Валюты в архитектуре – Волюта — Википедия

Содержание

Волюта — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Смерть Актеона, кратер с волютами, Вазописец шерстистых сатиров

Волю́та (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.

Капитель с двумя волютами (ионический ордер)

Волюта — основной мотив орнаментики бронзового века. Позднее этот архитектурный мотив стал использоваться во всех стилях. Иногда форму волюты имеют архитектурные детали, связывающие части здания, консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон[1].

Реже волюты завиваются в противоположную сторону (вверх). Пример — постаменты скульптур львов Дворцовой пристани.

Кружочек в средине завитка называется глазом волюты. В коринфском ордере волюта принимает несколько иной внешний вид и вместе с тем другое греческое название — греч. έλοξ: она подобна ветви растения, которое поднимается с капители и спирально закручивается при встрече препятствия возле абаки.

В древнегреческой керамике, особенно в области Апулия, были популярны кратеры с волютами, которыми были украшены высокие ручки посудины.

ru.wikipedia.org

Волюта — Архитектурный словарь

(итал. voluta, букв. завиток)

архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с “глазком” в центре. Составная часть ордерных капителей; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон.

* * *

а) архитектурно-декоративная деталь ионической капители в форме завитка;

б) орнаментальный мотив в виде завитка.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

* * *

Декоративный элемент в виде спирального завитка.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

* * *

архитектурно-декоративная деталь в форме спирали из трех витков с глазком в центре, составляет характерный элемент капители ионического ордера. На боковом фасаде волюта имеет вид свертка, перетянутого посередине ремнем. Эта форма называется БАЛЮСТРОЙ. В средние века волюты почти не применялись. Во времена РЕНЕССАНСА и БАРОККО волюты употреблялись при сопряжении вертикальных и горизонтальных элементов сооружения, при оформлении фасадов, в обрамлении порталов, дверных и оконных проемов и т. п. Многоярусная колокольня Петропавловского собора, завершенная золоченым шпилем, доминирует в ансамбле крепости. Впечатление стройности и пирамидальности ее силуэта усиливает мотив волют на западном фасаде сооружения.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Источник: Архитектурный словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. волюта — Волюта, волюты, волюты, волют, волюте, волютам, волюту, волюты, волютой, волютою, волютами, волюте, волютах Грамматический словарь Зализняка
  2. волюта — орф. волюта, -ы (архит.) Орфографический словарь Лопатина
  3. волюта — См. вольвулюс Толковый словарь Даля
  4. волюта — Волю́т/а (архит.). Морфемно-орфографический словарь
  5. Волюта — (итал. voluta — завиток, спираль) архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей (см. Ордер архитектурный). Форму… Большая советская энциклопедия
  6. Волюта — (по-гречески κάλχη) — характеристическая часть капители ионического архитектурного ордена, представляющая собой спиралеобразный завиток, которым оканчивается на всех четырех углах подушка капители. Кружок в середине завитка называется глазом волюты. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. Волюта — Украшение в форме спирали, непременная принадлежность капители колонн ионического ордера; использовалась и в позднейших архитектурных стилях. Словарь по культурологии
  8. волюта — волюта ж. Скульптурное украшение в рельефном орнаменте капителей колонн, карнизов, наличников и т.п. в виде спиралевидного завитка с кружком — с глазком — в центре. Толковый словарь Ефремовой
  9. волюта — ВОЛ’ЮТА, волюты, ·жен. (·лат. voluta, ·букв. скрученная) (архит.). Завиток капители ионической колонны. Толковый словарь Ушакова
  10. Волюта — • Volūta, часть ионийской колонны, см. Columna, Колонна. Словарь классических древностей
  11. волюта — ВОЛЮТА -ы; ж. [от лат. voluta — завиток] Архит. Составная часть ордерной капители в виде спиралеобразного завитка с кружком в центре; такое украшение в рельефном орнаменте порталов, карнизов и т.п. Толковый словарь Кузнецова
  12. волюта — Волюты, ж. [латин. voluta, букв. скрученная] (архит.). Завиток капители ионической колонны. Большой словарь иностранных слов
  13. ВОЛЮТА — ВОЛЮТА (итал. voluta, букв. — завиток) — архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с “глазком” в центре. Составная часть ордерных капителей; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон. Большой энциклопедический словарь
  14. волюта — сущ., кол-во синонимов: 1 орнамент 20 Словарь синонимов русского языка
  15. волюта — ВОЛЮТА ы, ж. volute, ит. voluta <, лат.voluta. архит. Украшение на капители колонны в виде завитка. Сл. 18. Между оными статуями .. изображены регалии, на верхних двух волютах двоеглавые орлы. МАН 5 826. Волюта, volute. Словарь галлицизмов русского языка
  16. Волюта — (итал. и лат. voluta, буквально — завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре, часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Художественная энциклопедия

gufo.me

Краткий словарь архитектурных терминов. Краткий справочник необходимых знаний

Краткий словарь архитектурных терминов

Антаблемент (франц. entablement, от table — стол, доска) — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть — архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Апсида, абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод) — расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане.

Арка (от лат. arcus — дуга, изгиб) — криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима

(см. Ползучая арка).

Аркада (от франц. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

Аркатура (от нем. arkatur) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс).

Аттик (от греч. attikos — аттический) — стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом, прямоугольное завершение портика.

Балюстрада (франц. balustrade) — ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

Балясины — невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.

Барабан — цилиндрическое или многоранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда — декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.

Бегунец — декоративная кирпичная кладка в виде пояска из треугольных впадин, обращенных вершинами попеременно вверх и вниз.

Бельведер (итал. belvedere, букв. — прекрасный вид) — надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

Вазон — декоративное украшение в виде вазы. Характерно для барокко и нарышкинского барокко.

Волюта (лат. и итал. voluta, букв. — завиток, спираль) — архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко.

Восьмерик — в русском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип «восьмерик на четверике»), реже они завершают крестообразный объем.

Галерея (франц. galerie, от итал. galleria) — длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания.

Гирлянда — орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п.

Гирька — фигурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI–XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов, а также в псевдорусской эклектике.

Глава (главка) — наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).

Гребни (гребешки) — в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки, украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном.

Гульбище — в древнерусской архитектуре наружная галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI–XVII вв., иногда встречались в светских постройках. Если гульбище расположено перед входом в церковь, его также называют папертью.

Дынька — декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII–XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах. Применялась в древнерусской архитектуре и псевдорусской эклектике.

Закомара (от древнерус. комара — свод) — полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень (замок) — клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки. Характерен для классицизма.

Затяжка — горизонтальная или наклонная балка, стягивающая части какой-либо конструкции, обычно стороны свода.

Зубец (мерлон) — выступ крепостной стены или башни, предназначенный для обороны. В русской архитектуре часто применялся зубец особой формы — «ласточкин хвост».

Капитель — верхняя часть колонны или пилястры, форма которой определяется ордером.

Кокошник — в русской церковной архитектуре XVI–XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав. В период узорочья кокошниками также украшались окна.

Колокольня — башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного и палатного типа.

Колонна (франц. colonne, от лат. columna — столб) — архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора с художественно оформленной капителью и базой, стержневой элемент архитектурных ордеров.

Контрфорс (от франц. contre-force — противодействующая сила) — каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры.

Коруна — многолучевой кокошник над окном, очертаниями напоминающий корону.

Кубышчатая колонна — опора с плавным расширением в центральной части.

Купол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от сира — бочка) — вид перекрытия (свода), близкий по форме к полусфере.

Ласточкин хвост — вид крепостного зубца с раздвоением в верхней части.

Лепнина — рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов.

Лопатка — плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов.

Маскарон (франц. mascaron, от итал. mascherone — большая маска) — декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов. Маскароны использовались в архитектуре классицизма и модерна.

Машикули (франц. machicoulis) — навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора.

Наборная колонка — столбик, обычно декоративный, составленный из мелких резных элементов. Широко применялся в древнерусском зодчестве, особенно в период узорочья.

Наличник — декоративное обрамление оконного проема. Термин «наличник» применяют обычно к русской архитектуре XV — нач. XVIII вв.

Нартекс (притвор) (позднегреч. narthex — ларчик, шкатулка) — входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Ордера архитектурные (от лат. ordo — порядок) — художественно осмысленное сочетание несущих и несомых частей. Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом. Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера — тосканский, коринфского и ионического — композитный). Ордер — важнейший элемент архитектуры классицизма, иногда использовался и в барокко.

Паперть — помещение перед входом в церковь, имеющее вид небольшой галереи.

Печура — сводчатое углубление на внутренней стороне крепостной стены для установки орудий.

Пилястра — плоский вертикальный выступ на поверхности стены. От лопатки отличается тем, что имеет те же ордерные части (ствол, капитель, база), что и колонна.

Ползучая арка — арка, опоры которой расположены на разных уровнях.

Поребрик — вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены.

Портал (нем. Portal, от лат. porta — вход, ворота) — архитектурно оформленный вход в здание. Для древнерусской архитектуры характерны перспективные порталы.

Портик (от лат. porticus) — характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн (иногда — пилястр), помещенный перед фасадом здания, завершается аттиком или фронтоном.

Придел — в православном храме небольшая бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.

Прясло — участок стены между двумя лопатками или пилястрами. В крепостной архитектуре — участок стены между двумя башнями.

Разорванный фронтон — декоративный фронтон, расположенный над окном, обрамление которого разорвано в одном или нескольких местах. Характерный элемент нарышкинского барокко.

Рокайль (от франц. rocaille, букв. — мелкий, дробленый камень, раковины) — мотив орнамента в виде стилизованной раковины. Раковины, расположенные в кокошниках, заимствованы из декора Архангельского собора Кремля, характерны для нарышкинского барокко.

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.

Руст (рустовка, рустик) (от лат. rusticus — простой, грубый) — отделка стен, имитирующая крупную кладку. Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустовка создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой руст имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы. Характерен для классицизма.

Свод — пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод передает на опоры не только вертикальную нагрузку, но и горизонтальные усилия (распор).

Сухарики (дентикулы) — декоративное украшение в виде ряда направленных вниз зубчиков. В древнерусской архитектуре назывались сухариками, применительно к стилям западного происхождения (например, барокко) используют слово дентикулы.

Тимпан (греч. tympanon) — треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Трапезная (от греч. trapeza — стол, кушанье) — просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая для богослужения в зимнее время и общественных нужд прихожан. Характерны для русской архитектуры XVII–XVIII вв.

Фасад (франц. facade, от итал. facciata, faccia — лицо) — наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады.

Фриз (франц. frise):

1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым;

2) сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — треугольное (реже лучковое) завершение портика, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

Херувим — декоративное украшение в виде детского лица, иногда с крыльями. Широко применялось в архитектуре барокко.

Четверик — в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью («восьмерик на четверике»).

Шатер (шатровое покрытие) — завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. Кирпичные шатры складывались из наклонных рядов или горизонтальных рядов кирпича с напуском, деревянные — напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданских и военных — дозорной вышкой, флюгером.

Ширинка — декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенная изразцом, лепниной. Характерно для стиля узорочья. Часто здания украшались поясом из ширинок.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Архитектура — Википедия

Архитекту́ра, или зо́дчество[1] — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы)[2][3], а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека[4]. Архитектура создаёт материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями[2][3]. В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность) и эстетические (красота) свойства объектов[2].

Архитектурные работы часто воспринимаются как произведения искусства, как культурные или политические символы. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей[4].

Предметом работы с пространством является и организация населённого места в целом. Это выделилось в отдельное направление — градостроительство[4], которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства[5].

Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия, присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры.

По решению Двадцатой Генеральной ассамблеи Международного союза архитекторов (МСА), проходившей в Барселоне в 1996 году, ежегодно в первый понедельник октября отмечается международный профессиональный праздник архитекторов и ценителей архитектурных шедевров — Всемирный день архитектуры[6].

Русское слово «архитектура» через посредство польск. architektura заимствовано из лат. architectura[7]. В латинском это слово образовано от architectus «архитектор», которое было заимствовано из др.-греч. ἀρχιτέκτων: αρχι- (главный, старший) и τέκτων (плотник, строитель) — «главный строитель»[8][9].

В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» (ст.‑слав. «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя)[10].

К профессии архитектора (в широком смысле) относятся:

  • Архитектор (в узком смысле), который:
  • Главный архитектор проекта, организующий и координирующий процесс разработки всех разделов проектной документации и комплектов рабочих чертежей;
  • Архитектор-градостроитель, разрабатывающий генеральные планы населённых пунктов и иную градостроительную документацию;
  • Главный архитектор города или района — муниципальный служащий, который обеспечивает разработку и контроль за исполнением нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;
  • Историк и теоретик архитектуры, осуществляющие научную, а также преподавательскую деятельность в области архитектуры;
  • Архитектор-реставратор, восстанавливающий памятники архитектуры;
  • Архитектор-эксперт, осуществляющий экспертизу проектной документации.

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной и материальной культуры. В отличие от утилитарного строительства и эстетической деятельности, например дизайна, архитектура как искусство решает художественно-образные задачи, т. е. выражает в художественных образах представления человека о пространстве и времени и месте человека в окружающем мире [11]

Историческое развитие общества определяет функции, композиционные типы и жанры архитектурного творчества (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются неиконическими (конвенциональными) знаками, или абстрагированными образами, предметов, явлений, действий обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия[12]. Прагматическая оценка произведения архитектуры определяется представлениями о его способности обслуживать своё функциональное предназначение[4].

По способу развёртывания образов архитектуру традиционно относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:

  • существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
  • имеют предметный характер;
  • выполняются путём обработки вещественного материала;
  • воспринимаются зрителями непосредственно и визуально[12][13].

Однако такая формальная морфология оспаривается учеными. Здания меняются в веках, они перестраиваются, дополняются новыми деталями. Особенно подвержены изменению интерьеры. Они “живут” вместе с людьми и зависят от смены владельцев, их вкусов, моды и изменений функций, символики и престижности сооружений. Кроме того, восприятие архитектуры осуществляется во времени. Оно имеет длительность и композиционную направленность движения зрителя в архитектурном пространстве экстерьера и интерьера. Существенно меняется в веках семантика и символика зданий. Поэтому теоретик архитектуры А. И. Некрасов писал, что архитектура является “вместилищем жизни”, поэтому архитектурное пространство “воспринимается специфически”, а материалом искусства архитектуры являются “не камень или дерево, а пространство и время” [14].

Таким образом, архитектура как художественно-образное “мышление в камне” (определение Г. К. Вагнера) относится к пространственно-временным видам искусства. Кроме того, оно характерно и собственной, специфической изобразительностью [15]. Интеграционные трансморфологические процессы в искусстве XX-XXI веков приводят к сближению жанров, форм и методов архитектурного, изобразительного и дизайнерского творчества [16].

Выразительными средствами архитектурного искусства являются композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет используемых материалов[2]. На эстетическое воздействие произведений архитектуры в значительной степени влияет конструктивное решение. Постройка должна не только быть прочной, но и производить впечатление прочной. В этом заключается смысл понятия “тектоничность”. Если создаётся впечатление недостаточности материала, то здание выглядит неустойчивым и ненадёжным, однако наблюдаемый избыток материала, производит впечатление чрезмерной тяжести. Всё это вызывает отрицательные эмоции[4]. Архитектуру как искусство часто называют “застывшей музыкой”[17].

Архитектура основывается на трёх началах:
прочность (лат. firmitas),
польза (лат. utilitas) и
красота (лат. venustas).

Проектирование зданий и сооружений[править | править код]

Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.

Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя:

Градостроительство[править | править код]

В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство» (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).

Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические особенности.

Одним из основоположников современного градостроительства считается Ле Корбюзье[19]. Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (1922—1945), в которых проведена идея «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье) — идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX века.

Весьма важным (и дискуссионным) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства

О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в 1933 году) говорит следующее:

Архитектура приобретает первостепенное значение. Архитектура предрешает судьбу города. Архитектура определяет структуру жилища, первооснову градостроительного плана. Архитектура группирует жилища в крупные комплексы на основе точных расчётов.

Из сказанного следует, что Афинская хартия первичной считает архитектуру, исходя из принципа сомасштабности человеку: «Человек — мера всех вещей».

Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет[20]:

В наше время архитекторы точно знают, что будущее архитектуры неразрывно связано с градостроительством. Один-единственный красивый дом сравнительно мало значит.

Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом.
Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды[21]:

Невозможно почувствовать и выразить индивидуальный характер отдельного здания, не поняв его места в городе. Градостроитель <…> занимается объектами, которые по своим размерам и сложности на порядок превосходят обычное архитектурное сооружение.

Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ:

Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде:

В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития[источник не указан 3112 дней].

Ландшафтная архитектура[править | править код]

Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается оформлением парков, садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.

Дизайн интерьера[править | править код]

Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

Архитектура малых форм[править | править код]

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).

«Бумажная архитектура»[править | править код]

«Бумажная архитектура» — теоретическая деятельность архитекторов, состоящая в проектировании архитектурных форм без цели их последующей материализации. Пример бумажной архитектуры — графические циклы Якова Георгиевича Чернихова.

Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.

Строительный словарь[23] определяет теорию архитектуры как науку, объектами исследования которой являются природа и специфика архитектуры и её общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы.
Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий) в том числе — архитектурная композиция, функция, форма, конструкция, архитектоника, архитектурная среда, симметрия и асимметрия и др. Объём — замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне. Пространство — часть среды, воспринимаемая изнутри[24].

История архитектуры представляет собой науку, исследующую функциональное, техническое и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве.

Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко)[26].

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит.

Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.

В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.

Несмотря на указанные недостатки, стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли. В европейской культуре выделяют следующие архитектурные стили:

Греческий храм на Сицилии, посвящённый Гере, построен в V веке до н. э.

Психолог Коллин Эллард отмечает способность архитектуры оказывать психологическое воздействие[27][неавторитетный источник?]:

[…] здания заставляют нас чувствовать [эмоции заложенные в архитектурный дизайн], — точно так же как мы становимся счастливее, когда улыбаемся в ответ на радостную улыбку младенца. Эти взаимосвязи заложены в нашем организме в виде нервных цепей, предназначенных для того, чтобы мы могли делиться друг с другом опытом и адекватно реагировать на риски и возможности, таящиеся в нашей среде обитания.

  1. ↑ Архитектура // Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 2. Ар-Би. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 256 с.: ил. — С. 21—22. — ISBN 5-85270-192-0 (кн. 2), ISBN 5-85270-218-8.
  2. 1 2 3 4 Архитектура //Большой энциклопедический словарь
  3. 1 2 Архитектура //Энциклопедия Кругосвет
  4. 1 2 3 4 5 А. В. Иконников. Архитектура // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская Энциклопедия, 1970. — Т. 2. Ангола — Барзас. — С. 296—302.
  5. А. Гутнов, В. Глазычев. Мир архитектуры. — Москва: Молодая гвардия, 1990. — 351 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-235-00487-6.
  6. World Day of Architecture — Message from the UIA President Архивная копия от 3 января 2014 на Wayback Machine
  7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Прогресс. — М., 1964–1973. — Т. 1. — С. 91.
  8. ↑ Архитектура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. Ernout A., Meillet A. Dictionnaire etymologique de la langue latine. — 3. — Paris, 1951. — P. 78.
  10. Преображенский, А. Этимологический словарь русского языка. — М.: Типография г. Лиссиера и Д. Совко, 1910-1914. — С. 246-247.
  11. ↑ Власов В.Г. Архитектура // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В.10 т. СПб.: Азбука-Классика, т. 1, 2004. С. 487-497.
  12. 1 2 Проект apxu.ru — Художественно-творческая деятельность человека
  13. ↑ Глоссарий.ru
  14. ↑ Некрасов А. И. Теория архитектуры. М.: Стройиздат, 1994. С. 41-42.
  15. ↑ Власов В. Г. Архитектура как изобразительное искусство. Теория открытой формы, принцип

ru.wikipedia.org

Абака (архитектура) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Абака. Классическая абака.

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры.

Абака имеет в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка. Может быть украшена обломом.

Как элемент классического архитектурного ордера появился в Древней Греции. Переход от ордерной капители к абаке осуществляется с применением абациссы (греч. стол, полочка)[1][2].

В литературе также встречается неправильное написание термина абак.

Также абака — название мраморных плит, употреблявшихся у древних греков и римлян для облицовки стен внутренних помещений.

Ранние Саксонские абаки часто просто скошены, иногда рифленые, как в склепе аббатства Рептон (рис. 1) и в пассаже трапезной в Вестминстерском аббатстве. Квадрат абаки часто изготовляли с орнаментом, как у Лондонского Тауэра и в Алтоне, Хэмпшир (рис. 2). В ранних английских работах абака, обычно, круглая. В больших работах – группа окружностей (рис. 4), с некоторыми примерами восьмиугольной и квадратной формы. Молдинги, как правило полукруглые.

Во Франции, абаки в начале работы, как правило, квадратные, так как в замке Блуа (рис. 3).

  • Нугманова Г. Г. Словарь архитектурных терминов: учебное пособие для студентов. Казань, 2007
  • Lagassé, Paul, ed. (2000). «abacus». The Columbia Encyclopedia (6th ed.). New York, NY: Columbia University Press. ISBN 0-7876-5015-3. LCCN 00-027927

ru.wikipedia.org

Бумажная архитектура — Википедия

Бумажная архитектура — архитектурные проекты, не осуществимые в реальности из-за своей технической сложности, стоимости, масштабности или цензурных соображений. Наиболее известный период «бумажной архитектуры» — Франция эпохи барокко и классицизма.

«Бумажная архитектура» — искусство утопии. Оно отражает безграничную фантазию автора, являясь опытным полем формальных исканий художественного стиля»[1]. При этом «бумажная архитектура», как и научная фантастика, может создаваться для критики современных тенденций или акцентирования внимания на том, что будет возможно в будущем[2].

Хотя термин «бумажная архитектура» начали использовать только в XX веке, он применяется и к более ранним изображениям. Так, на картине XVI века «Вавилонская башня» Брейгеля-старшего запечатлено воображаемое архитектурное сооружение[2]. А архитектор Джованни Баттиста Пиранези за свою жизнь построил только одно здание, зато создал огромные серии гравюр с изображениями римской и придуманной им небывалой архитектуры. Он считается отцом «бумажной архитектуры».[1]

Утопические подходы характерны для неоклассически-барочного романтического мышления. В истории искусства схожие функции исполняют композиции художников-орнаменталистов[1].

Франция[править | править код]

Булле. Проект Оперы Булле. Проект кенотафа Ньютона

Утопические социальные идеи эпохи Просвещения выразились в деятельности мегаломанов во Франции второй половины XVIII века. К ним принадлежат архитекторы Леду и Булле, представлявшие на конкурсы Парижской Академии архитектуры заведомо невыполнимые проекты гигантских общественных сооружений[1]. С их именами, а также с именем Жан-Жака Лекё связывают возникновение термина «Говорящая архитектура»[3].

Россия[править | править код]

Концептуальное направление в архитектуре 80-х годов, возникшее как альтернатива официальной советской архитектуре. Оно появилось, когда молодые архитекторы начали массово участвовать в конкурсах, объявленных западными архитектурными журналами, и получать на них призы. Проекты существовали только на листах ватмана, будучи действительно «бумажной архитектурой». Благодаря этому авторы развязали себе руки; идеи, которые не могли быть реализованы в строительстве, были развиты в форме чисто художественного произведения[4]. Энтузиасты, среди них Юрий Аввакумов, Михаил Белов, Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Илья Уткин, Михаил Филиппов и другие, придумывали свой архитектурный мир.

Основоположниками являлись Александр Бродский, Илья Уткин, Михаил Белов и Максим Харитонов. Началось все в 1982 году, когда московские архитекторы Михаил Белов и Максим Харитонов получили первую премию на международном конкурсе «Дом-экспонат на территории музея 20-го века», который организовал японский журнал «Japan architect». В 1982—88 годах их работы были отмечены рядом престижных международных премий. Направление появилось вместе с подъёмом свободомыслия в СССР, когда к концу XX века коммунистический режим стал ослабевать[5]. Бродский и Уткин в 1975 году (3-й курс) стали совместно работать над созданием стенгазеты, в которой изобразили какие-то глупости в стиле Брейгеля или Босха. Позже они сработались и без натуги делали задания всех конкурсов с конца 1970-х годов до начала 1990-х в стиле стенгазеты. К каждому заданию они вырабатывали сто вариантов. Они не старались систематизировать свой труд или описать определённую манеру — это задача других. Авторы знали, что их проекты реализованы не будут, поэтому стремились сделать их красивыми графически. По мнению Ильи Валентиновича, их деятельность можно разбить на детский период, период конкурсов, потом японских конкурсов, выставочный[6].

Вдохновением для «бумажников» служили античные образцы. Илья Уткин признался, что им также нравились Роб Крие (англ.) и Леон Крие (англ.)[6].

Термин «бумажная архитектура» ввёл в употребление Юрий Аввакумов. Сам Илья Уткин считает, что это не особенный период в истории архитектуры, а естественное движение природы. Ничего нового с 20-х годов века изобретено не было, однако Аввакумов смог собрать все рисунки вместе и стал организатором выставок в Москве, Волгограде, Любляне, Париже, Милане, Франкфурте, Антверпене, Кельне, Брюсселе, Цюрихе, Кембридже, Остине, Новом Орлеане, Амхерсте[6].

В 2000 году России было нечего представить на Венецианской биеннале, выставлены были «бумажные» работы Ильи Уткина с названием «Руины рая». Неожиданно жюри присудило специальный приз «За выдающееся участие в экспозиции российского павильона и яркое выражение образности покинутых руин Утопии» (это первый случай, когда русский архитектор получил премию на Биеннале). Получилось, что, думая о будущем, автор представил идеи прошлого[7].

ru.wikipedia.org

Архитектура Албании — Википедия

Архитектура Албании находится под влиянием иллирийской, греческой, римской, османской и итальянской архитектуры, сохраняя при этом различные албанские особенности, такие как албанский дом. От античности до современности, города Албании развивались внутри крепостей, включая жилые дома, религиозные и коммерческие структуры, с постоянным перепроектированием городских площадей и эволюцией методов строительства.

Начало архитектуры в Албании датируется серединой неолита, с открытия доисторических жилищ в Дунавеце и Малике. Они были построены на деревянных платформах, которые опирались на столбы, воткнутые вертикально в почву. Доисторические жилища в Албании делятся на три типа: дома на земле, дома наполовину под землёй, а также дома над землёй.

С V века до н. э., греческие колонии Аполлония и Диррахий процветали, в то же время появились иллирийские города, такие как Биллис, Амантия, Димали, Албанополис и Лиссус. Они были построены на вершине высоких холмов и окружены укреплёнными стенами. Были также построены социальные объекты: амфитеатр в Дурресе, храмы Аполлонии, Бутринт, а также различные стоа, театры, стадионы.

Между I и V веками н. э. стены Дурреса были укреплены тремя защитными слоями. Был построен ипподром. Санитарные системы были усовершенствованы. В то же время в Аполлонии появились добавлены библиотека и одеон. Этот период также отмечен строительство термальных ванн.

Ранняя Христианская архитектура[править | править код]

Одними из ранних христианских построек являются базилики. Самая большая из них в Албании это базилика Бутринта, расположенная в юго-восточной части древнего города.

В Средневековье существовала разнообразная архитектура жилых домов, инженерных и оборонительных сооружений. Тем не менее, некоторые античные исторические сооружения были повреждены в результате вторжения Османских сил.

В XV веке особое внимание было уделено защитным сооружениям, таким как крепости Девол, Бутринт и Шкодер. Большая реконструкция проводилась на стратегически важных объектах, таких как крепости Эльбасан, През, Тепелена и Влёра, причем последняя была наиболее важной на побережье.

Церковь Святого Николая в Воскопое
Религиозные объекты[править | править код]

Cредневековые мечети Албании можно разделить на две категории: те что перекрыты куполом, и те что перекрыты крышей. Последние были распространены после Османского нашествия, они появлялись путём перестройки церквей в городах Шкодер, Брет, Эльбасан и Канина. Например, Свинцовая мечеть, построенная Мустафой Решит Пашой в Шкодере напоминает типичную Стамбульскую мечеть.

С другой стороны, христианские религиозные постройки многое унаследовали от дохристианской архитектуры. Между XVI—XIX веками появился ряд небольших христианских построек с простым оформлением. Например: монастырь Арденица и церковь Святого Николая во Воскопое. Последняя является одним из наиболее ценных памятников в Албании. Её внутренние стены покрыты картинами известных художников Давида Селеницы и братьев Константина и Атанашеса Зографов.

Развитие средневекового города между XV—XIX веками[править | править код]

В XVIII веке силуэты городов Албании стали включать в себя места отправления культа и башню с часами. Они, вместе с другими социальными структурами, такими как термальные ванны, фонтаны и медресе, обогащали центр города и его окрестности.

В XIX веке базар выступает как центр производства и торговли, в то время как город расширяется за пределы крепости, которая полностью теряет свою функцию и жителей. В течение этого периода Шкодер и Корса стали важными центрами торговли и ремёсел.

Средневековые города в Албании классифицируются по двум критериям:

  • Города связаны с укреплениями, такие как Берат и Гирокастра.
  • Города которые лежат на равнинах или крутых ландшафтах, такие как Тирана, Кавайя и Эльбасан.
Албанские дома[править | править код]
Макет албанского дома

Албанские жилые или укреплённые дома-башни (кулы) были распространены между XVIII и XIX веками в результате сопротивления османскому завоеванию, албанского национального возрождения и становления капитализма. В большинстве случаев они принимали форму большого семейного дома.

Южные албанские дома кулы находятся в Берате, Химаре и Гирокастре. Башенные дома Гирокастры были построены в XIII веке, до османского завоевания[1]. Согласно их пространственно-планировочной структуре, албанские дома делятся на четыре группы[2]:

  • Дома с камином/очагом. Эти дома находятся в районе Тираны и назывались «домами огня». Занимают высоту в два этажа.
  • Дома с крыльцом. Отличительная черта этого типа является связь дома с задним двором и окружающей природной средой. Часто эти дома построены на равнине, землю жители используют для сельскохозяйственных целей.
  • Дома с чердаком типа балкона на верхнем этаже, предназначенном для гостей или отдыха. Они обычно находятся в Берате, и реже в Круе и Леже. Чердак является доминирующим элементом во внешнем виде здания, находясь на главном фасаде, первоначально спроектирован, чтобы всегда быть открытым. Чердак широко используется жителями в теплое время года. Он также служит в качестве связующего звена с другими зонами дома. Эти дома делятся на несколько подтипов: дома с чердаком на передней части, с другой стороны или в центре. Примером такого сооружения является дом Хадждар в Эльбасане.
  • Городская кула. Находятся в Гирокастре, Берате, Круе, Шкодере, использовались для оборонительных и складских целей. Первый этаж обычно служил в качестве укрытия для крупного рогатого скота в зимний период и склада для запасов воды в засушливые летние месяцы.
Северная албанская кула[править | править код]
Албанская кула

Северная албанская кула — это сильно укреплённый жилой дом, построенный в северной Албании и в регионе Косово. Албанское слово kulla означает башня. Северные албанские кулы имеют небольшие окна и бойницы, ведь главная их цель — защитить от нападения. Вначале они строились из дерева и камня, а затем — только из камня.

Первые кулы были построены в XVII веке, в то время, когда в регионе продолжались бои. Большинство из них всё же относятся к XVIII—XIX векам. Они почти всегда строились как часть комплекса с другими зданиями с различными функциями, но в некоторых селах кулы присутствуют и как отдельно стоящие постройки.

Некоторые кулы использовались в качестве мест изоляции и убежищ, или «запертых башен» для укрытия лиц, на которых охотятся кровные враги[3]. Большинство кул имеют 2-3 этажа. Характерный архитектурный элемент — это палата или комната сбора людей, которая, как правило, размещается на втором этаже.

Албанские города в первой половине XX века[править | править код]

Тирана перед 1914 годом

Первая половина XX века начинается с австро-венгерской оккупации, а заканчивается итальянским вторжением. За это время, албанские средневековые города были преображены австро-венгерскими архитекторами, которые придали им вид европейских городов.

Центр Тираны был спроектирован Флорестано Ди Фаусто и Армандо Бразини, хорошо известными архитекторами того времени. Бразини заложил основу для организации министерских зданий в форме круга в центре города. План был пересмотрен албанским архитектором Эшрефом Фрашери, итальянским архитектором Кастеллани и австрийскими архитекторами Вайсом и Колером. Была принята прямоугольная форма с системой параллельных улиц, северная часть главного бульвара была открыта. Эти проекты легли в основу будущих планов реконструкции городов Албании после Второй мировой войны.

Коммунизм и посткоммунистический период[править | править код]

С 1944 по 1991 годы города пережили сокращение архитектурного качества. Были построены массивные социалистические жилые комплексы, широкие дороги, фабрики, в то время городские площади были перестроены и ряд исторических зданий снесены.

Период после падения коммунизма часто описывается негативно с точки зрения городского развития. Киоски и жилые дома начали занимать бывшие общественные места без продуманной планирования, начали формироваться неформальные районы вокруг городов, заселённые внутренними мигрантами, приехавшими из отдаленных сельских районов. Уменьшение городского пространства и увеличение пробок стали основными проблемами вследствие отсутствия планирования. В рамках административной реформы 2014 года все городские центры в Албании были переделаны и перекрашены, чтобы придать им более средиземноморский вид[4][5].

Хотя многое было достигнуто, критики утверждают, что нет четкого видения будущего в архитектуре и планировке Тираны. Некоторые из проблем, стоящих перед Тираной — это потеря общественного пространства и хаотичное строительство, грунтовые дороги в пригородных районах, гибель искусственного озера Тираны, строительство центральной автобусной станции и отсутствие мест парковки. Будущие планы включают: строительство мультимодальной станции Тираны, трамвайной линии, реабилитация поймы реки Тираны, строительство нового бульвара вдоль бывшего железнодорожного вокзала Тираны и достройка Большой кольцевой дороги.

  • Ledita Mezini a & Dorina Pojani. Defence, identity, and urban form: the extreme case of Gjirokastra (англ.) // Planning Perspectives (англ.)русск. : journal. — 2014.
  • Shumka, L. Considering Importance of Light in the Post-Byzantine Church in Central Albania (англ.) // International Journal of Innovative Research in Science, Engineering and Technology : journal. — 2013. — November (vol. 2, no. 11). (недоступная ссылка)
  • Eleni Gavra, Stella Kasidou & Yannis Konstantinou. Management of the Architectural Heritageof the Historic Centre of Korça. (англ.) // Institutional Framework and Policies, Institute for Balkan Studies : journal. Архивировано 18 июня 2015 года.
  • Vokshi, Armand, & Nepravishta, Florian. FLORESTANO DI FAUSTO – THE GENESIS OF NEW ARCHITECTURAL FORMS IN ALBANIA (неопр.).
  • Ndreçka, Olisa, & Nepravishta, Florian. The Impact of Socialist Realism in the Albanian Architecture in 1945-1990 (англ.) // Architecture and Urban Planning : journal. — 2014. — September.

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *