Аркада коринфского ордера: Архитектурные ордера по Виньоле – Стр 11

Архитектурные ордера по Виньоле – Стр 11

Рис. 75. Аркада неполного ионического ордера

101

102

Рис. 76. Аркада полного ионического ордера из трактата Виньолы (лист XVII)

103

Рис. 77. Аркада неполного коринфского ордера из трактата Виньолы (лист XXII)

Рис. 78. Аркада неполного коринфского ордера

104

Рис. 79. Аркада полного коринфского ордера из трактата Виньолы (лист XXIII)

105

5. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ОРДЕРА

5.1. Построение каннелюр

Графически это правило для простого и сложного ордеров представлено на рис. 80. Сначала следует описать полуокружность АВ и разделить еѐ на равные части (10 – в

простых ордерах, 12 – в сложных). Через полученные точки провести радиусы. Радиусом, равным половине части, из центров в точках 1 – 9 (или 1 – 11), описать дуги до пересечения с полуокружностью АВ. По полученным точкам построить чертеж каннелюр. В сложных ордерах необходимо предусмотреть ширину дорожек между каннелюрами, равную 1 парте.

Рис. 80. Построение каннелюр в простом и сложном ордерах

106

5.2. Построение энтазиса колонны простого (тосканского, дорического) ордера

Колонна представляет собой круглый столб, несколько утоняющийся кверху. Желательно уяснить, чем вызвано такое утонение колонны. Обращаясь к древнейшим греческим образцам, мы и в них уже находим подобное утонение. Если допустить, что в древнейшие времена в первоначальных простых постройках применялись стволы деревьев, т. е. столбы, утоняющиеся кверху, а в последующие времена дерево было заменено более долговечным каменным материалом, то легко представить себе, что этим каменным столбам старались придать такой же вид, к какому глаз привык уже с давних пор.

Но существует еще и другое рассуждение. Если поставить круглый столб повсюду одинаковой толщины (правильный цилиндр), то нашему глазу он будет казаться утолщающимся кверху (рис. 81).

Рис. 81. Энтазис (плавное утонение кверху) в колоннах дорического и коринфского ордеров

Для предотвращения этого оптического обмана приходится кверху уменьшать толщину столба. Это утонение, очень незначительное, составляет от 1/5 до 1/6 нижней толщины. Другими словами: верхний диаметр (или радиус) колонны составляет 5/6 нижнего диаметра (или радиуса). Однако обычно утонение колонны начинается не непосредственно снизу, а нижняя 1/3 колонны делается цилиндрической без утонения, и только, начиная с 1/3 высоты, колонна кверху утоняется.

Если колонны вычерчиваются в небольшом масштабе, то обычно утоняющаяся часть ограничивается просто слегка наклонными прямыми линиями, т. е. колонна представляет собой усеченный конус, поставленный на цилиндр. Но исполнить так колонну в натуре было бы рискованно, в особенности из отшлифованного мрамора. Трудно скрыть перелом, который появится в том месте, где цилиндр соприкасается с конусом. Поэтому в натуре утонение делается по более плавной параболической кривой, касательной к вертикальной линии очертания нижней трети колонны.

107

При построении энтазиса ствола колонны простого ордера следует воспользоваться левыми половинами рисунков 82 и 83.

Пусть MN – ось колонны, МА – нижний радиус колонны, а NC – верхний, равный 10 парт (рис. 82). Линией ОВ заканчивается остающаяся без утонения нижняя треть колонны.

Из точки О проводим окружность радиусом ОВ, а из точки С опускаем вертикальную прямую до встречи с окружностью в точке К.

Разделим дугу КВ на произвольное число одинаковых частей – например, на четыре. На столько же частей разделим ось ON. Точки деления на дуге КВ обозначим снизу вверх цифрами 1, 2, 3, а на оси – цифрами 1`, 2`, 3`. Из точки 1 проводим вертикальную линию до встречи с горизонтальной, проведенной из точки 1`. Точку встречи этих линий назовем I. Также поступаем и с точками 2 – 2`, 3 – 3`. Полученные таким методом точки I, II и III, а равно и конечные точки В и С принадлежат искомой кривой. Эта кривая строится по лекалу или путем плавного изгиба линейки, поставленной на ребро.

5.3. Построение энтазиса колонны сложного (ионического, коринфского) ордера

В некоторых исключительных случаях колонну сложного (ионического, коринфского) ордера делают несколько утоняющейся не только кверху, но и книзу. При этом наибольшая ее толщина (припухлость) получается на расстоянии 1/3 снизу. Понятно, что, продолжив указанное построение вниз от горизонтальной прямой ВО, можно определить точки, принадлежащие очертанию нижней части такой колонны.

При построении энтазиса колонны сложного ордера нужно воспользоваться правыми половинами рисунков 82 и 83.

Примем те же обозначения радиусов колонны, что и в предыдущем случае: МА = 18 парт, ОВ = 19, 33 парты, NC = 15 парт (рис. 82).

Взяв циркулем размер радиуса ОВ, сделаем этим радиусом из точки С засечку на оси МN в точке К и продолжим прямую СК до встречи с продолжением прямой ВО (точка Р, которая на рисунке 82 не видна).

Проведем из точки Р в пределах угла СРA произвольные лучи, пересекающие ось колонны в точках 1, 2, 3, 4… и продолжающиеся далее. Из точек 1, 2, 3, 4… отложим вправо от оси колонны на продолжениях лучей одну и ту же величину, равную КС = ОВ = 19, 33 парты. В итоге получим точки I, II, III и пр., которые вместе с точками А, В и С лежат на искомой кривой энтазиса. Эта кривая также строится по лекалу или при помощи плавного изгиба линейки, поставленной на ребро.

108

Рис. 82. Построение энтазиса простого и сложного ордеров

109

Рис. 83. Построение энтазиса колонны в простом и сложном ордерах (трактат Виньолы, лист XXXI)

110

Архитектурный ордер. Часть №4: sandra_rimskaya — LiveJournal

Архитектурный ордер. Часть №1
Архитектурный ордер. Часть №2
Архитектурный ордер. Часть №3

Коринфский ордер.

Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно оформился в конце IV в. до н. э.
Пропорции коринфского ордера подобны ионическим. Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная рельефными изображениями листьев анакфа – ядовитого растения.


Существует красивая легенда о происхождении коринфской капители, описанная Витрувием: «… одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.

В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «искусник», проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной и причудливостью формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».

В этой легенде все элементы складываются в логичное символическое кольцо: девушка – смерть – могильное приношение – аканф – весна – возрождение. Для нас пояснение требует только аканф, который свяжет все воедино и раскроет смысл немного грустной и загадочной истории.


Аканф – это обычный сорняк, известный каждому, кто хоть раз занимался прополкой огорода

У аканфа большие свисающие вниз листья, какие и запечатлел в своей капители Каллимах. Как и наш одуванчик, аканф может расти на самой неплодородной и каменистой почве, и поэтому он является символом силы возрождения.

Самое большое изображение аканфа, которое известно в истории и археологии – каменный столп в Дельфах. (Сейчас его нижняя часть и капитель хранятся в Дельфийском музее). Эта колонна высотой девять метров была сложена из пяти барабанов, ее база сделана в виде огромного аканфа, ствол – виде стебля какого-то фантастического растения. Капитель состоит из интересной композиции: три полуобнаженные танцовщицы в венках, повернутые спиной друг к другу, стоящие вокруг толстого ствола аканфа, поддерживающего чашу бронзового треножника, чьи ножки опираются на листья аканфа, на которой стоят эти фигуры.


Каменный столп Диониса из Дельф

Эта колонна изначально стояла на подиуме перед входом в храм Аполлона. Но колонна посвящена не Аполлону, а другому богу – Дионису, который чередуясь с богом солнечного света, правит в Дельфах по временам года.

Дионис – умирающий и воскресающий бог. Танцовщицы на капители – это его жрицы – фиады. Когда Диониса (по разным версиям в образе человека или животного) разорвали на множество частей и похоронили на Парнасе, из его останков на поверхность пробились побеги аканфа. Однажды фиады танцевали на месте погребения и ударами своих ног разбудили Диониса Ликноса (весеннего Диониса, Диониса младенца).

Но греки до поры до времени ассоциировали аканф только со смертью. В погребальных обрядах они на ряду с многими травами неизменно использовали аканф. Он традиционно встречается на белофонных лекифах – небольших стройных сосудах с изящным длинным горлышком, предназначавшихся для окропления могилы и тела покойника маслом в момент погребения.

Так почему же коринфский ордер возник именно на рубеже V и IV вв. до н.э.? Дело в том, что в этот момент религиозные верования греков претерпевали кризис. Упорядоченное космическое представление о божественном пантеоне безотносительное к конкретному живому человеку начало вытесняться аттическим реализмом и стоическим рационализмом. Люди захотели других философских установок, взывающих к их личному внутреннему миру, а также личного спасения. Все это вызвало интерес к архаическим культам, в том числе и культу Диониса.

Использование греками коринфской колонны в единственном числе или же в небольшом количестве и только в интерьере свидетельствует о том, что роль этой колонны еще не свелось к только строительному элементу, и религиозно-символический образ этого ордера было кристально ясным.

Ионический ордер со своей зрелой гармонией обозначает всю сумму идей, связанных с матерью-богиней плодородие, смерть, бессмертие – породил «девичий» ордер. Персефона, дочь Деметры и богиня царства мертвых, была девой греческой религии; таким образом, архитектурный ордер, выражавший идею целомудрия, мог приобрести «девичьи» очертания. Более поздняя популярность коринфского ордера у римлян связана не только с их вкусом к утонченному и изящным формам, но и с их религиозными предпочтениями. Любовь к коринфскому ордеру у христианских строителей могла быть отголосками тех же представлений о чистоте и возрождении.



Стройность и чистота ее подобны телосложению девушки. Юные девушки имеют более нежное телосложение, которое пригоднее и изящнее для нарядов и украшений. Сообщают следующее предание о первоначальном изобретении и происхождении коринфской капители: скончалась некая коринфская девушка, здоровая, совершеннолетняя и возмужалая. Ее друзья собрали в корзину некоторые предметы, с юности наиболее любимые ею, поставили на ее могиле и накрыли камнем, чтобы как можно долее предохранить ее от действия непогоды. Оказалось, между прочим, что корзина поместилась на корнях так называемого аканфа, то-есть растения, носящего название медвежьей лапы. И вот, когда наступила весна и от корней пошли листья, корзина препятствовала им расти вверх, они разрастались в стороны и под корзиной, так что последняя весьма красиво покрылась стеблями листвы. Когда же им уже не стало возможности расти и подниматься вследствие лежавшего там камня, то листья стали свиваться и переплетаться между собой. Искусный художник Каллимах проходил мимо этой могилы, заметил корзину, красиво обросшую листвой, очень восхитился и, сняв с нее изображение, начал по этому образцу украшать и возводить такие колонны в Коринфе; он же вывел соотношения и пропорции капители, которые можно наглядно видеть в коринфской колонне.


Существуют и различные виды и разновидности капителей, увенчивающих колонны; все они, однако, ведут происхождение от коринфской, ионической и дорической колонн, но при всем том не должны нарушать соразмерных пропорций.


Итак, коринфская колонна возникла в Коринфе и по образцу девичьего роста. Подобно тому, как ионическая делится на восемь частей, в соответствии с телосложением женщины, так коринфская, подобно девичьему телу, делится на девять частей.


Все три ордера имеют общие черты, вытекающие из их общей строительной природы — конструкции и материала, и их общих художественных задач. Каждый ордер состоит из колонн и антаблемента. В колонне выражается функция опоры, она несет тяжесть перекрытия. В перекрытии, несомом, тоже выявляются несущие и несомые элементы.


Колонна дорического ордера состоит из ствола (фуста) и капители, в ионическом и коринфском ордерах колонна состоит из ствола, капители и базы. Ствол колонны во всех трех ордерах в разной степени слегка сужается кверху, образуя незначительную кривизну, которая называется энтазис. Это утонение и кривизна выражают напряжение колонны, возникающее под действием силы тяжести антаблемента. Кроме того, ствол колонны обработан каннелюрами — вертикальными углублениями, идущими по всему периметру окружности колонны. Каннелюры подчеркивают вертикальность колонны и ее устремленность вверх. Каждому ордеру свойственна своя капитель. Антаблемент во всех ордерах состоит из трех частей. Нижняя часть называется архитравом, что означает буквально — главная балка, которая перекрывает пролеты между колоннами. Средняя часть — фриз, верхняя — карниз. Карниз в свою очередь имеет три части: выносная плита — основной элемент карниза, поддерживающая часть и венчающая часть карниза. Несмотря на то, что все три ордера имеют общие черты, общую конструктивную систему, одни и те же составные части, все же каждый ордер имеет свое определенное лицо, свою особую художественную выразительность. Различие в художественной характеристике каждого ордера определяется пропорциями и различной трактовкой частей и деталей ордера. Существует определенная, выраженная в пропорциях соразмерность между опорой— колонной и несомой частью— антаблементом. Существует определенная соразмерность в расстановке колонн, то есть большее или меньшее расстояние между колоннами — больший или меньший интерколумнин.

Следует отметить, что в греческих ордерах интерколумний изменялся в очень небольших пределах в силу того, что строительным материалом был камень. Каменной архитравной балкой трудно было перекрыть большие пролеты, но в поздние времена, в эпоху Ренессанса и особенно в нашей русской архитектуре, с применением новых строительных материалов, расстановка колонн, то есть изменение интерколумния, играла большую роль в выявлении художественного характера архитектурных сооружений.

Итак, каждый вид архитектурного ордера обладает определенной соразмерностью между частями и элементами ордера. Другими словами, каждому ордеру свойственны свои пропорции. А каждый элемент в архитектурном ордере получает свою художественную обработку в связи с его художественным характером.

Греки очень умело использовали ордер в архитектурных композициях. Когда нужно было придать архитектурному сооружению характер силы, простоты, мужества, они применяли дорический ордер. Ионический ордер выражал изящность, нежность, грациозность. Величие, торжественность и богатство выражалось коринфским ордером.

в честь Ханса Вредемана де Вриса | Вид на сводчатую аркаду с коринфскими колоннами и мужскими трибунами по бокам входа, из «Малых архитектурных видов в перспективе»

по имени Ханса Вредемана де Вриса | Вид на сводчатую аркаду с коринфскими колоннами и мужскими трибунами по бокам входа, с малых архитектурных перспектив | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: Вид на сводчатую аркаду с коринфскими колоннами и мужскими трибунами по бокам от входа с малых архитектурных перспектив.

Серия/Портфолио: Малые архитектурные виды в перспективе

Художник: в честь Ганса Вредемана де Вриса (Нидерланды, Леуварден 1527–1606 (?) Антверпен (?))

Художник: Йоханнес ван Дутекам I (Нидерланды, 1528/32–1605)

Художник: Лукас ван Дутекум (голландец, работал в 1554–1572 гг., умер до 1589 г.)

Издатель: Иероним Кок (Нидерланды, Антверпен, ок. 1510–1570, Антверпен)

Дата: 1562

Середина: Офорт; первое состояние из двух (Хольштейн)

Размеры: Лист: 5 7/8 × 8 3/16 дюйма (14,9 × 20,8 см)

Классификации: Гравюры, орнамент и архитектура

Кредитная линия: Коллекция Элиши Уиттелси, Фонд Элиши Уиттелси, 1949 г.

Регистрационный номер: 49.95.2631(26)

Узнайте больше об этом произведении

Хронология истории искусств

Похожие произведения искусства

  • Иероним Кок
  • Йоханнес ван Дутекам I
  • Лукас ван Дутекам
  • Ханс Вредеман де Врис
  • Чертежи и распечатки
  • Травление
  • Отпечатки
  • Из Европы
  • Из Нидерландов
  • С 1400 по 1600 г. н.э.

Как делают гравюры

Иллюстрированный объяснитель.

Обратная связь

Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met.

Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.

Рисунки и гравюры в The Met

Коллекция рисунков и гравюр Метрополитена — одна из самых полных и выдающихся в своем роде в мире — началась с подарка 670 работ от Корнелиуса Вандербильта, попечителя музея, в 1880 году.

Corinthian Hall / Academy of Music — Freethought Trail

Некогда главный лекционный зал Рочестера, место выступлений таких светил, как аболиционисты Сьюзан Б. Энтони и Уильям Ллойд Гаррисон, Ральф Уолдо Эмерсон, Гораций Грили и многие другие.

Здание было построено в 1849 году на площади Биржи (позже Коринфская улица) за аркадой Рейнольдса, первым по-настоящему крупным коммерческим зданием в Рочестере. Архитектором был Генри Сирл; владельцем была Рочестерская ассоциация атенеума и механики, которую возглавлял владелец Arcade Уильям А. Рейнольдс. Первоначально здание должно было называться Атенеумом по имени 1829 г.лекционный зал, который он заменит. Вдохновленный коринфскими колоннами, украшающими сцену, Рейнольдс вместо этого решил назвать ее Коринфским залом.

В течение первого года своего существования Зал принимал знаменитых сестер Фокс, которые утверждали, что разговаривают с «духами» с помощью таинственных постукивающих звуков (которые, как позже выяснилось, они на самом деле издавали, сгибая суставы пальцев ног). Появление в Коринфском зале 14 ноября 1849 года было первой «демонстрацией» сестер Фокс перед платной аудиторией и привело непосредственно к установлению религии спиритуализма.

Коринфский зал был местом знаменитой речи Фредерика Дугласа 5 июля 1852 года «Пятое июля», в которой он осуждал мошенничество с празднованием Четвертого июля как праздника свободы для всех, в то время как нация все еще содержала рабов. (Освобождение рабов в Нью-Йорке, которое произошло 4 июля 1827 года, традиционно отмечалось 5 июля, чтобы не противоречить празднованию Дня независимости.)

13–14 февраля 1857 года Коринфский зал был местом проведения конвенция против рабства. Езекия Джослин (отец защитника прав женщин Матильды Джослин Гейдж) был вице-президентом съезда. [Практика девятнадцатого века заключалась в использовании единственного числа, женский , когда речь идет о женщинах как о классе; более поздняя практика заключалась в использовании множественного числа,

женщин .] Среди выступавших были Уильям Ллойд Гаррисон, Фредерик Дуглас и Сьюзен Б. Энтони.

В 1859 году Сьюзен Б. Энтони попыталась основать Свободную церковь в Рочестере, арендовав Коринфский зал для серии воскресных вечерних лекций. Биограф Энтони Ида Хастед Харпер сказала, что Энтони был вдохновлен аналогичной церковью, основанной в Бостоне либеральным конгрегационалистским реформатором Теодором Паркером, «где не должны проповедоваться никакие доктрины и все должны приветствоваться». Было проведено несколько лекций, всегда с финансовыми потерями, и в конечном итоге от плана пришлось отказаться.

2 декабря 1859 года, в день казни Джона Брауна, Сьюзен Б. Энтони организовала и возглавила «митинг скорби и восхваления» в Коринфском зале с участием 300 человек.

21 июня 1865 года Национальная ассоциация реформы одежды (NDRA) провела свой последний съезд в Коринфском зале. Организация, которая искала более здоровую и научную одежду для женщин, потерпела крах, когда ее основатель Джеймс Калеб Джексон и президент Лидия Сэйер Хасбрук публично поссорились на трибуне по поводу того, кто будет руководить процессом.

26 октября 1877 года в Коринфском зале состоялся первый ежегодный съезд Национальной либеральной лиги, самой известной национальной свободомыслящей организации того времени.

19 июля 1878 года здесь проходило вечернее заседание съезда Национальной ассоциации избирательного права женщин, организованного Эми Пост. Мероприятие привлекло аншлаг.

Здание было реконструировано в 1879 году и впоследствии стало называться Музыкальной академией.

В 1883 году в здании проходил съезд Ассоциации вольнодумцев штата Нью-Йорк, который начался 29 августа.. Вольнодумец из Рочестера Чарльз Б. Рейнольдс, которого Роберт Грин Ингерсолл три года спустя, как известно, защитит от обвинений в богохульстве, произнес панегирик издателю-атеисту Д. М. Беннетту. 1 сентября религиозный скептик Джон Э. Ремсбург выступил с речью под названием «Ложные утверждения».

Кроме того, оратор-агностик Роберт Грин Ингерсолл выступал на этом сайте как минимум трижды: 11 января 1878 г., когда он прочитал свою лекцию «Свобода мужчины, женщины и ребенка»; 21 февраля 1878 г., когда он прочитал лекцию «Индивидуальность»; и 26 января 1885 г., когда он прочитал свою лекцию «Куда?»

Разрушенное во время пожара 1898 года здание было перестроено в 1904 году под Коринфский театр. Он закрылся в 1928 году и был снесен в следующем году. Его место сейчас занято унылой парковкой. Коринфская улица была уменьшена до своего нынешнего размера в результате строительства проекта Midtown Plaza в 1962 году.