и распадом родовых хозяйств, скот стали выводить в особые помещения.
Разумеется, этот тип построек не был единственным. Встречались и небольшие прямоугольные дома «антового» типа (постройки с сенями).
Но во всех типах наблюдается ряд схожих тенденций: вход с продольной стороны, отсутствие проемов с наветренной стороны.
Судя по данным раскопок, каркасные постройки («фахверки») преобладали на территории бывшей Западной Римской империи.
Рубленые сооружения («срубы») встречались очень редко — они были распространены у славянских племен и отчасти у скандинавов. Фахверк был чрезвычайно распространен у германцев.
Поселения германцев не имели ограждений. В случае опасности жители и скот укрывались в «бургах» — особых участках, защищенных рвами, палисадами и деревянной башней на естественном или насыпном холме.
Дороманский период 2
Период дороманского искусства, в свою
очередь, предполагает трехчастное деление:
раннехристианское искусство, искусство
варварских королевств, искусство Каролингской
и Оттоновской империй.
В раннехристианский период,
после Миланского эдикта о веротерпимости
(313 г.), христианство стало официальной
религией, и культовые сооружения, ранее
находившиеся в катакомбах, становятся
наземными. Появляются первые Христианские
храмы — базилики, которые до нашего времени
практически не сохранились. Сохранились
только отдельные здания центрического
типа (круглые, восьмигранные, крестообразные
в плане), чаще всего это так называемые
баптистерии (крещальни). В их внутреннем
украшении использовались мозаика и фреска,
в которых проявились основные черты средневековой
живописи:
• отрыв от реальности
(свойственной античной традиции),
• символика,
• условность изображения,
Еще дальше уходит от античных традиций искусство варварских королевств. Варварские королевства сложились в IV—VI вв. Варвары сразу же приняли христианство, но в их искусстве наблюдалось сильное влияние язычества.
Чем дальше на север, тем менее романизация оставила свой след в искусстве этих королевств, тем больше в нем элементов язычества. Трудней всего прививалось христианство в королевствах Скандинавского полуострова и Дании. До XI в. здесь не развивалась культовая архитектура. В IX—Х вв. стали воздвигать на перекрестках дорог каменные, украшенные рельефами кресты. Судя по найденным в курганах-гробницах предметам декоративно-прикладного искусства, в отделке доминируют зверино-ленточный и геометрический типы орнаментов, а изображения зверей и мифологических чудовищ плоскостны и стилизованы, что весьма типично для языческого искусства.
Англия и Ирландия того периода были лишь поверхностно романизированы. Их первые христианские культовые сооружения вообще были лишены декора и крайне примитивны. Средоточием художественной жизни в этих странах стали монастыри, со строительством которых получило распространение искусство книжной миниатюры. Евангелия пышно орнаментировались в основном геометрическими орнаментами. Геометричными же были и изображения людей и ангелов, выполненные в примитивной манере.
В архитектуре Остготского и Лангобардского королевств прослеживается более отчетливая связь с античностью, но в ней сильны элементы варварского зодчества. Храмы и баптистерии того периода имели круглую форму, купол был выдолблен из камня, грубо обтесан. Появляются надгробные плиты с сюжетами на христианскую тематику, выполненные в технике плоского рельефа.
К характерным особенностям архитектуры варварского королевства следует отнести крипты — подвальные и полуподвальные помещения под базиликами.
Во Франкском королевстве развивается искусство книжной миниатюры, которая украшалась изоморфными заставками из стилизованных фигурок животных. Искусство варваров сыграло свою положительную роль в развитии нового художественного языка, освобожденного от пут античности, и, прежде всего, в развитии орнаментально-декоративного направления, вошедшего впоеледствии как составная часть художественноготворчества классического Средневековья.
В искусстве Каролингской и Оттоновской империй отличительной чертой является своеобразный сплав античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, особенно проявившийся в орнаменте. Архитектура этих королевств ориентирована на римские образцы. Это базилики, центрические храмы, выполненные в камне, дереве или смешанной техникой. Внутренний декор составляют мозаика и фреска.
Постепенно усиливается оборонительный характер храмов (на храмах появляются башни). Памятником архитектуры того периода является капелла Карла Великого в Аахене (около 800 г.). Здание имеет суровый и величественный вид. Развивается монастырское строительство.
В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей. Они имеют сложную и точную планировку (монастырь Сен-Гален в Швейцарии). В императорских резиденциях в Аахене и Нимвегене появляются прообразы будущих феодальных замков, первые образцы светского строительства.
Эпоха каролингов оставила нам замечательные памятники книжной миниатюры. В монастырских скрипторнях и библиотеках переписывались, иллюстрировались и хранились христианские и античные тексты религиозного и светского содержания. Книги великолепно украшались, миниатюры, выполнялись в технике гуаши с применением золота. Из книжных памятников того времени наиболее известны «Евангелие Карла Великого» (до 800 г.), «Аахенское Евангелие» (нач. IX в.), «Утрехтская псалтирь» (около 820 г.), в которой пером и чернилами в четкой графической манере выполнены иллюстрации на библейские темы.
Искусство Оттоновской империи, во главе которой в 962 г. стал королевский дом Оттонов, можно назвать предтечей романского стиля или предроманским искусством. Сохранились лишь памятники культового строительства.
Капелла императорской резиденции в Ахене (788—805 гг., Германия)
В куполе капеллы находится мозаичное изображение восседающего на троне Христа в окружении двадцати четырех старцев и четырех символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), тельца (Лука) и орла (Иоанн)
Предроманское искусство
Предроманское искусство относится к искусству, которое создавалось в Европе с начала 6 века до 11 века. В этот период различные германские племена прочно обосновались в разных частях Европы и создали свои собственные королевства.
Англосаксонские поселения в Англии в ранний период 400-500 гг. время.
Дороманское искусство Каролингов
Каролингская империя, созданная правящей династией франков в 8 веке, была самым значительным политическим образованием Западной Европы с момента распада Западной Римской империи в 5 веке.
При таких великих правителях, как Карл Великий, Каролингская империя открыла краткий период культурного возрождения в Западной Европе.
Во время пика могущества Каролингов между 780 и 9 гг.00 развился уникальный стиль каролингского искусства. Основные средства каролингского искусства включали освещенные рукописи, изделия из металла и скульптуры с позолоченными украшениями и фрески.
Каролингское искусство по существу сочетало в себе классические черты средиземноморского искусства с чертами искусства Северной Европы.
Дороманское оттонское искусство
Второй значительный расцвет культуры и искусства в Западной Европе со времен Римской империи пришелся на правление Саксонской династии Оттонов. Династия правила большей частью Западной Европы как императоры Священной Римской империи с 9 в.с 36 по 1056.
Флаги Священной Римской империи под управлением короля Фридриха Барбароссы
Подобно каролингскому искусству, большая часть оттонского искусства создавалась в известных монастырях Империи. Основные средства оттоновского искусства включают изделия из металла, иллюминированные рукописи, резьбу по слоновой кости, скульптуры и живопись.
Большая часть оттоновского искусства носит религиозный характер и была заказана либо императорским двором, либо ведущими церковными деятелями того периода.
На этот стиль искусства повлиял его предшественник, каролингский художественный стиль, а также элементы византийского искусства.
Оттоновское искусство характеризовалось использованием ярких, плавных цветов в картинах и упором на идеальное и духовное в изображении. Примечательной чертой этого стиля был величественный, хотя и грубый стиль, возникший с установлением Империи.
Дороманское англо-саксонское искусство
Англо-саксонский художественный стиль процветал в Англии с 9 в. века до начала 12 века. Хотя англосаксонская культура произвела огромное количество произведений искусства, предшествовавших этому периоду, ее обычно считают частью гибридного островного художественного стиля.
Истинное англо-саксонское искусство возникло, когда Англия объединилась под властью короля Альфреда в 9 веке и сформировалась единая англо-саксонская идентичность.
Известные средства англо-саксонского искусства включали иллюминированные рукописи и изделия из металла. В отличие от островного искусства, англосаксонское искусство уменьшило использование переплетения в пользу растительных свитков для украшения иллюминированных рукописей.
Эти изменения также произошли в технике резьбы по слоновой кости и скульптуры. Англо-саксонские изделия из металла также процветали в Англии 10 века и пользовались спросом во всей Европе. Сегодня сохранилось немного произведений англосаксонского искусства, в основном из-за вторжения норманнов в Англию в 11 веке.
Художники по направлениям: дороманское искусство
Дороманское искусство и архитектура – это период в европейском искусстве либо от появления королевства Меровингов примерно в 500 г. н.э., либо от Каролингского Возрождения в конце 8 века до начала романского периода 11 века. Этот термин обычно используется в английском языке только для архитектуры и монументальной скульптуры, но здесь кратко описаны все виды искусства того периода.
Основной темой этого периода является внедрение и поглощение классических средиземноморских и раннехристианских форм германскими, что способствовало появлению новых инновационных форм. Это, в свою очередь, привело к подъему романского искусства в 11 веке. В очертаниях средневекового искусства ему предшествовало то, что обычно называют искусством периода миграции «варварских» народов: гиберно-саксонского на Британских островах и преимущественно меровингского на континенте.
В большей части Западной Европы римская архитектурная традиция пережила крах империи. Меровинги (франки) продолжали строить большие каменные здания, такие как монастырские церкви и дворцы.
Объединение Франкского королевства при Хлодвиге I (465 – 511) и его преемниках соответствовало необходимости строительства церквей, особенно монастырских церквей, так как теперь они были центрами власти церкви Меровингов. Двести монастырей существовало к югу от Луары, когда святой Колумбан, ирландский миссионер, прибыл в Европу в 585 г., и только 100 лет спустя, к концу 7-го века, только в королевстве Меровингов процветало более 400 монастырей. Планы зданий часто продолжали традицию римской базилики.
Многие планы Меровингов были реконструированы на основе археологических раскопок. Описание в «Истории франков» епископа Григория Турского базилики Сен-Мартен, построенной в Туре святым Перпетием (епископом 460–490 гг.) в начале этого периода и в то время на окраине франкской территории, дает вызывает сожаление об исчезновении этого здания, одной из самых красивых церквей Меровингов, которая, по его словам, имела 120 мраморных колонн, башни в восточной части и несколько мозаик: «Сен-Мартен продемонстрировал вертикальный акцент и сочетание блоков- агрегаты, образующие сложное внутреннее пространство и соответственно богатый внешний силуэт, которые должны были стать отличительными чертами романского стиля».
Династия Меровингов была заменена династией Каролингов в 752 году нашей эры, что привело к каролингской архитектуре с 780 по 900 год нашей эры и оттонской архитектуре в Священной Римской империи с середины 10 века до середины 11 века. Эти последовательные франкские династии внесли большой вклад в романскую архитектуру.
Меровинги, Каролинги и Оттоны
Оттонская и Священная Римская империя
Каролингское искусство — примерно 120-летний период примерно с 780 по 9 гг.00 г. н.э., во время правления Карла Великого и его ближайших наследников, широко известного как Каролингское Возрождение. Несмотря на краткость, это оказало большое влияние; Североевропейские короли впервые продвигали классические средиземноморские римские формы искусства, а также создавали инновационные новые формы, такие как натуралистические рисунки линий фигур, которые будут иметь длительное влияние. Каролингские церкви, как правило, являются базиликанскими, как и раннехристианские церкви Рима, и обычно включают западные сооружения, что, возможно, является прецедентом для западных фасадов более поздних средневековых соборов. Оригинальный вестерн сохранился до наших дней в аббатстве Корви, построенном в 885 году. После довольно хаотического периода, последовавшего за каролингским периодом, новая династия Оттонов возродила имперское искусство примерно с 9 века.