Дикорастущие кустарники нашего края: Впиши название растений твоего края растения родного края дикорастущие деревья кустарники травы культурные растения родного…

Дикорастущие и культурные растения, почему подразделяют (2 класс)

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 490.

Обновлено 28 Июля, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 490.

Обновлено 28 Июля, 2021

Растительный мир невероятно богат и разнообразен. Растения способны жить везде, приспосабливаясь даже к самым суровым условиям обитания. Их можно встретить в жарких пустынях, топких болотах и Северном Полюсе. Когда много лет назад люди начали заниматься сельским хозяйством, весь растительный мир разделился на дикорастущие и культурные растения.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Акулинкиной Татьяной Николаевной.

Опыт работы преподавателем – более 48 лет.

Разница между культурными растениями и дикорастущими

Все растения, которые можно встретить на земном шаре, условно делятся на две большие группы:

  • Дикорастущие – травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в особом уходе. Они могут расти где угодно, в зависимости от того, куда упало семечко, из которого в дальнейшем выросло растение.
  • Культурные – растения, которые выращивает человек и за которыми он регулярно ухаживает. Они растут в садах, огородах, дачных участках, парках, скверах.

Все растения на нашей планете имеют много общего: строение, особенности питания, поглощение углекислого газа и выработку кислорода. Однако в результате человеческой деятельности растения приобрели и немало отличий, и касается это, прежде всего, способов их выращивания.

Так, дикорастущие растения способны прекрасно расти и без влияния человека. Для этого они используют те природные ресурсы, которые их окружают. И даже если условия обитания совсем неидеальные, растения умудряются приспособиться и к ним. Именно потому, что они растут в дикой природе, их и назвали дикорастущими.

Рис. 1. Лесная чаща

Виды дикорастущих растений:

  • деревья;
  • кустарники;
  • травы.

Культурные растения, напротив, нуждаются в бережном и регулярном уходе. Человек их выращивает для получения богатого урожая.

Виды культурных растений:

  • овощные;
  • зерновые;
  • плодовые;
  • декоративные;
  • прядильные.
Рис. 2. Пшеница – типичное культурное растение

Как появились культурные растения

В давние времена все растения на планете были дикорастущими. Древние люди лишь собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы, и тратили на их поиски немало времени. Ситуация изменилась, когда наши предки догадались выращивать растения при помощи семян, и начали выращивать их возле своих поселений.

С этого момента дикорастущие растения начали постепенно окультуриваться. Под влиянием человека они менялись: становились более крупными, вкусными, урожайными. Таким образом на планете появились культурные растения.

Для чего нужно окультуривание растений?

Качество плодов дикорастущих растений очень сильно отличаются от культурных собратьев.

Достаточно сравнить ягоды дикой малины и окультуренной: у лесной малины, растущей на «воле», плоды очень маленькие и совсем не такие сладкие, да и количество их на кусте гораздо меньше, чем у садовой малины.

Рис. 3. Дикая малина

В переводе с латинского слово «культура» означает «обрабатывать», «возделывать». На протяжении многих сотен лет люди ухаживали за растениями, тщательно выбирая только лучшие экземпляры. Так постепенно улучшались вкусовые качества окультуренных растений, увеличивалась их урожайность.

Благодаря влиянию человека, вырос и ассортимент продуктов. Так, если у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватого цвета, то сейчас существует огромный выбор яблок самых разных вкусов, цветов и размеров.

Что мы узнали?

Благодаря данному докладу на одну из тем окружающего мира за 2 класс, мы узнали, почему растения подразделяют на дикорастущие и культурные. Изначально на планете царили только дикорастущие растения, но в результате настойчивой человеческой деятельности многие из них стали культурными.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Никита Гончаров

    5/5

  • Zorik Zorik

    5/5

  • Катя Агаева

    5/5

  • Татьяна Ксенофонтова

    5/5

  • Людмила Говорушкина

    5/5

  • Айна Ажигова

    5/5

  • Арлтан Аргадыков

    5/5

  • Эльвира Азимова-Пантелеева

    5/5

  • Настя Анчербак

    4/5

  • Таня Петухова

    5/5

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 490.


А какая ваша оценка?

Урок окружающего мира. Культурные и дикорастущие растения. | План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме:

Учитель: Холошенко Оксана Андреевна

Урок окружающего мира

2 класс

Цель:

Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их, учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение.

Задачи:

Воспитывающая:

  • Воспитывать эстетические взгляды, вкусы, чувство прекрасного;
  • Воспитывать к интерес к полевым растениям.

Развивающая:

  • Развивать речь и навыки общения;
  • Развивать навык самостоятельной поисковой работы;
  • Развивать умение непринуждённо выступать перед аудиторией.

Обучающая:

  • Знать виды растений, а именно: чем они отличаются друг от друга, чем похожи, где произрастают.

Методы и формы обучения:

  1. Частично-поисковый
  2. Творческий
  3. Образец педагога
  4. Словесный
  5. Наглядно-зрительный

Тип урока: обобщающий

Вид урока: урок-выставка

Оборудование для учителя:

Компьютер

Оборудование для детей:

Карточки – схемы, гербарии

Дидактическое и методическое обеспечение:

Учебник «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь «Мир вокруг нас»

Автор: А. А. Плешаков Москва, «Просвещение» 2005.

Методическое пособие к учебнику «Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас».

Авторы: О. В. Казакова, Н. А. Сбоева

Презентация наглядного учебного материала

Ход занятия:

  1. Организационный момент (слайд 1, 2.) 
  2. Проверка домашнего задания (слайд 3)

– вспомните, на какие группы можно разделить растения?

(деревья, кустарники, травы)

– на какие группы делятся растения по виду листвы?

(хвойные, лиственные)

Учащиеся работают по карточкам (слайд 4, 5)

Карточка 1 (работа в парах)

Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым.

Слива, вишня, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать – и – мачеха, кедр, малина.

 Чем отличаются лиственные

– заполните схему растения от хвойных? (слайд 6)

растения

1……………………………..         1…………………………………

2……………………………..                          2………………………………….

3……………………………. .                          3………………………………….

Карточка 2 (работа в группах)

– чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу:

группа

количество ног

покров тела

звери

птицы

рыбы

насекомые

земноводные

пресмыкающиеся

3.Изучение нового материала: (региональный компонент)

      Сегодня мы будем говорить о растениях, растущих и в нашей местности, и за её пределами. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать – и – мачеха и помидор?

– Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

– Да. Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека – лён, хлопок. Растения лечат человека – мать – и – мачеха, зверобой, душица, берёза и т.д. Растения дают много полезных вещей – мебель, строительство домов, топливо и т.д.

– Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Вот сегодня мы должны выделить эти 2 группы, на которые можно поделить все растения.

– Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (слайд 9)                   (работа в группах)

 (Общее – деревья, различие – ель растёт в лесу, а яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

– Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (слайд 10)

(Общее – кустарники, различие – крыжовник растёт в саду, за ним ухаживает человек, а можжевельник растение леса.)

– Чем похожи мать – и – мачеха и помидор? (слайд 11)

(Общее – травянистые растения, различие мать – и – мачеха растёт повсюду, а помидор в огороде и за ним ухаживает человек, собирает урожай. )

– На какие же группы можно поделить растения? (слайд 12)

(первая группа – растения, которые выращивает специально человек; вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую – дикорастущими растениями. (слайд 12)

4.Физминутка: (слайд 13)

5.Знакомство с дикорастущими растениями.

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдёт речь: (слайд 14)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко – синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василёк)

– Правильно, это василёк. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

– Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает?

(Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза)

– Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками?

(когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба)

– Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василёк народом придумано много песен и легенд.

В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растёт хлеб) подарила небу васильки, в благодарность за дождевую воду, без которой не вызревают хлебные колосья.

Подготовленные дети рассказывают истории о дикорастущих травах.

(мать – и – мачеха, медуница, первоцвет)

Работа по учебнику.

– А теперь мы узнаем, какие же ещё бывают растения, кроме дикорастущих, откройте учебники. Рассмотрите рисунок, назовите изображённые растения.

– Накройте зелёными фишками дикорастущие, а жёлтыми – культурные растения. (дети выполняют задание)

– А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой группе: (слайд 17) (работа в группах)

Игра «Найди пару»

Кроме этого культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару». (слайд 15)

У вас карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

Вы берете любую карточку, выбираете её пару. Например: пшеница – рожь.

Проверка.

6.Закрепление изученного (слайд 23, 24, 25)

Работа в рабочих тетрадях. Задания № 1, 2.

Загадки. О каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:

Что красно снаружи,

Бело внутри

С зелёным хохолком на голове? (редис)

Летом в огороде свежие, зелёные,

А зимою – в бочке, крепкие, солёные? (огурцы)

Золотая голова велика, тяжела

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (тыква)

Дом зелёный тесноват: узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят круглые ребятки.

Осенью пришла беда – треснул домик гладкий,                                               поскакал кто куда круглые ребятки. (горох)

Как надела 100 рубах,

Захрустела на зубах. (капуста)

– Правильно, всё это овощные растения.

Домашнее задание: заполните схему и впишите 3-4 вида растения каждой группы.

7. Итог урока: (слайд 26)

Что узнали?

Чему научились?

Что удивило?

Что буду применять на практике?

Какую оценку себе поставлю.

(слайд 27)

 

Карточка 1

Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым.

Слива, вишня, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать – и – мачеха, кедр, малина.

Карточка 2

– чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу:

группа

количество ног

покров тела

звери

птицы

рыбы

насекомые

земноводные

пресмыкающиеся

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

Рекомендуемые местные виды – Общество местных растений Северной Каролины

Ниже приведены некоторые рекомендуемые местные растения и деревья. Мы разбили их на категории. Если вас интересует определенная категория, нажмите на вкладку, чтобы увидеть растения. В верхней части каждой таблицы есть поле поиска. Также таблицу можно отсортировать по любому столбцу.

 

Если название растения выделено зеленым, щелкнув его, вы перейдете к списку растений в нашей галерее растений. В галерее растений есть дополнительная информация о растении. Если они у нас есть, то будут и фотографии.

 

После составления списка растений, которые могут подойти для вашего ландшафта, перейдите на нашу страницу питомников, чтобы найти питомники в вашем районе, которые могут предоставить вам эти растения.

 

На нашей странице с раздаточными материалами о местных растениях можно легко распечатать PDF-файлы для некоторых категорий. Возможно, вы захотите взять их с собой, когда отправитесь за покупками.