Белокаменный собор: белокаменный Георгиевский собор в Юрьев-Польском

белокаменный Георгиевский собор в Юрьев-Польском

 

Белокаменный Георгиевский собор XIII века — то, ради чего обязательно стоит ехать в Юрьев-Польский. Он — последний в числе домонгольских белокаменных храмов Северо-Восточной Руси. На мощных стенах отразилась вся его непростая история. Глядя на него, замечаешь многочисленные следы катастрофы, постигшей храм.

Георгиевский собор в Юрьев-Польском, северный фасад

Георгиевский собор стал лебединой песней Владимиро-Суздальского белокаменного искусства. Храмы Юрия Долгорукого — церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, — сдержанны и лаконичны, словно крепости. А стены Георгиевского собора покрыты резьбой, напоминая Дмитриевский собор во Владимире. Сейчас можно только гадать, каких высот могло бы достичь белокаменное искусство Руси, если бы не было батыева нашествия.

Известный советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Николаевич Воронин писал:

Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов.

… Та же система сочетания коврового узора с горельефными фигурами святых, зверей и чудовищ распространялась и на второй ярус фасадов над поясом.

Георгиевский собор, западный и южный фасады

В 1152 году князь Юрий Долгорукий построил здесь белокаменный собор, освященный во имя святого Георгия. Однако менее чем за сто лет он обветшал, и его внук, князь Святослав Всеволодович (1196-1252), приказал поставить новый храм. Строительство продолжалось с 1230 по 1234 год. В Тверской летописи говорится, что князь Святослав Всеволодович «сам бе мастер», то есть был архитектором храма. Чуть позднее к собору был пристроен Троицкий придел, также богато украшенный резьбой.

Георгиевский собор, южный и восточный фасады

Это был четырехстолпный, трехпритворный, трехапсидный храм. Стены были построены из белого камня среднего качества и забутованы булыжником на известковом растворе, своды сложены из пористого туфообразного известняка. Без учета апсид и притворов длина собора составляла 13,5 м, ширина – 14 м, сторона подкупольного квадрата — 4,7 м.

План Георгиевского собора (по Н.Н.Воронину)

В начале или середине XV века разразилась катастрофа. Под тяжестью тяжелого барабана и главы, вознесенных на высоком постаменте, обрушились своды; затем вода стала разрушать белокаменную облицовку стен, в результате чего они частично обвалились. Сейчас трудно представить первоначальный облик Георгиевского собора. Покрывала ли его белокаменная резьба полностью или только до аркатурно-колончатого пояса? Какой была глава, ставшая причиной трагедии? На этот счет специалисты выдвигают разные гипотезы.

Георгиевский собор. Реконструкция Д.П.СуховаГеоргиевский собор. Реконструкция Н.Н.ВоронинаГеоргиевский собор. Реконструкция С.В.Заграевского

В 1471 году московский купец и зодчий Василий Дмитриевич Ермолин восстановил Георгиевский собор. Согласно Ермолинской летописи, «Во граде Юрьеве в Полском бывала церковь камена святый Георгий, а придел святая Троица, а резаны на камени вси, и розвалилися вси до земли; повелением князя Василеи Дмитреевь те церкви собрал вси изнова и поставил как и прежде».

Мастер пытался воссоздать первоначальный рисунок, совмещая резные камни, но не всегда это было возможно. Новый собор получился более приземистым, рисунок оказался во многих местах нарушенным. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов.

Георгиевский собор, восточный и северный фасады

В XVII веке к Георгиевскому собору пристроили шатровую колокольню, перестроенную в 1781 году. Храм перекрыли кровлей на четыре ската. В начале XVIII века появилась новая глава «луковицей». В 1809-1827 годах построили ризницу и теплый придел. В результате облик храма оказался полностью искаженным.

Георгиевский собор в Юрьев-Польском, дореволюционное фотоГеоргиевский собор, дореволюционное фото

В 1920-1930-х годах собор был отреставрирован под руководством Пётра Барановского и Игоря Грабаря. Реставраторы удалили все позднейшие пристройки, раскрыв первоначальный объем храма.

Когда подходишь к Георгиевскому собору, испытываешь какой-то трепет: он словно живой. Можно бесконечно бродить вокруг него, пытаясь разгадать замысел князя-архитектора, искать недостающие детали, находить несоответствия.

Северный фасад был главной, лицевой стороной храма, обращенной к городской площади. Он уцелел лучше всего. От собора XIII века сохранились притвор и значительная часть стен. На центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс с изображением святых воинов. Они напоминают статуи готических соборов, но плоские.

Северный фасад Георгиевского собора

Над северным порталом помещено изображение Святого Георгия, которому посвящен храм. В средней закомаре помещалось «Распятие» с надписью Святослава и двумя парными драконами у его подножия, в левой — «Три отрока в пещи огненной», в правой — «Даниил во рву львином».

Фрагмент северной стены и порталаСеверный портал, фрагмент

В углу между северной стеной храма и восточной стеной притвора в прошлом находился небольшой Троицкий придел. Он представлял собой маленькую одноапсидную часовню с крошечным внутренним помещением 1,80 х 3,50 м. С наружной стороны храма виден заложенный аркасолий, где в 1252 году был погребен князь Святослав.

В восточной стене притвора видна заложенная дверь, которая вела в княжескую «грОбницу».

Следы утраченного Троицкого придела

Западный фасад был вторым по значимости после северного. От собора XIII века сохранились первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса.

Западный фасад Георгиевского собора

Западный притвор значительно выше северного и южного. В прошлом здесь был второй этаж с ложей, куда поднималось на богослужение княжеское семейство. В архивольте портала в круглых медальонах вырезан деисус, повторенный выше в пяти нишах, заложенных позднее кирпичом.

Западный порталТорец западного и южного фасадовЗападный притвор

От южного фасада сохранились притвор и окружающие его стены. Над порталом изображена Богоматерь Оранта.

Южный портал Георгиевского собора

Восточную закомару занимает композиция «Вознесение Александра Македонского». Здесь хорошо заметно, как перепутаны рисунки белокаменной резьбы.

Восточная закомара южной стеныЗападная закомара южной стеныЮжный портал, фрагментЮжный портал, фрагментЮжный портал, фрагментСтупени южного портала

От первоначального восточного фасада сохранился лишь цоколь апсид.

Восточный фасадАпсида

Хотя площадь собора невелика, внутри он кажется просторным. Это достигается за счет сужения боковых нефов и отсутствия лопаток стен. Фрески внутри собора датируются 1826 годом. Внутри хранится главная реликвия — Святославов крест («Распятие»), вырезанный Святославом в честь своего чудесного спасения на Волге во время похода против Волжских булгар. Кроме того, в соборе выставлены уцелевшие белокаменные резные блоки XIII века.

Фрески Георгиевского собора

К сожалению, в настоящее время Георгиевский собор страдает из-за магниевых солей, которые всасываются в белый камень и разрушают его. На стенах и фресках можно найти уродливые подтеки — высолы. Если не начать реставрацию как можно скорее, неповторимому памятнику архитектуры будет нанесен существенный урон.

Существует предание, что тот, кто найдет на резном фасаде Георгиевского собора изображение слоника, может загадать любое желание, которое непременно сбудется! Маленькая подсказка: на одной из фотографий в этой статье он есть 🙂

Литература:

  • Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский. Книга-спутник по древнейшим городам владимирской земли. М., 1967
  • Заграевский С.В. Вопросы архитектурной истории и реконструкции Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. М., 2008. http://www.rusarch.ru/zagraevsky22.htm

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

 

Георгиевский собор в Юрьев-Польском

Белокаменный собор расположен на территории древнего детинца города Юрьев-Польский. Это последний большой белокаменный храм, возведенный на Руси до татаро-монгольского нашествия.

Храм назван в честь святого воина и великомученика Георгия, небесного покровителя князя Юрия (Георгия) Долгорукого – первого строителя собора.

Первое известие о строительстве Георгиевского храма в Юрьев-Польском относится к 1152 году. Под этим годом Никоновская летопись сообщает, что «Юрий Суждальский многи церкви созда и в свое время град Юрьев заложи нарицаемый Польский и церковь в нем камену святого Георгия созда».

Но в 1230 году летопись уже сообщает, что церковь Юрия Долгорукого обветшала и стала разрушаться, поэтому князь Святослав Всеволодович повелел переделать храм и спустя четыре года, в 1234 году появился новый Георгиевский собор.

Перед началом строительства храма князь Святослав полностью разобрал постройку Юрия Долгорукого и повторяя начертания его плана построил новый собор. Для этого он частично использовал материалы от разборки храма XII века. Все фасады и барабан собора были украшены тонкой резьбой по белому камню, носившей «ковровый» характер.

Долгое время считали, что нынешний собор построен на фундаменте первоначальной белокаменной церкви 1152 года. Но последние археологические исследования опровергают эти сведения: возможно первоначальный храм находился на другом месте.

В связи со смертью в 1253 году князя Святослава к северо-восточному углу храма пристраивается усыпальница, вход в которую из собора был устроен в северной стене северного притвора.

В шестидесятые годы XV века верх храма обрушился. По велению великого московского князя Ивана III зодчий Василий Ермолин в 1471 году восстановил Георгиевский собор. Храм существенно изменил свои формы. Кроме того, порядок кладки камней был нарушен, и декоративное убранство собора оказалось перепутанным.

В 1655 году на храме было устроено четырехскатное покрытие, а над западным притвором возвели восьмигранную шатровую колокольню. Расширили также оконные проемы с облицовкой откосов кирпичом.

К XVIII веку собор значительно обветшал. Тогда к западному притвору взамен старой шатровой колокольни пристраивается новая четырехъярусная в формах классицизма.

В 1809 году начинается возведение с северной стороны собора теплого придельного Троицкого храма, и расширяется небольшой северный придел – усыпальница – место захоронения князя Святослава.

Вид Георгиевского собора. 1804 г.

В 1825 году внутри храм расписывается, настилаются новые металлические полы.

Роспись храма была исполнена художниками мастерской Н. Шевелкина из города Тейково Владимирской губернии. Изобразительная программа стиля отмечена интересным сочетанием ветхозаветных и евангельских сцен.

Все живописное пространство интерьера, которое включает в себя и сцены рая на сводах основного объема, и сцены из жизни Христа и Богоматери в люнетах, и изображение евангельских притч на малых сводах четверика и «страстных» сцен в апсиде, – все строго уравновешено, имеет четкое композиционное построение и пластическую ясность светотеневых и цветовых решений.

Роспись Н. Шевелкина.

В 1827 году к южной стене западного притвора пристраивается кирпичная ризница, для чего в белокаменной стене пробивается дверной проем.

По объемно-плановой структуре храм близок к белокаменным постройкам XII века: квадратный в плане, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный с гремя притворами. Массивный световой барабан завершается приземистой луковичной главой. Небольшие притворы имеют килевидные завершения. Внутреннее пространство храма цельное за счет открытых вовнутрь притворов, перекрытых коробовыми сводами. Такими же сводами и арками перекрыта верхняя часть храма.

Как показывает строительная история памятника, состав употреблявшихся на нем материалов имел очень широкий и разнохарактерный ассортимент, что, естественно, влияло на техническое состояние сооружения в целом.

Рельефное убранство Георгиевского собора является вершиной в развитии владимиро-суздальской белокаменной пластики, ее завершающей стадией. При обрушении храма в XV веке идейно-смысловая связь его рельефов из-за их перепутанности была почти полностью нарушена. Даже в недавнее время при реставрационных работах находились рельефы, не нашедшие применения.

На сегодняшний день в скульптурном убранстве фасадов сохранилось около 450 рельефов. Из них около 290 связаны с изображениями святых, более 130 выполнены в так называемом «зверином стиле». В растительные орнаменты вплетены изображения зверей.

Фрагмент резного убранства собора.

Знаменитый художник Николай Рерих во время экспедиции по Владимирщине в 1903 году посетил Георгиевский собор. Он создал картину «Юрьев-Польский. Георгиевский собор (Этюд храма)» (1903).

В 1923 году храм был закрыт. Тогда же начались и реставрационные работы.

В 1923–1926 годах под руководством архитектора П. Д. Барановского памятник был освобожден от пристроек XVIII— XIX веков, что значительно улучшило не только его вид, но и техническое состояние.

Крупные комплексные ремонтно-реставрационные работы по памятнику были выполнены в 1979–1986-х годах (научный руководитель И. А. Столетов, научно-технический руководитель – А. И. Скворцов, М. М. Субботина, М. С. Гладкая).

Консервационные работы по настенной живописи проводились в 1984–1985 годах под научным руководством А. И. Скворцова. В 2000-2006 годах под его руководством фрагментарно выполнялась консервация белого камня на южном и западном притворах собора. Последние реставрационные работы по белому камню проведены в 2009 году по всему южному и восточному фасадам.

В 2015 году Георгиевский собор был признан особо ценным объектом культурного наследия народов России, но не попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2017 году стал доступным архив реставратора Петра Барановского, посвятившего исследованиям Георгиевского собора почти сорок лет. Эти документы дают представление о первоначальном облике памятника. В августе 2019 года Георгиевский собор исследовали специалисты института археологии РАН для определения перечня реставрационных работ. Плачевное состояние камня и фундамента давно вызывали опасения у многих реставраторов. По итогам осмотра специалистами оказалось, что фундамент цел, а основная причина разрушения связана с инженерными конструкциями верхней части. Своды после обрушения в XV веке подверглись серьезной деформации. Сохранившаяся живопись начала XIX века также требует реставрации.

Источники:

Скворцов А. И. Георгиевский собор в Юрьев-Польском // Наследие земли Владимирской. Русь белокаменная / Александр Скворцов. – Владимир : [б. и.], 2012. – С. 344–352.

Рерих Н. Два лика. Собор в Юрьеве-Польском // Вестник Ополья. – 2017. – № 19 (14 марта). – С. 4. 

Сохранить «жемчужину» в первоначальном виде. – Текст: электронный // ГТРК «Владимир». Государственный интернет-канал «Россия» : [официальный сайт]. – URL: https://vladtv.ru/society/101895/ (15.05.2020).

Белокаменный собор Рождества Богородицы 14.07.2018 в… – Лицензия, скачать или распечатать за £2.48 | Фотографии

Наши лицензии на изображения

×

Редакционная и персональная лицензия
Редакционные и личные