Что такое культурный ландшафт: Культурный ландшафт — урок. География, 6 класс.

Культурный ландшафт | это… Что такое Культурный ландшафт?

ТолкованиеПеревод

Культурный ландшафт

Культу́рный ландша́фт — земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.

Категория используется для характеризации географических зон, признанных в качестве всемирного наследия человечества.

Библиография

  • Арманд Д. Л. Наука о ландшафте. — М.: Мысль, 1975.
  • Берг Л. С. Предмет и задачи географии // Известия ИРГО. — 1915. — Т. 51. — № 9. — С. 463—475.
  • Веденин Ю. А. Искусство как один из факторов формирования культурного ландшафта // Известия АН СССР. Сер. геогр. — 1988. — № 1.
  • Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения // Известия АН СССР. Сер. геогр. — 1990. — № 1. — С. 3-17.
  • Веденин Ю. А., Кулешова М. Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Изв. РАН. Сер. геогр. — 2001. — № 1. — С. 7-14.
  • Замятин Д. Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. — СПб.: Алетейя, 2003.
  • Исаченко А. Г. «Окно в Европу»: история и ландшафты. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
  • Исаченко А. Г. О двух трактовках понятия «культурный ландшафт» // Известия РГО. — 2003. — 135. — № 1. — С. 5-16.
  • Каганский В. Л. Мир культурного ландшафта // Наука о культуре: итоги и перспективы. Вып. 3. — 1995. — С. 31-46.
  • Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. — М.: Новое литературное обозрение, 2001.
  • Каганский В. Л. Культурный ландшафт (2) (Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Отв.
    ред. И. И. Митин; сост. Д. Н. Замятин; авт. Белоусов С., Вахрушев В., Глушкова И. и др. — Вып. 5. — М.: Институт Наследия, 2008. — С. 243—246.
  • Каганский В. Л. Культурный ландшафт: основные концепции в российской географии // Обсерватория культуры. — 2009. — № 1. — С. 62-70.
  • Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. — М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.
  • Калуцков В. Н., Красовская Т. М. Представления о культурном ландшафте: от профессионального до мировоззренческого // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 5. География. — 2000. — № 4. — С. 3-6.
  • Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследований. — М. — Смоленск: Изд-во СГУ, 1998.
  • Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования. Третий юбилейный выпуск трудов семинара «Культурный ландшафт» // Отв. ред. В. Н. Калуцков, Т. М. Красовская. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
  • Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
  • Лаврёнова О. А. Пространства и смыслы: Семантика культурного ландшафта. — М.: Институт Наследия, 2010. — 330 с.
  • Мильков Ф. Н. Словарь-справочник по физической географии. — М.: Географгиз, 1960.
  • Подорога В. А. Метафизика ландшафта. — М.: Наука, 1993.
  • Родоман Б. Б. Культурный ландшафт (1) (Материалы к словарю гуманитарной географии) // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Сост., отв. ред. Д. Н. Замятин; авт. Абдулова И., Амоголонова Д., Герасименко Т. и др. — Вып. 4. — М.: Институт Наследия, 2007. — С. 306—307.
  • Саушкин Ю. Г. Культурный ландшафт // Вопросы географии. Сб. 1. — М.: ОГИЗ, 1946. — С. 97-106.
  • Сухова Н. Г. Развитие представлений о природном территориальном комплексе в русской географии. — Л.: Наука, 1981.
  • Топоров В. Н. Аптекарский остров как городское урочище (общий взгляд) // Ноосфера и художественное творчество.  — М.: Наука, 1991. — С. 200—280.
  • Туровский Р. Ф. Культурный ландшафт (3) (Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Отв. ред. И. И. Митин; сост. Д. Н. Замятин; авт. Белоусов С., Вахрушев В., Глушкова И. и др. — Вып. 5. — М.: Институт Наследия, 2008. — С. 247—249.
  • Fowler P. J. World Heritage Cultural Landscapes 1992—2002 // World Heritage Papers 6. UNESCO World Heritage Center, 2003.
  • Sauer K. Morphology of Landscape // University of California. — Publications in Geography. — 1925. — Vol. II. — № 2. — P. 19-53.

См. также

  • Ландшафт
  • Природный ландшафт
  • Антропогенный ландшафт
  • Цивилизационный ландшафт
  • Культурная география
  • Гуманитарная география

Ссылки

  • Культурный ландшафт на сайте Института наследия
  • Как сохранять культурные ландшафты. Интервью с Юрием Ведениным (2007)
  • Систематика культурных ландшафтов ЮНЕСКО
  • Семинар «Культурный ландшафт» в МГУ
  • Сообщество «География тоже наука» в ЖЖ

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Нужен реферат?

  • Культурный и ботанический ландшафт Рихтерсфельдского заповедника
  • Мапунгубве (национальный парк)

Полезное


Концепция культурного ландшафта в российской географии

В Штаб-квартире РГО в Москве состоялась конференция, посвящённая 25-летию междисциплинарного семинара “Культурный ландшафт”. Основными темами мероприятия стали современное состояние и перспективы развития концепции культурного ландшафта в российской географии.

Культурный ландшафт – географический ландшафт, освоенный и преобразованный людьми в результате целенаправленной деятельности. Понятие используется главным образом в географии, а также в ряде других наук (археологии, истории, этнологии) и междисциплинарных направлений. Термин ввёл в научный оборот в начале XX века немецкий географ Отто Шлютер, противопоставивший культурный ландшафт естественному, первозданному ландшафту.

На конференции свои доклады представили один из основателей Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, д.г.н. Юрий Веденин, рассказавший о культурном ландшафте как исторической памяти Ойкумены, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, к.г.н. Владимир Стрелецкий, раскрывший тему культурного ландшафта в культурной географии, профессор, д.г.н. Андрей Манаков, выступивший с докладом о трансформации этнического и конфессионального пространства России с начала XVIII в., и другие известные географы.

“Если пространство урбанизировано, то культурный ландшафт в нём – городской ландшафт… Город сегодня стал отражением состояния общества, которое нам еще предстоит осмыслить. Город распространяется туда, где раньше мы не могли его даже вообразить: в океаны и моря. Сейчас мы движемся к урбанизации космоса” – подчеркнул в своем докладе “От города к экзополису? Городской культурный ландшафт в гуманитарной и критической географии” доцент Высшей школы урбанистики им.

А.А. Высоковского НИУ ВШЭ, к.г.н. Иван Митин.


Главный редактор журнала “Культурная и гуманитарная география”, к.г.н. Иван Митин. Фото: пресс-служба РГО

Отметим, что тема культурного ландшафта имеет прикладной характер и отражена в различных изданиях. Например, в книге Ольги Лавреновой “Географическое пространство в русской поэзии XVIII – начала XX веков”.

Семинар “Культурный ландшафт” основан на Географическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в 1993 году и в настоящее время функционирует как междисциплинарный. С момента создания Комиссии РГО по культурной географии (2005 год) заседания семинара “Культурный ландшафт” проводятся в её рамках. В работе семинара участвуют преподаватели, научные сотрудники, студенты и аспиранты университетов России, а также учёные из различных институтов Российской академии наук, учителя школ, писатели, кинематографисты, представители общественных организаций. “Пространство Земли организует культуру, а культура организует пространство” – этот тезис Юрия Веденина блестяще отражает “полюсы притяжения”, формирующие междисциплинарный характер семинара.

Понимание культурных ландшафтов — Культурные ландшафты (Служба национальных парков США)

Проще говоря, культурный ландшафт — это исторически значимое свойство, демонстрирующее свидетельства взаимодействия человека с физической средой

Определение культурных ландшафтов

Служба национальных парков определяет культурный ландшафт как географическую территорию, включающую как культурные, так и природные ресурсы, а также живущих в ней диких животных или домашних животных, связанную с историческим событием, деятельностью или человеком или демонстрирующую другие культурные или эстетические ценности .

Другие определения культурных ландшафтов взяты из:

  • ЮНЕСКО: «совместные произведения природы и человека», иллюстрирующие эволюцию человеческого общества и поселений с течением времени под влиянием физических ограничений и/или возможностей, предоставляемых их естественными условиями. среды, а также последовательных социальных, экономических и культурных сил, как внешних, так и внутренних.
  • Фонд культурных ландшафтов: «Культурные ландшафты создают ощущение места и идентичности; они отображают наши отношения с землей во времени; они являются частью нашего национального наследия и жизни каждого из нас».

Типы культурных ландшафтов

Существует четыре не исключающих друг друга типа культурных ландшафтов.

Вот лишь несколько примеров каждого типа ландшафта в системе национальных парков. Для более подробного ознакомления щелкните каждое изображение, чтобы получить доступ к отчету об инвентаризации культурного ландшафта, отчету о культурном ландшафте или веб-сайту парка.

Исторический дизайнерский ландшафт

Пейзаж, имеющий большое значение как дизайн или произведение искусства; было сознательно спроектировано и заложено либо мастером-садовником, ландшафтным архитектором, архитектором или садоводом по принципу дизайна, либо владельцем или другим любителем в соответствии с признанным стилем или традицией; имеет историческую связь со значительным человеком, тенденцией или движением в ландшафтном садоводстве или архитектуре, или значительную связь с теорией или практикой ландшафтной архитектуры.

Историческое место

Пейзаж, значимый благодаря связи с историческим событием, деятельностью или человеком.

Исторический местный ландшафт

Ландшафт, использование, конструкция или физическая планировка которого отражают местные традиции, обычаи, верования или ценности; в котором выражение культурных ценностей, социального поведения и индивидуальных действий во времени проявляется в физических характеристиках и материалах и их взаимосвязях, включая модели пространственной организации, землепользования, циркуляции, растительности, структур и объектов; в котором физические, биологические и культурные особенности отражают обычаи и повседневную жизнь людей.

Этнографический ландшафт

Ландшафт, содержащий разнообразные природные и культурные ресурсы, которые ассоциированные люди определяют как ресурсы наследия. Примерами могут служить современные сообщества, такие как национальное историческое место Мартина Лютера Кинга-младшего, районы Нового Орлеана, сообщество шошонов Тимбиша в Долине Смерти и массивные геологические сооружения, такие как Башня Дьявола. Включены небольшие растительные сообщества, животные, средства к существованию и церемониальные площадки.

Миссия по сохранению АПЛ

Роль Программы парковых культурных ландшафтов заключается в поддержке усилий Службы национальных парков по сохранению исторического наследия, которые регулируются федеральным законом, федеральными постановлениями, указами президента и приказами директора Службы национальных парков. . Многие из них недавно были реорганизованы в соответствии с Разделом 54 Кодекса США.

Юридическая ответственность за сохранение берет свое начало в Органическом законе о Службе национальных парков от 1916 (ранее 16 USC 1, дополненный двумя разделами в Разделе 54), который официально определил агентство и его миссию.

В 1966 г. в Национальном законе о сохранении исторического наследия (прежняя ссылка 16 USC 470 с поправками на 54 USC 300101) изложено видение более единой общенациональной программы сохранения исторического наследия между федеральным правительством, племенами и правительствами штатов; местные муниципалитеты; и частные и некоммерческие организации. В этом видении говорилось:

«Дух и направление Нации основаны на ее историческом наследии и отражены в нем; эти исторические и культурные основы Нации должны быть сохранены как живая часть жизни и развития нашего сообщества, чтобы дать чувство ориентации на американский народ … сохранение этого незаменимого наследия отвечает общественным интересам, чтобы его жизненно важное культурное, образовательное, эстетическое, вдохновляющее, экономическое и энергетическое наследие было сохранено и обогащено для будущих поколений. американцы».

С принятием Закона о сохранении национального исторического наследия (NHPA) NPS стало ведущим федеральным агентством по сохранению исторического наследия. Пятьдесят лет спустя роль АЭС в сохранении исторического наследия по-прежнему определяется этими правовыми основами; стремясь защитить ресурсы парков, как указано в Органическом законе, и обеспечивая лидерство в сохранении национального культурного наследия, как это предусмотрено NHPA.

  • Введение в федеральные законы о сохранении: Узнайте больше о правовых стандартах и ​​руководящих принципах, определяющих методы сохранения НПВ.

Изучение культурных ландшафтов АПЛ

  • Визуальное введение

    Культурные ландшафты 101