- Олег Рыжков: пора восстанавливать исторические ландшафты — Последние новости России и мира сегодня
- Историко-культурный ландшафт – Бородино
- 15 Примеры культурных ландшафтов (гуманитарная география) (2023)
- Типы культурных ландшафтов
- Примеры культурного ландшафта
- 1. Улуру (Австралия)
- 2. Великая Китайская стена (Китай)
- 3. Мачу-Пикчу (Перу)
- 4. Гранд-Каньон (США)
- 5. Стоунхендж (Уилтшир, Англия)
- 6. Тадж-Махал (Агра, Индия)
- 7. Статуи острова Пасхи (Чили)
- 8. Пирамиды Гизы (Египет)
- 9. Великая мечеть Дженне (Мали)
- 10. Пизанская башня (Италия)
- 11. Ангкор-Ват (Камбоджа)
- 12. Ниагарский водопад (США и Канада)
- 13. Афинский Акрополь (Греция)
- 14. Озерный край (Англия)
- 15. Виноградники Лаво (Швейцария)
- Заключение
- Информация для студентов и преподавателей
Олег Рыжков: пора восстанавливать исторические ландшафты — Последние новости России и мира сегодня
Восстановление русских исторических ландшафтов может помочь технологическому прорыву страны.
«Центр изучения, сохранения и развития культурных территорий» во главе с его директором Олегом Рыжковым занимается наследием севера и центра европейской части России, уделяя особое внимание традиционным ландшафтам. О принципах и перспективах своей работы Рыжков рассказал на Экспертном совете по малым территориям, тезисы из его выступления публикуют «Новые Известия».
Архетип ландшафта и «суздализация»
Занимаясь сохранением старых домиков, я в определенный момент осознал, что историко-культурный ландшафт имеет основополагающее значение для формирования креативной личности. Какая-то земля рождает творческих людей, а какая-то не рождает.
Креативные личности, как известно, обеспечивают успех страны, в том числе, технологический. У южных корейцев сегодня такой девиз: «Любой инженер должен быть художником». Если ты не ходишь в театр, ты слишком внутренне беден, чтобы сделать техническое открытие. Чтобы изобретать, нужна особая работа мозга. Соответственно, чтобы удержать страну на передовых позициях и добиться технологического прорыва, нам нужно понять, какие культурные ландшафты способствуют появлению творческих личностей. Такова была моя интуиция. Потом я нашел ряд научных подтверждений.
Проблема этого взаимодействия на современном этапе в том, что мы горожане. Когда горожанин пытается развивать историко-культурный ландшафт, он привносит в него город. Но и человек во многом формируется влиянием среды, которое не регулируется его сознанием. Приведу два примера.
Первый пример – эпигенетика. В течение всей жизни под влиянием среды в человеческом организме одни гены активируются, а другие – ингибируются, подавляются. То есть, сгусток генов, который в нас заложили родители, в разной среде работает по-разному. Второй пример – лимбическая часть мозга, которая определяет наш эмоциональный фон и формирует пространственную память. Она работает непосредственно со средой, минуя наше сознание. В частности, определяет наши реакции на запахи. Так что, среда влияет на ваш организм и формирует вас как личность, независимо от того, в какой школе вы учились.
Начиная с XII века, складывался историко-культурный ландшафт, в котором происходило расселение сначала славян, а затем русских. Архетип ландшафта, в котором мы сложились как нация, и в котором сформировались знаменитые ученые конца XIX – начала XX веков, писатели, поэты и художники Серебряного века русской культуры, можно представить по фотографиям Прокудина-Горского.
Исторически пространственная связь России всегда основывалась на русском населении и воплощалась в русском ландшафте. Способ существования русского человека в традиционном ландшафте как будто продуман до мелочей. В нем нет ничего лишнего. Возьмите Суздаль. В нашем понимании это не город. Например, там до такой степени развилось огородничество, что суздальский хрен поставляли в Париж. Но сегодня для Суздаля характерен ландшафт «аля Рюсс» для внешнего туриста. В нем русский творческий человек не рождается.
Говоря о сохранении наследия, мы имеем в виду не «суздализацию», а возвращение к исконному типу ландшафта. У новых загородных посёлков вблизи Москвы, и русских названий-то нет: «Парк Авеню», «Гринфилд», «Монолит». Происходит слом ландшафта и создание кусочка города поменьше.
Береза как символ внутренней периферии
Взглянув на карту расселения на территории Российской империи, составленную Вениамином Семеновым-Тянь-Шанским, мы видим, что оно четко вписывается в определенный тип ландшафта. Это и есть историко-культурные территории, в основной своей массе они же – малые территории центра и севера европейской России. XX век стал для этих территорий тяжелым испытанием.
Сегодня мы живем вокруг сломанной природы. Получив в руки электричество, двигатель внутреннего сгорания и пастеризацию, человек всего за 100 лет научился видоизменять ландшафт под себя, фактически ломать его. Делали это по всей Европе, но в России данный процесс наложился на социалистическую индустриализацию и все связанные с ней вещи. Мы ломали ландшафты с особым цинизмом, очень жестко, не жалея людей.
В настоящий момент на этих территориях идет процесс демографического сжатия. Не то, чтобы у нас за последние годы сильно убыло население – оно осталось примерно на том же уровне, но перераспределилось. Мы сами освободили от своего присутствия огромные территории. Оголившимся от людей оказался именно тот ландшафт, который рождал личностей, тысячу лет делавших эту страну.
Сейчас происходит «сгруживание» людей в агломерациях. Процесс характерен для всего мира, но у нас он, как обычно, проявляется ярче. Перераспределение происходит с тяжелыми последствиями для экономики и наследия.
Утрата наследия – это когда жители покидают веками населенные территории. В местах, откуда ушли люди, начинается характерный для нашей широты процесс – восстановительная сукцессия. Лес вырастает обратно. Оказалось, что наша березка – один из самых мощных сорняков. Удалить ее с ранее возделанной территории стоит больших денег – цена уборочной машины начинается с $5 млн.
В результате демографического сжатия происходит процесс образования т.н. «внутренней периферии». Все переезжают в Москву, областной центр и райцентр. Плотность населения региона остается высокой, но люди сосредотачиваются в узлах и пространство пустеет. Почему-то административные границы у нас сконструированы так, что внутренняя периферия появляется именно вдоль них. На снимках из космоса хорошо видно появление вновь залесенных зон, как раз, по границам областей и районов.
Современные малые территории – это осколки историко-культурного ландшафта, который сложился на момент, когда мы получили возможность коверкать его под себя. При сохранении текущей логики эти осколки либо непоправимо изменятся под нашим агрессивным воздействием, либо зарастут лесом.
Четыре спасительные рамки
Чтобы оживить малые территории, надо провести их через несколько «рамок».
Первая рамка – гуманитарная. Сегодня занятия основной массы населения на такой территории уже не могут быть сельскими, поскольку технологии позволяют обслуживать аграрное производство, задействуя всего 5% населения. Что такое жить в сельской местности и не заниматься сельскими занятиями? «Делать креатив». В таких местах открываются университеты, творческие поселки, удаленные рабочие места для креативного класса. Три преимущества малой территории – красота, безопасность и экология – одновременно являются факторами формирования личности с творческим типом поведения.
Вторая рамка – пространственная. Когда мы разговаривали с директором Института экономики РАН Русланом Гринбергом, он сказал, что у России в мировом масштабе есть три конкурентных преимущества: недра, которые мы более-менее продали удачно: население, которое более-менее работает; территория, с которой мы не умеем работать никак. Действительно, нас постоянно тянет сгрудиться в узловых точках.
Экономическая рамка очень специфическая. Чтобы территория жила, на ней должна развиваться локальная экономика. Это экономика соседей – мой сосед выращивает овощи, его коровка дает молоко, а я его учу английскому. Плюс к этому я работаю в городе и трачу деньги здесь. По отдельности это микроскопические точки экономической активности, но в масштабах страны локальная экономика огромна. Как ее выстраивать – совершенно непонятно. Сколько я с экономистами ни разговаривал, понимания, как может работать локальная экономика, сегодня нет. А без ее создания никакую малую территорию не поднять.
Четвертая рамка – технологическая. Интересно, что «территории из прошлого» наиболее восприимчивы к современным технологиям. Потому что они беспроводные, дистанционные, используют тонкие материалы, не требуют “переламывания” природы под себя, очень хорошо интегрируются в ландшафт. Поэтому наш лозунг: не назад в деревню, а вперед в деревню.
Процессу возрождения русских ландшафтов может помочь то, что в малых территориях не успел сформироваться ярко выраженный городской тип жилья и занятий населения. Наши малые и средние города, всегда были органичной частью своего аграрного окружения. Как пример могу привести Владимиро-Суздальское Ополье – огромное поле с плодородной почвой посреди лесов. Там три города: Суздаль, Юрьев-Польской и Гаврилов Посад. Села, которые их окружают, стоят на месте сел XII-XIII веков. Города – просто сгущения населения, большая часть их населения продолжала вплоть до начала XX века заниматься сельскими занятиями. При этом были торгово-промышленные села, где развивалось ремесло. Судьба этих городов показывает, как нерационально мы поступили с доставшимся нам историко-культурным ландшафтом. Про плодородную землю забыли. Суздаль превратили в игрушку для туристов. Юрьев-Польской попробовали сделали индустриальным городом и сломали его. Гаврилов Посадский район, в котором есть великолепный конный завод, где вывели владимирских тяжеловозов, передали в промышленный регион – Ивановскую область. Он начал гибнуть практически сразу.
Это еще можно отыграть обратно. Можно создавать так называемые “миниэконмические” районы. Если сложить вместе эти территории, вернуть им историческое название «Юрьевское поле», отнестись как к историко-культурному ландшафту и учесть обозначенные выше «рамки», энергия, которая скапливалась веками, может выплеснуться и зажечь там жизнь.
Мы немного сбились с пути. Когда ландшафты стали создавать техническими инструментами, произошел слом. Надо преодолеть его. Нужно изучить, как мы развивались последнюю тысячу лет, взять все самое ценное и попытаться вернуться на этот путь. И тогда мы можем резко вырваться вперед.
После выступления Рыжков ответил на вопросы аудитории.
– Вы полагаете, что «сломанную природу» можно выпрямить обратно? Реально ли восстановить все утраченные ландшафты?
– Сплошняком все восстановить, увы, не получится. Нужно найти то, что еще не разрушено и сформировать опорный каркас культурных территорий, на которых сохранились ценные элементы ландшафта. Далее, отталкиваясь от этих ценных элементов, строить развитие локальной экономики. Необходимо выделять исторические поселения по степени сохранности. Этим должно заниматься министерство культуры. Его прямые обязанности – вычислить, описать, зафиксировать. Таких территорий пока еще много, но мы их стремительно теряем. В определенный момент подход, который мы разрабатываем, может стать невозможным.
– Вы призываете к буквальному воспроизведению утраченной среды вплоть до строительства каретных сараев? Зачем?
– Нет. Важно следование архитектурной традиции. Без традиции создавать с нуля может только Господь. Все остальные создают либо в своей традиции, либо в чужой. Следование традиции не означает борьбы с прогрессом. Взял чертежи времен Екатерины и бабахнул это в Гороховец? Никакого креатива тут нет. Подобных примеров по миру полно. Вы вспомните американских миллионеров, которые покупали целые итальянские улицы и возводили замки «под Рим».
Главное – непрерывность. Мы не воссоздаем, а продолжаем жизненные традиции. Изучив традицию, ты берешь самое ценное из прошлого и добавляешь то, что можно сгенерировать сегодня. Это очень творческая задача.
– А кто должен решать эту задачу. У нас есть такие специалисты?
– Для работы с ландшафтами нужен особый тип пространственного проектировщика, который умеет развивать территорию через ее сохранение. Он должен уметь строить новый город, и он должен уметь законсервировать Помпеи. Таких специалистов надо растить – сегодня они отсутствуют. Сохранить наследие могут только крайне креативные люди. Консерватор не может сохранить наследие, он может только обнести его забором, и оно сгинет еще быстрее.
Во Франции уже 200 лет практикуется подход, когда архитекторов обучают одновременно сохранять и развивать. Мы попытались включить такой стандарт образования здесь. Как получилось? Как обычно у нас – с трудностями. Но они очень хорошо поработали с городом Гороховец. В проекте город как бы вырастает из окружающей действительности, предусматривается даже возрождение окрестных сел.
– Ведется ли работа, о которой вы говорите, в других странах? Есть ли успешные кейсы?
– Пример работы с историческими ландшафтами дает Франция. Увидев, что нарастает разрыв между крупными городами и малыми поселениями, они приняли программу сбалансированного развития малых и средних городов. Создан специальный госорган, который наблюдает за тем, чтобы территория всей Франции развивалась равномерно. Он разработал программу с поэтичным названием «Движение во спасение сердец городов». Выделили 5 миллиардов евро, отобрали 222 города. Это не грантовый конкурс – деньги дают городам, которые просто могут защитить проект. Успешный проект должен ответить на 4 вопроса: 1) как он повлияет на исторический центр города; 2) как он будет развивать локальную экономику; 3) насколько сбалансированно город будет взаимодействовать с соседними территориями; 4) как будет развиваться транспортная инфраструктура, магистральная и локальная.
– Есть ли примеры успешного восстановления ландшафтов в России?
– Соловецкий архипелаг при правильном подходе может послужить образцовым кейсом. Его ландшафт создавался 400 лет ежедневным трудом монахов и трудников. Изначально Соловки – это огромное каменистое болото, в котором человек не может жить по природе. Там ни одной речки нет. С чего начали русские крестьяне, ушедшие в монашество? Они прорыли каналы, соединив озера и осушили болота. Пошел водообмен в почве. В результате они видоизменили ландшафт и пришли к определенной форме хозяйствования.
Сегодня первая задача для нас – разглядеть в современном состоянии архипелага именно эту деградирующую территорию. Не красивые леса – для городского жителя любые леса красивые. Но взгляд специалиста видит, что лес вырос за последние 20 лет, а раньше здесь был луг, осушенное болото. Надо вернуть луг. На таких вещах мы пытаемся восстанавливать историко-культурный ландшафт Соловков.
Этот процесс осложняется социальным фактором. Если со стороны всей России идет запрос на уникальность этого места, то местные жители, наоборот, хотят типизации. Они хотят дома, как на материке, водопровод.
– В свете лозунга «вперед – в деревню» какой профиль местной экономики необходим возрожденным историко-культурным территориям?
– Общество у нас постиндустриальное и экономику надо строить постиндустриальную. Три преимущества историко-культурных территорий – красота, экология и безопасность – вполне соответствуют постиндустриальному укладу и максимально хорошо подходят для выращивания людей с творческим типом поведения. Нужно инвестировать в эти территории, как в зоны жизни.
– Но работать многие обитатели этих зон жизни будут в мегаполисах.
Локальная экономика направлена не на полное замещение городской занятости, а на поддержание ландшафта. Мы никуда не денемся от того, что ресурс сосредотачивается в агломерациях. Не надо пытаться переламывать этот тренд и кричать: «Давайте убьем агломерации, потому что они нас пожирают». Жизнь внутри агломераций имеет определенные минусы, которые можно компенсировать развитием историко-культурных территорий. Фишка в нахождении модели совместного комплексного развития.
Но сначала нужно осознать качественное различие сред. Агломерация пытается создавать на историко-культурных территориях ту же среду, которую создает у себя внутри. Бесполезно специалиста по благоустройству города посылать на историко-культурную территорию. Он ее уничтожит.
Полностью здесь
Историко-культурный ландшафт – Бородино
Историко-культурный ландшафт Бородинского поля – это все сохранившиеся свидетельства сражения, все, что напоминает о битве гигантов. В начале XIX века окрестности с. Бородино были типичной для западного Подмосковья местностью без особого названия.
Ее рельеф сложился в послеледниковый период. Судьба этой западной окраины московских земель, присоединенных в начале ХIV века к Московскому княжеству, определялась ее порубежным с Литвой значением и прохождением через нее древней Смоленской дороги. В Смутное время начала XVII века эти земли подверглись столь сильному опустошению «от всяких бродяг и бунтовщиков и от поляков», что даже через 200 лет многие села числились «пустошами» или исчезли навсегда. В начале XIX века эта местность состояла из 57 земельных дач, включая 4 села, 15 селец и 4 деревни, связанных сетью проселочных дорог. В 13 населенных пунктах имелись одноэтажные господские деревянные дома, в 6 усадьбах – плодовые сады. Большинство лесов имело вид рощ и перелесков из березы, осины,ели, иногда ольхи, лещины, ивы.Берега оврагов были свободны от зарослей. Около 70 % Бородинского поля составляли открытые пространства. Наличие коммуникаций (Старая и Новая Смоленские дороги), естественных препятствий (реки Колочь и Война, свыше 15 ручьев с оврагами), холмов, пригодных для оборудования огневых позиций, а также сочетание лесистых и открытых пространств сделали эту местность достаточно удобной для сражения. Причиной ее превращения в культурный ландшафт и объект наследия стало генеральное сражение между Великой армией Императора Наполеона I (около 132 тыс. человек, 589 орудий) и русскими войсками под командованием генерала М.И. Кутузова (135 тыс. человек, 624 орудий) 26 августа 1812 года. Оно продолжалось около 15-ти часов, обеими сторонами было сделано около 120 тыс. орудийных и 3 млн ружейных выстрелов. К весне 1813 г.
В 2007 году музей-заповедник «Бородинское поле» первым из российских музеев был удостоен международной премии ЮНЕСКО имени Мелины Меркурии за сохранение и организацию использования культурных ландшафтов. Бородинское поле стал первым в России памятником, состояние которого, его подлинность и целостность получили столь высокую оценку мирового сообщества. Это признание плодотворности многолетней работы коллектива Бородинского музея-заповедника, проводимой в соответствии с научной концепцией сохранения культурного ландшафта, разработанной Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. В настоящее время музей-заповедник «Бородинское поле» имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации.
15 Примеры культурных ландшафтов (гуманитарная география) (2023)
Культурный ландшафт — это ландшафт, имеющий культурное значение. Пейзажи отражают культуру людей, которые там жили.
Культурные ландшафты могут дать людям-географам информацию о том, как живет культура, что они ценят и как они взаимодействуют с землей.
Примеры культурных ландшафтов включают поля для гольфа, городские кварталы, сельскохозяйственные угодья, реликвии и объекты культурного наследия.
Типы культурных ландшафтов
В 1992 г. ЮНЕСКО создала три категории культурных ландшафтов. Это были:
- Четко определенный ландшафт: Это ландшафты, явно созданные людьми и продолжающие поддерживаться как культурные объекты. Тадж-Махал и городские сады являются примерами четко очерченных ландшафтов.
- Органически развившиеся ландшафты: Органически развившиеся ландшафты свидетельствуют о взаимодействии человека с землей, но со временем они изменились и развились. Взаимодействие между стихиями и землей очевидно. Примером может служить реликтовая стена, такая как стена Адриана, или даже древние сельскохозяйственные угодья, которые использовались и до сих пор используются в течение тысяч лет.
- Ассоциативные культурные ландшафты: Эти ландшафты могут не иметь явных признаков человеческого взаимодействия, но, тем не менее, имеют культурное значение. Например, Улуру в Австралии представляет собой гигантскую скалу, имеющую большое значение для австралийских аборигенов, потому что они проводят там церемонии. Сведений о взаимодействии с землей нет, и тем не менее оно имеет большое значение для аборигенов.
Примеры культурного ландшафта
1. Улуру (Австралия)
Тип: Ассоциативный культурный ландшафт
Расположенный в самом сердце Северной территории Австралии, Улуру (ранее известный как Айерс-Рок) является одной из самых знаковых достопримечательностей страны. Массивный монолит из песчаника издавна почитается аборигенами региона, которые считают его священным местом.
Считается, что Улуру был домом духов их предков, и он занимает видное место во многих их историях и церемониях.
В последние годы Улуру также стал популярным туристическим направлением, куда приезжают гости со всего мира, чтобы полюбоваться его величественной красотой.
Хотя Улуру, несомненно, является впечатляющим чудом природы, он также имеет большое культурное значение для аборигенов Австралии.
Статья по теме: Культурный плюрализм против мультикультурализма
2. Великая Китайская стена (Китай)
Тип: Органически развитый ландшафт
Великая Китайская стена — одно из самых знаковых сооружений в мире. Построенный более 2000 лет назад, он простирается на 13 000 миль по сельской местности.
На протяжении веков он служил барьером для защиты Китая от захватчиков. Сегодня это популярное туристическое направление и символ богатой истории и культуры Китая.
Великая Китайская Стена также примечательна своей архитектурной изобретательностью. Его уникальный дизайн — со сторожевыми башнями, зубцами, стенами и лестницами — свидетельствует о мастерстве древних китайских строителей.
В 2007 году Великая китайская стена была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это признание не только подчеркивает его культурное значение, но и подчеркивает необходимость защиты этой уникальной структуры, простирающейся через китайский ландшафт, для будущих поколений.
3. Мачу-Пикчу (Перу)
Тип: Органически развитый ландшафт
Мачу-Пикчу – один из самых известных археологических памятников в мире, имеющий долгую историю культурного значения. Это место было построено цивилизацией инков в 15 веке и служило королевским поместьем императора инков Пачакути.
После падения Империи инков Мачу-Пикчу был заброшен и забыт до тех пор, пока не был заново открыт Хирамом Бингэмом в 1911.
Сегодня Мачу-Пикчу является крупным туристическим направлением, а также важным символом культуры инков. Это место было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и продолжает оставаться местом паломничества многих жителей Анд.
4. Гранд-Каньон (США)
Тип: Ассоциативный культурный ландшафт
Гранд-Каньон — одна из самых знаковых природных достопримечательностей США. Каньон, вырезанный рекой Колорадо на протяжении миллионов лет, представляет собой потрясающий образец геологической истории.
Это также важный культурный объект для многих индейских племен.
В каньоне находится ряд священных мест, в том числе могильники и места проведения религиозных церемоний. На протяжении веков племена, жившие в каньоне или рядом с ним, высоко ценили его, считая его местом великой силы и тайны.
В последние годы Гранд-Каньон также стал популярным туристическим направлением. Туристы могут отправиться в поход, разбить лагерь, сплавиться на плоту и иным образом исследовать бескрайние просторы каньона.
5. Стоунхендж (Уилтшир, Англия)
Тип: Органически развитый ландшафт
Стоунхендж — доисторический памятник, расположенный в Уилтшире, Англия. Относящийся к периоду неолита, он состоит из колец стоячих камней, каждый из которых весит несколько тонн.
Назначение Стоунхенджа неясно, но считается, что он использовался в церемониальных или религиозных целях.
Сегодня Стоунхендж является популярным туристическим направлением и символом британского наследия. Он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одним из чудес света.
Хотя его точное происхождение остается окутанным тайной, Стоунхендж продолжает захватывать воображение людей во всем мире.
6. Тадж-Махал (Агра, Индия)
Тип: Четко очерченный ландшафт
Тадж-Махал — больше, чем просто могила. Это выражение любви, артистизма и религиозной преданности.
Построенный императором Великих Моголов Шахом Джаханом в память о его покойной жене Мумтаз Махал, Тадж-Махал является одним из самых знаковых зданий в мире. Его фасад из белого мрамора и сложная исламская каллиграфия делают его поистине уникальным произведением искусства.
Но Тадж-Махал также является могущественным символом любви и утраты. На протяжении веков он считался памятником высшей жертвы, которую мужчина может принести своей жене.
Таким образом, он стал одним из самых популярных туристических направлений в Индии, привлекая посетителей со всего мира.
7. Статуи острова Пасхи (Чили)
Тип: Органически развитый ландшафт
Статуи острова Пасхи, также известные как Моаи, уже много лет интригуют людей. Эти монолитные скульптуры — одни из самых узнаваемых символов острова Пасхи. Но каково культурное значение этих статуй, не совсем понятно.
Согласно первой теории, они были созданы в честь умерших предков Рапануи. Эти коренные жители верили, что мертвые обладают мощной манной или духовной энергией.
Возводя статуи в их честь, они могли использовать эту энергию для защиты посевов и обеспечения хорошего урожая.
Другая теория предполагает, что статуи должны были символизировать власть и престиж. Жители острова Пасхи вели жесткую конкуренцию, и заказ статуи был способом для правящих вождей продемонстрировать свое богатство и статус.
8. Пирамиды Гизы (Египет)
Тип: Ассоциативный культурный ландшафт
Пирамиды Гизы являются одними из самых знаковых сооружений в мире, и они были предметом многочисленных исследований археологов и историков.
Эти массивные сооружения были построены более 4500 лет назад, во времена правления фараонов в Древнем Египте. Принято считать, что они использовались как гробницы фараонов и их супругов. Пирамиды Гизы также считаются одним из семи чудес древнего мира, и сегодня они продолжают оставаться популярным туристическим направлением.
В дополнение к своему историческому значению, пирамиды Гизы также имеют большое культурное значение для народа Египта. Они считаются символом власти и величия фараонов и почитаются как священное место.
9. Великая мечеть Дженне (Мали)
Тип: Четко очерченный ландшафт
Великая мечеть Дженне – самое большое здание из сырцового кирпича в мире и шедевр суданской архитектуры. Построенный в 13 веке, он является важным символом исламской культуры и популярным туристическим направлением.
Высокие минареты мечети, изящные арки и сложные детали свидетельствуют о мастерстве ее строителей. Это также свидетельствует о прочности конструкции из сырцового кирпича; несмотря на то, что ей сотни лет, мечеть все еще используется сегодня.
Для многих посетителей Великая мечеть Дженне является напоминанием о красоте и силе исламского искусства и архитектуры. Для мусульман это место поклонения и молитвы, священное место, где они могут соединиться с Богом.
10. Пизанская башня (Италия)
Тип: Четко очерченный ландшафт
Пизанская башня — одно из самых знаковых сооружений в мире. На протяжении веков он был символом итальянской культуры и источником национальной гордости.
Сегодня это также одно из самых популярных туристических направлений в Италии.
Ежегодно миллионы людей со всего мира стекаются посмотреть на башню, которая наклонена почти на четыре градуса из-за того, что ее фундамент построен на мягком грунте.
Башню тщательно охраняли и контролировали на протяжении многих лет, и в последние годы ее наклон немного уменьшился. Несмотря на это, она остается одной из самых захватывающих рукотворных башен, расположенных на фоне культурного наследия.
11. Ангкор-Ват (Камбоджа)
Тип: Четко очерченный ландшафт
Ангкор-Ват — храмовый комплекс в Камбодже и один из крупнейших религиозных памятников в мире.
Построенный в 12 веке, он первоначально был построен как индуистский храм, посвященный богу Вишну. Однако позже он был преобразован в буддийский храм и сегодня остается важным местом паломничества буддистов.
Ангкор-Ват также примечателен своими невероятными размерами и масштабами. Занимая более 162 акров, это один из крупнейших религиозных комплексов в мире.
Кроме того, его замысловатая резьба и детальная каменная кладка не имеют себе равных. В результате Ангкор-Ват считается одним из самых впечатляющих архитектурных достижений в истории человечества.
12. Ниагарский водопад (США и Канада)
Тип: Ассоциативный культурный ландшафт
На протяжении веков Ниагарский водопад был популярным местом как для коренных американцев, так и для европейских поселенцев. Первоначально водопад был известен племени ирокезов как «Гремящие воды», и они высоко ценили водопад как священное место.
В 1678 году отец Луи Хеннепин стал первым европейцем, увидевшим водопады, и его описание водопадов как «самого удивительного в природе» помогло повысить их популярность как туристического направления.
Сегодня Ниагарский водопад является одной из самых посещаемых природных достопримечательностей Северной Америки, и его красота продолжает вызывать удивление и трепет. Водопад также играет важную роль в региональной экономике, ежегодно привлекая миллионы туристов и поддерживая бесчисленное количество предприятий.
13. Афинский Акрополь (Греция)
Тип: Органически сложившийся ландшафт
Афинский Акрополь — древняя цитадель, расположенная на холме в городе Афины. Акрополь включает в себя остатки нескольких древних зданий, в первую очередь Парфенона, храма Афины Ники и Эрехтейона.
Изначально Акрополь был построен как крепость для защиты Афин от захватчиков. Однако со временем он стал символом греческой культуры и цивилизации. Акрополь был домом для некоторых из самых важных храмов и памятников Древней Греции.
Сегодня Акрополь является одним из самых популярных туристических направлений в Греции. Он также является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
14. Озерный край (Англия)
Тип: Органически развитый ландшафт
Озерный край — национальный парк на северо-западе Англии. Занимая площадь в 885 квадратных миль, парк является крупнейшим из тринадцати национальных парков Англии и Уэльса.
Это также второй по величине охраняемый ландшафт в Соединенном Королевстве после национального парка Кэрнгормс. Этот район был признан Национальным парком в 1951, и теперь он также является объектом Всемирного наследия.
В парке находится 12 основных озер, а также множество озер, рек и водопадов. Общая длина береговой линии в парке составляет примерно 71 милю. В границах парка находится самая высокая гора Англии Скафелл-Пайк.
Озерный край уже более 200 лет является популярным туристическим направлением и продолжает оставаться одним из самых популярных мест в стране для активного отдыха, такого как прогулки, скалолазание и каякинг.
Этот район также популярен среди фотографов и художников из-за его живописной красоты. Этот регион был важным источником вдохновения для поэтов-романтиков 18 и 19 веков, включая Уильяма Вордсворта и Сэмюэля Тейлора Кольриджа.
15. Виноградники Лаво (Швейцария)
Тип: Органически развитый ландшафт
Виноградники Лаво являются ценным объектом культурного наследия в Швейцарии, известным своими потрясающими видами и уникальными террасными виноградниками.
Виноградники расположены на склонах Женевского озера и датируются 11 веком. Первоначально они были посажены монахами как способ производства вин для религиозных церемоний.
Сегодня виноградники Лаво являются популярным туристическим направлением и производят одни из лучших вин Швейцарии.
Террасированные виноградники – это зрелище, а производимые здесь вина славятся своим качеством. Они предлагают уникальный взгляд на богатую историю и культуру Швейцарии, что делает их важной остановкой для любого путешественника в стране.
Заключение
Культурные ландшафты можно найти по всему миру, и они часто отражают местную культуру и ценности людей, которые там живут. Во многих случаях культурные ландшафты также являются важными историческими местами, дающими представление о том, как разные культуры жили и менялись с течением времени.
В результате для общества во всем мире важно защищать и сохранять культурные ландшафты, которые раскрывают важную информацию о культуре и традициях. Например, группы аборигенов запретили походы на Улуру, чтобы сохранить гигантскую скалу, которая имеет особое значение для культуры аборигенов.
Крис Дрю (доктор философии)
Веб-сайт | + сообщения
Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают консенсус экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор