- Культурный ландшафт – это… Что такое Культурный ландшафт?
- Культурный ландшафт — Википедия. Что такое Культурный ландшафт
- Ландшафт культурный – это… Что такое Ландшафт культурный?
- КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ – это… Что такое КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ?
- Культурный ландшафт – это… Что такое Культурный ландшафт?
- Культурный ландшафт: определение, отличие от природного и антропогенного, виды
- Культурный ландшафт — Википедия
Культурный ландшафт – это… Что такое Культурный ландшафт?
Культу́рный ландша́фт — земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.
Категория используется для характеризации географических зон, признанных в качестве всемирного наследия человечества.
Библиография
- Арманд Д. Л. Наука о ландшафте. — М.: Мысль, 1975.
- Берг Л. С. Предмет и задачи географии // Известия ИРГО. — 1915. — Т. 51. — № 9. — С. 463—475.
- Веденин Ю. А. Искусство как один из факторов формирования культурного ландшафта // Известия АН СССР. Сер. геогр. — 1988. — № 1.
- Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения // Известия АН СССР. Сер. геогр. — 1990. — № 1. — С. 3-17.
- Веденин Ю. А., Кулешова М. Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Изв. РАН. Сер. геогр. — 2001. — № 1. — С. 7-14.
- Замятин Д. Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. — СПб.: Алетейя, 2003.
- Исаченко А. Г. «Окно в Европу»: история и ландшафты. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
- Исаченко А. Г. О двух трактовках понятия «культурный ландшафт» // Известия РГО. — 2003. — 135. — № 1. — С. 5-16.
- Каганский В. Л. Мир культурного ландшафта // Наука о культуре: итоги и перспективы. Вып. 3. — 1995. — С. 31-46.
- Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. — М.: Новое литературное обозрение, 2001.
- Каганский В. Л. Культурный ландшафт (2) (Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Отв. ред. И. И. Митин; сост. Д. Н. Замятин; авт. Белоусов С., Вахрушев В., Глушкова И. и др. — Вып. 5. — М.: Институт Наследия, 2008. — С. 243—246.
- Каганский В. Л. Культурный ландшафт: основные концепции в российской географии // Обсерватория культуры. — 2009. — № 1. — С. 62-70.
- Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. — М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.
- Калуцков В. Н., Красовская Т. М. Представления о культурном ландшафте: от профессионального до мировоззренческого // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 5. География. — 2000. — № 4. — С. 3-6.
- Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследований. — М. — Смоленск: Изд-во СГУ, 1998.
- Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования. Третий юбилейный выпуск трудов семинара «Культурный ландшафт» // Отв. ред. В. Н. Калуцков, Т. М. Красовская. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
- Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
- Лаврёнова О. А. Пространства и смыслы: Семантика культурного ландшафта. — М.: Институт Наследия, 2010. — 330 с.
- Мильков Ф. Н. Словарь-справочник по физической географии. — М.: Географгиз, 1960.
- Подорога В. А. Метафизика ландшафта. — М.: Наука, 1993.
- Родоман Б. Б. Культурный ландшафт (1) (Материалы к словарю гуманитарной географии) // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Сост., отв. ред. Д. Н. Замятин; авт. Абдулова И., Амоголонова Д., Герасименко Т. и др. — Вып. 4. — М.: Институт Наследия, 2007. — С. 306—307.
- Саушкин Ю. Г. Культурный ландшафт // Вопросы географии. Сб. 1. — М.: ОГИЗ, 1946. — С. 97-106.
- Сухова Н. Г. Развитие представлений о природном территориальном комплексе в русской географии. — Л.: Наука, 1981.
- Топоров В. Н. Аптекарский остров как городское урочище (общий взгляд) // Ноосфера и художественное творчество. — М.: Наука, 1991. — С. 200—280.
- Туровский Р. Ф. Культурный ландшафт (3) (Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Отв. ред. И. И. Митин; сост. Д. Н. Замятин; авт. Белоусов С., Вахрушев В., Глушкова И. и др. — Вып. 5. — М.: Институт Наследия, 2008. — С. 247—249.
- Fowler P. J. World Heritage Cultural Landscapes 1992—2002 // World Heritage Papers 6. UNESCO World Heritage Center, 2003.
- Sauer K. Morphology of Landscape // University of California. — Publications in Geography. — 1925. — Vol. II. — № 2. — P. 19-53.
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
Культурный ландшафт — Википедия. Что такое Культурный ландшафт
Культу́рный ландша́фт — земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.
Категория используется для характеризации географических зон, признанных в качестве всемирного наследия человечества.
Происхождение и эволюция понятия
Автором термина «культурный ландшафт» является немецкий географ Отто Шлютер, который понимал его как материальное единство природных и культурных объектов, доступных восприятию человека. Ключевую роль в генезисе культурного ландшафта Шлютер отводил человеку.[1]
Существенный вклад в развитие концепции культурного ландшафта внес американский физический географ Карл Зауэр, который в книге «Морфология ландшафта» The Morphology of Landscape определяет культурный ландшафт, как пространственное отражение накопленной эволюции культур в определенной местности, своеобразную проекцию культур на природный ландшафт.
«Культура — агент (действующее начало), природный ареал — посредник, культурный ландшафт — результат»[2]
В центре внимания по Зауэру, должны находиться «слепки» образов жизни, оставленные человеком в ландшафте. При этом культура трактуется как целостность человеческого опыта. Культура — основная сила, формирующая рукотворный облик земной поверхности. [3] По мнению российского географа В. Л. Каганского в работах Зауэра чрезвычайно важным было то, что на сходной природной основе разные этнические группы ведут себя совершенно по разному, применяют разные технологии воздействия на среду, избирают разные угодья, что ведет к формированию разных культурных ландшафтов на единой природной основе.[4]
Что касается российской научной школы, то основополагающие идеи, приведшие впоследствии к формированию отечественной концепции культурного ландшафта, были высказаны еще Александром фон Гумбольдтом.[5] В дальнейшем теоретическая основа её была сформулирована в трудах известных отечественных ученых: В. В. Докучаева, Л. С. Берга, А. И. Воейкова, С. С. Неуструева, В. П. Семенова-Тян-Шанского, В. И. Вернадского, Б. Б. Родомана.
Основные подходы к изучению (российская школа)
Характер взаимодействия и взаимовлияния культуры и природы — ключевой момент в определении сущности культурного ландшафта. В современных исследованиях культурного ландшафта этот вопрос решается по-разному. Г. А. Исаченко выделяет три основных подхода: информационно-аксиологический, этнокультурный, феноменологический.
Информационно-аксиологический подход
В отечественной науке информационно-аксиологический подход развивается учёными Института наследия Ю. А. Ведениным, М. Е. Кулешовой. Этот подход предполагает понимание культурного ландшафта как ландшафта, в формировании которого значительную роль играют передаваемые в виде информации от поколения к поколению духовные и интеллектуальные ценности, которые в свою очередь испытывают на себе влияние материальных компонентов ландшафта.[7]
В основе разработки концепции «культурного ландшафта» представителями информационно-аксиологического подхода лежит «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» и «Руководящие указания ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии» (1992 год), согласно которым культурный ландшафт является объектом историко-культурного наследия. [8]
Этнокультурный подход
В рамках данного подхода культурный ландшафт является объектом изучения этнокультурного ландшафтоведения, научного направления, возникшего на стыке ландшафтоведения и этнологии, топонимики, а также других естественных и гуманитарных наук, тесно связанного с антропогеографией.[9]
Основываясь на работах В. П. Семенова-Тян-Шанского, Л. С. Берга и др., этнолого-географический подход формирует представление о ландшафте как о сложном природно-культурном комплексе, базовыми понятиями которого служат «природный ландшафт» и «этнос (сообщество)».[10]
Феноменологический подход
По мнению основоположника этого подхода, Владимира Каганского, «культурный ландшафт — это земное пространство, жизненная среда достаточно большой (самосохраняющейся) группы людей, если это пространство одновременно цельно и дифференцировано, освоено утилитарно, семантически и символически».
Влияние идеи
Подходы Шлютера и Зауэра к понятию «культурный ландшафт» определяли развитие этого направления в географии западных академических кругов на протяжении всего XX века. Но они не потеряли своей актуальности и сегодня. Например, Каганский В. Л. увязывает возникновение новых культурных ландшафтов с все возрастающей активностью меньшинств. Он полагает, что за подходом [Зауэра] потенциально немалое будущее — коль скоро будущее за меньшинствами, если идентификация последних идет по этническому типу; вопрос только в том, будут ли программисты, дизайнеры, ретейлеры образовывать эндогамные сообщества (атрибут этнических групп), селиться компактно и формировать собственные хотя бы микроландшафты. [4]
Существует также версия о том, что в будущем культурные ландшафты должны покрыть Землю целиком, разрываемые лишь сетью заповедных территорий, выступающих в качестве экологического каркаса.[6] И в данном случае концепция культурного ландшафта близка идее ноосферы — сферы разума, которая, по мнению В. И. Вернадского должна заменить биосферу, являясь естественным этапом её развития.[12]
В 1992 году Соглашение о Всемирном наследии принятое ЮНЕСКО, стало первым международным правовым инструментом, регулирующим защиту культурных ландшафтов.[13]
Критика
Одним из первых критиков морфологической концепции Зауэра о культурном ландшафте был американский географ, основоположник поведенческой географии Р. Хартшорн, который вообще исключил понятие ландшафта, обосновывая это необходимостью ухода от путаницы в понятиях в науке. Определение К. Зауэром ландшафта как суммы природных и культурных составляющих, по мнению Р. Хартшорна, не даёт целостного представления.
Как отмечал Дж. Голд, главный недостаток школы культурного ландшафта К. Зауэра заключается в недостаточно полном рассмотрении отношений человека к тем или иным ландшафтами символических значений, которыми наделяют ландшафт.[15]
Роль в массовой культуре
По мнению современного российского географа В. Л. Каганского, культурный ландшафт в российской массовой культуре совершенно бессвязен и фрагментарен, представлен отдельными разрозненными, бессвязными местами; большая часть поверхности суши буквально является ничем и культурно-семиотически не существует. Он полагает, что места заданы сугубо внешним образом (например, как точки обнаружения старых прялок, местожительство культурных героев, место действия художественных произведений и мифов).
Ландшафт (культурный ландшафт) в массовой культуре — это совокупность точек с небольшими и неясно очерченными окрестностями, притом это представление центрировано по месту постоянного или рекреационного пребывания.[16]
Каганский с одной стороны замечает, что представление о культурном ландшафте в массовой культуре часто поверхностно сакрализовано, то есть во время массовых экскурсий склонны воспринимать окружающую обстановку как нечто действительно «прекрасное». В качестве примеров он приводит сакрализацию «авторского» ландшафта, например, ландшафт Толстого, Достоевского, Чехова, Шишкина. С другой стороны, по мнению Каганского, массовой культурой игнорируются такие обобщенные изображения культурного ландшафта, как, например, в «Котловане» А.Платонова или «Сталкере» А.Тарковского, хотя именно они глубоко и адекватно представляют отечественный ландшафт.[16]
Библиография
- Арманд Д. Л. Наука о ландшафте. — М.: Мысль, 1975.
- Берг Л. С. Предмет и задачи географии // Известия ИРГО. — 1915. — Т. 51. — № 9. — С. 463—475.
- Веденин Ю. А. Искусство как один из факторов формирования культурного ландшафта // Известия АН СССР. Сер. геогр. — 1988. — № 1.
- Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения // Известия АН СССР. Сер. геогр. — 1990. — № 1. — С. 3-17.
- Веденин Ю. А., Кулешова М. Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Изв. РАН. Сер. геогр. — 2001. — № 1. — С. 7-14.
- Замятин Д. Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. — СПб.: Алетейя, 2003.
- Исаченко А. Г. «Окно в Европу»: история и ландшафты. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
- Исаченко А. Г. О двух трактовках понятия «культурный ландшафт» // Известия РГО. — 2003. — 135. — № 1. — С. 5-16.
- Каганский В. Л. Мир культурного ландшафта // Наука о культуре: итоги и перспективы. Вып. 3. — 1995. — С. 31-46.
- Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. — М.: Новое литературное обозрение, 2001.
- Каганский В. Л. Культурный ландшафт (2) (Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Отв. ред. И. И. Митин; сост. Д. Н. Замятин; авт. Белоусов С., Вахрушев В., Глушкова И. и др. — Вып. 5. — М.: Институт Наследия, 2008. — С. 243—246.
- Каганский В. Л. Культурный ландшафт: основные концепции в российской географии // Обсерватория культуры. — 2009. — № 1. — С. 62-70.
- Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. — М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.
- Калуцков В. Н., Красовская Т. М. Представления о культурном ландшафте: от профессионального до мировоззренческого // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 5. География. — 2000. — № 4. — С. 3-6.
- Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследований. — М. — Смоленск: Изд-во СГУ, 1998.
- Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования. Третий юбилейный выпуск трудов семинара «Культурный ландшафт» // Отв. ред. В. Н. Калуцков, Т. М. Красовская. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
- Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
- Лавренова О. А. Пространства и смыслы: Семантика культурного ландшафта. — М.: Институт Наследия, 2010. — 330 с.
- Мильков Ф. Н. Словарь-справочник по физической географии. — М.: Географгиз, 1960.
- Подорога В. А. Метафизика ландшафта. — М.: Наука, 1993.
- Родоман Б. Б. Культурный ландшафт (1) (Материалы к словарю гуманитарной географии) // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Сост., отв. ред. Д. Н. Замятин; авт. Абдулова И., Амоголонова Д., Герасименко Т. и др. — Вып. 4. — М.: Институт Наследия, 2007. — С. 306—307.
- Саушкин Ю. Г. Культурный ландшафт // Вопросы географии. Сб. 1. — М.: ОГИЗ, 1946. — С. 97-106.
- Сухова Н. Г. Развитие представлений о природном территориальном комплексе в русской географии. — Л.: Наука, 1981.
- Топоров В. Н. Аптекарский остров как городское урочище (общий взгляд) // Ноосфера и художественное творчество. — М.: Наука, 1991. — С. 200—280.
- Туровский Р. Ф. Культурный ландшафт (3) (Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Отв. ред. И. И. Митин; сост. Д. Н. Замятин; авт. Белоусов С., Вахрушев В., Глушкова И. и др. — Вып. 5. — М.: Институт Наследия, 2008. — С. 247—249.
- Fowler P. J. World Heritage Cultural Landscapes 1992—2002 // World Heritage Papers 6. UNESCO World Heritage Center, 2003.
- Sauer K. Morphology of Landscape // University of California. — Publications in Geography. — 1925. — Vol. II. — № 2. — P. 19-53.
См. также
Примечания
- ↑ Стрелецкий В. Н. Культурно-ландшафтные исследования в Германии: традиции и современность // Культурный ландшафт: теоретические и региональные исследования. // М.: Изд-во МГУ. — 2003. — С. 42.
- ↑ “Carl+Ortwin+Sauer”&hl=ru&sa=X&ei=JnkNT_SHOcOUOr3rqLYH&ved=0CDEQ6AEwAA#v=onepage&q&f=true Land and Life: A Selection from the Writings of Carl Ortwin Sauer – Carl Ortwin Sauer, John Leighly – Репринт наиболее значительных трудов.
- ↑ М. В. Рагулина. [file:///C:/Documents%20and%20Settings/User/Мои%20документы/576447844817561697.pdf Классическая концепция культурного ландшафта Карла Зауэра: история и современность] // Известия Иркутского государственного университета. — 2013. — Т. 6, № 1. — С. 177. Архивировано 12 августа 2013 года.
- ↑ 1 2 КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ГЕОГРАФИИ » ИНТЕЛРОС. www.intelros.ru. Проверено 15 октября 2015.
- ↑ Дирин Д.А. Влияние идей А. Гумбольдта на формирование и развитие географии культуры и концепции культурного ландшафта // Гумбольдтовские чтения: материалы международной науч-но-практической конференции. // Барнаул: Изд-во АлтГТУ. — 2005. — С. 16-25.
- ↑ 1 2 Дирин Д.А. [elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv2006_02_1/pdf/169dirin.pdf Теоретико-методологические вопросы концепции культурного ландшафта].
- ↑ Кулешова, М. Е. Культурные ландшафты: общие представления, понятия, подходы к оценке. Экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия.. — – М. : Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. — 2000. — С. 37 – 52..
- ↑ Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Париж, 17 октября по 21 ноября 1972 г..
- ↑ Калуцков В.Н. Этнокультурное ландшафтоведение // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 5. География. — 2006. — № 2. — С. 6 – 12.
- ↑ Калуцков В. Н. Исследования культурного ландшафта в России: методология, история вопроса, современная ситуация.
- ↑ Каганский, В. Л. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность. — 1997. — № 1. — С. 134 – 145.
- ↑ Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. — Рольф. — Москва, 2002. — 576 с.
- ↑ World Heritage Centre – Cultural Landscapes (англ.). whc.unesco.org. Проверено 12 октября 2015.
- ↑ [http://www.geogr.msu.ru/science/mdis/land/publ/kultlandscape4.pdf Культурные ландшафты России и устойчивое развитие Четвертый выпуск научных трудов семинара «Культурный ландшафт»]. — 2009. — С. 81.
- ↑ Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. — М. : Новый хронограф. — 2008. — 320 с.
- ↑ 1 2 КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ГЕОГРАФИИ » ИНТЕЛРОС. www.intelros.ru. Проверено 12 октября 2015.
Ссылки
wiki.sc
Ландшафт культурный – это… Что такое Ландшафт культурный?
- Ландшафт культурный
- географический ландшафт, измененный хозяйственной деятельностью человеческого общества и насыщенный результатами его труда. Примерами Л. к. могут служить оазисы на орошаемых землях в пустынях, распаханные степные равнины с лесными полосами, осушенные и возделанные польдеры и т. п. Между Л. к. и природным ландшафтом нет резкой грани: в Л. к. сохраняются геологическое строение, морфоструктурные черты рельефа, основные особенности естественного климата; Л. к. подчиняются воздействию важных географических закономерностей — зональности и азональности. Сознательное конструирование Л. к. основывается на познании связей как между компонентами ландшафта, так и между его морфологическими составными частями (урочищами, фациями), и предусматривает достижение максимального воспроизводства естественных (в первую очередь биологических) ресурсов, предотвращение неблагоприятных природных процессов, создание здоровой среды для жизни человека, рациональную организацию территории (научно обоснованное соотношение между охраняемыми элементами естественного ландшафта, с.-х. угодьями, жилыми массивами, промышленными предприятиями и т. д.). При стихийном воздействии человека на ландшафт нередко происходит резкое нарушение естественной структуры последнего и возникают нежелательные вторичные процессы (эрозия почв, развевание песков и др., а также загрязнение воздуха и природных вод). См. также Охрана природы.
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 486 — 99; Саушкин Ю. Г., Культурный ландшафт, в кн.: Вопросы географии, сб. 1, М., 1946; Покшишевский В. В., О некоторых задачах комплексных физико-географических исследований городов, там же, сб. 28, М., 1952; Исаченко А. Г., Основы ландшафтоведения и физико-географическое районирование, М., 1965.
А. Г. Исаченко.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
- Ландшафт географический
- Ландшафт отбора
Смотреть что такое “Ландшафт культурный” в других словарях:
ЛАНДШАФТ КУЛЬТУРНЫЙ — ландшафт, возникший в результате целенаправленного воздействия человека (поле, луг и т. д.) и постепенно поддерживаемый человеком. Ср. Ландшафт акультурный. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской… … Экологический словарь
Ландшафт географический — основная категория территориального деления географической оболочки, одно из фундаментальных понятий географии и объект изучения в ландшафтоведении. На протяжении 19 в. термин «ландшафт» в географии относился главным образом к… … Большая советская энциклопедия
Культурный ландшафт — природный ландшафт, измененный хозяйственной деятельностью человеческого общества и насыщенный результатами его труда (см. Ландшафт культурный) … Большая советская энциклопедия
Ландшафт (значения) — Ландшафт (нем. Landschaft, от Land земля и schaft суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость): Ландшафт рельеф и характер местности. Ландшафт то же, что и Пейзаж. Ландшафт теории струн существование в теории струн… … Википедия
ландшафт — а, м. 1) (геогр) Часть земной поверхности, для которой характерно определенное сочетание рельефа, климата, почв, растительности и животного мира. Равнинный ландшафт. Горный ландшафт. Берег залива произвел на Полякова унылое впечатление; он… … Популярный словарь русского языка
Культурный и ботанический ландшафт Рихтерсфельдского заповедника — Культурный и ботанический ландшафт Рихтерсфельдского заповедника* Richtersveld Cultural and Botanical Landscape** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия
Культурный ландшафт долины Виньялес — Культурный ландшафт долины Виньялес* Viñales Valley** Всемирное наследие ЮНЕСКО Долина Виньялес Страна … Википедия
Культурный ландшафт долины реки Орхон — … Википедия
ЛАНДШАФТ АНТРОПОГЕННЫЙ — значительно изменённый или искусственно созданный человеком на природной основе ландшафт. Термин часто используется как синоним агрикультурного и культурного ландшафтов. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция… … Экологический словарь
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ — англ. cultural landscape; нем. Kulturlandschaft. Природный ландшафт, преобразованный людьми в процессе их трудовой деятель ности. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Книги
- Городской культурный ландшафт. Традиции и современные тенденции развития, Т. А. Смолицкая, Т. О. Король, Е. И. Голубева. Культура, рефлексируя или практически преобразуя природный ландшафт, наделяет его образами, значениями, новыми свойствами, создает свои материализованные и виртуальные ландшафты с их… Подробнее Купить за 925 руб
- Городской культурный ландшафт. Традиции и современные тенденции развития, Смолицкая Т.А.. Культура, рефлексируя или практически преобразуя природный ландшафт, наделяет его образами, значениями, новыми свойствами, создает свои материализованные и виртуальные ландшафты с их… Подробнее Купить за 852 руб
- Городской культурный ландшафт. Традиции и современные тенденции развития, Смолицкая Т.А.. Культура, рефлексируя или практически преобразуя природный ландшафт, наделяет его образами, значениями, новыми свойствами, создает свои материализованные и виртуальные ландшафты с их… Подробнее Купить за 697 грн (только Украина)
dic.academic.ru
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ – это… Что такое КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ?
- КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ
-
– англ. cultural landscape; нем. Kulturlandschaft. Природный ландшафт, преобразованный людьми в процессе их трудовой деятель ности.
Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009
- КУЛЬТУРНЫЙ КОНТАКТ
- КУЛЬТУРНЫЙ МОНИЗМ
Смотреть что такое “КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ” в других словарях:
культурный ландшафт — Географический ландшафт, целесообразно измененный хозяйственной деятельностью, например, оазис на орошаемых землях в пустыне … Словарь по географии
Культурный ландшафт — Культурный ландшафт земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных… … Википедия
культурный ландшафт — kultūrinis kraštovaizdis statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Žmogaus veiklos sukurtas ir jo sambūvį su aplinka atspindintis kraštovaizdis. atitikmenys: angl. cultured landscape vok. Kulturlandschaft, f rus. культурный ландшафт,… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas
Культурный ландшафт — природный ландшафт, измененный хозяйственной деятельностью человеческого общества и насыщенный результатами его труда (см. Ландшафт культурный) … Большая советская энциклопедия
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ — англ. cultural landscape; нем. Kulturlandschaft. Природный ландшафт, преобразованный людьми в процессе их трудовой деятель ности … Толковый словарь по социологии
Культурный ландшафт долины Виньялес — Культурный ландшафт долины Виньялес* Viñales Valley** Всемирное наследие ЮНЕСКО Долина Виньялес Страна … Википедия
Культурный ландшафт долины реки Орхон — … Википедия
БОКАЖ (культурный ландшафт) — БОКАЖ (франц. bocage роща), культурный ландшафт чередование небольших полей и лугов с лесными и кустарниковыми полосами (главным образом во Франции) … Энциклопедический словарь
Культурный и ботанический ландшафт Рихтерсфельдского заповедника — Культурный и ботанический ландшафт Рихтерсфельдского заповедника* Richtersveld Cultural and Botanical Landscape** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия
ЛАНДШАФТ АНТРОПОГЕННЫЙ — значительно изменённый или искусственно созданный человеком на природной основе ландшафт. Термин часто используется как синоним агрикультурного и культурного ландшафтов. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция… … Экологический словарь
Книги
- Городской культурный ландшафт. Традиции и современные тенденции развития, Т. А. Смолицкая, Т. О. Король, Е. И. Голубева. Культура, рефлексируя или практически преобразуя природный ландшафт, наделяет его образами, значениями, новыми свойствами, создает свои материализованные и виртуальные ландшафты с их… Подробнее Купить за 925 руб
- Городской культурный ландшафт. Традиции и современные тенденции развития, Смолицкая Т.А.. Культура, рефлексируя или практически преобразуя природный ландшафт, наделяет его образами, значениями, новыми свойствами, создает свои материализованные и виртуальные ландшафты с их… Подробнее Купить за 852 руб
- Городской культурный ландшафт. Традиции и современные тенденции развития, Смолицкая Т.А.. Культура, рефлексируя или практически преобразуя природный ландшафт, наделяет его образами, значениями, новыми свойствами, создает свои материализованные и виртуальные ландшафты с их… Подробнее Купить за 697 грн (только Украина)
dic.academic.ru
Культурный ландшафт – это… Что такое Культурный ландшафт?
- Культурный ландшафт
- природный ландшафт, измененный хозяйственной деятельностью человеческого общества и насыщенный результатами его труда (см. Ландшафт культурный).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
- Культурные пастбища
- Культурный слой
Смотреть что такое “Культурный ландшафт” в других словарях:
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ — англ. cultural landscape; нем. Kulturlandschaft. Природный ландшафт, преобразованный людьми в процессе их трудовой деятель ности. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
культурный ландшафт — Географический ландшафт, целесообразно измененный хозяйственной деятельностью, например, оазис на орошаемых землях в пустыне … Словарь по географии
Культурный ландшафт — Культурный ландшафт земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных… … Википедия
культурный ландшафт — kultūrinis kraštovaizdis statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Žmogaus veiklos sukurtas ir jo sambūvį su aplinka atspindintis kraštovaizdis. atitikmenys: angl. cultured landscape vok. Kulturlandschaft, f rus. культурный ландшафт,… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ — англ. cultural landscape; нем. Kulturlandschaft. Природный ландшафт, преобразованный людьми в процессе их трудовой деятель ности … Толковый словарь по социологии
Культурный ландшафт долины Виньялес — Культурный ландшафт долины Виньялес* Viñales Valley** Всемирное наследие ЮНЕСКО Долина Виньялес Страна … Википедия
Культурный ландшафт долины реки Орхон — … Википедия
БОКАЖ (культурный ландшафт) — БОКАЖ (франц. bocage роща), культурный ландшафт чередование небольших полей и лугов с лесными и кустарниковыми полосами (главным образом во Франции) … Энциклопедический словарь
Культурный и ботанический ландшафт Рихтерсфельдского заповедника — Культурный и ботанический ландшафт Рихтерсфельдского заповедника* Richtersveld Cultural and Botanical Landscape** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия
ЛАНДШАФТ АНТРОПОГЕННЫЙ — значительно изменённый или искусственно созданный человеком на природной основе ландшафт. Термин часто используется как синоним агрикультурного и культурного ландшафтов. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция… … Экологический словарь
Книги
- Городской культурный ландшафт. Традиции и современные тенденции развития, Т. А. Смолицкая, Т. О. Король, Е. И. Голубева. Культура, рефлексируя или практически преобразуя природный ландшафт, наделяет его образами, значениями, новыми свойствами, создает свои материализованные и виртуальные ландшафты с их… Подробнее Купить за 925 руб
- Городской культурный ландшафт. Традиции и современные тенденции развития, Смолицкая Т.А.. Культура, рефлексируя или практически преобразуя природный ландшафт, наделяет его образами, значениями, новыми свойствами, создает свои материализованные и виртуальные ландшафты с их… Подробнее Купить за 852 руб
- Городской культурный ландшафт. Традиции и современные тенденции развития, Смолицкая Т.А.. Культура, рефлексируя или практически преобразуя природный ландшафт, наделяет его образами, значениями, новыми свойствами, создает свои материализованные и виртуальные ландшафты с их… Подробнее Купить за 697 грн (только Украина)
dic.academic.ru
Культурный ландшафт: определение, отличие от природного и антропогенного, виды
Первозданный вид природы, живописный рельеф местности всегда притягивают к себе взгляды, рождают в душе романтические чувства, зовут в дорогу и путешествия. Но есть места, где в силу сложившихся обстоятельств человек был вынужден приложить усилия для его изменения. Если это делается целенаправленно, с учетом всех особенностей, оценивая возможные последствия для окружающей среды с целью избежания негативных проявлений, то постепенно природный ландшафт превращается в культурный.
Что такое ландшафт
Своему происхождению это слово обязано одному германскому монаху-христианину, который, переводя богословскую книгу в IX веке, применил термин для выражения из первоисточника земля обетованная. Позднее его стали употреблять в административно-территориальной деятельности, в XVI—XVII веках — в изобразительном искусстве (ландшафтная (пейзажная) живопись), а затем в географии и картографии. В русском языке синонимами этого понятия являются следующие слова и словосочетания: окрестности, вид местности, пейзаж.
Под ландшафтом понимается территория, находящаяся в едином объемном пространстве, содержащая в себе всю совокупность находящихся на ней природных и антропогенных объектов.
Из определения следует, что существует некое множество различных видов ландшафта в зависимости от пропорционального отношения содержащихся в них составляющих.
Виды
Изначально на Земле существовал только природный ландшафт. В каждом географическом поясе и на разных широтах он индивидуален и взаимосвязан с окружающей его средой. Таким образом, вся поверхность земного шара составляет единую экосистему. По мере заселения человечеством новых земель, ведением добычи природных ресурсов и другой хозяйственной деятельности на планете сначала локально, а позднее и более глобально ландшафт стал изменяться. На месте единого вида стали появляться новые его модификации.
Выделяют три основных вида ландшафта:
- природный,
- природно-антропогенный,
- культурный.
Природный
Любая территория на земном шаре, где сохраняется живая природа в первозданном, диком виде, относится к природному ландшафту. Количество таких островков на территории России гораздо больше, чем в Западной Европе. Но и в нашей стране с каждым годом их становится все меньше. Исключения составляют национальные парки, заповедники, заказники и другие природоохранные зоны.
Природно—антропогенный
Ландшафт, возникший в результате деятельности человека на его природном основании.
Различают три основных подвида:
- Слабоизмененный. Жизнедеятельность человека на ограниченной территории внесла ряд изменений в окружающую среду, местность. При этом главные природные компоненты были сохранены, и не нарушилась их взаимосвязь с экосистемой.
- Среднеизмененный. При проведении каких-либо работ на определенной территории и под воздействием других видов жизнедеятельности человека возникли новые формирования, что повлекло к нарушению некоторых природных систем, структуры и их взаимосвязей.
- Сильноизмененный. Привнесенные искусственные изменения существенно повлияли на базовую экосистему местности вплоть до необратимых последствий (Чернобыль, Аральское море и другие экологические катастрофы).
Культурный ландшафт
Он получил свое названия благодаря высокому уровню требований к территории, которой присваивается данная категория.
Основные принципы создания культурного ландшафта в процессе освоения человеком конкретно взятой местности:
- не происходит нарушения базовых связей и скелетной структуры ландшафта,
- изменение других связей происходит осмысленно и целенаправленно для сохранения или улучшения и оздоровления существующей системы в целом,
- предусматривается воспроизводство затрачиваемых и расходуемых природных ресурсов,
- учитывается эстетическая составляющая, призванная к гармоничному симбиозу географического ландшафта с творениями рук человека,
- обеспечивается природоохранная деятельность на данной территории.
Типичными представителями культурного вида местности являются музейно-парковые комплексы, ботанические и зоологические сады, прибрежные зоны отдыха.
Виды культурного ландшафта и примеры
Их различают по географической, биологической, социально-экономической разновидностям и по времени создания (древние и современные).
Лесные
В первую очередь к ним относятся посадки на новых территориях и восстановление некогда исчезнувших лесных массивов. При их освоении учитываются все требования, предъявляемые к созданию культурного пространства.
Примеры:
- восстановление тропических лесов в Сальвадоре,
- посадки новых лесов в Китае (с 1972 года высажено более 47 млн га леса).
В СССР это государственная защитная лесополоса Белая Калитва (Каменск — Шахтинский — Пенза) протяженностью более 700 км, где было посажено 2 280 тысяч га исчезающих растений. Эффект воздействия по влиянию на урожайность близлежащих сельхозугодий составил по зерновым культурам прирост на 25—30 %, по овощным — на 50—75 % и по травам — на 100—200 %.
Водный
Один из первых экологических видов ресурсопользования из освоенных человечеством. Первые ирригационные и мелиоративные сооружения находят при раскопках самых древних цивилизаций. Его компонентами являются водохранилища, искусственные озера и пруды, судоходные каналы и системы орошения.
Примеры:
- Суэцкий канал,
- Асуанское водохранилище,
- Волго—Донской канал.
Аграрный (сельскохозяйственный)
При реализации проектов по возделыванию сельхозпродукции, исходя из требований культурного ландшафтоведения, на первое место выходят вопросы сохранения или улучшения существующей экосистемы в конкретной местности и ее регионе.
Примеры:
- террасовые склоны в Молдове, на Кавказе, Филиппинах,
- польдеры (осушенная морская территория) в Бельгии, Франции, Голландии.
Культурно—исторический
К этому виду относятся разумно возведенные объекты (до XX века), которые органично вписаны в общий ансамбль природой местности, при этом все основные взаимосвязи не нарушились, а в определенных случаях были восстановлены утраченные ранее. Многие из этих территорий являются объектами культурного наследия.
Примеры:
- знаменитые архитектурно-парковые ансамбли (Петергоф, Версаль и другие),
- Московский, Казанский, Тульский Кремли,
- монастырские комплексы (Псково-Печерский монастырь, Афон, Валаам, Лхасса и т.п.).
Реликтовый
Возник на месте проживания давно исчезнувших, некогда высокоразвитых цивилизаций. Они жили в тесной взаимосвязи с природой и в зависимости от ее явлений, что повлияло на уникальный подход при возведении своих культовых и жилых объектов. Они изначально были гармонично вписаны в рельеф и биосистему местности. Со временем воздействие природы накладывает свой отпечаток на оставленные руины, не умоляя при этом величие и фундаментальность осмысленности действий строителей.
Примеры:
- древние поселения инков, майя и ацтеков в Южной Америке,
- Тихоокеанская Венеция,
- остатки Древнегреческих поселений.
Из семи чудес света до наших дней дошли только Египетские пирамиды.
Из всех же семи наиболее отвечающими требованиям культурного дизайна были Висячие Сады Семирамиды. В их архитектурном сооружении на нескольких уровнях размещались террасы и помещения различного назначения, с большим количеством зеленых зон со всевозможными растениями: от цветов и трав до кустарников, деревьев и лиан. Весь комплекс хорошо проветривался благодаря открытым фасадам и высоким потолкам, имел автономную систему водоснабжения и орошения.
Урбанистический (городской)
Он является одновременно и старым, и самым молодым видом. Его молодость обусловлена переосмыслением человечеством глобальных последствий антропогенного воздействия на ландшафтные территории планеты. В древности возводимые поселения из-за необходимости подстраиваться под природные особенности местности органично вписывались в ландшафт, не причиняя ему вреда. При этом поддержание природной экосистемы считалось и нормой, и необходимостью.
С началом активного развития индустрии подходы к бережному отношению к природе стали резко меняться, приводя к дисбалансу между сохранением естественных природных систем и возникшей необходимостью масштабной застройки новых географических территорий.
Поэтому на сегодняшний день формируется новый подход к решению этих проблем, который обязывает современных архитекторов, проектировщиков и застройщиков соблюдать сохранность природных зон и пейзажей при возведении новых жилых районов, городов и населенных пунктов.
Примеры:
- Национальный сад камелий в Сиднее,
- деревня Гальштадт,
- город Клагенфурт (Австрия).
В последнее время в России появился ряд коттеджных поселков, спроектированных с учетом всех требований к культурной застройке и с полной инфраструктурой (свои парковые зоны, сеть циркулирующих водоемов, места для культурного отдыха, церкви, пункты бытового обслуживания жителей и т. д.)
Как формируется культурный ландшафт
Настоящий окультуренный ландшафт сравнивается специалистами с произведением искусства. В его структуре гармонично переплетаются природные формы с созданной человеком инфраструктурой. Застройки чередуются с лесными и водными объектами, существуя одновременно, самодостаточно и взаимосвязано, дополняя или грамотно оттеняя друг друга.
Для достижения гармонии проектируемого пространства специалистам по ландшафтному планированию предъявляются определенные требования. В архитектуре это выражается стремлением к золотому сечению, золотой середине.
В современных методических пояснениях это описывается, как:
- преобразование непригодных территорий под нужды местного промышленного или жилищного комплекса (ирригация, мелиорация и другие инженерные мероприятия),
- проведение планирования технологий производств, используемого ими сырья и защитных мероприятий на новых и уже существующих предприятиях, с учетом освоения близлежащей местности на основе культурного подхода,
- проведение преобразований, направленных на устойчивость культурных систем к антропогенным воздействиям,
- проведение комплекса компенсационных мероприятий,
- повышение эстетической привлекательности вновь создаваемой или реконструируемой системы.
В основу формирования положен общий унифицированный принцип. Он выражается в соблюдении трех составляющих при проектировании и реализации проектов культурного пейзажа местности.
Требования к объектам:
- должны быть экономически самодостаточными (хозяйственно эффективными),
- экологически благоприятными,
- иметь высокое эстетическое дизайнерское решение.
Изучение
За несколько веков активного расселения народов, географических открытий, развития индустрии сформировалась база для множества разрозненных научных дисциплин о земле. Со временем изучение ландшафта и влияния на него различных факторов сформировалось в стройную систему знаний по этому направлению.
Самостоятельная научная дисциплина носит название ландшафтоведение.
Углубленному научному изучению ландшафтов стали уделять внимание только в последние десятилетия (приблизительно со второй половины 1970-х). Культурный ландшафт рассматривается как разновидность природно-антропогенного, так как в его формировании значительное участие принимает человек.
Методы изучения ландшафта:
- Историко-археологический. Он основан на сборе исторических и социальных фактов. Проводятся раскопки, берутся пробы разных слоев, проводятся опросы населения и изучаются исторические материалы из различных источников.
- Историко-генетический. Каждый частный ландшафт находится в тесной связи с прилегающими природными комплексами и рукотворными объектами, он является частью какой-либо единой парагенетической системы. Например: возделанное поле — полезащитная полоса — степь, водохранилище — береговая полоса, курортный санаторий — пляж — море.
- Сравнительный (с естественными аналогами). Например: искусственные лесопосадки — лес, оросительный канал — ручей, искусственный пруд — болото.
- Естественный. Литературно-картографический, экспедиционный и экспериментально-стационарный , геофизический, биофизический и геохимический.
Одним из первых ученых в России, кто проделал колоссальную работу для становления ландшафтоведения и его практического применения является В. В. Докучаев (1846—1903). К числу его несомненных заслуг относится создание первого в России культурного сельскохозяйственного ландшафта (Каменная степь). Им также впервые было применено масштабное ландшафтное проектирование.
Позднее, его выдающийся коллега, русский ботаник, почвовед, географ, палеоботаник, основатель Батумского ботанического сада А. Н. Краснов (1862—1915) был командирован Министерством двора в экспедицию в центральную Индию, на Цейлон, в Японию и Китай для изучения на месте культуры чая с целью разведения этого растения на плантациях в Батумской области. Это задание им было с честью выполнено.
Достижения А. Н. Краснова:
- описание основных ландшафтов земного шара,
- районирование по типам растительности, придерживаясь зонально-географического принципа,
- выделение десяти зон и пяти ландшафтных областей, в каждом из выделенных районов представлена комплексная характеристика влияния природы на растительность,
- была определена характеристика ландшафтов, начиная с процесса выветривания и почвообразования, через рельеф и климат и вплоть до растительного и животного мира и культурных ландшафтов (эта схема стала повсеместно рабочей во второй половине XX века).
Значение
В России, а ранее в Советском Союзе, наибольшее практическое применение наблюдалось в картографии (для описания географического ландшафта) и в народном хозяйстве. В чистом виде возведение объектов и комплексов народно-хозяйственного назначения, отвечающих требованиям культурного строительства, происходило точечно и фрагментарно.
На Руси всегда существовал уникальный опыт возведения православных монастырей. До XX в. их устроение, структура полностью соответствуют теории культурного землепользования и строительства. Гармоничное вписывание всех объектов в окрестности, учитывая их рельефные и природные особенности, а также собственные нужды насельников, позволяли создавать шедевры ландшафтного зодчества.
Например:
- Троице-Сергиева Лавра,
- Санаксарский монастырь,
- Болдинский монастырь,
- Валаам.
В сельском и народном хозяйстве уникален опыт 1930-х годов, когда на Поволжье была создана большая система ирригации и орошения, что позволило решить там глобальную проблему урожайности зерновых, которая ранее приводила к периодическим голодным годам с массовой смертностью людей.
Человечество пришло к тому, что любое отклонение от требований к культурному проектированию новых объектов жизнедеятельности ведет к нарушению экосистемы местности. В связи с этим культурный ландшафт рассматривается как идеальный вариант освоения пространства.
«Если освоение новых застроек (и жилых, и производственных) не станет культурным повсеместно, массово, то тенденция разрушения внутренних связей глобальной экосистемы станет необратимой».
Из выступления на конференции экологов (Москва, 2017 год)
В среде современных специалистов-ландшафтоведов существуют несколько точек зрения об очередности и значимости отдельных критериев ландшафтного строительства. Но в необходимости соблюдения основных норм и требований, предъявляемых к освоению ландшафтов на основе принципов культурности — они единогласны.
Положительные результаты культурного землепользования:
- Сохранение чистоты экологии на осваиваемой территории. Это первейшее условие всех культурных проектов.
- При возведении жилых комплексов (поселка, микрорайона) создаваемая инфраструктура несет в себе полный цикл жизнеобеспечения населения. В него входят, кроме жилых построек, поликлиники, детские сады и школы, дома бытового обслуживания и магазины, детские спортивные площадки и спорткомплексы для профессионального занятия спортом, церкви с воскресными школами и другие необходимые объекты.
- Для индивидуальной застройки максимально внедряется проектирование и строительство эко-домов (использование при их возведении экологически чистых материалов и альтернативных источников питания).
- Оздоровление пространств, загрязненных в результате антропогенной деятельности ранее. Предусматривается проведения ряда очистительных и компенсационных мероприятий.
- Возрождение территорий после тяжелых техногенных катастроф.
- Работы по озеленению жилых и промышленных пространств.
- Возрождение лесов и других природных территорий, уничтоженных в результате хозяйственной деятельности и стихийных бедствий.
- Создание систем водоснабжения и орошения сельхозугодий в районах с жарким и сухим климатом.
Видео
Доходчивая и познавательная лекция специалиста-ландшафтоведа представлена в видео.
tvercult.ru
Культурный ландшафт — Википедия
Культу́рный ландша́фт — земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.
Категория используется для характеризации географических зон, признанных в качестве всемирного наследия человечества.
Происхождение и эволюция понятия
Автором термина «культурный ландшафт» является немецкий географ Отто Шлютер, который понимал его как материальное единство природных и культурных объектов, доступных восприятию человека. Ключевую роль в генезисе культурного ландшафта Шлютер отводил человеку.[1]
Существенный вклад в развитие концепции культурного ландшафта внес американский физический географ Карл Зауэр, который в книге «Морфология ландшафта» The Morphology of Landscape определяет культурный ландшафт, как пространственное отражение накопленной эволюции культур в определенной местности, своеобразную проекцию культур на природный ландшафт.
«Культура — агент (действующее начало), природный ареал — посредник, культурный ландшафт — результат»[2]
В центре внимания по Зауэру, должны находиться «слепки» образов жизни, оставленные человеком в ландшафте. При этом культура трактуется как целостность человеческого опыта. Культура — основная сила, формирующая рукотворный облик земной поверхности.[3] По мнению российского географа В. Л. Каганского в работах Зауэра чрезвычайно важным было то, что на сходной природной основе разные этнические группы ведут себя совершенно по разному, применяют разные технологии воздействия на среду, избирают разные угодья, что ведет к формированию разных культурных ландшафтов на единой природной основе.[4]
Что касается российской научной школы, то основополагающие идеи, приведшие впоследствии к формированию отечественной концепции культурного ландшафта, были высказаны еще Александром фон Гумбольдтом.[5] В дальнейшем теоретическая основа её была сформулирована в трудах известных отечественных ученых: В. В. Докучаева, Л. С. Берга, А. И. Воейкова, С. С. Неуструева, В. П. Семенова-Тян-Шанского, В. И. Вернадского, Б. Б. Родомана.[6]
Основные подходы к изучению (российская школа)
Характер взаимодействия и взаимовлияния культуры и природы — ключевой момент в определении сущности культурного ландшафта. В современных исследованиях культурного ландшафта этот вопрос решается по-разному. Г. А. Исаченко выделяет три основных подхода: информационно-аксиологический, этнокультурный, феноменологический.
Информационно-аксиологический подход
В отечественной науке информационно-аксиологический подход развивается учёными Института наследия Ю. А. Ведениным, М. Е. Кулешовой. Этот подход предполагает понимание культурного ландшафта как ландшафта, в формировании которого значительную роль играют передаваемые в виде информации от поколения к поколению духовные и интеллектуальные ценности, которые в свою очередь испытывают на себе влияние материальных компонентов ландшафта.[7]
В основе разработки концепции «культурного ландшафта» представителями информационно-аксиологического подхода лежит «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» и «Руководящие указания ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии» (1992 год), согласно которым культурный ландшафт является объектом историко-культурного наследия.[8]
Этнокультурный подход
В рамках данного подхода культурный ландшафт является объектом изучения этнокультурного ландшафтоведения, научного направления, возникшего на стыке ландшафтоведения и этнологии, топонимики, а также других естественных и гуманитарных наук, тесно связанного с антропогеографией.[9]
Основываясь на работах В. П. Семенова-Тян-Шанского, Л. С. Берга и др., этнолого-географический подход формирует представление о ландшафте как о сложном природно-культурном комплексе, базовыми понятиями которого служат «природный ландшафт» и «этнос (сообщество)».[10]
Феноменологический подход
По мнению основоположника этого подхода, Владимира Каганского, «культурный ландшафт — это земное пространство, жизненная среда достаточно большой (самосохраняющейся) группы людей, если это пространство одновременно цельно и дифференцировано, освоено утилитарно, семантически и символически».[11] Таким образом, культурный ландшафт предстает в качестве текста, структурно-семантического образования, наполненного знаками и знаковыми системами. Представителями данного подхода также выступают О. А. Лавренова и В. В. Абашев.
Влияние идеи
Подходы Шлютера и Зауэра к понятию «культурный ландшафт» определяли развитие этого направления в географии западных академических кругов на протяжении всего XX века. Но они не потеряли своей актуальности и сегодня. Например, Каганский В. Л. увязывает возникновение новых культурных ландшафтов с все возрастающей активностью меньшинств. Он полагает, что за подходом [Зауэра] потенциально немалое будущее — коль скоро будущее за меньшинствами, если идентификация последних идет по этническому типу; вопрос только в том, будут ли программисты, дизайнеры, ретейлеры образовывать эндогамные сообщества (атрибут этнических групп), селиться компактно и формировать собственные хотя бы микроландшафты.[4]
Существует также версия о том, что в будущем культурные ландшафты должны покрыть Землю целиком, разрываемые лишь сетью заповедных территорий, выступающих в качестве экологического каркаса.[6] И в данном случае концепция культурного ландшафта близка идее ноосферы — сферы разума, которая, по мнению В. И. Вернадского должна заменить биосферу, являясь естественным этапом её развития.[12]
В 1992 году Соглашение о Всемирном наследии принятое ЮНЕСКО, стало первым международным правовым инструментом, регулирующим защиту культурных ландшафтов.[13]
Критика
Одним из первых критиков морфологической концепции Зауэра о культурном ландшафте был американский географ, основоположник поведенческой географии Р. Хартшорн, который вообще исключил понятие ландшафта, обосновывая это необходимостью ухода от путаницы в понятиях в науке. Определение К. Зауэром ландшафта как суммы природных и культурных составляющих, по мнению Р. Хартшорна, не даёт целостного представления.[14]
Как отмечал Дж. Голд, главный недостаток школы культурного ландшафта К. Зауэра заключается в недостаточно полном рассмотрении отношений человека к тем или иным ландшафтами символических значений, которыми наделяют ландшафт.[15]
Роль в массовой культуре
По мнению современного российского географа В. Л. Каганского, культурный ландшафт в российской массовой культуре совершенно бессвязен и фрагментарен, представлен отдельными разрозненными, бессвязными местами; большая часть поверхности суши буквально является ничем и культурно-семиотически не существует. Он полагает, что места заданы сугубо внешним образом (например, как точки обнаружения старых прялок, местожительство культурных героев, место действия художественных произведений и мифов).
Ландшафт (культурный ландшафт) в массовой культуре — это совокупность точек с небольшими и неясно очерченными окрестностями, притом это представление центрировано по месту постоянного или рекреационного пребывания.[16]
Каганский с одной стороны замечает, что представление о культурном ландшафте в массовой культуре часто поверхностно сакрализовано, то есть во время массовых экскурсий склонны воспринимать окружающую обстановку как нечто действительно «прекрасное». В качестве примеров он приводит сакрализацию «авторского» ландшафта, например, ландшафт Толстого, Достоевского, Чехова, Шишкина. С другой стороны, по мнению Каганского, массовой культурой игнорируются такие обобщенные изображения культурного ландшафта, как, например, в «Котловане» А.Платонова или «Сталкере» А.Тарковского, хотя именно они глубоко и адекватно представляют отечественный ландшафт.[16]
Библиография
- Арманд Д. Л. Наука о ландшафте. — М.: Мысль, 1975.
- Берг Л. С. Предмет и задачи географии // Известия ИРГО. — 1915. — Т. 51. — № 9. — С. 463—475.
- Веденин Ю. А. Искусство как один из факторов формирования культурного ландшафта // Известия АН СССР. Сер. геогр. — 1988. — № 1.
- Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения // Известия АН СССР. Сер. геогр. — 1990. — № 1. — С. 3-17.
- Веденин Ю. А., Кулешова М. Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Изв. РАН. Сер. геогр. — 2001. — № 1. — С. 7-14.
- Замятин Д. Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. — СПб.: Алетейя, 2003.
- Исаченко А. Г. «Окно в Европу»: история и ландшафты. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
- Исаченко А. Г. О двух трактовках понятия «культурный ландшафт» // Известия РГО. — 2003. — 135. — № 1. — С. 5-16.
- Каганский В. Л. Мир культурного ландшафта // Наука о культуре: итоги и перспективы. Вып. 3. — 1995. — С. 31-46.
- Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. — М.: Новое литературное обозрение, 2001.
- Каганский В. Л. Культурный ландшафт (2) (Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Отв. ред. И. И. Митин; сост. Д. Н. Замятин; авт. Белоусов С., Вахрушев В., Глушкова И. и др. — Вып. 5. — М.: Институт Наследия, 2008. — С. 243—246.
- Каганский В. Л. Культурный ландшафт: основные концепции в российской географии // Обсерватория культуры. — 2009. — № 1. — С. 62-70.
- Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. — М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.
- Калуцков В. Н., Красовская Т. М. Представления о культурном ландшафте: от профессионального до мировоззренческого // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 5. География. — 2000. — № 4. — С. 3-6.
- Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследований. — М. — Смоленск: Изд-во СГУ, 1998.
- Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования. Третий юбилейный выпуск трудов семинара «Культурный ландшафт» // Отв. ред. В. Н. Калуцков, Т. М. Красовская. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
- Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
- Лавренова О. А. Пространства и смыслы: Семантика культурного ландшафта. — М.: Институт Наследия, 2010. — 330 с.
- Мильков Ф. Н. Словарь-справочник по физической географии. — М.: Географгиз, 1960.
- Подорога В. А. Метафизика ландшафта. — М.: Наука, 1993.
- Родоман Б. Б. Культурный ландшафт (1) (Материалы к словарю гуманитарной географии) // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Сост., отв. ред. Д. Н. Замятин; авт. Абдулова И., Амоголонова Д., Герасименко Т. и др. — Вып. 4. — М.: Институт Наследия, 2007. — С. 306—307.
- Саушкин Ю. Г. Культурный ландшафт // Вопросы географии. Сб. 1. — М.: ОГИЗ, 1946. — С. 97-106.
- Сухова Н. Г. Развитие представлений о природном территориальном комплексе в русской географии. — Л.: Наука, 1981.
- Топоров В. Н. Аптекарский остров как городское урочище (общий взгляд) // Ноосфера и художественное творчество. — М.: Наука, 1991. — С. 200—280.
- Туровский Р. Ф. Культурный ландшафт (3) (Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Отв. ред. И. И. Митин; сост. Д. Н. Замятин; авт. Белоусов С., Вахрушев В., Глушкова И. и др. — Вып. 5. — М.: Институт Наследия, 2008. — С. 247—249.
- Fowler P. J. World Heritage Cultural Landscapes 1992—2002 // World Heritage Papers 6. UNESCO World Heritage Center, 2003.
- Sauer K. Morphology of Landscape // University of California. — Publications in Geography. — 1925. — Vol. II. — № 2. — P. 19-53.
См. также
Примечания
- ↑ Стрелецкий В. Н. Культурно-ландшафтные исследования в Германии: традиции и современность // Культурный ландшафт: теоретические и региональные исследования. // М.: Изд-во МГУ. — 2003. — С. 42.
- ↑ “Carl+Ortwin+Sauer”&hl=ru&sa=X&ei=JnkNT_SHOcOUOr3rqLYH&ved=0CDEQ6AEwAA#v=onepage&q&f=true Land and Life: A Selection from the Writings of Carl Ortwin Sauer – Carl Ortwin Sauer, John Leighly – Репринт наиболее значительных трудов.
- ↑ М. В. Рагулина. [file:///C:/Documents%20and%20Settings/User/Мои%20документы/576447844817561697.pdf Классическая концепция культурного ландшафта Карла Зауэра: история и современность] // Известия Иркутского государственного университета. — 2013. — Т. 6, № 1. — С. 177. Архивировано 12 августа 2013 года.
- ↑ 1 2 КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ГЕОГРАФИИ » ИНТЕЛРОС. www.intelros.ru. Проверено 15 октября 2015.
- ↑ Дирин Д.А. Влияние идей А. Гумбольдта на формирование и развитие географии культуры и концепции культурного ландшафта // Гумбольдтовские чтения: материалы международной науч-но-практической конференции. // Барнаул: Изд-во АлтГТУ. — 2005. — С. 16-25.
- ↑ 1 2 Дирин Д.А. [elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv2006_02_1/pdf/169dirin.pdf Теоретико-методологические вопросы концепции культурного ландшафта].
- ↑ Кулешова, М. Е. Культурные ландшафты: общие представления, понятия, подходы к оценке. Экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия.. — – М. : Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. — 2000. — С. 37 – 52..
- ↑ Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Париж, 17 октября по 21 ноября 1972 г..
- ↑ Калуцков В.Н. Этнокультурное ландшафтоведение // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 5. География. — 2006. — № 2. — С. 6 – 12.
- ↑ Калуцков В. Н. Исследования культурного ландшафта в России: методология, история вопроса, современная ситуация.
- ↑ Каганский, В. Л. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность. — 1997. — № 1. — С. 134 – 145.
- ↑ Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. — Рольф. — Москва, 2002. — 576 с.
- ↑ World Heritage Centre – Cultural Landscapes (англ.). whc.unesco.org. Проверено 12 октября 2015.
- ↑ [http://www.geogr.msu.ru/science/mdis/land/publ/kultlandscape4.pdf Культурные ландшафты России и устойчивое развитие Четвертый выпуск научных трудов семинара «Культурный ландшафт»]. — 2009. — С. 81.
- ↑ Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. — М. : Новый хронограф. — 2008. — 320 с.
- ↑ 1 2 КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ГЕОГРАФИИ » ИНТЕЛРОС. www.intelros.ru. Проверено 12 октября 2015.
Ссылки
wikipedia.green