Как сохранять культурные ландшафты
В 1992 году в Москве был создан научный институт культурного и природного наследия имени Дмитрия Лихачева. Сотрудники института -географы, историки, культурологи – заняты сохранением культурного наследия России. Это не только отдельные памятники архитектуры, но и целые природные ландшафты, обычаи и традиционные методы хозяйствования.
О том, что такое культурное наследие и как его можно сохранить в условиях экономического прогресса, рассказывает директор института доктор географических наук Юрий Веденин.
– Что такое культурное и природное наследие с научной точки зрения?
– В России всегда традиционно занимались памятниками истории культуры. И фактически в 1990-ых годах, по крайней мере, в обиходе законодателей и управленцев появилось понятие «наследие». Сейчас мы понимаем наследие как некую систему материальных и нематериальных ценностей, которые достались нам от предыдущих поколений. Эта система ценностей обладает определенной научной, культурной, эстетической, экологической значимостью, которую мы должны передать последующим поколениям.
Фактически мы не хозяева этого богатства, а мы его пользователи, которые должны сохранить это и передать детям и внукам. Это не только громкие слова, это на самом деле чрезвычайно серьезно. Потому что мы постоянно сталкиваемся с таким положением дел, когда наследие просто используется, а часто просто забывается. Люди часто живут среди богатств и не замечают этого. Причем это не столько вина этих людей, сколько беда, потому что, во-первых, это наследие чаще всего находится в чрезвычайно плачевном состоянии. Мы, по мере наших скромных возможностей, мы стараемся, чтобы наука помогла сохранить наследие, рассказать, что у нас есть, показать публике и найти какой-то механизм, который позволил бы это наследие сберечь.
– Каковы основные направления вашей деятельности?
– Когда наш институт только создавался, мы определили несколько основополагающих принципов. Во-первых, наследие – это очень широкое понятие, оно включает не только недвижимые объекты, но это и нематериальная культура, например, фольклор, также является объектом наследия. Это – традиционные исторические технологии, например, изготовления бумаги или красителей. Потому что когда мы хотим реставрировать рукописи, нам очень необходимы старинные технологии, чтобы получить адекватный результат.
Во-вторых, для нас очень важна связь объекта наследия со средой. Нельзя сказать, что мы сохранили материальный памятник, если мы уничтожим окружающую его среду. В Москве мы часто с этим сталкиваемся. Возьмите Новый Арбат: в начале проспекта стоит церковь, но когда-то она играла совершенно другую роль, а сегодня это – просто игрушка. Для нас сохранение среды чрезвычайно важно. Причем это касается и историко-культурной и природной. Для нас это принципиально важно, поэтому недаром наш институт называется «культурного и природного наследия». Мы подчеркиваем, что и для культуры очень важно сохранять природную среду, и для самого природного наследия.
У нас есть особо охраняемые природные территории, и мы очень часто забываем, что эти территории в течение длительного времени использовались людьми в традиционных формах природопользования. И когда мы вдруг взяли и полностью прекратили человеческую деятельность, природа начала развиваться по-другому. Защита этой территории не значит, что ее надо исключить из хозяйственного пользования. У нас обратная проблема, которая заключается в том, что многие места, которые недавно являлись чрезвычайно интересными, ценными с точки зрения именно культурного ландшафта, буквально зарастают, в частности, зарастают пашни. Так происходит, например, в Бородино под Москвой. Раньше на нем пахали, сеяли, косили, а сейчас ничего.
Одним из таких важнейших объектов наследия для нас является культурный ландшафт.
– Что такое «культурный ландшафт»?
– ЮНЕСКО определяет культурный ландшафт как результат сотворчества человека и природы. Во-первых, культурный ландшафт – это, например, Павловск, Царское село, то есть старинные парки. К этой же категории относится Куршская коса, она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как совместный российско-литовский объект, как культурный ландшафт, который включает в себя, в частности, творчество инженеров, которые закрепляли дюны.
Во-вторых, это естественно сформировавшийся тип ландшафта. Например, можно говорить о французском или немецком культурном ландшафте, о культурном ландшафте африканских племен. Каждая народность формировала свой культурный ландшафт. Это и коренные народы Севера, живущие в России, и индейцы в Америке. Конечно, ландшафт сохранился не полностью, но следы ландшафта еще видны. И народ, который его создал, он тоже живет там.
Третий тип культурного ландшафта – это так называемый ассоциативный ландшафт. То есть ландшафт, связанный с именем Тургенева, Толстого, Пушкина. Когда мы говорим, что этот ландшафт интересен и ценен, он ценен не сам по себе, а своей связью с творчеством этих людей. Когда говорим о тургеневских местах, то это, конечно, само Спасское-Лутовиново, но и вокруг него есть очень много ландшафтов, связанных с Тургеневым, взять тот же Бежин луг, который все знают. Мы пытаемся обрисовать ареал памятника и определить способы защиты этой территории.
Или взять Михайловское – пушкинские места. Из дома Пушкина вы видите замечательные пейзажи, замечательные окрестности, две деревни, которые видны прямо из окна пушкинского дома. Какой-то деятель построил в этой деревне дом с видом на пушкинский дом, он, видите ли, хочет на него смотреть. И дом большой – в несколько этажей. И теперь этот дом виден почти всюду. Это очень серьезный удар по пушкинскому культурному ландшафту.
– Но как найти компромисс между меняющимся миром и сохранением культурного наследия?
– Когда мы говорим об охране культурного наследия города, например, Москвы, нам всегда говорят, что в Москве всегда строились новые здания, а старые разрушались. Так было и в XVIII, и в XIX веках. Все именно так. Но я хочу заметить, что само представление о ценности наследия появилось совсем недавно. По большому счету, целенаправленной охраной наследия люди начали заниматься в конце XIX – начале XX веков. То есть, это в сравнительно новое явление. И поэтому нельзя приводить в пример то, что было двести или даже сто пятьдесят лет назад. Мы меняемся, и меняется наше отношение к наследию.
Конечно, невозможно все сохранить. Но когда мы думаем о сохранении наследия, мы должны избирательно подходить к разным районам города. Очевидно, что отнюдь необязательно было делать такую широкую магистраль как Новый Арбат именно в этом районе, который был так интересен маленькими улочками, переулочками, небольшими домами послепожарной Москвы 1812 года.
Это то, что мы в значительной степени безвозвратно потеряли. Москва потеряла больше, чем получила, решив прагматическую задачу загрузки центра. Сегодня мы стараемся вывезти автомобили из центра, а в 1960-е годы мы наоборот стремились связать Кремль с дорогами, выходящими из Москвы, и это было связано с решением транспортных проблем.
Сегодня мы и в Москве, и в Петербурге и во многих других местах сохраняем наследие очень избирательно – мы выделяем один объект, его сохраняем, а вокруг строим черт знает что. И во многих городах происходит не потеря отдельных зданий, а потеря пейзажей. А ведь исторический город хорош, прежде всего, не отдельными домами, а ансамблями – когда мы можем увидеть улицу, площадь, забраться на колокольню и посмотреть на историческую панораму.
Я только что вернулся из Ростова, где мы обсуждали проблему малых городов. Наверное, вы все бывали в Суздале. Это – замечательный город. А мы как раз говорили о том, что у нас масса малых городов, исторических чрезвычайно красивых, чрезвычайно интересных, но они, в отличие от Суздаля, замусорены, они неухожены. Люди не замечают их красоту.
Суздаль как раз является исключением. Но и там идет наступление на культурный ландшафт. В Суздале это – луга, которые позволяют увидеть удивительные панорамы. Но для многих архитекторов луга – это открытое пространство, это свободные площадки под застройку. А земля дорогая, город раскрученный и луга быстро застраивают. Конечно, невозможно все сохранить – это нереально, но необходимо выделять какие-то города, и какие-то кварталы, и стараться их сохранить.
– Работа вашего института сосредоточена на формировании принципов сохранения наследия и приложении этих принципов к конкретным объектам?
– Да, мы пытаемся, прежде всего, разработать некие принципы, которые позволяют сохранить не отдельные памятники, а именно комплексы. Поэтому основное внимание мы обращаем на сохранение культурных ландшафтов. Мы занимаемся, например, русским Севером. Например, есть замечательный Кенозерский национальный парк, это между Каргополем и Плисецком. Это – поморский крестьянский ландшафт, который очень хорошо сохранился. Там еще сохранились деревни, в каждой деревне есть деревянная часовня, есть Святая роща. Для того чтобы сохранить ландшафт, нам нужно сохранить его население, необходимо чтобы оно продолжало заниматься традиционной хозяйственной деятельностью. И мы разрабатываем для этого специальные программы.
Карта Москвы. 1853 год. Светлый треугольник в центре застройки – Собачья площадка. По ней прошел современный Новый Арбат.
Ландшафт
ЛАНДШАФТЫ НЕРУССО-ДЕСНЯНСКОГО ПОЛЕСЬЯ
В пределах Неруссо-Деснянского полесья (НДП) представлены пойменные, террасные, полесские и предполесские ландшафты.
ПОЙМЕННЫЙ ЛАНДШАФТ
Занимает 26,6% территории НДП и 19,9% территории заповедника. Он приурочен к поймам Десны и Неруссы, а также к долинам малых рек и ручьёв. Это динамичные природные комплексы, которые периодически затапливаются паводковыми водами. Из-за труднодоступности этих мест в пойменном ландшафте сохранились старые дубравы, ясенники и черноольшаники. В составе пойменного ландшафта выделяется пять типов местностей.
Прирусловые супесчаные местности. Благодаря русловой деятельности здесь непрерывно появляются прирусловые отмели и межгривные понижения. Отмели зарастают ивами. Сообщества ив постепенно преобразуют отмели в прирусловые валы. Под полог ивняков внедряется подрост ясеня и дуба, развитие которого приводит к смене сообщества.
Центрально-пойменные суглинистые местности занимают 8,8% территории заповедника. Здесь сохраняется гривистый рельеф. На возвышенностях формируются дубравы и их производные варианты – осинники и ясенники. Среди леса встречаются луга, которые поддерживаются сенокошением и умеренным выпасом. В межгривных понижениях формируются водные сообщества, травяные болота, заболоченные леса. Во флоре насчитывается 239 видов сосудистых растений.
Останцовые супесчаные местности занимают 0,2% территории НДП и 1,4% территории заповедника. Они представляют собой серии высоких концентрических грив и межгривных понижений. В межгривных понижениях развиваются водные, прибрежно-водные и заболоченные черноольховые сообщества. На повышенных формах рельефа развиваются разные типы леса: дубравы, березняки, осинники, липняки и др. Во флоре насчитывается 263 вида сосудистых растений.
Пойменно-притеррасные торфянистые местности занимают 5,5% территории заповедника. Широко распространены в пойме Неруссы. Это участки низкой илистой поймы с осоковыми, тростниковыми кустарниковыми и лесными болотами. Во флоре насчитывается 202 вида сосудистых растений.
Торфянистые местности пойм малых рек занимают 4,2% территории заповедника. Деятельность бобров поддерживает здесь максимальное флористическое разнообразие. Во флоре насчитывается 305 видов сосудистых растений.
ТЕРРАСНЫЙ ЛАНДШАФТ
Занимает 37,2% территории НДП и 17,0% территории заповедника. Приурочен к широким надпойменным террасам долин Десны и Неруссы. Ширина надпойменных террас долины Десны достигает 15 км, а её крупных притоков (рек Нерусса и Навля) – 23 км. Этоттипландшафтасвязансдревнимипоймамирек, которыеформировалисвоидолинывчетвертичномпериоде. Для ландшафта характерны песчаные и супесчаные плоские равнины, иногда нарушаемые грядами и неглубокими понижениями.
Песчаные местности I террасы занимают 15,2% территории НДП и 1,9% территории заповедника. Местности подняты над поймой от 2 до 5 м. В литологическом разрезе господствуют пески мощностью более 15 м. Глубина грунтовых вод – 1,0-2,5 м. Почвы I террасы бедные с повышенной кислотностью. Здесь преобладают сосновые и сосново-дубовые леса, с травяными и сфагновыми болотами в понижениях. Во флоре насчитывают 160 видов сосудистых растений
Песчаные местности II террасы занимают 9,7% территории НДП и 8,0% территории заповедника. Местности подняты над поймой в среднем на 6-10 м. В литологическом разрезе господствуют пески мощностью до 20 м. Глубина грунтовых вод 1-2 м. Почвы бедные с повышенной кислотностью. Во флоре насчитывают 116 видов сосудистых растений. Здесь также преобладают сосновые и сосново-дубовые леса, с травяными и сфагновыми болотами в понижениях.
Супесчаные местности III террасы занимают 12,3% территории НДП и 7,1% территории заповедника. Местности подняты над поймой на 10-15 м. На отдельных участках террасы близко залегают суглинки. В рельефе преобладают повышенные хорошо дренируемые поверхности с глубиной вод более 4 м. Терраса отличается повышенным почвенным богатством. Лесная растительность представлена средневозрастными дубравами и их производными вариантами – осинниками, березняками и липняками, а также культурами сосны разного возраста. Во флоре насчитывают 281 вид сосудистых растений. Здесь рядом произрастают контрастные группы растений: сухо-луговые, неморальные опушечные, влажно-луговые, боровые и бореальные виды, а также встречаются степные виды растений.
ПОЛЕССКИЙ ЛАНДШАФТ
Занимает 26,4% территории НДП и 63,1% территории заповедника. Приурочен к водораздельным равнинам. Ландшафт связан с водно-ледниковыми наносами четвертичного периода, для которых характерны песчаные и песчано-суглинистые моренные отложения. В рельефе это волнисто-западинные песчаные равнины и пологие песчано-суглинистые возвышенности. В ландшафте выделяют два типа местностей.
Зандровые песчаные местности занимают 18,8% территории НДП и 33,3% территории заповедника. Представляют собой песчаные волнисто-западинные приводораздельные равнины с абсолютными высотами 155-175 м. Относительные превышения рельефа обычно составляют 1-3 м, реже встречаются гривы с превышением до 5 м. Для зандров характерен мозаичный рисунок ландшафта, обусловленный обилием западин и котловин. В литологическом разрезе господствуют пески мощностью 10-15 м. Глубина грунтовых вод – 1,0-3,5 м. Почвы отличаются минимальным богатством и высокой кислотностью. Из-за бедности субстрата современные лесные сообщества представлены только сосняками и березняками. Во флоре насчитывают 201 вид сосудистых растений.
Моренно-зандровые суглинистые местности занимают 7,6% территории НДП и 29,8% территории заповедника. Представляют собой волнистые супесчаные и суглинистые равнины. Они занимают в рельефе водораздельное и приводораздельное положение с абсолютными высотами 175-190 м. Рельеф местностей повышенный и пологоволнистый. Литологическая основа – супеси и моренные суглинки. На водоразделах глубина грунтовых вод ниже 6-8 м. Почвы характеризуются повышенным богатством и слабой кислотностью. Лесные сообщества представлены дубравами и их производными вариантами (березняками, осинниками, липняками и культурами сосны). В замкнутых котловинах формируются болота. Флора относительно небогата – 181 вид сосудистых растений.
ПРЕДПОЛЕССКИЙ ЛАНДШАФТ
Представлен местностями с близким залеганием карбонатных пород. Занимает 9,6% территории НДП.
Карбонатные суглинистые местности расположены на восточных окраинах района.
Это склоновые и полого-выпуклые водораздельные равнины с абсолютными высотами 185-210 м. Литологическая основа – породы верхнего мела. Глубина грунтовых вод на водоразделе – 8 м. В подошвах склонов встречаются восходящие родники. Отличаются высоким почвенным богатством. Лесные сообщества представлены широколиственными и елово-широколиственными лесами и их производными вариантами (березняками, осинниками, липняками и культурами сосны). В местах выхода родников формируются редкие гипновые болота. В НДП флора этих местностей отличается максимальным разнообразием: обнаружен 321 вид сосудистых растений.
Импрессионизм | Дети Тейт
Что это такое?
Яркие краски, смелые мазки и бунтарский дух! Узнайте больше о художниках-импрессионистах
Почему это называется импрессионизмом?
Дело в том, что художники-импрессионисты пытались изобразить не отражение реальной жизни, а «впечатление» того, как для них выглядел человек, свет, атмосфера, объект или пейзаж. И именно поэтому их называли импрессионистами! Они пытались запечатлеть движение и жизнь увиденного и показать нам это так, как если бы это происходило на наших глазах.
Кто такие импрессионисты?
Одними из главных художников-импрессионистов являются Клод Моне, Берта Моризо, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Огюст Ренуар, Мэри Кассат и Эдгар Дега.
Как они рисовали?
До импрессионизма пейзажи в искусстве часто были воображаемыми, совершенными пейзажами, написанными в мастерской. Импрессионисты все изменили. Они рисовали на открытом воздухе.
Когда они были снаружи, они смотрели, как свет и цвет изменили сцену. Они часто рисовали густо и использовали быстрые (и довольно неряшливые) мазки. На большинстве картин до импрессионизма вообще не видно мазков.
Камиль Писсарро дал этот совет о том, как нарисовать импрессионистский пейзаж:
Работайте одновременно над небом, водой, ветвями, землей, сохраняя все на равной основе. .. Не бойтесь краситься… Рисуйте обильно и без колебаний, ибо лучше не потерять первое впечатление.
Были ли женщины-импрессионисты?
Берта Моризо стала успешной художницей, но ее семья не поощряла ее профессионально заниматься живописью.
Американская художница Мэри Кассат присоединилась к импрессионистам на одной из их более поздних выставок в Париже. Она твердо решила стать успешной художницей. В Соединенных Штатах ей не разрешалось рисовать с живых моделей, потому что она женщина.
Был ли импрессионизм только во Франции?
Художники в других частях мира также были вдохновлены этой идеей запечатления сцен повседневной жизни. Это картина британского художника Филипа Уилсона Стира.
Ему удалось запечатлеть волшебство и волнение дня на берегу моря. Посмотрите на солнечный свет, сверкающий над морем!
В Соединенных Штатах также были художники-импрессионисты. Чайлд Хассам создал живые картины городской жизни в Нью-Йорке, а Теодор Робинсон был наиболее известен своими сценами из повседневной жизни в сельской местности.
Пейзажное искусство для детей — синоним
ERICA LOOP
CLASS
… Steve Baccon/Photodisc/Getty Images
Пейзажное искусство дает детям больше, чем просто уроки рисования. Хотя учащиеся могут оттачивать технические навыки при создании ландшафтов, они также могут развивать способности пространственного мышления, зрительно-моторную координацию и креативность. Вы также можете дополнить учебный процесс и связать ландшафтное искусство с другими предметными областями, такими как общественные науки, математика или естественные науки.
Изучить эту статью
- Точки на картине
- Глиняный набросок
- Содержание учебного плана
- Лицо, принимающее решения
1 Точки рисования
Изучение переднего, среднего и заднего плана может помочь детям лучше понять перспективу и математические понятия, такие как масштаб. Обсудите, где находятся эти части картины — передняя, средняя и задняя — и попросите ребенка показать их в настоящем произведении искусства. Дайте ребенку холст или лист плотной бумаги и попросите его нарисовать или нарисовать пейзаж, включая определенный передний план, средний план и задний план. Добавьте урок о перспективе и попросите ребенка выбрать один объект на улице, например дерево или куст. Пусть она нарисует или закрасит объект в каждом разделе, изменив его размер в соответствии с перспективой. Например, дерево на переднем плане высокое, версия на среднем плане немного меньше, а дерево на заднем плане крошечное.
2 Глиняный пейзаж
Хотя художники-пейзажисты часто используют краски, вам это не обязательно. Вместо того, чтобы накладывать слои зелени для травы и синего и белого для облачного неба, переключите урок рисования и используйте глину. Хотя глина может показаться скульптурным материалом, дети могут «рисовать» ею пальцами. Предложите ребенку нарисовать свой пейзаж на листе плотной картонной бумаги или картона. Разделите глину для лепки на кусочки размером с монетку. Ребенок может заполнить рисунок пейзажа, разглаживая пластилин — в стиле рисования пальцами — по бумаге. Это создает многослойный вид с текстурами, имитирующими мазки импрессионистов.
3 Содержание учебного плана
Свяжите урок ландшафта с другими предметными областями, сосредоточив внимание на конкретной предметной теме. Например, свяжите художественную деятельность с обществознанием, попросив ребенка нарисовать исторический пейзаж или открытую площадку из другого уголка мира. Вы также можете объединить научное содержание, изучая растения и диких животных, которых ребенок изображает на картине. Изучите флору и фауну места обитания. Попросите ребенка воссоздать его в виде пейзажа вместе с реками, холмами, горами и другими площадями на открытом воздухе.
4 Лицо, принимающее решения
Частью создания ландшафтного искусства является решение, какие области показать, а какие исключить.