- Архитектура 14-15 веков на Руси [Русская, Зодчество]
- Московская архитектура 14-15 веков
- Архитектура Новгорода 14-15 веков
- Архитектура Пскова 14-15 веков
- Картинки (фото, рисунки)
- Архитектура 14-15 веков доклад
- Зодчество в 14 веке на руси
- Деревянное зодчество в 14 15 веках
- Архитектура 14 века
- Архитектура 14 -15 век
- Какие новые явления возникли в архитектуре XIV-XV вв. на Руси?
- Какие памятники архитектуры XIV-XV вв. Руси сохранились до наших дней?
- Как можно отличить храмы, созданные в Московской земле, от новгородских?
- Русское зодчество в XIV – XV веках
- Средневековое искусство. Архитектура 14 – 15 веков.
- Условия и особенности развития русского зодчества XIV-XV веков. Расцвет архитектуры Новгорода XIV – начала XV веков. Зодчество Пскова XIV-XVI веков. Раннемосковская архитектурная школа XIV – первой половины XV веков.
- Архитектура Русская (IX – XVII вв.)
- Архитектура Руси XIII – XV вв.
- Архитектура Московского княжества [14-15 веков]
- Архитектура при Иване Калите
- Архитектура при Дмитрии Донском
- Архитектура при Василии I
- Архитектура при Иване III
- Картинки (фото, рисунки)
Архитектура 14-15 веков на Руси [Русская, Зодчество]
Основная статья: Культура Руси в 14-15 векаСодержание (план)
В Средние века «зодчество было великой книгой человечества, основной формулой, выражавшей человека на всех стадиях его развития — как существа физического, так и существа духовного», говорил Виктор Гюго.
Что касается деревянных храмов XIV-XV вв., то все они давно погибли от времени или от пожаров. Исключение составляют лишь два чудом уцелевших сооружения: церковь Лазаря Муромского монастыря на Онежском озере (XIV в.) и церковь Ризоположения села Бородавы на реке Шексне (1485). Обе они мало чем отличаются от обычной бревенчатой избушки, увенчанной крестом.
Каменные здания той эпохи сохранились значительно лучше. В основном они находятся в Москве и Подмосковье или в Новгороде и Пскове.
Московская архитектура 14-15 веков
см. Архитектура Московского княжества
Архитектура Новгорода 14-15 веков
Расцвет Новгородской боярской республики в XIV — первой половине XV в. проявился и в интенсивном каменном строительстве. Как и прежде, новгородские храмы строились из грубо обработанных плит местного серого известняка, а отдельные детали выкладывались из кирпича. В результате стены даже после штукатурки оставались неровными и выглядели так, словно их вылепили из какого-то мягкого материала.
Наружная отделка храмов была скромной, но изящной. Стены по вертикали делились на три части (прясла) широкими лопатками. Их однообразие скрадывали узкие щели окон и многочисленные декоративные ниши. Часто использовались выложенные из кирпича простые орнаменты в виде круга, треугольника или креста. Над окнами любили устраивать полукруглые арочки-«бровки». Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Самые известные среди новгородских храмов этого периода — церковь Спаса на Ильине улице (1374) и церковь Петра и Павла в Кожевниках (1407). Благодаря кропотливому труду реставраторов им возвращён первоначальный вид.
Архитектура Пскова 14-15 веков
Архитектура Пскова XIV-XV вв. во многом напоминает новгородскую, но её отличает пристрастие псковичей к особому типу звонницы — в виде каменной стенки с арочными проёмами для колоколов. В зависимости от размеров такие звонницы могли устанавливаться либо рядом с храмом, либо прямо на его сводах.
Картинки (фото, рисунки)
Лазаревская церковь Муромского монастыря на Онежском озере. XIV в.
Церковь Положения ризы Богоматери села Бородавы. 1485 г. Рисунок В. Ф. Соколовой
Церковь Николы на Липне (1292) под Новгородом — древнейшая из сохранившихся каменных построек после монгольского времени
Архитектура 14-15 веков доклад
Зодчество в 14 веке на руси
Деревянное зодчество в 14 15 веках
Архитектура 14 века
Архитектура 14 -15 век
Какие новые явления возникли в архитектуре XIV-XV вв. на Руси?
Какие памятники архитектуры XIV-XV вв. Руси сохранились до наших дней?
Как можно отличить храмы, созданные в Московской земле, от новгородских?
wikiwhat.ru
Русское зодчество в XIV – XV веках
⇐ ПредыдущаяСтр 49 из 56Следующая ⇒
В конце XIII века возобновилось каменное зодчество. Построен Спасо-Преображенский собор в Твери. В XIV веке в Новгороде построеныцерковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Крупное строительство шло в Новгороде в XV веке.
В 1433 – немецкие и новгородские мастера построили в Новгородском Кремле Грановитую палату, предназначенную для торжественных приемов и заседаний Совета господ.
В 1330 году построена крепость в Изборске, ставшая одной из крупнейших военных сооружений на Руси.
В 1325-1340 годах Иван Калита,после переезда в Москву митрополита Петра, строит– Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору.
Свидетельством растущего могущества Москвы стало сооружение в1367–белокаменного Кремля.НаканунеКуликовой битвы в Коломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все Московские храмы.
Постройки создавались в духе владимирского зодчества, чтобы подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы от Владимира.
Образование единого централизованного государства поставило Москву в особое положение. Превратившись в столицу Русского государства, резиденцию Великих князей всея Руси, Москва стала центром русского зодчества.
В Москву приглашались лучшие русские мастера, зодчие из за границы. Итальянские зодчие привезли в Россию новый строительный материал – кирпич. Аристотель Фиораванти построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянских зодчих в 80-х годах строятся стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы в Москве. В Архангельский собор при Василии III будут перенесены и захоронены останки правителей.
Архитекторы Марко Руффо, Пиетро Антонию Солари построили в Кремле Грановитую палату
, выложенную снаружи граненным белым камнем.Московский Кремль, созданный как парадная резиденция великих князей, стал символом их могущества.
Архитектура Московского государства в XVI веке
Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы России. Появились специальные органы, занимавшиеся архитектурой Москвы – Городовой приказ и Приказ каменных дел.
Изменяется внешний облик Московского Кремля. С его территории выводятся все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, государственные учреждения –Печатный и Посольский дворы, строятся здания приказов.
Сочетание столичного каменного зодчества и русского народного деревянного зодчества привело к появлению шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм
В 1524 году был построен Новодевичий монастырь в честь взятия Смоленска.
Вершиной русского зодчества стал Покровский собор, (храм Василия Блаженного, юродивого похороненного у его стен) построенный в 1556-1560 годах в честь взятия Казани. Строители храма, русские архитекторы Барма и Постник, согласно легенде были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли построить нечто подобное в других городах.
Русская живопись в XIV веке
Феофан Грек – работал в начале в Новгороде затем в Москве. Приехал из Византии в 70-х годах XIV века. Одной из лучших работ считается фресковая роспись новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Самобытным творением считается икона Донской богоматери
. В Москве он расписал церковь Рождества, Кремлевский терем князя Василия I, фрески для Архангельского собора. Главным его творением стал иконостас для Благовещенского собора.Русская живопись в XV – XVI веках
Наиболее ярким представителем русской национальной живописи был Андрей Рублев, монах Троице – Сергиева а затем Спасо – Андроникова монастырей. В 1405 году он вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Кремле. В 1408 году с Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, после чего украсили фресками собор Троице – Сергиева монастыря. Самая известная работа Андрея Рублева – икона «Святая Троица».
Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV начала XVI веков был князь, ставший монахом
В середине XVI века в Москве была написана огромная икона – картина «Церковь воинствующая». На ней изображены: торжественное шествие русского войска во главе с Иваном Грозным, князь Владимир Святославович с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской, Архангел Михаил. В центре фигура императора Константина, с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Икона Церковь воинствующая посвященная взятию Казани.
Основные тенденции развития русской культуры в XVII веке
Образование
В XVII веке возникла потребность в широком распространении грамотности. Это обуславливалось ростом государственного аппарата, как в центре, так и на местах, возобновление связей с иностранными государствами, оживлением торговли и промышленности.
Самой распространенной формой образования было домашнее обучение. Назрела необходимость в создании сети школ. Они открывались в монастырях. В качестве учителей приглашались ученые – монахи из Речи Посполитой. В Москву для обучения детей Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. По его предложению в 1665 году в Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа.
В 1687 году братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение –Славяно – Греко – латинское училище (позже академия). Прием в него был разрешен детям из свободных сословий
Книгопечатание
Во второй половине XVII века Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей, 150 тысяч церковных учебных книг.
В 1678 году была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х годов XVII века –
Литература
Литература в XVII веке перестала быть только церковной. Стали записываться произведения устного народного творчества – былины, пословицы, песни, заговоры.
Появились новые литературные жанры, сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»), в которых обличались феодальные порядки, продажность и волокита феодального суда. «Повесть о Фоме и Ереме» высмеивала неспособных к труду детей дворян.
Из наиболее популярного жанра жития святых, начал формироваться новый жанр – биографическая повесть, «Повесть об Улиании Осорьиной».
Первым произведением в виде автобиографической повести стало «Житие» протопопа Аввакума.
Архитектура
Одним из самых ярких памятников архитектуры стал Теремной дворец
Московского Кремля построенный для Михаила Федоровича в 1635-1636 годах архитекторами Б.Огурцовым, А.Константиновым, Г.Шарутиным, Л.Ушаковым.Другим выдающимся памятником был летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском. Дворец этот простоял до правления Екатерины II и был разобран для реставрации, но так и не был отреставрирован.
«Дивной» назвали Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе. По заказу купцов Строгановых в 1647-1650 годах была построена в Ярославле церковь Ильи Пророка.
В течение почти сорока лет (1656 – 1694) шло строительство комплекса Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха.
В 70-80-х годах XVII века был построен ансамбль Ростовского кремля, где звучали самые знатные на Руси колокола.
Большую реконструкцию перенес и Московский Кремль. Архитектор Б.Огурцов в 1624-1625 годах надстроил над Спасской башней еще один ярус где мастером Х.Галовеем были установлены большие часы. Была обновлена главная площадь страны, получившая название Красная площадь.
Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных домов.
В конце XVII века появился новый архитектурный стиль, получивший название нарышкинского стиля или московского барокко. Наиболее ярким примером нарышкинского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.
Живопись
Произведения живописи в XVII веке представлены в основном иконами. Выдающимся мастером живописи был Симеон Ушаков (1626 – 1686) Наиболее известным его произведением был «Спас Нерукотворный»
Новым явлением стало возникновение и развитие портретной живописи. В первой половине XVII века парсуны писались в старой иконописной манере, яичными красками на доске, то во второй половине века писали маслом на холстах.
Театр
Новым явлением русской культуры стало открытие в 1672 году при дворе Алексея Михайловича первого в России театра пастора Готфрида Грегори. До этого театральное действие разыгрывалось на ярмарках скоморохами и лицедеями для толпы.
Пастор собрал труппу из 60 иностранцев, в исполнении которых предпринял постановку пьес на библейские темы. Спектакль «Пещное действо» царь смотрел в течение нескольких часов. После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Средневековое искусство. Архитектура 14 – 15 веков.
Одним из крупнейших центров развития искусства в 14-15 вв. был Новгород, переживавший в это время экономический и политический подъем.
Как и прежде, новгородские постройки возводились на средства отдельных бояр, купеческих объединений и коллективов “уличан”, и в них отражались вкусы заказчиков. Здания отличались массивностью и монолитностью. Новгородские строители перешли к кладке из грубо отесанных известняковых плит с использованием валунов и частично кирпича, что еще более усиливало впечатление силы и мощи. Новгородские зодчие заменили позакомарное покрытие трехлопастным, уменьшили число апсид с трех до одной, опустив ее до половины высоты храма.
Классическими образцами этого стиля являются церковь Федора Стратилата (1360-1361) и церковь Спаса на Ильине улице (1374). Характерная черта этого стиля – нарядное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, треугольными впадинами, скульптурными вкладными крестами. Многие ниши были заполнены фресковыми росписями.
В дальнейшем новый архитектурный стиль почти не изменился. Хотя в 15 в. появилось стремление создавать строения в стиле 12 в., так новгородская аристократия стремилась сохранить “старину и пошлину” независимой Новгородской боярской республики. В Новгороде велось и крупное гражданское строительство. В Кремле в 1433 г. немецкие и новгородские мастера построили Грановитую палату для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный детинец, который впоследствии несколько раз перестраивался (детинец – укрепление в средневековом русском городе вокруг резиденции князя или епископа; с 14 в. заменяется термином “кремль”).
Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившегося в середине 14 в. от Новгорода и ставшего центром самостоятельной феодальной республики. Больших успехов достигли псковичи в крепостном строительстве. В 1330 г. были возведены каменные стены Изборска – одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси. В самом Пскове был построен большой каменный Кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны, почти лишены декоративного убора. Псковские мастера разработали особую систему перекрытия здания взаимоперекрещивающимися арками, что дало возможность освободить храм от столбов. Этот прием сыграл существенную роль в создании типа малой бесстолпной “посадской” церкви. Своим мастерством псковские зодчие завоевали общерусскую известность. Они сыграли большую роль в московском строительстве в 15-16 вв.
Первым городом Северо-Восточной Руси, в котором возобновилось каменное строительство, была Тверь. Во 2-й четверти 14 в. начинается каменное строительство в Москве. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма: Успенский собор, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору, Архангельский собор. Ни один из них не дошел до нашего времени. В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси того времени.
Накануне Куликовской битвы в Коломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г.), собор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422). Образцами для них послужили церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Это связано с идеей владимирского наследства, пронизывающей всю московскую политику.
Билет № 17
Архитектурные памятники Московского Кремля XV-XVI в.в.
С XIII в. Кремль перестал быть защитно-укрепительным сооружением, а превратился в резиденцию Великого князя и митрополита. Если раньше территория Кремля застраивалась только деревянными сооружениями, то теперь здесь стали возводить постройки из белого камня
В период 1475-1479 гг. под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти был построен новый Успенский собор, который считался самым главным храмом Русского государства. Напротив собора, на другом конце площади, итальянец Алевиз Новый возвел собор Архангела Михаила – храм-усыпальницу. В западной части Кремля был выстроен дворец великого московского князя, в который входила Набережная палата, Средняя Золотая палата, Большая Грановитая палата.
Несколько позже, в 1485-1489 гг. с юго-западной стороны холма был построен Благовещенский собор, а рядом с ним – церковь Ризоположения. Эти храмы были построены артелью псковских мастеров. Между Архангельским и Благовещенским соборами расположился Казенный двор – главная княжеская сокровищница.
Завершилось формирования архитектурного ансамбля Соборной площади возведением колокольни Ивана Великого. Колокольня была построена несколько позже, в 1505-1508 годах.
По традиции все новые храмы строились на месте своих древних предшественников, самых первых церквей, которые выросли здесь во времена Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Храмы носили те же названия, в них бережно были перенесены все реликвии и захоронения из старых храмов. В Успенский собор из Владимира была перевезена икона Владимирской богоматери – самая почитаемая в то время русская святыня.
Завершающим штрихом перестройки Кремля стало возведение новых стен и башен. Обновление и перестройка башен Кремля велись в несколько этапов. Первой была построена Тайницкая башня, которая имела тайный ход к Москве-реке, архитектором ее был итальянец Антон Фрязин. Марко Фрязин – другой итальянец, стал автором Беклемишевской башни (ныне Москворецкой). Далее построили Свиблову башню, которая также имела тайный ход к реке. В 1633 году в Свибловой башне была установлена машина для подъема воды, и башню переименовали в Водовзводную. Благовещенская башня была построена в 1488 году. После нее возвели 1-ю и 2-ю Безымянные башни, Петровскую, Боровицкую, Константино-Еленинскую и Набатную башни. Для того, чтобы надежнее укрепить восточную часть Кремля, построили Спасскую башню. Эта башня имеет характерный запоминающийся силуэт и служит визитной карточкой Московского Кремля. Башня была названа в честь двух икон: Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного. Спасский вход в Кремль считался святыми воротами. В это же время была построена Никольская башня. Между Спасской и Никольской выросла еще одна – глухая башня, которая позже стала называться Сенатской. К концу 15 века были построены Угловая и Средняя Арсенальные башни, а также самая высокая башня в Кремле – Троицкая. Для того, чтобы обезопасить подходы к Троицкой башне. Строится Кутафья башня, а вдоль реки Неглинной – Комендантская и Оружейная башни. Самая последняя башня в Кремле появилась в 1680 году – это Царская башенка.
Таким образом, Кремль стал восприниматься всеми русскими людьми как центр государственной святости. Ведь именно на его территории расположились самые почитаемые монастыри, храмы, православные святыни.
Билет № 18
Конструктивное и художественное своеобразие романской архитектуры. Синтез искусств в романский период.
Ведущим видом романского искусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. В каждой стране этот стиль складывался под воздействием и сильным влиянием местных традиций — античных, сирийских, византийских, арабских. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости.
Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями, впечатляя благородной суровой красотой. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членениями объемов, предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению. Башни и стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью, крепко, нерушимо связанной с землей.
Наиболее известные памятники романского искусства:
Пизанский собор
Бускет, Райнальдус Вильгельм из Инсбрука,
1063-1118, Италия
Крепость Конкистадоров,
X-XIвв.,
Германия
Замок Брук,
строители неизвестны
1250-1277,
Австрия
Церковь св.Марии,
строители
неизвестны, XIв.,
Англия, Кембридж
Мост Риальто,
строители неизвестны,
XIв., Венеция
Италия
Норманнская крепость,
строители
неизвестны, X-XIвв.,
север Франции
Пизанская башня
Бонанно Диотисальви
1153, достр XIVв.
Италия, Пиза
Собор в Триере,
строители
неизвестны, XIв.,
Германия, Триер
Замок Хёрбург,
строители неизвестны
Ок.1090, Германия,
Баден-Вюртемберг
Кентерберийский собор,
строители
неизвестны, с XIIв.,
Англия, Кентерберри
Билет № 19
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундскойархитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика).
Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.
Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Условия и особенности развития русского зодчества XIV-XV веков. Расцвет архитектуры Новгорода XIV – начала XV веков. Зодчество Пскова XIV-XVI веков. Раннемосковская архитектурная школа XIV – первой половины XV веков.
После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII века в избежавшей разорения на Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего, военное.
Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность.
В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц, ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же церкви, построенные на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан, изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят в завершениях фасадов церквей от полукружий-«закомар» (полукруглое или килевидное завершение наружной стены церкви, соответствует внутренней форме свода) к более динамичным фронтонам – «щипцам» или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более низких над углами храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV в. – поры расцвета новгородской республики, – полнее отражавшее мировоззрение и вкусы горожан.
Широкая расстановка столбов внутри делала просторнее интерьеры. В XV в. Новгородских храмах появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками и крыльцами. Одностолпная «Грановитая палата» двора архиепископа Евфимия, построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные своды. В других палатах стены членились лопатками и горизонтальными поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в.
В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу, собор господствовал над городом, который рос к югу, образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами, ведущими к кремлю.
В дальнейшем псковичи разрабатывали тип четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую живописность. В псковских церквях XVI в. барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.
С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Бору с поясами резного орнамента на фасадах восходили по типу к четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры.
Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку.
На востоке от Кремля расстилался посад с параллельной Москве-реке главной улицей. Схожие по плану с более ранними, храмы конца XIV – начала XV вв. благодаря применению дополнительных кокошников в основании барабана, приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию верхов. Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся килевидными очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах. В соборе московского Андроникова монастыря угловые части основного объема сильно понижены, а композиция верха особенно динамична.
1. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. – СПб.: Речь, 2007.
kultura-socio.ru
Архитектура Русская (IX – XVII вв.)
АРХИТЕКТУРА РУССКАЯ (IX – XVII вв.) занимает достойное место в мировом архитектурном наследии. На протяжении многих столетий русский народ создал ряд глубоко самостоятельных архитектурных школ и систем, давших блестящие образцы национального зодчества. Истоки русской архитектуры восходят к народному творчеству славянских племён южной, центральной и северо-западной Руси. Сохранив многие черты языческой культуры, искусство и архитектура Древней Руси отличаются жизнерадостностью и совершенно лишены сумрачности, свойственной памятникам архитектуры западного средневековья. Об искусстве древних строителей дают представление традиционные типы крестьянского жилого дома и более поздние культовые постройки – церкви, погосты, колокольни русского Севера.
Памятники X – XII вв. свидетельствуют о высокой технической и художественной зрелости каменного зодчества на Руси. Киевская Русь издавна славилась городами (иноземцы называли ее ГАРДАРИКА – страна городов). В древнем Киеве были созданы в XI в. замечательные образцы архитектуры, из которых наиболее значителен собор св. Софии. Софийский собор был построен с 13 главами. Расположенные пирамидально, эти главы образовывали величественный силуэт здания, призванного запечатлеть идею мощи и независимости молодого русского государства. Строгие выразительные силуэты характерны для храмов Новгорода XI – XII вв. (собор Софии, церковь Спаса Нередицы). Суровая простота их наружного облика сочетается с цветовым богатством интерьера, обильно расписанного фресковой живописью.
Как и древний Киев, Новгород отличался высоким уровнем городского благоустройства: уже в XI в. здесь были деревянные мостовые, в Париже они появились лишь в конце ХIIв. Стилистически своеобразная архитектура сложилась во Пскове, Владимире, Суздале и др. городах России. Зодчество Пскова, в своих характерных чертах близкое новгородскому (ансамбли Снетогорского и Мирожского монастырей XII – XIV вв.), создало также достопримечательный комплекс оборонительных сооружений (ДЕТИНЕЦ). Образцовыми для своего времени были псковские гражданские сооружения (каменные жилые дома – палаты Поганкиных, дом Лапина XVI – XVII вв).
Выдающиеся памятники зодчества были созданы во Владимиро-Суздальском княжестве: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, XII в. и др. Успенский и Дмитриевский соборы по своим масштабам, композиции, богатой пластической обработке являются прямыми предшественниками монументальных храмов Москвы. Замечательной особенностью владимирских храмов являются каменные рельефы на наружных стенах, аркатурные пояса и др. Храмы и гражданские сооружения Владимира составляют одну из блестящих страниц средневекового монументального зодчества России.
Развитие русской архитектуры, задержанное в XIII в. нашествием монголов, приходит к новому подъёму в XV в., когда центром строительства становится Москва. В XIV-XVI вв. был заново построен Кремль – комплекс крепостных сооружений, дворцов и храмов во главе с Успенским собором. Архитектурный ансамбль Кремля воплотил идею национального объединения и независимости Московского государства. В память взятия Казани был воздвигнут на Красной площади «Покровский собор, что на рву», 1560 г. («Василий Блаженный»), созданный зодчими Постником и Бармой.
Монументальный стиль московского зодчества, сложившийся в пору возвышения и укрепления Москвы, сменился в XVII в. новыми формами, отражающими потребности и вкусы нового общественного слоя – «посадских людей». В церквах появляются богато украшенные паперти, порталы, крыльца и др. элементы, характерные для гражданских зданий. Усложняется композиция церковных построек, появляется вычурный, прихотливый силуэт, применяются многоярусные кокошники, усиливается цветовая насыщенность декоративного убора дворцов, палат и теремов. В конце XVII в. получает развитие в Москве строительство многоярусных церквей, отличающихся сложным декоративным убором с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей – резных наличников, узорчатых порталов, «гребешков» и т.п. (так называемое «нарышкинское барокко»). Эти же черты характерны и для гражданских зданий рубежа XVII-XVIII вв.
На протяжении XVI-XVII вв. продолжает развиваться русское деревянное зодчество, создающее замечательные культовые, жилые, оборонные и хозяйственные сооружения. Имеющие в своей основе простейшую конструкцию бревенчатого сруба, состоящего из ВЕНЦОВ, постройки зодчих-плотников достигают высокой архитектурно-художественной выразительности. Характерные формы «ЧЕТВЕРИКОВ» и «ВОСЬМЕРИКОВ», шатровые верхи колоколен, многоглавых церквей, многообразные орнаментальные формы крылец, светёлок, оконных наличников,- резных украшений и пр. свидетельствуют о неисчерпаемом богатстве народного искусства, виртуозном владении материалом и глубоком знании родной природы. В лучших из сохранившихся произведений деревянного зодчества (церкви в Кондопоге, Кижах; крепостные сооружения – ОСТРОГИ в Якутске, Илиме; избы Заонежья, Архангельской области и др. районов) строгая простота и ясность композиции сочетается с выразительным силуэтом здания и узорной декоративностью деталей, проявляется глубокое знание конструктивных свойств дерева и умение гармонически связать архитектуру с окружающим пейзажем.
С конца XVII в. начинается новая эпоха в истории России и её культуры, связанная с преобразовательной деятельностью Петра I.
www.stone2art.ru
Архитектура Руси XIII – XV вв.
Развитие зодчества на Руси в $XIII$ – $XV$ веках
Развитие зодчества в Русских княжествах было приостановлено татаро-монгольским нашествием. Разоренные монголами города в течение длительного времени не восстанавливались, что было обусловлено тяжелым экономическим положением и отсутствием опытных архитекторов. Однако древние традиции градостроительства были сохранены, вследствие этого в конце $XIV$ – начале $XV$ вв. начался новый расцвет русской архитектуры.
Пример 1
Среди городов Северо-востока Руси раньше всех каменное строительство возродилось в Твери. Уже в $1285$-$1290$ годах был построен храм Спаса-Преображения. Тверские зодчие сохранили архитектурные традиции, сложившиеся во владимиро-суздальской земле. Однако разорение города после антимонгольского восстания $1327$ году на долгое время прервало развитие в этом городе каменного строительства.
Архитектура Новгорода и Пскова
Из русских городов Великий Новгород и Псков менее всего подверглись разорению в ходе татаро-монгольского завоевания, поэтому эти города в числе первых возродили в масштабное строительство. Основываясь на архитектурных традициях домонгольской Руси, мастера Новгорода и Пскова построили на деньги бояр и купцов множество небольших храмов и церквей. Однако прежние традиции в этот период сочетались с новыми творческими исканиями. Зарождающийся новый стиль, отличался множеством декоративных украшений, его отражение можно найти в самых известных храмах, построенных в этот период. Например, церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине возведенные в Новгороде в конце $XIV$. В псковском градостроительстве тех лет, однако, новый стиль не получил значительного распространения, а, в целом, архитектура этого города имела облик крепости. Храмы, построенные в Пскове в данный период, отличаются суровым и лаконичным стилем, различные украшения встречаются довольно редко. Типичным образцом псковского стиля служит, например, церковь Василия на Горке построенная в начале $XV$ в.
Замечание 1
Несмотря на то, что многие исследователи считают псковскую архитектуру очень близкой к архитектуре Новгорода, тем не менее, в зданиях, построенных в Пскове можно встретить много специфических черт. Наиболее известными храмами Пскова, в которых проявились особенности архитектуры этого города, стали церкви Николы со Усохи ($1371$), Василия на Горке ($1413$), Успенья на Пароменье со звонницей ($1521$), Кузьмы и Демьяна с Примостья ($1463$).
Вместе с церковным в Новгороде и Пскове существовало и значительное гражданское строительство. В $1302$ году в Новгороде было начато строительство каменного Кремля, который затем не раз перестраивался. Для проведения заседаний Совета господ и торжественных приемов новгородские архитекторы, при участии немецких мастеров возвели в $1433$ году Грановитую палату. А в $XV$ веке постройку каменного Кремля осуществили и в Пскове.
Московская архитектурная школа
Во второй четверти $XIV$ века каменное строительство было начато и в Москве. Архитектурная школа здесь формировалась под влиянием владимиро-суздальской градостроительной традиции, хотя в дальнейшем на нее оказали влияние и другие архитектурные школы: псковская, черниговская и новгородская. Как и ранее, главным направлением в зодчестве было церковное строительство. Самыми ранними сохранившимися до наших дней памятниками архитектуры Москвы являются: Успенский собор в Звенигороде ($1400$), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода ($1405$), Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры ($1422$), Спасский собор Андроникова монастыря ($1410$-$1427$).
Пример 2
Например, звенигородский Успенский собор на Городке – единственный из полностью сохранившихся московских белокаменных храмов этого периода. Он представляет собой небольшой крестово-купольный храм, с одним куполом. Восточная сторона храма украшена тремя алтарными апсидами, западная, южная и северная стороны традиционно делятся на три вертикальных прясла, украшенных закомарами. Изящные пропорции и богатство декоративного убранства отличают храм от остальных соборов данного периода.
Грандиозной работой того времени стало возведение Московского Кремля. Его история началась еще в $XII$ веке, когда первые деревянные кремлевские стены были построены на Боровицком холме, но в $1237$ году они были разрушены татаро-монголами. В годы правления в Москве князя Ивана Калиты территория Кремля расширилась, были построены новые дубовые стены, каменные храмы на Соборной площади положили начало формированию архитектурного ансамбля Московского Кремля. В $1367$ году были построены стены из белого камня. Позднее когда Москва становиться центром объединенного Русского государства, в середине XV века, Кремль был перестроен при участии мастеров из Италии. Окончательное оформление архитектурного ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до нашего времени, закончилось начале $XVI$ века и послужило символом величия и могущества столицы централизованного Российского государства.
Замечание 2
Расцвет московского зодчества большинство ученых связывают с политическими и экономическими достижениями княжества в конце $XV$ века, в годы правления Ивана $III$. В $1475$ – $1479$ годах итальянским мастером Аристотелем Фиораванти возведен Московский Успенский собор. В $1484$ – $1490$ годах псковские зодчие построили Благовещенский собор. Кроме этого подъем переживает и гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий – палат, наиболее известной из них является Грановитая палата ($1487$ – $1496$).
Завершение объединения вокруг Москвы всех русских княжеств способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению архитектурных традиций русских земель. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.
spravochnick.ru
Архитектура Московского княжества [14-15 веков]
Основные статьи: Московское княжество, Архитектура 14-15 веков на РусиСодержание (план)
Архитектура при Иване Калите
Из летописей известно, как много строил Иван Калита в период своего правления (1328-1340). Однако ни один из его храмов не сохранился до наших дней. Уже в эпоху Ивана III они пришли в полную ветхость. Их своды были покрыты трещинами, а стены пришлось подпирать толстыми брёвнами.
Причины недолгой жизни первых московских соборов вполне понятны. Зодчие Ивана Калиты из-за отсутствия постоянной строительной практики утратили те навыки и приёмы, которыми владели их предшественники — создатели владимирских белокаменных храмов XII — начала XIII в. Кроме того, за полтора века своей жизни постройки Калиты прошли через несколько страшных пожаров. По свидетельству летописцев, пламя иногда бушевало так сильно, что даже белый известняк начинал крошиться, а заложенные в стены для прочности дубовые брёвна полностью выгорали.
Перестройка Московского Кремля (1327-1333)
см. Кремль при Иване Калите
Архитектура при Дмитрии Донском
Следующий период интенсивного каменного строительства в Москве — конец XIV — первая четверть XV в. Дмитрий Донской в период своего правления (1359-1389) возвёл несколько храмов, символизировавших возрождение русских земель и начало борьбы за свержение ордынского ига. Однако эти здания также не сохранились до наших дней.
Архитектура при Василии I
Больше повезло постройкам времён Василия I Дмитриевича (1389-1425). Четыре из них и сегодня радуют взор своей строгой красотой. Две из этих четырёх построек находятся в подмосковном Звенигороде: собор Успения на Городке (1399) и собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (1405). Следующий по старшинству — Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1423). И наконец, последний — Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве (1427).
Раннемосковские храмы выглядят грубее и беднее, чем их владимирские предшественники. Кажется, их вырубили из глыбы каменотёсы. Тяжёлый пирамидальный силуэт здания вспыхивает языками островерхих закомар и кокошников. Из этого застывшего пламени поднимается к небу огромный купол на высоком барабане — символический образ самого Господа, царящего над миром.
Архитектура при Иване III
Почти прекратившееся в период феодальной войны второй четверти XV в., московское каменное строительство вновь оживает в эпоху Ивана III. Приглашённые в Москву итальянские зодчие строили так, как требовали заказчики. Свои собственные вкусы и привычки они могли проявлять лишь в некоторых конструктивных и декоративных элементах. Так, Аристотель Фиораванти в Успенском соборе заменил массивные, квадратные в плане несущие столбы на стройные круглые колонны, что придало интерьеру цельность и величие. Архитектор Алевиз Новый украсил стены Архангельского собора изящными профильными рамками, а в закомарах поместил эффектные украшения в виде огромных раковин.
Итальянцы научили русских мастеров изготовлять хороший кирпич, замешивать чистую и клейкую известь. Из фигурного кирпича стали делать и разнообразные детали наружной отделки здания. В результате повысилась скорость строительства и уменьшилась его стоимость. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Храмы Московского Кремля служили образцом для подражания. Успенский собор позднее был повторен в целом ряде огромных городских и монастырских соборов. Однако главная линия развития русской архитектуры проходила через относительно небольшие одноглавые четырёхстолпные храмы. Они строились во второй половине XV в. не только в Москве (церковь Ризоположения в Московском Кремле), но и в некоторых провинциальных городах и монастырях. До наших дней сохранился приземистый и могучий Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (1497), стройный и утончённый собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1490) и ещё несколько зданий этого типа.
Перестройка Московского Кремля (с 1485)
см. Кремль при Иване III
Картинки (фото, рисунки)
Церковь Успения Богородицы Александро-Куштского монастыря. XVI в.
Успенский собор в Звенигороде. 1399 г.
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. 1423 г.
Ферапонтов монастырь
Архитектура 14-15 веков на руси реферат
Реферат на тему архитектура московского княжества
Как сожно отличить храмы созданные в 14-15 веках дошли до наших дней
Культура василия первого
Архитектура 14-15 веков на руси кратко
wikiwhat.ru