Романская архитектура фото – Ой!

Содержание

Романский стиль в частной архитектуре, фото – Rehouz

Величественные и неприступные, монастырские крепости Западной Европы XI–XII веков являются яркими примерами романского архитектурного стиля. Отличаясь основательностью и монументальностью, они широко используют элементы древнеримского строительства, модифицируя их под запросы того времени и, вместе с тем закладывают свои основы для следующего, готического направления…

Романский стиль в архитектуре

История стиля

В эпоху раннего Средневековья, к которой, собственно, и относится романский архитектурный стиль, на европейской территории наблюдалась полнейшая феодальная раздробленность. Как следствие – нестабильность политических отношений. Постоянные военные угрозы послужили причиной тому, что преобладающим видом искусства стала архитектура. Точнее – замково-крепостное строительство.

Любые постройки, имеющие хоть какое-то значение: дома феодалов, храмы, монастыри – возводились в виде своеобразных фортификационных сооружений. На них возлагались задачи не только обеспечить определённое эстетическое восприятие, но и гарантировать максимальную безопасность тех, кто находится внутри.
Благодаря своей практичности и монументальности, романский стиль стал первым архитектурным направлением, распространившимся по всей территории католической Европы.

Концептуальные особенности романского стиля

Романская архитектура: средневековый немецкий монастырь, аббатство Мария Лаах.

Для исторических построек в романском стиле характерны следующие черты:

  1. господство необработанного камня;
  2. лаконичность внешней отделки;
  3. строгость архитектурных форм;
  4. массивные стены;
  5. узкие оконные проёмы;
  6. углублённые ступенчатые порталы;
  7. черепичные крыши сложной конфигурации.

При тщательно продуманном расположении, такие сооружения всегда гармонично вписывались в окружающий ландшафт, создавая впечатление основательности и абсолютной защищённости.

Современная интерпретация романского стиля

Романский стиль в частной архитектуре

Несмотря на исторические корни, любой архитектурный стиль в процессе своего развития неизбежно дополняется современными дизайнерскими приёмами, определяющими его соответствие новым стандартам и потребностям.
В наши дни загородный дом в романском стиле, как и прежде, больше напоминает средневековый замок. Это стилистически выдержанное сооружение, гармонично сочетающее в себе новейшие достижения архитектуры с традиционными канонами.
Такой особняк – это своеобразное воплощение в жизнь романтической мечты.
В планировке соответствующих архитектурных композиций отсутствует строгая симметрия. На первое место возводятся величественность, основательность и практичность.

Строительные материалы

Традиционный материал для строительства дома в романском стиле – натуральный камень. С учётом современных требований, ему на смену закономерно приходит кирпич, зачастую дополненный соответствующей отделкой.
В качестве облицовочного материала обычно используется грубый, рустованный камень или его имитация, вплоть до соответствующей штукатурки. Такой декор может покрывать всю поверхность фасада либо, для придания солидности, выделять наиболее значимые архитектурные фрагменты – цоколь, углы, карнизы, фризы, порталы.

Здания всё так же отличаются массивностью и крупными, объёмными формами. Никаких архитектурных излишеств, декоративные элементы сводятся к минимуму. Они функциональны и уравновешены. Только благородная строгость и лаконичная простота, вселяющая спокойствие и создающая ощущение полной безопасности.

Важные детали

Дома-замки, выполненные в романском стиле, обычно имеют не менее двух этажей, не считая цокольного. Стены всегда толстые, массивные. Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов. Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями.
Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами. Последние могут играть роль балконов, или выполнять исключительно декоративные функции.
Эффектное дополнение к экстерьеру здания – каменные парапеты с равномерным чередованием высокой и низкой кладки.

Крыша

Одним из узнаваемых элементов романского архитектурного стиля является крыша. Она – многоскатная, всегда имеет сложную форму. В её составе, как правило, присутствуют и конические, и двускатные, и щипцовые элементы. Покрытием обычно служит черепица: классическая керамическая или современная битумная.

Окна и двери

Оконные и дверные проёмы в романских замковых постройках традиционно – прямоугольные, реже – арочные. Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек. В качестве декоративного акцента можно использовать кованые решётки или деревянные ставни.
Двери для полного соответствия стилю должны быть крепкими и массивными. Их значимость и солидность подчёркивается архивольтами с несложным растительным орнаментом. Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки.

Центральная входная группа зачастую оформляется колоннами и полуциркульными арочными конструкциями, создающими удобное пространство для организации закрытой террасы.

Цветовое оформление

Цветовая палитра, используемая для отделки домов в романском стиле, максимально приближена к природной. Это ненавязчивые, естественные краски, гармонирующие с окружающим ландшафтом.
Фасад выполняется, как правило, в каменисто-серых или глинисто-бежевых тонах. На крыше чаще можно встретить пепельно-коричневые или серо-зелёные оттенки.

Окружение

Независимо от выбранного архитектурного стиля построек, ни один участок не будет гармонично смотреться без тщательно продуманного ландшафтного окружения. Для современного воспроизведения романского замка идеальным фоном может стать садово-парковая композиция, оформленная в английском стиле.

***

Главным достоинством домов замкового типа является их индивидуальность. Воссоздавая на участке романтическую атмосферу Средневековья, такие проекты никогда не бывают типовыми. Они всегда выполняются в строгом соответствии с запросами заказчика, учитывая его предпочтения и личный взгляд на историю.

rehouz.info

Романский стиль в архитектуре фото

Романский стиль в архитектуре. Сам «романский стиль« — архитектурный стиль XI  — XII веков, который возродился на базе традиций принятых в мусульманских странах Ближнего Востока, Древнем Риме,  и также Византии.

Церковная архитектура — это основное направление романского стиля. Необходимо подчеркнуть то, что в Великобритании романский стиль именуют норманнским. Данный стиль ставит на 1-ый план и также возвеличивает христианский мир, в архитектуре этого стиля можно рассмотреть размеренный и величавый декор, который имеет в себе чувства тепла и гармонии. Основная роль в архитектуре романского стиля отводится церквям, монастырским комплексам, замкам. Больше текстовой информации + видео  вы сможете просмотреть здесь.

Романский стиль в архитектуре фото смотреть

Внешний вид романского стиля

Интерьеры романского стиля

Популярные статьи

arch-proect.com

Романская архитектура: agritura — LiveJournal

Церковь аббатства Жюмьеж (ныне руинирована)

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами – романская архитектура.

“Романский словарь”

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось – так, парочка буквально.  Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.


План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с  самого термина. Его использовать стали поздно – в 19 веке. Придумал его археолог  Арсисс де Комон. Надо сказать, термин  весьма условен. «Романский» – значит, подобный римскому. Однако, по большому счету,  от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля,  преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.


Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания

Церковь Сен-Хуан-де-Бои, долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Санта-Мария-де-Таюли, долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка – работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями – например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней – вот уж где колонн в изобилии!  В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными – короткими, толстыми, не особо выразительными.  Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию.  В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать  растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн  в голову не приходит.


Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент – полуциркульная арка – все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде – в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д.  Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее – византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода – это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады,  и даже наличие куполов – это, правда, встречается очень редко.


Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) – базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов – прямоугольный. В поздних крупных  храмах – очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт – минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные  местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры – широкие контрфорсы и аркбутаны – стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное – это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением – это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский,  но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.


Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши – двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод – тоже римский прием. Использовали и стрельчатые,  и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам  – в длину 187 метров,  ширина трансепта – 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.


Аббатство Клюни

Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский.  Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора – этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность  отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом.  Орден рос со стремительной быстротой – примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.


Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с  Францией и в  Германии появились  грандиозные и чудесные храмы – знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало – до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля – готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно.  Дальше посмотрите картинки.


Аббатство Сент-Обен, Анже


Бамбергский собор, Германия


Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр


Аббатство Везле


Винчестерский собор,


Сен-Этьен, Виньори


Вормский собор, Германия


Гернрод, церковь Кириака, Германия


Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)


Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)


Саморский собор, Испания


Он же


Монастырская церковь в Поблете, Испания


Храм Сен-Остермон в Иссуаре


Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Аббатство в Кане


Аббатство в Кагоре


Кельн, ц-вь Матиса


Кельн, Санкт-Кюниберт


Кельн, ц-вь св. Андрея


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин (худ. Джон Генрих Митце)


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, аббатство св. Пантелеймона


Кельн. Ц-вь св. Якоба


Кельн. Санкт-Северин


Кельн. Ц-вь св. Апостолов


Кельн. Ц-вь св. Андрея


Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк


Храм в Курси

Лимбург

Лимбург, Бельгия


Льеж, Сен-Мартен


Майнц


Майнц


Мария Лаах, Германия

Милан


Монастырская кухня в Фонтевро


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Монте-Касино


Монте-Касино


Монте-Касино


Муассак


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Оверни, Сен-Острамон


Окемский замок


Ольне


Ольне


Паре-ле-Мониаль


Паре-ле-Мониаль


Перигор


Пуасси


Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран


Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп


Пюи

Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)


Регенсбургский собор


Саагун, Испания


Сан-Мартин-де-Тур


Сен-Мартен де Фромиста


Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алле-де-Клермон


Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери


Сен-Виктор


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жиль-де-Гар


Сен-Жорж-де-Босшервилль


Сен-Жульен-де-Кан


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Мартен-де-Тур

Сен-Нектер, Овернь


Сен-Николя-Окс-Буа


Сен-Серне-де-Тулуз


Сен-Трофим-де-Арле


Сен-Филибер-де-Турню


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Серези ла Форе


Серези ла Форе

Сен-Сернен-де-Тулуз


Сен-Эвмпре


Шпеерский собор


Шпеерский собор


Собор в Эли (Альберт Доусон)


Собор в Эли


Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

http://www.encyclopedie.bseditions.fr/article.php?pArticleId=5&pChapitreId=33272&pSousChapitreId=33275&pArticleLib=Le+%AB%A0syst%E8me%A0%BB+roman+%5BAlsace%A0%3A+l%92art+roman+en+Alsace-%3EG%E9n%E9ralit%E9s%5D
http://www.heleneseguin.net/christianisation-de-loccident—liens.html
http://p8.storage.canalblog.com/86/49/675347/46586570.jpg

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм “Шедевры романского искусства” и фильм “Романский стиль” из серии

,

Спасибо за внимание!

agritura.livejournal.com

История романского стиля и его современные интерпретации

Начиная с этой статьи, мы перезапускаем энциклопедическую рубрику. Будем регулярно, в меру подробно и не слишком энциклопедично рассказывать о всех художественных стилях, от исторических до современных. Как и полагается, в хронологическом порядке. Сегодня — первый из всеобщих, романский стиль, и его основные положения.

Основы и примеры романского стиля

Романский — один из самых узнаваемых европейских художественных стилей. Романскую эпоху принято ограничивать XI-XII веками, хотя самые ранние постройки датируются 800-900 гг., а поздние — «готическим» XIII веком. Ведущим видом искусства тогда была архитектура, и большинство сохранившихся до наших дней сооружений — храмы, монастырские сооружения, замки, мосты.

Рожденный в средневековье как стиль мощных и надежных, хорошо защищенных от врага крепостей и базилик, он стал первым художественным направлением, распространившимся по всей Европе: от Скандинавии до южной Италии.

Примеры памятников архитектуры романского стиля:

Базилика Сен-Сернин в Тулузе

Барселонская Сан Пабло дель Кампо

Пизанский кафедральный собор

Собор Святого Петра в Вормсе

Даремский собор

География, как видите, действительно всеевропейская.

Особенности романского стиля

Главным достижением строительно-инженерного искусства романской эпохи стало появление сводчатых конструкций. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. Центральный неф, который всегда был шире и выше боковых нефов, перекрывали массивным сводом из клинчатых камней.  В ранних постройках использовался цилиндрический свод, который всей тяжестью давил на опоры, он требовал массивных толстых стен и мог сооружаться лишь в помещениях с небольшим пролетом.

Базилика Нотр-Дам Ла Гранд (Notre Dame la Grand) в Пуатье

Отсюда и характерные для раннего романского стиля небольшие объемы внутренних помещений, малое количество и скромный размер окон, из-за чего в ранних романских церквях довольно темно. Впоследствии средние нефы стали делать более высокими, своды начали приобретать стрельчатые очертания, и под ними появился дополнительный ряд окон. Стрельчатые арки присущи в большей степени готическому стилю, а в постройках романского периода они соседствуют с закругленными арками. Рекомендуем посмотреть на Нотр-Дам Ла Гранд в Пуатье, о нем мы уже рассказывали.

Церковь Святого Михаила (Michaeliskirche), Хильдесхайм, Германия

Для архитектурных сооружений романской эпохи характерны массивность, правильные геометрические формы (параллелепипед, конус, пирамида, цилиндр). Гладкие массивные стены сочетаются со ступенчатыми углубленными порталами, узкими проемами и окнами. Колонны строго цилиндрической формы, в декоре капителей часто используется классический античный орнамент-акант.

Церковь Санта Мария (Colegiata de Santa Maria do Campo), Ла-Корунья, Испания

Интерьеры в романском стиле

В интерьерах романских храмов прослеживается четкое зонирование пространства с помощью подиумов, арок, галерей, а стены центральных нефов чаще всего делаются трехъярусными. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство и декор — это грубоватая, но острая выразительность. Везде, кроме Италии, где часто применялась мозаичная отделка, предпочтение отдавалось фрескам. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью.

Интерьер собора (Kaiser- und Mariendom), Шпайер, Германия

Интерьер собора в Вормсе

Произведениям искусства той эпохи присущи довольно реалистичные типажи с немного непропорциональными фигурами и утрированными жестами, очевидна склонность художников к фантастическим, сумрачным сюжетам и образам. Для живописи характерна бросающаяся в глаза разномасштабность: основное внимание придавалось материальной весомости человеческого тела, а вот пространство, в которых оно находится, было лишено глубины. Орнаментальное искусство отличалось огромным богатством мотивов, источниками для которых служили Византия, Иран, Дальний Восток.

Романский стиль сейчас

Романский стиль в современном интерьере воспроизвести довольно сложно — он очень требователен к исходным параметрам помещения. Фактически в результате должна получится стилизация средневекового замка, а потому такое решение скорее подойдет для общественных помещений, нежели для жилых домов. Романский стиль потребует правильных архитектурных пропорций: высоких сводчатых потолков, узких окон, массивных каменных или кирпичных стен.

Для отделки подойдет искусственный или натуральный камень, однотонная штукатурка темных и светлых песчаных оттенков, уместно будут выглядеть вставки из темного дерева, фрески, рельефы, витражи, мозаики и скульптуры, однако весь декор должен быть скромным, сдержанным, лаконичным. Мебель деревянная, простая, тяжеловесная, грубоватой отделки — мягкой мебели в те времена еще не было. В романском интерьере уместно использование сундуков, тяжелых драпировок, светильников, стилизованных под свечи, люстр из кованого металла, ваз, декорированных орнаментами.

Автор: Елизавета Долгашева

www.abitant.com

Романская архитектура: romanesque_art — LiveJournal

Церковь аббатства Жюмьеж (ныне руинирована)

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами – романская архитектура.

“Романский словарь”

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось – так, парочка буквально.  Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.


План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с  самого термина. Его использовать стали поздно – в 19 веке. Придумал его археолог  Арсисс де Комон. Надо сказать, термин  весьма условен. «Романский» – значит, подобный римскому. Однако, по большому счету,  от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля,  преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.


Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания

Церковь Сен-Хуан-де-Бои, долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Санта-Мария-де-Таюли, долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка – работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями – например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней – вот уж где колонн в изобилии!  В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными – короткими, толстыми, не особо выразительными.  Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию.  В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать  растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн  в голову не приходит.


Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент – полуциркульная арка – все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде – в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д.  Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее – византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода – это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады,  и даже наличие куполов – это, правда, встречается очень редко.


Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) – базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов – прямоугольный. В поздних крупных  храмах – очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт – минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные  местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры – широкие контрфорсы и аркбутаны – стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное – это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением – это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский,  но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.


Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши – двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод – тоже римский прием. Использовали и стрельчатые,  и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам  – в длину 187 метров,  ширина трансепта – 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.


Аббатство Клюни

Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский.  Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора – этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность  отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом.  Орден рос со стремительной быстротой – примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.


Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с  Францией и в  Германии появились  грандиозные и чудесные храмы – знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало – до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля – готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно.  Дальше посмотрите картинки.


Аббатство Сент-Обен, Анже


Бамбергский собор, Германия


Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр


Аббатство Везле


Винчестерский собор,


Сен-Этьен, Виньори


Вормский собор, Германия


Гернрод, церковь Кириака, Германия


Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)


Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)


Саморский собор, Испания


Он же


Монастырская церковь в Поблете, Испания


Храм Сен-Остермон в Иссуаре


Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Аббатство в Кане


Аббатство в Кагоре


Кельн, ц-вь Матиса


Кельн, Санкт-Кюниберт


Кельн, ц-вь св. Андрея


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин (худ. Джон Генрих Митце)


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, аббатство св. Пантелеймона


Кельн. Ц-вь св. Якоба


Кельн. Санкт-Северин


Кельн. Ц-вь св. Апостолов


Кельн. Ц-вь св. Андрея


Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк


Храм в Курси

Лимбург

Лимбург, Бельгия


Льеж, Сен-Мартен


Майнц


Майнц


Мария Лаах, Германия

Милан


Монастырская кухня в Фонтевро


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Монте-Касино


Монте-Касино


Монте-Касино


Муассак


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Оверни, Сен-Острамон


Окемский замок


Ольне


Ольне


Паре-ле-Мониаль


Паре-ле-Мониаль


Перигор


Пуасси


Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран


Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп


Пюи

Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)


Регенсбургский собор


Саагун, Испания


Сан-Мартин-де-Тур


Сен-Мартен де Фромиста


Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алле-де-Клермон


Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери


Сен-Виктор


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жиль-де-Гар


Сен-Жорж-де-Босшервилль


Сен-Жульен-де-Кан


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Мартен-де-Тур

Сен-Нектер, Овернь


Сен-Николя-Окс-Буа


Сен-Серне-де-Тулуз


Сен-Трофим-де-Арле


Сен-Филибер-де-Турню


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Серези ла Форе


Серези ла Форе

Сен-Сернен-де-Тулуз


Сен-Эвмпре


Шпеерский собор


Шпеерский собор


Собор в Эли (Альберт Доусон)


Собор в Эли


Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

http://www.encyclopedie.bseditions.fr/article.php?pArticleId=5&pChapitreId=33272&pSousChapitreId=33275&pArticleLib=Le+%AB%A0syst%E8me%A0%BB+roman+%5BAlsace%A0%3A+l%92art+roman+en+Alsace-%3EG%E9n%E9ralit%E9s%5D
http://www.heleneseguin.net/christianisation-de-loccident—liens.html
http://p8.storage.canalblog.com/86/49/675347/46586570.jpg

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм “Шедевры романского искусства” и фильм “Романский стиль” из серии

Спасибо за внимание!

romanesque-art.livejournal.com

Архитектурные стили: кратко, в хронологической последовательности

Архитектурные стили в хронологическом порядке, начиная со времён Древнего Мира, разложили по полочкам, написали несколько слов о каждом, добавили примеры, фото, видео, чтобы всё легко понять.

Стили в архитектуре и их особенности

Архитектурные стили формируются особенностями и свойствами исторического периода, региона или страны, которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций, таких как:

  • назначение строений (храмы, дворцы, замки),
  • конструкции и материалы, используемых при строительстве,
  • композиционные приёмы,
  • линии и оформление фасадов,
  • планы,
  • используемые формы.

Различные стили возникают в конкретных условиях развития экономики и общественного устройства. На них влияют:

  • религиозные течения,
  • государственность,
  • идеологическая составляющая,
  • исторические приёмы зодчества и
  • национальные отличия,
  • климат,
  • ландшафт и рельеф.

Технический прогрес, идеологические изменения или геополитические отношения всегда приводили и продолжают приводить к рождению нового стиля.

Архитектурные стили архаичного периода

Древнеегипетский стиль

Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. Архитектура Древнего Египта, включая дворцы, храмы в Луксоре и пирамиды на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Архитектура Древнего Египта: пирамиды Гизы

Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории. Дополнительные сведения об архитектуре

Архитектурные стили античности

Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.

Древнегреческий стиль

Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:

  • архаический,
  • классический,
  • эллинизм.
Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).

Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским.

  • В архаике — дорический и ионический.
  • Во времена классики добавился коринфский.
  • Эллинизм использует все три.

Читайте краткий обзор архитектурных стилей Древней Греции.

Древнеримский стиль

Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.

Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте  об архитектуре Древнего Рима коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.

Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия

Византийский стиль

Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом. Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.

Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировосприятия с элементами художественной культуры Востока.
Свои территории импреия расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить статус новой имперской власти.

Базилика Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия
  • Здания стали  геометрически сложнее.
  • В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
  • Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам; резные украшения заменила мозаика.
  • Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.

Читайте коротко о периодах развития византийской архитектуры с примерами и фотографиями.

Дороманские архитектурные стили

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.

Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль в архитектуре

Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей (Nova Corbeia)

На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Каролингское Возрождение в конце 8-го и 9-го веков — это стиль дороманской архитектуры северной Европы.

Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий стремился создать большую грамотную базу своей империи.

Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.

Оттоновский стиль

Оттоновская церковь Святого Кириака (960-965гг ), Германия

Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и Византийской эпох.

Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки. Экстерьер большинства базилик напоминает каролингский стиль, а интерьер — раннехристианский.

Романский стиль

Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.

Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.

Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.

Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.

Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.

Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания

Готический стиль

На основе романского стиля возникла готика с устремлёнными ввысь шпилями, заостренными арками и резьбой на религиозные темы. Этот стиль возник на севере Франции в 12 веке. Получил широкое распространение в австрийских, немецких, чешских, испанских, английских городах.

В Италии приживался с большим трудом и сильными изменениями, которые положили начало «итальянской готике». В конце 14 века этот архитектурный стиль трансформируется в так называемую «интернациональную готику».

Готический собор в Лионе, Франция

Для интересующихся более подробно в статье  Готический стиль в архитектуре. В статье Готические соборы средневековья описаны 6 наиболее ярких образцов готики в Европе. Пример лучистой готики приведён в статье о Кёльнском соборе.

Архитектурный стиль Ренессанс или Возрождение

Возрождение началось в Италии и распространилось по Европе. Гуманистическая направленность периода 1425 -1660 годов характеризовалась вниманием к человеческой деятельности, и возрождению интереса к античности.

В архитектурных зданиях это отражается в порядке расположения колонн, пилястр и притолок. Несимметричные средневековые черты меняются на полуовальные арки, полусферные купола и ниши (эдикулы). В архитектуру вновь возвращаются античные формы.

В ренессансе присутствует слияние готики и романского стилей.
После кризиса идей в 16 веке на смену Возрождению приходит Маньеризм и Барокко.

Собор Санта Мария дель Фьоре в архитектурном стиле ренессанс (эпоха Возрождения), Флоренция, Италия

Маньеризм

Стиль пришёл на смену позднему Возрождению с неустойчивыми моральными, социальными и религиозными явлениями. В архитектуре выразил себя через нарушение ренессансного баланса, элементами гротеска, использованием концептуальных решений, способных вызывать чувство беспокойства.

Образец маньеризма: Дворец Массимо-алле-Колонне, Рим, Италия

Некоторые искусствоведы называют его ранним барокко. Очаги возникновения: Флоренция, Рим и Мантуя в Италии (ит. maniera — манера). Но самое главное, он стал отражением трансформации средневекового искусства в Новом времени.

Барокко

Барочный стиль рождён итальянскими зодчими Борромини и Бернини. Его появление в конце 16 века знаменует эпоху Позднего Возрождения. Ещё называют витиеватым развитием Ренессанса.

Этот стиль был противостоянием рационализму и классике. Его задачей было создание впечатления состоятельности и могущества. Узнайте, какие архитектурные иллюзии в Ватикане созданы зодчими.

Характеризуется большими колоннадами, обилием различных скульптур и пилястрами, наличием теламонов (атлантов), кариатид и маскарон (анфас головы человека или животного). Отмечен многоярусными сложными куполами (собор Св. Петра, Рим).

Любимый католической церковью (место рождения Ватикан), cтиль барокко быстро становиться популярным у испанцев и французов, у немцев и нидерландцев, у русских и поляков. Также его принимают и в странах Южной Америки.

Стиль барокко в архитектуре Рима, Италия

Читайте также Как зародилось барокко на Дзен канале Архитектура.
В статье Стиль барокко в Европе коротко рассматриваются наиболее яркие примеры в разные периоды развития направления, от раннего до позднего.
Очень коротко об особенностях и истории развития барокко в Европе можно узнать на канале Дзен Архитектура, кликнув по линку.
В конце барокко истончилось в рококо.

Рококо

Родиной этого стиля является Франция, где он проявился в начале 18 в.. Отличает рококо лёгкость, приветливость, игривость. Архитектура совершенно произвольно сочетает и распределяет части сооружения, не задумываясь о формах и их целесообразности. Строгая симметричность отсутствует, зато существует бесконечный перебор многочисленных деталей орнамента и их расчленения.

Полное отсутствие рациональности в обращении с расположением и гармоничным сочетанием элементов, капризность, изысканность и отягощенность форм на памятниках рококо делает их оригинальными и скошными. Шедевры архитектуры рококо в Италии, Германии, Англии имеют свои отличия. Они напоминают нам о временах, когда в моде были пудреные парики, мушки, румяна и белила.

Дом Хелблингов в Инсбруке, Австрия. Фотография Джеймса Дэвиса/Корбис

Читайте больше в статье Рококо в архитектуре: это надо знать.
Шедевры рококо в Италии описаны кратко на Дзен канале Архитектура, а также есть описание памятников рококо Англии и в архитектуре Германии.

Архитектурные стили классицизма

На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.

Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре

Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются

  • правильностью планировки,
  • чёткими формами,
  • симметричными композициями и
  • сдержанным убранством.

Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.

В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:

  • Палладианизм или ранний классицизм,
  • Георгианская архитектура,
  • Ампир,
  • Регентство,
  • Бидермейер,
  • Федеральная архитектура.
Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон

В статье Архитекторы Классицизма в Англии можно проследить эволюцию архитектурных стилей на примере этой страны.

Классицизм — значит «образцовый». Рациональная методология европейского философа Рене Декарта (1596 -1650 гг) «от простого — к сложному» нашла выражение в архитектурных шедеврах классического стиля строений 17—19 веков.

Архитектурные стили данного направления более подробно описаны в статье «Классицизм в архитектуре«.

Стили историзма в архитектуре

Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время эклектизма в архитектуре.

Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Ostend, неоготика, 1899–1908 Бельгия

К нему относят

  • субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
  • комбинации с неомавританским или византийским стилями,
  • вариации на тему барокко — необарокко
  • и тему греческого стиля — неогрек.

Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».

Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого историзма. Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.

Современная архитектура, используя этот стиль в наше время, создала ещё один вид, которое получило название Нео-историзм.

Более полное описание архитектурных стилей этого периода читайте и смотрите в статьях «Историзм в архитектуре» и «Эклектика в архитектуре«.

Архитектурные стили Модерна

Хотя искусствоведы Великобритании однозначно определяют Ар Нуво как Викторианский стиль, его рождение провозгласило начало эпохи Модерна. А было это в 1861 году.

Ар Нуво (Арт-Нуво)

Этот архитектурный стиль, развивался с конца 19 века до середины 20х годов 20 века. Родоначальником Арт-Нуво считается англичанин Уильям Моррис (1830-1896), известный лидер «Артс энд крафт», и художники-прерафаэлиты.

Несмотря на разные названия, «либерти», «югендстиль», «тиффани », «метро» и другие, он легко узнаваем, т.к. черпает свое вдохновение из природы. Его основная характеристика — это орнаменты, наполненные стилизованными мотивами растений и цветов, птиц, насекомых, рыб.

Доминируют плавные изогнутые линии и формы; часто присутствуют женские силуэты и элементы неоклассицизма. Более подробно об этом стиле можно узнать в статье Модерн в архитектуре.

Арт Деко (Ар-Деко)

Это динамичное и смелое продолжение Ар Нуво. Он не отвергает неоклассицизм, но приветствует современные технологии и аэродинамические элементы. Трансформирует плавные линии Ар Нуво в геометрию, угловатые орнаменты и этнографические узоры. Отдает предпочтение дорогостоящим материалам, например, редким породам дерева, слоновой кости, алюминию и серебру.

Роскошь ограничена строгой закономерностью и отсутствием ярких цветов в оформлении. Главный акцент — это красота материала. Ар Деко получило международное признание в 30—40-е годы прошедшего 20 столетия.

Арт-деко. Здание Chrysler, Нью-Йорк, США

Модерн Рациональный

В 1930-1937 гг.  Ар Деко мягко перетекает в Рациональный модерн. Этот стиль подчеркивает выгнутые, вытянутые горизонтально формы и элементы корабельной архитектуры. Промышленные дизайнеры лишили Ар Деко орнамента в пользу чистой линии, острые углы сменились аэродинамическими изгибами, а экзотические породы дерева и камень вытеснил цемент и стекло.

Здание аптеки, Канзас-Сити, Миссури, США, в стиле модерн.

Архитектурные стили модернизма

Глобальное движение в архитектуре и дизайне 20-го века, объединившее возникшие архитектурные стили на базе инноваций в технологии строительства, новых материалов, железобетона, стали и стекла получило название интернациональный стиль.

Характерные черты:

  • решительное обновление форм и конструкций,
  • аналитический подход к функции зданий,
  • строго рациональное использование материалов,
  • открытость к структурным нововведениям.

Он отвергает орнамент, неоклассический подход к архитектуре и стилей Beaux-Arts (боз-арт), что значит «красивая архитектура», и отдает предпочтение минимализму. Основные элементы:

  • асимметричные композиции,
  • кубические или цилиндрические формы,
  • плоские крыши,
  • использование стали и железобетона,
  • большие окна.

В разных странах их черты приобретали своё звучание. Но у всех наблюдаются одни и те же принципы:

  • желание экономить,
  • широко использовать новые материалы,
  • с помощью каркасной модульной структуры создавать свободные планы простых геометрических форм.

В строениях отсутствуют национальные культурные признаки, нет декора, а есть поверхности из стекла и металла.

Интернациональный стиль охватывает современные направления в зодчестве такие как:

  • Брутализм,
  • Конструктивизм,
  • Функционализм,
  • Рационализм,
  • Де Стиль (неопластика),
  • Баухауз и другие.
Модернизм. Дворец Гуштаву Капанемы, Рио, Бразилия

Более подробно архитектурные стили этого направления рассмотрены в статье Модернизм в архитектуре. 

Архитектурные стили постмодернизма

Объединение архитектурных течений, возникших в 60 годах прошлого столетия как реакция на жёсткую экономию, формализм и отсутствие разнообразия, представляет из себя постмодернизм. Его расцвет пришёлся на 1980-е годы.

Рецидив различных принципов, содержащихся в основном в классическом зодчестве прошлого и применение их к современным структурам породил архитектуру исторической аллюзии (стилистический приём, намекающий на нечто общеизвестное).

Поиск уникальности, создание новых форм, идея гармонизации архитектуры в соответствии с окружающей средой — отличительные черты в работе постмодернистов. Их характеризуют яркие цвета, классические мотивы, разнообразие структур, материалов и форм.

Стремление к соблюдению пропорций и симметрии, к выражению образности зданий, внедрение или возрождение декора (барельефы, росписи) активно используются во внешней отделке.

С конца 1990-х годов он распадается на новые тенденции высокотехнологичной архитектуры, неоклассицизма и деконструктивизма.

Хай-тек в архитектуре

High Tec — высокие технологии. Возник в 1970-х на основе элементов высоких технологий в промышленности, инженерии.
Концепция High Tech развилась из британской модернистской архитектуры конца 1960-х. Отдаёт предпочтение легким материалам и чистым, гладким, непроницаемым поверхностям, часто из стекла. Характеризуется выраженными открытыми стальными конструкциями, открытыми трубами, воздуховодами и т. д., гибкостью для создания внутренних зон и интерьеров.

Эти изменения были внесены и реализованы ключевыми архитекторами стиля Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом с 1970-х годов.

Здание в стиле хай-тек: штаб 4 канала, Horseferry Road, Лондон, 1994

Деконструктивизм

Эти странные, искаженные, почти до невозможности здания, на самом деле являются частью очень специфического, не прямолинейного подхода к дизайну.
Деконструктивизм характеризуется

  • использованием фрагментации,
  • манипулированием идеями поверхности структуры,
  • переопределением ее форм и
  • радикальным проявлением их сложности в здании.

Сосредоточившись на свободе формы, а не на функциональных проблемах, деконструктивисты стремятся поразить посетителя, делая их пребывание в своем пространстве запоминающимся: интерьер завораживает так же сильно, как и внешний вид.

Считается, что этот фрагментированный стиль развился из постмодернизма, который начался в конце 1980-х годов. В то время как постмодернизм возвращался к историческим корням, которые избегал модернизм, деконструктивизм отверг постмодернистское признание таких ссылок и сделал смелый шаг к необыкновенным инновациям в архитектуре.

Деконструктивизм. Музей Гугенхейма, Бильбао, Испания

Зелёная, органическая  архитектура

Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом.
Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.

Зелёная архитектура. Офисное здание, Малага, Испания

Архитектор 20 века Ф.Л.Райт впервые использовал термин «органическая архитектура«, сформулировал её принципы и придерживался их в своих работах. Он умел совмещать желания заказчиков с уникальностью окружающей среды. Убедится в этом можно, познакомившись с примерами работ талантливого мастера.

Но не менее (а может и более) органической является архитектура другого великого зодчего Антонио Гауди. Он вдохновлялся формами, наблюдаемыми в природе, и переносил их в свои творения. Храм Саграда Фамилия — яркий пример тому.

Теперь Вы знаете архитектурные стили в хронологической последовательности. Каких не достаёт в этом перечне?

Делитесь своим мнением по поводу статьи в комментариях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Заберите её себе на стену в социальной сети, чтобы не потерять. Или добавьте в закладки (Ctrl+D).

arhi1.ru

Романский стиль в архитектуре / Блог архитектора Новикова

Как обычно это бывает, Романский стиль получил своё название лишь спустя долгое время, после своего завершения. Романским стилем французские археологи назвали европейскую архитектуру 10-12 веков, так как считали это архитектурное направление не совсем удачным вариантом позднеримской архитектуры.

Романский стиль стал закономерным отражением духа своей эпохи: для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и частые междоусобные войны. Поэтому дозорные башни, массивность всех конструкций (стен, колонн, сводов), световые проемы, походившие на бойницы эти черты присущи постройкам романского периода. Величественные храмы огромных размеров находились на расстоянии колокольного звона и часто выступали в роли крепости для жителей всего города. Дома феодалов – замки – являлись настоящей крепостью. Они были окружены стенами внушительной высоты с башнями. А добраться до ворот можно было через подъемные мосты, опускающиеся над поверхностью воды глубокого рва.

Романский стиль в архитектуре, как и вся культура Средневековья в целом, отражает в себе культурный и экономический упадок и последующий застой, связанный с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилика святого Аполлинария в Классе (Равенна) ярко демонстрирует раннюю культовую архитектуру романского стиля:

Приёмы строительства.

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.

Разрез и план типичной романской базилики:

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Особенности архитектуры романского собора:

● В основе плана раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства;
● Увеличение хора или восточной алтарной части храма;
● Увеличение высоты храма;
● Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами;Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры);
● Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн;
● Основной мотив интерьера полуциркульные арки.

Отличие конструкций Романского стиля от более позднего Готического:

Скульптура в романской архитектуре.

В начале 12-го столетия начинает расти роль скульптуры в архитектуре и в особенности рельефа. На смену языческим римским образам приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания. Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками.

Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов. Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах (где располагался главный вход), возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах удлиненные пропорции.


Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие романского стиля. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Так чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Церковь при бенедиктинском монастыре “Сен-Флибер”, построенная в XII в:

В Италии провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь Сан-Микеле (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Развитие романского стиля в Англии связано с норманнским завоеванием и распространилось на два типа зданий: замок и церковь. Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. В начале столетия деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания.

Наиболее известным из сохранившихся романских построек является Вестминстерское аббатство. Это сооружение имеет башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны в готическом стиле, но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.

Источники:

ru.wikipedia.org

trendsdesign.ru

www.syl.rul

novikov-architect.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *