- Греческая ордерная система
- Ордерная система Древней Греции. Особенности архитектуры
- “Архитектура Древней Греции. Ордерная система”
- Ордерная система Древней Греции и Рима
- Понятие архитектурного ордера
- Три кита древнегреческой архитектуры
- Ранний архитектурный стиль древней Эллады
- Многообразие храмов дорического ордера
- Появление женского начала в архитектуре
- Разновидности ионического стиля
- Стиль, вобравший в себя достижения прошедших веков
- Римские последователи древних греков
- Основа основ мирового зодчества
- Презентация по МХК “Ордерная система Древней Греции”
- ордер архитектурный – это… Что такое ордер архитектурный?
- Архитектурный ордер. Часть №1: evan_gcrm — LiveJournal
Греческая ордерная система
Ордер – это художественно-осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, закреплённая традицией в нескольких вариантах, отличающихся как общим характером, так и строго установленным составом, формой и взаиморасположением элементов, а так же своими пропорциями и орнаментом.
Сима (др.-греч. Σιμός — курносый, выпуклый) — элемент карниза, желобок для стока воды.
Акротерий (акротерион, греч. ἀκρωτήριον — «высочайший») — украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют.
Гейсон – (греч. geison), верхний карниз, выступающая часть балочной конструкции.
Киматий – (греч.), профилированный поясок, по большей части из того же материала, что и украшаемый предмет (балка, капитель и пр.), также раскрашенный.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент, венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Мутул (лат. mutulus) — плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере, прототипом которого были, по-видимому, стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре.
Гутты(от лат. gutta — капля) или регулы – шесть небольших выступов в виде усечённых конусов на нижней поверхности каждой полки под и над Триглифами, а также и над метопами в постройках дорического ордера.
Мето́па (μετόπη — пространство между глазами) — в архитектуре элемент фриза дорического ордера в виде каменных или керамических плит, заполняющих промежутки между двумя триглифами. Метопы нередко украшались рельефами, реже — живописью.
Триглиф (τρίγλυφος, от tri-, в сложных словах — три и glуphō — режу) — в архитектуре элемент фриза дорического ордера, представляющий собой вертикально стоящую каменную плиту с треугольными в плане продольными желобами. Триглифы чередуются с метопами, которые могли украшаться рельефами или живописью. Триглифы обычно размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза в углах здания.
Тения — горизонтальная тяга, завершающая архитрав сверху.
Энта́зис (от греч. ἔντασις, éntasis — напряжение), утоне́ние — плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси от максимального в пределах нижней трети ствола до минимального в завершении,расположенное обычно на 1/3 ее высоты. Применялся для создания зрительного эффекта напряжённости и устранения иллюзии вогнутости ствола колонны (фуста). Наряду с курватурой является одним из главных выразительных приёмов, используемых в классической ордерной архитектуре.
Стилобат (στυλοβάτης) — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата.
Стереобат (στερεοβάτης) в античной архитектуре — цоколь храма или колоннады. Или же искусственная площадка, поднимающая основание здания над уровнем городской площади. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трёх ступеней.
Курвату́ры (лат. curvatura – кривизна) — незначительные искажения горизонтали, уклона вертикали, увеличение интерколумниев и утолщение колонн в углах здания. Они трактуются как средство компенсации неизбежного провисания горизонталей в зрительном восприятии. Впервые использовалась Иктинием при строительстве храма Аполлона в Бассах.
Интерколумний – расстояние между колоннами.
Ионический ордер.
Тимпан – треугольное поле фронтона.
Гусёк – один из архитектурных обломов; очертание сечения составлено из двух дуг окружностей, образующих подобие рукописной строчной буквы г.
Волю́та (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.
Ионик (от лат. ovum — яйцо), орнаментальный мотив на капителях и карнизах ионического и коринфского архитектурных ордеров. Состоит из ряда яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиком и чередующихся с обращенными остриём вниз стрельчатыми листьями.
Тор, торус (от лат. torus — выпуклость, валик) — вал, один из классических древнегреческих обломов архитектурных. Тор строится по дугам окружности или более сложным кривым.
Скоция (от греч. skotia — темнота) – асимметричный архитектурный облом с профилем двухцентровой дуги или более сложной вогнутой кривой.
Вал – это криволинейный архитектурный облом, имеющий в поперечном разрезе вид полукруга.
Коринфский ордер.
studfile.net
Ордерная система Древней Греции. Особенности архитектуры
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 11Следующая ⇒Ордеры архитектурные:
А — дорический; Б — ионический;
В — коринфский;
1 — карниз;
2 — фриз;
3 — архитрав;
4 — капитель;
5 — ствол колонны
6 — база
Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция — каменные блоки, из которых выкладывались стены и колонны.
В основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека.
Главные структурные элементы двух ордеров – дорического и ионического – одни и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка — стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.
В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм.
Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).
Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны. Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.
архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.Афинский акрополь («верхний город») — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки. “Жемчужиной” акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма.
Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей — женская часть дома. Основное помещение — андрон — предназначалось для пиров и трапез.
В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения — народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора).
Древнегреческая скульптура
Всадник Рампена
Древнегреческая скульптура (известняковая, мраморная, бронзовая, терракотовая скульптура;) —Охватывает период с VII века до н.э. по I век до н.э. Древнегреческая скульптура из вершин античной культуры. Первые памятники древнегреческой пластики относятся к геометрическому стилю VIII века до н.э. Мелкая пластика геометрического стиля найдена при раскопках в Афинах, Олимпии, в Беотии. VII – VI века до н.э. относят к архаическому периоду древнегреческой скульптуры, в нем выделяют этапы: ранняя архаика (около 650-580 годы до н.э.) высокая архаика (580-530 годы до н.э.) поздняя архаика (530-480 годы до н.э.).
Первые монументальные скульптуры Древней Греции характерны влиянием древневосточной скульптуры. По легенде, первым создателем скульптур был мастер Дедал, по имени которого сталь ранней архаики получили название дедаловского. К кругу «дедаловской» скульптуры относится статуя Артемиды Делосской, женская статуя критской работы, хранящаяся в Лувре («Дама из Оксерра»). Серединой VII века до н.э. датированы первые куросы и первая скульптурная храмовая декорация — рельефы и статуи из Принии (Крит).
Развитие древнегреческой скульптуры
В дальнейшем скульптурная декорация заполняла поля, выделенные в храме его конструкцией: фронтоны и метопы в дорическом храме, непрерывный фриз (зофор) в ионическом храме. Надгробная, посвятительная, культовая статуи в архаический период были представлены куросом и корой. Архаические рельефы украшали базы статуй, фронтоны, метопы храмов, надгробные стелы. В дальнейшем на место рельефов во фронтонах пришла круглая скульптура.
Памятниками архаической круглой скульптуры являются голова Геры, найденная возле ее храма в Олимпии, статуи Клеобиса и Битона из Дельф, Мосхофор («Тельценосец») с афинского Акрополя, Гера Самосская. Для изображения летящей или бегущей фигуры в архаике использовалась условная схема «коленопреклоненного бега». В архаической скульптуре был принят целый ряд условностей, например, «архаическая улыбка» на лицах.
В классическом периоде древнегреческой скульптуры (V – IV века до н.э.) выделяют этапы: ранняя классика или «строгий стиль» (490-450 годы до н.э.)высокая классика (450-420 годы до н.э.) «богатый стиль» (420-390 годы до н.э)поздняя классика (390-320 годы до н.э.). В классическом периоде скульпторы создавали рельефы и статуи богов и героев для украшения храмов, а также светские образы — изваяния победителей Олимпийских игр и государственных деятелей. В это время было открыто в скульптуре движение, скульпторы научились с помощью жестов, позы передавать момент активного действия. Скульпторы Мирон (“Дискобол”, “Афина и Марсий”) , Фидий (“Зевс”, “Афина-Парфенос”), Поликтет (“Гера”, “Дорифор”, “Копьеносец”), Главным памятником ранней классики являются фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии(около 468-456 годы до н.э.).
Высокая классика представлена именами Фидия и Поликлета. Расцвет классической скульптуры связан с декорацией Парфенона на афинском Акрополе — фронтоны, метопы, зофор (447-432 годы до н.э.). Вершиной древнегреческой скульптуры признаются несохранившиеся хрисоэлефантинные статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы. «Богатый стиль» связывают с творчеством Каллимаха, Алкамена, Агоракрита. Характерные памятники «богатого стиля» — рельефы баллюстрады храма Ники Аптерос на афинском Акрополе (около 410 года до н.э.), ряд надгробных стел, среди которых стела Гегесо. К поздней классике относятся декорация храма Асклепия в Эпидавре (около 400-375 годы до н.э.), храма Афины Алей в Тегее (около 370-350 годы до н.э.), храма Артемиды в Эфесе (около 355-330 годы до н.э.), Мавзолея в Галикарнасе (около 350 года до н.э.), над скульптурной декорацией которого работали Скопас, Бриаксид, Тимофей, Леохар.
В эпоху эллинизма древнегреческая скульптура дифференцировалась по школам. Этап раннего эллинизма относят к 320-250 годам до н.э., высокого эллинизма — к 250-150 годам до н.э., позднего эллинизма — к 150-30 годам до н.э. С александрийской школой связана деятельность последователей Праксителя. Пергамская школа представлена статуями галлов («Умирающий галл» и «Группа Людовизи» — мраморные римские копии с пергамских бронзовых оригиналов около 220 года до н.э.), С родосской школой связана статуя Ники Самофракийской (около 190 года до н.э.)
Древнегреческий театр
Все античные греческие театры были построены по одному типу – под открытым небом и по склонам холмов.
Первый каменный театр построен в Афинах, он послужил образцом для всех других театров. Его сооружение началось в 70-ю Олимпиаду (около 500 г. до н. э.), раньше драматические представления проходили на деревянных подмостках на центральной площади Афин, но они рухнули в 6 веке до н.э. Греческий театр в Афинах вмещал по разным подсчётам от 17 000 до 30 000 человек. В небольших греческих театрах места для зрителей составляли один или два яруса; в Афинах 78 рядов были разделены на три яруса двумя широкими проходами. Центральное кресло, изукрашенное художественной резьбой, принадлежало жрецу Диониса.
Круглая площадка театра, отделенная от первого ряда невысоким барьером, посыпанная песком, а позднее вымощенная каменными плитами, называлась орхестрой. В центре ее находился жертвенник Дионису, на ступеньках которого размещались музыканты. С западного и восточного склонов холма на орхестру вели проходы – пароды.
Вначале представление греческого театра происходило в пределах орхестры; позже на ней выступал только хор, а для актеров позади орхестры был сооружен помост (проскений), а еще дальше – скена, помещение, в котором актеры переодевались, меняли маски и из которого выходили на проскений.
Реквизит греческого театра хранился в помещении не только скены, но и параскениев – боковых пристроек, справа и слева примыкавших к скене.
В афинском театре появление актера справа от проскения означало приход из деревни или из другой страны, а появление слева – приход из города.
Сначала никаких декораций в греческом театре не было, но уже во времена Эсхила фасад скены, обращенный к зрителям, стал украшаться в соответствии с местом действия представляемой пьесы. К середине V в. до н. э. к фасаду театральной скены стали прислонять или подвешивать расписные доски, куски холста, расписанные условно: деревья означали лес, дельфин – море, лесной бог – реку и т. п.
Были театральные машины для воспроизведения грома и молний, для усиления звуков голоса актеров. Среди действующих лиц древнегреческой трагедии особую функцию выполнял «вестник»: он рассказывал о том, что произошло в доме или где-нибудь вдалеке от места действия. В греческом театре могли выступать только мужчины и только свободные граждане, не запятнавшие себя никакими постыдными поступками: театр был посвящен Дионису, и актер, таким образом, являлся служителем бога, поэтому он не лишался гражданских прав, как это было в Риме, и даже пользовался известным уважением.
Актеры и хор греческого театра выступали в масках; это было связано как с обрядовой традицией, так и со стремлением создать обобщенные образы, согласно установке греческого искусства. Поскольку сюжетами трагедий были в основном эпизоды из мифов, а в величественном представлении, по понятиям греков, персонажи должны выглядеть более высокими, чем обычно, актеры с известных пор стали выступать на котурнах – в обуви с высокими подошвами.
Театральные представления в Афинах были организованы как состязания трагических и комических поэтов и их хоров на праздниках Великих Дионисий, продолжавшихся 6 дней. Задолго до праздника афинский архонт (одно из высших должностных лиц) знакомился с переданными ему рукописями и отбирал трех поэтов, каждый из которых представлял тетралогию (три трагедии и одну сатировскую драму). Постановка драм в греческом театре требовала больших расходов, которые поочередно поручались трем богатым гражданам-хорегам (организаторам представления). Тетралогия разыгрывалась с утра, а когда (в 80-х годах V в. до н. э.) появилась комедия как театральный жанр, представления стали длиться от зари до зари, так как вечером ставилась еще комедия.
Таким образом, зрители проводили в греческом театре целый день, ели и пили в театре, приходили и уходили, когда хотели, громко выражали свое одобрение и порицание представляемому зрелищу.
Первоначально вход в греческий театр был открыт для всякого желающего бесплатно; допускались в театр мужчины и женщины, граждане и метеки (переселенцы из других городов). Позже была введена плата за место в театре (2 обола). Греческие театры, в частности афинский, благодаря большим размерам и удобствам размещения публики часто являлись и местом народных собраний.
infopedia.su
“Архитектура Древней Греции. Ордерная система”
Цель урока: познакомить учащихся с ордерной системой, доказать, что в основе культурных достижений античности лежит любовь к человеку.
Задачи:
- расширить представления учащихся о роли и вкладе в культуру Древних Греков;
- сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное;
- расширить тезаурус учащихся за счет введения новых терминов и понятий;
- мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное знакомство с элементами архитектурного убранства городов.
Тип урока: объяснение новых знаний.
– Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об
удивительной и до сих пор таинственной для нас
Древней Греции. Не секрет, что именно эта эпоха –
эпоха античности, являясь образцом внутренней и
внешней красоты человека, впервые показала миру,
каких вершин может достичь человек. Поэтому
эпиграфом к нашему уроку я взяла афоризм
Протагора “Человек – мера всех вещей”.
Ребята, как вы понимаете эти слова?
(Выслушиваются мнения учащихся.)
– Эти слова высечены на фронтоне храма в
Дельфах и, как мне кажется, соответствуют всей
архитектуре Древней Греции, главной
особенностью которой были органичность и
соразмерность человеку.
Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы
будем рассматривать архитектуру Древней Греции,
а именно ордерную систему: познакомимся с тремя
видами ордеров и проследим, как в античном ордере
отразилась основополагающая сущность античного
искусства – его направленность на человека.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Ребята, на протяжении многих сотен лет греческие
архитекторы разрабатывали каждый элемент
здания. Итогом их трудов было создание ордерной
системы, основной формой которой является
колонна. Вспомните, что такое колонна? Можно
обратиться к словарикам. (Колонна (фр.)
– элемент здания, опора, обычно круглого или
квадратного сечения, поддерживающая балку,
антаблемент или пяту арки )
– Колонна со всеми ее деталями, а также части,
расположенные над и под колонной, составляют
единое целое и ее возведение подчиняется
определенному правилу, порядку. Порядок назван
латинским словом “ОРДО”. Отсюда и название
“ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА”, архитектурный ордер.
Основные греческие ордера – дорический,
ионический и коринфский – сформировались не
сразу (см. Приложение 1).
В конце VII века до нашей эры появилась дорическая
система, ее название произошло от названий
одного из главнейших греческих племен – дорян,
живших в Пелопоннесе, В Сицилии и южной части
Апеннинского полуострова. Доряне отличались
особым мужеством и суровостью. Давайте
проследим, как особенности характера дорян, их
мужество, твердость, стойкость нашли свое
отражение в архитектуре. Как вы думаете, чему
уделялось главное внимание в такой колонне? Есть
ли в ней декоративные элементы? (Главное
внимание уделялось не декоративным элементам, а
строгой красоте линий.)
– Обратите внимание на капитель – так называется верхняя завершающая часть колонны. Опишите ее, опираясь на иллюстрацию и слайд дорической колонны храма Геры в Пестуме. (Колонна отличается простотой, особой торжественностью, не имеет базы, вырастает прямо из фундамента.)
– Ребята, обратите внимание на раздаточный материал (см. Приложение 2). Прочтем текст и ответим на вопрос: что брали за основу древние греки при создании дорической колонны? (В дорической колонне воспроизведены пропорции несущей части мужского тела 1 : 5.)
– Посмотрим на храм Афины.
Выглядят ли здесь колонны неустойчивыми,
незаметными или наоборот? Соблюдаются пропорции
человеческого тела?
Теперь рассмотрим ионический ордер. Свое
название этот стиль взял также от названия
племен – ионян, обитавших на полуострове Аттика,
островах Эгейского моря и в западной части Малой
Азии. Что вы знаете об этом народе? (В отличие от
дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны
к мирным занятиям и искусствам.)
– Давайте посмотрим, гармонировала ли созданная ими архитектура с их характером и образом мышления. Чем отличается ионическая колонна от дорической? (Она более изящная, стройная, можно сказать, что нежная, украшенная спиралеобразными фигурами.)
– Перед нами – храм Ники Аптерос. Если дорическую колонну мы сравнивали с обликом мужской красоты, то с чем можно сравнить ионическую? (С женским обликом: тонкий, стройный ствол похож на талию. Вверху капитель словно распускается двумя упругими завитками – как будто волосы.)
– Близкий к ионическому коринфский ордер появился лишь во второй половине 5 века до нашей эры. Его название произошло от города Коринф, в котором, по преданию, и создавался новый ордер. Прочитаем легенду о происхождении коринфской колонны (раздаточный материал – см. Приложение 3).
– Посмотрите на коринфскую колонну святилища Аскления. Чем такая колонна отличается от ионической? (Еще более легкая, украшенная листочками в три горизонтальных ряда.)
– Прочитав легенду и охарактеризовав внешний вид колонны, вы без труда определите, на что похожа данная колонна. (На юную девушку, невесту.)
– Мы с вами познакомились с тремя стилями ордерной системы. Назовите их. (Дорический, ионический, коринфский.)
– Теперь я посмотрю, насколько безошибочно вы
сможете определить стиль колонны, как хорошо вы
усвоили материал.
Перед вами часть кровли и колонн Эрехтейона:
– Ребята, наследие древних греков огромно. Прошло много тысяч лет, а люди до сих пор используют технику ордерной системы, созданной еще во времена античности. Рассмотрим фрагменты зданий и улиц в городе Санкт-Петербурге и определим какой ордер использован в колоннах.
– Подведем итоги. Что нового мы узнали сегодня
на уроке?
– С чем сравнивали древнегреческую колонну?
– На что опирались древние греки при ее создании?
– Давайте вернемся к эпиграфу. Мы с вами доказали, что “Человек – мера всех вещей”?
– Спасибо за работу на уроке.
Выставление оценок.
Домашнее задание: нарисовать и красиво оформить наиболее понравившийся ордер и привести примеры зданий, где он используется.
– До свидания!
Презентация
Список литертуры:
1. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 400 с.
2. Постникова Т.В. Античность. Науч.-поп. издание для детей. – М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002.– 127 с.– (История искусства для детей).
3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Возрождение: Часть 2, книга 2: Учеб. Пособие для старших классов общеобразоват. Учреждений.– М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001.– 304 с.
4. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII–XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 320 с.
5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура . Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.– 608 с.
6. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVIII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006.– 416 с.
7. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч. 2. Культуры мира. – Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. – М.: Аванта +, 2004.– 640 с.
8. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта +, 2001.– 448 с.
9. Храмы. Монастыри. Самые красивые и знаменитые. Вед. ред. Е. Ананьева; отв. ред. Т. Каширина.– М.: Аванта +, 2003.–184 с.
10. Замки. Дворцы. Самые красивые и знаменитые. Ред. группа: Е. Ананьева, Т. Евсеева, Е. Дукельская.– М.: Аванта +, 2005.– 184 с.
11. 100 великолепных соборов мира. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах . Пер с нем.– М.: ООО “Мир книги”, 2004.– 2008 с.
12. Санкт-Петербург . Альбом. Ред. М. Лыженкова.– СПб.: “П-2”, 1998.
urok.1sept.ru
Ордерная система Древней Греции и Рима
Общеизвестно, что вся мировая архитектура развивалась под влиянием классических образцов, созданных зодчими легендарной Эллады. Их бессмертные творения на протяжении многих веков служили эталоном гармонии, вдохновлявшим архитекторов позднейших эпох, для которых отправной точкой их творческих поисков явилась ордерная система Древней Греции. Фото, иллюстрирующие статью, дают представление о её характерных особенностях.
Понятие архитектурного ордера
Прежде чем начать разговор об особенностях тех или иных ордеров, не помешает уточнить само значение этого, столь часто встречающегося в архитектуре, термина. Под ним принято понимать композицию, ставшую результатом художественной переработки важнейшей части постройки – её стоечно-балочной конструкции. Простое сочетание вертикальной опоры и горизонтальной панели в нём стало произведением искусства.
Древним грекам от природы было присуще поэтическое восприятие многих, казалось бы, прозаических атрибутов жизни. Вот и в обычном сочетании строительных элементов колонны и верхнего перекрытия, они сумели разглядеть символ борьбы добра – опоры, и зла – давящей на него сверху своим весом балки-архитрава. Ну а уж если дело коснулось столь высоких материй, то полёт вдохновения древних зодчих становился поистине неудержимым.
Три кита древнегреческой архитектуры
Ордерная архитектурная система Древней Греции базируется на трёх китах, ставших её основой на весь период существования этой высокоразвитой цивилизации. Под ними принято понимать дорический ордер, ионический и коринфский. Эти названия происходят от областей, где впервые появились постройки, отмеченные их характерными художественными признаками. Как правило, это были не обычные жилые строения, а общественные здания или храмы.
Не случайно именно культовые сооружения воплотили в себе плоды творческого вдохновения зодчих. Поклонение божествам включало в себя не только обрядовую систему, но и требовало совершенно особой эстетической формы создания всех элементов храма, включая его архитектурное решение, и скульптурное убранство.
Ранний архитектурный стиль древней Эллады
Сложение ордерной системы в архитектуре Древней Греции имеет глубокие исторические корни. Ещё в самый ранний – архаический – период появились постройки, художественные особенности которых получили название дорический ордер. Храмам, выполненным в этом стиле присуща приземистость, массивность и скупость декоративного оформления. Живший в I веке нашей эры знаменитый римский архитектор и механик Витрувий метко охарактеризовал его как «мужской».
Справедливость такой характеристики становится очевидной, когда видишь эти массивные колонны, создающие впечатление мощи, способной выдержать любую нагрузку. В то же время их поверхность, покрытая продольными, идущими вдоль оси углублениями, подчёркивает устремление вверх, и создаёт ощущение динамики, которой, в той или иной степени, подчинена вся ордерная система Древней Греции.
Кратко описывая этот архитектурный приём, следует отметить, что эффект движения достигается и самой формой колонны – широкой в своём основании, и сужающейся вверху. Она подобна некоему указателю, направленному в небо – обиталищу тех божеств, которым поклоняются в храме. Этот стилистический приём служит и ещё одной цели – конусный силуэт колонны вызывает значительно большее ощущение противодействия тяжести, чем её строго вертикальные очертания.
Многообразие храмов дорического ордера
Венчающая часть колонны – капитель – характеризуется отсутствием декора и состоит из гладкого выпуклого обвода, называемого эхином, и прямоугольной плиты – абака. Ничего лишнего. Истинная мужская красота не нуждается в украшениях. Однако, такая художественная направленность не означает, что ордерная система Древней Греции порождала внешнее однообразие храмов, выполненных в рамках того или иного стиля.
При общем сходстве пропорций дорические храмы выглядели по-разному. Всё зависело от высоты и расположения колонн, а также общих пропорций здания. В одних случаях создавалось ощущение неподъёмной тяжести, а в других – лёгкости и изящества. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на массивные формы Пестумского храма Посейдона и сравнить их с парящими в воздухе очертаниями святилища Гефеста на Агоре.
Появление женского начала в архитектуре
Несколько позднее, уже в период расцвета средиземноморской культуры, ордерная система Древней Греции обогатилась ещё одним архитектурным стилем, известным, как ионический ордер. В отличие от своего дорического собрата, воплощавшего своими формами мужское начало, он стал выражение женственности и грации, проявившихся в стройных очертаниях колонн, и общей легкости пропорций храмов.
Кроме того, греческие зодчие, вдохновлённые своими прекрасными соотечественницами, выполняли капители колонн в виде окружностей, напоминавших по форме женскую грудь, украшенную богатым декором в виде ожерелий. Каннелюры же делали столь глубокими, что они невольно ассоциировались у зрителя со складками платья.
Общее же впечатление женского начала и некоторой эротичности дополнялось кариатидами – женскими фигурами, использовавшимися в качестве дополнительных опор. Они были резким контрастом бытовавшим в дорических храмах мощным и мрачным фигурам атлантов.
Разновидности ионического стиля
Постройки, относящиеся к ионическому ордеру, не были однородными. Они имели отличительные черты, позволяющие разделить их на малоазийский и аттический варианты. Первый отличался углублённой прорисовкой базы и отсутствием фриза – полосы скульптурных украшений, обрамлявших верхние части стен. Встречается он нечасто. Более распространён аттический вариант. Именно этим стилем в наибольшей степени прославилась архитектурная ордерная система Древней Греции. Афинский акрополь является наиболее известным его воплощением.
Отличительными чертами храмов аттического стиля можно назвать трёхслойный антаблемент – балочное перекрытие, покоящееся на опорных колоннах. Кроме того, для них характерен сплошной фриз, огибающий весь периметр здания и часто украшенный декоративными композициями.
В целом же ионические храмы, при всех своих неоспоримых достоинствах, имели один существенный недостаток – детали, входившие в их композицию, были лишены всесторонности обзора. По своим конструктивным особенностям они были красивы лишь с одной определённой стороны. Именно по этой причине ордерная система Древней Греции нуждалась в новом, более проработанном и универсальном стиле.
Стиль, вобравший в себя достижения прошедших веков
Им стал коринфский ордер, разработанный с учётом достоинств и недостатков своих двух предшественников. Он воплотил в себе лучшие их черты. Именно в нём получила своё полное завершение ордерная система Древней Греции. Существует легенда, что его создатель, древнегреческий архитектор Каллимах, однажды стал свидетелем запомнившегося ему зрелища.
Стоявшая на могиле юной гречанки корзина с цветами аканта покрылась проросшими сквозь её прутья зелёными ветвями. Это настолько понравилось зодчему, что он создал несколько колонн, капители которых воспроизводили виденное им. Они были красивы со всех точек обзора, а их образ лёг в основу создания нового архитектурного ордера.
Упоминавшийся выше римский архитектор Витрувий сравнивал стройные коринфские колонны с силуэтами девушек. В отличие от дорийских и ионических образцов они выглядят более гибкими и пропорциональными. Кроме того, для коринфских капителий и антаблемента, кроме их всесторонности, характерно богатое декоративное оформление, придающее им яркий праздничный вид.
Римские последователи древних греков
Ордерная система Древней Греции послужила основой для создания и развития архитектурных стилей Римской империи. Но, в отличие от прежних веков, в этот, более поздний период мировой истории, распространение имели не три, а пять ордеров. К унаследованным от греческих архитекторов и творчески переработанным стилям римские зодчие добавили два оригинальных, разработанных ими – тосканский и композитный.
Наиболее простым являлся тосканский стиль. Он характеризовался массивными колоннами и упрощённым дорическим антаблементом – балочным перекрытием пролёта, часто выполненным из дерева. Римско-дорический и римско-ионический ордеры в целом воспроизводили свои греческие прообразы, но с некоторыми доработками. Что же касается композитного стиля, то он считается наиболее сложным по своей структуре, так как представлял собой совокупность элементов остальных четырёх ордеров.
Основа основ мирового зодчества
Не будет преувеличением сказать, что архитектура Древней Греции, ордерная система которой нашла своё продолжение в творениях римских зодчих, явилась той базой, на которой впоследствии выросла вся мировая классическая архитектура. Вглядевшись пристально в её наиболее известные шедевры, можно увидеть в них элементы, пришедшие в наш мир из глубин античных веков.
fb.ru
Презентация по МХК “Ордерная система Древней Греции”
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по МХК “Ордерная система Древней Греции”Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:Слово «ордер» происходит от латинского ordo – «по порядку», «как следует». Греческий ордер – это одна из исторических форм стоечно-балочной системы в архитектуре.
3 слайд Описание слайда:Уже в Древнем Египте массивные стойки-колонны поддерживали лежащие на них балки.
4 слайд Описание слайда:В Древней Греции эта конструкция стала значительно легче.
5 слайд Описание слайда:Конструкция из стоек и балки, лежащей на них, естественна для деревянного строительства.
6 слайд Описание слайда:Именно при строительстве деревянных сооружений сформировались основные части ордера.
7 слайд Описание слайда:Стереобат колонна Антаблемент Фронтон Стилобат Ствол колонны Капитель Архитрав Фриз Карниз Метопа Триглиф Основные части греческого ордера
8 слайд Описание слайда:Названия частей греческого ордера Стереобат – от греч. «stereos» – крепкий и «bates» опора. Колонна – от лат. «columna» – столб. Антаблемент – от греч. «ante» – прямо и «blemma» – взгляд. Фронтон – от лат. «frons» – лоб, лицо. Стилобат – от греч. «stylos» – стержень, колонна и «bates» – опора. Капитель – от лат. «caput» – голова. Архитрав – от греч. «archi» – главный и «trabs» – балка. Фриз – от греч. «frisso» – дрожу, трепещу. Метопа – от греч. «metopon» – лицевая сторона. Триглиф – от греч. «tries» – три и «glypho» – вырезаю. Карниз – от греч. «koronis» – завершение.
9 слайд Описание слайда:Попробуйте на фотографии Парфенона найти основные части ордера.
10 слайд Описание слайда:Вместе с работой над простотой и ясностью конструкции греческие архитекторы много работали над зрительным впечатлением от постройки. Одна и та же конструкция, например, стойка и балка, может по-разному выглядеть, в зависимости от оформления. Эти видимые изменения конструкции называют тектоникой.
11 слайд Описание слайда:Проследим за тектоническими изменениями опоры.
12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:Конструкция простого столба и колонны одинакова, но тектоническое (зрительное) их решение разное. Так архитектор с помощью тектоники добивается разных эффектов при одной и той же конструкции.
14 слайд Описание слайда:С помощью этих деталей достигается тектоническая выразительность колонны.
15 слайд Описание слайда:Стволы колонн тщательно вымеряли, вытесывали из отдельных каменных блоков, вплоть до каннелюр, и скрепляли между собой шипами.
16 слайд Описание слайда:Основным в ордере является не последовательность частей здания, а их четкая соотнесенность между собой, их пропорциональность. Именно пропорции отличают один ордер от другого.
17 слайд Описание слайда:Пропорции дорического ордера делают его массивным, тяжелым. Не случайно дорические храмы называли «мужскими».
18 слайд Описание слайда:Поэтому иногда вместо колонн дорических храмов ставили мужские статуи – атланты.
19 слайд Описание слайда:Даже отдельно стоящая дорическая колонна производит впечатление чего-то необычайно устойчивого.
20 слайд Описание слайда:Этому впечатлению помогает очень простое строение вершины колонны – капители.
21 слайд Описание слайда:Парфенон – самый известный дорический храм древности.
22 слайд Описание слайда:Храмы ионического ордера более стройны и изящны. Не случайно говорили, что у их колонн женские пропорции.
23 слайд Описание слайда:Поэтому иногда вместо колонн ионических храмов ставили женские статуи – кариатиды.
24 слайд Описание слайда:Впечатлению женственности от ионической колонны способствует её капитель с волютами.
25 слайд Описание слайда:Самые утонченные пропорции у храма коринфского ордера. Пропорции его колонн сравнивали с пропорциями девического тела.
26 слайд Описание слайда:Капитель коринфской колонны, словно прихотливая прическа, украшена листьями.
27 слайд Описание слайда:В последующие века ордер (его структура и пропорции) стал частью многих архитектурных сооружений.
28 слайд Описание слайда:В эпоху классицизма (XVIII-XIX века) здания во многом строились на основе ордера.
29 слайд Описание слайда:Здание Биржи в Санкт-Петербурге.
30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда:Творческое задание Придумайте и нарисуйте сказочный архитектурный ордер.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
В ордерной системе древней Греции каждый из трех ордеров имеет схожую систему построения в виде стоечно-балочной конструкции, где колонна является несущей конструкцией, а архитрав несомой. Но, несмотря на единую конструктивную схему, античные мастера наделили каждый отдельный ордер рядом художественных особенностей. Свободная трактовка пропорций, форм и масштабов давала возможность полностью менять и преобразовывать художественный строй возводимого здания.
Общая информация
Номер материала: ДВ-343613
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
ордер архитектурный – это… Что такое ордер архитектурный?
один из видов архитектурной композиции, основанный на соотношении вертикальных несущих (колонн) и горизонтальных несомых частей. Колонны широко применялись в древнеегипетской и крито-микенской архитектуре, однако лишь в Древней Греции была впервые выработана строгая система, основанная на пропорциональном соотношении всех частей здания. Основными элементами ордера являются: цокольная часть здания (трёхступенчатый стилобат), колонны (состоят из базы, ствола и капители) и антаблемент (состоит из архитрава, фриза и карниза). В древнегреческой архитектуре сложились три классических ордера, которые продолжают применяться и поныне: дорический, ионический и коринфский.
Калликрат. Ионический храм Ники Аптерос на афинском Акрополе. 442–420 гг. до н. э.
Древнейший – дорический ордер, распространившийся в 7–6 вв. до н. э. Дорическая колонна не имеет базы; ствол, сужающийся кверху, покрыт желобками-каннелюрами, что подчёркивает её вертикальную направленность. Широкие, мощные, чуть утолщённые посредине колонны отличает мужественный, суровый облик. Капитель дорической колонны состоит из круглой подушки (эхина) и квадратной плиты (абаки). Балка архитрава гладкая, фриз разделён на триглифы (прямоугольные плиты с тремя вертикальными желобками) и квадратные метопы. Завершается антаблемент профилированным карнизом. Двускатная кровля храма образует на торцовых сторонах пологие треугольники – фронтоны. Метопы и фронтоны украшались первоначально живописными, затем – скульптурными изображениями.
6 в. до н. э.”>
Дорические колонны храма Геры в Пестуме. 6 в. до н. э.
Второй ордер – ионический появился чуть позднее. Ионические колонны отличаются стройностью пропорций, лёгкостью и нарядностью; они тоньше и относительно выше дорических, что подчёркивается каннелюрами, между которыми оставлены узкие «дорожки». Колонна стоит на сложно профилированной базе и увенчана капителью в виде двух упругих завитков. Архитрав разделён на три горизонтальных уступа, фриз украшен сплошной линией рельефов.
Коринфская колонна храма Асклепия в Эпидавре. 4 в. до н. э.
В кон. 5 в. до н. э. появился коринфский ордер. Будучи вариантом ионического, он отличается более утончёнными и изысканными пропорциями. Коринфская капитель напоминает корзину, увитую листьями и цветами аканфа (вьющегося растения). Римский архитектор и теоретик Витрувий уподоблял дорические колонны «неукрашенной мужской красоте», ионические – «утончённости и соразмерности женщин», коринфские – «девичьей стройности». «Очеловеченные» пропорции древнегреческих колонн позволяли легко заменять их в некоторых случаях на статуи, например кариатиды.
Архитектурные ордера: а – дорический; б – ионический; в – коринфский; 1 – карниз; 2 – фриз; 3 – архитрав; 4 – капитель; 5 – ствол колонны; 6 – база
Размеры всех частей ордера были строго согласованы между собой в соответствии с определённой мерой. Единицей меры был радиус колонны, зная который, можно восстановить размеры всего храма (на этом основаны современные реконструкции). Высота дорической колонны – 16 радиусов, более стройной ионической – 18. Дорические колонны отстоят одна от другой на три радиуса, ионические – на пять. Высота базы ионической колонны составляет один её радиус, капители – треть радиуса, высота архитрава, фриза и карниза – по полтора радиуса.
Римляне добавили к трём классическим ордерам новые разновидности – тосканский, с гладкими, без желобков-каннелюр колоннами, и сложный, или композитный, ордер, в котором колонны завершались двумя поставленными одна над другой капителями (например, ионической и коринфской).
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
dic.academic.ru
Архитектурный ордер. Часть №1: evan_gcrm — LiveJournal
Цикл статей посвященных архитектурному ордеру просьбе: kadykchanskiy и sandra_rimskayaКлассическая ордерная архитектура прошлых веков таит в себе большую мудрость, в ней заложены основные композиционные принципы архитектурного искусства, которые являются объективными и неоспоримыми и в наше время. В классической ордерной архитектуре концентрируются и проявляются многие специфические закономерности и выразительные средства архитектурной композиции: пропорции, ритм, контраст, нюанс и т. д.
После изучения древнеримских развалин исследователь искусствовед Дж. Б. да Виньола систематизировал ордера древности. Его система легла в основу академических традиций в архитектуре. Он выделил дорийский, ионический, коринфский, тосканский, композитный ордера колонн. Наиболее декоративен коринфский ордер, который создает плавный переход от вертикального элемента колонны – столба – к горизонтальному – антаблементу. Витрувий описывал дорический ордер, сравнивая его с мужчиной, ионический ордер колонны – с грациозной женщиной, а в колонне коринфского ордера автор видел подражание стройности молодой девушки.
Принципы и закономерности построения архитектурной формы, выработанные теоретиками того времени (Витрувий I в. до н. э. и Виньола и Палладио —XVI век н. э.), получили название «Архитектурные ордера».
В своем происхождении и развитии ордер связан с так называемой стоечно-балочной конструкцией, с древней и простейшей конструкцией здания, состоящей из опор — столбов или колонн и плоского балочного перекрытия. Эта конструктивная система получила художественное выражение в архитектурном ордере.
Слово «ордер» происходит от французского слова «ordre» что означает порядок, предписание, приказ.
Архитектурный ордер — это определенный порядок архитектурных форм, в котором выделяются несущие и несомые части порядок в котором устанавливаются определенные закономерные связи между частями здания, и эта закономерная связь направлена на выражение художественного образа сооружения, это сумма правил, которыми определяются пропорции и формы сооружения.
Архитектурный ордер – тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов.
Различные ордера применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли так называемые классические ордера, сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский, – названные по наименованию областей, где они создавались.
Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены обстоятельно. Его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен.
Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки — архитрава. В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны — несущая конструкция, а архитрав — несомая. В художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.
В эпоху античной Греции сложились три вида ордера: дорический, ионический и коринфский. Свои наименования греческие ордера получили от соответствующих племен и областей Греции, и каждый имеет свою историю.
Продолжение следует
evan-gcrm.livejournal.com