- 5 лучших проектов • Интерьер+Дизайн
- Газон как искусство: ландшафтный дизайн Чарльза Дженкса :: Загород :: РБК Недвижимость
- Чарльз Дженкс и язык постмодернистской архитектуры – Jencks Foundation
- Чарльз Дженкс был исключительно плодовитым писателем. За свою карьеру, насчитывающую почти шесть десятилетий, он опубликовал более 40 книг и бесчисленное количество статей и статей. Тем не менее, « Язык постмодернистской архитектуры» , его призыв к плюралистическому и двойному кодированию дизайна, первоначально выпущенный в 1977 году, остается самой известной, доступной и широко распространенной книгой Дженкса. В основном благодаря этому нетрадиционному изданию — частично книге, частично глянцевому журналу, щедро иллюстрированному и, что наиболее важно, находящемуся в постоянном развитии, — архитектор, историк и полемист раскрывал и с годами уточнял свое определение оспариваемого и спорного. Термин «постмодерн» по отношению к архитектуре. Если средством является сообщение (или сообщение), может ли быть так, что слияние средства книги с средством дешевого переиздаваемого глянцевого журнала, постоянно переиздаваемого, даже помогло Дженксу укрепить его идею постмодернизма? слово, которое он всегда настаивал на переносе через дефис, подчеркивая тем самым гибридность термина – как постоянно развивающегося культурного феномена? Опубликован Андреасом Пападакисом1, тогдашним главным редактором Academy Editions, Язык постмодернистской архитектуры официальные и неофициальные переводы. 2 С годами он стал международным справочником, ознаменовавшим начало эпохи глобализации и использующим возможную связь между языком и архитектурой. Не случайно, Язык постмодернистской архитектуры появился в радикально политическом контексте британских 1970-х, самого мрачного периода империи со времен Второй мировой войны. 1970-е были отмечены экономическим застоем, первым и вторым нефтяным кризисом, массовым отключением электроэнергии и беспрецедентными забастовками. Архитектурный, а также риторический и политический проект, книга Дженкса последовала за растущей критикой модернизма, которая уже стала очевидной в Великобритании в XIX веке.60-х гг., «когда стали очевидны социальные проблемы послевоенного жилищного строительства, особенно больших или системных усадеб». 3 Язык постмодернистской архитектуры Заслуживающая внимания история публикаций — как по форме, так и по содержанию — отражает критический метод работы Дженкса: постоянное написание и переписывание в быстрой последовательности по мере развития движения и в ответ на быстро меняющийся архитектурный, общественный и социально-экономический контексты. Книга стала «эволютотомом», посредством которого Дженкс усовершенствовал свое определение термина «постмодернистский», отражая его modus operandi как историк архитектуры и критик.
- На пути к новой парадигме
- (Доступный) язык
- Взлет и падение
- Визуализации и предсказания
- Естественный отбор?
- Некролог Чарльза Дженкса | Архитектура
5 лучших проектов • Интерьер+Дизайн
Дизайн
Чарльз Дженкс (Charles Alexander Jencks, 21.06.1939 — 13.10.2019) — архитектор, теоретик, художник, работавший в жанре лэнд-арта. Дженкса сперва называли ландшафтным дизайнером, однако фантастические парки, которые он выстраивал в самых неожиданных местах (к примеру, там, где были заводы), относятся к жанру лэнд-арта.
Популярна его книга «Язык архитектуры постмодернизма», вышедшей на русском языке в 1985). Он также известен как основатель благотворительного фонда Maggie’s, на средства из которого строятся бесплатные центры поддержки онкологических больных. Вспоминаем самые яркие проекты мастера.
Сад космических размышлений
Сад космических размышлений (Garden of Cosmic Speculation)Garden of Cosmic Speculation — самый известный проект Дженкса построен недалеко от его собственного дома на юге Шотландии в городе Дамфрис. В 1988 году жене Дженкса Мэгги Кесвик-Дженкс, тоже ландшафтному дизайнеру, досталось в наследство имение Portrack House.
Нортумберландия
Проект «Нортумберландия» (Northumberlandia)Проект Northumberlandia — это изображение богини английского графства Нортумберленд — «Богини Севера» или, как ее называют местные жители в этой угольной области, Леди. Эта работа Дженкса считается крупнейшим рукотворным изображением человека на планете. Женскую фигуру формировали в течение двух лет огромными землеройными машинами. Для ее создания потребовалось 1,5 млн тонн глины, почвы и камней, извлеченных из шахт. Все строительство велось под контролем Дженкса, иногда вносились изменения.
Crawick Multiverse
Парк Crawick Multiverse на юге Шотландии на месте угольного карьера. 2015Проект Crawick Multiverse — пример, как можно перевоплотить заброшенную шахту в объект паломничества туристов со всего мира. В этом заброшенном прежде месте он устроил парк, посвященный идее Вселенной. Обветшалые терриконы превратились в замысловатые зеленые курганы, олицетворяющие собой Млечный путь, а угольные котлованы — в искусственные водоемы
Клетки жизни
Чарльз Дженкс. Объект «Клетки жизни» в парке скульптур Jupiter Artland в Эдинбурге. 2003–2010Проект Cells of Life (2003—2010) в парке скульптур Jupiter Artland неподалёку от Эдинбурга рассказывает о процессе клеточного деления: перетекающие друг в друга криволинейные формы земляных насыпей и прудов наглядно демонстрируют, как из одной цельной формы может родиться несколько новых.
Центры по борьбе с раком
Здание, разработанное Норманом Фостером для благотворительного центра по борьбе с раком, основанного Чарльзом ДженксомНаравне с ландшафтными проектами, Дженкс разработал концепцию Maggie’s Centre – бесплатных центров, где лечат рак и реабилитируют людей после тяжелой терапии. «Люди с таким распространенным диагнозом как рак не должны терять радость жизни в страхе смерти», — убежден Чарльз Дженкс. Организация была основана и названа в честь его жены Мэгги, скончавшейся от рака в 1995 году. Центры помощи онкологическим больным Мэгги строятся с 1996 года и функционируют на пожертвования благотворителей. Помощь оказывается на безвозмездной основе.
Сад космических размышлений (Garden of Cosmic Speculation) Сад космических размышлений (Garden of Cosmic Speculation) Сад космических размышлений (Garden of Cosmic Speculation) Проект «Нортумберландия» (Northumberlandia) Чарльз Дженкс. Объект «Клетки жизни» в парке скульптур Jupiter Artland в Эдинбурге. 2003–2010 Проект «Нортумберландия» (Northumberlandia)Автор:
Ольга БожкоФото:
предоставлены пресс-службамиПоделиться:
FB TW OK
#ландшафт
#ландшафтная архитектура
#Чарльз Дженкс (Charles Jencks)
#Новости дизайна
#ландшафт
#ландшафтная архитектура
#Чарльз Дженкс (Charles Jencks)
#Новости дизайна
Далее
Дизайн
Glasstress: венецианское стекло и современное искусство
Design Now Design NowГазон как искусство: ландшафтный дизайн Чарльза Дженкса :: Загород :: РБК Недвижимость
Архитектор, скульптор и ландшафтный дизайнер Чарльз Дженкс — один из идеологов архитектурного постмодернизма. Он является признанным международным мастером лэнд-арта. Его работы неоднократно занимали первые места и выигрывали престижные премии мировых архитектурных конкурсов и фестивалей.
Чарльз Дженкс объясняет свое увлечение ландшафтными проектами стремлением найти применение неиспользуемым участкам земли. Каждый из его арт-проектов имеет уникальную концепцию — иногда заимствованную из культур разных времен и народов, иногда подсмотренную в природе.
В разные годы архитектор создал уникальные объекты (от приусадебных участков до городских парков), которые характеризует сбалансированное сочетание искусственных и природных деталей и которые как минимум необычно выглядят.
adv.rbc.ru
Garden of Cosmic Speculation
«Сад космических размышлений» — это один из наиболее масштабных проектов Чарльза Дженкса. В 1988 году его жене Мэгги Кесвик-Дженкс, тоже ландшафтному дизайнеру, досталось в наследство имение Portrack House, расположенное в Шотландии возле небольшого городка Дамфрис. На земельных владениях площадью 16 га, занятых обычными садами, огородами, лугами, пара решила разбить парк, который не походил бы ни на один другой в мире.
За два года проект был воплощен в жизнь. Согласно авторскому замыслу, этот сад представляет собой вселенную в миниатюре. Доминантой сада-вселенной служит огромная лестница на 25 пролетов, символизирующая важные вехи в космической истории длиною в 13 млрд лет. Тайны вселенной — это нижние ступеньки, которые скрываются в темной воде у подножья лестницы.
Northumberlandia
Сад «Северная богиня» расположен на севере Англии. Он создан по заказу британской угольной компании, которая решила превратить большой карьер в динамический ландшафт из гигантских курганов и искусственных озер. Главным элементом сада является огромная скульптура лежащей богини земли высотой около 35 м и длиной около 400 м. Для ее создания было использовано 1,5 млн тонн земли.
Landform Ueda
Проект реализован в ходе расширения территории шотландской Национальной галереи современного искусства (SNGMA). Чарльз Дженкс был приглашен по инициативе директора архитектурно-строительной компании, которая выполняла функции генподрядчика.
В результате архитектор превратил огромное, но ничем не примечательное травяное поле в оригинальный живой пейзаж с перепадами рельефа, террасированными склонами и искусственными водоемами в форме полумесяцев.
Holding the Eco-Line
В Южной Корее Чарльз Дженкс участвовал в ландшафтном оформлении экогородка для проходящей в 2013 году международной выставки садов в заливе Сунчхон.
В центре территории он создал проект «Озерный сад», где с учетом особенностей местной природы построил ландшафтное решение на контрасте естественных водоемов и искусственных холмов, дополнительный объем которым придает специальным образом подстриженная трава.
Dividing cells, Мэгги-центр
После того как в 1995 году Мэгги Дженкс скончалась от рака, Чарльз Дженкс основал фонд ее имени, который инвестирует в создание центров поддержки пациентов с онкологическими заболеваниями.
Первый «Мэгги-центр» — так называется проект — был открыт в Эдинбурге. Над проектом Дженкс работал с шотландским архитектором Дэвидом Пейдж, придумавшим здание изогнутой формы. Сад с овальными курганами и белыми дорожками был оформлен самим Дженксом. Курганы здесь символизируют человеческие клетки. Между дорогой и зданием посажено 100 китайских берез.
Сегодня в мире работает 13 «Мэгги-центров». Все здания с прилегающими парками спроектированы известными архитекторами.
Чарльз Дженкс
Известный американо-британский архитектор, скульптор, ландшафтный дизайнер, один из основоположников теории постмодернизма в современном ландшафтном дизайне, автор монографии под названием «Язык архитектуры постмодернизма».
Чарльз Дженкс преподавал и читал лекции во многих университетах мира: в Китае, Японии, Канаде, США, европейских странах. Дженкс занимается исследованием современных архитектурных течений, освещает работы современных архитекторов, проводит многочисленные интервью и участвует в международных архитектурных конкурсах и фестивалях. |
Фото: charlesjencks.com
Владимир Миронов
Чарльз Дженкс и язык постмодернистской архитектуры – Jencks Foundation
В 1977 году в своем «Языке постмодернистской архитектуры» Дженкс объявил о смерти современной архитектуры. В течение многих последующих десятилетий в семи последующих изданиях этой основополагающей книги он продолжал уточнять, отображать и изображать на схемах свою теорию постмодернизма. Чтобы пересмотреть определения постмодернизма, данные Дженксом, и обсудить их актуальность для сегодняшней архитектурной и более широкой культуры, мы пригласили ряд авторов — ученых, архитекторов, кураторов и писателей — ответить на вопрос: «Что такое постмодернизм? Эссе Леа-Катрин Шацка прослеживает эволюцию термина в творчестве Дженкса и ставит вопрос о том, как его среда и метод работы могли оказать решающее влияние на его теории постмодернизма.
Чарльз Дженкс был исключительно плодовитым писателем. За свою карьеру, насчитывающую почти шесть десятилетий, он опубликовал более 40 книг и бесчисленное количество статей и статей. Тем не менее, « Язык постмодернистской архитектуры» , его призыв к плюралистическому и двойному кодированию дизайна, первоначально выпущенный в 1977 году, остается самой известной, доступной и широко распространенной книгой Дженкса. В основном благодаря этому нетрадиционному изданию — частично книге, частично глянцевому журналу, щедро иллюстрированному и, что наиболее важно, находящемуся в постоянном развитии, — архитектор, историк и полемист раскрывал и с годами уточнял свое определение оспариваемого и спорного. Термин «постмодерн» по отношению к архитектуре. Если средством является сообщение (или сообщение), может ли быть так, что слияние средства книги с средством дешевого переиздаваемого глянцевого журнала, постоянно переиздаваемого, даже помогло Дженксу укрепить его идею постмодернизма? слово, которое он всегда настаивал на переносе через дефис, подчеркивая тем самым гибридность термина – как постоянно развивающегося культурного феномена?
Опубликован Андреасом Пападакисом1, тогдашним главным редактором Academy Editions, Язык постмодернистской архитектуры официальные и неофициальные переводы. 2
С годами он стал международным справочником, ознаменовавшим начало эпохи глобализации и использующим возможную связь между языком и архитектурой. Не случайно, Язык постмодернистской архитектуры появился в радикально политическом контексте британских 1970-х, самого мрачного периода империи со времен Второй мировой войны. 1970-е были отмечены экономическим застоем, первым и вторым нефтяным кризисом, массовым отключением электроэнергии и беспрецедентными забастовками. Архитектурный, а также риторический и политический проект, книга Дженкса последовала за растущей критикой модернизма, которая уже стала очевидной в Великобритании в XIX веке.60-х гг., «когда стали очевидны социальные проблемы послевоенного жилищного строительства, особенно больших или системных усадеб». 3
Язык постмодернистской архитектуры Заслуживающая внимания история публикаций — как по форме, так и по содержанию — отражает критический метод работы Дженкса: постоянное написание и переписывание в быстрой последовательности по мере развития движения и в ответ на быстро меняющийся архитектурный, общественный и социально-экономический контексты. Книга стала «эволютотомом», посредством которого Дженкс усовершенствовал свое определение термина «постмодернистский», отражая его modus operandi как историк архитектуры и критик.
На пути к новой парадигме
После окончания Гарвардского университета со степенью бакалавра английской литературы в 1961 году и степенью магистра архитектуры в 1965 году Дженкс получил стипендию Фулбрайта и в 1966 году уехал в Лондон, чтобы получить докторскую степень в рамках под руководством известного критика и историка Рейнера Бэнхема в Школе архитектуры Бартлетта, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Во время работы над докторской диссертацией Дженкс также регулярно посещал АА, где преподавал (с 19 лет).68),5 читал лекции и принимал участие в бурной общественной жизни института. В 1975 году в собственном журнале, который в то время назывался Architectural Association Quarterly (AAQ), Дженкс опубликовал «Расцвет постмодернистской архитектуры»6, десятистраничную иллюстрированную статью, в которой он комментировал увиденное. как растущая тенденция в архитектуре: «серия фрагментированных альтернатив, каждая из которых претендует на первое место»7. «постмодерн», как тут же уточнил Дженкс, был уклончивым термином: «Если бы я знал, как это назвать, я бы не использовал отрицательную приставку «пост». Это скорее похоже на определение женщин как «не мужчин» — не полезное и не дополняющее определение […]»,9Дженкс писал, прежде чем прийти к выводу, что единственный способ «убить монстра», которым была современная архитектура, — это «найти зверя-заменителя, который займет его место, а «постмодерн» определенно не подойдет для этой работы»10. временный ярлык, этот термин должен был остаться и влиять на дисциплину на десятилетия вперед.
Если термин «постмодерн» остается связанным с множеством концепций и реалий в архитектуре, он почти неизбежно относится к критике модернизма, воспринимаемого как догматичный и подчиненный ряду стандартов и жесткому набору норм. Принимая участие в этой ранней критике, Дженкс осудил (традиционное) видение, согласно которому на самом деле существовала единая теория и практика, называемая современной архитектурой. архитектура – сформулирована в середине 1950-е годы членами Team Ten. Он написал: «Вся сила Команды Десять была направлена на то, чтобы придать городу идентичность и человечность масштаба». сформулирован в середине 1950-х годов членами Team Ten. Он писал: “Вся сила Команды Десять была направлена на то, чтобы придать городу идентичность и человечность масштаба”. Но если эти идеи были образцовыми, то “они оставались абстрактными, безличными и часто неуместными”. заявления и здания, которые, по словам Дженкса, составляли самую большую проблему современной архитектуры: «Куда бы вы ни посмотрели, вы обнаружите необычайное несоответствие между намерениями обеспечить идентичность и фактической безличностью». все они не смогли обеспечить «поиск идентичности в пространстве» и остались приверженными «абстрактному языку идентичности в противоположность конкретному языку исторической условности»12. Следовательно, утверждал Дженкс, если у позднего модерниста были правильные намерения, потребовалось больше, прежде чем мог произойти настоящий сдвиг.
В 1975 году Дженкс писал, что постмодернистскую архитектуру трудно определить, поскольку она была плюралистической и представляла собой ряд фрагментированных альтернатив этим недостаткам современной архитектуры: «Есть много исторических движений, противостоящих тенденции к абстрактной и якобы универсальной архитектуре. ,’ он написал. «Каждый из них относительно незначителен, но в целом они представляют собой сильное движение, ожидающее формулировки в качестве новой парадигмы».13
(Доступный) язык
В 1977 году Дженкс опубликовал свою четвертую книгу, Язык постмодернистской архитектуры , публикацию, в которой, помимо объявления о смерти современной архитектуры, он защищал идею о том, что архитектура представляет собой язык, состоящий из компонентов, сравнимых с синтаксисом, семантика, метафоры и другие элементы, которые при последовательном использовании могли бы сделать архитектуру более читабельной, по крайней мере, на двух уровнях одновременно: для других архитекторов и заинтересованного меньшинства, которое заботилось о специфически архитектурных значениях, и для общественности в целом.
В этой книге Дженкс опирается на интерес к идеям семиотики и структурализма, возникшим в Лондоне в конце 1960-х и начале 1970-х годов, и применяет их к конкретным примерам зданий по всему миру. Дженкс также быстро уловил растущее значение неолиберальной экономики для архитектуры. По словам архитектурного критика Пола Голдберга, помимо языка, одной из главных тем книги Дженкса было понимание того, что архитектура представляет собой «воплощение политической и экономической власти» и что «застройщики, политики и банкиры принимают больше архитектурных решений, чем архитекторы» […] «истина, которую, — писал он, — как бы обескураживающую, приятно было признать».14
Чрезвычайно краткое введение к первому изданию Язык постмодернистской архитектуры не содержит подробностей относительно того, что на самом деле означает термин «постмодерн». После упоминания о том, что архитектура должна соответствовать разным культурам и что неудачей недавней архитектуры была ошибка коммуникации, Дженкс настаивал на визуальном значении зданий. Эта настойчивость в отношении силы изображений также отражается на содержании и оформлении книги: несмотря на то, что в названии есть слово «язык», книга гораздо больше связана с изображениями, чем со словами. Например, первое издание насчитывало около 160 изображений примерно на 110 страницах.
Во введении Дженкс также упомянул, что эта работа по постмодернистской архитектуре возникла «после того, как он поставил под сомнение теорию коммуникации, поддерживающую современную архитектуру», и с конца 1960-х до конца 1970-х он перешел от академического изучения семиотики. и его возможное применение в архитектуре,15 к форме написания и публикации, которая была бы более доступной и предназначалась для студентов и ученых, а также для практикующих архитекторов и даже для широкой публики.16
Взлет и падение
К 1984 году архитектурный ландшафт — по крайней мере, в США — начал меняться, поскольку постмодернистская архитектура медленно «триумфировала по всему миру». Пьяцца д’Италия в Новом Орлеане Чарльза Мура (которая появляется на обложке третьего издания) была открыта в 1978 году, муниципальное здание Портленда Майкла Грейвса (опубликовано на обложке четвертого издания) было завершено в 1982 году, а башня AT&T разработанный Филипом Джонсоном для участка, расположенного на Мэдисон-авеню, 550, был почти закончен. Эти ранние образцы культовой постмодернистской архитектуры означали, что движение набирало силу и легитимность. Но они также были коммерческими и успешными предвестниками конца движения как архитектурного стиля. Внимательно следя за всеми этими изменениями и писая «с поля боя», Дженкс стеснялся своего modus operandi : «Действительно, — заметил он, — книга тоже странная, и не только из-за длинного названия. Это необычно, потому что она писалась и переписывалась в течение семи лет, пока формировалось архитектурное движение». подзаголовок «Парадоксальный мир постмодернизма». По словам Дженкса, последствиями для архитектуры мира, в котором новые коммуникационные технологии соединяли города в глобальную «мировую деревню», были «мгновенная коммуникация, мгновенная эклектика слов и общее взаимное влияние». «Новая технология, основанная на компьютере, сделала возможным новое средство производства» — более ориентированное на изменение и индивидуальность и более близкое к ручному труду девятнадцатого века, чем модернистские суперблоки. Именно этот «высокоразвитый вкус к парадоксам»18, по мнению Дженкса, лучше всего характеризует архитектуру середины 19-го века.80-е годы.
Во введении к шестому изданию (1991 г.) книги «Язык постмодернистской архитектуры » — «Смерть ради возрождения» — Дженкс стремился доказать, что постмодернизм далеко не умер. Тот же самый Дженкс, который полемически отнес смерть модернизма к 15 июля 1972 года, когда взорвался жилой комплекс Прюитт-Айгоу, теперь парадоксальным образом заявил, что «если когда-либо и существовали доказательства сохраняющейся жизнеспособности движения, так это некрологи и нападки на тех, кто собираешься тратить время на порку мертвого стиля?’19
Если начало 1990-х годов соответствовало началу конца первого периода славы постмодернизма (как архитектурного стиля, а не культурного движения), Дженкс, скорее всего, почувствовал себя под ударом и, более чем когда-либо, должен был определить и защищать постмодернизм. К тому времени Дженкс заявил, что «если что-то и правит, так это плюрализм», и, напомнив нам об успехе Strada Novissima 1980 года на Венецианской биеннале — выставке, которая, как он писал, состояла из системы различий, он напомнил читателям, что « плюрализм — это постмодернистская идеология превыше всех остальных20». По мнению Дженкса, радикальный эклектизм постмодернизма пересекает «спектр вкусов21».
Визуализации и предсказания
В Современные движения в архитектуре Дженкс писал, что «как историк может либо смотреть на выдающиеся отдельные здания эпохи, либо смотреть на общие темы и «соединительные ткани», чтобы искать для эволюции мысли, которую представляют здания». Именно этот более поздний подход использовал Дженкс, чтобы выработать свое постоянно меняющееся определение термина «постмодерн». И, в дополнение к предоставлению письменных определений через множество различных вступлений к Язык постмодернистской архитектуры и другие тексты, Дженкс на протяжении многих лет создавал визуальное объяснение движения в виде диаграмм. Названные «эволюционными деревьями», эти визуальные устройства развивали мировоззрение Дженкса и наносили на карту здания и архитекторов, которые он открывал по всему миру, воплощая при этом его критическую методологию, основанную на постоянных пересмотрах.23
Эволюционные деревья, опубликованные в The Language of Post -Современная архитектура составляет основной элемент мышления Дженкса, наглядно демонстрируя постепенное объединение разрозненных классификаторов постмодернизма – историзм, прямое возрождение, неонародный язык, урбанистический ad hoc, метафора / метафизика, постмодернистское пространство – показывая множество повествований за хронологический период, начинающийся где-то в 1950-х или 1960-х годов, и осмысление истории и периода времени самым инклюзивным образом.
Помимо сбивающего с толку количества данных, эти эволюционные деревья в конечном итоге демонстрируют постоянную одержимость Дженкса картированием, присвоением имен и классификацией. Диаграмма послужила для Дженкса инструментом, средством, которое помогло объединить и осмыслить разрозненные традиции, характерные для постмодернистского плюрализма. И именно это действие картирования, наименования и классификации постепенно и неуклонно формировало его меняющееся определение постмодернистской архитектуры.
Еще одним увлечением Дженкса были предсказания. В 2002 году, более чем через десять лет после выхода шестого издания книги «Язык постмодернистской архитектуры » и через год после обрушения башен-близнецов в Нью-Йорке, Дженкс опубликовал последнюю версию книги, хотя и под другим названием Новая парадигма в архитектуре .24 В этой публикации Дженкс объявил об еще одном сдвиге парадигмы: «Мой аргумент состоит в том, что мы находимся в начале нового способа построения архитектуры и осмысления городов, выросшего из движения постмодернизма. в науках и в других местах, но что он еще не вырос». 25
К началу 2000-х теория сложности и наука о сложности были доминирующими нитями в тексте Дженкса: «Новой парадигме способствовали компьютерный дизайн и производство», — пишет Дженкс. И он продолжает: «Я призывал к этому в первых изданиях «Язык постмодернистской архитектуры» в 1977 году: «компьютерное моделирование, автоматизированное производство и сложные методы исследования рынка и прогнозирования, которые позволяют нам массово производить разнообразия стилей и почти персонализированных продуктов»26, подразумевая, что постмодернизм характеризовался новыми формами индивидуального производства. Новая архитектура была, по словам Дженкса, «привержена плюрализму, неоднородности наших городов и глобальной культуры, и она признает разнообразие вкусовых культур и визуальных кодов пользователей»27.В 80-х постмодернизм столкнулся с обычными проблемами успеха: он стал массовым, штампованным и слишком масштабным. По словам Дженкса, проблема заключалась в сведении постмодернизма к историзму, коммерциализированному клише и поверхностному фасадизму «гигантских коммерческих комиссий и корпорации Дисней».
В 1971 году Дженкс опубликовал Архитектура 2000: прогнозы и методы , небольшую книгу, предназначенную как форма прогнозирования и предсказания для искусственной среды. В эту книгу он включил коллаж, который иллюстрировал «телефон, компьютер с световым пером и экран телевизора, подключенные к информационному бюро, содержащему продукты общества».28
В 2002 году Дженкс переиздал этот коллаж, но с заголовком «Предсказание будущего «Интернета», сделанное для Архитектура 2000 в 1969 году» и написал: «Эта ироничная критика министерства обороны случайно наткнулась на правду, и Пентагон несколько лет спустя случайно создал Всемирную паутину»29. Можно утверждать, что Язык постмодернистской архитектуры был столь же пророческим, как и этот ранний коллаж — постоянно развивающийся, основанный на визуальном языке и продвигающий (в произвольном порядке ) идеи идентичности, плюрализма, организованной сложности, фрагментации, коммуникации и индивидуализированного производства.
Естественный отбор?
Как мы видели, эволюция идей лежала в основе определения постмодернизма, данного Дженксом. Будучи студентом Гарвардского университета в 1960-х годах, Дженкс подружился с физиком и историком науки Джеральдом Холтоном30. Разумно предположить, что идеи Холтона об эволюции научной мысли оказали на Дженкса большое влияние. Постоянно переписываемый и визуально переоцениваемый в течение двадцати пяти лет, «по мере того, как постмодернизм нарастал и ослабевал во всех искусствах и науках и менял форму»31 9.0003 Язык постмодернистской архитектуры можно рассматривать как эволюцию или развивающийся трактат. Визуально и материально ближе к журналу, чем к книге – по крайней мере, для первых нескольких выпусков его размер, формат и графическая идентичность были очень похожи на выпуски журнала Architectural Design ( AD ), который тогда также издавался Пападакисом: это подразумевало определенное ощущение непосредственности и отсутствие исторической проницательности, оно было написано «с поля битвы», в реальном времени и по мере того, как разворачивалась история постмодернизма. Критический метод был для Дженкса способом оттачивать свои мысли и провоцировать утончение архитектуры и архитектурной культуры в целом. Подобно виду, эволюционировавшему в результате естественного отбора, каждая итерация книги реагировала на критическую атаку и показывала эволюцию мыслей. Но если определение движения Дженкса адаптировалось и изменилось в лучшую сторону, оно также становилось все более и более инклюзивным, а не избирательным.
Во введении к Новая парадигма в архитектуре (2002) Дженкс ретроспективно смотрит на различные обложки Язык постмодернистской архитектуры, , которые с годами раскрывают изменяющиеся модели движения. Он писал: «Каждое из этих зданий и изданий книги есть модификация предыдущей позиции и в этом смысле непрекращающийся критический диалог с непосредственным прошлым»32. Эта идея «непрерывного критического диалога» с непосредственным прошлое, но также и с критиками, публикой, архитекторами, социально-политическими контекстами, текущими интеллектуальными дискурсами — и, в конечном счете, с самим собой — вот что лучше всего характеризует определение постмодернистской архитектуры, данное Чарльзом Дженксом.
Некролог Чарльза Дженкса | Архитектура
Чарльз Дженкс, историк архитектуры, соучредитель Центров Мэгги и дизайнер космических садов, умерший в возрасте 80 лет, точно определил конец модернизма в истории. «Современная архитектура умерла в Сент-Луисе, штат Миссури, 15 июля 1972 года, в 15:32 (или около того), — писал он, — когда печально известная схема Прюитта-Айгоу, или, вернее, несколько ее перекрытий, совершили последний переворот. благодать динамитом».
Он имел в виду пресловутый неудавшийся жилой комплекс, который, по его мнению, воплощал в себе все, что было не так с догматическими принципами современной архитектуры и градостроительства. На смену ей, объявил он, придет смелая новая эпоха «постмодернистской» архитектуры, стиля «радикальной эклектики», которая вернет содержание, смысл и метафору искусственной среде. Своими содержательными полемическими произведениями он в ближайшие десятилетия позаботился о том, чтобы войны стилей всегда были в заголовках газет.
Будучи непревзойденным крестным отцом постмодернизма, Дженкс в течение 50 лет писал, говорил и с энтузиазмом со свойственной ему очаровательной, остроумной и жизнерадостной манерой об архитектуре, в которой плюрализм и различия важнее стандартизированной однородности.
Он написал более 30 книг, постоянно переписывая и переписывая историю архитектуры 20-го века, какой мы ее знаем. Он постоянно придумывал новые «измы» и классифицировал движения и поддвижения в своей великой архитектурной таксономии — от «высокой вульгаризации» до «космогенных» и «органических технологий» — навешивая ярлыки на архитекторов, которые не всегда их приветствовали.
Его визитной карточкой было постоянно расширяющееся «эволюционное дерево», сложная диаграмма, на которой была предпринята попытка визуализировать беспорядочную историю архитектурных движений в виде запутанной матрицы «извилистых сгустков», которая выглядела как поперечное сечение червячной фермы.
Яркая фигура, часто одетая в фиолетовый бархатный костюм, шляпу с глубокими полями и шарф, лихо накинутый на одно плечо, Дженкс олицетворял собой яркого американского академика. По мнению некоторых критиков, его журналистский стиль и отсутствие жесткой последовательности относили его скорее к категории охотников за духом времени, чем к серьезному историку, но тем более влиятельными были его идеи.
В его ключевой книге «Современные движения в архитектуре», опубликованной в 1973 году и в значительной степени основанной на его докторской диссертации, утверждалось, что модернизм был гораздо более разнообразным явлением, чем утверждалось в предыдущих историях.
«Архитектурные традиции богаты и сложны в своем изобилии, и любая попытка свести их к некоему упрощенному понятию «модерн» или «истинный стиль» была бы близорукой и разрушительной», — писал он. Четыре года спустя «Язык постмодернистской архитектуры» мгновенно стал бестселлером и одним из основных списков для чтения по всему миру, выпустив 11 изданий, каждое из которых добавляло новых персонажей в пантеон ПоМо.
От Роберта Вентури, Брюса Гоффа и Чарльза Мура до Альдо Росси, Джеймса Стерлинга и Ганса Холлейна церковь Дженкса была широкой и гостеприимной. Со временем он стал настороженно относиться к тому, как этот стиль поглощается крупным бизнесом, протестуя против «коммерциализированного клише», когда постмодернизм потерял популярность. Но он прожил достаточно долго, чтобы увидеть, как идеи движения возрождаются молодым поколением, а его собственные работы отстаивает новая аудитория.
Чарльз родился в Балтиморе, штат Мэриленд, в семье пианиста и композитора Гарднера Дженкса и его жены Рут (в девичестве ДеВитт Перл). Он учился в школе Брукса в Северном Андовере, штат Массачусетс, и получил степень бакалавра английской литературы в Гарвардском университете (19 лет).61), затем получил степень магистра архитектуры в Гарвардской высшей школе дизайна (1965), после чего переехал в Великобританию. Он получил докторскую степень по истории архитектуры в Университетском колледже Лондона у радикального историка-модерниста Рейнера Бэнэма, от которого, по его словам, многому научился, «особенно тому, как получать удовольствие от разногласий».
Хотя Дженкс больше всего известен своими писательскими работами, он параллельно работал дизайнером, совмещение нескольких ролей само по себе являлось частью его постмодернистской программы. Его первой построенной структурой была небольшая студия в лесу его семейного дома на Кейп-Код, которую он назвал Garagia Rotunda, дешевый сарай с наклеенными молдингами и игривыми деталями, которые характеризовали его склонность к «специальному» бриколажу.
Его дом с лепным фасадом в Холланд-парке в Лондоне стал буйным живым памятником его теориям, адаптированным на протяжении многих лет в сотрудничестве с постмодернистскими архитекторами, такими как Терри Фаррелл и Майкл Грейвс, а также скульпторами Селия Скотт и Эдуардо Паолоцци.
19 Lansdowne Walk, Холланд-Парк, Лондон – Космический дом Чарльза Дженкса. Фотография: Крис Редгрейв/Historic EnglandВ нем есть книжные полки с фронтоном, подоконник с солнечными часами и джакузи в форме перевернутого классического купола, каждый уголок наполнен символизмом и аллюзиями. В прошлом году он был включен в список Исторической Англии первой степени, и в настоящее время разрабатываются планы превратить его в архивный музей, Космический дом, который будет открыт для публики по предварительной записи.
Острый интерес Дженкса к более масштабным силам космологии нашел свое самое яркое выражение в его ландшафтных проектах, которые начались, когда он спроектировал сад своего семейного дома в Дамфрисшире, Шотландия, со своей второй женой, Мэгги Кесвик, специалистом по китайским садам. .
Начиная с 1980-х годов, Сад Космических Размышлений задумывался как микрокосм вселенной, головокружительное место со спиралевидными насыпями, зигзагообразными лестницами и искаженными террасами в виде шахматной доски, которые беспорядочно тянутся через 30 акров. Дженкс продолжал развивать свои космические принципы формы рельефа в проектах в Эдинбурге, Милане, Нью-Йорке, Кембридже и Сунчхоне, Южная Корея.
«Сад космических размышлений», Дамфрис, Шотландия, Чарльз Дженкс и Мэгги Кесвик: Змеиная насыпь и Улиточная насыпь.Фотография: Alamy
Одной из его самых больших работ была Нортумберландия, также известная как Леди Севера, огромное изображение лежащей обнаженной женщины с 34-метровой травянистой грудью рядом с карьером к северу от Ньюкасла. Его экстравагантные ландшафтные проекты были отвергнуты некоторыми как научный китч, но, как Дженкс любил говорить о своем необычном доме: «Если вы не можете принять китч, уходите из кухни».
Помимо холмистых холмов, самое прочное физическое наследие Дженкса заключается в программе строительства красивых и вдохновляющих центров лечения рака, которую он инициировал вместе с Мэгги, когда у нее диагностировали неизлечимый рак в 1993 году. Сейчас насчитывается 24 места в Великобритании и за рубежом. , центры Мэгги резко контрастируют с большинством клинических больниц, предоставляя людям, живущим с раком, теплые и гостеприимные дома вдали от дома, чтобы они могли получить поддержку, а не «потерять радость жизни из-за страха смерти», как выразилась Мэгги.