Архитектурные памятники при петре 1 – Петропавловский собор, Меншиковский дворец, Летний дворец Петра I, Палаты Кикина.

Содержание

Барокко времен Петра I на примере построек Санкт-Петербурга

Петровское барокко — направление в архитектуре, развившееся в 1697-1730 гг. в эпоху правления Петра I. Данный стиль возник на основе голландской и немецкой архитектуры.

Примеры зданий петровского барокко

Строгие и практичные здания в стиле петровского барокко очень украшают Санкт-Петербург.

Характерные черты барокко эпохи Петра I

  1. В отличие от зарубежных стилей в основе петровского барокко лежат простота, практичность и четкость линий в сочетании с барочной пластичностью и торжественностью деталей.
  2. В архитектуре петровского барокко присутствует явный отказ от византийских традиций, популярных в это время в других городах.
  3. Характерной для направления является выверенная симметрия. В плане здание четко делилось на симметричные части: по оси располагали главный вход, над входом — самый крупный торжественный зал.
  4. Один из отличительных признаков — двухцветная окраска зданий. Оштукатуренные стены окрашивали яркими красками. Синий, зеленый или красный цвет сочетали с белым для достижения контраста.
  5. Особенность стиля — вертикальное членение стен пилястрами.
  6. Наиболее представительные здания акцентировались башнями. Центральную часть украшали нарядными наличниками, а окна часто имели сложную форму.

Известные архитектурные постройки в стиле петровского барокко

Изначально Санкт-Петербург строился как крепость и порт и лишь позднее стал столицей. Эти условия повлияли на стиль города, главные планировочные узлы — Петропавловская крепость и Адмиралтейство.

Городу требовалась новая архитектура, и ее воплощали в жизнь в основном иностранные зодчие. Влияние на стиль города оказали архитекторы Доменико Трезини и Николо Микетти из Италии, Георг Иоганн Маттарнови, Теодор Швертфегер и Андреас Шлютер из Германии, а также голландец Стефен ван Звитен и француз Жан-Батист Леблон.

Благодаря влиянию зодчих со всего мира петербургское барокко включает в себя черты итальянского барокко, голландского и немецкого стиля и французского классицизма.

Ближнее рассмотрение фасада Адмиралтейства
Фасад здания Главного Адмиралтейства.
Кораблик на шпиле Адмиралтейства вблизи
Один из символов Санкт-Петербурга — кораблик на шпиле Адмиралтейства.
Адмиралтейство и белые ночи
Адмиралтейство было задумано Петром I как верфь. Чертежи составлял сам Петр I.
Петропавловский собор в Петропавловской крепости
Здание Петропавловского собора — одно из первого зданий Санкт-Петербурга. Хорошо сохранилось до наших дней.

Троицкий Александро-Невский монастырь

Здание начали возводить в 1717 г., строительством руководил немец Кристоф Конрад, позднее, в 1720 г., его сменил Теодор Швертфегер.

По задумке Петра I Троицкий Александро-Невский монастырь должен был стать главной русской монастырской обителью.

Немецкий архитектор кардинально переработал проект — монастырь представлял собой не просто место для молитв, а торжественный дворцовый ансамбль.

В основе конструкции лежали характерные для петровского барокко пилястры. Изящные башни запроектировали в стиле южно-немецкого барокко, конструкцию украшал шпиль с волютами.

Не все идеи Швертфегера были воплощены в жизнь, собор просуществовал немногим более 30 лет. Из-за болотистого грунта фундамент здания дал осадку, на стенах монастыря появились трещины.

В 1753 г. вышел указ императрицы Елизаветы Петровны о сносе монастыря. Работы продолжались несколько лет. Позднее был сооружен новый собор в стиле строгого классицизма.

Изображение монастыря в наше время
Фотография Александро-Невской лавры в наше время.
Троицкий Александро-Невский монастырь на гравюре
Гравюра А.Зубкова. Монастырь перестраивался, поэтому посмотреть, каким он был во времена Петра I можно только по историческим документам и гравюрам.

Кунсткамера и Академия наук

Кунсткамера — музей, не имеющий аналогов в России. Он был основан лично Петром I. Император увлекался коллекционированием необычных предметов и древностей и хотела собрать их в одном месте.

Строительство продолжалось с 1718 по 1734 г. Проект музея создал Георг Иоганн Маттарнови.

Фасад Кунсткамеры выполнен в стиле, характерном для петербургского барокко: простые барочные элементы сочетаются с главной башней. В основе здания лежит равное число осей, а на фасадах расположено множество пилястр.

Основой Кунсткамеры стал Кабинет редкостей, располагавшийся в Москве. Московская выставка была перевезена в новую столицу и много раз переезжала с места на место: изначально Кабинет находился в Летнем дворце, но помещение стало слишком тесным для обширной коллекции экспонатов, тогда был осуществлен переезд в Кикины палаты, а затем построено отдельное здание.

Кунсткамеру признали одним из лучших европейских музеев еще при жизни Петра I. Со всего мира приезжали ученые для изучения необычной экспозиции.

Академия наук на Васильевском острове
Для развития просвещения по указу Петра I была создана Академия наук.
Ближе можно расмотреть особенности архитектуры
Фасад Кунсткамеры.
Музей Кунсткамера
Первый музей Санкт-Петербурга — Кунсткамера.

Павильон «Эрмитаж»

Павильон «Эрмитаж» построен на берегу Финского залива по проекту архитектора Браунштейна. Строительство здания продолжалось с 1721 по 1725 г.

В переводе с французского языка название павильона означает «место уединения». Это во многом объясняет его конструктивные особенности: двухэтажное здание было отделено рвом и мостом с подъемным механизмом. В центральной части павильона располагается фронтон с широким балконом. Стены здания украшают характерные для стиля пилястры, объединяющие оба этажа.

На верхнем этаже находился торжественный зал для банкетов в узком кругу, полностью изолированный от первого этажа. Доступ в него можно было получить, поднявшись на кресле с подъемным механизмом. В середине комнаты стоял стол на 14 человек.

По звонку колокольчика блюда подавались в зал с первого этажа с помощью специальных механизмов. Гости могли отправлять записки с заказами прямо на первый этаж, не спускаясь.

Вид балкон павильона "Эрмитаж"
Балкон павильона «Эрмитаж».
Павильон "Эрмитаж" выполнял развлекательную функцию
Такие сооружения были распространены в XVIII—XIX веках.

Петропавловский собор

Петропавловский собор — главное сооружение Петропавловской крепости. Здание хорошо сохранилось до наших дней.

До 1712 г. это была небольшая деревянная церковь, которую решено было перестроить в камне. Строительными работами руководил Доменико Трезини. В первую очередь была возведена колокольня с тонким высоким шпилем. За основу проекта взят шпиль церкви Святого Петра в Риге, который произвел на императора особое впечатление.

Главный фасад Петропавловского собора по замыслу архитектора должен был сочетать в себе итальянские и североевропейские традиции. Строительство закончили в 1733 г., тогда же произошло его торжественное освящение.

Петропавловская крепость - вид с Невы
Петропавловская крепость находится на Заячьем острове. С нее началось строительство города.
Петропавловский собор
Главное здание крепости — Петропавловский собор.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец считается первым каменным дворцом в Петербурге. Он был построен для губернатора Александра Даниловича Меншикова.

Барочный дворец возведен Джованни Мария Фонтаном и Иоганном Готфридом Шеделем. Работы проводились с 1710 по 1727 г.

Помещения здания использовали для торжественных приемов, здесь проводили свадьбы и пиры. Дворец удивлял масштабом и роскошью: зал для ассамблей, парадная приемная и другие помещения.

Главный фасад украшен пилястрами с каменными капителями, в завершении которых расположен аттик с шестью скульптурами: Зевса, Нептуна, Меркурия, Марса, Венеры и Юноны. В четырехэтажном здании располагалась лоджия для оркестров.

Крыша с изломом характерна для петровского барокко. Внутренне убранство соответствовало внешней роскоши: комнаты облицевали плиткой с кобальтовой росписью.

В 1727 г. Меншикова обвинили в казнокрадстве, и его дворец был отдан под Кадетский корпус.

Фасад Меншиковского дворца
Фрагмент фасада Меншиковского дворца.
Дворец Александра Даниловича Меншикова
Построен для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова.

Летний дворец Петра I

Летний дворец построен по проекту итальянца Доменико Трезини в 1711-1712 гг. Император жил во дворце с 1712 по 1725 г. только с мая по октябрь, так как стены дворца тонкие, а рамы окон и балконов одинарные.

Дворец сохранился практически в первозданном виде, перестраивалась только крыша. По облику здания можно четко увидеть вкусы и предпочтения Петра I.

Дворец построен в голландском стиле, на стенах расположены 29 барельефов, на большинстве из которых можно увидеть море и петровские галеры. Прослеживаются и мифологические сюжеты: главный фасад украшает Минерва, окруженная военными трофеями.

Барельефы выполнялись Шлютером, но после его смерти работу заканчивали другие мастера, оставшиеся неизвестными. Предполагают, что над созданием барельефов трудилось несколько человек, т.к. качество исполнения работы разное.

Здание дворца — двухэтажное, прямоугольное, сделанное из кирпича. На крыше расположен флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего змея своим копьем.

Рядом с Летним дворцом расположился летний сад, вначале носивший название «Царский огород».

Летний дворец Петра Первого
Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец скромен: состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.
Фасад Летнего дворца
Фасад Летнего дворца.

Кикины палаты

Еще один памятник эпохи петровского барокко — Кикины палаты. Строительство здания началось 1714 г. для советника Кикина Александра Васильевича.

Изначально палаты планировались одноэтажными над подвалом и двухэтажными в центральной части здания. В 1720 г. второй этаж был надстроен и над боковыми крыльями.

Структура здания характерна для эпохи Петра I: фасад выполнен в красно-белых тонах, первый этаж украшают одинарные пилястры, а на втором этаже расположены парные. Фасады декорированы лопатками, а на боковых ризалитах расположены изогнутые фронтоны.

Внешний вид сооружения напоминает Петергофский дворец, в основе обоих зданий мог лежать один проект.

Кикин был обвинен в казнокрадстве в 1718 г., и палаты перешли в казну. В здании расположили петровскую коллекцию раритетов. В 1719 г. в палатах расположились Кунсткамера и библиотека, а в 1733 — полковой лазарет.

Кикины палаты
Единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина.
Кикины палаты - вид фасада сбоку
В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I.

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий расположено на Васильевском острове. Первый проект создал Доменико Трезини.

Главная функция — административная, в здании располагались 12 коллегий, сформированных вместо устаревших приказов.

Строительство началось в 1722 г., в 1734 Трезини умирает и процессом возведения руководит Михаил Земцов, позже его сменяет Джузеппе Трезини. Работы были завершены в 1744 г., но собрания проводились с 1732 г.

Здание коллегий объединено общим фасадом. Все 12 фасадов имеют общий облик, отличия только в украшениях фронтонов.

У каждого корпуса расположен отдельный вход. Первый этаж предназначался для торговых помещений и представлял собой открытую галерею. На двух верхних этажах окна обрамляли фигурные наличники, характерные для петровской архитектуры того времени.

Фасад здания Двенадцати коллегий
Фасад здания Двенадцати коллегий.
Здание Двенадцати коллегий
Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций.

Здание Двенадцати коллегий представляет собой самый крупный памятник эпохи петровского барокко — его протяженность составляет более 400 м.

inthi.ru

Петровский Петербург. Часть 1

Небольшая прогулка к старейшим каменным зданиям – к историко-архитектурным памятникам XVIII века петровской эпохи.

Все эти здания, разные по статусу и назначению, объединяет одно – они закладывались и строились во времена правления Петра I. Архитектурный стиль того времени называют “петровский барокко”.

Для него характерны симметрия и простота объемов, высокие крыши “с переломом”, двухцветная окраска фасадов, мелкая расстекловка окон. Фасады здания поэтажно декорированы пилястрами разных ордеров. Ризалиты центрального корпуса увенчаны фронтонами с массивными княжескими коронами. Парадный вход, чаше всего, решен в виде каменного портала, акцентирован портиком, над которым находится балкон.

Летний дворец Петра I

Одно из старейших каменных зданий города построено по проекту “основного архитектора петровского” Санкт Петербурга Доменико Трезини в 1710-1712 годах. Оформление двухэтажного дворца скромное и сдержанное, дом сохранился до наших дней с незначительными изменениями. Непередаваемое ощущение подлинности.

По преданию, Петр I поручил возвести дворец так, чтоб тот символизировал новую политику России. Тогда Трезини расположил здание следующим образом: шесть из двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть – строго на запад. “Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку”, – пояснил архитектор, и Петр I одобрил такое выражение своих идей.

Дворец Петра I в XXI веке

Дворец Петра I в XXI веке

Дворец ни разу не перестраивался, хотя были изменения и потери в оформлении интерьеров. До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик дома, живописные плафоны аллегорического содержания, отдельные предметы мебели. Уникальный ветровой прибор в кабинете Петра I по-прежнему показывает время, направление и силу ветра. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты. Одна из 14 комнат дворца при жизни императора была заполнена токарными и слесарными инструментами.

Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры этого памятника.

Гравюра XIX века

Гравюра XIX века

С 2004 года Летний дворец входит в состав Государственного Русского музея. В экспозиции выставлены личные вещи Петра Великого и Екатерины I, а также мебель, живопись, шпалеры, стеклянные и фарфоровые изделия петровской эпохи. С 2015-го дворец находится на реконструкции.

Адрес: набережная Кутузова, 2. Летний сад

Официальный сайт Русского музея: http://www.rusmuseum.ru/

Дворец Меньшикова

Петр I пожаловал своему соратнику, первому губернатору Санкт-Петербурга Александру Меншикову территорию Васильевского острова, на котором в 1710 году по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя началось строительство парадного дворца.

Усадьба светлейшего князя с цветником и садом, баней, медоварней, хлебопекарней, кузницей протянулась через весь остров от Большой до Малой Невы. Петр I называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды.

В 1731 году всю усадьбу передали Кадетскому корпусу. Территорию и дворцовый ансамбль видоизменили под новые нужды. Со временем от огромного Посольского дома сохранился только дворец.

В 80-х годах прошлого столетия здание дворца вошло в музейный комплекс Эрмитажа. Экспозиция знакомит с историей и культурой России XVIII века.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец

Адрес: Васильевский остров, Университетская наб., 15

Официальный сайт Эрмитажа – http://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage?lng=ru

Петропавловский собор

16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года на небольшом острове в дельте Невы заложили крепость. Спустя полтора месяца в центре цитадели стали возводить деревянную церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла. Позднее крепость неофициально тоже стали называть Петропавловской.

Петропавловский собор

Петропавловский собор

В 1712-ом, когда Санкт-Петербург стал столицей России, заложили каменный собор. Сооружение собора по проекту и под руководством архитектора Д. Трезини заняло 20 лет – с 1712 по 1732 год. 29 июня 1733 года в день Св. Апостолов Петра и Павла храм освятили.

P.S. Программу иконостаса составили Петр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович.

Иконостас собора

Иконостас собора

В 1919 году Петропавловский собор закрыли, потом в нем устроили музей, в 1954-ом передали Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга). Собор соединен галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной для погребения великих князей – членов императорского дома Романовых. Ныне в соборе есть дни богослужений.

Адрес: Петропавловская крепость, Соборная площадь, 1

Петропавловская крепость входит в музейный комплекс Государственного музея истории Санкт-Петербурга – http://www.spbmuseum.ru/

Кикины палаты

Палаты – одни из старейших памятников гражданской архитектуры XVIII века. Название получили по имени первого владельца – адмиралтейств-советника А. В. Кикина, петровского сподвижника. В течение долгого времени судьба баловала богатого и влиятельного вельможу, поэтому он “замахнулся” на строительство роскошного дома, похожего на дворец (1714-1720 гг.). Предполагается, что Кикин враждовал с Меньшиковым, и он же способствовал побегу царевича Алексея за границу. Как следствие по приказу Петра I его арестовали и казнили 17 марта 1718 г.

Кикины палаты

Кикины палаты

До строительства Кунсткамеры в кукинских палатах хранилась коллекция императора и его библиотека. Далее в них находились различные учреждения, в 1829 году здание перестроили, а декор в стиле барокко уничтожили.

Во время войны Палаты сильно пострадали. В 1952-1956 годах архитектор Ирина Бенуа восстановила их в предполагаемом первоначальном виде.

В настоящее время в здании размещается музыкальный лицей.

Адрес: Ставропольская ул., 9.

На городской карте

На городской карте

Читать продолжение – “

perexilandia.org

Архитектура Петербурга при Петре I

Работу выполнила Михеева Светлана Васильевна

Работу выполнила

Михеева

Светлана Васильевна

Начало XVIII века было знаменательно для России переменами и значительными достижениями. Это эпоха Петра Великого, его реформ в политике и экономике. Происходили большие преобразования общественной жизни России, культуры.

Начало XVIII века было знаменательно для России переменами и значительными достижениями.

Это эпоха Петра Великого, его реформ в политике и экономике. Происходили большие преобразования общественной жизни России, культуры.

Важнейшие составляющие и городской структуры, и образа города XVI - XVII веков – храмы. Русские церкви были не очень большие, но их было очень много. В старых русских городах все дороги вели к Храму. Ядро традиционного русского города – Кремль, точнее – Кремль-город. Древний панорамный план Московского Кремля называется «Кремленград». Город по-русски – это поселение, имеющее ограду, то есть укрепления. Ближе к центру тесно стояли церкви, в центре был Кремль с кустом церквей и башен, возглавляемых Соборной колокольней Приход каждой церкви в русском городе включал несколько десятков дворов-домохозяйств, или домосемейств.

Важнейшие составляющие и городской структуры, и образа города XVI – XVII веков – храмы. Русские церкви были не очень большие, но их было очень много. В старых русских городах все дороги вели к Храму.

Ядро традиционного русского города – Кремль, точнее – Кремль-город. Древний панорамный план Московского Кремля называется «Кремленград». Город по-русски – это поселение, имеющее ограду, то есть укрепления.

Ближе к центру тесно стояли церкви, в центре был Кремль с кустом церквей и башен, возглавляемых Соборной колокольней

Приход каждой церкви в русском городе включал несколько десятков дворов-домохозяйств, или домосемейств.

Важнейшие составляющие и городской структуры, и образа города XVI - XVII веков – храмы. Русские церкви были не очень большие, но их было очень много. В старых русских городах все дороги вели к Храму. Ядро традиционного русского города – Кремль, точнее – Кремль-город. Древний панорамный план Московского Кремля называется «Кремленград». Город по-русски – это поселение, имеющее ограду, то есть укрепления. Ближе к центру тесно стояли церкви, в центре был Кремль с кустом церквей и башен, возглавляемых Соборной колокольней Приход каждой церкви в русском городе включал несколько десятков дворов-домохозяйств, или домосемейств. Постройки в российских городах XV – XVII веков были деревянные. Из-за этого непрочными и недолговечными. Так в 1415, 1418, 1422, 1445, 1451, 1453, 1458, 1468, 1470, 1473, 1468, 1475, 1480, 1485, 1488, 1492 и 1493  г.г. прошли разрушительные пожары. 18 страшных пожаров только в Москве за один век! И все равно строили деревянные дома, хотя потихоньку переходили на камень для важных зданий.

Постройки в российских городах XV – XVII веков были деревянные. Из-за этого непрочными и недолговечными. Так в 1415, 1418, 1422, 1445, 1451, 1453, 1458, 1468, 1470, 1473, 1468, 1475, 1480, 1485, 1488, 1492 и 1493 г.г. прошли разрушительные пожары. 18 страшных пожаров только в Москве за один век! И все равно строили деревянные дома, хотя потихоньку переходили на камень для важных зданий.

Древняя русская жизнь исчерпала себя вполне. Она развила все начала, которые в ней скрывались, все типы, в которых непосредственно воплощались эти начала. Она сделала все, что могла, и, окончив свое призвание, прекратилась. В XVII в. наше государство дошло до полной несостоятельности, нравственной, экономической и административной, и могло выйти на правильную дорогу только путем резкой реформы.

Древняя русская жизнь исчерпала себя вполне. Она развила все начала, которые в ней скрывались, все типы, в которых непосредственно воплощались эти начала. Она сделала все, что могла, и, окончив свое призвание, прекратилась.

В XVII в. наше государство дошло до полной несостоятельности, нравственной, экономической и административной, и могло выйти на правильную дорогу только путем резкой реформы.

Петр I вывел Россию из этого кризиса на новый путь. Преобразования Петра представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей Петра в области культуры.

Петр I вывел Россию из этого кризиса на новый путь. Преобразования Петра представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей Петра в области культуры.

Известный историк и публицист М.М. Щербатов считал, что путь пройденный страной при Петре I, без него пришлось бы преодолевать два столетия. Карамзин в начале XIX века полагал, что на это потребовалось бы шесть столетий.

Известный историк и публицист М.М. Щербатов считал, что путь пройденный страной при Петре I, без него пришлось бы преодолевать два столетия.

Карамзин в начале XIX века полагал, что на это потребовалось бы шесть столетий.

Архитектурные сооружения петровского времени имеют четкий конструктивный порядок, состоя из несущих стен, колонн и несомых сводчатых и плоских потолков и перекрытий.

Архитектурные сооружения петровского времени имеют четкий конструктивный порядок, состоя из несущих стен, колонн и несомых сводчатых и плоских потолков и перекрытий.

Петропавловский собор Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем, высота которого достигала 45 м. В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам.

Петропавловский собор

Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем, высота которого достигала 45 м.

В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам.

Пять Зимних дворцов было выстроено в Санкт-Петербурге в разные периоды.    Дошедший до наших дней Зимний дворец был возведен выдающимся архитектором Б. Растрелли в 1754-1762 годах для императрицы Елизаветы Петровны, не дожившей до его завершения. Этот грандиозный дворец - апофеоз русского барокко. Он должен был доминировать в центре города, символизируя богатство и величие России. Сегодня в нем расположен музей Эрмитаж.

Пять Зимних дворцов было выстроено в Санкт-Петербурге в разные периоды.  

Дошедший до наших дней Зимний дворец был возведен выдающимся архитектором Б. Растрелли в 1754-1762 годах для императрицы Елизаветы Петровны, не дожившей до его завершения. Этот грандиозный дворец – апофеоз русского барокко. Он должен был доминировать в центре города, символизируя богатство и величие России. Сегодня в нем расположен музей Эрмитаж.

Вид на Невский проспект и Строгановский дворец. Третья четверть XVIII века Строительство начато в марте 1753 года (архитектор Ф. Б. Растрелли). 15 декабря 1753 состоялся бал по случаю новоселья, который посетила императрица Елизавета Петровна.

Вид на Невский проспект и Строгановский дворец.

Третья четверть XVIII века

Строительство начато в марте 1753 года (архитектор Ф. Б. Растрелли).

15 декабря 1753 состоялся бал по случаю новоселья, который посетила императрица Елизавета Петровна.

Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека.

Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека.

Дворец Меншикова Дворец А.Д.Меншикова, первого губернатора Петербурга музей русской культуры первой трети XVIII в. Дворец построен в 1710-1714 гг. архитекторами Д.М.Фонтана и Г.И.Шеделем. Здесь проходили первые в Петербурге парадные приемы и празднества.     Необычайно интересны интерьеры, полностью отделанные голландской изразцовой плиткой

Дворец Меншикова

Дворец А.Д.Меншикова, первого губернатора Петербурга музей русской культуры первой трети XVIII в. Дворец построен в 1710-1714 гг. архитекторами Д.М.Фонтана и Г.И.Шеделем.

Здесь проходили первые в Петербурге парадные приемы и празднества.    

Необычайно интересны интерьеры, полностью отделанные голландской изразцовой плиткой

Летний сад У Летнего сада Небо нежно-голубое  Прячут в мягкие подушки  Груды серых облаков.  В бледно-матовом покое  Незапятнанных снегов  Ровный полог. Вдоль опушки  Я иду. Мелькают прутья  Строго вычурной решетки  Меж законченных колонн.  Здесь оставлен оттиск четкий  Отошедший в даль времен.  С ним себя могу сомкнуть я.  Вдоль возделанной аллейки  Статуй домики седые  Протянулись полосой,  И недвижна на скамейке  Дева с русою косой.  Все, как в дни давно былые. Владимир Пяст 1909 год У истоков маленькой речки Безымянный Ерик напротив первого дворца Петра I его Домика император решил создать одно из чудес нового города - регулярный Сад,

Летний сад

У Летнего сада

Небо нежно-голубое Прячут в мягкие подушки Груды серых облаков. В бледно-матовом покое Незапятнанных снегов Ровный полог. Вдоль опушки Я иду. Мелькают прутья Строго вычурной решетки Меж законченных колонн. Здесь оставлен оттиск четкий Отошедший в даль времен. С ним себя могу сомкнуть я. Вдоль возделанной аллейки Статуй домики седые Протянулись полосой, И недвижна на скамейке Дева с русою косой. Все, как в дни давно былые.

Владимир Пяст 1909 год

У истоков маленькой речки Безымянный Ерик напротив первого дворца Петра I его Домика император решил создать одно из чудес нового города – регулярный Сад, “лучше чем в Версале у французского короля”.

Петергоф Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во Франции, возник у Петра I в 1714 году. Общая концепция планировки парков и дворцов Петергофа принадлежит императору. Впервые Петергоф (нем.  Peterhof  — Петров двор) упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. Петергофский дворец построен в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту И. Браунштейна, Ж.-Б. Леблона, а затем Н. Микетти.

Петергоф

Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во Франции, возник у Петра I в 1714 году. Общая концепция планировки парков и дворцов Петергофа принадлежит императору.

Впервые Петергоф (нем.  Peterhof  — Петров двор) упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива.

Петергофский дворец построен в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту И. Браунштейна, Ж.-Б. Леблона, а затем Н. Микетти.

multiurok.ru

Архитектура XVIII века: Пётр I

Понятно, почему Петр, самодержавный царь крепостнического государства, поначалу с таким жаром ухватился за традиции бюргерской Голландии: тут все было ему на руку — опыт в мастерствах, опыт в науках и, главное, опыт общения с морем и покорения моря. Из Голландии Петр выписывал мастеров и художников, там покупал картины, сам обучался там корабельному делу, а свое великое детище — Петербург — ему хотелось сделать похожим на Амстердам.

Большие возможности для дальнейшего развития русского зодчества раскрылись в строительстве нового города на берегах Неве, заложенного первоначально как порт и крепость, но вскоре превращенного в столицу. С самого начала Петербург строился как город, а не как собрание помещичьих усадеб: указом 1714 г. Петр категорически запретил строиться в глубине дворов, фасады должны были вытягиваться вдоль улиц, прямых и широких.

Строительство Петербурга сопровождалось большими работами по укреплению берегов Невы и малых рек, сооружению каналов. Для успешного решения новых задач были приглашены иностранные архитекторы, помогавшие быстрее освоить опыт западноевропейского строительства; одновременно русских мастеров посылали для обучения за границу. Из числа приглашенных иностранных зодчих значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказали только те, которые в России прожили долго, познакомились с местными условиями, широко и серьезно подошли к решению поставленных задач. Наиболее крупным среди них был Д. Трезини, соорудивший Петропаловский собор и Петропаловские ворота в крепости, спроектировавший здание Двенадцати коллегий и Гостиный двор. Здания, построенные Доменико Трезини, способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского барокко.

Крупнейшими русскими зодчими, творчество которых сложилось в процессе строительства Петербурга, были М. Земцов, И. Коробов, П. Еропкин. Общая направленность их работ характеризует важнейшие основные области строительства второй четверти ХVIII века. М. Земцов был строителем различных по назначению сооружений — дворцовых и административных. Одним из известных произведением Земцова был Аничков дворец на Невском проспекте. С именем Коробова связаны большие работы в Адмиралтействе. Еропкин был выдающимся градостроителем. Стиль архитектуры этого времени может быть охарактеризован как раннее барокко в котором сплавлены воедино русские архитектурные традиции ХVII века и привнесенные формы западноевропейского строительства. Петру-победителю хотелось быть не хуже европейских монархов, не уступать им в блеске.

Он пригласил из Франции королевского архитектора Леблона и поручил ему главную роль в строительстве загородной резиденции Петергофа, который он задумал сделать подобием Версаля и даже превзойти французский оригинал. И в самом деле, Петергоф ослепителен, особенно его центральная панорама с каскадами фонтанов. Решающей для расцвета русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Сын скульптора Растрелли, Бартоломео Растрелли-младший, был архитектором.

Его можно считать русским художником, т. к. он работал исключительно в России. Растрелли создал в полном смысле слова национальный русский стиль в архитектуре, не имеющий прямых аналогий на Западе. Русское искусство обязано ему блестящим расцветом дворцового ансамбля. Из города-порта и города-крепости Петербург был превращен им в город дворцов. Начинал он при Анне, а по-настоящему развернулся в царствование Елизаветы, то есть в 40-х и 50-х годах. Русская архитектура середины века частью создана, частью вдохновлена им. Большой Царскосельский дворец, Зимний дворец на берегу Невы, дом Строганова на Невском проспекте, собор Смольного монастыря — вот его лучшие образцы.

Они праздничны и строги, пластичны и ясны. В середине ХVIII века влияние Растрелли на современных ему архитекторов было огромно, в особенности на тех, кому приходилось строить по его чертежам. К школе Растрелли можно отнести русских архитекторов: Чевакинский — им был построен Никольский Военно-морской собор в Петербурге, Квасов строил дворец и церковь в Козельце, влияние Растрелли сказалось и на Кокоринове. Наиболее крупную фигуру в Москве представлял Ухтомский, имевший для Москвы почти такое же значение, как Растрелли для Петербурга. Из его построек наибольшее значение имеет высокая колокольня Троице-Сергиевой лавры, триумфальная арка — Красные ворота в Москве, к сожалению, снесенную.


В 60-х годах в русском искусстве наметился перелом к классицизму. Хотя полной зрелости классицизм достигает в начале ХIХ век, но уже во второй половине ХVIII русская архитектура поднимается на очень высокую высоту. Преодолев пышность барокко, его вычурность, его внешнюю парадность эти мастера достигают глубокой выразительности строгостью и простотой. Первым вестником новых идей в архитектуре был в России французский архитектор Валлен-Деламот.

Здания Деламота уже не являются дворцовыми усадьбами, но выходят прямо на улицы, всеми своими сторонами. Деламот почти не вводит скульптурных украшений в отделку основных стен. Излюбленной формой украшения в этот период становится провисающая гирлянда или легкие барельефы изображающие подвешенные на лентах различные предметы. Творчество Деламота имело большое значение для русской архитектуры: Деламот оказал большое влияние не только на своих учеников Баженова и Старова, но и на других архитекторов работающих в Петербурге. Если Петербург был центром всей культурной и политической жизни страны в первой половине ХVIII век, то во второй половине снова начинает оживать Москва. Немалую роль в этом сыграл указ о «вольности дворянской» 1761 г., освободившей помещиков от обязательной военной службы.

Со второй половине ХVIII века начинается расцвет московского строительства; на первых порах здесь строит свои дворцы-усадьбы крупнейшая знать: Разумовские, Шереметьевы, Куракины, Долгорукие и т. д. Их дворцы отличаются от петербургских больше широтой, большей «усадебностью»; недаром Москву называли «большой деревней». Труднее, чем в Петербурге, здесь изживаются наследия пышности барокко и рококо, туже идет усвоение классицизма.

Будущий русский архитектор Василий Иванович Баженов занимался в школе Ухтомского, затем учился в Московском Университете и наконец закончил Академию художеств. После заграничной командировке он поселился в Москве, с которой связаны его крупнейшие постройки и проекты. Особо видное место среди них принадлежит проекту Кремлевского дворца и строительству в Царицыне под Москвой. В отличии от характерных приемов дворцовых сооружений середины века Баженов выдвигает на первое место решение общих задач планировки. Он намечает создание на территории кремлевского холма целый системы площадей и объединяющих их проездов и задумывает весь дворец, учитывая общую планировку и конкретные особенности местности. В строительстве ансамбля в Царицыне Баженов также смело и по-новому подошел к поставленной перед ним задаче.

В отличие от дворцовых сооружений середины века он создал здесь живописный пейзажный парк с размещенными в нем небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они возведены. В своеобразных архитектурных формах царицынских построек Баженов пытался развивать традиции древнего московского зодчества. Из построек Баженова в Москве особое значение имеет бывший дом Пашкова. Зодчий хорошо использовал рельеф участка и учел место нахождение здания в непосредственной близости от Кремля. Баженов был не только замечательным зодчим-практиком, он принадлежал и к крупнейшим представителям русской художественной культуры.

Наряду с Баженовым в Москве работал М. Казаков, своим образованием обязанный школе Ухтомского. Практическая деятельность Казакова началась в Твери, но важнейшие его постройки были выполнены в Москве. Казаковым было построено много различных зданий в Москве, среди которых особенно выделяются Университет и Голицынская больница, первая крупная городская больница Москвы. В конце ХVIII века большие строительные работы вел Джакомо Кваренги, уроженец Северной Италии, он только после своего приезда в Россию получил возможность создать крупные произведения. Среди выполненных по его проектам многочисленных зданий простых и лаконичных по формам, так же преобладают общественные сооружения — Академия наук, Государственный банк, торговые ряды, учебные заведения, больница. Одна из лучших построе Кваренги — здание учебного заведения — Смольного института.

Внутренние помещения находятся у Кваренги в глубоком соответствии с внешней архитектурой. Залы его величавы уже самыми своими размерами. К тому же они почти всегда прямоугольны; Кваренги особенно увлекается квадратными планами, дающими наибольшую уравновешенность. Та же пропорциональность широко применяется Кваренги в наружном оформлении, в соответствии всех элементов здания. Творчество Кваренги от начала до конца было целостно и едино.

www.apxu.ru

Генеральный план Еропкина. 6 Генеральные планы развития Ленинграда. Памятники архитектуры петровского времени. 1 Летний дворец Петра I

РЕФЕРАТ

«ПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ»

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение.

2. Планировка Петербурга.

2.1 План 1705 года.

2.2 Петербург 1710—1712-х годов.

2.3 1712 год. Первые планы.

2.4 Градостроительные проекты 1716—1717 годов.

2.5 Генеральный план Еропкина.

2.6 Генеральные планы развития Ленинграда.

3. Памятники архитектуры петровского времени.

3.1 Летний дворец Петра I.

3.2 Меншиковский дворец.

3.3 Зимний дворец.

3.3.1 Залы Зимнего дворца.

3.4 Петропавловская крепость.

3.4.1 Основные постройки.

3.5 Кунсткамера.

3.6 Ростральная колонна.

4. Значимость и своеобразие архитектуры Петербурга.

5. Развитие русского портрета.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.

В конце XVII – начале XVIII века русское искусство переживает решительный перелом. Грандиозные масштабы строительства, главным образом в новой столице страны – Санкт-Петербурге, привели к укоренению новых принципов в архитектуре. Преобразования Петра I подвергли ломке старый патриархальный быт, утвердили светский образ жизни. Новые дворцы и дома отделываются «на европейский манер», вводится костюм общеевропейского образца. Молодых людей посылают за границу изучать архитектуру, живопись, скульптуру и декоративное искусство.

Планировка Петербурга. Петербург был построен на пустом месте: на месте будущего центра города не было никаких поселений. Предтечей плана города был план крепости Санкт-Питер-Бург, которую строили с 1703 года.

План 1705 года.

Петербург 1710—1712-х годов

1712 год. Первые планы

Объективные трудности строительства Петербурга и их преодоление.

Домик Петра I — первая постройка в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 годы.

Градостроительные проекты 1716—1717 годов.

Генеральный план Трезини. Доменико Трезини разработал план развития центра города, который предполагалось разместить на Васильевском острове. Этот проект был утверждён указом Петра I в январе 1716 года. План Трезини отражал идею Петра приблизить город к Балтийскому морю, обратив его фасад к Балтике.

Генеральный план Леблона.

В 1716 году в Петербург прибывают ещё два европейских мастера. Зимой приезжает итальянец Бартоломео Карло Растрелли со своим сыном (будущим замечательным зодчим — Бартоломео Франческо Растрелли).

Летом того же года приезжает французский королевский архитектор 37-летний Жан-Батист Александр Леблон со своей семьёй и подмастерьями. Пётр возлагал на маститого Леблона большие надежды и назначил его главным архитектором города, подчинив ему других архитекторов, включая и Трезини.

Генеральный план Еропкина. В 1737 году главным архитектором стал П. М. Еропкин.

Генеральные планы развития Ленинграда. 1935 г. — Генеральный план развития Ленинграда, переработан в 1939 г.

Памятники архитектуры петровского времени

Летний дворец Петра I.
Построен в 1710-1714 годах наподобие “образцового” дома “для именитых” в формах петровского барокко. В отделке Летнего дворца принимали участие архитекторы А. Шлютер, Н. Микетти, М.Г. Земцов.

Меншиковский дворец

Построенный для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова дворец в стиле Петровского барокко, первое каменное здание Санкт-Петербурга.

Зимний дворец.
Первый “Зимний дом” для Петра I был построен в 1711 на берегу Зимней канавки, второй – на месте современного Эрмитажного театра (1716-19, арх. Г.И. Маттарнови; перестроен в 1720-х гг., арх. Д. Трезини). В1732 В.В. Расстрели начал постройку третьего Зимнего дворца с фасадами на Неву и Дворцовую площадь (неоднократно перестраивался). Четвертый (временный) деревянный Зимний дворец был построен Растрелли в 1755 (уничтожен в 1762). Ныне существующий, пятый Зимний дворец построен в 1754-62(арх. В.В Растрелли) на месте разобранного третьего.

Залы Зимнего дворца

Иорданская лестница .

Фельдмаршальский зал.

Петровский (Малый тронный зал).

Гербовый зал.

Военная галерея 1812 года.

Георгиевский (Большой тронный) зал.

Большая церковь. Придворный собор Спаса Нерукотворного (Санкт-Петербург) бывший православный дворцовый храм.

Пикетный (Новый) зал.

Александровский зал.

Белый зал .

Большой (Николаевский) аванзал.

Золотая гостиная.

Малахитовая гостиная.

Концертный зал.

Петропавловская крепость.

Историческое ядро Санкт-Петербурга, военно-инженерный, архитектурный и исторический памятник. Заложена по повелению и плану Петра I 16 мая 1703 года на Заячьем острове (эта дата считается днём рождения города), соединена с Петроградским островом Иоанновским и Кронверкским мостами. До 1914 официальное название Санкт-Петербургская крепость, в 1914-17 – Петроградская крепость, народное название Петропавловская крепость (возникло в начале 18 в. после постройки Петропавловского собора) утвердилось как официальное с 1917.

Петропавловский собор.
Петропавловский собор Петропавловской крепости, памятник архитектуры петровского барокко. Построен в 1712-33 (архитектор Д. Трезини) на месте деревянной церкви 1703.

Кунсткамера
Кунсткамера (от немец. – кабинет редкостей, музей) – старейший музей России. Основан в 1714 на базе личных коллекций Петра I, приобретённых им во время путешествий в Западную Европу (помещались в Летнем дворце Петра I).

Ростральная колонна (лат. — нос корабля ) — отдельно стоящая колонна, украшенная носами кораблей (рострами) или их скульптурными изображениями.

В Петербурге наряду с русскими архитекторами работали приглашенные из разных стран – Голландии, Германии, Италии, Швейцарии, Франции. Различные направления зодчества Западной Европы переплелись и слились здесь воедино, приобретя новое качество. Главное же, что определило облик Петербурга,- местные духовные и материальные условия, требования заказчиков и особенности культуры страны.

Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по основным линиям:

– Архаизирующее искусство, связанное с провинциальным, т. н. «художественным примитивом», парсуна.

Парадный портрет. Как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *