Валюта в архитектуре это – Категория:Архитектурные элементы — Википедия

Словарь архитектурных терминов (с картинками)

СЛОВАРЬ

АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

(с картинками)

2012

Составила Синицкая Т.И.

Использованы материалы сайта http://www.archi.ru, “Архитектурно-строительный словарь” В.С. Поплавского и др. источники

Антаблемент – верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, – составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Апсида, абсида – расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане.

Апсида, вид с фасада Апсида, вид изнутри

Аллея — пешеходная дорога в парке или саду, по обеим сторонам обсаженная свободно растущими или сформированными деревьями и кустарниками. Типы и построение аллей определяются архитектурной композицией. В соответствии с ней они могут быть прямыми в регулярных или извилистыми в пейзажных парках и садах. Аллеи дворцово-парковых ансамблей украшают скульптуры на мифологические сюжеты, легкие изящные фонтаны и другие малые архитектурные формы.

Алтарь — в православной церкви — восточная часть ее внутреннего пространства, отделенная алтарной преградой (с XV в. — иконостасом) и предназначенная для священнослужителей.

Амбар — одноэтажное, иногда многоэтажное холодное строение для хранения зерна, муки, а также других хозяйственных товаров. Деревянный амбар рубился в виде прямоугольной клети. Деревянный пол с двойным настилом устраивался на столбиках из кирпича или бревен для доступа воздуха снизу, двускатная крыша выполнялась вдоль строения. Узкие окна, имевшие форму вытянутых прямоугольников, прорезали стены строения, однако чаще амбары делали без окон. В последующие времена амбары стали возводить на высоком цоколе из кирпича, бутового камня и других местных строительных материалов.

Амвон — в православной церкви — возвышенное место для чтения Священного Писания. Обычно это выступающая часть солеи, расположенная перед средней частью иконостаса.

Солея — несколько повышенная, приподнятая часть пола в православной церкви. Солея расположена перед алтарной преградой или иконостасом

Солея Храма Иоанна предтечи на Пресне, Москва

Арка – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима.

Наиболее распространенные формы арок — полуциркульные, или полукруглые; стрельчатые и трехлопастные характерны для готической архитектуры; подковообразные арки — для арабской, мавританской архитектуры; килевидные — те же полуциркульные арки, но с заостренным верхом, нашли широкое применение в древнерусском зодчестве; подпружные арки несут своды, барабан и паруса подкупольного пространства.

Аркада – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

Аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс)

Аркатурно-колончатый пояс – см. Аркатура.

Архитрав – см. антаблемент.

Аттик – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом, прямоугольное завершение портика.

Балкон — огражденная балюстрадой, парапетом или решеткой выступающая из стены площадка на консольных балках. Балконы могут быть как на фасаде, так и в интерьере здания.

Балюстрада – ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

Балясины – невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д.

Барабан – венчающая часть здания храма цилиндрической или многогранной формы, опирающаяся на своды и перекрытия куполов. В большинстве случаев декор барабана соответствует убранству самого храма. Для увеличения освещенности помещения в барабане выполнены оконные проемы. Простенки между окнами украшались колонками или пилястрами, а также резными или лепными изображениями. Довольно узкий барабан без окон называется шея

.

Барельеф — один из видов скульптурного изображения на плоскости, выступающего над поверхностью менее чем на половину своего объема. Барельефы служат для украшения зданий и монументов, способствуя выразительности их архитектурного образа.

Бегунец – декоративная кирпичная кладка в виде пояска из треугольных впадин, обращенных вершинами попеременно вверх и вниз.

Бельведер – 1. башенка, надстройка над домом, круглая или многогранная в плане, для осмотра окружающей местности; 2. беседка, садовый павильон

на возвышенном месте, откуда открываются красивые виды на дальние пейзажи.

Пашков дом, увенчанный бельведером

Бельэтаж— 1. обычно главный, второй по счету, наиболее высокий этаж дворца, особняка. Парадные залы и помещения, располагавшиеся в бельэтаже, отличались богатством отделки. 2. в театре первый ярус балконов, расположенный на возвышении над партером.

Эрмитаж в Усадьбе Кусково

Вазон – декоративное украшение в виде вазы. Характерно для барокко и нарышкинского барокко.

Волюта – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко.

Веранда — крытое застекленное летнее неотапливаемое помещение, расположенное вдоль одной из стен загородного дома.

Веранда усадебного дома Ганшиных в Горках Переславских

Вестибюль — большое помещение перед входом в основную часть здания. Обширные вестибюли в домах знатных горожан существовали еще со времен древнеримской архитектуры.

Вестибюль станции метро

Витраж — остекленные части фасада или внутренних перегородок, окон и дверей с сюжетными или орнаментальными композициями из цветных стекол. Первые витражи появились в Древнем Египте еще во II в. до н. э., а затем в Древнем Риме. В XII в. цветные сюжетные витражи с изображением фигур святых заполнили оконные проемы романских и особенно готических храмов, став их непременной принадлежностью.

Восьмерик – в русском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен, главным образом, в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они завершают крестообразный в плане объем.

Галерея – 1. крытое длинное светлое помещение, где вместо одной из продольных стен устанавливаются столбы или колонны. Галереи соединяют иногда отдельные части здания; 2. любое длинное, узкое, крытое помещение, внешнее или внутреннее.

Галерея Уффици.

Гирлянда – орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т.п. Характерен для барокко.

Гирька – фигурная деталь в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов, а также в псевдорусской эклектике.

Глава, главка – наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).

Голубец — двускатная крыша, которая защищала от непогоды иконы, размещавшиеся на фасадах церковных строений.

Горельеф — вид скульптурного изображения на плоскости, выступающего над ее поверхностью более чем на половину своего объема.

Городище — древнейшее поселение, укрепленное валами и рвом. Упоминание о городищах на Руси встречается в русских летописях с начала XII в.

Стольское городище

Гостиный двор — место в городе, где купцы — «гости» (отсюда и название) вели торговлю и хранили товары. Первоначально это была прямоугольная площадь, обнесенная деревянными или каменными стенами с угловыми башнями и широкими проездными воротами. Торговые и складские помещения, объединенные открытыми галереями, располагались по периметру стен в два яруса. В XVIII в. архитектура гостиного двора претерпела значительные изменения при сохранении, однако, общего принципа планировки. Здание возводилось на центральной площади города и представляло собой монументальное каменное двухэтажное строение с открытыми на улицу стройными колоннадами или аркадами, решенное в стиле классицизма. Входы оформлялись обычно ордерными портиками.

Гостиный двор Костромы (1789 — 1850).

Гребни, гребешки – в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки, украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном.

Гульбище – в древнерусской архитектуре наружная галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках. Если гульбище расположено перед входом в церковь, его также называют паперть

Дворец — парадное здание, отличающееся большими размерами и монументальными формами. Дворцовое строительство достигло широкого размаха в средние века, а позже, в XVI—XVIII столетиях, в Европе сформировался новый тип дворца — королевский, царский, императорский. Обычно дворцы, расположенные в парках, садах, на городских площадях, являлись основным композиционным центром окружающего пространства. Фасады дворцовых зданий с сильно выступающими ризалитами отличаются величественной строгостью: на фоне гладких стен отчетливо прорисовываются стройные и изящные ордерные колоннады, пилястры, большие профилированные карнизы и другие элементы архитектурного декора. Богатое скульптурное убранство фасада и интерьеров подчеркивает великолепие зданий. Дворцы имели большое количество роскошных парадных залов и помещений различного назначения. Характерные для архитектурной композиции дворцов анфилады демонстрировали все величие, богатство и разнообразие их интерьеров.

Дынька – декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII – XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах. Применялась в древнерусской архитектуре и псевдорусской эклектике.

Закомара (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Собор Рождества Богородицы Саввинско-Сторожевского монастыря – четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием

Зал — 1. большое внутреннее парадное помещение во дворцах, особняках, виллах и т. п. Залы предназначены для торжественных приемов, концертов, балов. Очень часто залы решались в два света, торжественность помещению придавали ряды колонн, а также богатое декоративное убранство. При отделке зала применялись ценные породы древесины и дорогие виды горных пород. Архитектурное и художественное убранство зала обычно было выдержано в стиле всего здания; 2. значительных размеров помещение в зданиях различного назначения.

Большой зал Строгановского дворца

Замковый камень, замок – клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки. Характерен для классицизма. 

Затяжка – горизонтальная или наклонная балка, стягивающая части какой-либо конструкции, обычно стороны свода.

Захаб — наружная пристройка к крепостной стене, защищающая ворота крепости.

Внешний захаб Никольской башни крепости Порхов, 1387

Зубец – выступ крепостной стены или башни, предназначенный для обороны. В русской архитектуре часто применялся зубец особой формы – “ласточкин хвост”.

Звонница — отдельно стоящее или надстроенное на стене храма вытянутое в плане сооружение с несколькими проемами в виде сквозных арок, расположенных в один, а иногда в два яруса, имеющих односкатную или двускатную крышу, в середине которой возвышается небольшая главка на глухом барабане. В проемах (пролетах арок) на балках подвешивали колокола. Звонницы явились ранней формой колоколен.

Звонница Преображенского собора, Вязёмы

Зубчики («сухарики») — ряд небольших прямоугольных выступов на карнизе, выполняющих роль декора.

Иконостас— в православном храме обычно деревянная стена от северной его стороны до южной, состоящая из нескольких ярусов икон, установленных на тябла в определенном порядке, и отделяющая внутреннее помещение храма от алтаря.

С начала XV в. получили распространение высокие иконостасы. В иконостасе устраивается три входа: в середине, в южной и северной его частях. В центре находятся Царские врата, главный сюжет которых — четыре евангелиста и сцена Благовещения. Каждый ряд икон называется чином. В иконостасе они располагаются в определенном порядке. Нижний ряд — «местный» чин, где помещены изображения Господа и Богоматери, а также наиболее почитаемые в данной местности иконы (местные) и иконы святых или святого, которому посвящен храм. Выше, над Царскими вратами, располагается Деисусный чин, являющийся главной составной частью иконостаса. Центральная икона изображает Спасителя, слева и справа — Богоматерь и Иоанн Креститель с апостолами. Выше расположен праздничный чин — двунадесятые праздники (двенадцать главных праздников) православной церкви. Следующий ярус представляет лики пророков, окружающих икону Богоматери с Младенцем. Верхний чин состоит из икон отцов и патриархов церкви. Завершает иконостас изображение креста. 

Иконостас, Благовещенский собор Московского Кремля

Интерьер — внутреннее пространство здания или помещения, функциональное назначение которого определяет архитектурное решение интерьера: форму, пропорции, размеры, ритм расположения и масштабные соотношения несущих конструкций, окон, дверей, ниш и т. п. Оно же влияет и на характер убранства интерьера. Интерьер создается в полной взаимосвязи с планировочным и архитектурно-конструктивным решением здания или сооружения.

Карниз — верхняя выступающая часть антаблемента или стены, завершающая здание. Такой карниз называется венчающим. Другой вид карниза — промежуточный — выполняется на фасаде для завершения этажа. Профили карнизов образованы различного рода архитектурными обломами: гусёк, каблучок и др.

Капитель – верхняя часть колонны или пилястры, форма которой определяется ордером. 

Картуш — декоративная лепная деталь в виде щита, полуразвернутого свитка или орнаментального венка, где помещались герб, эмблема, надписи и т. п. В архитектуре картуши получили особенно широкое распространение в XVI—XVII столетиях, когда господствовал стиль барокко. Они служили украшением фасадов зданий, оформляя главный вход во дворцы, особняки, или создавали композиционные акценты.

Келья— комнатка, отдельное небольшое жилое помещение в монастыре или медресе, занимаемое одним человеком. Келья отличалась простотой убранства, отсутствием какого бы то ни было декора.

Кокошник – в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав. В период узорочья кокошниками также украшались окна.

Колокольня – башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. Восьмиугольные, круглые или четырехугольные, с пирамидальным или шатровым верхом, увенчанным главкой. Для русских каменных колоколен также была характерна ярусная композиция. Уменьшающиеся в размерах ярусы придавали всему сооружению легкость и стройность. Наряду с колокольнями на Руси строились звонницы.

Колокольня Ивана Великого в Москве

Колонна – архитектурно обработанная опора, круглая или прямоугольная в плане, несущая часть стоечно-балочной конструкции. Колонна, основными элементами которой являются база, ствол и капитель, представляет часть классической системы архитектурной композиции — ордера. Массивный ствол дорической колонны без базы, гладкий или каннелированный, имеет некоторое утолщение внизу. Ионические колонны более изящные и стройные, ствол их имеет каннелюры. Колонны устанавливаются на профилированные базы. Ствол тосканской колонны — гладкий. Наибольшей стройностью отличаются каннелированные колонны коринфского и композитного ордеров.

Колоннада — ряд или несколько рядов колонн, расположенных симметрично, перекрытых антаблементом или арками и образующих своего рода галерею. Очень часто зодчие использовали колоннаду в качестве архитектурного декора здания.

Колоннада Казанского собора (Санкт-Петербург)

Консоль — выступающая из стены горизонтальная конструкция, служащая для поддержания различных частей здания: карнизов, балконов и т. п. Довольно часто концы консолей снизу декорируют волютами.

Контрфорс – каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры.

Конха — полукупол, перекрывающий апсиды и ниши. Элемент древневизантийской храмовой архитектуры в виде наполовину выступающего из здания сферического купола с невысоким барабаном. В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX — начале XX веков (псевдовизантийский стиль), конхи, как правило, играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола. Их барабаны выступают из здания в виде апсид. Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма. Чаще всего вокруг центрального купола у храмов византийского стиля расположены 4 конхи, и храм таким образом венчает пятиглавие. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана.

Конха, вид снаружи: Конха (окрашена жёлтым) Конха (базилика Святого Димитрия)

Крестово-купольный храм — тип храма, сложившийся в византийской архитектуре VI в. и являвшийся основным в древнерусской архитектуре. План такого храма построен в форме греческого креста по типу центральной симметрии. На четыре столба, расположенных в середине здания, опираются арки, на них возвышается барабан, перекрытый куполом, главенствующий во всей композиции храма. Плавный переход от арок к барабану осуществляется с помощью парусов. К центральному квадрату плана примыкают концы креста, перекрытые цилиндрическими сводами; образующиеся угловые помещения также перекрыты куполами или сводами.

Коруна – многолучевой кокошник над окном, очертаниями напоминающий корону.

Кубышчатая колонна – опора с плавным расширением в центральной части.

Купол – вид перекрытия (свода), близкий по форме к полусфере.

Коттедж — традиционный тип английского жилища, появившийся в Англии в конце XVI — начале XVII вв, в России их начали строить в конце 1920-х годов. Коттедж представляет собой городской или сельский одноквартирный индивидуальный дом, при котором имеется участок земли. Это небольшое уютное строение, чаще всего двухэтажное, с внутренней лестницей, ведущей на второй этаж, где располагаются спальни. В первом этаже размещаются гостиная, столовая, кухня, хозяйственные помещения. Архитектура коттеджей удивительно гармонично сливается с ландшафтом, со всей окружающей природой.

Крепость — фортификационное сооружение, служащее для обороны во время военных действий. Крепости на Руси первоначально были деревянными, а с XII—XIII вв. стали возводиться из камня. Усиленное строительство каменных крепостей велось в конце XV— XVI вв. при создании оборонительного пояса Руси от Старой Ладоги до Смоленска. Архитектура крепостных сооружений отличалась суровой простотой всех строений и лаконичностью общей объемной композиции архитектурного ансамбля. Их массивные глухие стены с расположенными по углам башнями и укрепленными мощными воротами опоясывали весь город. Скупые архитектурные детали крепостных стен и башен — навесные бойницы, машикули, широкие зубцы, узкие варницы — подчеркивали назначение сооружения и способствовали восприятию его художественного образа. До наших дней сохранились крепостные сооружения древнего Смоленска, возведенные Ф. Конем.

Кровля— верхняя ограждающая часть крыши или покрытия здания или сооружения, которая непосредственно подвергается воздействию атмосферных осадков. Кровли различаются по виду кровельного материала: гонтовые, дранковые, тесовые, рубероидные, черепичные, из кровельной стали, волнистых асбестоцементных листов и др.

Крыльцо— приподнятая над землей площадка перед входом в здание, открытая или с навесом, деревянная или каменная, имеющая ограждение. Типы крылец отличались большим разнообразием. Особенным богатством выделялись каменные крыльца хором, палат и соборов. На крыльцо вела лестница с резным или сплошным ограждением. Над крыльцом устраивалась обычно шатровая крыша, нередко украшенная кокошниками. Ее поддерживали мощные богато декорированные столбы. Обязательным элементом декора крылец были резные изящные гирьки, соединенные небольшими арочками.

Крыльцо избы Крыльцо Красной палаты, Ростовский кремль

Крыша — верхняя часть здания, защищающая его от дождя и снега. Крыша состоит из несущей части — стропил и ограждающей — кровли. Крыши могут быть утепленные и холодные, чердачные (при наличии чердака в здании) и бесчердачные, которые называются покрытием. Наклонные поверхности крыши называются скатами, а линии их пересечения — ребрами и ендовами. Уклоны скатов крыши зависят от материала покрытия кровли, от количества выпадающих осадков, особенно снега, от архитектурных и других требований. По форме различают крыши односкатные, двускатные, вальмовые, мансардные, купольные, шатровые, щипцовые, плоские и др. Часто крыша является характерной особенностью того или иного архитектурного стиля. Так, щипцовые крыши присущи готическому стилю, шатровые — древнерусской архитектуре, а тип плоской крыши — признак современной архитектуры.

Вальмовая крыша — четырехскатная крыша, имеющая вальмы (треугольный скат от конька крыши до карниза по торцевым сторонам здания). Такие крыши довольно часто встречались в зданиях средневековой архитектуры стран Западной Европы, распространены в строениях южных городов.

Схема вальмовой крыши:

infourok.ru

Архитектурные термины в иллюстрациях – Этот удивительный мир… — ЖЖ

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

renatar.livejournal.com

Архитектурный словарь – значение слова Волюта

(итал. voluta, букв. завиток)    архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с “глазком” в центре. Составная часть ордерных капителей; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон.    * * *    а) архитектурно-декоративная деталь ионической капители в форме завитка;    б) орнаментальный мотив в виде завитка.    (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)    * * *    Декоративный элемент в виде спирального завитка.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)    * * *    архитектурно-декоративная деталь в форме спирали из трех витков с глазком в центре, составляет характерный элемент капители ионического ордера. На боковом фасаде волюта имеет вид свертка, перетянутого посередине ремнем. Эта форма называется БАЛЮСТРОЙ. В средние века волюты почти не применялись. Во времена РЕНЕССАНСА и БАРОККО волюты употреблялись при сопряжении вертикальных и горизонтальных элементов сооружения, при оформлении фасадов, в обрамлении порталов, дверных и оконных проемов и т. п. Многоярусная колокольня Петропавловского собора, завершенная золоченым шпилем, доминирует в ансамбле крепости. Впечатление стройности и пирамидальности ее силуэта усиливает мотив волют на западном фасаде сооружения.    (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Смотреть значение Волюта в других словарях

Волюта — волюты, ж. (латин. voluta, букв. скрученная) (архит.). Завиток капители ионической колонны.
Толковый словарь Ушакова

Волюта Ж. — 1. Скульптурное украшение капителей колонн, карнизов, наличников и т.п. в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре.
Толковый словарь Ефремовой

Волюта — -ы; ж. [от лат. voluta – завиток] Архит. Составная часть ордерной капители в виде спиралеобразного завитка с кружком в центре; такое украшение в рельефном орнаменте порталов, карнизов и т.п.
Толковый словарь Кузнецова

Волюта — (итал. voluta – букв. – завиток), архитектурный мотив в формеспиралевидного завитка с “глазком” в центре. Составная часть ордерныхкапителей; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон.
Большой энциклопедический словарь

Волюта — — завиток — архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Составная часть ордерных капителей, архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон.
Исторический словарь

Посмотреть еще слова :


Перевести Волюта на язык :

slovariki.org

Волюта. Подробно об архитектурном термине.

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту [email protected]. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Архитектурный ордер. Завершение: evan_gcrm — LiveJournal

Архитектурный ордер. Часть №1
Архитектурный ордер. Часть №2
Архитектурный ордер. Часть №3
Архитектурный ордер. Часть №4
Архитектурный ордер. Часть №5

Общие правила

Правило несвешиваемости:

При использовании ордеров в проектировании необходимо строго следить за правильностью сопряжений их частей: базы колонны с пьедесталом, колонны архитравом и архитрава с фризом.


Существенное значение при этих сопряжениях имеет правило несвешиваемости, заключающееся в том, что отвесы выступающих опорных частей не должны внизу встречать пустоту. В приведенных сопряжениях выполнение этого правила обеспечивается тем, что выше- и нижележащие опорные элементы лежат в одной вертикальной плоскости.

В некоторых случаях нижележащий опорный элемент может выступать против верхнего, но не наоборот. Так, например, делается сопряжение пьедестала с базой колонны в том случае, когда пьедестал не имеет карниза.

Благодаря правилу несвешиваемости обеспечивается равновесие и устойчивость ордерных форм, как конструктивной системы.

Обработка ордером полуциркульных оконных проемов

Полуциркульное окно – окно, вытянутые в вертикальном направлении, но заканчивающиеся сверху полукругом. В подобное окно можно вписать два или полтора круга.

При желании проем можно обработать так – поместить над окном сандрик, для этого надо получить две вертикальные линии, определяющие место и пределы его карниза. Далее с наличником, наподобие контрналичника, проводятся две вертикальные линии, которые и определяют длину карниза сандрика.

Остается определить высоту расположения карниза. Если бы окно не завершалось сверху полукругом, наличник прошел бы горизонтально, превратившись в архитрав, над ним расположился бы гладкий фриз и выше – карниз. В этом же случае наличник слева и справа по кругу спускается вниз. Проводим непосредственно над наличником (архивольтом) какую-нибудь, хотя бы самую узкую горизонтальную тягу в виде валика, астрагала и т. п.; этого вполне достаточно, чтобы трактовать часть над ней как фриз. Ширина фриза приблизительно равна архивольту, а выше определяется место для карниза.

Дальше сандрик можно поддержать кронштейнами, увенчать фронтоном любой формы.

Наконец, эту форму можно развивать еще, оставаясь в пределах знакомых приемов: наличник, окружающий полукруглую часть, можно рассматривать как архивольт, который только обходит полукруглую часть и опирается на импост,– верх импоста равняется с центром арки, а ширина импоста равна ширине архивольта. Профилю импоста можно придать профиль архитрава, но можно также обработать импост в форме простой капители. В этом случае вертикальную часть наличника естественно рассматривать как столбик, как пилястр. Тогда, чтобы быть последовательным, надо дать этому пилястру и базу. Ввиду того, что все формы вокруг окон довольно мелкие, нежные, можно сделать на плоскости пилястра филенки и даже украсить ее орнаментом.

“Брамантово окно”

Таким образом, в окончательном виде получается окно с полукруглым верхом, у которого в прямых частях по бокам поставлены небольшие пилястры, несущие на себе арку; между полем стены и полем пилястра введена плоскость, рисующаяся в виде прямоугольника, заканчивающегося сверху карнизиком; для ясного обозначения фриза под карнизом, непосредственно над архивольтом проведен горизонтальный узкий профилек. Треугольники, получившиеся по бокам арки,, обработаны филенками, иногда с кружками в середине. В середине арки можно выделить замковый камень, часто обработанный в виде кронштейна. Вся композиция этого окна, в сущности, не содержит ничего’ нового, но естественно и последовательно вытекает из форм, уже применявшихся в отделке прямоугольных окон. Стоило только поставить задачу обработать полуциркульное окно как прямоугольное, и средства разрешения приходят сами собой и самым естественным образом располагаются по местам.

За этими окнами у западных исследователей закрепилось название, указывающее на их автора, – брамантовы окна.

Тройное окно Палладио

Состоит из большого полуциркульного отверстия с архивольтом, опирающимся на импост, разработанный в виде антаблемента, продолженного влево и вправо от окна. Этот антаблемент с каждой стороны окна подперт в двух местах: непосредственно под архивольтом и на некотором расстоянии от этих колонн.

Таким образом, по сторонам среднего большого полуциркульного окна получаются два прямоугольных окна, высотой, равной колонкам, но с незначительной шириной. Обычно эти узкие окна ограничены с одной стороны свободной круглой колонкой, а с другой – либо полуколонкой, либо полупилястром.

Вся композиция заключена в прямоугольник, ограниченный сверху антаблементом, завершающим здание или этаж, и двумя трехчетвертными колоннами или столбами, поставленными в центре простенков. Получающиеся по бокам арки поля стены обрабатывались различно. Здесь помещались филенки и скульптурные украшения, или же круглые окна.

“Палладиево окно” вызывает довольно разноречивую оценку. Некоторые находят его недостаточно прочным, неустойчивым, считают, что средние колонки находятся в несколько рискованном положении.

Членение стен при помощи ордеров

При членении стен при помощи ордера возможны два варианта:

Стена отодвигается назад настолько, чтобы колонна выступала из плоскости стены не менее, чем на половину своего диаметра. (Меньший выступ колонны из плоскости стены образовал бы случайное и некрасивое сечение капители и базы и искаженный силуэт ствола колонны; поэтому такие выступы колонн в классике никогда не применялись. Форма колонны и ее частей выявляется лучше всего, когда центр колонны в плане несколько вынесен вперед, против плоскости стены, что и делалось в классике. Часто колонна выносилась на 3/4 диаметра).
Колонна превращается в пилястру или упрощенную пилястру – лопатку. (Лопатка – плоский выступ стены, не имеющий базы и капители).

Поэтажное размещение колонн

При расположении ордеров друг над другом применяется правило, следующим образом сформулированное Андреа Палладио:
“Ордера располагаются в зданиях в таком порядке, чтобы наиболее массивный был в самом низу, так как он более вс

evan-gcrm.livejournal.com

Валюта — Википедия

Запрос «Валюта» перенаправляется сюда; о бухгалтерском термине см. Валюта баланса.

Валю́та (от итал. valuta) — национальные, иностранные и международные деньги, как в наличной форме (в виде банкнот, казначейских билетов, монет), так и безналичной (на банковских счетах и в банковских вкладах), являющиеся законным средством платежа[1][2][3].

Второе значение термина — денежная единица, то есть единица измерения денег, используемая для выражения цен товаров и услуг, для установления номиналов денежных знаков, для осуществления денежных расчётов, для определения стоимости (курса) иностранных валют.

Национальной валютой Российской Федерации является российский рубль, состоящий из 100 копеек (последние выступают по отношению к национальной валюте разменными денежными единицами). Примерами международных валют являются ЭКЮ, евро, специальные права заимствования.

Ряд авторов считает, что валютой в широком смысле является любой товар, способный выполнять функцию денег при совершении обмена на рынке внутри страны или на международном рынке[4].

Слово «валюта» происходит от итал. valuta («стоимость, монета, валюта»), связано с итал. valere («иметь вес, стоить»), которое происходит от лат. valere («быть сильным, иметь возможность, стоить»), в свою очередь восходящего к праиндоевр. *wal («быть сильным»)[5]. Русское слово «валюта», возможно, заимствовано через нем. Valuta или прямо из итальянского языка[6].

Термин Валюта также применяется для обозначения:

Слово «валюта» вошло в широкий обиход только во второй половине XX века и обычно применяется только к действующим законным средствам платежа, существующим в формах наличных или безналичных денег. Так, древнеримский денарий не называют валютой, используя понятия «монета», «денежная единица». Термин «валюта» (как основная денежная единица государства) не тождественен понятию «деньги». Некоторые функции денег при определённых обстоятельствах могут выполнять некоторые товары (товарные деньги). Так, например, в Германии в первые годы после окончания Второй мировой войны, в Западной зоне оккупации на чёрном рынке роль денег играли американские сигареты.

Виды валют[править | править код]

Символ любой валюты, используемый в компьютерном шрифте

Существует несколько подходов для выделения различных видов валют, в частности выделяют[7]:

  1. По отношению к государству-эмитенту:
  2. По возможности обмена на другую валюту (конвертируемости):
  3. По обеспеченности драгоценными металлами в рамках действующей денежной системы:
  4. По степени стабильности, устойчивости валютного курса:
    • твёрдая / сильная (то есть устойчивая)
    • мягкая / слабая
  5. По статусу эмитента и территории обращения:
  6. По степени использования в мировом обороте:
  7. По сфере применения:
  8. По наличию других валют, участвующих в обращении:
  9. По сроку действия:
    • постоянная
    • временная
  10. По наличию физической формы (в форме банкнот, казначейских билетов и монет):
  11. По своему текущему статусу:
    • историческая: выведенная из обращения, уже не являющая законным платёжным средством
    • существующая: участвующая в обращении, являющаяся законным средством платежа

Классификаторы валют[править | править код]

Код валюты — относительно короткая последовательность цифр и/или букв, используемая для представления наименования денежной единицы и её идентификации в различных системах передачи информации. Коды валют сгруппированы в классификаторы валют, которые, как правило, являются общемировыми, межгосударственными, национальными или отраслевыми стандартами. Общемировым стандартом является ISO 4217.

В наглядном виде хронологические рамки и области применения классификаторов валют, действовавших в СССР и Российской Федерации, могут быть представлены следующей схемой:

Развитие валютных отношений и формирование валютной системы[править | править код]

Выпуск и обращение валюты как средства, прежде всего, обеспечивающего взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств, формирует систему общественных отношений, называемую валютными отношениями[7]. Отдельные элементы валютных отношений возникли ещё в Древней Греции и Древнем Риме — в виде вексельного и меняльного дела. В последующие столетия возникли средневековые «вексельные ярмарки» в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы, где производились расчёты по переводным векселям (траттам). В эпоху феодализма и становления капитализма стала развиваться система международных расчётов через банки. По мере роста производительных сил и производственных отношений, углубления международного разделения труда, возникновения мирового рынка, углубления и расширения мирохозяйственных связей развивались валютные отношения.

Развитие системы валютных отношений привело к созданию и организации этих отношений, которая была закреплена в национальном законодательстве или международными соглашениями. Форму организации валютных отношений, закреплённую в национальном законодательстве и в международных соглашениях принято называть валютной системой[7].

Состав и структура валютной системы[править | править код]

По признаку территории, на которой действует валютная система, различают национальную, региональную и мировую валютные системы.

Элементы национальной валютной системы:

  1. Национальная валюта
  2. Паритет национальной валюты или режим её курса
  3. Условия конвертируемости
  4. Валютные ограничения / валютный контроль
  5. Национальное регулирование международной валютной ликвидности государства
  6. Регламентация использования международных кредитных средств обращения
  7. Регламентация международных расчётов с участием данного государства
  8. Режим национального валютного или золоторезервного рынка
  9. Национальные органы валютного регулирования и валютного контроля

Элементами мировой и региональной системы являются:

  1. Функциональные формы мировых денег
  2. Условия взаимной конвертируемости валют
  3. Унифицированный режим валютных паритетов
  4. Регламентация режимов валютных курсов
  5. Межгосударственное регулирование валютных ограничений
  6. Межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности
  7. Унификация правил использования международных кредитных средств обращения
  8. Унификация правил основных форм международных расчётов
  9. Режим мировых валютных рынков и рынков золота
  10. Международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование

Мировая валютная система базируется на мировых деньгах. Мировыми называются деньги, которые, выполняя функции интернациональной меры стоимости, международного платёжного и резервного средства, обслуживают международные отношения (экономические, политические, культурные). В течение длительного времени функциональные формы мировых денег эволюционировали, повторяя с некоторым отставанием путь развития национальных денег — от золота к кредитным деньгам. Впервые использование национальных валют наряду с золотом в качестве мировых денег было узаконено в 1922 году, когда была создана Генуэзская валютная система. На смену ей в 1944 году пришла Бреттон-Вудская валютная система, представляющая собой систему золотовалютного стандарта. После краха Бреттон-Вудской системы, произошедшего в начале 1970-х годов, в 1978 году была принята и действует по настоящее время Ямайская валютная система, основанная не на золотом паритете бумажных денег, а на системе плавающих валютных курсов[4].

Конвертируемость валют[править | править код]

Вопросы организации обмена одной валюты на другую (конвертируемость валют) являются важными элементами национальной, региональной и мировой валютной системы.

В зависимости от того, каким образом в рамках той или иной валютной системы организован обмен одной валюты на другую различают: условия конвертируемости, валютный паритет, режим валютного курса.

Условия конвертируемости валют определяют саму возможность обмена одной валюты на другую и степени свободы такого обмена. При этом выделяют валюты:

  1. Свободно конвертируемые, которые обмениваются на любые другие валюты без ограничений. Понятие «свободно конвертируемой валюты» введено в Устав Международного валютного фонда в 1978 году. К ним относят валюты стран, где нет валютных ограничений. К этой категории ещё в 1978 году были отнесены доллар США, марка ФРГ, японская иена, британский фунт стерлингов, французский франк. Позднее с созданием Европейского валютного союза марка и франк были заменены евро.
  2. Частично конвертируемые валюты. К ним относят валюты стран, где сохраняются валютные ограничения.
  3. Неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и нерезидентов введён запрет обмена валют.

Элементом валютной системы является валютный паритет — соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме (золотом или серебряном) базой валютного курса являлся монетный паритет — соотношение денежных единиц разных стран, определяемое по содержанию золота или серебра в монетах этих стран. В этих условиях золотой паритет совпадал с понятием валютного паритета.

Режим валютного курса[править | править код]

Режим валютного курса также является элементом валютной системы. Различаются: режим фиксированного валютного курса; режим валютного коридора, когда курс валюты колеблется в заданных рамках; плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения валюты, а также их разновидности.

Юридические критерии конвертируемости валюты:

Валютная политика[править | править код]

Валютная политика (аналог. Валютное регулирование) — совокупность экономических, юридических и организационных мероприятий в сфере денежного обращения и валютных отношений, осуществляемых государствами, центральными банками и международными финансовыми органами, один из главных сегментов экономической политики государства или группы (союза) государств[8][9]. Валютная политика включает в себя в том числе:

  • Режим валютного курса — система определения курса национальной валюты, варьирующаяся от жёсткой привязки, например, к золоту (золотой стандарт), до свободного плавающего курса, когда он складывается исключительно под действием рыночных сил;
  • Валютное законодательство — совокупность правовых норм, регулирующих в пределах определённого государства отношения, связанные с валютными ценностями[10];
  • Валютное обращение;
  • Валютное регулирование;
  • Валютный контроль — контроль органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Появление понятия «валюта» связано с достижением того уровня развития внешнеэкономических отношений, при котором стало необходимо покупать иностранные платёжные средства для оплаты импорта товаров, услуг, внешних долгов и появилась необходимость продажи иностранных денег, полученных от экспорта и возвращения кредитов, на национальные деньги[1].

В процессе развития товарного производства, изменения денежной и валютной систем изменялись и функциональные формы валюты. В XIX веке господствовал т. н. золотой стандарт, при котором валюта была почти исключительно золотая, наряду с обмениваемыми на золото бумажными деньгами. Во время мирового экономического кризиса 1929—1933 годов золотой стандарт был отменён, валюта принимает вид неразменных банкнот в наличной и безналичной форме. Тем не менее в некоторых критических ситуациях используется золотая валюта, во время Второй мировой войны для этой цели служили стандартные золотые слитки, весившие 400 тройских унций, то есть около 1231 г[1].

Существовавшая в 1944—1978 годах Бреттон-Вудская валютная система установила особой статус резервной валюты для доллара США и британского фунта стерлинга, выделив их среди прочих свободно конвертируемых валют в качестве преобладающего в международных расчётах платёжного и резервного средства. С 1978 года действует Ямайская валютная система, при которой котировка курсов валют свободно формируется на валютном рынке на основе спроса и предложения. Свободно используемыми валютами, включёнными в корзину специальных прав заимствования являются доллар США, английский фунт, евро, японская иена[1] и китайский юань[11].

Валютные операции в России

ru.wikipedia.org

Облом (архитектура) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Облом.

Обло́мы (от древнеславянского: лом, ломать, лама = яма или впадина) — протяжённые архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению — профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Обломы, широко распространённые в ордерной архитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической основы здания.

Обломы впервые получили применение в Древней Греции, откуда были заимствованы зодчеством Древнего Рима, затем Возрождения и европейской архитектурой последующих эпох. В современной архитектуре для металлических, бетонных и деревянных элементов конструкций употребляется термин профили (переплёты остекления, обрамления и тяги на навесных стеновых панелях).

Классические архитектурные обломы делятся на прямолинейные и криволинейные:

К прямолинейным архитектурным обломам принадлежат полка и полочка (прямоугольные и трапециевидные выступы) и плинт (прямоугольная база колонны или выступ стены).

Криволинейные архитектурные обломы, в свою очередь, делятся на простые (очерченные из одного центра) и сложные (очерченные из двух центров).

К простым архитектурным обломам принадлежит вал, валик и четвертной вал (выпуклая половина или четверть круга) и выкружка (вогнутая четверть круга).

К сложным архитектурным обломам принадлежат: дорический киматий или «гусёк», ионический киматий или «каблучок». Соединение полки с валиком образует астрагал.

Типы обломов[править | править код]

По поперечному сечению выделяются следующие типы обломов (нумерация соответствует иллюстрации справа):

  1. полочка (прямоугольное сечение). Для полочки, расположенной в пьедестале колонны, зачастую используется название плинт
  2. полка (более широкое прямоугольное сечение)
  3. валик или торус (полукруглое сечение)
  4. вал или торус (более широкое полукруглое сечение)
  5. четвертной вал (сечение в виде четверти окружности)
  6. обратный четвертной вал
  7. каблучок (сечение содержит выпуклую и вогнутую дуги с выпуклой дугой наверху). Используется в капителях и карнизах
  8. обратный каблучок с выпуклой дугой внизу используется в базах колонн и цоколях
  9. гусёк (очертание сечения составлено из двух дуг окружностей, образующих рукописную строчную букву Г (г))
  10. обратный гусёк
  11. выкружка
  12. обратная выкружка
  13. жёлоб (сечение содержит вогнутую часть окружности или кривой)
  14. скоция
  15. астрагал (сложный профиль, состоящий из валика и полочки)
  16. полочка с выкружкой
Орнаменты для обломов

Прямолинейные обломы украшаются обычно геометрическим орнаментом, называемым порезкой, а криволинейные — органическим. Например, полки украшаются меандром; валики — шнуром из бисера или перлами, гуськи и каблучки — листиками, а четвертные валы — иониками. Порезки выполняются на обломах резьбой по камню или формовкой из гипса и других материалов.

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *