Дом напротив школы моне: Резиденция Монэ | Резиденции премиум-класса в центре Москвы

Новости России, СНГ и мира

Ренуар. Клод Моне читает газету. 1872

«Забудьте о том, что вы видите перед собой, будь то дерево, дом или поле, просто скажите себе: вот маленький голубой квадрат, вот розовый прямоугольник, вот желтая полоска, и рисуйте не предметы, а их цветовые составляющие», — слова Моне — основоположника импрессионизма — удивляют своими реверансами в сторону геометрии, характерными, скорее, для кубиста и абстракциониста, а не для художника, чьи картины являются источниками ускользающего впечатления от уникального мгновения, которое здесь и сейчас, но больше никогда не повторится.

Клод Моне. Вид Гавра. 1873

Рождение художественного шедевра — непостижимая тайна, симбиоз божественного дара и человеческого желания его принять и преобразовать, посредством глаз и рук. У гения всегда есть выбор: развивать или закопать талант, служить Богу или мамоне. Труд — непременное условие развития, но почему одним он приносит счастье и богатство, а другим нищету и тяжкие испытания, нам неведомо. Как объяснить бедность, непризнание современниками и самоубийство одаренного трудоголика Ван Гога, благополучие, процветание и прижизненную славу харизматичного Сальвадора Дали и тихую умеренную старость всеми признанного при жизни Моне?

Судьба художника — такой же дар, как и собственно талант. Никто не знает заранее, как сложится его судьба: ни художник, ни его поклонники. Но Бог всегда отыщет своего гения, как падшего Адама в раю, где бы тот не родился, он никогда не потеряется, даже, если весь мир будет против. Так случилось и с Оскаром Клодом Моне. Талант выплеснулся наружу в провинциальном французском городке, и нашлись люди, которые не дали ему пропасть. Все время находился тот, кто его поддерживал, решал личностные и материальные проблемы, направлял и настаивал.

Оскар Клод Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Его отец держал бакалейную лавку на пару с братом своей жены. Семья была ограничена в средствах, в надежде на лучшую долю, родители будущего художника в 1845 году переехали в Гавр (Нормандия), где Клод скоро пошел в школу. Его нельзя было назвать прилежным учеником, он часто прогуливал уроки, проводя время на берегу моря, наслаждаясь временной свободой. В руках у него неизменно были блокнот и карандаш. Но рисовал он не морские пейзажи, а карикатуры на учителей и приятелей. Еще его привлекали «модники» в смешных шарфиках и ботинках из крокодиловой кожи, этакие денди с сигарами. Он был точно уверен в ту пору, что таким никогда не будет. Но как же он ошибался! Карикатуры стали очень популярными, и вскоре юный художник понял, что может их продавать за 15−20 франков.

Его отец не видел ничего плохого в увлечении сына, тем более что деньги в этой семье лишними не были. Однако Моне-старший пытался обучить мальчика работе в бакалейной лавке, рассчитывая передать Клоду семейное дело. К 15-ти годам стало ясно, что бакалейщика из Клода не получится, зато он стал известен всему городу, как карикатурист. Его работы были выставлены на витрине единственной в городе художественной лавки. Юноша с удовольствием наблюдал из-за угла, как горожане останавливались у витрины и восхищались мастерством и чувством юмора художника.

Клод Моне. Тополя. 1872

Рядом с его карикатурами красовались пейзажи местного художника Эжена Будена. Клод ненавидел и этого художника, и его пейзажи за то, что они отвлекали прохожих от карикатур. Эжен Буден, напротив, был очень добр к юноше, восхищаясь его работами. Он часто приглашал Клода на пленэр, но тот все отказывался, ссылаясь на занятость в школе. Буден настаивал, считая своим долгом опекать талант молодого человека. Однажды, в летние каникулы, когда повода для отказа не было, юный Моне все же согласился сопровождать Эжена Будена на пленэр, и ни разу потом не пожалел об этом.

«Буден похвалил меня своим мягким голосом, — вспоминал Моне, — и сказал: я всегда с удовольствием смотрю на ваши рисунки; это забавно, легко, умно. Вы талантливы — это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Всё это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окружённые воздухом и светом».

Будену удалось привить юному художнику любовь к работе на открытом воздухе. Он убедил Оскара в том, что, работая в мастерской, никогда не добиться такого света, таких оттенков и живости, выразительности мазка, как на природе. Он также рекомендовал Клоду «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное». Эти слова наставника запали ему в душу и стали путеводной звездой во всем последующем творчестве. Клод Моне открыл в себе способность к видению и воспроизведению на холсте тончайших оттенков и красок многократно отраженных и преломленных пучков всепроникающего и играющего с ним божественного света. Никто не видел окружающий мир таким, как Моне. Кажется, что свет открывался только ему. Запечатление этих открытий стало делом всей его последующей жизни.

Клод Моне. Парусные яхты в Аржантейе. 1874

Буден считал, что талант юного Моне не раскроется во всей полноте в провинции, без критики, без нового опыта. Эжен сам не имел специального образования, поэтому ему очень хотелось, чтобы его молодой друг уехал учиться в художественную школу в Париж. Клоду тоже хотелось покинуть отчий дом, размеренная деревенская жизнь наскучила ему. Однажды 17-летний Моне решился сказать отцу, что хочет стать художником и уехать в столицу. Родители не были в восторге от этой идеи, но понимали, что у сына есть талант, и что этим не стоит пренебрегать. Встал вопрос о средствах на обучение и поездку.

В 1850 году Эжен Буден отправил на выставку в Гавре две свои картины. За эти работы он получил стипендию на три года, а затем стал постоянным участником Салонов. Отец Клода решил таким же образом попробовать выбить стипендию для сына и написал просьбу в муниципальный совет, приложив к ней карикатуры и один натюрморт. Эти работы не произвели впечатления на муниципальный совет, молодому Оскару в стипендии было отказано с формулировкой, что «естественные склонности» Моне к карикатуре «могут отвлечь молодого художника от более серьёзных, но менее выгодных занятий, которые одни лишь заслуживают муниципальной щедрости».

Со средствами на поездку помогла тетка Моне мадам Лекадр. Она сама любила рисовать, поэтому понимала и одобряла любовь своего племянника к живописи. Буден снабдил своего ученика рекомендательным письмом к художнику Труайону, и Оскар Клод Моне отправился навстречу своей судьбе. В Париже Труайон настоятельно рекомендовал юному дарованию поступить в Школу изящных искусств, учиться классическому рисунку и работать до потемнения в глазах. Учиться Моне не захотел, но решил приобщиться к художественной жизни Парижа в «Кабачке мучеников» — местечке, популярном среди богемы. В шумной атмосфере этого заведения, где за несколько минут создавались и умирали авторитеты, где ни одно высокое имя не было достаточно уважаемо, где логика подменялась безудержными желаниями, где рекой лилась свобода, контрастирующая со строгостью и рутиной официальных учебных заведений, Клод чувствовал себя, как рыба в воде.

Прожив в Париже два месяца, он решил не возвращаться домой, несмотря на тяжелое материальное положение. Отец отказался содержать сына, который не хотел учиться, Клод жил на скудные средства, присылаемые теткой. В 1860 году его призвали в армию, где он, попав в Алжир, тяжело заболел брюшным тифом, а после еще и анемией. Мадам Лекадр помогла ему откупиться от армии. В 1862 году Моне снова возвращается в Париж, где поступает в университет на факультет искусств. Взбалмошный и неусидчивый характер не давал ему покоя, учеба быстро ему наскучила, и он с легкостью бросил ее, поступив в студию живописи Шарля Глейра. К тому времени там уже занимались Базиль и Ренуар. Несмотря на невысокий рост — 165 см — Моне произвел на студентов незабываемое впечатление. Он ведь был щеголь и франт, совсем как денди на его ранних карикатурах. Брезгливо отказавшись от предложенного ему табурета, годного только на то, «чтобы на нем коров доить», через неделю он уже сидел на месте самого Глейра, убедив преподавателя, что ему оттуда лучше видно. Обучающиеся там юные художницы были сражены его обаянием и чувством юмора. Одной, самой навязчивой девушке он сказал: «Вы меня извините, но среди моих любовниц только герцогини… или служанки. От золотой середины меня тошнит. Идеалом была бы служанка герцогини».

Жизнелюбие и находчивость Моне помогали ему выживать в условиях безденежья. Он никогда не позволял себе неопрятность в одежде. Всегда умудрялся одеваться лучше всех.

Клод и Ренуар в Париже делили на двоих одну комнату, жили впроголодь. Сын Ренуара Жан рассказывал то, что слышал от отца: «У Моне был удивительный дар уговаривать мелких торговцев заказать портрет, и это позволяло приятелям кое-как сводить концы с концами. За этот портрет им платили пятьдесят франков. Иногда за целый месяц не удавалось получить ни одного заказа. Это не мешало Моне носить кружевные сорочки и заказывать платье у лучшего портного Парижа. Он никогда ему не платил, отвечая на присылку счетов со снисходительным высокомерием Дон-Жуана, принимающего господина Диманша: «Если вы будете настаивать, мсье, я лишу вас своих заказов». И растерявшийся портной не настаивал, восторгаясь господином с такими манерами».

Клод Моне. Камилла Моне на Садовой скамейке. 1873

В 1865 году Моне познакомился с Камиллой Донсьё. Она тогда еще не достигла совершеннолетия. Привлекательная, умная девушка с темными волосами и прекрасными глазами работала натурщицей у молодого художника. Ее портрет «Камилла или дама в зеленом платье», написанный в 1866 году принес Моне известность. Камилла стала Моне и подругой, и любовницей, и моделью. Все женщины, которых потом рисовал художник, были похожи на нее. Родители и тетка Клода были в ужасе от этой связи. Они полностью лишили своего сына содержания, и Клод был вынужден временно вернуться домой. Камилла родила первенца, оставшись в Париже одна. Но она верила Клоду, его друзья не дали ей и младенцу, которого назвали Жаном умереть с голоду. 28 июня 1870 года Камилла и Клод Моне регистрируют свои отношения в муниципалитете.

Клод Моне. Жан Моне в колыбели. 1867

В этом же году Моне уезжает в Лондон, где много работает и пытается пристроить свои картины на выставку Королевской академии, но ему это не удается. В Англии он знакомится с Полем Дюраном-Рюэлем, продавцом картин, который всю жизнь потом будет помогать ему из любви к искусству. Затем он уезжает в Нидерланды, где написал 25 картин, но не смог заработать ничего, кроме репутации революционера. В 1872 году он вернулся во Францию и написал свою знаменитую картину «Впечатление. Восходящее солнце». 15 апреля 1874 года в ателье Надара в доме №35 на бульваре Капуцинов открылась выставка «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Именно ее и считают первой выставкой импрессионистов, хотя такого понятия тогда еще не существовало. Основоположников этого течения тогда называли «батиньольцами» (художники любили собираться в кафе на улице Батиньоль). Кстати, первый учитель Моне — Эжен Буден тоже участвовал в этой выставке. Также свои картины выставили Дега и Сезанн.

Критик журнала «Шаривари» Луи Леруа разбил тогда выставку в пух и прах, написав, что на ней не было ничего, кроме «впечатлизма». Термин прижился, с той поры художников, работающих в подобном стиле, стали называть импрессионистами. Импрессионистов, кроме манеры письма, объединяло еще чувство протеста. Путь к известности и возможность продавать свои картины лежала тогда только через Салон, порядок отбора в который не устраивал художников-новаторов. Клод Моне, Сислей, Писсаро и другие художники написали в газету «Ľ Avenir National» письмо, в котором заявили, что готовы создать альтернативную Салону организацию.

Как бы то ни было, выставка провалилась, художникам стало нечего есть. Сезанн уехал к родителям в Экс, Ренуару отказали в кредите в соседней молочной, потому что его долг превысил всякие разумные пределы. Один Клод не отчаивался. Он надел свой самый нарядный костюм, взял трость с золотым набалдашником и отправился на вокзал Сен-Лазар. Там Моне нашел директора и снисходительно вежливо сообщил ему, что он де знаменитый художник и собирается писать его вокзал. Директор засуетился, и вскоре Клод получил, все что пожелал. Для него останавливали поезда, освобождали от людей перроны, набивали углем топки паровозов, чтобы те дымили так, как хотел живописец. Он стал, окруженный всеобщим благоговением, тираном вокзала. Наконец, Моне уехал, увозя с собой полдюжины картин, провожаемый поклонами всего персонала с директором во главе, смеялся Ренуар, вспоминая эту историю. Так, постепенно, Оскар Клод Моне превращался из денди — это тот, кто хочет, чтобы на него смотрели, во «льва» — того, на кого все хотят смотреть.

В 1877 году Камилла родила Клоду второго сына Мишеля, а через два года умерла в возрасте 32 лет. В некоторых источниках пишут, что она умерла от аборта, в других, что от туберкулеза. Моне был глубоко потрясен смертью жены. Он писал ее в последний раз на смертном одре. Этот портрет теперь находится в коллекции Лувра в Париже.

Вскоре судьба после стольких испытаний все же улыбнулась ему. Он выиграл в лотерею 100 тыс. франков. Это и была та случайность, которая на самом деле является таким же Божьим даром, как и талант. Деньги даны были в тот момент, когда он уже достиг зрелости, и смог пустить их на развитие и творчество, а не промотал с друзьями на богемных вечеринках. Он снял себе дом в Живерни, куда переехал вместе с семьей торговца картинами Ошеде. В семье Ошеде было шестеро детей, и Алиса Ошеде ухаживала за сыновьями Клода, пока он работал. В то время он писал на свежем воздухе несколько картин одновременно. Также Моне пробовал писать одни и те же предметы при разном освещении.

Клод Моне. Впечатление. Восход. 1872-1873

Передача на холсте изменчивости света, многообразия атмосферных явлений и изменений природы в разные времена года принесли Моне к 1890 году мировую славу. В мае 1885 года в Парижской галерее Поля Дюрана-Рюэля открылась выставка, к которой Моне готовился несколько лет. Он создал серию картин «Руанский собор», взаимосвязанных и дополняющих одна другую. В циклах «Вокзал Сен-Лазар» (1877), «Стога» (1890 — 1891), «Тополя» (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. В этих работах он еще традиционно менял точку зрения на композицию. В серии «Руанский собор» Моне предложил революционное решение — на всех картинах изображен один и тот же фрагмент западного фасада знаменитого готического собора.

Он работал над соборами два года. Сначала он трудился в специально снятой напротив собора квартире, потом увез наброски домой в Живерни и продолжал совершенствовать их по памяти. Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). Его письма из Руана друзьям полны жалоб и сомнений: «Я разбит, я не могу больше /…/ Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым». «Я работаю так, что от усталости близок к удару». «Я не могу думать ни о чем, кроме собора». «Я совершенно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой. Не стану даже упаковывать свои полотна — не хочу их видеть, хоть некоторое время». Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в «Соборах» Клод Моне ввел в живопись четвертое измерение — время.

Свойственное импрессионистам ощущение постоянной изменчивости мира, неповторимости каждого мгновения приводило Моне к мысли о том, что статичного, независимого от света и воздуха объекта не существует вовсе. И если задача живописца — уловить череду световых эффектов, то в единичном холсте это невозможно, но возможно в серии. Серия картин обретает драматургию, подсказанную художнику природой и ее Творцом. Поэтому для Моне было важно расположить картины в строгой последовательности, лишь при такой подаче из мгновений складывалась некая протяженность во времени. По своей сути это был прообраз мультипликационного фильма. Только его центральным персонажем был не собор, а свет, менявшийся на глазах, словно мираж. Собор был всего лишь фоном. По мнению критиков «Руанский Собор» стал квинтэссенцией импрессионизма. Пожалуй, он стал его витриной.

Клод Моне. Утром на сене 02. 1896

Будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо так описывал композицию, открывшуюся его взору: «Представьте себе помещение, на стенах которого развешаны картины в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света: сначала серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все больше и больше светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей кульминации в сполохах радужной серии, и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение. Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом — всеми его оттенками. По тому, как эти двадцать картин развешаны, они представляются нам двадцатью открытиями, но боюсь, что тесная связь, их объединяющая, ускользнет от зрителя, если он не уделит им достаточного внимания».

Моне желал бы, чтобы эти картины не разделялись, а были проданы в одни руки. Но это было невозможно, потому что каждая из картин оценивалась в 15 000 франков, да и не каждый имел такое помещение, где бы они все поместились. «Соборы» были проданы разным покупателям, и до сих пор их можно увидеть в музеях и частных коллекциях разных стран. Любопытно, что в том же году в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой выставлялись «Стога» Моне. Василий Кандинский писал позже, что именно они толкнули его на путь абстракционизма. «Глубоко в подсознании был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины», — передавал Кандинский свое впечатление от «Стогов» в книге «Ступени» (1913).

Клод Моне. Grainstack. 1891

В 1892 году Моне женится второй раз на Алисе Ошеде. Они жили вместе задолго до этого, сначала в деревне Ветей, в доме, где Моне до этого жил с Камиллой, потом в Живерни. Сначала они снимали там дом, позже выкупили его. Первый муж Алисы Эрнест, меценат Клода Моне, к тому времени умер. А до этого он уже давно не жил с семьей, очень много времени проводил в Париже, и, в конце концов, бросил Алису и шестерых детей на попечение Моне, уехав в Бельгию. Есть мнение, будто Эрнест подозревал, что между Клодом и Алисой существовала связь, поэтому он и оставил семью. Алиса была самоотверженной женщиной. Она вырастила восьмерых детей, и никогда не оставляла без внимания самого Клода. Они прожили вместе 18 лет. Алиса умерла в 1911 году, полностью обустроив ему быт и оставив художника развивать свой талант в одиночестве. Его творческий путь все дальше уводил его от импрессионизма к абстракционизму.

С абстракционизмом некоторые критики связывают и более позднее творчество Моне, в частности его серию «Кувшинки, пейзажи воды». После выигрыша в лотерею художник приобрел участок луговины в Живерни площадью 7500 квадратных метров. С помощью небольшого канала, отведенного от своего дома, он превратил свой участок в роскошный сад, выкопал пруд, развел там водяные лилии, построил мостик, как на его любимых японских гравюрах, а потом стал все это с удовольствием писать с натуры, проводя на открытом воздухе дни напролет: «Свершилось! Наконец-то я взялся за серию с различными эффектами; работаю с усердием, но в это время года солнце садится так внезапно, что угнаться за ним невозможно!»

Клод Моне. Парламент в Лондоне. 1904

Эта серия работ была выставлена в 1909 году в Парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, критики приняли ее восторженно. Тогда выставлялось 48 картин. Большие колонии белых с разными оттенками кувшинок никого не оставили равнодушными. Всего он написал около 200 картин с лилиями, но одна из них оказалась поистине роковой. За этой картиной тянется длинный шлейф мистических пожаров. Первый пожар случился в мастерской самого Моне. Мастерская сгорела полностью, но эту картину удалось спасти. Вскоре картина была продана хозяевам небольшого кафе на Монмартре. Кафе сгорело через месяц. Картину также осталась цела. После этого картина оказалась в доме у мецената Оскара Шмитца. Он повесил ее в своем кабинете. «Огненные лилии» затаились почти на год. Очаг пожара пришелся как раз на кабинет, но картина и на этот раз не пострадала.

Нью-йоркский музей искусств стал следующим пристанищем картины. Музей сгорел через четыре месяца. На сей раз, обгорела и картина. Специалисты НАСА забрали ее себе, чтобы восстановить с помощью нанотехнологий. За НАСА остается теперь только опасаться. Страшно представить, что будет, если картину после реставрации решат разместить в Белом доме.

В 1914 году умер старший сын Моне Жан, в 1917 году умер брат художника Леон. Моне теряет близких одного за другим. За ним преданно ухаживает дочь Алисы, до этого бывшая женой Жана. С ним происходит самое страшное, что только может случиться с художником, — он теряет зрение. Врачи ставят диагноз — двойная катаракта. А он так хотел работать, считая свои прежние картины несовершенными.

Клод Моне. Эффект снега, на улице в Argentuil. 1875

В конце жизни он писал: «Сегодня более чем когда-либо я вижу, насколько противоестествен тот незаслуженный успех, который выпал на мою долю. Я всегда стремился достигнуть лучшего, но возраст и неудачи истощили мои силы. Не сомневаюсь, что вы найдёте мои полотна совершенными. Я знаю, что, когда я их выставлю, они принесут мне большой успех, но мне это безразлично, поскольку сам я считаю их плохими…» Он не лукавил, Моне и на самом деле считал, что его картины — только ступеньки, которые помогут другим художникам быстрее достичь вершины искусства.

Клод Оскар Моне ушел из жизни 5 декабря 1926 года. Похоронили его в Живерни на церковном кладбище. Главным памятником живописцу стали его картины, уже многие десятилетия дарящие людям радость. В 2015 году на аукционе Sotheby’s картина Клода Моне «Водяные лилии», написанная в 1905 году была продана за $54 010 000. Слава Небесам и благодарность меценатам, за то, что лучшие картины Моне все же находятся в музеях, и доступны для всех людей, желающих приобщиться к великой красоте, созданной кисточкой самого Бога — Клодом Моне.

Клод Моне. Водные лилии. 1906

Аристократическая Франция: путешествие из Парижа в Довиль

Фото: Екатерина Лапчевская

Франция ассоциируется у большинства людей с Эйфелевой башней, кабаре «Мулен Руж» и прогулками по Парижу. Париж, безусловно, прекрасен! Но в августе из шумного города можно отправиться к северному побережью Франции — в Нормандию, а именно в Довиль.

Екатерина Лапчевская

Нормандия всегда поражала и завораживала своей красотой. Ее пейзажами были вдохновлены Моне, Ренуар и Писсарро. Поистине, увидев всю красоту здешних мест, нельзя остаться равнодушным. Тут повсюду витает дух свободы, любви и романтики. Удобнее всего путешествовать по Нормандии на автомобиле, который можно арендовать прямо в аэропорту. Дорога займет 3–3,5 часа.

Прогулка по усадьбе Клода Моне

По пути из Парижа в Довиль стоит остановиться в небольшом уютном городке Живерни, где находится дом-музей Клода Моне. Художник прожил здесь 43 года и написал большую часть своих работ. Сначала Моне арендовал дом, а позже, когда к нему пришла слава, выкупил его.

Живерни удивителен. Все в нем как будто не тронуто временем: маленькие уютные домики, дивной красоты сады, церковь на главной площади… Несмотря на свои миниатюрные размеры, он пользуется огромной популярностью у туристов. Очередь к усадьбе Клода Моне в любое время года большая. Но переждать ее стоит даже под палящим солнцем.

Прогулка начинается с дома художника. Там он прожил большую часть своей жизни: работал, встречался с друзьями, высаживал цветы, следил за огородом и, конечно, ухаживал за великолепным садом. Тут полностью сохранена атмосфера, которая наполняла дом при жизни его владельца: спальня, столовая и терраса, окна которой выходят в сад; «голубая» гостиная, где принимали друзей, уютная кухня с невероятной голубой руанской плиткой. Только современный вентилятор, стоящий для удобства посетителей, возвращает мысли в наше время. В доме художника ощущается невероятная доброта и уют.

Из кухни можно попасть в знаменитые сады Клода Моне. Описать эту красоту словами практически невозможно: море цветов, кустарников, чудесные зеленые арки.

Пруд с кувшинками

Моне сам занимался садом и признавался, что ботаника увлекает его не меньше живописи. Художник группировал растения по цвету, создавая из них живую палитру: розы, тюльпаны, подсолнухи, георгины, ирисы, настурции. Из них он черпал вдохновение для своих полотен.
Через подземный переход вы попадаете к знаменитому пруду с кувшинками, который изображен на самых известных картинах Клода Моне. Он также окружен садом безумной красоты. Моне был очень увлечен японской культурой, поэтому сад выполнен в японском стиле: тут встречаются заросли бамбука, плакучие ивы, склоненные над водой, мостики через пруды — словно со старинных гравюр. Время как будто остановилось, и любоваться пейзажами можно всю жизнь, до того хорош вид.

На выходе вас ждет большой сувенирный магазин, где помимо обычных сувениров можно приобрести семена растений.

Дом-музей автора и сады открыты ежедневно с 23 марта до 1 ноября. В зимнее время усадьба закрыта.

Часы работы — с 9:30 до 18:00. Приобрести входные билеты можно в кассе или заранее, воспользовавшись интернетом.

Стоимость билета составляет 9,5 евро для взрослых и 5,5 евро для детей и студентов.

Довиль и Трувиль

Довиль, вилла Ротшильда

Довиль очень отличается от деревенек и маленьких нормандских городов. Здесь ощущается буржуазная атмосфера Франции начала ХХ века. Этот курорт любим аристократами и знаменитостями уже многие годы. В Довиле по сей день проходят самые известные скачки, международный кинофестиваль, ралли старинных авто. Здесь есть все для комфортабельного отдыха: отели и виллы, рестораны и казино, ипподром, один из самых знаменитых французских песчаных пляжей. Именно тут располагалась знаменитая вилла Ротшильда и когда-то открыла свой первый бутик Коко Шанель. Сейчас, правда, его уже нет.

Впрочем, многим город запоминается не своей роскошью, а чудесной, необычной архитектурой, приветливыми людьми и романтичной атмосферой.

Начать осмотр города стоит с пляжа, который по праву считается «королем нормандских пляжей». Утром можно совершить велопрогулку или романтичный конный поход прямо по воде.

Прогулки по пляжу всегда были в Довиле светским развлечением. И сейчас еще существуют кабинки для переодевания знаменитостей — Бетт Дэвис, Джека Николсона, Риты Хейворт, Хамфри Богарта, Ингрид Бергман и многих других. Теперь их может арендовать любой отдыхающий.

В летние месяцы на пляже довольно много туристов, для удобства многие приобретают палатки и зонтики. Хотя вода даже в августе будет освежающей.

В городе есть все для любителей лошадей. Ипподром Довиля известен как место проведения различных международных соревнований по конному спорту, включая чемпионаты мира по поло, скачкам через препятствия, а также аукционов по продаже лошадей. Главные заезды на ипподроме начинаются в августе. Тогда же проходит и аукцион на лошадей.

Обязательно стоит прогуляться по центру города и полюбоваться необычными домиками, выполненными в нормандском стиле, ну и посетить знаменитую виллу «Страсбургер» (виллу Ротшильда). Вилла была построена в 1907 году на землях недалеко от ипподрома. Первым владельцем был барон Генри Ротшильд. Он страстно любил лошадей и решил поселиться недалеко от ипподрома. Затем вилла была куплена американским газетным магнатом Ральфом Страсбургером, чье имя носит до сих пор. Сейчас же ею владеет город, она внесена в список самых охраняемых памятников Франции.

По соседству с Довилем находится городок Трувиль. Попасть туда можно, просто перейдя через небольшой мостик. Хотя расстояния между городами совсем незначительные, архитектура Трувиля немного скромнее. Отправиться туда стоит, чтобы посетить знаменитый рыбный рынок, куда даже организовывают гастрономические экскурсии для туристов. Тут можно отведать свежайшие морепродукты, а в местных туристических фирмах предлагают совершить морское путешествие по водам Ла-Манша или отправиться в рыболовный тур в сопровождении опытных рыбаков.

В Трувиле туристы также найдут замечательные песчаные пляжи и казино.

В получасе езды от Довиля располагаются самые живописные скалы Франции — скалы Этрета.

Скалы Этрета

Многие считают, что это не только самое красивое место во Франции, но и одно из красивейших мест во всем мире. Этрета — небольшой милый городок Нормандии, который привлекает путешественников своими умопомрачительными пейзажами. Когда смотришь на скалы, застывает дух. Даже глядя на фотографии, ощущаешь дуновение морского бриза.

Скалы Этрета расположены на побережье Ла-Манша и, безусловно, являются главной достопримечательностью города. Их изображали на своих картинах импрессионисты, описывали в книгах писатели. Добраться до них можно, поднявшись по ступенькам и тропинкам, ведущим от набережной.

С вершины открывается замечательный вид на город, берег и скалы. Люди и дома сверху кажутся совсем крохотными, и только скалы, которые расположены напротив, поражают своим величием. На утесе также находится церковь Нотр-Дам.

Пляж в Этрета пользуется популярностью, особенно в жаркие летние дни, но он уже не песчаный, а каменистый.

Раньше Этрета был рыбацкой деревней, сейчас же его посещает множество туристов. Есть здесь театр и казино, а также виллы знаменитых людей Франции. В Этрета подолгу жили и работали Дюма, Гюго, Карр, Мопассан…

Совсем недавно, в 2016 году, в городе открыли для посещения сады Этрета. Архитектор и арт-директор садов — наш соотечественник. Сад не очень большой, вся прогулка займет менее двух часов. Он напоминает

Сад эмоций

музей современного искусства под открытым небом. Парк разделен на несколько зон: зона эмоций, звуков, стихий, аватара. В разных частях парка чувствуешь совершенно противоположные эмоции. Начиная осмотр с сада аватара, можно прокрутить огромные заводные часы в дереве, и во время прогулки будет звучать чудесная музыка.

В саду эмоций есть смешные и грустные рожицы, которые отражают все многообразие человеческих эмоций. Дальше можно посмеяться над причудливыми скульптурами, что показывают различные способы обнять дерево. В саду спокойствия есть чудесные растения с белыми цветами и звучит успокаивающая музыка. Хотя сад и не очень большой, он оставляет массу положительных эмоций.

Стоимость посещения сада — 8,8 евро. Есть парковка.

В городе установлены  указатели, ведущие к пляжу и скалам.

Самая старинная конюшня Франции — Ле Пэн (le Haras du Pin)

Самая старинная конюшня Франции — Ле Пен (le Haras du Pin)

Нормандия славится своими лошадьми. Отправляясь в путешествие на север Франции, стоит посетить старейший конезавод Европы, «Версаль для лошадей», как его называют неофициально, — Ле Пэн. Это символ французской верховой езды и разведения лошадей. Сейчас в Ле Пэн находятся конюшни, музей, школа верховой езды и ипподром для соревнований и разного рода представлений. В этом году завод отметил 374 года со дня основания. Конезавод появился в Нормандии по желанию Людовика XIV, позднее тут была создана Версальская академия верховой езды, где собирали лучших всадников страны. По сей день Ле Пэн остается одной из самых знаменитых конюшен во всем мире.

В общей сложности Ле Пэн занимает огромную территорию в 1129 гектаров. Отсюда открывается вид на прекрасные аллеи и архитектурный ансамбль — величественный замок, в котором сейчас располагаются дирекция завода и залы для приемов. Внутреннее пространство окружено старинными конюшнями. Каждое помещение рассчитано на содержание тридцати жеребцов; с другой стороны двора можно попасть в современные постройки, где находится еще несколько конюшен.

В «лошадином Версале» можно увидеть все породы, которые разводят во Франции. Помимо всего прочего, Ле Пэн — это также школа, где можно научиться любой «конной» профессии. Тут есть многолетнее обучение и курсы повышения квалификации. А в Музее лошади вам подробно расскажут про строение животного и покажут все атрибуты конного обмундирования. Также можно увидеть множество старинных карет. При желании и сейчас есть возможность прокатиться в карете, запряженной першеронами.

С мая по октябрь конюшня открыта для экскурсионного посещения, часы работы — с 10:00 до 18:00.

Стоимость посещения Ле Пэн без сопровождения гида — 8 евро на человека.

Также, заранее забронировав лошадь и инструктора, можно отправиться на конную прогулку на першеронах. А по вторникам и четвергам в 15:00 в Ле Пэн представляют конное шоу.

Клод Моне (1840–1926) | Эссе | Метрополитен-музей

Клод Моне был ключевой фигурой импрессионистского движения, которое изменило французскую живопись во второй половине девятнадцатого века. На протяжении всей своей долгой карьеры Моне последовательно изображал пейзажи и досуг Парижа и его окрестностей, а также побережье Нормандии. Он проложил путь к модернизму двадцатого века, разработав уникальный стиль, стремившийся запечатлеть на холсте сам акт восприятия природы.

Выросший в Нормандии, Моне познакомился с пленэрной живописью Эжена Будена (2003.20.2), известного своими картинами курортов, разбросанных по побережью Ла-Манша, и впоследствии неофициально учился у голландского пейзажиста Йохана Йонгкинда (1819–1891). . Когда ему было двадцать два года, Моне поступил в парижскую студию академического художника-историка Шарля Глейра. Среди его одноклассников были Огюст Ренуар, Фредерик Базиль и другие будущие импрессионисты. В эти ранние годы Моне пользовался ограниченным успехом: несколько пейзажей, морских пейзажей и портретов были приняты для выставок на ежегодных Салонах 1860-х годов. Тем не менее отказ от многих из его более амбициозных работ, в частности, от крупномасштабной

Женщины в саду (1866; Музей Орсе, Париж) вдохновила Моне на объединение с Эдгаром Дега, Эдуардом Мане, Камилем Писсарро, Ренуаром и другими в организации независимой выставки в 1874 году. Impression, Sunrise (1873 ; Musée Marmottan Monet, Париж), один из вкладов Моне в эту выставку, вызвал особое презрение из-за незавершенного вида его свободной обработки и нечетких форм. Тем не менее художники восприняли критику как знак чести и впоследствии назвали себя «импрессионистами» по названию картины, хотя сначала это имя использовалось в насмешку.

Моне находил сюжеты в своем непосредственном окружении, рисуя людей и места, которые знал лучше всего. Его первая жена Камилла (2002.62.1) и вторая жена Алиса часто работали моделями. Его пейзажи представляют путешествия по северу Франции (31.67.11) и в Лондон, где он избежал франко-прусской войны 1870–1871 годов. Вернувшись во Францию, Моне сначала переехал в Аржантёй, всего в пятнадцати минутах езды на поезде от Парижа, затем на запад в Ветёй, Пуасси и, наконец, в более сельский Живерни в 1883 году. Его дома и сады стали местом сбора друзей, в том числе Мане и Ренуара. которые часто рисовали вместе со своим хозяином (1976.

201.14). И все же картины Моне на удивление объективно смотрят на эти сцены, в которых мало признаков семейных отношений.

Следуя по пути художников Барбизона, которые установили свои мольберты в лесу Фонтенбло (64.210) в начале века, Моне перенял и расширил их приверженность тщательному наблюдению и натуралистическому изображению. В то время как барбизонские художники писали только предварительные наброски

на пленэре , Моне часто работал непосредственно на крупномасштабных полотнах на открытом воздухе, затем перерабатывал и завершал их в своей мастерской. Его стремление более точно запечатлеть природу также побудило его отказаться от европейских условностей, регулирующих композицию, цвет и перспективу. Под влиянием японских гравюр на дереве асимметричное расположение форм Моне подчеркивало их двумерные поверхности, устраняя линейную перспективу и отказываясь от трехмерного моделирования. Он привнес в свои работы живую яркость, используя непосредственные цвета, добавляя диапазон тонов своим теням и подготавливая холсты со светлыми грунтовками вместо темных грунтов, используемых в традиционных пейзажных картинах.

Интерес Моне к регистрации процессов восприятия достиг своего апогея в его сериях картин (например,

Стога сена [1891], Тополя [1892], Руанский собор [1894]), которые доминируют в его творчестве в 1890-х годах. В каждой серии Моне снова и снова рисовал одно и то же место, записывая, как его внешний вид менялся в зависимости от времени суток. Свет и тень кажутся такими же реальными, как камень в его серии Руанский собор (30.95.250). Моне сообщает, что в 189 году он снял комнату напротив западного фасада собора.2 и 1893, где он держал в работе несколько полотен и переходил от одного к другому по мере того, как менялся свет. В 1894 году он переработал холсты до их законченного состояния.

В 1910-х и 1920-х годах Моне сосредоточился почти исключительно на живописном пруду с кувшинками (1983.532), который он создал на своей территории в Живерни. Его последняя серия изображает пруд в наборе полотен размером с фреску, где абстрактные изображения растений и воды возникают из широких цветовых мазков и замысловатых текстур.

Вскоре после смерти Моне (богатого и уважаемого человека в возрасте восьмидесяти шести лет) французское правительство установило его последнюю серию кувшинок в специально построенных галереях Оранжереи в Париже, где они находятся и сегодня.


Цитата

Ауриккио, Лаура. «Клод Моне (1840–1926)». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/cmon/hd_cmon.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение
Дом

, Джон. Моне: природа в искусстве . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1986.

.

Такер, Пол Хейс. Клод Моне: жизнь и искусство . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1995.

.
Дополнительные эссе Лауры Ауриккио
  • Ауриккио, Лаура. «Трансформация пейзажной живописи во Франции». (октябрь 2004 г.)
  • Ауриккио, Лаура. «Женщины-художницы восемнадцатого века во Франции». (октябрь 2004 г.)
  • Ауриккио, Лаура. «Наби и декоративная живопись». (октябрь 2004 г.)

Моне и цвет – Weiner Elementary Original

Клод Моне

Родился: 1840-1926 – Франция


Элементы искусства – Цвет 900 03

Произведение недели – Руанский собор: портал на солнце

ПОНЕДЕЛЬНИК – Моне, художник света и цвета

Впечатление Моне, Восход солнца

Клод Моне был одним из основателей движения, которое стало известно как «импрессионизм». Название было придумано критиком после просмотра картины Моне « впечатление, восход солнца».

Моне известен своими картинами, наполненными светом и цветом. Однажды он сказал: «Цвет — это моя ежедневная одержимость, радость и мучение».

Руанский собор Моне, портал на солнце

Наша картина недели – Руанский собор: Портал в Солнце.

Видео на YouTube – Биография Клода Моне (4:55 мин.)

ВТОРНИК – Серия Моне “Руанский собор”

Моне интересовало, как свет влияет на цвета объектов и как появляются цвета, когда их кладут рядом. Он выполнил множество серий, чтобы изучать цвета света в течение дня.

Фото Руанского собора

Одна серия была посвящена Руанскому собору 1890-х годов. Каждая картина изображает фасад собора в разное время дня и года и отражает изменения его внешнего вида при разном освещении.

Он арендовал помещение через дорогу от собора, чтобы осматривать его в разное время дня и года. Моне написал более 30 картин собора.

Видео на YouTube – Моне: история искусства в спешке [живопись серии Моне] (2:36 мин.)

Видео на YouTube – Руанский собор Моне (1:20 мин.)

СРЕДА – Цвет, элемент искусства

Цвет — это элемент искусства, который добавляет интерес, эмоции и удовольствие к произведению искусства. Цвет в искусстве может отображать реальные цвета объектов, выражать эмоции, создавать атмосферу или создавать ощущение температуры.

Существует три основных цвета, и все остальные цвета могут быть созданы из этих трех. Первичный означает «первый». Основные цвета яркие и насыщенные.

Три цвета – красный, синий и желтый.

Вторичные цвета получаются путем смешивания двух основных цветов. Вторичные цвета не такие яркие, как основные, потому что они представляют собой смесь. Смешивание красного и желтого дает оранжевый. Синий и желтый дают зеленый. Красный и синий дают фиолетовый. Все три основных цвета, смешанные вместе, образуют черный.

Цветовой круг показывает, как эти основные цвета комбинируются для получения вторичных цветов.

Дополнительные цвета — это цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Это: красный/зеленый, синий/оранжевый и желтый/фиолетовый. Когда дополнительные цвета расположены рядом друг с другом, кажется, что они вибрируют и выступают перед зрителем.

Здание парламента Моне

Лютня Матисса

В этой картине Моне используются дополнительные цвета: оранжевый и синий. В картине Матисса используются красный и зеленый цвета, которые являются дополнительными цветами.

Видео на YouTube — Цветовой круг [простое, но хорошее введение в цвет] (3:39 мин.)

Видео на YouTube — Три основных цвета «Улицы Сезам» [младшие классы] (1:30 мин.)

ЧЕТВЕРГ – Чувство цвета

Цвета могут влиять на наше настроение и чувства. Цветовой круг можно разделить на две группы цветов: теплые и холодные. Теплые цвета — красный, оранжевый и желтый. Теплые цвета яркие и живые и создают ощущение энергии. Холодные цвета — зеленый, синий и фиолетовый. Холодные цвета успокаивают и успокаивают. В искусстве часто используются теплые цвета, чтобы выделить что-то и привлечь внимание, а более холодные цвета можно использовать в качестве фона.

Утро на Сене, близ Живерне. Моне

Эта картина Моне, Утро на Сене, близ Живерне имеет холодные цвета. Прохладные цвета делают сцену умиротворяющей и спокойной.

Крик Мунка

В картине Мунка « Крик » для неба используются теплые оранжевые и желтые цвета, которые помогают создать беспокойное, возбужденное настроение.

Слоны Дали

Балерины в крыле Дега

e

Видео на YouTube — Сравнение теплых и холодных цветов (1:14 мин.)

ПЯТНИЦА — Цвет — важный элемент искусства

Оттенок — другое название цвета. Синий — это оттенок, а зеленый — это оттенок. Сине-зеленый — это оттенок, в котором в равных частях смешаны синий и зеленый. Красно-оранжевый — это оттенок, который смешивают из красного и оранжевого.

Женщина в шляпе от Матисса

Спальня Ван Гога в Арле

Почти для всех художников цвет является важным элементом в их картинах. Помимо Моне, есть много известных художников, которые известны своим использованием цвета. Некоторые из них: Матисс, Ван Гог, Кандинский и Марк Ротко.

Картина Кандинского с красным пятном

картина Ротко

Цвет — это элемент искусства, который действительно оживляет картины Моне.

Уроки:

Веб-сайт с художественным заданием «Основные цвета» — «Трехцветные улитки» (младшие классы) Круто или Теплые руки (младшие классы) 

Веб-сайт с заданием «Теплые, холодные цвета» – «Осенние листья» (старшие классы)

Arkansas Visual Art Frameworks:

R.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *