Архивольт в архитектуре – Архивольт

Архивольт в архитектуре

Сущность архивольта

Архивольт в переводе с латинского означает «обрамляющая дуга». Внешне архивольт обычно представляет собой некое обрамление арочного проёма, обычно выступающее за плоскость стеновой конструкции или украшенное скульптурным декором. Данный архитектурный элемент усиливает арочную дугу. Архивольты традиционно декорируют барельефами, рельефами, фризами или росписью.

Определение 1

Архивольтом называют полукруглый или остроконечный наличник оконного или дверного проема. Архивольт нередко использовался в средневековой готической архитектуре и русском зодчестве 16-17 веков.

Архивольт состоит из нескольких каменных дуг, вписанных друг в друга. Большинство арочных проходов готических соборов обрамлены архивольтами с четырьмя или пятью дугами, они декорировались барельефами, каждый из которой иллюстрировал определенную сцену из общей концепции повествования.

Традиционный архивольт в классической архитектуре увенчивался замковым камнем, который усиливал всю конструкцию проема. В зависимости от архитектурного стиля замковый камень нередко украшается скульптурными медальонами, маскаронами и т.д. Примечательно, что в романской, византийской и готической архитектуре архивольты были лишены аграфов.

Аграф в составе архивольта

В архитектуре аграфом называют специально оформленный замковый элемент на вершине дуги окружности. В переводе с французского языка аграф означает «зажим». Этот замковый камень арочного проема служит для увеличения прочностных характеристик конструкции. Аграф, украшающий вершину арки или проема, является декоративным клинчатым элементом в случае, если он выступает из плоскости арки. Известно, что проемы с аграфами нередко использовались в архитектуре классицизма. Они встречаются и в сооружениях эпохи классицизма, в архитектуре барокко, поздней готики и даже в античном зодчестве.

Рисунок 1. Манеж в Москве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В качестве центрального закрепляющего элемента аграф стал использоваться в арочных проемах в романской архитектуре. Он соединял вершину проема с нижней частью антаблемента или карниза и украшался резьбой или рельефными изображениями.

Позднее аграфы стали использоваться в готической архитектуре в качестве детали, венчающей аркады или порталы. Здесь аграф украшался маскаронами, каменными барельефами и изображениями причудливых животных, листьев клевера или геральдических символов.

В эпоху архитектуры барокко и рококо назначение аграфа было несколько преобразовано: из опорного и несущего элемента он превратился в декоративный. Такими аграфами украшали дверные проемы и декоративные арочные ниши. Аграфы из лепнины имели клинообразную или трапециевидную форму, они украшались маскаронами с изображением херувимов, античных божеств, цветов, животных и т.д. Позднее, спустя несколько десятилетий, в период классицизма и раннего ампира изысканное украшение аграфов стало уходить в прошлое, они стали декорироваться более скромно и лаконично. В этот период главенствующими изображениями при украшении были римские орлы, львы, а также тематические военные изображения. Во внутреннем декоре аграфы стали покрывать позолотой или бронзовым напылением.

В современной архитектуре аграфы используются в качестве декоративных элементов, которые украшаются весьма разнообразно. В отличие от архитектуры XVIII-XIX веков, когда аграфы изготавливались преимущественно из камня и алебастра, в современных сооружениях при их производстве применяется полиуретан, искусственный камень, стеклофибробетон, стеклопластик и другие новейшие материалы.

Рисунок 2. Церковь Покрова на Нерли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Аграф призван дополнять архитектурный стиль оформления фасада здания и внутренних его помещений. Он обуславливает единство сооружения и придает всей композиции завершенность.

Архивольт в сооружениях

Архивольты и аграфы встречаются в таких сооружениях, как:

  • Малый театр в Москве. Данный театр является одним из старейших в России. Строительство здания было начато в 1821 году купцом В.В. Варгиным. Через три года архитектор О. Бове при формировании архитектурного ансамбля Петровской площади перестроил здание для театра. В 1840 году архитектор К.Тон занимался реконструкцией внутренней части сооружения, сохранив при этом внешний вид здания;
  • Церковь Покрова на Нерли. Этот белокаменный храм, находящийся на территории Владимирской области в России, является выдающимся памятником архитектуры владимиро-суздальской школы. От первоначального здания храма XII века до нашего времени без искажений дошел лишь основной объем – квадратный в плане четверик и глава. Стены данной церкви строго вертикальны, однако, благодаря успешно найденным пропорциям они выглядят наколенными внутрь, что визуально придает им большую высоту. Внутри здания крещатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает ощущение «высотности» интерьера. Данный храм является крестово-купольным, трёхапсидным, одноглавым, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами, оформленными архивольтами;
  • Здание Манежа в Москве. Прямоугольное в плане здание построено в стиле классицизм. Здание длиной 166 метров и шириной 44 метра было весьма крупным для времени своего строительства (1817 год). Торцовые фасады здания украшены аркадой с архивольтами из семи арочных проемов с полуколоннами. Проемы увенчиваются гладкими фронтонами без какого-либо декора. Колонны тосканского ордера, примыкающие к боковым стенам, располагаются по бокам от сводчатых окон. Под торцевыми фронтонами, а также в средней части боковых стен предусмотрены тройные деревянные ворота. Главным фасадом является Южный, выходящий на Кутафью башню – один из четырех входов в Кремль. Большое количество оконных проемов было запроектировано для того, чтобы внутреннее пространство Манежа хорошо освещалось дневным светом (площадь оконных проемов составляет около трети площади стен).

spravochnick.ru

Архивольт – Howling Pixel

Архиво́льт (итал.  archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Литература

Ссылки

Баптистерий в Пизе

Баптистерий Святого Иоанна (итал. Battistero di San Giovanni) — баптистерий на Пьяцца деи Мираколи в Пизе. Выдающийся памятник итальянской романской и готической архитектуры и скульптуры. Начало строительства — 1152 год, окончание — 1363. В хронологическом порядке это сооружение более позднее, чем Пизанский собор, и более раннее, чем Пизанская башня.

Самый большой баптистерий в мире. Высота здания — 54,86 м, диаметр — 34,13 м.

Берёзовые ворота

памятник архитектуры (федеральный)

Берёзовые воро́та — каменные ворота, расположенные на восточной границе Дворцового парка в городе Гатчина Ленинградской области. Сооружение построено в конце XVIII века по проекту известного архитектора Винченцо Бренны и по архитектонике не имеет аналогов среди других дворцово-парковых сооружений пригородов Санкт-Петербурга. Берёзовые ворота считаются одним из лучших творений архитектора в гатчинском дворцово-парковом ансамбле.

Относительно городской застройки находятся на продолжении улицы Хохлова, идущей из района Гатчины Хохлово поле в юго-западном направлении. Со стороны города рядом расположена усадьба Рождественского, в здании которой находится городской и районный отделы ЗАГС. Со стороны парка ближайшая достопримечательность — Берёзовый домик и портал «Маска».

Административно входят в состав государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Гатчина». В СССР входили в списки недвижимых памятников истории и культуры государственного значения. Включены в перечень объектов культурного наследия федерального значения Российской Федерации.

Нуждаются в реставрации.

Василёво (усадьба)

Усадьба Василёво — архитектурно-художественный ансамбль конца XVIII — начала XIX веков. Усадьба расположена в Торжокском районе Тверской области, на берегу реки Тверцы, приблизительно в 3-4 км выше города Торжка. На базе усадьбы располагается музей деревянного зодчества. Рядом с усадьбой располагается деревня Василёво.

Воскресенская арка

Воскре́сенская а́рка — проездная арка в стене Новгородского кремля, сооружённая в начале XIX века на месте разрушенной Воскресенской башни. Арка служит входом на территорию кремля со стороны Софийской площади.

Дом Мусина-Пушкина

памятник архитектуры (федеральный)

Дворец графа Мусина-Пушкина на Разгуляе — один из самых роскошных особняков допожарной Москвы, принадлежавший графу А. И. Мусину-Пушкину, одному из крупнейших деятелей Русского Просвещения. С 1835 года его занимали учебные заведения: до революции 2-я Московская гимназия, а ныне Московский государственный строительный университет. В советское время пропорции здания были искажены путём надстройки лишнего этажа. Адрес: Спартаковская улица, 2/1.

Доходный дом Яблокова

Эта статья — о зданиях в Ростове-на-Дону на перекрёстке улицы Большой Садовой и проспекта Будённовского. В Ростове-на-Дону есть также доходный дом Г. А. Яблокова (пер. Семашко, 44), тоже памятник архитектуры.Доходный дом К. И. Яблокова — здание в Ростове-на-Дону, расположенное на улице Большая Садовая, 42. Памятник архитектуры регионального значения.

Здание детского приюта

Бывший детский приют — здание в исторической части Каменска-Уральского, Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области № 859-ПП от 28 декабря 2001 года присвоен статус памятника архитектуры регионального значения.

Здание каменского мужского училища

Здание каменского мужского училища — особняк в исторической части Каменска-Уральского, Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области № 859-ПП от 28 декабря 2001 года присвоен статус памятника архитектуры регионального значения.

Интерьеры Большого Гатчинского дворца

Интерьеры Большого Гатчинского дворца являются ценным памятником архитектуры конца XVIII века. Первоначальное убранство дворца было создано по проектам архитектора Антонио Ринальди в 1770-е годы, а в 1790-е годы залы были перестроены Винченцо Бренной. Сложившийся облик парадных помещений сохранялся почти неизменным вплоть до Великой Отечественной войны, когда во время пожара отделка была утрачена. Восстановление интерьеров началось в 1976 году и продолжается до сих пор.

Казахский национальный аграрный университет

Казахский национальный аграрный университет (КазНАУ) (каз. Қазақ ұлттық аграрлық университеті (ҚазҰАУ)) — ведущий вуз Казахстана, подготавливающий специалистов для сельского хозяйства.

Константиновск

Константи́новск — город в Ростовской области России, образует муниципальное образование Константиновское городское поселение. Административный центр Константиновского района и Константиновского городского поселения.

Население — 17 055 человек (2019).

Константиновское городское поселение

Константиновское городское поселение — городское поселение в составе Константиновского района Ростовской области России.

Административный центр — город Константиновск.

Лейре (монастырь)

Лейре, Сан-Сальвадор-де-Лейре (исп. Monasterio de San Salvador de Leyre, баск. Leire, Leireko monasterioa) — бенедиктинский монастырь в Испании, в провинции Наварра. Один из старейших монастырей страны, первые упоминания о нём датируются IX веком. Памятник архитектуры; один из важнейших центров религиозной жизни Испании и место паломничества.

Нижне-Архызское городище

Нижне-Архызское городище (Архызское городище) — археологический памятник X—XII веков, остатки крупного аланского поселения, расположенные у поселка Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии. По мнению некоторых исследователей этот древний город мог быть столицей Аланского государства — Магасом (Ма’асом), описанным арабским историком Аль-Масуди. Само поселение прекратило своё существование в конце XII века, по-видимому, в результате внутренних процессов приведших к упадку Западной Алании. Посёлок Аланской епархии, являющийся частью городища, продолжал существовать до второй половины XIV века. В конце XIX века, с целью сохранения оставшихся церквей и возобновления христианства среди местного населения на территории городища был создан Александро-Невский Афонский Зеленчукский монастырь (решением Священного Синода от 1889 года, кроме монастыря, была устроена богадельня для 10 пожилых солдат и иконописная школа для детей, в которой учились в основном дети священников Ставропольской епархии), закрытый после 1917 года. Постановлением Совмина РСФСР № 35 от 28.01.1988 г. комплекс включен в состав Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника, а указом Президента РФ № 176 от 20.02.1995 г. объявлен памятником федерального значения.

Покровская церковь (Константиновск)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы — храм Русской православной церкви в городе Констаниновск. Принадлежит Волгодонской епархии. Был построен по проекту архитектора П. С. Студеникина.

Пречистенская арка

Пречи́стенская а́рка — проездная арка в стене Новгородского кремля, сооружённая в начале XIX века на месте разрушенной Пречистенской башни. Арка служит входом на территорию кремля со стороны Волхова.

Улица Серафимовича (Ростов-на-Дону)

У́лица Серафимо́вича — одна из основных улиц Ростова-на-Дону.

Находится в центре города и является одной из старейших его улиц. Ранее называлась Казанская улица. Первое упоминание о ней датируется 28 декабря 1784 года в архивах крепости Дмитрия Донского. По состоянию на 1840—1850 годы в городе было 14 улиц: 6 продольных и 8 поперечных, среди которых и Казанская.

Церковь Иоанна Предтечи (Реж)

Церковь Иоанна Предтечи — православный храм в городе Реж, Свердловской области

Решением № 535 Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 31 декабря 1987 года присвоен статус памятника архитектуры регионального значения.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)

Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

Баля́сины

 

 

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балюстра́да

 

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).

Пиля́стр

 

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.

Капите́ль

 

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Аба́ка

 

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.

Атла́нт

 

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

 

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Кариатида

 

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.

Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

 

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

 

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).

Барелье́ф

 

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Горелье́ф

 

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

 

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Пилон

 

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Портик

 

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.

Колоннада

 

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.

Сандрик

 

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.

Филёнка

 

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.

Картуш

 

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Молдинг

 

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

Кронштейн

 

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).

Цо́коль

 

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Архивольт

 

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.

Портал

 

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.

Аркада

 

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.

Э́ркер

 

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).

Каннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

www.arhitek24.ru

Значение слова «архивольт» в 4 словарях

существительное

Значение слова архивольт

Все словариАрхитектурный словарьЭнциклопедический словарьСловарь ЕфремовойЭнциклопедия Брокгауза и Ефрона

Архитектурный словарь

архивольт

(итал. archivolto, от лат. arcus volutus – обрамляющая дуга)

архитектурная деталь, составляющая обрамление арочного проёма. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом её обработки.

|

* * *

лепной архитрав, криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

|

* * *

Рельефная окантовка арочного изгиба вдоль его края.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Энциклопедический словарь

архивольт

(итал. archivolto), обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.

Словарь Ефремовой

архивольт

м.
Обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены (в
архитектуре).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

архивольт

(греч.). – Архивольтом называется архитектурная тяга, которая идет обыкновенно по краю арки с ее лицевой стороны (см. “Архитектура”, прил. I, черт. 3-й).

Добавить свое значение

Значения слов синонимов к слову архивольт

Синонимы к слову архивольт

znachenie-slova.ru

архивольт — Викисловарь

В Википедии есть страница «архивольт».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.архиво́льтархиво́льты
Р.архиво́льтаархиво́льтов
Д.архиво́льтуархиво́льтам
В.архиво́льтархиво́льты
Тв.архиво́льтомархиво́льтами
Пр.архиво́льтеархиво́льтах

ар-хи-во́льт

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [ɐrxʲɪˈvolʲt]

Семантические свойства[править]

ru.wiktionary.org

Архитектура — ТехЛиб СПБ УВТ

Метка ‘Архитектура’

 

Маскарон – (франц. mascaron, от итал. mascherone — большая маска) маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного. М. помещаются преимущественно на  арках замках, оконных и дверных проёмов, на фонтанах (с отверстием для выпуска струи воды), а также на мебели, сосудах.

В архитектуре маскарон – это выпуклый лепной орнамент в виде маски или человеческого лица или животного анфас, с серьезным или карикатурным выражением, иногда окруженного листвой и нередко выступающий на средине фигурной картуши. Маскароны, в отличие от устрашающих горгулий, могут также носить комический, нейтральный или романтический облик. Обыкновенно его помещают, как украшение, на замковых камнях арок, в средине верхней части облицовки окон и дверей, под антаблементами и балконами, при отверстиях фонтанных труб и т. д. В России маскароны появляются в архитектуре петровского барокко начала XVIII века. Маскароны были особенно в моде в XVII и ХVIII ст., и архитекторы той эпохи обильно декорировали ими фасады дворцов, богатых домов, загородных вилл и др. зданий.

Читать далее…

 

 Базилика (греч. Basilike – царский дом; в Афинах – портик, где заседал архонт-базилевс) —  вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Первые христианские базилики имели деревянное открытое строительное перекрытие, которое позднее сменилось каменным сводчатым.

Крытые залы — базилики – занимали важное место в строительстве еще со времен Древнего Рима. Они служили для различного рода собраний и заседаний трибунала. Это вытянутые в плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства — нефы. Средний неф делался шире и выше боковых, освещался через проемы в верхней части стен.

Читать далее…

Горгульи известны как чудовища, украшающие средневековые храмы. Символизировали силы демонического и населенного драконами подземного мира. Считалось, что они укрощены высшей духовностью, средоточием которой является храм. Об этом свидетельствует их расположение в иерархии орнаменталистики: они всегда подчинены ангельским, небесным образам и не занимают центрального положения. Горгулья – образ сил хаоса, располагающегося на периферии мира, воплощение демонического начала, подчиненного высшей божественной воле. Являются неотъемлемой частью представления об упорядоченном мироздании как преодолевшем стадию хаоса; поставлены на службу ангелам либо другим божественным персонажам. В мифологиях других народов горгульями называют низших по отношению к богам сверхъестественных персонажей, злых духов.

Уродливые фигуры, сидящие на карнизах соборов. Зловещие тени, прячущиеся в глубине церковных хоров. Жутковатые обитатели средневековых бестиариев. Европейская церковная архитектура 12-15 веков породила немало странных существ, внешний вид которых говорит о нездоровой, но, бесспорно, щедрой фантазии древних зодчих. Эти каменные, металлические и деревянные чудовища являются теми немногими представителями средневекового зверинца несуществующих монстров, которые могут быть с полным правом названы “готическими”.

Читать далее…

Замковый камень – элемент архитектурно-лепного декора фасада здания.

Замковым называется камень, заклиниваюший в центре конструкцию надоконной перемычки или дверного проема. Этот мотив восходит к реальной каменной конструкции. Замковый камень действительно определяет прочность и долговечность конструкции, являясь главным фасадным камнем облицовки здания. Из-за бокового распора камни клинообразной формы держатся сами собой. Замковый камень последним устанавливается в конструкции арки или свода и прочно «запирает» всю конструкцию. Важная конструктивная роль замка, обеспечивающего надежность конструкции, чаще всего метафорически изображается львиной маской (лев – извечный символ могущества и силы), а иногда мужскими и женскими масками, скульптурными маскаронами.

Читать далее…

Архивольт — итал.  archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

 

 
Разрез архивольта из «Архитектурного словаря» (1856)

 

Архивольт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Архитектурный словарь:

 

 

Карни́з (от греч. κορωνίς – кривой) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным или дверным проёмом называется сандриком.

Карниз – верхняя часть антаблемента, предназначенная для защиты стен от дождя; во всех ордерах имеет трёхчастное деление на поддерживающую, свешивающуюся и венчающую. Основной частью его является свешивающаяся, называемая также выносной плитой, или слезниковым камнем. На нижней поверхности слезника делается выемка, называемая съёмцами, для прерывания потока дождевой воды.

Читать далее…

Архитекто́ника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — строительное искусство) — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Близкородственным, хотя и более узким понятием в применении к искусству является также термин тектоника.

Зримая архитектоника станции метро Ориенте, Лиссабон

Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др.-греч. ἀρχι (archi) — главный и др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение). Это слово является абсолютно однокоренным со словами: архитектор (по древне-русски это слово вообще звучало как архитектонъ, главный строитель) и архитектура (основа строения). В отличие от двух упомянутых терминов, архитектоника — обозначает главный (основной) принцип построения и общую систему связей между отдельными частями композиции художественного целого.

Читать далее…

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Верхняя часть здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах.

Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, треугольное поле или тимпан которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. В последнюю пору римского искусства появились фронтоны другой формы, перешедшие потом в архитектуру эпохи Возрождения, а именно такие, в которых наклонные карнизы заменяются одним непрерывным дугообразным карнизом, так что образуется тимпан в виде сегмента круга. В позднейшее время форма фронтонов разнообразилась ещё более: появились фронтоны в виде трапеции, с боковыми карнизами, не сходящимися вверху, в форме равностороннего треугольника и др. Такие фронтоны устраиваются преимущественно не над фасадами, а над окнами, дверями и крыльцами.

Читать далее…

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.  Читать далее…

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

По материалам Википедии

Архитектурный словарь:

 

tehlib.com

архивольт — Орфографический словарь Лопатина

архивольт — Орфографический словарь Лопатина
  1. Орфографический словарь Лопатина

орф.

архивольт, -а

Источник: Русский орфографический словарь Лопатина на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. АРХИВОЛЬТ — АРХИВОЛЬТ (итал. archivolto) — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Большой энциклопедический словарь
  2. Архивольт — (итал. archivolto, от лат. arcus volutus — обрамляющая дуга) архитектурная деталь, составляющая обрамление арочного проёма. А. выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом её обработки. См. илл. к ст. Арка. Большая советская энциклопедия
  3. архивольт — архивольт м. Обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены (в архитектуре). Толковый словарь Ефремовой
  4. архивольт — [ит.] – архит. наружное обрамление (наличник) пролёта арки, чаще всего профилированное Большой словарь иностранных слов
  5. архивольт — сущ., кол-во синонимов: 1 наличник 7 Словарь синонимов русского языка
  6. архивольт — АРХИВОЛЬТ -а; м. [итал. archivolto]. Архит. Обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Толковый словарь Кузнецова
  7. Архивольт — (итал. archivolto, от лат. arcus volutus — обрамляющая дуга) архитектурная деталь, составляющая обрамление арочного проёма. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом её обработки. Архитектурный словарь
  8. Архивольт — (греч.). — Архивольтом называется архитектурная тяга, которая идет обыкновенно по краю арки с ее лицевой стороны (см. “Архитектура”, прил. I, черт. 3-й). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

gufo.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *