16.3. Ордер в оформлении стоечно-балочной конструкции в архитектуре Древней Греции.
(21.1.Ордер – все то же самое)
Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. Древнегреческий ордер получил развитие именно во времена архаики.
В процессе формирования греческой архитектуры, предположительно в VIII в. до н. э., возникли вначале два художественных направления в архитектуре, два основных ордера: дорический и ионический, несколько позже (430 г. до н. э.) появился коринфский в интерьере храма Аполлона в Бассах (Иктйн). Ордера с самого начала существенно различались в деталях и пропорциях.
Ордер в Древней Греции принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.
Архитектурные ордеры как композиционная система окончательно сложились в Древней Греции в VI—V вв.
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих (получает преобладающее значение в эпоху Александра Македонского). Он во многом напоминает ионический, отличие заключается в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа. Коринфская капитель – это изображение в камне корзины или букета с листьями аканта, на которые опереть ничего нельзя. Знаменитый Памятник Лисикрата (334 г. до н. э.) – типичный пример абсолютно нефункционального и, с конструктивной точки зрения, ложного архитектурного сооружения, рассчитанного лишь на внешнее впечатление монументальности. Стена ничего не несет, а колонны приставлены к ней для красоты. Таковы тенденции позднего греческого искусства. Коринфский ордер не случайно наиболее широко использовался римлянами в неконструктивных, чисто декоративных целях.
Рис. Коринфский ордер
Нет сомнения, что на появление этого вида ордера оказала влияние Египетская архитектура, Египетские колонны, которые были «изобразительными», основанные на подражании формам растительного мира. Низ ствола нередко имел прямоугольный или криволинейный орнамент, имитирующий листья.
Рис. Египетские колонны
Разработанные архитектурные ордеры: дорический, ионический, коринфский стали художественным языком античности.
Зодчие Древнего Рима добавили тосканский и композитный. Классические ордеры оказали влияние на дальнейшее развитие стилей архитектуры.
Зодчие Древнего Рима добавили тосканский и композитный ордеры. Классические ордеры оказали влияние на дальнейшее развитие стилей архитектуры.
ВИДЫ КОЛОНН
ЕГИПЕТСКИЕ КОЛОННЫ – от геометрически правильных с квадратным сечением в виде граненых или каннелированных цилиндров до «изобразительных», основанных на подражании формам растительного мира.
КЛАССИЧЕСКИЕ КОЛОННЫ
ГРЕЧЕСКИЕ
ДОРИЧЕСКИЕ – ствол массивный, имеет утолщение внизу, каннелюры образуют острые углы
ИОНИЧЕСКИЕ – более прямые, ствол украшен каннелюрами (вертикальные желобки, чередующиеся с дорожками)
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Отличие заключалось в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа.
РИМСКИЕ
ТОСКАНСКИЕ – ствол гладкий, разработан римскими зодчими на основе дорического. Отсутствие триглифов на фризе, развитая база, более высокая капитель. В России тосканские колонны распространились в ХУ111 – нач. Х1Х века под названием римско-дорических.
Архитектуру Древней Греции и Древнего Рима впоследствии было принято считать эталоном прекрасной и совершенной архитектуры. Эпоха Возрождения первая после забвения античной архитектуры в Средние века восстановила в своих творениях формы античного ордера. Много позже к ним обратился классицизм.
Для эпохи античности характерно создание грандиозных ансамблей, храмов, триумфальных арок и колонн, арочных конструкций, применение крестовых сводов, позволивших иметь большое свободное пространство внутри здания. Ордерная система успешно применяется и через 2 тысячи лет для решения любых архитектурных задач.
Рис. Храм в Египте
Рис.Дорический ордер
Парфенон построен в 447—438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. Парфенон является одним из наиболее красивых зданий сознанных человеком, в его конструкции отсутствуют прямые линии, а эффект симметрии получается за счет суживающихся кверху колонн и ступеней. Парфенон господствует над центром Афин и постоянно напоминает о Золотом веке в истории Древней Греции. V век ко н.э. – Золотой век
Рис. ПарфенонРис. Эрехтейон
Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
ГРЕЧЕСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР состоял из следующих основных элементов:
трехступенчатого стереобата (основания) — цокольной части храма;
колонн (несущих опор), состоящих из:
основания (базы),
ствола (фуст) – в целях устойчивости сужающегося кверху (энтазис), обработанного каннелюрами (вертикальными желобками),
капители – создающей более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн; абака (квадратная плита капители) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (эхин), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну по всему ее сечению;
антаблемента (несомой конструкции, перекрывающей части сооружения), делящегося, в свою очередь, на:
архитрав (несущую балку),
фриз – в его средней полосе чередуются плиты с вертикальными врезами триглифами и промежутки метопы, иногда украшенные барельефами,
карниз – нависающий над всей конструкцией, предохраняющий ее от дождевой влаги, и своей четкой горизонталью завершающий композицию. На нижней грани карнизной плиты триглифам отвечали выступы с каплями (мутулы).
Выше антаблемента — треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши.
Ордерная система в архитектуре Древней Греции. Особенности отдельных ордеров.
Слово «ордер» происходит от латинского ordo – «по порядку», «как следует».
Греческий ордер – это одна из исторических форм стоечно-балочной системы в архитектуре.
Уже
в Древнем Египте
массивные
стойки-колонны
поддерживали
лежащие
на них
балки.
В Древней Греции эта конструкция стала значительно легче.
Конструкция из стоек и балки,
лежащей на них,
естественна для деревянного
строительства.
Именно при строительстве деревянных сооружений
сформировались основные части ордера .
Основные части греческого ордера
Антаблемент
Триглиф
Фронтон
Метопа
Карниз
Фриз
Архитрав
колонна
Капитель
Ствол колонны
Стилобат
Стереобат
Происхождение названия частей греческого ордера
- Стереобат – от греч. « stereos » – крепкий и « bates » опора.
- Колонна – от лат. « columna » – столб.
- Антаблемент – от греч. « ante » – прямо и « blemma » – взгляд.
- Фронтон – от лат. « frons » – лоб, лицо.
- Стилобат – от греч. « stylos » – стержень, колонна и « bates » – опора.
- Капитель – от лат. « caput » – голова.
- Архитрав – от греч. « archi » – главный и « trabs » – балка.
- Фриз – от греч. « frisso » – дрожу, трепещу.
- Метопа – от греч. « metopon » – лицевая сторона.
- Триглиф – от греч. « tries » – три и « glypho » – вырезаю.
- Карниз – от греч. « koronis » – завершение.
Попробуйте на фотографии Парфенона
найти основные части ордера.
?
?
?
?
?
?
?
Вместе с работой над простотой и ясностью конструкции
греческие архитекторы много работали
над зрительным впечатлением от постройки.
Одна и та же конструкция, например, стойка и балка,
может по-разному выглядеть,
в зависимости от оформления.
Эти видимые изменения конструкции
называют тектоникой.
Проследим за тектоническими изменениями опоры.
Конструкция простого столба и колонны одинакова,
но тектоническое (зрительное) их решение разное.
Так архитектор с помощью тектоники
добивается разных эффектов при одной и той же конструкции.
Капитель
Абак
Волюты
Каннелюры
Ствол колонны
С помощью
этих
деталей
достигается
тектоническая
выразительность
колонны.
Эхин
База
Абак
Стволы колонн
тщательно вымеряли,
вытесывали
из отдельных
каменных блоков,
вплоть до каннелюр,
и скрепляли
между собой шипами.
Однако основным в ордере
является
не последовательность
частей здания,
а их четкая соотнесенность
между собой,
их пропорциональность.
Именно пропорции отличают
один ордер от другого.
Пропорции греческих ордеров
Модуль (единица измерения) –
диаметр колонны.
2
1 1/2
1 3/4
1 1/2
1 1/2
1 1/2
2 1/3
1 1/4
1 1/2
3/2
1
1
20
18
16
1
1
1
Пропорции дорического ордера делают его
массивным, тяжелым.
Не случайно дорические храмы называли «мужскими».
Даже отдельно
стоящая
дорическая
колонна
производит
впечатление
чего-то
необычайно
устойчивого.
Этому впечатлению помогает
очень простое строение
вершины колонны – капители.
Парфенон – самый известный
дорический храм древности.
Храмы
ионического ордера
более стройны
и изящны.
Не случайно
говорили,
что у их колонн
женские пропорции.
Поэтому иногда вместо колонн ионических храмов
ставили женские статуи – кариатиды.
Впечатлению
женственности
от ионической
колонны
способствует
ее капитель
с волютами.
Самые утонченные пропорции
у храма коринфского ордера.
Пропорции его колонн сравнивали
с пропорциями девического тела.
Капитель коринфской колонны,
словно прихотливая прическа,
украшена листьями аканта.
В последующие века
ордер (его структура и пропорции)
стал частью многих
архитектурных сооружений.
В эпоху классицизма ( XVIII-XIX века)
здания во многом строились на основе ордера .
Дикастери | древнегреческий закон
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Скованные останки на древнегреческом кладбище рассказывают интригу
Дебора Киврикосаиос
4 минуты чтения
АФИНЫ (Рейтер) – По меньшей мере 80 скелетов лежат в братской могиле на древнегреческом кладбище, их запястья скованы железными кандалами.
Останки скелетов с железными кандалами на запястьях лежат в ряд на древнем кладбище в дельте Фалирон в Афинах, Греция, 27 июля 2016 г. REUTERS/Alkis Konstantinidis
Они жертвы, говорят археологи, массовой казни. Но кто они были, как они туда попали и почему их похоронили с некоторой долей уважения – все это остается загадкой.
Они были найдены ранее в этом году в части некрополя Дельты Фалирона — большого древнего кладбища, обнаруженного во время строительства национальной оперы и библиотеки между центром Афин и портом Пирей.
Немногие смогли попасть внутрь, чтобы посмотреть поближе.
Но во время редкой экскурсии по этому месту археологи внимательно показали Рейтеру скелеты, одни лежали длинным аккуратным рядом в выкопанной песчаной земле, другие были свалены друг на друга, руки и ноги скрючены, а челюсти отвисли. .
«Все они казнены одинаково. Но они были похоронены с уважением», — сказала руководитель раскопок доктор Стелла Хриссулаки.
«Они все связаны по рукам наручниками, и большинство из них очень молоды и в очень хорошем состоянии здоровья, когда их казнили».
Эксперты надеются, что тестирование ДНК и исследования, проведенные антропологами, раскроют, как именно умерли ряды людей. Что бы ни случилось, это было жестоко — у большинства были связаны руки над головой, запястья связаны вместе.
Но порядок их захоронения позволяет предположить, что это были не только рабы или обычные преступники.
Слайд-шоу ( 9 изображений )Кладбище датируется 8-5 веками до нашей эры.
«Это период больших волнений для афинского общества, период, когда аристократы, дворяне борются друг с другом за власть», — сказал Хриссулаки.
Одна из самых сильных теорий состоит в том, что они были сторонниками Килона, афинского дворянина и олимпийского чемпиона, который организовал попытку государственного переворота в Афинах в 632 г. до н.э. с помощью своего тестя, тирана Мегары.
Переворот провалился, и Сайлон спрятался в храме Акрополя.