Чарльз дженкс – 5 лучших проектов • Интерьер+Дизайн

5 лучших проектов • Интерьер+Дизайн

Чарльз Дженкс (Charles Alexander Jencks, 21.06.1939 — 13.10.2019) — архитектор, теоретик, художник, работавший в жанре лэнд-арта. Дженкса сперва называли ландшафтным дизайнером, однако фантастические парки, которые он выстраивал в самых неожиданных местах (к примеру, там, где были заводы), относятся к жанру лэнд-арта.

По теме: Сады Пита Удолфа в фильме Томаса Пайпера

Популярна его книга «Язык архитектуры постмодернизма»,  вышедшей на русском языке в 1985). Он также известен как основатель благотворительного фонда Maggie’s, на средства из которого строятся бесплатные центры поддержки онкологических больных. Вспоминаем самые яркие проекты мастера.

Сад космических размышлений

Сад космических размышлений (Garden of Cosmic Speculation)

Garden of Cosmic Speculation — самый известный проект Дженкса построен недалеко от его собственного дома на юге Шотландии в городе Дамфрис. В 1988 году жене Дженкса Мэгги Кесвик-Дженкс, тоже ландшафтному дизайнеру, досталось в наследство имение Portrack House. На участке площадью 16 га пара решила разбить парк, не похожий ни на один в мире.  Дженкс вдохновлялся наукой и математикой: ландшафт изображает фракталы, черные дыры, символизирует математические формы и научные феномены. Здесь сочетаются симметрия, природные формы — по мысли Дженкса сад представляет собой Вселенную в миниатюре. Этот сад стал также темой для оркестровой композиции американского композитора Майкла Гандольфи.    

Нортумберландия

Проект «Нортумберландия» (Northumberlandia)

Проект Northumberlandia — это изображение богини английского графства Нортумберленд — «Богини Севера» или, как ее называют местные жители в этой угольной области, Леди. Эта работа Дженкса считается крупнейшим рукотворным изображением человека на планете. Женскую фигуру формировали в течение двух лет огромными землеройными машинами. Для ее создания потребовалось 1,5 млн тонн глины, почвы и камней, извлеченных из шахт. Все строительство велось под контролем Дженкса, иногда вносились изменения.

Crawick Multiverse

Парк Crawick Multiverse на юге Шотландии на месте угольного карьера. 2015

Проект Crawick Multiverse — пример, как можно перевоплотить заброшенную шахту в объект паломничества туристов со всего мира. В этом заброшенном прежде месте он устроил парк, посвященный идее Вселенной. Обветшалые терриконы превратились в замысловатые зеленые курганы, олицетворяющие собой Млечный путь, а угольные котлованы — в искусственные водоемы

Клетки жизни

Чарльз Дженкс. Объект «Клетки жизни» в парке скульптур Jupiter Artland в Эдинбурге. 2003–2010

Проект Cells of Life (2003—2010) в парке скульптур Jupiter Artland неподалёку от Эдинбурга рассказывает о процессе клеточного деления: перетекающие друг в друга криволинейные формы земляных насыпей и прудов наглядно демонстрируют, как из одной цельной формы может родиться несколько новых.

Центры по борьбе с раком 

Здание, разработанное Норманом Фостером для благотворительного центра по борьбе с раком, основанного Чарльзом Дженксом

Наравне с ландшафтными проектами, Дженкс разработал концепцию Maggie’s Centre – бесплатных центров, где лечат рак и реабилитируют людей после тяжелой терапии. «Люди с таким распространенным диагнозом как рак не должны терять радость жизни в страхе смерти», — убежден Чарльз Дженкс. Организация была основана и названа в честь его жены Мэгги, скончавшейся от рака в 1995 году. Центры помощи онкологическим больным Мэгги строятся с 1996 года и функционируют на пожертвования благотворителей. Помощь оказывается на безвозмездной основе.

Сад космических размышлений (Garden of Cosmic Speculation) Сад космических размышлений (Garden of Cosmic Speculation) Сад космических размышлений (Garden of Cosmic Speculation) Проект «Нортумберландия» (Northumberlandia) Чарльз Дженкс. Объект «Клетки жизни» в парке скульптур Jupiter Artland в Эдинбурге. 2003–2010
Проект «Нортумберландия» (Northumberlandia)

www.interior.ru

Газон как искусство: ландшафтный дизайн Чарльза Дженкса :: Загородная недвижимость :: РБК Недвижимость

Британский архитектор Чарльз Дженкс удивляет мир своими проектами ландшафтного дизайна, превращая акры земного полотна в фантастические пейзажи

Архитектор, скульптор и ландшафтный дизайнер Чарльз Дженкс — один из идеологов архитектурного постмодернизма. Он является признанным международным мастером лэнд-арта. Его работы неоднократно занимали первые места и выигрывали престижные премии мировых архитектурных конкурсов и фестивалей.

Чарльз Дженкс объясняет свое увлечение ландшафтными проектами стремлением найти применение неиспользуемым участкам земли. Каждый из его арт-проектов имеет уникальную концепцию — иногда заимствованную из культур разных времен и народов, иногда подсмотренную в природе.

В разные годы архитектор создал уникальные объекты (от приусадебных участков до городских парков), которые характеризует сбалансированное сочетание искусственных и природных деталей и которые как минимум необычно выглядят.

Garden of Cosmic Speculation

«Сад космических размышлений» — это один из наиболее масштабных проектов Чарльза Дженкса. В 1988 году его жене Мэгги Кесвик-Дженкс, тоже ландшафтному дизайнеру, досталось в наследство имение Portrack House, расположенное в Шотландии возле небольшого городка Дамфрис. На земельных владениях площадью 16 га, занятых обычными садами, огородами, лугами, пара решила разбить парк, который не походил бы ни на один другой в мире.

За два года проект был воплощен в жизнь. Согласно авторскому замыслу, этот сад представляет собой вселенную в миниатюре. Доминантой сада-вселенной служит огромная лестница на 25 пролетов, символизирующая важные вехи в космической истории длиною в 13 млрд лет. Тайны вселенной — это нижние ступеньки, которые скрываются в темной воде у подножья лестницы.

Northumberlandia

Сад «Северная богиня» расположен на севере Англии. Он создан по заказу британской угольной компании, которая решила превратить большой карьер в динамический ландшафт из гигантских курганов и искусственных озер. Главным элементом сада является огромная скульптура лежащей богини земли высотой около 35 м и длиной около 400 м. Для ее создания было использовано 1,5 млн тонн земли.

Landform Ueda

Проект реализован в ходе расширения территории шотландской Национальной галереи современного искусства (SNGMA). Чарльз Дженкс был приглашен по инициативе директора архитектурно-строительной компании, которая выполняла функции генподрядчика.

В результате архитектор превратил огромное, но ничем не примечательное травяное поле в оригинальный живой пейзаж с перепадами рельефа, террасированными склонами и искусственными водоемами в форме полумесяцев.

Holding the Eco-Line

В Южной Корее Чарльз Дженкс участвовал в ландшафтном оформлении экогородка для проходящей в 2013 году международной выставки садов в заливе Сунчхон.

В центре территории он создал проект «Озерный сад», где с учетом особенностей местной природы построил ландшафтное решение на контрасте естественных водоемов и искусственных холмов, дополнительный объем которым придает специальным образом подстриженная трава.

Dividing cells, Мэгги-центр

После того как в 1995 году Мэгги Дженкс скончалась от рака, Чарльз Дженкс основал фонд ее имени, который инвестирует в создание центров поддержки пациентов с онкологическими заболеваниями. В основу концепции этих центров лег проект, придуманный супругами раньше, во время их частых посещений больниц. Они решили, что смертельно больным людям нужно такое место ожидания приема, которое отличалось бы от мрачных больничных коридоров, — красивое здание с живописным садом.

Первый «Мэгги-центр» — так называется проект — был открыт в Эдинбурге. Над проектом Дженкс работал с шотландским архитектором Дэвидом Пейдж, придумавшим здание изогнутой формы. Сад с овальными курганами и белыми дорожками был оформлен самим Дженксом. Курганы здесь символизируют человеческие клетки. Между дорогой и зданием посажено 100 китайских берез.

Сегодня в мире работает 13 «Мэгги-центров». Все здания с прилегающими парками спроектированы известными архитекторами.

 

Чарльз Дженкс

 

 

Известный американо-британский архитектор, скульптор, ландшафтный дизайнер, один из основоположников теории постмодернизма в современном ландшафтном дизайне, автор монографии под названием «Язык архитектуры постмодернизма».

 

Чарльз Дженкс преподавал и читал лекции во многих университетах мира: в Китае, Японии, Канаде, США, европейских странах. Дженкс занимается исследованием современных архитектурных течений, освещает работы современных архитекторов, проводит многочисленные интервью и участвует в международных архитектурных конкурсах и фестивалях.

Фото: charlesjencks.com

Владимир Миронов 

realty.rbc.ru

за что мы благодарны Чарльзу Дженксу

Книги

В молодости Дженкс видел много параллелей между анализом книг и зданий: прежде, чем получить магистерскую степень по архитектуре в Гарварде, он изучал английскую литературу. «Я был очарован тем, насколько разнообразны трактовки литературных произведений, и сделал это одним из своих столпов» — рассказывал он. Став гарвардским преподавателем, он использовал свои методы в работе со студентами. Коллеги были недовольны: «Они говорили: „Архитектура — не литература“. Вальтер Гропиус научил их этому и был бы смертельно против. Но мне было с чем поспорить».

Вскоре после получения ученой степени Дженкс начал писать книги об истории современной архитектуры. Одной из первых и самых известных стала книга Modern Movements in Architecture. Выпущенная в 1973 году, она до сих пор имеет вес в профессиональном сообществе.

 

Книга Modern Movements in Architecture

© goodreads.com

 

 

Через четыре года Дженкс выпустил «Язык архитектуры постмодернизма», где похоронил модернистскую архитектуру и с точностью до минуты определил дату ее смерти: «Новая (модернистская — прим. ред.) архитектура умерла в Сент-Луисе, штат Миссури, 15 июля 1972 года в 3:32 пополудни,… когда печально знаменитый комплекс Пруитт-Айгоу или, вернее, некоторые из его панельных домов, получили последний coup de grâce (удар милосердия — фр.) динамитом», — пишет Дженкс, добавляя: «Бум, бум, бум».

© totalarch

Попрощавшись с модернизмом, Дженкс стал одним из «отцов-основателей» постмодернизма, только набиравшего обороты.

«Книги Чарльза были первым, что я прочитал об архитектуре, будучи подростком. Они заряжали меня бесконечной любовью и страстью. Чарльз излучал, транслировал и даровал это каждому, кто взаимодействовал с ним при личном общении или через тексты».

Адам Натаниэль Фурман (Adam Nathaniel Furman)

художник и дизайнер

 

 

«„Modern Movements in Architecture“ была одной из первых прочитанных мною книг об архитектуре. Она остается для меня лучшей историей модернизма: смешная и остроумная, исполненная желания научить, но не кичливая».

Чарльз Холланд

архитектор

 

 

Архитектура

Воплощением идей Дженкса-постмодерниста стал его собственный «Тематический дом» в Лондоне. Через этот проект он решил поспорить со своим другом Робертом Вентури, доказав, что знак и символ — это не одно и то же.

«На мой взгляд, знак сродни остроумному афоризму, а символ куда более глубокое явление, и мой дом — это как раз серия таких вот символов», — объяснял он.

Каждое помещение носит собственное имя. Залы первого этажа символизируют движение планет и смену времен года, поэтому за «Зимней комнатой» следуют «Весна», «Лето», а между ними — небольшое помещение под названием «Солнечные часы», где разметка на полу позволяет отслеживать ход времени.

«Тематический дом» в Лондоне © Andreas Von Einsiedel

«Помню вечера, которые мы проводили в его чудесном доме, живо обсуждая архитектуру и все на свете. Он был прекрасным историком и веселой, яркой и высококультурной личностью, очень щедрым и обаятельным человеком».

Чарльз Холланд

архитектор

 

 

Мэгги

Дженкс признавался, что карьера ландшафтного архитектора была «внезапным результатом отношений с Мэгги», его второй супругой. Они познакомились, когда Дженкс получал докторскую степень историка архитектуры в Университетском колледже Лондона, а Мэгги изучала китайское садовое искусство. «Она хотела, чтобы мы разбили сады вокруг нашего дома, но поначалу я почему-то сопротивлялся. Потом у Мэгги нашли рак. Тогда я ответил: „Да, Мэгги, я помогу тебе“. И с тех пор не изменял свое решение», — рассказывал Дженкс в интервью 2013 года.

Чарльз Дженкс рассматривает слайды с супругой Мэгги © Maggie’s Centres

В поместье Portrack House они обустроили Сад космических размышлений. Через садовые формы и ландшафты в нем показано устройство Вселенной и теория стадийности развития всего, что есть в мире, в том числе человека.

Позднее у Дженкса появились другие ландшафтные проекты: «Нортумберландия», где главным элементом стала 35-метровая Северная богиня, покрытая травой и испещренная прогулочными тропами; слоистые рельефы Landform Ueda при Национальной галерее современного искусства в Шотландии; фантастический «Озерный сад» в Южной Корее. Дженкс считал, что эти работы побуждают к раздумьям о нашем месте в мире и в космосе. «Это нечто, чем люди занимались даже после постройки Стоунхенджа. Так почему не вернуться к этому сейчас?» — говорил он.

«Дженкс спроектировал не только собственный дом, но и ландшафты по всему миру: от Сада космических размышлений в его поместье Portrack House до огромного парка в Милане. Вдохновленный научным прогрессом, генетикой, космологией и черными дырами, он стремился передать комплекс идей через наиболее архаичные формы и рельефы. Он использовал ландшафт, чтобы воплотить свои представления о мире, пространстве и времени».

Эдвин Хиткот (Edwin Heathcote)

архитектурный критик

 

 

Центр Мэгги в Данди © Maria Erman

Через пять лет после постановки диагноза врачи решили, что Мэгги здорова. Однако вскоре она начала ощущать сильные боли. Повторное обследование показало, что рак вернулся, но Мэгги решила не сдаваться и прошла повторное лечение. Вместо обещанных 2-3 месяцев она прожила полтора года.

 

Центры помощи

В последние месяцы жизни Мэгги подала Чарльзу идею обустраивать центры, куда онкобольные и их близкие смогут обращаться за психологической поддержкой. Первый из них открылся в Эдинбурге через год после ее смерти, в 1996 году. Здание разработал архитектор Ричард Мерфи, и с тех пор в проектировании Центров безвозмездно поучаствовали Норман Фостер, Заха Хадид, Фрэнк Гери, Стивен Холл, Даниэль Либескинд и другие известные архитекторы.

«Он сделал все, чтобы Центры Мэгги стали самым амбициозным и ненасытным патроном архитектуры в мире и использовали свои постройки не как безделушки, но как места для исцеления и обретения человеческого тепла».

Эдвин Хиткот

архитектурный критик

 

 

«Будучи соучредителем онкологических центров Мэгги, Чарльз проявил удивительную силу и стойкость. Он превратил личную трагедию в дело, приносящее многим людям так много надежды. Я всегда буду помнить его живой ум и заразительный юмор, которые вдохновляли нас во время многочисленных обсуждений проекта для Центра Мэгги в Манчестере <…> Чарльз и его супруга прежде всего были для меня дорогими друзьями на протяжении многих десятилетий. Я буду скучать по нашим спорам, блеску его глаз и заразительному юмору с глубоким подтекстом. Но больше всего я буду скучать по дружбе с ним».

Норман Фостер

архитектор

 

 

Память

Сегодня благодаря Дженксу в Великобритании действуют шестнадцать Центров Мэгги; еще один открыт в Гонконге. Архитектор издал более 30 книг и читал лекции по истории архитектуры в десятках вузов. В следующем году его лондонский дом станет музеем, куда можно будет прийти по предварительной записи.

«Его плодотворной работы как историка архитектуры модернистской и постмодернистской эры хватило бы, чтобы стать делом всей его жизни. Но у Дженкса была вторая сторона: необыкновенные Центры Мэгги. Через этот великолепный акт социальной ответственности он стал патроном архитектуры. Также он блестяще и изобретательно работал в ландшафтной архитектуре и изо всех сил стремился объединить в ней свои философские воззрения и креативный подход. Чарльз привнес остроумие и человечность, а также поразительное понимание каждого этапа своей жизни, и его архитектура обогащалась за счет этого. Более 40 лет я учился у него, спорил с ним и вдохновлялся им».

Пол Голдбергер (Paul Goldberger)

архитектурный критик

 

 

© artsandgardens.org

Источники цитат:
architecturalrecord.com
architectural-review.com
bdonline.co.uk

archspeech.com

Чарльз Александр Дженкс – биография, книги, отзывы, цитаты

Монографии:
Critical Modernism — Where is Post Modernism going?, Wiley Academy, London, 2007.
The Iconic Building — The Power of Enigma, Frances Lincoln, London, 2005.
The Garden of Cosmic Speculation, Frances Lincoln Limited, London, October 2003.
The New Paradigm in Architecture, (seventh edition of The Language of Post-Modern Architecture), Yale University Press, London, New Haven, 2002.
Le Corbusier and the Continual Revolution in Architecture, The Monacelli Press, 2000
Architecture 2000 and Beyond, (Critique & new predictions for 1971 book), Academy, Wiley, May 2000
Millennium Architecture, Academy, Wiley, AD, Guest Editor with Maggie Toy 2000.
Ecstatic Architecture, Academy, Wiley,…

Монографии:
Critical Modernism — Where is Post Modernism going?, Wiley Academy, London, 2007.
The Iconic Building — The Power of Enigma, Frances Lincoln, London, 2005.
The Garden of Cosmic Speculation, Frances Lincoln Limited, London, October 2003.
The New Paradigm in Architecture, (seventh edition of The Language of Post-Modern Architecture), Yale University Press, London, New Haven, 2002.
Le Corbusier and the Continual Revolution in Architecture, The Monacelli Press, 2000
Architecture 2000 and Beyond, (Critique & new predictions for 1971 book), Academy, Wiley, May 2000
Millennium Architecture, Academy, Wiley, AD, Guest Editor with Maggie Toy 2000.
Ecstatic Architecture, Academy, Wiley, London, NY 1999.
Architecture 2000 and Beyond, (Critique & new predictions for 1971 book), Academy, Wiley, May 2000.
Theories and Manifestos of Contemporary Architecture, ed.with Karl Kropf, Wiley, London, NY 1997.
The Architecture of the Jumping Universe, Academy, London & NY, 1995. Second Edition Wiley, 1997.
Heteropolis — Los Angeles, The Riots & Hetero-Architecture, Academy, London & NY, 1993.
The Post-Modern Reader, Editor, Academy/St. Martins, 1992.
The New Moderns, Academy London, Rizzoli, NY 1990.
The Prince, The Architects and New Wave Monarchy, Academy, London and Rizzoli, NY 1988.
Post-Modernism, The New Classicism in Art and Architecture, Rizzoli, NY and Academy, London 1987; German edition, 1987, reprinted 1988.
What is Post-Modernism? , St Martins Press, NY 1986, Academy, London 1986. Second Edition 1988. Third Edition 1989. Fourth Edition 1996.
The Architecture of Democracy, AD Monograph, London, 1987.
Towards A Symbolic Architecture, Rizzoli, NY; Academy, London 1985.
Kings of Infinite Space, St. Martins Press, NY; Academy, London 1983.
Abstract Representation, St. Martins Press, NY 1983, Architectural Design monograph, London 1983.
Architecture Today, Abrams, NY 1982, Current Architecture, Academy, London 1982 (Book Club). Second Edition, 1988.
Free-Style Classicism, Rizzoli, NY 1980, Architectural Design monograph, London 1982,(переведена на французский)
Post-Modern Classicism, Rizzoli, NY 1980, Architectural Design monograph, London 1980, (переведена на французский)
Skyscrapers — Skycities, Rizzoli, NY 1980, Academy, London 1980.
Signs, Symbols and Architecture, edited with Richard Bunt and Geoffrey Broadbent, John Wiley, NY and London 1980.
Late-Modern Architecture, Rizzoli, NY 1980, Academy, London 1980. Translated into German and Spanish. (переведена на немецкий и испанский)
Bizarre Architecture, Rizzoli, NY 1979 and Academy, London 1979.(переведена на французский, немецкий)
The Daydream Houses of Los Angeles, Rizzoli, NY 1978 and Academy, London 1978.(переведена на французский)
The Language of Post-Modern Architecture, Rizzoli, NY 1977, revised 1978, Third Ed. 1980, Fourth Ed. 1984, Fifth Ed. 1988, Sixth Ed. 1991, Academy Editions London 1977, 1978, 1980, 1984, 1991. (переведена на французский, японский, немецкий, испанский, венгерский, польский, русский, чешский и частично на китайский и итальянский))
Le Corbusier and the Tragic View of Architecture, Harvard University Press, Cambridge, Mass. 1974 and Allen Lane, London 1974. 2nd Edition 1987. .(переведена на японский, польский, венгерский)
Modern Movements in Architecture, Doubleday, NY 1972 and Penguin Books, London 1973.(переведена на французский, японский, польский, югославский и русский)
Adhocism (with Nathan Silver), Doubleday, NY 1972 and Secker and Warburg, London 1972.(частично переведена на французский и итальянский)
Architecture 2000, Predictions and Methods, Praeger, NY 1971 and Studio Vista, London 1971. (переведена на испанский и японский)
Meaning in Architecture, editor with George Baird and contributor, Braziller, NY 1969; Barrie & Jenkins, London 1969.(переведена на французский, итальянский, испанский)

www.livelib.ru

13 позиций архитектуры постмодернизма Чарльза Дженкса

Основные ценности:

1. Амбивалентность предпочтительней одновалентности, воображение предпочтительней вкуса.
2. «Сложность и противоречивость» предпочтительней сверхпростоты и «минимализма».
3. Теория сложности и теория хаоса являются более основательными в объяснении природных явлений, чем линейная динамика; это значит, что «истинно природное» в своем поведении скорее нелинейно, чем линейно.
4. Память и история органически связаны с нашим генетическим кодом, нашим языком, нашим стилем и нашими городами и потому являются ускорителями нашей изобретательности.

Лингвистика и эстетика:

1. Вся архитектура изобретается и воспринимается с помощью кодов, отсюда — «языки» архитектуры, отсюда — символическая архитектура, отсюда — двойное кодирование.
2. Все коды испытывают влияние семиотической общности и различных типов культур, отсюда — необходимость плюралистической культуры для проектирования, основанного на принципах радикального эклектизма.
3. Архитектура — «язык» для публики, отсюда — необходимость в появлении постмодернистского классицизма, который отчасти основан на архитектурных универсалиях, отчасти на образах прогрессирующей технологии.
4. Архитектуре требуется орнаментализация (придание образных черт, паттернализация), которая должна быть либо символической, либо «симфонической»; отсюда — уместность обращения к современным информационным теориям.
5. Архитектуре требуется метафоричность, которая должна приблизить нас и к природным, и к культурным проблемам; отсюда — использование зооморфной образности, домов с «человеческими лицами», отсюда же — иконография высокой технологии. Всё это — вместо метафоры «машина для жилья».

Урбанистика, политика, экология:

1. Архитектура должна формировать город, отсюда — контекстуализм, коллажность, неорационализм, мелкоквартирное планирование, смешение типов пользователей и типов строений.
2. Архитектура должна кристаллизовать социальную реальность в современном городе глобального типа — гетерополисе, что очень важно для плюралистичности этнических групп, отсюда — партиципационный подход к проектированию и адхокизм.
3. Архитектура должна учитывать экологическую реальность нашего времени и уметь поддерживать свое развитие, зеленую архитектуру и космический символизм.
4. Мы живем в удивительной, творящей, самоорганизующейся Вселенной, которая ещё только готовится к различным вариантам определённости, отсюда — необходимость в космогенной архитектуре, которая прославляет критицизм, процессуальность и иронию.

Jencks Ch. 13 Propositions of Post Modern Architecture // Theories and Manifestoes of Contemporary Architecture. Chichester, 1997. P. 131-132 // перевод по: Добрицына И.А. От постмодернизма – к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

Вопрос, который возникает у меня в связи с этим: постмодернизм жив?
К чему ближе творчество современных архитекторов, к этим тезисам, или к отправным позициям архитектуры “современного движения”?
Или всё же Дженкс прав в статье, написанной шестью годами позже, и мы сегодня имеем дело с совершенно новой архитектурной парадигмой, отличной от всего, что было ранее?

alexander-loz.livejournal.com

Философский ландшафт – фантазии Чарльза Дженкса / Дизайн / Культ / МодноНемодно.ру

У нас, на просторах СНГ, искусство ландшафтного дизайна только набирает обороты – возможно, и мы скоро сможем любоваться целыми парками, оформленными по проектам мастеров лэнд-арта. Предлагаю посмотреть, как это может выглядеть – на примере работ Чарльза Дженкса (Charles Jencks), архитектора и ландшафтного дизайнера родом из США.

Ступени — символ развития Вселенной. Самые нижние скрыты под водой — происхождение Вселенной до сих пор остается загадкой

Чарльз Дженкс сегодня имеет репутацию авторитетного специалиста, по его проектам оформлены несколько парков в Европе и Америке. Самым известным можно считать его дизайнерский проект под названием «Сад космических размышлений» (Garden of Cosmic Speculation) – это в Шотландии, в городе Дамфрис. «Каскад ступеней к воде рассказывает историю Вселенной; терраса открывает искажение пространства и времени, вызванное черной дырой; посетитель получает возможность ознакомиться с мельчайшими строительными блоками материи и вспомнить фрактальную геометрию на примере озер и прочих рельефов» — как вам краткое описание парка ?)) (на сайте Чарльза Дженкса).

Холмы “Улитка и Змея” в Garden of Cosmic Speculation

Сады ДНК в Garden of Cosmic Speculation

Чувство слуха в Garden of Cosmic Speculation

Чувство зрения в Garden of Cosmic Speculation

Стандартная модель в Garden of Cosmic Speculation

Cад деревянных костей в Garden of Cosmic Speculation

Можно сказать, что все работы имеют глубокий смысл (в сочетании с чувством юмора). А еще архитектор очень грамотно вписывает свои фантазии в природные особенности местности. Думаю, это и есть высший пилотаж в профессии ландшафтного дизайнера.

«Увидеть мир в песчинке – значит, найти взаимосвязь между большим и малым, между наукой и духовностью, между Вселенной и ландшафтом. Эти мировые параметры обеспечивают содержание моих работ. Я изучаю метафоры, лежащие в основе законов природы, и параллели, которые держат нас в связке с космосом» — слова Чарльза Дженкса, мудрого философа-архитектора, работающего в согласии с природой.

Landform Ueda, Эдинбург, Шотландия

“Спирали времени”, Parco Portello, Милан, Италия

“Спирали времени”, Parco Portello, Милан, Италия

Northumberlandia (Северная богиня) — из 1,5 миллионов тонн земли, высота — 34 м, длина — 400 м, еще не законченный проект

Olympic Forest Park, Пекин, Китай

Olympic Forest Park, Пекин, Китай

Rail Garden, Шотландия

Мост в Rail Garden, Шотландия

Это и есть Чарльз Дженкс (на фоне своего творения)

monemo.ru

Частный Сад космических размышлений в Шотландии

Место, где можно подумать о главном

Сад космических размышлений, который находится в шотландском  городе Дамфасе, по праву называют одним  из самых оригинальных и интересных на планете. Создателями данного произведения искусства являются два таланта — известный  архитектор-постмодернист Чарльз Дженкс и его жена — ландшафтный дизайнер Мегги Чесвик. Мегги стала наследницей поместья Портрэк Хаус в 1988 году, и тогда у супругов возникла идея создать миниатюрный сад-Вселенную. Он создавался с целью показать процесс рождения и развития Вселенной, определить место человека в этом необъятном пространстве и еще раз напомнить, что наука является лишь маленьким лучиком  в беспросветном пространстве неизведанного.

В процессе работы над проектом Чарльза вдохновляла фрактальная геометрия, а Мегги — китайская философия, наполненная гармонией и мудростью.  Спустя год парк был готов к открытию. В результате здесь появился сад площадью 16,2 га, наполненный плавными, волнистыми и кривыми линиями рельефа. Сродни китайской миниатюре, они отражают размышления о Космосе, возникновении Вселенной и смысле человеческой жизни.

Так как парк является частной собственностью, владелец открывает его двери для посетителей только один день в году. Участникам ландшафтных поездок Международного Центра «Зеленая стрела» осенью 2014 года посчастливилось побывать не только в частном саду Ч. Дженкса в Шотландии (по личном договоренности с самим архитектором), но и посетить общественный парк в Милане, выполненный им и его командой садовников в том же стиле.


Специалисты ландшафтного дизайна и архитектуры поделились с журналом “Новая парковая культура” своими впечатлениями, которые они пережили при посещении этих садов.

Наталья Зайцева, Москва, ландшафтный дизайнер:

«В частном саду Дженкса мы можем наблюдать  удивительный эффект столкновения, сочетания и гармонии двух, казалось бы, противоположных течений.  Первое  из них рассматривает сад как текст, написанный автором и читаемый каждым посетителем по-своему.  Второе показывает нам  содержание этого текста не как философскую  или религиозную концепцию, как бывало уже в классических садах, а как концепцию научную. Множество деталей возвращают нас к открытиям XX века, из взаимодействия которых  возникает множество отдельных оригинальных и потрясающе красивых мест: готически белый и за счет этого совершенно не мрачный сад «Кости берез», затягивающий Mobile in mobilis – «Сад черной дыры» и  неописуемой красоты «Сад холмов улитки и слизняка», сад-ребус «Бабушкин сад» c девизом «Наследственность и наследие».

Кроме материального, передано также и культурное наследие: для сада характерен классический  английский набор культур и приемов планировки. В нем можно увидеть две скульптуры разворачивающихся спиралей ДНК, которые стали демонстрацией  биологического механизма наследования. Тем не менее, часть полученного наследия каждым поколением используется  и интерпретируется  по-своему.

Будоражит воображение традиционный английский газон,  перевернутый вверх корнями и сделанный из рулонов, трава которых находится  внутри. Общее впечатление непередаваемо словами, так как сад воздействует на чувства и разум одновременно.  Самые красивые сады — те, что с внутренним стержнем, девизом, прочитать и расшифровать который — огромное удовольствие. Сады Дженкинса — именно такие».

Символичные холмы Nuovo Portello

Маргарита Ломбарди, доктор агрономии, садовый журналист (Милан):

«Сад Nuovo Portello в Милане  был построен в заброшенном участке города, где ранее располагался автомобильный завод «Альфа Ромео». Работы начались в 2005 году с вывоза промышленного мусора,  остатков от завода, который оказался дорогим удовольствием.

Владелец территории увидел работы Дженкса на биеннале в Венеции. Подход  Дженкса с применением геопластики был оптимальным вариантом, к тому же его  сады всегда очень концептуальны и символичны. В Nuovo Portello броско представлены концепции времени, движения, ритма и музыки. Территория сада сегодня — 63 тыс. кв. м, но в будущем должна увеличиться до 80 тысяч, также здесь должна появиться сцена  для проведения мероприятий.

Сад состоит из трех холмов, которые символизируют предысторию, историю и настоящее. Первый холм отражает мысль о зарождении галактики, путь к звездам. Высота одного холма составляет 14 метров,  другого — 10, третий  холм со скульптурой в форме ДНК расположен наверху, путь к нему по спирали составляет 500 метров. Холм, посвященный настоящему, имеет форму торта, спираль ДНК традиционно стала символом  наследственности и рождения.  Мощение галькой отображает традиционный итальянский стиль, а водоем зимой планируются использовать в качестве катка. В следующей очереди строительства будет создана сцена для мероприятий. Парк является общественным, собственник участка воплотил проект и передал сад городу, правда, ухаживать за ним продолжает самостоятельно. Парк, для которого характерен сложный рельеф, 22704 кв. метров газонов и 2082 погонных метров живых изгородей, очень дорогой в уходе. В перспективе деньги на это будут выделяться из городского бюджета, чем очень обеспокоена общественность. Но в целом пространство преобразовалось и стало посещаемым, в какой-то степени его можно назвать туристическим объектом».

Мария Грозева, ландшафтный архитектор, София, Болгария:

«Многие ландшафтные архитекторы используют символику в своем творчестве, и Дженкс, как один из наиболее ярких представителей постмодернизма, — не является исключением. В этом саду спираль стала его главным концептуальным элементом, а также земля как стихия. Сад имеет относительно небольшую площадь, где присутствуют зоны активности, призывающие к движению, и пассивные зоны, например, возле водного зеркала.  Зоны при этом связаны между собой, хотя это не всегда заметно, а растения для него вторичны. В то же время  разные виды растений стали геометрическими композициями, которые соединяют  отдельные зоны. Этот специфический дизайн создает потребность к движению в пространстве сада».

Специалисты петербургской компании “Авилегия”:

Светлана Сизова:
«Сад удачно решен по композиции и раскрывает разные видовые точки, для него характерно интересное использование дорожных покрытий и сочетаний между ними».

Людмила Васенко:
«Сад является выражением стремления вверх, к космосу, связи земли и неба. Поднимаясь по холму, можно увидеть,  как в водоеме внизу, будто в зеркале, открываются новые ракурсы. Ассоциация со ступенями жизни, подымаясь по которым, человек развивается».

Издательство благодарит директора Петербургского Международного Центра ландшафтного искусства «Зеленая стрела» за предоставленные авторские фотографии и интервью.

zstrela.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *